Социальная работа с делинквентным поведением несовершеннолетних
Каким именно образом подростки становятся на путь ненадлежащего поведения, было выявлено в результате детального изучения большого числа биографий молодых людей, живущих в зонах с высоким коэффициентом делинквентности. Ознакомление с собственными жизнеописаниями подростков показало, что они широко общались с другими подростками. Они рассказывают о том, как с раннего возраста дети вместе с более… Читать ещё >
Социальная работа с делинквентным поведением несовершеннолетних (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Анализ делинквентного поведения несовершеннолетних
1.1 Теоретические подходы в изучении сущности делинквентного поведения несовершеннолетних
1.2 Изучение причин делинквентного поведения несовершеннолетних
1.3 Исследование видов и форм делинквентного поведения несовершеннолетних
2. Исследование социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних
2.1 Субъекты социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних
2.2 Основные технологии социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних Заключение Список литературы
В подростковом возрасте у юношей и девушек идет не только физическое и половое созревание, но и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. Настоящая обстановка в стране и в мире, рост экстремистских движений, террористических актов, крупные скандалы в политической сфере, военные конфликты, шаткость экономики и т. д. негативно влияют на социальные институты, а также на личность ребенка. Многообразие негативных аспектов присущих настоящему обществу накладываются на возрастные кризисные проявления, присущие этому периоду развития и обостряют их. Особенно трудно в таких условиях подрастающему поколению. Если в этот период не будут созданы условия для реализации несовершеннолетними своих возможностей, то самоутверждение подростка может привести к отклоняющемуся поведению. Одной из форм такого поведения является делинквентное поведение. Такая форма девиантного поведения представляет собой серьезную угрозу для общества и окружающих людей.
Каждый год официальная статистика приводит данные о совершение несовершеннолетними преступлений. Несовершенство статистических данных в том, что учитываются только подростки, достигшие возраста соответствующего уголовному наказанию. Однако в статистике точно отраженны данные о рецидиве преступлений несовершеннолетних. Рецидив преступности свидетельствует о неэффективной социальной работе в пенитенциарном учреждении. Следовательно, необходимо изучать и совершенствовать социальную работу в области делинквентного поведения несовершеннолетних не только на профилактическом уровне, но и на реабилитационном.
Проблема делинквентного поведения несовершеннолетних рассматривается в рамках многих научных дисциплин: психологии, антропологии, криминологии, педагогики и социологии. В определении делинквентности есть небольшая разница между социальными и юридическими дисциплинами. Сходство заключается в том, что делинквентное поведение предполагает недопустимые действия подростка, но в юридическом аспекте данные действия караются законом. Проведение социальной работы осуществляется с подростками, которые совершают как недопустимые действия, так и незаконные.
Социальная работа с делинквентым поведением несовершеннолетних изучена неплохо, но информация не структурирована и представлена в различных источниках. Большинство отечественных авторов рассматривают лишь технологии социальной работы с делинквентным поведением несовершеннолетних, не вдаваясь глубоко в объяснение причин и факторов такого поведения. Зарубежными социологами напротив, выдвинуты теории, объясняющие делинквентное поведение несовершеннолетних. Для более полного отражения имеющихся знаний о данном феномене, необходим анализ соответствующей зарубежной и отечественной литературы.
Теории девиантного поведения хорошо представлено в таких трудах авторов, как Э. Дюркгейм, Р. Мертон, И. Гоффман, С. Коэн, Э. Сатерленд и др. Разработанные ими теоретические подходы являются основой для более широкого раскрытия изучаемого нами феномена. Рассмотрение делинквентного поведения несовершеннолетних применительно к социальной работе встречается у Т. В. Шипуновой, Е. В. Змановской, С. А. Лузгина и других. Однако нет единого определения понятия делинквентности несовершеннолетних, различные авторы трактуют его по-разному.
Источниковой основой для написания курсовой работой послужили работы таких авторов как А. Е. Личко, Е. В. Змановская, Г. С. Ковтун, Ю. Ю. Комлев, К. Бартол, А. А. Бакаев и другие.
Объектом исследования курсовой работы являются научные публикации, учебная и специальная литература по дисциплине «социальная работа». Предмет курсовой работы — отражение проблематики социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних в источниках.
Цель работы — определение степени изученности социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних в трудах отечественных и зарубежных авторов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть теоретические подходы в изучении сущности делинквентного поведения несовершеннолетних.
2. Рассмотреть причины делинквентного поведения несовершеннолетних в трудах авторов.
3. Изучить виды и формы делинквентного поведения несовершеннолетних.
4. Отобразить степень изученности социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних.
Структура работы включает в себя введение, два раздела и заключение.
1.Анализ специфики делинквентного поведения несовершеннолетних в трудах отечественных и зарубежных авторов
1.1 Теоретические подходы в изучении сущности делинквентного поведения несовершеннолетних
Делинквентное поведение является предметом изучения социологии, криминологии, психологии, педагогики и социальной работы. При этом в литературе нет единого определения термина «делинквентное поведение», некоторые авторы отождествляют понятие девиантное и делинквентное поведение, однако большинство склонно считать, что делинквентное поведение является видом девиантного поведения.
Так, А. Е. Личко, пишет о том, что девиантное поведение более широкое понятие и включает в себя делинквентность. Делинквентное поведение — это цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т. е. наказуемых, согласно Уголовному Кодексу, серьезных правонарушений и преступлений [20, c. 26].
Е. В. Змановская дает два определения делинквентного поведения. В первом делинквентное поведение трактуется как действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях [15, c. 97]. Во втором определении делинквентное поведение, обозначается как антисоциальное — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством [15, c. 33]. Таким образом, по мнению Змановской делинквентному поведению свойственно нарушение законодательства, угроза социальному порядку и благополучию других людей.
В. И. Добреньков и А. И. Кравченко пишут о том, что в социологии делинквентное поведение рассматривается как совокупность противоправных поступков или преступлений [10. c, 448].
Таким образом, как следует из приведенных выше определений делинквентного поведения, в научном сообществе превалирует точка зрения, что делинквентное поведение — разновидность девиантного поведения. Еще одной разновидностью некоторые авторы называют криминальное поведение или преступное. Однако большинство авторов впоследствии отождествляют делинквентность с преступностью.
Авторы для более глубокого объяснения сущности девиантного и делинквентного поведения обращаются к констатирующим теориям девиантного поведения. Они рассматривают девиантное поведения через антропо-биологический, психологический подходы, но нас больше интересуют социологические подходы и теории, разработанные исследователями в их рамках.
К социологическим подходом относятся функционалистская перспектива (Э. Дюркгейм и Р. Мертон), интеракционистская перспектива (Э. Лемерт, Г. Беккер, И. Гоффман), конфликтологическая перспектива (Я. Тейлор, П. Уолтон, Д. Янк и С. Коэн), перспектива контроля (Т. Хирши), перспектива социального научения (Э. Сетерленд). При этом под перспективой понимается рассмотрение социальных феноменов под определенным углом зрения. [16. c, 55].
Первая теория, которую мы будем рассматривать в рамках функциональной перспективы, принадлежит Дюркгейму.
В работе «О разделении общественного труда» (1893) Дюркгейм вводит понятие аномии. Аномия — состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии общества, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились [12. c, 556]. В другой работе «Самоубийство: социологический этюд» ученый продолжает развивать концепцию аномии и объясняет ее через категорию девиантного поведения. Э. Дюркгейм считал, что в момент переживания обществом кризиса или других социальных преобразований, оно не способно влиять на человека. В результате человек не может знать, что справедливо делать, а что нет. Это происходит от того, что старые нормы устарели, а новые еще не сформировались. Таким образом, в периоды быстрых изменений в обществе возникает ситуация безнормности, которая способствует девиантному поведению.
Следующий автор Р. Мертон является последователем Дюркгейма. Он продолжил разработку теории аномии в работе «Социальная теория и социальная структура». Автор считает, что в обществе существуют «вещи, за которые стоит бороться»; когда человек не может получить данные вещи разрешенным способом, он может применять силу, обман, власть [24, c. 247]. Таким образом, девиантное поведение возрастает, когда общая цель не может быть достигнута значительной частью населения одобряемыми способами.
Итак, в рамках функциональной перспективы авторы обращают внимание на изменения, происходящие в обществе, на структуру ценностей, преобладающую в обществе и легальные способы достижения этих ценностей. В зависимости от этих аспектов, по мнению авторов, стоит рассматривать девиантное поведение.
В следующей заявленной нами перспективе — интеракционистской ключевым термином является интеракция или динамическое взаимодействие и соотношение между двумя или более переменными, когда величина одной переменной влияет на величину других переменных.
Основными представителями концептуальной модели объяснения девиантного поведения, представлены в рамках данной перспективы, базируются на работах Эдвина Лемерта, Говарда Беккера и Ирвинга Гоффмана [16, c. 85].
Работы данных авторов не переведены на русский язык поэтому мы будем ссылаться на другие источники, в которых цитируются отрывки их трудов.
В учебном пособии Г. С. Ковтун «Социология девиантного поведения» говорится о том, что предложенная Лемертом модель объяснения девиантного поведения получила название теории вторичной девиации. Согласно ей большинство людей в повседневной жизни нарушают социальные нормы, окружающие смотрят на эти поступки сквозь пальцы, а человек нарушающий нормы, скорее всего не считает себя девиантом. Лемерт называет данный тип поведения первичной девиацией. [16, c. 86] Вторичной девиацией он называет поведение, когда индивид начинает использовать свое девиантное поведение в качестве защиты, наступления и приспособления к своим явным и скрытым проблемам. Вторичные отклонения являются результатом того, что индивид уже был помечен ярлыком девианта, и являются его реакцией на клеймение [17, c. 181].
В контексте социальной интеракции тщательно изучал проблему девиаций американский социолог Говард Беккер. Наиболее известна работа Г. Беккера «Аутсайдеры» (1963). В ней Беккер утверждает, что «социальные группы создают отклонения определяя правила, нарушение которых составляет отклонение, применяя эти правила к отдельным индивидам и наклеивая на них ярлык аутсайдеров» [17, c. 181]. Таким образом, девиация — это не характеристика поступка человека, а следствие применения другими правил и санкций к «нарушителю» [16, c. 88].
Следующий автор Ирвиг Гоффман предлагает теорию стигматизации. В знаменитой работе Гоффмана «Стигма» (1963), стигма определяется как могущественный негативный социальный ярлык, который меняет социальную идентичность человека и его Я-концепцию. Автор выделяет три типа стигм: физические недостатки; недостатки характера; расовые, национальные, религиозные стереотипы, переносимые на всех членов общества. Представители большого общества склонны приписывать «нечеловечность» стигматизированным индивидам, тем самым исключая их. Общество негативно выделяет индивида по какому-либо признаку с последующим стереотипным набором социальных реакций на данного индивида[16, c. 90−93].
Таким образом, в рамках интеракционистской перспективы Эдвина Лемерта, Говарда Беккера и Ирвинга Гоффмана, девиантное поведение рассматривается как результат оценки человека другими людьми.
В следующей рассматриваемой нами перспективе — конфликтологической чаще выделяются акценты преступности. Рассмотрим их подробнее.
В первой теории конфликта культур, Т. Селлин на основе наблюдения за урбанизированными слоями американского общества, ценности которых отличались от общепринятых, сделал вывод, что отклонения в поведении имеют место тогда, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Причем Селлин исходил из того, что действующее уголовное право является выражением норм доминирующей культуры [17, c. 189].
Следующая теория группового конфликта Дж.Волда. Он считал, что человек принадлежит прежде всего к определенной социальной группе, связан с нею общими нормами и статусно-ролевыми характеристиками. Между группами существуют различия в целях и интересах, что приводит к противоборству за более высокое положение в социальной иерархии. Группы, выигравшие соперничество, получают возможность осуществлять квалификацию социального поведения своих оппонентов вплоть до определения его как преступного [17, c. 190].
Не менее интересна теория Стэнли Коэна, которая получила название теории моральных паник. К сожалению, работа Коэна «Народные дьяволы и моральные паники» (1980) также не переведена на русский язык. Обратимся к тому, что пишет Г. С. Ковтун: «Коэн дает следующее определении: «Моральная паника — интенсивная и ограниченная во времени реакция масс-медиа, правоохранительных органов, общественности, политиков, активных социальных групп на некоторое обстоятельство (социальные условия, эпизод, человека или группу людей), которое определяется как угроза социетальным ценностям и интересам, что сопровождается стилизацией и стериотипезацией представлений об этом обстоятельстве, провозглашением диагнозов и решений социально аккредитованными экспертами, разработкой способов взаимодействия с проблемой, после чего данное условие ухудшается и становится видимым"[16, c. 102−103] .
Следующая перспектива в изучении делинквентного поведения представлена теорией контроля. Одним из ее авторов является Тревирс Хирши. В работе «Причины делинквентности» (1969) он пишет: «чем больше люди верят в ценности, принятые обществом (например, в правильность законов), чем активнее они стремятся к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности и чем глубже их привязанность к родителям, школе, сверстникам, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки» [17, c. 161]. Людей удерживает от девиантных поступков их связь с обществом, а по природе своей люди эгоцентричные существа и при удобном случае могут совершить девиантный поступок или даже преступление. Таким образом человек по природе делинквент, но общество способно сдерживать его.
И последняя социальная перспектива, которую мы будем рассматривать представлена теорией дифференциальной ассациации. Одним из авторов, которой является Эдвин Сатерленд. В работе «Принципы криминологии» (1939) он предположил, что девиантному поведению можно научится путем взаимодействия с другими людьми [16, c. 118]. Согласно Сатерленду девиантное поведение усваивается как и любое другое, склонность индивида к конформности или девиантности зависит от количества контактов с другими, которые либо поощряют, либо отвергают традиционное поведение [22, c. 272].
Таким образом, в социологии сложились многочисленные подходы к объяснению девиантного поведения людей. Среди них основными являются теория аномии, теория стигматизации, теория конфликта культур, теория моральных паник, теория контроля, теория дифференциальной ассоциации. Заметим, что авторы данных теорий они не придерживались единого мнения в возникновении девиантного поведения, а объясняли его каждый по-своему. Некоторые авторы уделяли большое внимание обществу, как фактору, оказывающему влияние на формирование девиантного поведения. В то время как другие авторы говорят о влиянии самих индивидов на формирование подобного поведения.
1.2 Изучение причин делинквентного поведения несовершеннолетних
В учебной и научной литературе отсутствует определение сущности делинквентного поведения такой группы как несовершеннолетние. Однако, приведенные выше, в 1.1 определения делинквентного поведения могут быть использованы в данной работе. Принципиальным является определение того, какие возрастные рамки несовершеннолетних, устанавливают ученые.
Курт Бартол в работе «Психология криминального пвоедения», дает такое определение: «делинквентность несовершеннолетних — это поведение, нарушающее уголовный кодекс, совершаемое лицом, не достигшим совершеннолетнего возраста» [4, c. 35 ].
В работе Г. С. Ганишена и А. И. Ушатикова «Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних» сказано, что в психолого-педагогической науке США и Великобритании термин «несовершеннолетний» не употребляется, он заменен общим понятием «juvenile». В Оксфордском словаре «juvenile» означает подростка, недостигшего совершеннолетия, находящегося между детством и зрелым возрастом в период с 14 до 22 лет (мальчики) и с 12 до 21 года (девочки). Криминолог Г. А. Аванесов выделяет две группы детей данного возраста:
1) 14—15лет—подростково-малолетняя группа;
2) 16—17лет—несовершеннолетние [8, c. 46−47].
Таким образом, в литературе нет одного понимания границ возраста несовершеннолетия, но большинство авторов верхней границей считают возраст совершеннолетия, т. е. от 18 до 21 года.
Многие авторы изучая делинквентное поведение несовершеннолетних, приравнивают его к преступному поведению и начинают свое изучение не с определения понятия, а с обозначения факторов и причин.
Значительные исследования, посвященные делинквентному поведению несовершеннолетних, осуществлены зарубежным авторами К. Шоу и Г. Маккэйном. В сборнике статей «Социология преступности (современные буржуазные теории)» представлен перевод некоторых интересующих нас статей. В частности в статье «Теоретические выводы из экологического изучения Чикаго. Различные системы ценностей» авторы К. Шоу и Г. Маккей проводят различия между зонами с высокими экономическими показателями и зонами с низким экономическим показателем.
Они отмечают, что в зонах с высоким экономическим показателем коэффициент делинквентности низок, отношение жителей к общепринятым ценностям, в особенности к воспитанию детей, обычно отличается единообразием. Подтверждением этому может служить практически полное единодушие в вопросах, касающихся желательности образования, конструктивной организации досуга и программ охраны народного здравия. Кроме того, в зонах среднего класса и в зонах с высоким экономическим уровнем единообразие в отношении социального контроля и связанным с ним ценностям находит выражение в создании установлений и добровольных объединений с целью увековечения и охраны этих ценностей. Среди них можно указать на такие организации, как ассоциации родителей и учителей, женские и профессиональные клубы, церкви и т. п. Там, где эти установления представляют преобладающие ценности, ребенок подвержен влиянию только одного образа жизни и лишь в этом образе жизни принимает участие [29, c. 303].
Напротив, зоны с низкими экономическими показателями и высокими коэффициентами делинквентности характеризуются наличием сильно отличающихся друг от друга норм и стандартов поведения. Наряду с общепризнанными моральными ценностями здесь имеются ценности, прямо противоположные тем, которые признает общество в целом и символом которых служит семья, церковь и другие подобные установления. Поэтому в пределах одной и той же общины одни группы могут считать кражу правильным и надлежащим занятием, а другие — аморальным, ненадлежащим и нежелательным. Дети, живущие в такого рода общинах, подвергаются воздействию различных противоречивых стандартов и форм поведения в гораздо большей степени, чем влиянию относительно устойчивых и общепризнанных форм[29, c. 304−305].
Каким именно образом подростки становятся на путь ненадлежащего поведения, было выявлено в результате детального изучения большого числа биографий молодых людей, живущих в зонах с высоким коэффициентом делинквентности. Ознакомление с собственными жизнеописаниями подростков показало, что они широко общались с другими подростками. Они рассказывают о том, как с раннего возраста дети вместе с более взрослыми подростками принимают участие в делинквентной деятельности и как в свою очередь, набравшись опыта, они вовлекают на тот же путь других детей. Эти биографии показывают также этапы включения подростков в организацию делинквентной группы. Часто в самом раннем возрасте подростки участвуют в злостных выходках и занимаются кражами. По мере развития своей карьеры они начинают принимать участие в совершении более серьезных правонарушений и наконец, становятся опытными исполнителями или специалистами в какой-либо конкретной области преступной деятельности. На каждом из этих этапов подросток получает санкцию и одобрение со стороны, делинквентной группы, к которой он принадлежит[29, c. 308−309].
Итак, данные исследователи показали взаимосвязь между экономическим неблагополучием общества и формированием ценностных установок, которые непосредственно влияют на поведение несовершеннолетних.
Следующий автор Курт Бартол, в работе «Психология криминального поведения он выделяет социальные, психологические факторы риска формирования делинквентного поведения несовершеннолетних. К социальным факторам он относит, во — первых, бедность и социальный статус, дети и подростки живущие в тяжелых экономических условия, с большей вероятностью могут стать как жертвами преступлений, так и правонарушителями. Дети, живущие в условиях бедности, скорее всего, будут ходить в плохо оборудованные школы, бросать школу до окончания обучения, становится безработными. хранить огнестрельное оружие, становится жертвами преступлений и быть свидетелями различных сцен насилия [4, c. 42−43], во — вторых, зависимость от сверстников, подростки живут в двух отдельных мирах: один мир — семьи, а другой мир — друзей. Как одеваться, что пить, с кем встречаться, как относится к наркотикам, чем заполнять досуг — подростки в большинстве прислушиваются к мнению своих сверстников. Те подростки, которые сообщают о наличии у них друзей-преступников, с большей вероятностью сообщат о собственном делинквентном поведении [4, c. 42−43].
К психологическим факторам делинквентного поведения несовершеннолетних К. Бартол относит следующие. Во-первых, факторы личностного развития, серьезные, стойкие паттерны делинквентного поведения формируются в раннем детстве. Те дети, которые в юношеском и раннем возрасте становятся правонарушителями, плохо ведут себя, уже начиная с первого класса, а большинство школьных тестов выполняют хуже среднего. Еще одним предвестником делинквентного поведения является детское воровство и систематическая ложь [4, c. 44]. Во-вторых, синдром гиперактивности и дефицита внимания, таким детям трудно сосредоточится на выполнении определенной деятельности, контролировать собственное поведение. В результате многочисленных исследований данного синдрома было выявлено, что его наличие негативно влияет на формирование коммуникативных связей у детей, в результате им не хватает дружбы и теплоты. Специалисты считают, что наиболее распространенные проблемы, связанные с этим синдромом, — делинквентность и употребление психотропных веществ [4, c. 46−47]. Втретьих нарушение поведения, совокупность стереотипов поведения, характеризуемых многократным повторением неправомерных действий. Подростки с агрессивными нарушениями поведения, очень часто бывают отвергнуты сверстниками и лишены возможности развить у себя нормальные, межличностные и социальные навыки. Испытывая недостаток эффективных межличностных навыков, такие дети вынуждены удовлетворят свои потребности путем более агрессивных средств, включая угрозы и запугивания [4, c. 47−48].
Помимо социальных и психологических факторов автор также приводит анализ ситуации в семье, отмечается, что «преступники чаще всего выходят из семей, в которых родители либо в разводе, либо проживают отдельно» [4, c. 48].
Таким образом, анализируя работы зарубежных авторов можно выявить, что авторы, изучая делинквентное поведение несовершеннолетних не говорят о конкретных причинах, влияющих на формирование данного проведения. В своих работах они пишут о факторах, которые могут сформировать почву для развития девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних.
В России также есть исследователи, изучающие факторы и причины делинквентного поведения несовершеннолетних.
Е. В Змановская. в учебном пособии «Девиантология: Психология отклоняющегося поведения», выделяет следующие условия формирования делинквентного поведения: социальные и индивидуальные.
Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни [15, c. 100]. Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими [15, c. 101−102].
Индивидуальные детерминанты противоправного поведения представляют особый интерес для психологического анализа. Например, воровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперактивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на утрату близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии, невозможностью получить необходимые питание и вещи.
Ученые Н. В. Бурлаков и Н. М. Кропачев в работе «Криминология» пишут, что «для этого возраста характерны неокончательная сформированность собственной системы ценностей, повышенная зависимость поведения от оценок и мнений ближайшего окружения, его эмоциональность, неспособность критически оценить свои действия и поступки других» [5, c. 324].
В несовершеннолетнем возрасте преобладающее воздействие на личность оказывает микросреда (семейное окружение, друзья, при-ятельские компании). Воздействие на личность широкой социальной среды, институтов общества в целом существенно опосредуются ею. Влияние микросреды дополняет воздействие воспитательно-обра-зовательных учреждений (школы, ПТУ, техникума), длительные и не-посредственные контакты с которыми поддерживает (или поддержи-вал в недавнем прошлом) практически каждый несовершеннолетний, трудовых коллективов (в отношении работающих подростков). Семья, ближайшее окружение сверстников, школа не исчерпывают, конечно, связей с обществом ни одного конкретного лица несовершеннолетнего возраста, однако, по общему правилу, личность каждого формируется под их воздействием [5, c. 326].
Говоря о воздействии окружающей среды на личность, хочется упомянуть работу Р. А. Махарамова «Предупреждение преступности в России и в Узбекистане». Автор отмечает влияние СМИ на формирование делинквентного поведения, он говорит о том, что «в современных средствах массовой информации и прежде всего на телевидении получили широкое распространение элементы криминальной субкультуры. Более того, появилось даже специальное радио, которое почему-то называется"Шансон», на волнах которого круглые сутки происходит пропаганда криминального образа жизни, через так называемые"блатные" песни. Слушателю исподволь внушается мысль, что «сидеть в тюрьме не страшно», что «обмануть государство, да и ближнего своего» тоже ничего особенного и т. д" На телевиденья все чаще появляются криминальные сериалы, которые романтизируют образ современного преступника [23, c. 100].
В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминов выделяют две группы причин преступности несовершеннолетних:
1) связанные с личными особенностями;
2) отражающие недостатки общественного устройства [18, c. 569].
К недостаткам общественного устройства авторы относят неконтролируемое отчисление детей из школ и средне-специальных профессиональных училищ. При этом альтернативы при таком отчислении у них нет. Попадая на улицу они начинают вести взрослую жизнь: случайный секс, алкоголь, наркотики, клубы, рестораны, попойки [18, c. 569−570].
Однако авторы отмечают, что названные причины и условия несовершеннолетних не означают фатальной неизбежности совершения ими преступлений [18, c. 571].
М. Е. Позднякова и Т. А. Хагурова в монографии приводят результаты исследования, проведенного в 2011 году. Респондентам — «трудным» подросткам, был задан вопрос о причинах совершения ими правонарушения. В результате была выстроена такая цепочка: скука, отсутствие продуктивных занятий — влияние компании, друзей и недостаточное внимание семьи — употребление алкоголя — другие девиантные формы поведения [27, c. 165−166].
Таким образом, рассмотренные авторы не всегда разводят понятия причин и факторов, влияющих на формирование делинквентного поведения. Зарубежные и отечественные авторы называют причины делинквентного поведения, однако правильно называть их именно факторы. К таким причинам — факторам зарубежные авторы относят экономическое состояние, чем ниже экономический показатель, тем выше коэффициент делинквентности. Отечественные авторы выделяет социальные условия (асоциальное окружение, внутрисемейные конфликты и др.) и индивидуальные условия (гиперактивность, задержка интеллектуального развития и др.).
1.3 Исследование видов и форм делинквентного поведения несовершеннолетних
Безусловным является тот факт, что делинквентное поведения несовершеннолетнего отличается от поведения взрослого. Так, Е. В. Змановская пишет, что «у подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги» [15, c. 33].
Далее автор более подробно описывает формы проявления делинквентного поведения несовершеннолетних, учитывая их возраст. В младшем школьном возрасте (6−11 лет) делинквентное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство. Противоправные действия в подростковом возрасте (12—17лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кражи и хулиганство— у мальчиков, кражи и проституция—у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы—торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев[15, c. 104].
А. А. Бакаев также говорит о все большем распространении среди малолетних таких опасных деяний, как убийство, изнасилование, грабежи, сбыт наркотиков [3, c. 6].
Ю. М. Антонян пишет, что основная часть преступлений (70−75%) совершается подростками в группе, что объясняется, прежде всего, их возрастными особенностями, психологической неустойчивостью и небольшим жизненным опытом, в том числе преступным. Автор также пишет, что между преступностью 14−15-летних и 16−17-летних имеется существенная разница — преступления второй группы опаснее, чем преступления первой. К 16−17 годам подросток успевает приобрести опыт совершения уголовно-наказуемых деяний, стойкую антиобщественную ориентацию, прочные связи с преступной средой, может быть, побывать в местах лишения свободы и т. д. [1, c. 186].
Что касается разделения преступлений по половому признаку, Антонян отмечает, что до 95% преступлений совершаются юношами. Девушки переступают закон в рамках имущественных отношений. Однако в местах лишения свободы значительную часть осужденных составляют девушки, которые совершили преступления против личности, среди них много убийц, в том числе убийц собственных детей, по большей части только что родившихся. Иногда девушки организуют преступные группы для совершения грабежей, разбойных нападений и вымогательства. [1, c. 187].
В. Н. Кудравцев и В. Е. Эминов в работе «Криминология» также говорят о групповом характере преступности несовершеннолетних и росте количества преступлений несовершеннолетних при участии взрослых преступников [18, c. 560].
Авторы выделяют следующие тенденции: 1. омоложение преступности несовершеннолетних; 2. рост преступности несовершеннолетних женского пола; 3. увеличение преступлений, совершенных несовершеннолетними мигрантами, а также подростками, имеющими психические отклонения; 4. большинство преступлений, совершаются в состоянии алкогольного, токсического и наркотического опьянения [18, c. 561−561].
В. Н. Бурлаков и Н. М. Кропачев отмечают, что доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, увеличивается чрезвычайно быстро [5, c. 312].
Таким образом, отечественные авторы, изучающие преступность несовершеннолетних, говорят о распространении новых видов преступлений: убийство, разбой, изнасилования и сбыт наркотических средств.
В зарубежной науке Курт Бартол описывая ситуацию делинквентного поведения несовершеннолетних в США, пишет, что большинство дел, передаваемых в суд по делам несовершеннолетних составляют преступления против собственности, на втором месте — нарушения общественного порядка, затем — статусные правонарушения, преступления против личности и нарушения, связанные с наркотиками. Типичными статусными нарушеними являются нарушение дисциплины, нарушение запрета пребывания на улице, побеги из дома [4, c. 38].
Итак, авторы не разводят понимания формы и виды делинквентного поведения несовершеннолетних. Одна и та же информация в разных источниках встречается под разными заголовками: виды или формы. Все авторы отмечают совершение подростками преступлений, связанных с наркотическими средствами. Исследователи пишут, что у девушек доминируют имущественные преступления, а юноши наряду с преступлениями против собственности, совершают преступления против личности.
Обобщая материал первой главы можно выявить, что опыт зарубежных авторов в объяснении девиантного поведения шире и разнообразнее опыта отечественных авторов. Зарубежные социологи уже в конце 19 века выдвигали теории связанные с девиантным поведением. Зарубежные теории можно условно разделить на три уровня. Объяснение девиантного поведения на уровне общества (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), на уровне социальной группы (И. Гоффман, Э. Лемерт, Дж. Волд и др.), на индивидуальном уровне (Т. Хирши, Э. Сатерленд). Теории объяснения девиантного поведения можно применить к объяснению делинквентного поведения, однако, большинство авторов занимающихся проблемой делинквентного поведения несовершеннолетних, пишут о преступности подростков. У российских и зарубежных исследователей причины преступности несовершеннолетних совпадают, а именно все авторы отмечают экономический общества, материальное состояние семьи, индивидуальные особенности ребенка, а также его близкое окружение. Что касается видов и форм преступности несовершеннолетних, авторы выделяют их в зависимости от возраста несовершеннолетнего. В младшем возрасте это мелкие дисциплинарные нарушения и хулиганства, в старшем возрасте преобладают преступления против личности и имущества.
2.Исследование системы социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних.
2.1 Субъекты социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних
Преступность несовершеннолетних одна из проблем социальной работы, которая требует решения. Выше были проанализированы факторы, способствующие формированию делинквентного поведения несовершеннолетних, а также формы такого поведения. Необходимо рассмотреть субъекты социальной работы в данной сфере, представленные в литературе.
Субъект какой-либо деятельности — это носитель функциональных прав и обязанностей, обладающий определенной компетенцией по участию в такой деятельности [3, c. 23].
Субъекты социальной работы с несовершеннолетними с делинквентым поведением выделяют в зависимости от этапа. Авторы рассматривают два больших этапа в работе с данным клиентом: этап профилактики и реабилитации.
Так, А. А. Бакеев описывая этап профилактики разделяет субъекты на специализированные и неспециализированные [3, c. 23].
Специализированными являются учреждения, для которых задачи предупреждения правонарушений являются основными или профилирующими. В их число входят суды, органы прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, федеральной службы безопасности, юстиции, таможенной службы, общественные формирования правоохранительной направленности и, конечно же, комиссии по делам несовершеннолетних.
Под неспециализированным субъектом профилактики им понимаются органы и должностные лица, которые выполняют задачи по предупреждению правонарушений попутно с обеспечением своих основных функций, носящих более общий характер. К ним относятся: органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы государственного контроля (например, Госстандарта, Госторгинспекции), общественные формирования, в том числе политические партии, фонды, движения, различные конфессии, благотворительные организации и т. д. [3, c. 23].
В. Н. Кудревцев и В. Е. Эминов в своей работе главным субъектом, выполняющим профилактические работы, считают Президента РФ, подчеркивая, что именно его роль связана с обеспечением основных гарантий соблюдения законности в стране, защиты ее граждан, их прав, свобод, жизни, интересов от каких-либо криминальных посягательств [18, c. 304]. Помимо этого авторы, как и предыдущий исследователь, анализируют структуру предупреждения преступности, учитывая ее специализацию. Однако помимо специализированных и неспециализированных субъектов, авторы выделяют частично специализированные. В частности к ним относятся: органы социального обслуживания, органы и учреждения здравоохранении, образования, частные охранные и детективные предприятия, казачьи общества.
В. Н. Бурлаков и Н. М. Кропачев также пишут о разделении субъектов на специализированные и неспециализированные учреждения. При этом авторы подтверждают подобное разделение, ссылаясь на закон: «основные направления деятельности специальных субъектов пре-дупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних, объем компетенции, пределы полномочий, основные права и обязанно-сти их должностных лиц предусмотрены Законом РФ „Об основах си-стемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних“» [5, c. 338].
Таким образом, в вопросе профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних авторы выделяют следующие группы субъектов: специализированные, неспециализированные, а также частично специализированные.
Однако помимо профилактической работы и субъектов реализующих ее, сложились другие этапы социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних.
С. А. Лузгин рассматривает социальную работу в уголовно-исполнительной системе в работе «Социальная работа в уголовно-исполнительной системе». В данной работе глубоко рассмотрена правовая база функционирования профессиональной службы социальной работы с осужденными, в том числе наличие должности старшего специалиста по социальной работе [21, c. 100] Помимо этого автор выделяет и других субъектов социальной работы в пенитенциарном учреждении: психолога, начальника колонии, заместителя начальника по воспитательной работе[21, c. 192].
Ю. В. Василькова, рассматривает работу социального педагога с несовершеннолетними осужденными. Ей сформулированы основные принципы, способствующие перевоспитанию в колонии, привлечение к труду, уважение к личности воспитанника, самоуправление, сотрудничество педагогов и воспитателей [6, c. 147].
Таким образом, авторы представляют социальную работу с делинквентым поведением несовершеннолетних на разных уровнях. Деление субъектов происходит на специализированные и неспециализированные учреждения, но некоторые авторы выделяют также и частично специализированные.
2.2 Основные технологии социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних
социальный работа делинквентый поведение В учебнике И. Г. Зайнышева дано следующее определение технологии социальной работы: это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудных жизненных ситуациях [14, c. 8].
Выше мы рассмотрели основные субъекты работы с несовершеннолетними делинквентами на этапе профилактики и реабилитации. Наряду с ними авторы выделяют технологии социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних.
В учебном пособии Л. П. Кузнецовой дано следующее определении социальной профилактики: «социальная профилактика — сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата» [19, c. 40].
Большинство авторов работающих в рамках социальной работы с подростковыми правонарушениями, отдают предпочтение именно этой технологии. Е. В. Змановская пишет о трех этапах профилактики: первичная профилактика, которая направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление; вторичная профилактика, задача которой раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска»; третичная профилактика, включающая лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушением поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением [15, c. 161].
Т.В. Шипунова также говорит о профилактике девиантного поведения детей, делая основной акцент на социальной работе с семьей. Как уже говорилось в предыдущей главе, семья имеет большое влияние на формирование девиантного и делинквентного поведения у ребенка. Автор настаивает на рассмотрении семьи с точки зрения системного подхода, то есть проводит ее генетический, структурный, компонентный, прогностический анализ, а также изучает внутреннее и внешнее функционирование аспектов этой системы [38, c. 68−69]. Т. В. Шипунов предлагает некоторые направления, а также технологии помощи неблагополучным семьям, не отделяя их от профилактической деятельности. Это во-первых, социальная помощь как это совокупность специальных мер, направленных на поддержание нормальных (социально приемлемых) условий жизнеобеспечения детей, семей, которые испытывают нужду в удовлетворении жизненно важных потребностей и деятельностного существования своих членов [38, c. 70]. Во-вторых, социальная реабилитация детей из неблагополучной семьи, означающая восстановление утраченных или формирование раннее невостребованных социально значимых навыков, умений, качеств личности [38, c. 70]. В-третьих, социальный патронаж как сопровождение ребенка и его семьи на всем пути реализации программы помощи [38, c. 70]. Четвертой технологией социальная адаптация, которая означает содействие приспособлению членов неблагополучной семьи к микросоциальной среде, в которой они функционируют, принятию ими социально одобряемых, относительно стабильных условий, норм, ценностей, нахождению подходящей ниши в легитимном социальном пространстве [38, c. 75]. При этом Т. В. Шипунова не ограничивает оказание помощи лишь в рамках социальной работы, она также говорит о педагогическом, психологическом, правовом, медицинском, экономическом видах помощи.
Ю. В. Василькова говоря о профилактике отклонений подчеркивает необходимость ознакомления подростков с нормами и правилами общества, а также вовлечении их в деятельность с целью приобретения навыков общественного поведения [6, c. 97]. Автор считает, что в работе с трудными детьми обязательно должно присутствовать перевоспитание — предупреждения или преодоления различных отклонений в поведении ребенка или подростка.
Данный процесс можно разделить на четыре этапа. Первый этап — изучение подростка и окружающей его среды. Второй этап — обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности. Третий этап — это процесс накопления подростком нравственно положительных качеств, поступков. Четвертый этап перевоспитания — самовоспитание, когда воспитанник должен самостоятельно выйти из кризиса [6, c. 98−99 ].
Заметим, что перечисленные авторы делали акцент на технологиях профилактики девиантного поведения, которое все же отличается от делинквентного поведения, но может в него перерасти. Лишь отдельные авторы пишут о предупреждении преступности несовершеннолетних. М. Ю. Антонян, что государство олицетворяет главный субъект работы и должно уделять особое внимание укреплению семьи, нейтрализации кризисных брачно-семейных процессов и в первую очередь внутрисемейных конфликтов, особенно возникающих из-за материальной необеспеченности [1, c. 194]. Как видим, данный автор также большое внимание уделяет работе с семьей, что лишний раз доказывает важность этого института в формировании отклоняющегося поведения. Также он отмечает важность мер по совершенствованию школьного обучения и воспитания, как и профессионального образования [1, c. 195]. Еще одна группа мер профилактики преступности несовершеннолетних, по его мнению, связана с активизацией работы общественных организаций и церкви [1, c. 196].
Итак, авторы подчеркивают важность социальной профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. По их мнению, данная работа должна проводиться на уровне государства, семьи, а также на индивидуальном уровне. Особый акцент в проведении профилактики дедлинквентного поведения несовершеннолетних авторы делают на семье, так как семья имеет большое влияние формирование подобного поведения. Однако если такая работа по каким-либо причинам не была проведена или оказалась безрезультатной, необходимо перейти к следующей технологии — социальной реабилитации.
Следующая технология, социальная реабилитация несовершеннолетних с делинквентым поведением.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленный на восстановление разрушенных связей или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс [19, c. 49]
Так как реабилитация это процесс восстановления, то осуществляется он когда ситуация уже свершилась. В нашем случае социальную реабилитацию чаще всего и в полной мере организуют воспитательные колонии. Так, В. В. Паников пишет о реабилитационных программах, проводимых в воспитательных колониях. При этом автор особенно подчеркивает учебно-воспитательный аспект, получение воспитанниками общеобразовательного и профессионального обучения. К наиболее распространенным формам воспитательной работы можно отнести беседы, лекции, диспуты, встречи с интересными людьми. В последние годы начали шире практиковаться встречи с бывшими воспитанниками колоний, ведущими честный образ жизни, с родственниками осужденных, с представителями общественных и религиозных организаций — так называемые меры общественного воздействия [25, c. 94−95]. Таким образом, в процессе реабилитации В. В. Паников большое внимание уделяет организации правильного процесса образования и развития несовершеннолетних.
В свою очередь Е. А. Холостова отмечает важность восстановления утерянных социально-полезных связей осужденных с близкими родственниками. Для этого социальный работник должен разыскивать родственников и иных лиц — путем направления запроса в паспортный стол, опрашивать прибывших на свидание родственников, оказывать помощь осужденному в написании писем, поздравлений [32, c. 305−306]. Поддержание социально полезных связей весьма важно для заключенных, поскольку объект связи сглаживает психотравмирующую ситуацию, избавляет человека от апатии и агрессивного поведения [32, c. 300]. Таким образом, Холостова в реабилитационном процессе осужденных большое внимание уделяет поддержанию у них полезных связей с родными и близкими людьми.
Большой вклад в исследовании развития социальной работы в пенитенциарном учреждении внес С. А. Лузгин. Он, как и В. В Паников подчеркивает важность обучения воспитанников, особенно получение ими профессионального образования [21, c. 193]. Также автор пишет о том, что необходимо правильно организовывать досуг воспитанников, привлекать их к участию в работе кружков по интересам [21, c. 195]. С. А. Лузгин также как и Холостова указывает на важность общения с близкими в реабилитации воспитанников, однако он особо выделяет встречи с родителями, общение с ними в непринужденной обстановке [21, c. 196].
Итак, все рассмотренные авторы представляют социальную реабилитацию несовершеннолетних в рамках воспитательной колонии. При этом В. В. Паников и Е. А. Холостова выделяют один аспект на первое место в технологии реабилитации: поддержание полезных связей, а С. А. Лузгин выделяет комплекс мероприятий в рамках социальной реабилитации несовершеннолетних делинквентов.
Обобщая материал второй главы можно сказать о достаточной степени изученности системы социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних. К основным субъектам системы авторы относят учреждения в чьи обязанности в обязательном порядке входить работа с делинквентным поведением несовершеннолетних, а также учреждения, которые косвенно занимаются данной работой. Вопрос о субъектах социальной работы в данной сфере в литературе представлен скудно, в отличие от технологий социальной работы. Большинство исследователей выделяют две технологии: социальную профилактику и социальную реабилитацию. Говоря о профилактике, авторы предполагают работу с семьей, а в социальной реабилитации подразумевается работа с личностью индивида. Таким образом, исследователями накоплен большой опыт организации социальной работы с делинквентым поведением несовершеннолетних, однако не четко представленные субъекты, которые должны осуществлять данную работу.
Заключение
В данной работе была предпринята попытка определения степени изученности социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних в трудах отечественных и зарубежных авторов. Для этого:
· были раскрыты теоретические подходы в изучении сущности делинквентного поведения несовершеннолетних,
· были рассмотрены причины делинквентного поведения несовершеннолетних в отечественных и зарубежных трудах авторов,
· были изучены виды и формы делинквентного поведения несовершеннолетних,
· была отображена систему социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних.
В результате написания курсовой работы, было выяснено, что зарубежные исследователи внесли большой теоретически вклад в объяснение девиантного поведения. Каждая теория, объясняет девиантное поведение с разных ракурсов, со стороны общества, социальной группы и индивида. При этом теории не конфликтуют, а дополняют друг другу и дают целостное представление о феномене. Данные теоретические подход можно перенести на делинквентное поведение, так как оно является формой девиантного поведения.
Несмотря на то, что многие исследователи занимаются изучением делинквентного поведения несовершеннолетних, единого определения в литературе нет, более того отсутствует единое понимание возраста совершеннолетия. Однако описывая факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения у несовершеннолетних, исследователи единогласно выделяют социальные, экономические и индивидуальные условия. При этом зарубежные авторы большее значение предают именно экономическим показателям, в то время как отечественные социальным.
Что касается видов и форм совершения преступлений несовершеннолетними, все авторы классифицируют их по признаку пола и возраста. Так, авторы пишут, что в младшем школьном возрасте детям присущи легкие формы такого поведения, например прогулы уроков, нарушение школьных правил, насилие по отношению к младшим детям, сверстникам и т. д., в подростковом возрасте наряду с предыдущими формами появляются кражи и хулиганство. Авторы отмечают, что к 16−17 годам подросток успевает приобрести опыт совершения уголовно-наказуемых деяний, заиметь преступные связи и может побывать в местах лишения свободы. При этом авторы не разводят понятия вид и форма преступления.
В зависимости от возраста, причин делинквентного поведения и его проявления, необходимо выстраивать социальную работу с делинквентом. Большинство авторов выделяют две технологии социальной работы с несовершеннолетними делинквентами, социальная профилактика и социальная реабилитация. Технология социальной профилактики проводится с детьми и их семьями для устранения негативных воздействий, способствующих формированию делинквентного повеления. Реализую данную технологию, авторы большое внимание уделяют семье ребенка. Субъектами, реализующими социальную профилактику являются органы образования, здравоохранения, а также благотворительные организации, фонды и т. д. Технология социальной реабилитации, упоминается в трудах авторов, работающих в рамках системы уголовно-исполнительного наказания. Данная работа проводится в воспитательных колониях для несовершеннолетних, организуют ее социальные работники, психологи, начальник колонии, заместитель начальника колонии по воспитательной работе и др.
Итак, авторы, исследующие социальную работу с несовершеннолетними делинквентами, пишут о совокупности усилий социальных работников, психологов, педагогов, работников для организации помощи делинквентам.
При написании данной курсовой возникли трудности в поисках первоисточников авторов, в анализе информации, а также в сравнении исследований авторов между собой.
социальный работа делинквентный поведение
1. Антонян, Ю. М. Криминология. Избранные лекции / Ю. М. Антонян. — М.: Логос, 2004. — 448 с.
2. Ашин, А. А. Воспитательная колония: история и современность: монография / А. А. Ашин. — Владимир: Изд-во ВГУ, 2008. — 428 с.
3. Бакаев, А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Монография / А. А. Бакаев. — М.: ВНИИ МВД России, 2003. — 139 с.
4. Бартол, К. Психология криминального поведения. — СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2004 — 352 с.
5. Бурлакова, В. Н., Криминология: учебник для вузов / В. Н. Бурлагов, М. Н. Кропачева — СПб.: Питер, 2003. 432 с.
6. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие / Ю. В. Василькова. — М.: Академия, 2001 .-160с .
7. Вольфганг, М. Социология преступности. Современные буржуазные теории. / М. Вольфганг и др.- М.: Прогресс, 1966. — 368 с.
8. Ганишена, И. С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учеб. пособие / И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков.—М.: Изд-во МОДЭК, 2006.— 288 с.
9. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский. — СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2004. -520 с.
10. Добреньков, В. И. Социология: т. 3: Социальные институты и процессы / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М.: ИнфаМ, 2009. — 292 с.
11. Дмитриев, М. Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведе-ния у трудных подростков / М. Г. Дмитриев и др. СПб.: ПОНИ, 2010. — 316 с.
12. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука, 1991. — 576 с.
13. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / пер. с фр. А. Н. Ильинского. — СПб.: Мысль, 1994.
14. Зайнышев, И. Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Зайнышев. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
15. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие / Е. В. Змановская. — М.: Академия, 2003. — 228 с.
16. Ковтун, Г. С. Социология девиантного поведения. Классические теории девиантности: учеб. пособие/ Г. С. Ковтун. — Владивосток: Изд — во ДВГТУ, 2010.-142 с.
17. Комлев, Ю. Ю. Социология девиантного поведения: Учебное пособие / Ю. Ю. Комлева, Н. Х. Саффулин — 2-е изд. — Казань: КЮИ МВД России, 2006. — 222 с.
18. Кудрявцева, В. Н. Криминология: учебник / В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. — 4-е изд. — М.: Норма, 2009. — 800 с.
19. Кузнецова, Л. П. Основные технологии социальной работы: учеб. пособие / Л. П. Кузнецова. — Владивосток: Изд — во ДВГТУ, 2002. 92 с.
20. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей) / А. Е. Личко 2-е изд. — Л.: Медицина, 1985. — 416 с.
21. Лузгин, С. А. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: учеб. пособие / С. А. Лузгин и др. — 2-е изд. — Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказания, 2006. — 335 с.
22. Массионис, Д., Социология: учебная литература / Д. Массионис. — 9-е изд. — М.: Питер, 2004 — 752 с.
23. Махарамов, Р. А. Предупреждение преступности в России и в Узбекистане / Р. А. Махарамов учебное пособие - М.: Былина, 2003.-199 с.
24. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон — М.: Хранитель, 2006. — 873 с.
25. Паников, В. В. Основы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Курс лекций / В. В. Паников. — Екатеринбург. :УрГПУ, 2002. — 131 с.
26. Позднякова, М. Е. Девиантное поведение: методология и методика исследования / М. Е. Поздняковой. — М.: Реглант, 2004. — 196 с.
27. Позднякова, М. Е. На пути к преступлению: девиантное поведение подростков и риски взросления в современной России (опыт социологического анализа) / М. Е. Позднякова и др. М.: Краснодар, 2012. — 344 с.
28. Сухов, А. Н. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: учеб. пособие / А. Н. Сухов. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 300 с.
29. Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения [Электронный ресурс]: сборник статей. — Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/233 476/
30. Филатов, В. А. Технология социальной работы: учеб. пособие / В. А. Филатов и др. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. — 124 с.
31. Фирсов, М. В. Технология социальной работы: учеб. пособие / М. В. Фирсов. — М.: Академический Проект, 2007. — 432 с.
32. Холостова, Е. И. Технологии социальной работы / Е. И. Холостова. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 400 с.
33. Холостова, Е. И. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / Е. И. Холостова, А. С. Сорвина.—М.: ИНФРА-М, 2001.— 427 с.
34. Хомич, А. В. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / А. В. Хомич. — Ростов н/Д, 2006 г. — 140 с.
35. Чернецкая, А. А. Технология социальной работы: учебник / А. А. Чернецкая и др. — Ростов н/Д: «Феникс», 2006. — 400 с.
36. Шестакова, Д. А. Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии / Д. А. Шестакова. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003, — 353 с.
37. Шиловская, А. Л. Совершенствование механизмов работы несовершеннолетними правонарушителями в Российской Федерации: / А. Л. Шиловская — М.: ООО «Информполиграф», 2010. — 80 с.
38. Шипунова, Т. В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие / Т. В. Шипунова. — М.: Академия, 2011.—240 с.
39. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. -М.: Академический проект, 2005 г.- 336 с.