Показатели конкуренции
Постоянные затраты (FС) — это затраты, которые возникают даже в том случае, когда не выпускается ни одной единицы товара, то есть в нашем случае постоянные затраты равны 540 ед. б) переменные затраты (VCi) — это разница между валовыми затратами и постоянными (VCi = TCi — FCi), в) предельные затраты — это изменение затрат при изменении выпуска продукции на одну единицу: MC = (TCi-TCi-1… Читать ещё >
Показатели конкуренции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Теория чистой (совершенной) конкуренции конкуренция рынок спрос предложение Чистая (совершенная) конкуренция — это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.
На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т. е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.
Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать на следующем примере. Если цена пшеницы возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это расширением ее посевов в следующем году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.
Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:
— неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;
— абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
— абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
— абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т. д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации);
— абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т. д.);
— наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
— стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;
— отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.
Однако практически ситуации, когда все эти условия присутствуют, не может быть, поэтому не существует свободного и совершенного рынка. Многие реальные рынки функционируют по законам монополистической конкуренции.
2. Практический раздел Задача 1. Объем спроса и предложения на товар «Х» изменяются в соответствии с изменением цен на него следующим образом:
Объем спроса, млн. штук в год | Объем предложения, млн. штук в год | (P) Цена, руб. | |||
(QD) | (QD)1 | (QS) | (QS)1 | ||
Задания:
а) Определить равновесную цену и равновесный объем аналитически, используя функции спроса и предложения Зависимость объема спроса от цены товара и объема предложения от цены товара выразить уравнением прямой, проходящей через две точки.
б) Построить кривые спроса и предложения и найти равновесные значения цены и объема товаров графически.
в) Используя данные, охарактеризовать ситуацию на рынке (излишки или дефицит) и определить их объем при двух вариантах цены:
Вариант | ||
1) цена равна | ||
2) цена равна | ||
г) Рассчитать новые значения спроса и предложения при условии, что спрос сократится на 10%, а предложение увеличится на 20% (для каждого уровня цен). Изобразить ситуацию графически. Ответить на вопрос: Что произойдет с ценой при изменении спроса и предложения.
Решение.
1. Найдем функцию спроса. Предполагая, что зависимость между ценой и объемом спроса линейна, определим функцию спроса, используя метод «двух точек».
Х-Х1/Х2-Х1=Y-Y1/Y2-Y1
QD-100/50−100=P-12/22−12
QD-100/-50=P-12/10,
приводим к общему знаменателю, умножая правую на (5):
QD-100=-5Р+60
QD=-5Р+60+100
QD=-5Р+160
2. Аналогично найдем функцию предложения.
QS-50/100−50=P-12/22−12
QS-50/50=Р-12/22−12
QS-50/50= Р-12/10
QS-50=5Р-60
QS=5Р-60+50
QS=5Р-10
3. Рассчитаем рыночное равновесие.
QD=QS
— 5Р+160= 5Р-10
— 5Р-5Р= -10−160
— 10Р=-170
Р=17 руб.
Таким образом, равновесное значение цены составляет 17 руб. Для определения равновесного значения объема, необходимо равновесное значение цены подставить в одну из функций, либо спроса, либо предложения. Используем функцию предложения.
QS=5Р-10
QS=5*17−10
QS=85−10
QS=75 шт.
4. Построим график по исходным данным, представленным в таблице.
5. Определим ситуацию на рынке при уровне цены 12 руб.:
QD=-5*12+160
QS=5*12−10
QD=-60+160
QS=60−10
QD=100 шт.
QS=50 шт.
100−50=50 шт.
QD> QS
При цене 12 руб. возникнет дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спроса и конкуренция будут поднимать цену вверх.
Определим ситуацию на рынке при уровне цены 20 руб.:
QD=-5*20+160
QS=5*20−10
QD=-100+160
QS=100−10
QD=60 шт.
QS=90 шт.
60−90=-30 шт.
QD< QS
При цене 20 руб. возникнет избыток товара на рынке. Этот избыток будет способствовать снижению цены.
6. Построим новый график, при условии, что спрос сократится на 10%, а предложение увеличится на 20% (для каждого уровня цен).
Вывод: первоначальное равновесие на рынке составляло 75 единиц товара при цене 17 ден.единиц. При сокращении спроса на 10% и увеличении предложения на 20%, цена снизится и составит 15 ден.единиц.Задача решена.
Задача 2
Обратная функция спроса Р (q) = 500 — 15q, функция издержек в краткосрочном периоде ТС = 610 — 100q + 10q2
Определите:
а) равновесные цены и объем производства монополистической отрасли в краткосрочном периоде;
б) прибыль производителя.
Решение а) Определим равновесные цены и объем производства монополистической отрасли в краткосрочном периоде;
MR=MC
MR=a-2bQ=500−30q
MC=(TC)`=-100+20q
500−30q=-100+20q
— 50q=-500−100
— 50=-600
q=12 ден.ед.
P=500−15*12=320 шт.
б) Найдем прибыль производителя.
П=TR-TC (q)=P*q-TC (q)=320*12-(610−100*12+10*122)=3840-(610−1200+1440)= 3840−850=2990 ден. ед Задача 3.
Функции спроса и предложения имеют вид:
QD = 30 — Р
QS = - 6 + 3Р
1) определить величину излишка потребителя;
2) изобразить ситуацию графически.
Решение.
1. Первоначально определим рыночное равновесие.
30 — Р = - 6 + 3Р
30+6 = 3Р+Р
36=4Р Р=9 ден.ед., Q=30−9=21 штука.
2. Рассчитаем выигрыш (излишек) потребителя. Он представлен графически треугольником AВС. Чтобы найти площадь этого треугольника, необходимо функцию спроса прировнять к нулю.
30 — Р=0
— Р = - 30
Р = 30, цена равна 30-это координата точки В.
SАВС =½*21*(30 — 9) = ½*21*21 = 220,5 ден.ед.
Задача 4.
В таблице представлены данные по объемам выпуска и затратам фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции. Найти недостающие данные в таблице:
Выпуск | Общие затраты | Переменные затраты | Постоянные затраты | Средние затраты | Предельны затраты | Средние постоян ные | Средние перемен Ные | |
q | TC | VC | FC | AC | MC | AFC | AVC | |
; | ; | ; | ; | |||||
472,5 | 202,5 | 202,5 | ||||||
326,25 | 191,25 | |||||||
157,5 | ||||||||
236,25 | 67,5 | 168,75 | ||||||
220,5 | 157,5 | 166,5 | ||||||
213,75 | 168,75 | |||||||
212,1428 | 202,5 | 38,57 143 | 173,5714 | |||||
Q=0, постоянные затраты при нулевом объеме выпуска равны общим;
а) Постоянные затраты (FС) — это затраты, которые возникают даже в том случае, когда не выпускается ни одной единицы товара, то есть в нашем случае постоянные затраты равны 540 ед. б) переменные затраты (VCi) — это разница между валовыми затратами и постоянными (VCi = TCi — FCi), в) предельные затраты — это изменение затрат при изменении выпуска продукции на одну единицу: MC = (TCi-TCi-1) / (Qi-Qi-1)г) средние затраты — это затраты на одну выпущенную единицу продукции:
AC = TCi / Qi, AVC = VCi / Qi, AFC = FCi / Qi
Задача 5.
Спрос на землю равен: ZD = 2600 — 20R. Площадь земельных угодий составляет
ZS = 800 га. Определить:
а) цену 1 га земли при ставке процента 10%;
б) как отразится на величине ренты и цене земли увеличение предложения земли до 1000 га.
Решение.
Рассчитаем равновесную цену:
2600 — 20R = 800
— 20R = 800−2600
— 20R = - 1800
R=90 ден.ед./га А) цена 1 га земли = R/ставка процента, % * 100% = 90 / 10% * 100% = 900 ден.ед.
Б) 2600−20R=1000
— 20R=1000−2600
— 20R=1600
R=80 ден.ед.
После того, как предложение земли увеличится до 1000 га, увеличится количество желающих приобрести землю, т.к. цена за 1 га угодий станет ниже.
1. Микроэкономика. Курс лекций, практикум УрГИ
2. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: «Норма»
3. Курс экономической теории /под. ред. Чепурина А. М.: «Инфра-М»
4. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика, в 2-х томах. М.: Финансы и статистика, 1992
5. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т./Общая редакция В.М. Гальперина
6. Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов «Микроэкономика. Завтра экзамен. 8-е изд.»: Питер; СПб.; 2010