Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Личностные особенности детей, страдающих острым лимфобластным лейкозом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях тяжелого соматического заболевания возникает новая жизненная ситуация, создающая дефицитарные условия для развития личности (Зейгарник, 1980; Братусь., 1988; Николаева, 1992). Согласно JI.C. Выготскому (1984) социальная ситуация развития целиком и полностью определяет тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОНКОГЕМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
    • 1. 1. Ребенок в условиях тяжелого соматического заболевания
    • 1. 2. Острый лимфобластный лейкоз. Медицинский аспект
    • 1. 3. Психологические особенности детей, страдающих онкологическими заболеваниями
    • 1. 4. Отношение родителей к больному ребенку
    • 1. 5. Адаптация родителей к болезни ребенка
  • Глава 2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Испытуемые
    • 2. 2. Методики
    • 2. 3. Статистическая обработка данных
  • Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, СТАРАДАЮЩИХ ОСТРЫМ ЛИМФОБЛАСТНЫМ ЛЕЙКОЗОМ
    • 3. 1. Самооценка, ожидаемая оценка и экспертная оценка матерей
    • 3. 2. Уровень тревожности у детей с ОЛЛ
    • 3. 3. Формирование личностных черт у детей с ОЛЛ
    • 3. 4. Изучение предпочтений в межличностном общении у детей с ОЛЛ
  • Глава 4. ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ОЛЛ И
  • ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДЕТЕЙ
    • 4. 1. Типы родительского воспитания в семьях детей с ОЛЛ
    • 4. 2. Взаимосвязи типа родительского воспитания и личностных качеств детей с ОЛЛ
    • 4. 3. Взаимосвязи типа лечения и длительности ремиссии с психологическими качествами детей с ОЛЛ
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Личностные особенности детей, страдающих острым лимфобластным лейкозом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях тяжелого соматического заболевания возникает новая жизненная ситуация, создающая дефицитарные условия для развития личности (Зейгарник, 1980; Братусь., 1988; Николаева, 1992). Согласно JI.C. Выготскому (1984) социальная ситуация развития целиком и полностью определяет тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития. В то же время ситуацию тяжелого соматического заболевания можно сравнить с кризисным периодом в развитии ребёнка, так как распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой есть основное содержание кризисных периодов развития.

Проблема выживания, преодоления или совладания (coping) с тяжелыми обстоятельствами и сохранение при этом основных жизненных ценностей стала одной из центральных в психологии личности (Маслоу, 1954; Роджерс, 1951; Франкл, 1989; Эриксон, 1974; Асмолов, 1990; Братусь, 1989; Зейгарник, 1982; Лурия, 1977). Реакция на болезнь рассматривается как интегративное образование, включающее аффективные, поведенческие, когнитивные и физиологические компоненты, которые могут функционировать как на сознательном, так и на бессознательном уровнях.

Острый лимфобластный лейкоз (OJIJI) как нозологическая единица выбран нами не случайно. В детском возрасте среди опухолей кроветворной ткани ведущее место занимают лейкозы, составляющие около 32% всех злокачественных опухолей, а до 80% всех лейкозов составляют острые лимфобластные лейкозы (Д.Г.Заридзе, 1997). Значительные успехи в лечении OJIJ1 привели к существенному увеличению продолжительности жизни детей с этим заболеванием. Кроме того, особенностью OJIJI является его стандартное течение, лечение OJ1JI проводится по определённому протоколу, поэтому предметом нашего исследования стали психологические особенности детей, страдающих OJIJI.

Начиная с 90-х годов, многие отечественные центры гематологии/онкологии стали применять хорошо опробованные на Западе интенсивные программы химиотерапии, например ALL-BFM-90, а затем создавать собственные протоколы лечения, такой как Москва-Берлин-91 (ALL-МВ-91). Значительные успехи в лечении острых лимфобластных лейкозов привели к существенному увеличению продолжительности жизни детей с этим заболеванием, в России 5-летняя безрецидивная выживаемость таких пациентов в настоящее время достигает 75−85%. Следовательно, увеличивается число детей, которые нуждаются в дальнейшей социальной адаптации после длительного изнуряющего лечения. В течение 10 ближайших лет более 1% взрослого работоспособного населения во всем мире будут составлять люди, излеченные в детстве от различных онкологических заболеваний (А.И. Карачунский, 1999; А. Г. Румянцев, 1997).

Длительная безрецидивная ремиссия (более 5-ти лет) с сохранением полной дееспособности детей сегодня стала в нашей стране реальностью, но очевидная тяжесть заболевания и потенциальная возможность рецидива неизбежно должны сказаться на психологическом статусе родителей, а, следовательно, и на родительско-детских отношениях и на формировании личностных особенностей детей с OJIJ1. При других заболеваниях — даже менее тяжелых показано, что существуют их специфические влияния и на детей, и на родителей и на родительско-детские отношения (Г.А. Арина, 1995; С. Б. Гнедова, 1998; Я. И. Жаков, И. А. Федоров, 1997; СБ. Зайцев, 1999; Н. Д. Игнатьева, 1981; Д. Н. Исаев, 1996; Е. Г. Курганский, 1996; Н. В. Михайлова, 1998; А. А. Михеева, 1999; В. В. Николаева, 1987; Е. О. Федотова, 1985), вполне вероятно, что при OJIJI, в силу тяжести и длительности заболевания, а также токсичности лекарственных средств, подобные влияния окажутся более сильными.

Актуальность темы

определяется длительным отрывом ребёнка от привычной ситуации развития, что резко снижает социальную адаптацию ребёнка. Актуальность данного исследования обусловлена также практической потребностью в оказании психологической помощи и поддержки детям, с OJTJI, и их семьямкроме того, знание психологических последствий заболевания необходимо медицинским работникам, воспитателям-педагогам и родителям.

Психологическая помощь должна строиться исходя из понимания того, какие психологические изменения происходят с ребенком и его близким окружением вследствие онкогематологического заболевания с возможным летальным исходом, какие варианты межличностного взаимодействия наиболее эффективны для адаптации, «совладания» с болезнью, её преодоления и дальнейшей социализации детей, страдающих ОЛЛ.

Исследовать особенности формирования индивидуальности ребенка в условиях тяжелого соматического заболевания, требующего длительного медикаментозного лечения, невозможно без учета роли ближайшего социального окружения, особенно матери. Необходимо также изучить стили семейной социализации, характерные для семей, имеющих детей, больных лейкозом и роль разных стилей в формировании психологической индивидуальности больного ребёнка.

Предметом исследования являются личностные качества, структура самооценки, и особенности межличностных отношений детей, страдающих ОЛЛ, а также типы родительского воспитания в семьях детей с ОЛЛ.

Объектом исследования стали дети 8—10 лет, прошедшие курс полихимиотерапии1 ОЛЛ и находящиеся в ремиссии от 2 до 7 лет — 73 ребёнка (35 мальчиков и 38 девочек), их матери и бабушки — 78 человек. Исследование проводилось в НИИ детской гематологии (директоракад. РАЕН, проф. А .Г. Румянцев) на базе санатория «Русское поле» (директор Б. В. Тесленко, зам. директора по медицинской службе Н.Е.Филиппова). Контрольные группы составили здоровые дети 8−10 лет учащиеся школ № 125 и № 1232 Москвы -135 человек и их матери и бабушки -127 человек.

1 интенсивное терапевтическое лечение высоко токсичными препаратами.

Теоретическим основанием для исследования стал подход к болезни как к особой ситуации развития ребёнка, которая изменяет смысл и стиль жизни больного ребёнка, и всей семьи (В.В.Николаева, 1991).

Гипотеза исследования: ситуация онкогематологического заболевания, длительного и тяжелого лечения вызывает изменения в структуре взаимоотношений ребенка и влияет на формирование его самооценки и личностные качества, а также вносит характерные особенности в стили родительского воспитания.

В работе исследовалось влияние трёх, предварительно выделенных по литературным данным, факторов, гипотетически значимых для формирования индивидуальности больного ребёнка:

• неспецифического влияния болезни как таковой;

• специфического влияния данного заболевания;

• реакции семьи на болезнь ребёнка.

Цель работы: изучение личностных особенностей детей, страдающих ОЛЛ, их предпочтений в межличностных отношениях и стилей родительско-детских отношений в семьях детей с ОЛЛ. В дальнейшем — создание на этой основе рекомендаций для социальной адаптации детей с ОЛЛ.

Исходя из целей работы, были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить особенности самооценки, личностных характеристик и предпочтений в социальных отношениях у детей с ОЛЛ, прошедших курс терапии, и находящихся в состоянии ремиссии от 2 до 7 лет.

2. Изучить особенности родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей, страдающих ОЛЛ.

3. Исследовать взаимосвязи родительско-детских отношений с личностными особенностями детей, страдающих ОЛЛ.

Методики. В исследовании применялись валидизированные и стандартизированные психодиагностические методики: для изучения самооценки — «Лесенка» (модифицированный вариант методики Т. Дембо-С.Рубинштейн) — для определения уровня тревожности — Шкала манифестируемой тревожности (CMAS) — детский вариант шкалы Тейлор, адаптированный А. М. Прихожан (1991;1993) — для изучения предпочтений в межличностном общении — «Фильм-тест» Р. Жиля, адаптированный И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой (1978) — для изучения личностных особенностей детей — вариант многофакторного детского личностного вопросника Р. Кеттелла (CPQ), адаптированный Э. М. Александровской и И. Н. Гильяшевой (1978,1995) — для изучения типов родительского воспитанияОпросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) -Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. (1987, 1990).

Новизна исследования. В работе впервые проведено комплексное изучение личностных особенностей детей одной возрастной группы, больных острым лимфобластным лейкозом (стандартная группа риска) в стадии ремиссии. Результаты показали, что существуют значимые различия и характерные особенности самооценок детей с ОЛЛ, ожидаемых ими оценок и экспертных оценок матерей, по сравнению со здоровыми сверстниками.

Обнаружено, что уровень тревожности у детей с ОЛЛ, находящихся в ремиссии более 2-х лет, в среднем по группе, не отличается от уровня тревожности их здоровых сверстников. Изучены конкретно-личностные предпочтения детей в межличностном общении. Для детей с ОЛЛ в личностном общении более значимы сиблинги и учитель, и менее значим отец, чем для здоровых сверстников.

Личностные черты у больных и здоровых детей обнаружили различия. Определены характерные типы родительского воспитания в семьях детей с ОЛЛ. Исследовано влияние разных стилей родительского воспитания на психологическую индивидуальность детей с ОЛЛ.

Теоретическая значимость работы заключается в изучении влияния онкогематологического заболевания на формирование индивидуальности ребенка, его социальной активности в контексте родительско-детских отношений.

Практическая значимость работы. Полученные результаты могут служить основой для совершенствования программ социальной адаптации и реабилитации детей, страдающих онкогематологическими заболеваниями, и их родителей, а также для оптимизации общения с больными детьми медперсонала, воспитателей-педагогов и родителей. Результаты исследования нашли практическое применение в учебных курсах по клинической и дифференциальной психологии при подготовке врачей онкологов-гематологов на кафедре педиатрии Российского государственного медицинского университета. и.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли практическое применение в непосредственной работе с детьми и их родителями в санатории «Русское поле», а также с амбулаторными больными в различные периоды катамнестического наблюдения. Материалы исследования будут использоваться в учебных курсах.

Положения, выносимые на защиту:

1. У детей, страдающих OJIJI, личностные черты формируются по инфантильному типу, с преобладанием высоких самооценок и ожидаемых оценок, в структуре межличностных отношений больных детей отражаются специфические и неспецифические влияния заболевания.

2. В семьях детей, страдающих OJIJT, формируются негармоничные стили родительско-детских отношений с преобладанием гиперпротекции.

3. Родительский стиль гиперпротекция препятствует успешной социальной адаптации детей, страдающих OJIJI.

Апробация результатов исследования:

По теме исследования опубликованы 8 статей и 1 тезисы. Материалы диссертации обсуждены на заседании кафедры когнитивной и дифференциальной психологии УРАО.

Структура и объём работы: Диссертационная работа состоит из введения, 4-х глав, заключения, библиографии и приложения, содержащего методики исследования, таблицы с результатами статистической обработки данных и гистограммы.

120 ВЫВОДЫ:

1. Специфические влияния ОЛЛ на личностные особенности детей проявляются в формировании личностных качеств по инфантильному типу (особенно у детей, получивших краниооблучение), высокой самооценке и ожидаемой оценкепредпочтении в общении сиблингов и учителя.

2. Специфические влияния ОЛЛ на стиль родительско-детских отношений проявляются в характерном стиле воспитания — потворствующей или доминирующей Гиперпротекции. Родительское отношение к детям с OJIJI характеризуется страхом потери ребёнка, воспитательской неуверенностью, неразвитостью и расширением сферы родительских чувств, предпочтением женских качеств.

3. К неспецифическим влияниям ОЛЛ (влияниям болезни как таковой) можно отнести некоторое вытеснение отца из межличностных отношений детей с ОЛЛ.

4. Уровень тревожности и социальной адаптации у детей с ОЛЛ зависит от стиля родительского воспитания.

5. При длительности ремиссии более 5 лет у детей с ОЛЛ возрастает стремление к доминированию в группе сверстников и уменьшается число выборов бабушки как значимой в общении, у родителей снижается страх утраты ребёнка.

Диагностика психологического состояния детей с ОЛЛ должна проводиться на всех этапах заболевания, психологическая помощь в первую очередь должна оказываться матерям больных детей с целью гармонизации стиля родительского воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кетгелла. -М., -1995.
  2. Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. Методические рекомендации.-М.,-1993.
  3. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980.
  4. Г. А., Николаева Н. А. Часто болеющие дети. Какие они?/ Школа здоровья. -М., -1995, т. 2, N 3, с.116−124.
  5. Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста. Дисс. .к.псхл.н., М., 1990.
  6. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  7. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986.
  8. А. А. Психология общения. М-Воронеж, 1996.
  9. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Ю. Бороздина Л. В. Теоретико- экспериментальное исследованиесамооценки: Дисс. д-ра пехл. наук: М., 1999.
  10. Боцманова, Захарова А. В. Показатели и уровни формирования рефлексии в оценке и самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте. // Новые исследования в психологии,-М., 1983, № 2.
  11. Боцманова, Становление школьника как субъекта общения.-М., 1990.
  12. И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: Дисс. канд. псхл. наук: Пятигорск, 1998.
  13. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  14. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб.2000.
  15. А. Я. Структуры и типы родительского отношения./ Автореф. дисс. канд. псхл.н. М., 1987.
  16. Л.С. Собрание сочинений, т.4, т.5, -М., 1984.
  17. И. Н., Игнатьева Н. Д. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психологические методы исследования личности в клинике.- Л., 1978.
  18. С.Б. Влияние социальной ситуации и состояния здоровья на развитие личностных особенностей школьников./ Автореф. дис.к. психол. наук. М., — 1999, — 18 с.
  19. Ю.Гончарук З. Н. Борисова М.В., Рыкованова Т. И. и др.- Качество жизни детей с ОЛ после окончания лечения по программе BFM. Тезисы докладов ,-М., 1999.
  20. Д. В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности: Дисс. канд. псхл. наук: М., 1973.
  21. Добреньков К В., Тимаков A.M., Варфоломеева С. Р. и др. Проблемы лечения лейкозов у детей./ Русский медицинский журнал, т.6, N 23, с. 1489−1494.
  22. И.В. Самооценка в речи детей младшего школьного возраста: Дисс.канд. псхл. наук: М., 1994.
  23. Я.И., Федоров И. А. Интеллектуально-мнестическая деятельность детей с бронхиальной астмой./ 7 Нац. конгресс по болезням органов дыхания. -М., 2−5 июля 1997, с. 70.
  24. О.Г. и др- Медицинские психологические и социальные последствия химиолучевой терапии у детей со злокачественными новообразованиями в периоде ремиссии./ Гематология и трансфузиодогия. -М., -1998, т. 44, N 6, с. 33−34.
  25. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
  26. А. В. Генезис самооценки. Дисс. д-ра псхл. наук: М., 1989.
  27. А. В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
  28. Е.В. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений / Вестник МГУ. Психология. -М., -1993, N 1.
  29. Д.Н., Шац И.К. ВКБ у детей с ОЛЛ. / Педиатрия. -М., -1985, N 7.
  30. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.- Л., 1983.
  31. А.И., Румянцев А. Г., Штакельберг А. И др. Сравнение протоколов ALL -МВ-90 и ALL- МВ-91 для лечения острых лимфобластных лейкозов у детей. // Педиатрия. М.,-1995, № 2,с. 10−16.
  32. Л. А. Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста: Дисс.канд. псхл. наук: М., 1997.
  33. Г. И. Становление самооценки в младшем школьном возрасте. Дисс.канд. псхл. наук: М., 1994.
  34. С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
  35. С.В. Влияние содержания общения с взрослым на отношение к нему ребёнка. Автореф. дис. .канд. психол. н, — М., 1975.
  36. Е.Г. и др.- Особенности мозговой организации психических функций детей, страдающих бронхиальной астмой./ Школа здоровья. -М.,-1996, т. З, N 4, с.140−141.
  37. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  38. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М-Воронеж, 1997.
  39. Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания-М., 1997.
  40. Л. В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников: Дисс. канд. псхл. наук: М., 2000.
  41. Н.В. Клинико-физиологоческие и психологические особенности часто болеющих детей./ Автореф. дис. к. психол. наук. -М., -1998, -22 с.
  42. А.А. Психологические особенности часто болеющих детей./ Автореф. дис. к. психол. наук. -М., -1999, -22 с.
  43. А.А. и др.- Особенности детско-родительских отношений в семьях детей с бронхиальной астмой./ Школа здоровья. -1996, т. З, N 4.
  44. А. А. Касаткин В.Н. Некоторые аспекты восприятия рака детьми./ Школа адоровья. -М., -1996, т. З, N 4, с. 117.
  45. Е.И. Медико-социальные аспекты помощи детям с онкологическими заболеваниями: Дисс. д-ра мед. наук. -М., -1997.
  46. Г. И. Самооценка как фактор регуляции морального поведения дошкольников: Дисс.канд. псхл. наук: М., 1985.
  47. В.Н. Психология отношений. М., 1995.
  48. Н.И. О психологическиом аспекте онкологических заболеваний./ Психологический журнал. -1998, т.19, N 4, с. 135−145.
  49. А. В. Отдаленные психологические последствия проведенной в детском возрасте противоопухолевой терапии: Дисс. канд. псхл. наук: -М&bdquo- 1998.
  50. В.В. Влияние хронической болезни на психику. -М., -1987.
  51. Николаева В. В- Личность в условиях хронического соматического заболевания: Дисс.д. псхл. наук: М., 1992.
  52. В.В., Арина Г. А. Тяжело больной ребенок, штрихи к психологическому портрету./ Школа здоровья. -1994, т. 2, N 2, с. 86−95.
  53. П.В. Развитие рефлексии у младших школьников: Дисс. канд. псхл. наук: М., 1998.
  54. У. Становление устойчивых характеристик самооценки в младшем школьном возрасте: Дисс. канд. псхл. наук: М., 1986.
  55. М.В. Особенности самосознания личности детей 6−8 лет: Дисс. канд. псхл. наук: М., 1996.
  56. Н.Н. Межличностные отношения. Д., 1979.61 .Осницкий А. К. Психология самостоятельности. Нальчик, 1996.62.0решкина М. Ю. Самопознание и уровень притязаний младших школьников: Дисс. канд. пед. Наук: М., 1999.
  57. В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. Д., 1983.
  58. А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.
  59. A.M., Киян И. Г., Махаддинова Г.Н, Гавриш С. В, Досимов Ж. Б. Тревожность у детей, страдающих острым лимфобластным лейкозом.// Школа здоровья, 2002, № 4.
  60. Психологическая диагностика. Под ред. Гуревича К. М. и Борисовой Е. И. -М., 1997.
  61. Психология личности. Тексты. М., 1982
  62. А.Г., Владимирская Е. Б. Детская гематология/онкология: научные направления и перспективы развития./ Российский вестник перинатологии и педиатрии. -1997, N 2, с. 4−7.
  63. Е.О. Связь самооценки с деятельностью и формами общения у дошкольников. М., 1989.
  64. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М., 1989.
  65. М.А. Влияние успеваемости школьника на его положение в системе межличностных отношений в классе. — М., 1984.
  66. А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
  67. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс. д-рапсхл. наук: М., 1985.
  68. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  69. . В.В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной терапии / Семья и формирование личности. М., 1981.
  70. А.Ш. Психологический анализ изменений личности при некоторых онкологических заболеваниях: Дисс. канд. псхл. наук: М., 1980.
  71. О.Б. Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. псхл. наук: М., 2000.
  72. Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах. Дисс.канд. псхл. наук: М., 1985.
  73. Э. Искусство любить. М., 1998.
  74. X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Хондкарян Г Ш. и др.- Психические нарушения у детей с ОЛЛ во время ремиссии./ Гематология и трансфузиодогия. -1999, т.44, N 6, с. 35.
  75. Г. Ш., Ахадова Л. Я., Кудинова Н. В. и др.- Влияние полихимиотерапии и краниального облучения на коэффициент интеллекта у детей с ОЛЛ. Тезисы докладов 6-го российского конгресса «Человек и лекарство». 19−23 апреля 1999. -М., с.255−256.
  76. Г. Ш. и др.- Нарушения развития и поведения у детей в ремиссии ОЛЛ./ Гематология и трансфузиология. -1999, т. 44, N6, с. 35.
  77. Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
  78. Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб., 1999.
  79. Э.Г. Семейная психотерапия. Л., 1990.
  80. Шкала явной тревожности для детей 7−12 лет (CMAS)/ Перевод и адаптация A.M. Прихожан. М., 1994.
  81. Т.Н. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников Дисс. канд. псхл. наук: М., 1977.
  82. Adamoli-L- Deasy-Spinetta-P- Corbetta-A- Jancovic-M. School functioning for the child with leukemia in continuous first remission, screening high-risk children. //Pediatr-Hematol-Oncol.1997, Mar-Apr- 14(2): 121−31.
  83. Best M- Streisand R- Catania L- Kazak AE. Parental distress during leukemia and posttraumatic stress symptoms (PTSS) after treatment ends.// 2001 Jul-Aug- Vol. 26(5), p.299−307.
  84. С., Guggei G., Сарга E. and other- Integrated psychological intervention in the cancer patient and his family. / G. Ital. oncol., 1997 vol. 17, N 2.p. 55−63.
  85. Brown-RT- Madan-Swain-A- Walco-GA- at oil, Cognitive and academic late effects among children previously treated for acute lymphocytic leukemia receiving chemotherapy as CNS prophylaxis.// J-Pediatr-Psychol. 1998 Oct- 23(5): 333−40.
  86. Brown RT, Kaslow NJ, Madan-Swain A, at all- Parental psychopathology and children’s adjustment to leukemia. // J-Am-Acad-Child-Adolesc-Psychiatry. 1993 May- 32 (30, p.554−61.
  87. Brown RT, Kaslow NJ, Hazzard AP. Psychiatric and family functioning in children with leukemia and their parents. // J-Am-Acad-Child-Adolesc-Psychiatry. 1992 May- 31 (3), p. 495−502.
  88. Butler RW- Rizzi LP- Handwerger В A- Brief report: the assessment of posttraumatic stress disorder in pediatric cancer patients and survivors.// J-Pediatr-Psychol, 1996 Aug- 21 (4), pp. 499−504.
  89. Cetingul-N- Aydinok-Y- Kantar-M- Oniz-H- Neuropsychologic sequelae in the long-term survivors of childhood acute lymphoblastic leukemia.// Pediatr-Hematol-Oncol. 1999May-Jun- 16(3): 213−20.
  90. Chen E- Craske MG- Katz ER- Schwartz E- Zeltzer LK. Alteration of memory in the reduction of children’s distress during repeated aversive medical procedures.// J-Consult-Clin-Psychol. 1999 Aug- 67(4): 481−90.
  91. Chen E- Craske MG- Katz ER- Schwartz E- Zeltzer LK. Pain-sensitive temperament: does it predict procedural distress and response to psychological treatment among children with cancer? // J Pediatric Psychology. 2000 Jun- 25 (4) — p.269−78.
  92. Cholst S. Cancer and stress. / Med. hypothess., 1996, vol.46, N2, p. 101−106.
  93. Crisp J- Ungerer JA- Goodnow JJ- The impact of experience on children’s understanding of illness.// J-Pediatr-Psychol, 1996 Feb- 21 (1), pp. 57−72.
  94. Dahlquist LM- Power TG- Carlson L. Physician and parent behavior during invasive pediatric cancer procedures, relationships to child behavioral distress.// J-Pediatr-Psychol, 1995 Aug, 20(4), p.477−90.
  95. Dahlquist LM, Czyzewsky DI, Jones CL- Parents of children with cancer: a longitudinal study of emotional distress, coping style, and marital adjustment two and twenty months after diagnosis.// 1996 Aug- 21(4), p. 541−54.
  96. Dockerty JD, Williams SM, McGee R, Skegg DC. Impact of childhood cancer on the mental health of parents.// Med Pediatr Oncol 2000 Nov- 35 (5), p.475−83.
  97. Dunsmore Julie, Quine Susan. Information, support, and preferences of adlescents with cancer. /J.Psychosoc.Oncol.1995, vol.13, N4, p.39−56. Англ.
  98. Eiser C- Hill JJ- Vance YH.// Examining the psychological consequence of surviving childhood cancer: systematic review as a research method in pediatric psychology.// J-Pediatric Psychology, 2000 Sep- 25 (6), 449 -60.
  99. Elkin TD- Whelan JP- Meyers AW- Phipps S- Glaser RR- The effect of achievement orientation on response to success and failure in pediatriccancer patients.// J-Pediatr-Psychol, 1998 Feb- 23 (1), pp. 67−76.
  100. Espy KA- Moore EM- Kaufmann PM- Chemotherapeutic CNS prophylaxis and neuropsychologic change in children with acute lymphoblastic leukemia, a prospective study.// J-Pediatr-Psychol, 2001 Jan-Feb- V 26 (1), pp. 1−9.
  101. Fossen A- Psychologycal functions in children treatment for acute lymphatic leukemia. //Tidsskr-Nor-Laegeforen. 1997 May, 30- 117(14), p.2029−31.
  102. Frank NC- Blount RL- Brown RT Attributions, coping, and adjustment in children with cancer. 1997 Aug- 22(4), pp. 563−76.
  103. Gilbar O- Parent caregiver adjustment to cancer of an adult child. // J Psichosom Res 2002 May- 25 (5), p. 295−302.
  104. Goldbeck-L- Familial coping with cancer in childhood and adolescence. Possibilities for standardized assessment with a self-assessment method: results of an empirical pilot study.// Prax-Kinderpsychol-Kindeфsychiatr. 1998 Oct- 47(8): 552−73. нем.
  105. Goldbeck-L- Parental coping with the diagnosis of children cancer: gender effects, dissimilary within couples, and quality of life.// Psychooncology, 2001, Jul-Aug- 10(4), p. 325−35.
  106. Goldsmith Zac. Cancer: A disease of industrialization. / Ecologist. 1998, vol. 28, N 2, p. 93−99. Англ.
  107. Grootenhuis M.A., Last B. F Adjustment and coping by parents of children with cancer: a review of the literature. // Support Care Cancer. 1997, Nov- 5(6): 466−84.
  108. Grootenhuis M.A., Last B. F- Children with cancer different survival perspectives: defensiveness, control strategies, and psychological adjustment. // Psychooncology, 2001, Jul-Aug- 10(4), p.305−14.
  109. Grootenhuis M.A., Last B.F. Predictors of parental emotional adjustment to childhood cancer. // Psychooncology 1997 Jun- 6 (2), p. 115−28.
  110. Hill-DE- Ciesielski-KT- Sethre-Hofstad-L- at oil- Visual and verbal short-term memory deficits in childhood leukemia survivors after intrathecal chemotherapy.// J-Pediatr-Psychol, 1997, Dec- 22 (6), p. 861−70.
  111. Hoekstra-Weebers JE, Jaspers JP, Kamps WA, Klip ES. Gender differences in psychological adaptation and coping in parents of pediatric cancer patients. // Psychooncology, 1998, Jan-Feb- 7(1) p. 26−36.
  112. Hoekstra-Weebers JE- Jaspers JP- Kamps WA- Klip ES- Psychological adaptation and social support of parents of pediatric cancer patients: a prospective longitudinal study.// 2001 Jun- 26 (4), pp. 225−35.
  113. Inskip Hazel. Childhood leukaemia near nuclear sites, re-examinated. / Lancet.- 1997, vol.349, N 9057, p.969−979.
  114. Kazak AE- Penati В- Boyer BA- Himelstein B- A randomized controlled prospective outcome study of a psychological and pharmacological intervention protocol for procedural distress in pediatric leukemia. // J-Pediatr-Psychol. 1996 Oct- 21 (5), pp.615−31
  115. Kazak-AE- Barakat-LP- Brief report: parenting stress and quality of life during treatment for childhood leukemia predicts child and parent adjustment after treatment ends.// J-Pediatr-Psychol. 1997 Oct- 22(5): 749−58.
  116. Kazak-AE- Barakat-LP- Meeske-K- Christakis-D. Posttraumatic stress, family functioning, and social support in survivors of childhood leukemia and their mothers and fathers. // J-Consult-Clin-Psychol., 1997 Feb, 65 (1) p.: 120−9.
  117. Knox E.G., Gilman E.A.- Harard proximities of childhood cancer in Great Britian rom 1953−1980. / Epidemiol, and Community Health, 1987, vol. 51, N2. p. 151−159.
  118. Kokkonen-J- Vainionpaa-L- Winqvist-S- Lanning-M- Physical and psychosocial outcome for young adults with treated malignancy.// Pediatr-Hematol-Oncol. 1997 May-Jun- 14(3): 223−32.
  119. Kupst MJ- Natta MB- Richardson CC- Schulman JL- Lavigne JV- Das L Family coping with pediatric leukemia: ten years after treatment. //1995 Oct- 20 (5), pp. 601−17.
  120. Macner-Licht-B- Rajalingam-V- Bernard-Opitz-V- Childhood leukemia: towards an integrated psychosocial intervention programmer in Singapore.// Ann-Acad- Med-Singapore. 1998 Jul- 27(4): 485−90.
  121. Madan-Swain A- Brown RT- Foster MA- Vega R- Byars K- Rodenberger W- Identity in adolescent survivors of childhood cancer .// J-Pediatr-Psychol, 2000 Mar- 25 (2), pp. 105−15.
  122. Maggiolini A, Grassi R, Adamoli L, at all- Self-Image of adolescentsurvivors of long-term childhood leukemia. 11 J Pediatric Hematology/ Oncology 2000, Sep/Octob., 22(5), p. 417−421.
  123. Magni G, Silvestro A, Tamiello M, at all. An integrated approach to the assessment of family p.639−42.
  124. Magni G, Messina C, De Leo D, Moscjni A- Psychological distress in parents of children with acute lymphatic leukemia. // Acta Psychiatr Scand 1983, Oct- 68 (4) 297−300.
  125. Manne SL, Du Hamel K, Gallelli K, at all- Posttraumatic stress disorder among mothers of pediatric cancer survivors: diagnosis, comorbidity, and utility of the PTSD checlist as a screening instrument.// 1998 Dec- 23 (60, p. 357−66.
  126. Manne S- Miller D- Social support, social conflict, and adjustment among adolescents with cancer.// J-Pediatr-Psychol, 1998 Apr- 23 (2), p.121−30.
  127. Miyashita Hiroko and other- Analysis of communication between inpatient children and their mothers./Asta med. nagasak., 1997, vol.42, N3−4, p.2733.
  128. Moe-PJ- Holen-A- Glomstein-A- Madsen-B- Hellebostad-M- Adults treated as children for acute lymphocytic leukemia—methotrexate, late effects and quality of life.// Tidsskr-Nor-Laegeforen. 1999 Feb 10- 119(4): 499−503.
  129. Murray-JS- The lived experience of childhood cancer: one sibling’s perspective.// Issues-Compr-Pediatr-Nurs. 1998 Oct-Dec- 21(4): 217−27.
  130. Noll-RB- MacLean-WE Jr- Whitt-JK- Kaleita-TA- Behavioral adjustment and social functioning of long-term survivors of childhood leukemia: parentand teacher reports.// J-Pediatr-Psychol, 1997 Dec- 22(6): 827−41.
  131. Puukko-LR- Sammallahti-P- Hovi-L- Aalberg-V- Childhood leukemia and body image: interview reveals impairment not found with a questionnaire.// J-Clin- Psychol. 1997 Feb- 53(2): 133−7
  132. Puukko-LR- Sammallahti-P- Hovi-L- Aalberg-V- Siimes-MA- Young female survivors of childhood leukemia do not have increased somatic concerns.// Acta- Paediatr. 1998 Feb- 87(2): 169−74.
  133. Raymond-Speden E- Tripp G- Lawrence B- Holdaway D- Intellectual, neuropsychological, and academic functioning in long-term survivors of leukemia.// J-Pediatr-Psychol, 2000 Mar- 25 (2), pp. 59−68.
  134. Rodgers-J- Horrocks-J- Britton-PG- Kernahan-J- Attentional ability among survivors of leukemia.// Arch-Dis-Child. 1999 Apr- 80(4): 318−23.
  135. Ronen T, Hamana R, Feigin R- Self-control, anxiety, and loneliness in siblings of children with cancer.// Soc Work Health Care 2000- 31 (1), p. 6383.
  136. Sharan-P- Mehta-M- Chaudhry-VP- Psychiatric morbidity in children suffering from acute lymphoblastic leukemia.// Pediatr-Hematol-Oncol. 1999 Jan-Feb- 16(1): 49- 54.
  137. Sawyer-M- Antoniou-G- Toogood-I- Rice-M. Childhood cancer: a two-year prospective study of the psychological adjustment of children and parents. // J-Am-Acad-Child-Adolesc-Psychiatry. 1997, Dec- 36(12): 1736−43.
  138. Sawyer M., G. Antoniou, M. Rice, P. Baghurst. Childhood Cancer: A 4-Year Prospective Study of the Psychological Adjustment of Children and Parents.
  139. Journal Pediatric Hematology/Oncology, May-June 2000, 22 (3) — 214−220.
  140. Sawyer MG, Streiner DL, Antonioni G, Toogood I, Rice M. Influence of parental and family adjustment on the late psychological adjustment of children treatment for cancer. // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1998 Aug- 37 (8), p. 815−22.
  141. Sawyer M.G., Rice M., Haskell C.- School performance and psychological adjustment of children treatment for leukemia. / Amer. J.Pediatr.Hematol. Oncol., 1989, vol. 11. N2, p. 146−152.
  142. Sloper P, Predictors of distress in parents of children with cancer: a prospective study.// 2000, Mar., 25(2), p.79−91.
  143. Speechley KN, Noh S. Surviving childhood cancer, social support, and parents psychological adjustment. // 1992 Feb, 17(1), p. 15−31.
  144. Streisand R- Braniecki S- Tercyak KP- Kazak AE- Childhood illness-related parenting stress, the pediatric inventory for parents.// 2001 Apr-May- 26 (3), pp. 155−62.
  145. Tarr-J- Pickler-RH- Becoming a cancer patient: a study of families of children with acute lymphocytic leukemia.// J-Pediatr-Oncol-Nurs. 1999 Jan, 16(1): 44−50.
  146. Toburen Larry H. / Lancet, 1996, N 9008. p. 1059−1060.
  147. Tyc-VL- Mulhern-RK- Bieberich-AA. Anticipatory nausea and vomiting in pediatric cancer patients: an analysis of conditioning and coping variables.// J-Dev-Behav- Pediatr., 1997 Feb- 18(1): 27−33.
  148. Tyc VL- Hadley W- Crockett G. Predictors of intentions to use tobaccoamong adolescent survivors of cancer.// J-Pediatr-Psychol., 2001 Mar- 26 (2), pp. 117−21.
  149. Tyc VL- Mulhern RK- Barclay DR- Smith BF- Bieberich AA- Variables associated with anticipatory nausea and vomiting in pediatric cancer patients receiving ondansetron antiemetic therapy.// J-Pediatr-Psychol, 1997 Feb- 22 (1), pp. 45−58.
  150. Van-Dongen-Melman-JE- Van-Zuuren-FJ- Verhulst-FC- Experiences of parents of childhood cancer survivors: a qualitative analysis.// Patient-Educ-Couns. 1998 Jul- 34 (3): 185−200.
  151. Van Dongen-Melman JE- Pruyn JF- De Groot A- Late psychosocial consequences for parents of children who survived cancer.// J 995 Oct- 20 (5), pp. 567−86.
  152. Varni JW, Katz ER, Colegrove R Jr, Dolgin M. Perceived social support and adjustment of children with nealy diagnosed cancer. // J Dev Behav Pediatr 1994 Feb- 15 (l), p.20−6.
  153. Verrill JR- Schafer J- Vannatta K- Noll RB- Aggression, antisocial behavior, and substance abuse in survivors of pediatric cancer: possible protective effects of cancer and its treatment.// J-Pediatr-Psychol, 2000 Oct-Nov- V 25 (7), pp. 493−502.
  154. Waber DP- Carpentieri SC- Klar N- Cognitive sequelae in children treated for acute lymphoblastic leukemia with Dexamethasone or prednisone. // J Pediatric Hematology/Oncology 2000, May/June 22 (3), p. 206−213.
Заполнить форму текущей работой