О несостоятельности (банкротстве)
Самой важной из них является максимальное использование существующих возможностей «спасения» предприятия или его частей, которые посредством процедуры банкротства могут быть восстановлены, чтобы в последующем внести свой вклад в экономику страны. В то же время государство поддерживает защиту активов предприятия-должника в интересах кредиторов и распределение этих активов в соответствии с Законом… Читать ещё >
О несостоятельности (банкротстве) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
Факультет «Экономика, управление и право»
Отделение заочного обучения КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Гражданское право»
Выполнил:
Шевченко Е.М.
г. Ростов-на-Дону
1. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц. Понятие, процедуры, порядок их осуществления
Юридическое лицо — это организация, имеющая обособленное имущество (на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления), отвечающая им по своим долгам и способная от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.
Банкротство? признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (физического либо юридического лица) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.
Понятие «банкротство» определено статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей" .
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.
Общие признаки банкротства организаций определены в статье 3 ФЗ № 127-ФЗ. Кроме того, для определения наличия признаков банкротства должника (юридического лица) должны учитываться состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, установленных пунктом 2 статьи 4 Закона № 127-ФЗ.
Для определения наличия признаков банкротства должника могут учитываться соответствующие суммы, взысканные судом вместо причитавшегося кредитору исполнения обязательства в натуре (стоимость не переданной кредитору оплаченной им вещи, стоимость оплаченных, но не выполненных должником работ или услуг и другие). Такие требования кредиторов подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований конкурсных кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом № 127-ФЗ. Такой же правовой режим распространяется и на суммы, присужденные кредитору в связи с изменением способа или порядка исполнения судебного акта или постановления иного органа. На это указано в Постановлении Пленума ВАС от 15 декабря 2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 29.
Признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражном суде, и могут быть возбуждены арбитражными судами при условии, что требования к должнику (юридическому лицу) в совокупности составляют не менее 100 000 рублей.
Учредители (участники) должника в свою очередь могут принять своевременные меры, по восстановлению платежеспособности организации и не допустить ее банкротства.
В России в настоящее время банкротство определяется и регламентируется федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действует с 3 декабря 2002 года).
Закон распространяется на все юридические лица, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением казённых предприятий, учреждений, кредитных организаций (ФЗ О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций), субъектов естественных монополий (ФЗ О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий), политических партий и религиозных организаций.
Возможность банкротства граждан (физических лиц) предусмотрена действующим законодательством, но до настоящего времени соответствующая процедура не разработана, в связи с чем, реально не применяется. Для возбуждения дела о банкротстве необходимо чтобы должник — юридическое лицо либо гражданин-предприниматель, обладал признаками банкрота. Для гражданина такими признаками является неудовлетворение указанных требований в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей.
Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в странах, в которых развитие экономики основано на конкуренции и непрерывных структурных изменениях, нацелено на воспитание дисциплины и соблюдение правил делового финансового оборота, а также предназначено содействию реструктуризации неэффективных предприятий либо цивилизованному их выводу с рынка.
Задачи, решаемые при помощи законов о банкротстве в странах с рыночной экономикой, вполне конкретны.
Самой важной из них является максимальное использование существующих возможностей «спасения» предприятия или его частей, которые посредством процедуры банкротства могут быть восстановлены, чтобы в последующем внести свой вклад в экономику страны. В то же время государство поддерживает защиту активов предприятия-должника в интересах кредиторов и распределение этих активов в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов. Закон определяет порядок возврата долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов и/или в виде акций реорганизованного действующего предприятия, либо использование отсрочки или сокращения долга предприятия в случае наличия возможности восстановления его платежеспособности (мировое соглашение). И, наконец, законодательно обеспечен механизм рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок.
В соответствии с применяемой концепцией банкротства, процедуры, реализующие вышеописанные задачи, обеспечивают интересы и должников, и кредиторов. Должник или его бизнес может быть освобожден от долгов, возникших вследствие убыточной хозяйственной практики, а также от продолжения реализации прежней управленческой стратегии. Кредиторы же заинтересованы в установлении ответственного контроля или наблюдения за делами должника, в сокращении его убытков и, — если бизнес должника удается сохранить, — в сохранении деловых отношений с должником в будущем. юридический банкротство законодательство В правомочиях этого органа — контроль действия законодательства и подготовка соответствующих рекомендаций правительству относительно действий последнего в данной области. Другими ключевыми элементами системы несостоятельности являются законодательство, институт специалистов, судебная система и понимание необходимости банкротства в обществе.
Можно выделить несколько часто встречающихся функций и полномочий государственных органов по банкротству в зарубежных странах:
· разработка законодательства по банкротству и выступление в этой сфере с законодательной инициативой;
· сбор, анализ и представление правительству статистической информации по делам о несостоятельности;
· сбор и анализ результатов осуществления и последствий различных решений по делам о банкротстве;
· выработка рекомендаций правительству относительно государственной политики в сфере несостоятельности;
· организация системы подготовки, оценки профессионального уровня и лицензирования специалистов по банкротству;
· разработка и обеспечение утверждения шкалы и правил вознаграждения арбитражных управляющих;
Процедура банкротства — это в первую очередь порядок осуществления, применения чего-либо в отношении неисправного должника, воздействия на него. Можно утверждать, что практически все дозволенные законом варианты воздействия на должника укладываются в понятие «меры (мероприятия), применяемые к должнику». Все многообразие отношений в сфере банкротства можно свести к трем группам:
а) определение того, имеются ли основания для «помещения» субъекта в сферу действия законодательства о несостоятельности, или, другими словами, имеются ли у него признаки банкротства;
б) при наличии последних — применение к нему определенных, предусмотренных правовыми актами мер (охрана его имущества, оказание финансовой помощи, прощение части долга, продажа и раздел его активов и т. д.);
в) решение вопросов организационного характера (подготовка арбитражных управляющих, координация деятельности государственных органов, уполномоченных представлять публично-правовые образования в конкурсных процессах, и т. п.).
Воздействие на должника на разных этапах производства, по делу о его банкротстве связано с применением определенных, строго установленных (допускаемых) законом мер.
При принятии решения о признании должника банкротом начинаются ликвидационные меры (выявление кредиторов и предоставление им возможности заявить свои требования в конкурс, меры по формированию, реализации и разделу конкурсной массы, прекращение юридического лица — банкрота как субъекта права и др.). Реализация этих и других мер в отношении должника происходит во взаимодействии участников конкурсного процесса: кредиторов, должника, его контрагентов, суда, арбитражного управляющего и других лиц, перечень которых содержится в Законе о несостоятельности.
Цель введения той или иной процедуры банкротства — упорядочить, организовать применение тех или иных мер к неисправному должнику. Закон четко указывает, применение каких мер к должнику возможно в рамках определенной процедуры несостоятельности (ст. 67, 69, 70, 109 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»), а также определяет, на достижение какой цели они должны быть направлены (п. 1 ст.84).
А такая традиционная процедура, как конкурсное производство, подразумевает стандартный, исторически сложившийся набор осуществляемых мероприятий: составление актива (конкурсной массы), пассива (обязательств), погашение в определенной очередности требований кредиторов и ликвидация юридического лица — банкрота. Отсюда участники конкурсного процесса (должник, кредиторы и др.), ходатайствуя о введении той или иной процедуры, тем самым предлагают реализовать комплекс «наполняющих» ее мер. Другими словами, выражение «применить (применение) процедуру банкротства» (абз.11 — 15 ст. 2 Закона о банкротстве) может восприниматься как применение сопровождающих ее открытие мероприятий. Открытие мероприятий применяются в строго определенных целях, например, перепрофилирование производства, взыскание дебиторской задолженности и уступка прав требования при проведении внешнего управления — в целях восстановления платежеспособности должника.
Говоря об основаниях введения процедур банкротства, можно выделить формальные и материальные основания. Формальным основанием для введения той или иной процедуры банкротства является решение (определение, заявление, объявление) установленного законом субъекта, а материальным основанием — факты, обстоятельства, выявление которых и позволяет принять такое решение.
Таким образом, банкротство широко распространенная проблема, с которой сталкиваются в процессе деятельности индивидуальные предприниматели и юридические лица. Множество предпринимателей ежегодно подвергаются банкротству в нашей стране. На данный момент весьма актуальна помощь, оказываемая различными организациями лицам, столкнувшимися с данной проблемой.
2. Тихонов предъявил иск к Октябрьской железной дороге о возмещении убытков, вызванных увечьем, которое он получил из-за того, что во время движения скорого поезда брошенный кем-то камень попал в окно и разбил стекло, осколки которого повредили Тихонову оба глаза. Дорога считает, что иск удовлетворению не подлежит, так как вред причинен действием непреодолимой силы. Адвокат Тихонова полагает, что действия тех, кто бросает камни в проходящие поезда, нельзя расценивать как непреодолимую силу, а за простой случай дорога как владелец источника повышенной опасности должна нести ответственность.
Какое решение должен вынести суд?
Обстоятельства непреодолимой силы означают такие чрезвычайные случаи или события, которые носят непредвиденный и непредотвратимый характер, т.к. дорога не могла никаким образом предотвратить данное происшествие, то вынесенное решение суду является обоснованным и верным.
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ
3. Амиров А. С. Арбитражное право. — М.: Юридическая литература, 2010
4. Дойников И. В. Коммерческое право РФ. — М.: Смарт, 2006
5. Телюкина М. В. Основы конкурсного права. — М.: Волтерс Клувер, 2011 — 377.