Преподавание истоии в школах разных стран
Учитывая многонациональность и дифференцированность учеников, «перед началом каждого учебного года каждая школа сознательно переформировывает классы, чтобы сделать их примерно одинаковыми как по половому и расовому составу, так и по уровню подготовки, знаний, навыков и поведения учеников». Пригородные школы в США обычно прекрасно оборудованы и оснащены всем необходимым для успеха обучения… Читать ещё >
Преподавание истоии в школах разных стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
В конце ХХ века в мире произошли радикальные перемены, обусловленные процессом глобализации. В итоге глубокая межкультурная интеграция во всех сферах жизни людей, в том числе и в образовании, становится фактом. В мировом образовании сегодня происходит изменение представлений о сущности и конкретных целях образования. Это приводит к поиску преподавателями новых подходов к организации образовательного процесса, особенно если имеющаяся система образования имеет существенные недостатки либо не отвечает запросам времени.
Российская школа вот уже более 20 лет пытается перестроить и переработать опыт школьного обучения в СССР, подстроившись под современные реалии. Это происходит порой методом проб и ошибок и неизбежно приводит к попыткам заимствовать западный опыт в образовании, творчески преобразовав его под свои условия.
Использование западного опыта в образовании может стать для российской школы как панацеей, так и полным крахом образовательной системы, и все зависит от того, какие именно аспекты зарубежного школьного образования применять к российским реалиям и от степени перемен в образовании (от заимствования отдельных методик до полного копирования зарубежного образца).
Несомненно только одно: перемены нужны, и они должны быть направлены на развитие и созидание собственной образовательной системы, хорошо адаптированной к российским условиям. Это относится и к методике преподавания истории в современной российской школе, так как история — один из основных школьных предметов, обязательных для обучения. Применение в российской практике зарубежного опыта в таком случае вполне возможно.
Таким образом, изучение зарубежного опыта преподавания истории в частности и системы образования вообще, важно и актуально на современном этапе развития школы.
Естественно, что полное изучение зарубежного опыта всех мировых стран в рамках курсовой работы невозможно, поскольку эта тема очень обширна. Поэтому исследование ограничится тремя развитыми западными странами, имеющими давние образовательные традиции, лидирующие позиции по уровню преподавания и качеству образования. Это Соединенные штаты Америки, Великобритания и Федеративная Республика Германия.
Таким образом, основная цель данной работы — дать представление о зарубежном опыте преподавания истории в школе (на примере трех стран: Соединенных штатов Америки, Великобритании и Германии).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие важные задачи:
— дать общую характеристику системы образования в каждой из трех стран (типы школ, система обучения и проч.);
— охарактеризовать методику преподавания истории в школах в каждой из трех стран (цели и задачи, осуществление преподавания, методы обучения, и проч.);
— обосновать возможность использования зарубежного опыта преподавания истории в российских условиях;
— выявить возможные полезные аспекты обучения истории, которые теоретически пригодны для использования в российской школе;
— сделать теоретические выводы.
Вопрос изучения зарубежного опыта преподавания истории и его использования на российской почве наиболее широко стал интересовать специалистов в последние годы, когда стала очевидна необходимость реформирования отдельных элементов системы образования. Специализированные монографические исследования данного вопроса практически отсутствуют, за исключением диссертационных исследований некоторых преподавателей вузов. В основном освещение данного вопроса происходит в отдельных статьях педагогов, методистов, исследователей.
Так, система американского образования кратко, но обстоятельно рассмотрена в статье «Система образования в США» журнала «Отечественные записки». Основные этапы образования детей в США, начиная с дошкольного и заканчивая высшим, включая типы существующих школ и краткие пояснения по программе обучения позволяют составить общее представление об организации американского образования. Подобные статьи этого журнала «Германская система образования» и «Образование в Великобритании» также дают наиболее общее представление об образовании данных стран.
Дополняют сведения об американской системе образования статья Кучеренко Е. Ю. «Американская школа глазами российского педагога» (плюс которой заключается именно во «взгляде со стороны» российского педагога-практика. Автор непосредственно наблюдала все этапы образования американских школьников и целенаправленно сравнивала российскую и американскую системы), а также другие вспомогательные статьи по структуре образования США.
Непосредственно обучение истории в американской школе и проблемы преподавания рассматриваются в публикации Иоанны Петры Мрачковски " Проблемы преподавания истории в американской школе", являющейся составной частью ее книги. Публикация оформлена в виде отдельной статьи на интернет-сайте журнала «История». Статья содержит описание многих проблемных вопросов американского школьного исторического образования, как то: конфликт вокруг учебников, искажение исторических фактов, распространение концепции афроцентризма, полемика вокруг программ по истории и прочих.
Интересным материалом также стали интервью преподавателя американской школы Олевича В. и директора Программы Истории Образования в Педагогической Школе Университета НьюЙорка Д. Циммермана, которые знакомы с реалиями образования Америки не понаслышке.
Важные сведения об обучении истории в Великобритании содержатся в статье Большаковой О. «Разноцветные картинки», которая содержит описание основных целей и задач британского исторического образования, а также общие принципы преподавания истории.
Конкретные данные о количестве и качестве преподавания истории в британских школах содержатся в статье «Прошлое с английским акцентом. Как учат истории в британских средних школах» Д. Протопоповой.
Основательно охарактеризовано британское школьное историческое образование в статье Фоменко С. В. «О складывании современной концепции школьного исторического образования в Великобритании», где на базе работ британских методистов рассмотрены основные цели и задачи, методы, проблемы в школьном изучении истории в Великобритании.
Полная характеристика школьного образования в Германии дана в брошюре «Школьное образование в Германии» Михайловой Н., Кипнис Д., Кипнис А., где не только рассмотрены основные ступени образования и типы школ, но и даны списки изучаемых предметов по каждому типу. Это является важным и интересным для изучения системы школьного образования.
Полная и развернутая характеристика же преподавания истории в германских школах дана Ленц М. В. в статье «Содержание школьного исторического образования в Германии»
Таким образом, курсовое исследование выполнено на основе статей педагогов, освещающих современное состояние образования трех выбранных зарубежных стран, а так же дополнительных статей по теме.
Объектом исследования является зарубежный опыт преподавания истории в США, Великобритании и Германии, предметом — система и методика преподавания истории в школах указанных стран.
Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие теоретические методы: системного анализа, обобщения, сравнительно-исторический.
Глава 1. Соединенные штаты Америки
1.1 Система школьного образования Общая характеристика Система образования в Америке самими американскими авторами считается «самой демокpатической», «откpытой для всех», «создающей подлинное pавенство обpазовательных возможностей». Особенно уникальной, по их мнению, является общеобpазовательная школа. Ее обычно называют «уникальным амеpиканским изобpетением», pеализующим идею единой для всех детей школы. Это естественно, поскольку Америка — страна невероятных социальных контрастов, страна с необыкновенно смешанным (по национальному признаку) населением. В обычной американской школе могут учиться представители большинства национальностей мира и вполне закономерно, что такая школа должна работать по особым методикам. «Объединенная», «всеохватывающая» школа США, по мнению американцев, образец для подражания для других стран.
" Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов" .
В США нет единой государственной системы образования и каждый штат может сам определять ее структуру.
В систему образования США входят:
· дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3−5 лет;
· начальная школа. 1−6 классы — elementary school (младшие классы),
· средняя школа. 7−8классы, в некоторых школьных округах 7−9 — middle/junior high school (средние классы)
· высшая школа. 9−12 классы, в некоторых школьных округах 10−12 — high school (старшие классы)
· учебные заведения последнего уровня обучения, входящие в систему высшего образования" .
В некоторых штатах эта типология не является верной, т.к. система школ имеет несколько другую структуру. Для нас наибольший интерес представляют средние школы (либо средние и высшие, в некоторых штатах) Типы школ Всего в США насчитывается порядка 115 тыс. школ, которые традиционно делятся на общественные и частные.
" Наиболее распространены общественные школы public schools, в которых учится подавляющее большинство (около 86%) американских детей …. Эти школы финансируются из бюджетов различных уровней. … В каждую общественную школу поступают дети, проживающие на определенной, «прикрепленной» территории, которую обслуживает данная школа (исключения есть, но они редки). Именно поэтому, качество школы (определяется на основе общенациональных тестов — соответствующая информация находится в открытом доступе) значительно влияет на стоимость жилья в данном районе: там, где школы лучше, дома и квартиры стоят намного дороже" .
К общественным школам принадлежат также школы специализированные и школы чартерные. Специализированные (школы-магниты magnet school) предоставляют возможность получить более углубленное образование в определенных областях знаний, например, в сфере математики. «Как правило, школы-магниты создаются в отдельной учебном округе или графстве, в них переводятся одаренные дети, учащиеся в обычных общественных школах. При этом в специализированную школу может попасть любой ребенок, проживающий в графстве — принцип строгой географической привязки, действующий в отношении остальных общественных школ, здесь не работает. Для поступления в подобные учебные заведения необходимо сдать весьма сложные экзамены, на которых отсеиваются до 80−90% претендентов. Специализированные школы могут действовать в составе обычных (как „государство в государстве“), либо независимо» .
Кроме того, в США действуют привилегированные или " чартерные" школы charter school. Чартерные школы обычно возникают на основе общественных школ. «Они получают лицензию („хартию“) на право оказания образовательных услуг, самостоятельного распоряжения выделяемым им ресурсами и пр. — взамен, они гарантируют более высокое качество преподавания и более разумное распоряжение школьными фондами. Инициатива о создании подобных школ может исходить от преподавательского состава, родителей, местных органов власти, высших учебных заведений, коммерческих структур и пр. Примерно раз в 3−5 лет местные органы власти проводят проверки чартерных школ и могут аннулировать хартию, если школа не соответствует определенным критериям» .
Второй главной категорией являются частные школы private school, причем по территории США они распространены достаточно неравномерно. Своеобразной «столицей» таких частных школ является город Нью-Йорк. «Эти учебные заведения финансируются за счет платы, которую вносят родители. … Стоимость обучения достаточно высока и вполне сопоставима со стоимостью обучения в университете. … Причем затраты родителей учеников частных школ этим не исчерпываются. К примеру, общественные школы организуют доставку детей на занятия и домой с помощью школьных автобусов (это крайне важно, поскольку в США общественный транспорт развит плохо, а родители далеко не всегда могут завозить своих детей в школу и забирать их оттуда), а частные школы предлагают либо доплачивать за подобный сервис, либо селят школьников в платных общежитиях. Кроме того, часто требуется участие родителей в различных школьных мероприятиях. Программы этих школ заметно отличаются, и, как правило, в лучшую сторону, от программ школ общественных». Иногда малообеспеченные дети могут обучаться в таких школах, получив грант от государства, но нет гарантии, что отношения сл сверстниками в таком случае сложатся хорошо.
Американские дети также могут получить домашнее образование. Так, «до начала 1980;х годов домашнее образование в США находилось вне закона и допускалось лишь для тяжело больных детей. В начале 1980;х ситуация начала изменяться — приверженцы некоторых христианских конфессий, возмущенные тем, что в школьных программах исчезла религиозная составляющая, начали учить детей дома». Впоследствиитакую практику стали вводить и представители других социальных групп. Штаты США по-разному подходят к практике домашнего образования. В некоторых штатах для домашнего образования детей бывает достаточно проинформировать местные органы образования. В других штатах родители, имеющие желание учить детей дома, должны сдать экзамены, проверяющие их педагогическую квалификацию. «Бюро Переписи населения США предполагает, что в 2005 году домашнее образование получали примерно 2% американских детей и подростков в возрасте 5−17-ти лет. Для получения диплома о школьном образовании, домашний ученик обязан сдавать экзамены, которые сдают его сверстники, обучающиеся в общественных школах» .
При домашнем обучении расписание занятий ребенка можно варьировать в зависимости от его психологического состояния или успеваемости. Выпускники домашних школ часто показывают лучшие результаты при сдаче экзаменов и тестов, чем обычные школьники. Но обучение ребенка на дому требует от родителей огромных затрат времени и сил.
Система обучения Итак, «американская школа принципиально отличается от привычной для нас тем, что каждое ее звено (начальная — elementary, средняя — middle, старшая — high school) расположены в отдельных зданиях. С одной стороны, это устраняет возможность возникновения конфликтов в межвозрастных группах, с другой — исключает возможность пребывания детей разного возраста из одной семьи в одной школе» .
Уже в средней школе среди учеников проходит процесс дифференциации по интеллектуальному признаку. На основании специальных тестов происходит разделение учеников на обыкновенные и «продвинутые», сильные потоки. Ученики, которые учатся лучше других по какому-либо предмету, могут учиться в «почётном» классе, где быстрее проходят весь материал и задают гораздо больше домашних заданий. Однако, в последнее время такие классы, особенно по гуманитарным дисциплинам, в некоторых местах упразднены, поскольку критики считают, что изолирование хорошо успевающих учеников не дает плохо успевающим подтягиваться" .
Согласно интервью Виктора Олевича, ученика, а затем и преподавателя истории в американской школе, на сайте http://pedsovet.org «обычно, к 7−8 году обучения школьники распределяются по трем направлениям — общее (general/career education), довузовское (college-bound) и ускоренное/продвинутое (advanced). Первое направление основано на очень легкой, ненасыщенной программе обучения — школьники постигают азы алгебры и геометрии, истории, английского языка и литературы (на элементарном уровне; сочинения пишут очень редко), … Обучающиеся по второму направлению готовятся к поступлению в двухгодичный или четырехгодичный колледж или университет. Программа включает 2−3 года изучения иностранного языка, английскую и американскую литературу (с обязательным написанием сочинений, письменными экзаменами, и т. д.), американскую и мировую историю, тригонометрию. Обучающиеся по ускоренной программе изучают в 11−12 классе предметы по университетской программе — включая высшую математику (первый, а в некоторых случаях и второй семестр в ВУЗе), мировую литературу, … американскую и европейскую историю». Учитывая сильную дифференциацию по социальному признаку, в американских школах один и тот же предмет часто преподается на различном уровне в разных школьных округах. Так, например, по словам В. Олевича, «школьник из благополучного района получает „четверку“ по алгебре, т.к. знает предмет на „хорошо“, а ученик в неблагополучной школе (в большом городе, на индейской резервации, районе с преобладанием афроамериканского и латиноамериканского населения, белой бедноты, и т. д.) получает ту же четверку по алгебре просто за то, что прилежно приходил на занятия и не матерился в адрес учителя» .
Учитывая многонациональность и дифференцированность учеников, «перед началом каждого учебного года каждая школа сознательно переформировывает классы, чтобы сделать их примерно одинаковыми как по половому и расовому составу, так и по уровню подготовки, знаний, навыков и поведения учеников». Пригородные школы в США обычно прекрасно оборудованы и оснащены всем необходимым для успеха обучения, в то время как школы в неблагополучных городских районах и даже некоторые деревенские школы могут сталкиваются с различными проблемами (банды, поножовщина, оружие, полицейские участки прямо на территории школы), нехваткой учебников, приведением в негодность и разворовыванием оборудования, неспособностью нанять необходимое количество учителей (многие учителя просто не выдерживают и уходят из таких школ в середине учебного года). Соответственно, «приемные комиссии вузов имеют четкие данные о каждом школьном округе и приравнивают четверку в неблагополучной школе к тройке в благополучной». Естественно, что в американских школах осуществляется и прочный контроль за деятельностью ученика. Главную роль здесь играют тесты. Осуществляется такой контроль как минимум в двух формах:
" 1. Один раз в году сдаются стандартизированные тесты типа тестов умственных способностей и образовательного развития (Айова), <�Тест Хенмон—Нельсон> по проверке умственных способностей и т. п., принятые во всей стране.
2. Раз в неделю или чаще, а иногда 2−3 раза в семестр (по решению учителя) сдаются зачеты и тесты внутриклассного контроля.
Система оценок обычно буквенная, по первым пяти буквам английского алфавита. В среднем, в школах страны отметки распределяются и характеризуются следующим образом:
А — 15 процентов учащихся — постоянно высокий уровень готовности, глубоких знаний и оригинальность (отлично).
В — 25 процентов учащихся — уровень, откровенно более высокий, чем средний (хорошо).
С — 35 процентов учащихся — средний уровень выполнения заданий (средне).
Д — 15 процентов учащихся — минимальный уровень знаний (ниже среднего).
F — 10 процентов учащихся — неудовлетворительные результаты или полное незнание учебного материала" .
Учебная неделя обычно пятидневная. «Обычно учеба начинается в августе (во многих школах — после первого понедельника сентября, когда отмечается День Труда Labor Day), а заканчивается — в конце июня. В южных штатах США школьники идут учиться в конце июля, а уходят на каникулы в мае — это объясняется тем, что июнь и июль — наиболее жаркие месяцы в году» .
В высшей школе ученики могут выбирать свои классы более свободно, чем раньше, минимальным критерием для получения диплома являются только обязательные периоды обучения тем или иным наукам, как то:
— 3 года естественных наук (год химии, год биологии и год физики);
— 3 года математики, вплоть до второго года алгебры (математика в средних и высших школах как правило делится на первый год алгебры, геометрию, второй год алгебры, введение в анализ и математический анализ, и проходится в этом порядке);
— 4 года литературы;
— 2—4 года социальных наук, обычно включающих в себя историю и государственное устройство США;
— 1—2 года физкультуры.
Это обязательные периоды изучения наук, а все прочие классы ученики выбирают себе сами. Набор таких классов может быть различным по количеству и качеству, в зависимости от финансового положения школы и наклонностей школьников. Это могут быть дополнительные науки (статистика, информатика, энвироника); иностранные языки (чаще всего испанский, французский и немецкий; реже японский, китайский, латынь и греческий); изобразительные искусства (живопись, скульптура, фотография, кинематограф); игровое искусство (театр, оркестр, танец); компьютерная техника (пользование компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн); издательское дело (журналистика, редактирование ежегодника); труд (обработка дерева, ремонт автомобилей).
Возможно и не выбирать их. Есть также дополнительные классы для подготовки школьников к экзаменам.
В целом же образование в США контролируется и финансируется на трёх уровнях: федеральными властями, властями штатов и местными властями. Главным языком образования является английский, он и объединяет полиэтничное и поликультурное общество США в единое целое.
В США не существует строгих федеральных стандартов для учебных заведений. Каждый штат самостоятельно контролирует образование, ему подвластное, в соответствии со своими представлениями о целях и задачах образования. Большую популярность имеют всевозможные разрабатываемые конкурирующими друг с другом методистами программы обучения.
1.2 Преподавание истории в школах США Преподавание истории в школах США, естественно, призвано служить целям американского общества. По мнению В. Олевича, «воспитание патриотизма, любви к родной стране — один из приоритетов преподавателей истории в США». В этом американцы ничем не отличаются от других стран мира.
Однако, в качестве преподавании истории, как и всякого другого предмета в США, существует существенная разница между различными школами (условно — благополучными и неблагополучными). Так, В. Олевич утверждает: «Я преподавал в городской школе с высоким процентом представителей нацменьшинств среди учеников (в основном афроамериканцев и латиносов). Обычно, они особым патриотизмом не отличаются, и я мог без особых проблем „гнуть свою линию“. Замечу, что в школе, которую я окончил это бы не прошло…» Отсюда можно сделать вывод, что в неблагополучных школах к преподаванию истории относятся куда более свободно, чем в благополучных. Это естественно, поскольку требовать строгости и зазубривания множества фактов от детей, едва способных отсидеть занятие и весьма смутно представляющих себе историю не родной им страны, довольно сложно.
Несколько лет назад в США «стартовала программа «Обучая Американской Истории» — федеральные средства выделяются для того, чтобы улучшить качество преподавания истории и помочь детям «оценить великие идеи американской истории» «.
Это закономерно, учитывая что, судя по последним опросам, «6 из 10 американских лицеистов демонстрируют почти полное незнакомство с американской историей и ее непонимание. Учащиеся средних школ этот предмет попросту не любят и считают изучение истории потерей времени. Спрошенные о месте истории среди остальных предметов школьной программы учащиеся помещают ее, как правило, на последнее место. Для них история кажется наименее важной из 21 изучаемого предмета. Для характеристики уроков истории зачастую используется термин „занудство“. Именно по истории молодежь получает самые низкие экзаменационные оценки» .
Преподавание истории начинается в средней школе (т.е. с 6 или 7 класса). Ученики обязаны брать себе, помимо классов по математике, английскому языку, естественным наукам и физкультуре, классы и по социальным наукам (куда часто включается и мировая история).
В высшей школе в минимальные требования для получения диплома включены 2—4 года социальных наук, таких как история и государственное устройство США.
Если говорить о количестве времени преподавания истории в школе, то стоит учитывать, что, как уже говорилось, «администрация каждого школьного округа принимает собственные решения о программе обучения, учебных материалах и т. п. (все это, разумеется, должно соответствовать стандартам принятым федеральным и штатским министерством образования). Как правило, на историю выделено 5 академических часов в неделю (т.е. 1 урок в день)». Однако, количество часов может варьироваться в зависимости от школьной программы и социального заказа штата. Примечательно, что «большинство американских школьников изучают историю каждый год. В старших классах в основном преподают ежедневно» .
Что касается методики преподавания, то в первую очередь необходимо остановиться на квалификации учителей в американских школах. Джонатан Циммерман, директор Программы Истории Образования в Педагогической Школе Университета НьюЙорка, в интервью «Школьные войны» сообщает, что «прием на работу квалифицированных учителей является одним из важнейших вопросов в сфере образования. В США решения о стандартах для учителей принимаются на местном или штатном уровне, то есть, существуют самые разные стандарты. Но половина учителей, преподающих историю, не имеют исторического образования, что мне кажется настоящим преступлением! Ситуация сейчас постепенно меняется, с помощью закона „Ни Одного Ребенка За Бортом“. Ныне, чтобы получить деньги из федерального бюджета, штаты должны доказать компетентность своих учителей. Однако в каждом штате свои понятия о том, что значит быть компетентным, и о том, как это должно определяться». Это весьма показательно для выявления причин нелюбви школьников к истории, ведь если учитель не умеет преподносить историю ученикам или, еще хуже, не знает ее сам, он вряд ли сможет заинтересовать детей. Не стоит считать, что абсолютно все американские школы берут на работу неквалифицированных преподавателей. Речь идет о том, что такие факты есть. Так, исследование недавнего прошлого «среди 257 преподавателей показало в 1990 г., что 13% из них никогда не посещали занятий по истории в вузе, только 40% имеют историческое или близкое к нему образование» .
В отличие от других школьных предметов, преподавание истории в США достаточно строго базируется на школьных учебниках. «Следует добавить, что их издание — серьезный бизнес. Конкуренция в этой области велика, и учебники по истории от момента создания и до минуты, когда они попадают в школы находятся под бдительным надзором как левых, так и правых. Давление заказчиков в этом случае может сравниться с самой строгой цензурой» .
Учебники истории в США, естественно, должны формировать у учащихся гордость за свою страну, патриотизм, гражданственность. История страны, естественно, не преподается в черных красках: не слишком приятные факты затираются и замалчиваются (собственно, такой подход к преподаванию истории именно в школе, как месте получения самых базовых, основных знаний, довольно обоснован). Д. Циммерман указывает, что в американском обществе «существуют глубокие культурные и региональные разногласия по вопросу, как должна преподаваться американская история. Главный вопрос: «Какова должна быть цель исторического образования: воспитание любви к стране или культивирование у ребенка критического мышления?» «. В современных учебных пособиях по истории сказано, что в истории США было множество сложных, противоречивых моментов (например, самый известный из них — система рабовладения).
Д. Циммерман не скрывает, что во многих американских учебниках истории встречаются и исторические ошибки, неточности. Однако, он отмечает, что «исторические недостоверности встречаются не так часто и они не столь вопиющие, как раньше. … В нынешних школьных программах все расы и этнические меньшинства — буквально все — упоминаются, причем все они объявляются героями американского народа. Конечно, можно считать, что заслуги всех этих этнических групп прославляются незаслуженно. Но я бы это объяснил иначе. Учебники не столько пропагандируют ложь, сколько утверждают миф об Америке и ее целях. Вместо того, чтобы содействовать дискуссиям, все учебники предлагают мифы в качестве истины». Интересно, что для консолидации американского общества, в учебном курсе, например, «в школах Калифорнии программы обязаны отмечать заслуги перед нацией и страной женщин, негров, мексиканцев, предпринимателей, выходцев из Восточной Азии, белых, индейцев и рабочих» .
Примечательны названия, которые даются школьным учебникам. Они практически всегда названы не сухо и скучно, а звучно и громко, например, «В Поисках Свободы» или «Восход Американской Нации» .
Что касается методики преподавания, то часто детям преподают только даты, имена, факты и названия различных сражений. «Вместо того, чтобы расследовать историю, дети просто зазубривают информацию, а после сдачи экзаменов ее благополучно забывают. У них отсутствует какое-то личное отношение к тому, что произошло в прошлом. Этот предмет, по сути, должен быть самым интересным, а для школьников он самый скучный. Поэтому американцы думают только о сегодняшнем дне». Активно используется в изучении истории также мультимедийное оборудование, карты, фотографии, интернет-ресурсы, видеоматериалы, специальные образовательные программы и прочее, что является показателем хорошей оснащенности средствами дополнительного образования американских школ.
В качестве дополнительных области общественных дисциплин дети в последнее время могут выбирать такие курсы <�социальные проблемы>, <�коммунизм>, <�история меньшинств в Соединенных Штатах> и т. д.
Парадоксально, но в штате Калифорния «был принят законопроект, согласно которому в школах начнут преподавать историю гомосексуалистов (gay history), а также инвалидов. Также законопроект запрещает использовать в школах материалы, в которых содержится неодобрение гомосексуализма. Если законопроект одобрит Ассамблея штата и подпишет губернатор, то он вступит в силу». В любом случае, крайняя толерантность и терпимость в американском обществе, в том числе и в школьном образовании, возводится в культ, что обусловлено многонациональностью и крайней дифференциацией населения.
Экзамены по истории и другим общественным дисциплинам в американских школах чаще всего сдаются в письменной форме. Оценка, полученная на экзамене, используется при вычислении одной общей оценки по предмету за год.
Есть в США и аналоги современного российского ЕГЭ, но они не содержат «исторической» компоненты (SAT и ACT). «Однако, школьники обучающиеся по ускоренной/продвинутой (advanced) программе должны сдать „университетский“ экзамен (система AP) как минимум на 4 (5-бальная шкала) для того, чтобы сдача предмета была засчитана ВУЗом, в который они поступают. Иными словами, они сдают обычный школьный экзамен в конце года, а если желают чтобы ВУЗ освободил их от данного предмета, сдают еще и экзамен AP» .
Таким образом, в США сложилась своя система преподавания в школах (преподавания истории в том числе), обусловленная в первую очередь историческими и политическими условиями развития общества. Сами американцы считают такую систему образцовой.
Преподавание истории ведется в школах в достаточно больших количествах. Преподавание отвечает целям, поставленным обществом. Результаты преподавания напрямую зависят от уровня школы, квалификации учителя, методики преподавания и готовности учеников воспринимать предмет.
Глава 2. Великобритания
2.1 Система школьного образования Общая характеристика Система образования Великобритании развивалась на протяжении многих столетий, и в настоящий момент она подчинена строгим стандартам качества.
Британское образование ценится по всему миру и «занимает лидирующие позиции по уровню подготовки, качеству преподавания и востребованности выпускников колледжей, университетов и школ. Это связано с очень высокими стандартами и требованиями, предъявляемыми к учебным заведениям, и со строгим контролем со стороны британского правительства и целого ряда проверяющих организаций, дающих официальную аккредитацию». Почти 90% выпускников британских школ поступают в университеты. Кроме высоких академических стандартов, британские школы отличаются также насыщенной программой спортивных занятий и программой по искусству.
Великобритания состоит из четырёх «исторических провинций» (по-английски — «countries», то есть «страны»): Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. «За образование в Британии отвечает правительство. Свою деятельность оно осуществляет совместно с Департаментом по образованию и труду в Англии; Национальным собранием в Уэльсе; Департаментом образования и Департаментом высшего и дальнейшего образования, подготовки и занятости в Северной Ирландии. Все дети, проживающие в Великобритании, согласно закону, обязаны учиться. В Англии, Шотландии и в Уэльсе обучение детей начинается c пяти лет и продолжается 11 лет — до достижения ими шестнадцати лет. В Северной Ирландии дети начинают учиться раньше и учатся дольше — с четырех до шестнадцати лет» .
Образование в Великобритании делится на определенные этапы:
— Дошкольное образование (ясли)
Часто туда родители отдают детей в возрасте 3−4 лет.
— Начальное школьное образование
Большинство британских детей поступают в государственные начальные школы в возрасте 5 лет.
— Среднее школьное образование
Среднее образование в Англии для детей до 16 лет является обязательным. Все государственные и частные школы учат детей с 11 до 16 лет и готовят их к получению GCSE (General Certificate of Secondary Education) — общего свидетельства о среднем образовании, Дети проходят специальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена. Успешная сдача такого экзамена — обязательное условие поступления в старшую школу.
— Образование с 16-ти лет
В 16 лет, после завершения обязательного цикла образования, студенты могут либо уйти из школы и начать работать, либо продолжить образование для того, чтобы поступить в университет.
— Образование с 18-ти лет
После прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование.
Типы школ Все британские школы условно можно разделить на две основные группы: государственные (state schools) и частные (independent schools).
Государственные школы Великобритании финансируются и проверяются, соответственно, государством.
Частные школы финансируются самими владельцами таких школ и родителями учеников. Частные школы отличаются высокими академическими стандартами, широким выбором академических предметов и хорошими условиями для обучения. В соответствии с законом частные школы проходят регистрацию в Департаменте образования и трудоустройства, что делает для них обязательными все государственные нормативы. То есть, для частных школ обязательны те же высокие требования, что и для государственных. Уроки в таких школах обычно проходят в маленьких классах (по 10−15 человек), что дает возможность преподавателю уделить внимание каждому ученику. В частных школах установлена определенная плата за обучение в зависимости от типа школы — public school, private experimental school etc.
В государственных средних общеобразовательных школах по достижении возраста 16 лет учащиеся заканчивают получение обязательного образования. «Эти школы принимают учащихся из начальных школ без тестирования, без характеристик и ссылок на успеваемость или поведение, обеспечивая возможность всем детям, проживающим в данном регионе, получить обязательное среднее образование. Все предметы изучаются в каждой государственной средней школе Британии по одной и той же программе» .
Несколько отличается система приема учеников в средние школы в Северной Ирландии. «Там средняя школа организована по принципу выборности в зависимости от качества подготовки и способностей учеников. Успешно прошедшие тестирование по английскому языку, математике, химии и биологии могут быть зачислены в специализированные средние школы для одаренных детей. Остальные продолжают обязательное обучение в обычных средних общеобразовательных школах. В 1999;2000 годах в Северной Ирландии около 40 процентов от общего числа учащихся средних школ посещали школы для одаренных» .
Помимо обычных средних школ, куда ученики приходят учиться днем, а вечером возвращаются домой, в Великобритании получила большое распространение система школ-пансионов. «В таких школах дети живут и учатся весь год, возвращаясь домой только на каникулы. Англичане, чья работа связана с частыми разъездами, — военные, дипломаты, бизнесмены, коммивояжеры и многие другие лица, которые по тем или иным причинам не могут уделять своим детям достаточное количество времени, — охотно отдают детей в частные школы-пансионы. Даже очень состоятельные родители, имеющие возможность нанять гувернеров и учителей для своего ребенка, предпочитают пользоваться услугами привилегированных пансионов. Обширная сеть пансионов существует очень давно и является столь же традиционной, как и сеть обычных школ» .
Вообще же в Великобритании существует большое разнообразие типов школ, от частных школ-интернатов до колледжей «6-й ступени» (Sixth Form). Обстановка в разных школах разная, и в дополнение к общеучебному расписанию у школ могут быть различные специализированные предметы.
Система обучения
" Общенациональная школьная программа Великобритании подразделяется на четыре основных этапа: для учащихся в возрасте 5−7 лет, для учащихся 7−11 лет, для учащихся в возрасте 11−14 лет и для учащихся 14−16 лет. На каждом из четырех этапов преподаются предметы, считающиеся основными: английский язык и литература, математика. Предметы естествознания объединены в Британии в единый предмет, включающий в себя биологию, химию, физику. В школах преподаются физкультура и религия. История, география, изобразительное искусство и музыка также являются обязательными предметами" .
Помимо перечисленных предметов, обязательных для изучения школьниками, в Британии есть дисциплины, которые выбираются учениками по направлению их интересов. Так, например, в 10−11 классах (14−16 лет) изучение истории, географии, изобразительного искусства и музыки становится свободным, т. е. ученик может и не выбирать эти предметы. С 2002 года в программах школ одним из основных предметов стала новая дисциплина — гражданство (Citizenship). Она призвана воспитать патриотизм и гражданскую позицию.
" Все государственные школы обязаны обеспечить учащимся возможность изучать религию. В программах религиозного образования должно присутствовать изучение христианства, но также и других основных религий, которые исповедуют проживающие на территории Великобритании граждане. Однако изучение религии не является обязательным" .
Законодательно в Великобритании введено обязательное бесплатное среднее образование для школьников до 16 лет.
Учебный год в Великобритании начинается в сентябре и состоит из трех триместров продолжительностью примерно 13 недель каждый. «Зимний триместр продолжается с сентября до середины декабря. В середине есть короткие каникулы — half-term holidays на 5−7 дней в конце октября. Весенний триместр начинается со второй недели января и кончается в марте, а летний длится с апреля по конец июня. Короткие каникулы — в конце февраля и начале июня.
Учебный день в большинстве школ начинается в 9 часов и продолжается до 15 часов. Вторая половина дня посвящена занятиям спортом и посещением клубов и кружков по интересам" .
Для обеспечения контроля знаний учебным планом предусмотрены стандартные тесты на успеваемость (Standard Assessment Tasks, SATs), с помощью проходит оценка знаний учеников в течение всего времени обязательного обучения. «Тесты проводятся в возрасте семи, одиннадцати и четырнадцати лет. SATs являются государственным экзаменом, дополняющим контроль преподавателей и внутренние школьные тесты и экзамены. SATs были введены для стандартизации оценки уровня знаний школьников и привязки их к общей системе баллов» .
Для получения аттестата о получении обязательного образования по достижении учащимися 16 лет и окончании 11-го класса общеобразовательной школы, нужно сдать выпускные экзамены. «Сдается восемь экзаменов по восьми предметам. В случае неуспешной сдачи экзаменов учащийся вправе через год пересдать их. Для тех, кто намеревается пересдать экзамены, школа предусматривает специальный годовой курс подготовки для пересдачи экзаменов. Разработкой экзаменационных программ занимаются специальные независимые правительственные квалификационные комитеты. Утверждает эти программы министерство образования страны» .
Выпускники школ после сдачи выпускных экзаменов получают сертификат о среднем образовании GCSE (General Certificate of Secondary Education). Этот сертификат достаточен для начала самостоятельной трудовой деятельности, но не дает права на поступление в высшие учебные заведения. Для этого необходимо дополнительно обучаться еще 2 года.
Некоторые особенности системы образования в Великобритании могут незначительно варьироваться в зависимости от территории, но в целом британское образование устойчивое, имеющее давние традиции, качественно контролируемое на всех уровнях, хорошо оснащенное технически.
2.2 Преподавание истории в школах Великобритании Обычно «на Британских островах не принято говорить отдельно об историческом мышлении. Там речь всегда вели и ведут о сознании в целом, а значит о формировании в ходе познания истории не абстрактного «научного взгляда на прошлое», … а цельной личности во всем многообразии ее нравственных, идейно-политических — гражданских позиций. Такому подходу в значительной степени способствует и то, что английские школьники, по всеобщему свидетельству, «получают в школе мало политического образования», а то, что им дается, «имеет тенденцию осуществляться опосредственно — с помощью обычных предметов, особенно истории» «.
Современная британская система преподавания истории в школе складывалась на протяжении XX века, важную роль в ее формировании сыграла реформа 1988 года. Закон о реформе образования или Educational Reform Act (1988) был направлен на улучшение качества образования на всех уровнях, повышение стандартов обучения, расширение свободы выбора образования и принимался на основе публичного голосования.
Кроме того, «проект Школьного совета 1972 года для старшеклассников включил в себя новые предметы — «женскую», «черную» и «местную» истории и ознаменовал радикальный отход от «великой традиции» «. Таким образом, история стала изучаться в отрыве от предрассудков и национальных противоречий. Современное историческое школьное образование в Великобритании вполне толерантно и объективно.
Что касается целей Британского школьного исторического образования, то британские теоретики и практики при выработке общей концепции подчеркивали, что их целью является формирование гражданской позиции личности, готовой к самоограничению (в пределах разумного) своего поведения. «Именно поэтому историки писали: «Следует доводить до сознания учащихся не только неотвратимость влияния прошлого на нынешний день и будущее, но и беспредельную сложность человеческих отношений и трудность поддержания равновесия конфликтующих интересов. Следует также подготовить их к рассмотрению политических проблем в свете общих, а не индивидуальных либо классовых интересов и убедить, что не может быть права без соответствующих обязанностей и что основа самоуправления — это свободная дискуссия, а единственной альтернативой правлению с помощью силы аргумента является правление с помощью самой силы». Школьный курс истории, как подчеркивается методистами, должен «взрастить дух гражданственности, чувство принадлежности к обществу и порождаемую этим ответственность» .
Результаты новой системы преподавания практически сразу после ее внедрения не заставили себя ждать. Так, уже с середины 1990;х годов на исторические специальности университеты стали получать по 1200 заявлений на 80 мест, а подготовка студентов 1 курса, только что вышедших из стен школы, удивляла преподавателей, настолько хорошо ученики овладевали историческими знаниями и навыками.
В современном школьном преподавании истории в Великобритании «в последние десятилетия отсутствует не только „официальная историография“, но и „единственно верная“ объективная картина прошлого. Уже младшим школьникам объясняют, что не существует одной „истинной“ истории — их много, у каждого поколения, да и у каждого человека, своя собственная. В учебнике для старшеклассников „Переосмысливая историю“ 1994 года говорится о том, что нет и не может быть нейтральной или незаинтересованной позиции, а написанная история есть просто интеллектуальное выражение интересов индивидов, групп и институтов» .
Главным источником получения знаний и средством работы на уроке является в Британской школе не учебник, а документ или другой исторический источник, часто изобразительный (репродукции картин, рисунки, изображения и пр.).
Изучение истории в школе Великобритании не зацикливается на политике и войнах (как, например, при изучении истории в российской школе), а уделяет большое количество времени изучению повседневной жизни британцев в разные времена. «Учебники и книги для чтения (для каждого класса они исчисляются десятками, и учителю есть из чего выбрать) служат лишь вспомогательным материалом.
Уроки, особенно в младших классах, чаще всего представляют собой беседы, в ходе которых рождается представление о том, «как жили люди раньше» «.
Естественно, что детям гораздо интереснее изучать историю, относящуюся непосредственно к ним, а значит, с большим интересом дети изучают так называемую микроисторию — историю своей деревни, городка, своей улицы, либо историю своей семьи с начатками генеалогии.
" В отличие от принятого в нашей стране систематического изложения материала в хронологическом порядке по странам и народам, в Великобритании, как и в других западных странах, история дается «по темам» . Некоторые темы очень большие, как, например, «Экспансия торговли и промышленность», в рамках которой рассматриваются все аспекты промышленной революции в Европе в XVII—XIX вв.еках". Другие могут изучаться в несколько приемов с различных точек зрения.
" Национальная образовательная программа (National Curriculum) предписывает лишь основные разделы по истории, из которых ученики должны «пройти» несколько модулей; эти разделы включают в себя «всемирную историю», т. е. историю всех остальных стран, кроме Великобритании (world study), а также историю до и после 1900 г. Из модулей раздела по всемирной истории учитель может выбрать, например, модули по Древнему Риму, французской революции или негритянским народностям обеих Америк (Black peoples of the Americas). Среди самых популярных модулей — американский Запад до 1800 г. и нацизм в Германии. Модуль обычно включает в себя несколько уроков по заданной теме и может длиться на протяжении целого семестра". Это позволяет выявлять связи между темами и воспринимать историю как нечто цельное, без отрыва стран и народов, а так же событий друг от друга.
Школьники с младших классов усваивают систему ценностей и представлениий, общих для всей современной Европы. «Это уважение к порядку и закону, соблюдение прав и свобод человека, вера в демократию и прогресс, в знание и созидательные возможности человечества. Исторический процесс мыслится как всемирный, и история каждого народа, живущего на планете, представляется одинаково важной, при этом большое значение придается национальной культуре. Утверждение этих ценностей, а также изживание стереотипных представлений о разных расах, национальностях или социальной роли мужчин и женщин является сейчас главной задачей школьной истории в Великобритании» .
В современной британской школе, учитывая сложное территориальное деление Англии, тем не менее, изучается не только история Англии, но и других частей Соединенного Королевства, таким образом «британскость» приходит на смену «английскости» .
Британские педагоги возражают против «преподнесения ребенку прошлого „в виде серии ужасных проблем или неизбежных опасностей, которые только что преодолены“. История, полагали они, „должна предстать перед молодым человеком в виде чудесного и волнующего романа, черпающего вдохновение в каждой расе и каждом крае, открывающего перед его глазами перспективу еще более высоких и значительных достижений в будущем“. (При этом они подчеркивали, что чем острее взрослые чувствуют „опасность и зло“, тем настойчивее следует воспитывать ребенка так, „чтобы он думал с любовью о всех людях и трудился с надеждой“). Такого же рода подход рекомендовалось использовать и при выборе изучаемого школьниками исторического материала» .
" Спорные проблемы" истории страны, по мнению британских педагогов, преподносить необходимо объективно и беспристрастно, излагая аргументированные противоположные точки зрения. Однако, есть и темы в школьных учебниках, наполненные стереотипами либо ограниченно освещающиеся вследствие их «неудобности» для Великобритании.
Оценки ставятся не за простое повторение того, что рассказал на лекции учитель, а за развитие собственных идей, использование ресурсов (интернета, библиотеки) для разработки собственного проекта, а самое главное — за осмысленный, всесторонне информированный и аргументированный ответ по теме. На уроках истории приветствуется собственное мнение, пусть даже и не совпадающее с мнением учителя. Только его обязательно нужно защитить и доказать.
Начать изучение истории можно еще в Prepreparatory School (т.е. подготовка к подготовительной школе), при выборе родителями истории как предмета по желанию.
В целом же «английский ребенок уже с 4—5 лет, в подготовительной школе, может „прикоснуться к истории“ через развивающие программы, к примеру, раскрасив модель древнегреческой вазы, поиграв в древнеримского воина или сложив из кусочков средневековый витраж. С 11 лет эта дисциплина в большинстве английских школ начинает преподаваться как отдельный предмет. 11—14-летние школьники проводят за изучением истории примерно 1,5 часа в неделю. Во время подготовки к первым школьным экзаменам, которые сдают в 16 лет, ученики, выбравшие её в числе своих 9 экзаменационных предметов, тратят на историю уже по 2—2,5 часа в неделю. 16—18-летние школьники, намеревающиеся сдавать экзамен по истории при окончании школы, проводят за её изучением минимум 3,5 часа в неделю». Этот предмет не является обязательным, в отличие, например, от английского языка, математики и объединённых «естественных наук» (science) и при желании школьник может прекратить его изучение в 14 лет.
Учеников на уроке никогда не просят «выучить ряд дат для блиц-опроса: считается, что при изучении истории главное — не заучивание материала, а его понимание и умение его трактовать, используя исторические источники и статистические данные. Если тесты и проводятся, то вопросы бывают примерно такие: назовите пять причин, по которым было отменено рабство в Америке. На экзамене учеников могут попросить проинтерпретировать исторический документ или написать сочинение на историческую тему. Итоговая оценка по меньшей мере на четверть определяется работой ученика над самостоятельным проектом, например поиском материала по истории родного города» .
Глава 3. Федеративная Республика Германия
3.1 Система школьного образования Общая характеристика Школьное образование в Германии имеет давнюю историю, и на сегодняшний момент является сформировавшейся, разработанной системой, популярной в том числе и за рубежом. Наиболее знаменито Германское университетское образование (в этой стране существует целая сеть крупных университетов, знаменитых своей научной деятельностью по всему миру), однако школьное также важно для страны.
" Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Германское государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования, поэтому обучение в государственных начальных и средних школах бесплатное. В большинстве случаев бесплатным является и обучение в государственных университетах" .
Органами контроля за образованием являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель ФРГ и Конференция ректоров учебных заведений Германии. То есть, школьное дело в целом, в соответствии со статьей 7 Конституции ФРГ находится под сильным контролем государства. «Фактически же им управляют органы земель: в каждой из 16 земель ФРГ действует свой собственный закон об образовании, как утверждают журналисты, здесь царит «федеральный хаос» .
Различия в школьной политике земель состоят в большей степени в содержании и в методиках преподавания, чем в структуре образования" .
Подобные министерства отдельных земель занимаются и утверждением учебников для использования в школах данной земли. В каждой из земель, кроме того, действует свой закон об образовании, составленный на основе федерального закона.
" Основные черты современной системы образования в Германии сформировались в период Веймарской республики (1920;е годы), когда произошло разделение средней школы на полную народную школу, реальную школу и гимназию. До начала 1950;х годов обучение в реальной школе и гимназии было платным" .
Сеть дошкольных детских учреждений в Германии развита достаточно слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3 — 5 лет.
Согласно принятой в Германии системе путь общего образования делится на следующие ступени (Schulstufen):
— Primarstufe — начальная, или первая ступень,
— Sekundarstufe I — средняя ступень, или вторая ступень I
— Sekundarstufe II — старшая ступень, или вторая ступень II
Первой ступени соответствует начальная школа (Grundschule), вторая ступень включает в себя либо основную школу (Hauptschule), либо реальную школу (Realschule), либо гимназию (Gymnasium). Существуют и более сложные варианты, которые варьируются в зависимости от условий обучения.
" Ступени школ образовательного пути — связанные друг с другом периоды, обеспечивающие восприятие блоков школьных знаний и их соответствие возрастному развитию учащихся. В конце блока достигается определенная образовательная цель. Школьное образование заканчивается с окончанием старшей ступени" .
Дальнейшее образование — это университетский курс. Система высшего образования Германии объединяет 326 учебных заведений, подавляющее большинство которых являются государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание).
Типы школ После окончания начальной школы учащиеся продолжают учебу в средних школах. Такие школы обычно делятся на государственные и частные, но государственный сектор значительно обширнее и влиятельнее, кроме того, частные школы обязаны соответствовать всем государственным стандартам.
" Обучение в Германии отличается от российской системы образования. Средние общеобразовательные школы в Германии многотипны, и между ними есть заметные различия. Каждый тип общеобразовательной школы предлагает учащимся большой круг возможностей для дальнейшего обучения желаемой профессии. Соответственно, выбор школы и дальнейшее обучение в Германии зависит от того, специалистом какого направления и какого уровня видит себя в будущем сам ребенок или его родители. Обучение в Германии строится по принципу: чем способнее ребенок, тем больше у него возможностей получить качественное образование. Поэтому учащиеся могут сделать выбор будущей специальности или хотя бы уровня образования осуществляется уже после начальной школы." .
Средние школы в ФРГ делятся на пять основных типов: гимназия, реальная школа, главная школа, профессиональная школа и общая школа. Наиболее престижный тип средней школы — гимназия (gymnasium), «диплом которой позволяет без вступительных экзаменов поступить на большинство факультетов университета. Как правило, гимназии специализируется на гуманитарном образовании. На младших ее ступенях учится не более 16% подростков соответствующего возраста. В течение учебы происходит отсев школьников, который особенно велик после X класса, а также на переходе из средней на старшую ступень гимназии (XI — XIII классы). Оканчивают гимназию в XIII классе лишь половина из тех, кто поступил в нее. Это говорит о достаточно высоких требованиях при обучении.
Реальная школа (realschule) также обладает достаточно высоким статусом и дает профессиональное образование в сферах обслуживания, торговли и государственной службы. Высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем — в университет.
Главная школа (hauptschule) предназначена, в основном, для учащихся, не предполагающих продолжения своего образования в университете и показывающих довольно средние результаты. Основная цель этой школы — подготовка к малоквалифицированной профессиональной деятельности. Здесь даётся базовое образование. Средняя нагрузка в такой школе — 30−33 часа в неделю. После окончания главной школы молодой немец может начать работать или продолжить обучение в системе профессионального образования.
Профессиональная школа (professionalschule) также ориентирована преимущественно на учащихся, стремящихся овладеть той или иной рабочей профессией и не планирующих получать высшее образование.
Общая школа совмещает различные особенности гимназий и реальных школ, позволяя получать одновременно гуманитарное и техническое образование. Учащиеся общих школ, сдавшие экзамены по программе гимназии, получают возможность поступить в университет.
Среди каждого из пяти типов средних школ Германии представлены как дневные школы, так и школы-интернаты, в которых учащиеся могут проводить целый день или целую учебную неделю. В последние годы в ФРГ наметилась тенденция к увеличению доли учащихся гимназий и реальных школ за счет уменьшения доли учащихся средних учебных заведений остальных типов.
Кроме того, существуют и " специальные" , или особые школы (Sonderschule). «Эти школы служат для воспитания и образования детей и молодежи, обучение и образование которых вследствие телесных, умственных или душевных особенностей не может происходить в общих школах. Особые школы организованы применительно к первой и второй ступеням школьного образования. В 1997/98 учебном году в них училось почти 400 тысяч человек — около 4% всех школьников Германии» .
Система обучения Учебно-методические программы и методики преподавания существенно разнятся в разных германских землях, однако общие принципы обучения остаются одинаковыми для всех школ.
" Переход от начальной школы к школам средней ступени происходит по правилам, различным для разных земель. В частности, в Баварии, Баден-Вюртемберге, Саксонии и Тюрингии возможность поступления в гимназию определяется оценками, полученными при окончании четвертого класса. В остальных землях выбор типа школы средней ступени предоставляется Родителям" .
Вполне вероятно, что ученик первоначально окажется не в той школе, которая ему подходит. «Поэтому в ряде земель установлена промежуточная ступень для ориентировки (5-й и 6-й классы). В эти два школьных года учителя наблюдают детей, в первую очередь на соответствие школе, отвечают ли дети предъявляемым требованиям. Корректировка отнесения школьников к определенному виду школ производится, в первую очередь, по выполнению школьного плана» .
Основные школы, реальные школы и гимназии основаны на фундаменте знаний из начальной школы. Учебные планы всех этих школ средней ступени практически похожи по основным принципам обучения; так, в 5 — 10 классах всех школ преподаются математика, немецкий, английский, физика, химия, биология, история, социология, спорт, искусство и/или музыка, а также религия. Общее число учебных уроков в неделю — первоначально 29, в последних классах доходит до 34.
" Общая продолжительность полного курса среднего образования в Германии (включая начальную и профильную школы) составляет 13 лет. Начиная со стадии собственно средней школы, вводится многовариантность образования: учащиеся, помимо изучения базовых предметов, вправе самостоятельно выбирать дополнительные учебные дисциплины" .
Длительность обучения в средних школах также в разных регионах различна. «Варьируются сроки начала учебы и продолжительность каникул. Домашних заданий в немецких школах задают мало, зато каждую неделю ученики пишут какую-нибудь работу или тест.
Летние каникулы в Германии длятся всего шесть недель, но в течение года есть еще рождественские, зимние, пасхальные и короткие каникулы на Троицу. Оценки за первое полугодие выставляют после рождественских каникул. Оценки ставятся не в общий школьный журнал, он существует лишь для контроля посещаемости. Успеваемость учеников учитель фиксирует в своей записной книжке. У немцев с 3 по 10 классы ставятся оценки, а с 11 начинаются «пункты». Лучшая оценка в Германии — единица. 15 пунктов — это 1 с плюсом. Чтобы получить 1 надо не только правильно отвечать на вопросы, но и выказывать исключительное усердие на уроке" .
В Германии в среднем образовании используется 6-балльная система оценок с обратной зависимостью т. е. имеет следующие количественные и качественные обозначения: 1 — sehr gut «отлично» 2 — gut «хорошо» 3 — befriedigend «достаточно» 4 — ausreichend «удовлетворительно» 5 — mangelhaft «неудовлетворительно» 6 — ungenьgend «очень плохо» .
В некоторых учебных заведениях для выведения средней оценки используется пересчет приведенных выше оценок в баллы по следующему соотношению: оценка 1 = 15 баллов, 2 = 12 баллов, 3 = 9 баллов, 4 = 6 баллов, 5 = 3 балла и оценка 6 = 0 баллов.
Успехи ученика оцениваются каждые полгода и отмечаются в свидетельстве об успеваемости (Zeugnis).
По окончании школы учащиеся, для получения свидетельства, должны сдать экзамены, перечень которых варьируется в зависимости от типа школы и земли. образование преподавание история школа В Германии существуют общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. «Своего рода допуском к обучению в университете является диплом Abitur, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе по программе гимназии. Для получения этого диплома выпускникам школ необходимо сдать экзамены по четырем основным предметам. Соответствие образовательному стандарту, зафиксированному дипломом Abitur, обычно позволяет поступить в университет без экзаменов. Несколько лет назад некоторые престижные университеты сделали исключение из этого правила — при поступлении на ряд факультетов (в особенности на медицинский) абитуриенту все же необходимо сдать вступительные экзамены и принять участие в конкурсе» .
3.2 Преподавание истории в школах Германии
" Исходя из структуры образования в Германии, можно сказать, что первоначальные («пропедевтические») сведения дети получают еще в рамках начальной школы (1−4 (6)классы). Затем история появляется как отдельный и обязательный для изучения предмет в учебном плане (с 5−6 класса). На второй ступени (10−13 классы) история по-прежнему остается как обязательный предмет, но возможно его изучение на «профильном» уровне (и одновременно на обычном уровне). Осуществляется концентрический подход в обучении. На первой ступени изучается весь курс истории, а на второй он повторяется, но уже на усложненном, проблемном уровне. Однако проблемное изложение курса характерно в целом и для первой ступени" .
Уже упоминалось, что в разных германских землях существуют различные подходы к образованию в целом и к преподаванию истории в частности. Однако в основном «цели и задачи учебного предмета история, дидактико-методическое обоснование программ тождественны друг другу. Различия заключаются в части наполнения программы конкретным историческим материалом, планированием учебного времени» .
Естественно, что история играет важную роль в образовании, а государство заинтересовано в членах общества, воспитанных в духе патриотизма, имеющих активную гражданскую позицию. «Вклад и значение истории как учебного предмета определяется программой следующим образом: «Демократическое общество нуждается в совершеннолетних, информированных и политически дееспособных гражданах. От того, как люди представляют себе прошлое, зависит и настоящее, и будущее»
Составители программы подчеркивают, что при отборе содержания исторического образования необходимо учитывать фактор необъятности современного исторического знания, то есть невозможность представления всей истории, тем более, в рамках школы". Однако, школьный курс истории должен дать объективные, достаточно полные знания, необходимые для саморазвития.
В Германии существуют различные типы школ, отвечающие разным задачам общества, и, соответственно на изучение истории в разных школах отводится разное количество времени. Реальная школа предусматривает изучение истории в 6, 8, 9, 10 классах (то история отсутствует в 7 классе) На изучение истории отводится по 52 часа на каждый из учебных лет.
В основной школе история изучается в 6, 7, 9, 10 классах (часы распределяются соответственно: 26/52/52/52). В 6 классе количество часов сокращено вполовину Так например, структура вводных тем в основном идентична в обоих типах школ. Но присутствуют и некоторые расхождения. Так, основная школа предусматривает, в отличие от реальной, затем (т.е. после вводных занятий) изучение истории Древнего Рима, предлагая при этом три темы (Рим как столица империи, Рим и германцы, христианство). Изучение истории Древнего Египта и Древней Греции здесь опущено. Материал при изучении средневековой истории также несколько перераспределен.
В основной школе, в отличие от реальной, отсутствует в качестве отдельной темы события в Германии в XIX столетии.
То есть материал в основной школе несколько сокращен и преподается в более урезанном виде, вследствие того, что эта школа не направлена на то, чтобы дать ученикам широкие гуманитарные знания. Она больше склонна к техническим специальностям.
" Говоря об особенностях осуществления обучения учащихся различным видам учебной деятельности на уроках истории, на основании анализа программ, можно сказать, что они не отличаются в зависимости от типа школы (т.е. реальная или основная школа).
Как правило, дифференциация заметна лишь исходя из психологических, возрастных (познавательных) возможностей учащихся: в 6−7 классах это, прежде всего, экскурсии, работа с наглядными объектами, моделирование, элементарная реконструкция, работа с картой. Затем начинают преобладать следующие виды деятельности: анализ содержания, критика и интерпретация исторического источника, обработка данных (изображения, видеоряд, использование ТСО (компьютеров) и другие более сложные виды деятельности, характеризующие облик занятий по истории в немецкой школе". Особое внимание учебные программы по истории отводят реализации различных межпредметных связей. Большая часть из них вполне традиционна и в практике преподавания истории в современных российских школах: география, обществознание, литература и др. Но часть из них в российской школе не находит широкого применения: музыка, трудовое обучение, этика, религия и др. В целом же историческое образование в Германии нацелено на формирование компетентности учащихся в области исторических знаний. Содержательная часть исторических программ представляет собой довольно большой массив материала, который необходимо усвоить учащимся. Программы при успешной реализации способны значительно улучшить уровень знаний учащихся не только с точки зрения исторической грамотности, но и с точки зрения эрудиции.
Глава 4. Возможность использования зарубежного опыта преподавания истории в современной российской школе На сегодняшний день наиболее значительным " заимствованием" в школьном образовании является ЕГЭ — тестовый экзамен, проводящийся по окончании 11 класса по 2 обязательным предметам и остальным — по выбору учащегося, являющийся одновременно выпускным и вступительным экзаменом. Вокруг ЕГЭ существует множество споров и противоречивых мнений, однако, как бы то ни было, российское ЕГЭ является своеобразной «творческой переработкой» западного опыта. Отправной точкой идеи такого тестирования были западные образцы (тестирование в США и в некоторых других западных странах).
Разработки зарубежных методистов не остаются без внимания в России, и многие наиболее активные российские педагоги внимательно отслеживают все новые и актуальные методики для возможного внедрения их в свою систему преподавания.
При рассмотрении систем образования вообще и преподавания истории в частности в 3 развитых зарубежных странах, славящихся своим качественным образованием (Соединенные штаты Америки, Великобритания и Германия), можно проанализировать определенные аспекты обучения в них и сделать выводы о целесообразности применения их опыта на российской почве.
Соединенные штаты Америки. Они представляют собой «плавильный котел» различных культур, наций, рас, верований. Соответственно, их система образования направлена на сглаживание различных противоречий среди учащихся. И отдельные ее элементы могут использоваться в регионах с дифференцированным составом населения.
Если говорить о преподавании истории, то:
Следует обратить внимание, во-первых, на оснащенность исторических кабинетов всевозможными средствами обучения: мультимедиа и компьютерным оборудованием, картами, учебниками, всевозможными пособиями и вспомогательными материалами. Это, несомненно, способствует успеху обучения и способно вызвать у ребенка интерес. Российские школы (особенно сельские) подчас лишены таких возможностей, либо они ограничены в использовании данных материалов. Соответственно, в этом отношении у США «есть чему поучиться»
Во-вторых, стоит обратить внимание на количество часов истории в неделю (5 академических часов (т.е. 1 урок в день). В старших классах историю в основном преподают ежедневно. Это, безусловно, достаточное количество хотя бы по сравнению с российскими 2 часами в неделю. За такой срок можно качественно и полно реализовать цели исторического образования и сформировать полноценные исторические знания (выгодные в первую очередь государству и обществу).
В-третьих, интересно построены и школьные учебники в Америке. Они в первую очередь призваны формировать у учащихся гордость за свою страну, патриотизм, гражданственность. Им это вполне удается, зачастую в отличие от наших учебников.
Кроме того, довольно примечателен и тот факт, что дети самостоятельно могут выбирать себе дополнительные исторические курсы по той или иной достаточно узкой теме в соответствии со своими интересами. Такая практика в России пока не распространена, но была бы достаточно важной для образования школьников.
Великобритания. Образование этой страны по праву считается лучшим в мире. Оно направлено в первую очередь на всесторонне развитие личности ребенка.
Из важных для российского преподавания истории факторов можно отметить:
Сильный государственный контроль над знаниями ученика по любому предмету (в том числе и истории). Это мотивирует на обучение, заставляет стремиться к получению знаний.
Отсутствие " единственно верной" картины прошлого. Британские школьники с раннего возраста учатся историческому мышлению, анализу, применению знаний на практике, что, бывает, отсутствует в российских школах, дающих только общий фактический материал, без причинно-следственных связей.
Упор на работу с источниками, а не учебником. Учащиеся таким образом учатся, опять-таки, анализу и критическому мышлению, а вовсе не простому воспроизведению текста учебника. Такой уровень работы важно развивать в российских школах.
Изучение истории повседневности. Изучение истории простого человека, его быта и образа жизни (особенно если оно поставлено на должном уровне) гораздо более интересно ученику и мотивирует его на познание прошлого, чем многочисленные малопонятные политические и дипломатические перипетии. К сожалению, в российской школе, этому уделяется мало времени ввиду нехватки часов даже на основные события.
Оценка собственного мнения, развитие собственных идей, разработка собственного проекта, осмысленный, всесторонне информированный и аргументированный ответ по теме — одна из важных составляющих британского школьного исторического образования. На уроках истории там приветствуется собственное мнение, даже не совпадающее с мнением учителя. Такую практику вводить в российских школах необходимо также более широко.
Германия. Историческое образование в этой стране также направлено на воспитание всесторонне развитой личности. Особенностью его является различие в преподавании между разными землями, что обусловлено исторически.
Из важных для российского преподавания истории факторов можно отметить:
Дифференциация уровней преподавания истории в зависимости от школы. То есть люди с ярко выраженным гуманитарным сладом ума и люди с «техническим» складом ума изучают историю на разных уровнях, необходимых для общего развития. Это заранее обусловлено выбранной ими школой и позволяет одним получить более глубокие и систематизированные знания, а другим просто владеть необходимым минимумом знаний.
Реализация разнообразных межпредметных связей на высоком уровне. Это позволяет ученику воспринимать историю не как отдельный предмет, а как органично включенную в систему знаний, а значит и в картину мира, науку. Российские школы реализуют межпредметные связи зачастую на достаточно низком уровне.
Итак, опыт этих зарубежных стран вполне пригоден для использования в разумных количествах.
Заключение
Таким образом, зарубежный опыт преподавания истории исключительно важен для изучения российскими педагогами-практиками и методистами как опыт, который возможно разумно использовать в российском обучении. Естественно, что полное копирование западных образцов будет разрушительно для образования России, поскольку система образования складывается в каждой стране специфически, под влиянием исторических факторов, географического положения, политического строя и прочего.
Система преподавания истории в американских школах отвечает запросам американского общества, формируя гражданственность и патриотизм, сглаживая по мере возможностей межкультурные противоречия общества. Однако, на данном этапе она имеет и существенные недостатки, что США пытается преодолеть, реализуя специальные программы. Впрочем, есть у нее и существенные плюсы, на которые стоит обратить внимание российскому образованию: оснащенность исторических кабинетов, большое количество часов на изучение истории, достаточно проработанные учебники, возможность выбирать спецкурсы.
Система преподавания истории в Великобритании имеет давние традиции и хорошо методически проработана и централизованна. Она призвана в первую очередь воспитать творческую личность, умеющую мыслить критически. Качество образования в Великобритании стоит на самом высоком уровне. Российское образование может заимствовать строжайший госнадзор за знаниями учеников, методики развития критического мышления, расширенное использование источников вместо учебника, систему оценки знаний и расширенное изучение истории повседневности, призванное привлечь учащихся к этому предмету.
Германская система школьного обучения истории тоже достаточно грамотна и проработана, приспособлена к реалиям страны и предоставляет учащимся довольно широкие возможности, в то же время не слишком загружая их некоторыми малополезными знаниями. Российское образование может обратить внимание на разноуровневый подход к изучению истории школе, а также на развитие межпредметных связей, способных дать учащимся цельную картину мира.
Вопрос возможности переноса зарубежного опыта на российские реалии изучен еще недостаточно и в основном вызыаает в обществе негативные эмоции, однако, при разумном подходе, то могло бы оказаться полезным для российской системы образования.
1. Большакова О. Разноцветные картинки//Итоги. 2000. № 17. URL: http://www.itogi.ru/archive/2000/17/111 920.html (Дата обращения 13.12.2011)
2. Германская система образования//Отечественные записки. 2002. № 2. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=3&article=182 (Дата обращения 15.12.2011)
3. Кучеренко Е. Ю. Американская школа глазами российского педагога// Директор школы. 2003. № 4. С. 56−62. URL: http://pravo33.wordpress.com/2010/10/28/ (Дата обращения 09.12.2011)
4. Ленц М. В. Содержание школьного исторического образования в Германии// Молодежь и наука — третье тысячелетие: Материалы студенческой науч.-практ. конф. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2006. С. 140−146. URL: http://pedsovet.org/forum/index.php?act=attach&type=blogentry&id=24 427 (Дата обращения 15.12.2011)
5. Мифы и реальность американского школьного образования//Жизнь в США [сайт] URL: http://qwester.ru/2011/05/mify-i-realnost-amerikanskogo-shkolnogo-obrazovaniya/ (Дата обращения 09.12.2011)
6. Михайлова Н., Кипнис Д., Кипнис А. Школьное образование в Германии. 1999. URL: http://lib.ru/TEXTBOOKS/GERMAN/schule.txt (Дата обращения 15.12.2011)
7. Мрачковска И. Проблемы преподавания истории в американской школе//История. 2001. № 7. URL: http://his.1september.ru/2001/07/3.htm (Дата обращения 09.12.2011)
8. Обзор системы образования Великобритании//Тринити Трэвел (Обучение в Англии) [сайт]. URL: http://www.trinity-travel.ru/education/secondary-education/ (Дата обращения 13.12.2011)
9. Образование в Великобритании//Отечественные записки. 2002. № 1. URL: http://www.strana-oz.ru/?article=145&numid=2 (Дата обращения 13.12.2011)
10. Олевич В. Преподавание истории в американской школе в сравнении с российской: интервью//Педсовет[сайт] URL: http://pedsovet.org/forum/topic9025.html (Дата обращения 09.12.2011)
11. Палий И. В Калифорнии детей учат «истории гомосексуалистов» // Новые хроники [сайт]. 18.04.2011. URL: http://novchronic.ru/6140.htm (Дата обращения 09.12.2011)
12. Протопопова Д. Прошлое с английским акцентом. Как учат истории в британских средних школах//История. 2006. № 22. URL: http://his.1september.ru/article.php?ID=200 602 207 (Дата обращения 13.12.2011)
13. Система образования в Германии//Итек [сайт]URL:http://www.itec.com.ru/131/ (Дата обращения 15.12.2011)
14. Система образования в США//Отечественные записки. 2002. № 1 (2). С.125−130. URL: http://www.strana-oz.ru/?article=143&numid=2 (Дата обращения 09.12.2011)
15. Система образования Соединенных штатов Америки//Берег [сайт] URL: http://www.bereg.ru/sprav_info/education/edu_usa.shtml (Дата обращения 09.12.2011)
16. Система образования США// Школа №BY [сайт] URL: http:// http://www.schoolcity.by/index.php?Itemid=30&id=8988&option=com_content&task=view (Дата обращения 09.12.2011)
17. Фоменко С. В. О складывании современной концепции школьного исторического образования в Великобритании//Исторический ежегодник. 1997. с. 83−95. URL: http://www.hrono.ru/statii/2006/scola_gb.html (Дата обращения 13.12.2011)