Нарушение восприятия
Для коррекции тактильного восприятия существует упражнение «Тактильная тропинка». Ее устраивают прямо на полу. По кругу рассыпают гладкие камушки (гальку), солому, чистый песок, комочки бумаги, зернышки овса, кладут махровую ткань, куски меха, деревянные дощечки и пр. Детям предлагают пойти в ванную комнату, снять обувь, облить теплой водой ноги и вытереть их насухо. Каждый, кто это уже сделал… Читать ещё >
Нарушение восприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Содержание
- Введение
- 1. Классификация нарушений ощущений и восприятия, характеристика их проявлений, причины возникновения и возможные последствия
- 2. Методы коррекции нарушений процессов ощущения и восприятия
- Заключение
- Список использованных источников
Жизнедеятельность любого человека невозможна без его адекватной ориентации в окружающем мире. Данное ориентирование базируется на ощущении и восприятии. Ощущением называют самый простой психический процесс отражения отдельных свойств и качеств среды обитания при прямом влиянии химических, физических, механических и других раздражителей на специфические рецепторы органов чувств химических.
Восприятие это осмысленный процесс отражения совокупности свойств и качеств, который зависит от целей жизнедеятельности человека. Восприятия характеризуется активностью, пристрастностью и мотивацией. Совокупность ощущений в восприятии складывается в виде созданного сознанием цельного образа реальности, на основе информации, предоставляемой ощущениями. Особенным отличием восприятия является то, что даже при наличии только частичной сенсорной информации в восприятии формируется целостный предметный образ. Нарушение данных процессов в организме человека ухудшает его функционирование и приводит к тяжелым последствиям, которые нередко не подлежат полному восстановлению.
Цель работы: рассмотреть виды нарушений ощущения и восприятия, рассмотреть их классификацию, характеристику их проявлений, последствия и способы коррекции.
Задачи работы:
1. Классифицировать нарушения ощущения и восприятия,
2. Предложить коррекционные методики по данной проблеме.
1. Классификация нарушений ощущений и восприятия, характеристика их проявлений, причины возникновения и возможные последствия
В зависимости от того, какой орган чувств задействован в процессе восприятия, существуют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие. Также выделяются более сложные формы восприятия такие, как восприятие пространства, движения и времени.
Функциональная специализация коры головного мозга влечет за собой то, что различные плоскости восприятия воспринимаются в различные области коры. При этом внутри специализированных участков имеется определенная дополнительная функциональная специализация. Структурные повреждения или нарушения протекания физиологических механизмов в этих областях приводят к нарушению функций восприятия в соответствующей системе восприятия.
Сосудистые заболевания, опухоли головного мозга, травмы, гипоксия, а также различные дегенеративные заболевания (атрофии, деменции) могут повлечь возникновение расстройств ощущения и восприятия на структурном уровне. На уровне нарушения физиологических механизмов расстройства ощущения и восприятия возникают при развитии шизофрении и аффективных расстройствах.
Отметим, что невозможно провести четкую грань между нарушениями восприятия и внимания, поскольку внимание является многозадачной функцией психики: оно принимает участие как в восприятии (управляя таким процессом), так и в процессе когнитивной переработки полученной информации. Однако в диагностике нарушений восприятия определяют ведущую причину, которая может являться как первичной (например, структурное или функциональное поражение коры), так и вторичной (расстройство внимания, аффективной, мотивационной сфер). При нарушении физиологических механизмов нарушения восприятия взаимодействуют с нарушениями внимания, аффективной и мотивационной сфер.
Не всякое нарушение процессов ощущения и восприятия свидетельствует о развитии психического расстройства. Некоторые нарушения могут возникнуть при наличии соответствующих условий, таких, как временные функциональные расстройства деятельности центральной нервной системы, например, хроническая усталость, а также «зашумленность» внешнего фона восприятия. Только те расстройства ощущений и восприятия, которые приводят к резкому нарушению восприятия окружающего и формированию психических расстройств относятся к патологическим расстройствам.
Нарушения чувственного познания можно классифицировать по разным основаниям: по органам чувств или по уровню восприятия.
По органам чувств выделяют слуховые, вкусовые осязательные (или тактильные), зрительные, обонятельные нарушения.
К нарушениям слуха относятся: интероцептивные шумы (человеку кажется шум в ушах без какого-либо внешнего раздражителя); нарушения распознавания звуков и сигналов (слуховая агнозия); слуховые иллюзии и галлюцинации; нарушение восприятия громкости, высоты, тембра или темпа (ритма) звуков.
К зрительным расстройствам относятся: потеря отдельных участков зрения; нарушения цветового восприятия предметов; иллюзии и галлюцинации искажения пространственного восприятия; нарушения зрительного распознавания (агнозии); снижение или увеличение остроты зрения.
К нарушениям обоняния и вкуса относятся: полная или частичная утрата обонятельных или вкусовых ощущений; ложное восприятие привычных запахов и вкусов (человек воспринимает неприятные запахи или вкусы как вполне приятные или наоборот); теряется соответствие между определенным запахом и вкусом и объектом соответствия.
Тактильные нарушения составляют: нарушения ощущений давления, температуры, влажности, боли; расстройства способности находить источник раздражения; иллюзорные ощущения и осязательные галлюцинации; нарушение восприятия строения тела; нарушения различения внешних качеств предметов.
По уровню восприятия выделяют следующие типы нарушений в сфере чувственного познания: на уровне ощущений (сюда относят изменение порога чувствительности, сенестопатию), на уровне восприятия (различные психосенсорные расстройства, агнозии и иллюзии) и на уровне представлений (различные виды галлюцинаций).
Основу нарушения ощущений составляет изменение порога чувствительности: снижение или повышение уровня ощущений по отношению к нормальному ощущению. Снижение уровня чувствительности — гиперестезия — представляет собой повышенное восприятие, усиление чувств ощущения, что в крайних случаях может провоцировать появление негативных эмоций, таких как раздражение, гнев, несдержанность, создавать определенный дискомфорт.
Основу расстройств восприятия составляет нарушение процесса идентификации субъективного образа с воспринимаемым объектом (узнавание предмета, объекта). Процесс узнавания воспринимаемых объектов в случае агнозий затрудняется. Возникающий субъективный образ не соответствует реальному объекту и полностью его замещает в случае иллюзий. Процесс восприятия объекта или его признаков искажается при развитии психосенсорных расстройств.
Психосенсорные расстройства могут обнаруживаться у людей разного возраста, начиная с дошкольного, и существуют в двух формах. Первая форма — это нарушения восприятия объектов в пространстве: неправильное восприятие величины и размеров, формы, ложное восприятие постоянства цветов, пространственного нахождения и устойчивости, трудности в восприятии понятий количества и целостности, ощущение замедления или ускорения временного хода. Иногда встречаются системные искажения восприятия объектов внешнего мира — дереализации. В таких случаях окружающий мир воспринимается как нарисованный, искусственный, неестественный; в таком состоянии человеку свойственно отмечать необычное восприятие освещенности, цветовой раскраски. Дереализации обычно возникают у детей, не ранее 6−7 лет.
Ко второй форме относится искаженное восприятие собственного тела: нарушения схемы тела, строения, веса, объема и т. д. Деперсонализация — системные искажения восприятия своего тела. При деперсонализации человек уверен в том, что его физическое и психическое «Я» подверглось изменениям, но объяснить какие именно перемены произошли, он не в состоянии. При изменении восприятия телесного облика говорят о соматической деперсонализации. Она проявляется в чувстве измененности, отчужденности или отсутствия некоторых частей тела или внутренних органов, а также их функций. Если больной ощущает изменения своего психического «Я», то это имеет место аутопсихическая деперсонализация. Такое нарушение свидетельствует о недостаточной отчетливости восприятия больным процессов мышления, памяти, чувств и собственно восприятия. Синдром соматической и аутопсихической деперсонализации длительно существует при психических расстройствах и редко встречается у детей младшего школьного возраста.
Возникают психосенсорные расстройства обычно эпизодически (продолжительностью от нескольких секунд и до нескольких минут), зачастую сопровождаются чувством страха. Соматические и аутопсихические деперсонализации при психических расстройствах могут существовать достаточно длительный период. Распад целостности образа восприятия может быть столь выраженным, что иногда распознавание объектов становится невозможным. В этом случае говорят об агнозиях. Агнозии — трудности, с которыми сталкивается человек при идентификации различных предметов и звуков, связанные с нарушениями процесса синтеза (обобщения) признаков в процессе формирования целостного образа реальности. Обычно агнозии имеют длительный затяжной период продолжительностью от нескольких недель до нескольких лет. По органам чувств выделяют зрительные, тактильные и слуховые агнозии.
В свою очередь зрительные агнозии делятся на: полную агнозию (человек не узнает предметы или их изображения); симультанную агнозию (человек узнает предметы, их изображения, но идентифицирует ситуацию, в которой участвуют эти предметы); агнозию цвета (человек сохраняет способность распознавать цвета, но не узнает цвета предметов) и шрифтов (пишет, прочитать не может); географическую агнозию (неузнавание маршрута или местности); пространственную агнозию (нарушение ориентировки в пространственных признаках изображения); лицевую агнозию.
Тактильная агнозия выступает в виде: астереогнозии (человек не может воспринимать предметы на ощупь, не распознается материал предметов, агнозия текстуры или агнозия пальцевая (человек не идентифицирует пальцы рук); соматогнозии (не узнается схема, строение своего тела).
Слуховая агнозия связана с нарушением узнавания знакомых звуков (например, одна из разновидности слуховой агнозии — амузия — затруднения в идентификации звуков музыки).
Так же одним из видов нарушения восприятия являются иллюзии. Иллюзии — это искаженное восприятие объекта, несоответствие субъективного образа реальному предмету. Иллюзии делятся на слуховые, аффективные, тактильные, вербальные, обонятельные и зрительные иллюзии. Чаще встречаются зрительные и слуховые иллюзии, а у детей по сравнению с взрослыми чаще встречаются зрительные иллюзии.
Аффективные иллюзии — это иллюзии любых органов чувств, которые возникают при влиянии сильных эмоций (гнев, страх), при наличии слабого специфического раздражителя (слабая освещенность, слышимость) и с признаками астении. Содержание такой иллюзии всегда связано с ведущим аффектом.
Вербальные иллюзии представляют собой искажения слухового восприятия, когда, например, вместо нейтральных звуков и шумов, обрывков фраз человек якобы «слышит» осмысленную, целостную речь (например, брань, угрозы, осуждение). Вербальные иллюзии сравнимы с другим психическим нарушением — бредом, однако при бреде человек слышит и пересказывает реальные фразы, вкладывая при этом в них своё содержание, свой контекст. При вербальных иллюзиях человек «слышит» то, чего на самом деле не говорится. При возникновении слуховых иллюзий человек искаженно воспринимает силу звука (звук может казаться более громким или тихим, чем он есть на самом деле), расстояния до источника излучения звука (источник звучания воспринимается дальше или ближе реального источника звука), ритма звучания.
Тактильные иллюзии связаны с неправильным восприятием силы тактильного ощущения (при соответствующей психологической установке любые прикосновения вызывают болевые ощущения). К тактильным иллюзиям относят парестезии - это восприятие нейтрального тактильного ощущения как щекотки, зуда, жжения или ощущения того, что по телу ползают насекомые или змеи (этот вид парестезии называют формикацией). При тактильных иллюзиях также могут нарушаться восприятие размера, формы, положения конечности, движения тела. К подобным иллюзиям относится синдром «чужой руки». Больные таким синдромом воспринимают свои части тела как чужие.
Обонятельные или вкусовые иллюзии проявляются в форме субъективного изменения (инверсии) качества ощущений (сладкое кажется кислым, приятные запахи ощущаются как зловоние).
Зрительные иллюзии (или иначе — парейдолии) представляют собой восприятие отдельных, не связанных между собой зрительных ощущений целостными, осмысленными образами. К зрительным иллюзиям также относится искаженное восприятие пространственных, цветовых, количественных (например, два или три вместо одного предмета) характеристик. Парейдолические иллюзии обычно возникают при пониженном тонусе сознания на фоне различных интоксикаций и являются важным диагностическим признаком.
Физиологические особенности мозговых процессов у детей и психологические особенности их восприятия способствуют тому, что иллюзорные расстройства восприятия возникают у них довольно часто. В детском возрасте иллюзии имеют место при инфекционных заболеваниях и интоксикациях. Возможно также появление иллюзий у детей, которые страдают неврозами, психопатией, эпилепсией, шизофренией и др. Иллюзии могут регистрироваться даже в раннем возрасте, начиная с 1,5−2 лет у детей, способных к вербализации собственных переживаний. Иллюзии, как правило, связаны с различными эмоциональными реакциями, которые зависят от содержания иллюзорных образов, но чаще всего эти эмоции бывают отрицательными.
Нарушения процессов восприятия и ощущения имеют глубокие отрицательные последствия. Данные нарушения необходимо корректировать с помощью специальных коррекционных методик, занятий, игр, разработанных и направленных на исправление данных недостатков и отклонений.
2. Методы коррекции нарушений процессов ощущения и восприятия
Нарушения процессов ощущения и восприятия необходимо исправлять на ранних этапах. Существуют различные коррекционные методики в зависимости от тира нарушения и степени развития.
Коррекционно-развивающая работа по ликвидации нарушений различных видов восприятия заключается в следующих действиях: проведение специальных коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия, необходимо организовывать развивающие игры и упражнения на различных общеобразовательных занятиях (по математике, физической культуре, рисованию, развитию речи, труду и т. д.), а также в играх, в процессе бытовой деятельности. Для работы по развитию восприятия нужно использовать игры, в ходе которых дети должны учитывать свойства и отношения предметов. Они играют важную роль, определяют результат действий ребенка. Например, игра «Что движется, что не движется?». В этой игре перед детьми ставится задача докатить предмет до определенной отметки на полу. В данной игре дети начинают понимать, что результат зависит не только от их стараний, но и от свойств предметов, которые они прокатывают. Если после такой работы предоставить им выбор, то каждый ребенок должен выбрать шарообразный предмет. Когда дети научатся осознавать свойства предметов и в зависимости от этих свойств предметные особенности, это отразится на их игровой, изобразительной, а также на трудовой деятельности.
Коррекция восприятия собственного тела у детей, имеющих нарушение пространственного гнозиса. На подготовительном этапе коррекции идет работа над собственным телом. Для коррекции данного нарушения необходима слаженная работа различных специалистов, таких как инструктор по физическому воспитанию, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед и психолог.
Важна фиксация внимания ребенка на ощущениях (на уровне мышечных) полного расслабления или. напротив, полного напряжения (в основном в положении лежа на спине). Далее последовательно проводится работа с отдельными мышечными комплексами: напряжение, а затем полное расслабление отдельных частей тела. Потом выполняются игровые задания (сочетание движения со словом), ориентированные на выполнение изолированных движений конечностями и частями тела.
Затем идет работа над последовательной серией произвольных движений, которые проводятся как лежа на спине, так и в положении «сидя» и «стоя». Даются задания с целью переноса контроля над выполнением извне (контроль со стороны взрослого) непосредственно на контроль за собственными действиями самим ребенком.
Выполнение заданий должно происходить первоначально по образцу (показу) и одновременно развернутой речевой инструкции, когда пошаговый контроль обеспечивается специалистом. Следующим этапом может быть выполнение задания только по речевой инструкции, а потом только по названию задания (оно должно иметь четкое название).
На данном этапе важное влияние оказывает проведение психогимнастики. Рекомендуется (для проведения обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц тела) разделить все мышцы на пять категорий: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребенка привлекается к каждой категории мышц отдельно и последовательно. Задача: Закреплять знания частей лица, схемы лица. Формировать умение показывать и называть основные части лица (глаза, брови, ресницы, нос, рот, щеки, лоб, подбородок) на себе, на куклах, на изображении лица. Здесь же проводится работа с предлогами: «над», «под», «между». Например, ребенку задают вопросы: что находится над глазами? Что находится над ртом? Что находится под бровями? Что находится под носом? А так же вводится анализ расположения частей лица по параметрам: Выше всего: лоб. Ниже всего: подбородок. Что находится выше, чем рот… Что находится ниже, чем глаза. .и так далее. Следующей задачей стоит обучение ребенка умению формировать показывать и называть основные части тела, определять их взаимное расположение. Ребенку задают вопросы: Что у тебя находится в самом верху? В самом низу? Что у тебя посередине? Далее ребенку необходимо обозначить первичные ориентиры — голова, туловище, руки, ноги, переходят к разграничению уровней (голова — макушка, лоб, брови, глаза, нос, щеки, рот, подбородок; шея; руки — кисти, предплечья, локти, плечи; туловище — грудь, живот; ноги — стопы, голени, колени, бедра). Ребенок должен, называя часть тела, показывать ее. Потом можно попросить ребенка закрыть глаза, коснуться какой-либо части тела и попросить назвать эту часть тела. Ребенок должен уметь перечислять части тела сверху вниз, и наоборот, отвечать правильно на вопросы типа: «Что находится под носом, над головой, под коленом?» (то же самое с предлогами «над», «между»).
Для коррекции тактильного восприятия существует упражнение «Тактильная тропинка» . Ее устраивают прямо на полу. По кругу рассыпают гладкие камушки (гальку), солому, чистый песок, комочки бумаги, зернышки овса, кладут махровую ткань, куски меха, деревянные дощечки и пр. Детям предлагают пойти в ванную комнату, снять обувь, облить теплой водой ноги и вытереть их насухо. Каждый, кто это уже сделал, становится босиком на шершавую тропинку и идет по ней медленно, стараясь идти прямо по ней. Необходимо включить тихую спокойную музыку. Для достижения равновесия можно расставить руки в стороны. Ступни ног чувствуют шершавые и гладкие участки дорожки. Дети будут стараться красиво и грациозно двигаться. При помощи этого упражнения они тренируются координировать движения, концентрируют внимание, учатся владеть своим телом. нарушение ощущение восприятие коррекция Шершавый коврик «Правая и левая рука». На гладкое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские перчатки с разноцветными пальчиками. Над одной из них прикреплена надпись: «Правая рука», а над другой — «Левая рука». Дети прикладывают свои ладони к перчаткам и таким образом запоминают правильные названия рук. Такие же перчатки с разноцветными пальчиками лежат и в корзинке в рабочей комнате. А рядом с ними — таблички с названиями пальцев: «Большой», «Указательный», «Средний», «Безымянный», «Мизинец». Обратная сторона табличек покрашена в цвет, соответствующий цвету пальчика перчатки. Это позволяет ребенку самостоятельно проверить, правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать, слова-названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне. Ребенок может надеть перчатку на руку и назвать пальчики, загибая их один за другим.
Формирование восприятия цвета проходит в четыре этапа. Первый этап различение цветов, следующий навык для ребенка — распознавание цветов; далее работа с соответствующим названием цветов и в заключении — обобщение представлений о цвете как признаке предметов.
На первом этапе сначала учат различать два цвета. Лучше всего начинать с противоположных — черного и белого. Для этого используют предметы, которые отличаются лишь по этому признаку. Например, это могут быть разноцветные, но одинаковые по форме и размеру игрушки (кубики, машинки и тому подобное) или геометрические фигуры (квадраты или круги). Ребенку предлагают четыре круга: два белого цвета и два — черного. Взрослый берет в руки черный квадрат и просит: «Дай мне такой же». Если ребенок ошибается, ему показывают, как это надо было сделать. После того, как достигнуто безошибочное выполнение задания, предлагается разложить на группы по признаку белого или черного цвета однородные предметы, а потом и разнородные. Необходимо, чтобы ребенок научился различать эти цвета не только между собой, но и мог отличать их от других. Поэтому дальнейшее осложнение задания сводится к классификации однородных, а позже и разнородных предметов на три группы: 1) предметы белого цвета; 2) предметы черного цвета; 3) предметы, которые являются не белыми и не черными. В процессе занятия педагог постоянно называет цвета, которые использует. Это дает возможность перейти ко второму этапу, на котором ребенка просят показать круг белого цвета, круг черного цвета, предметы белого и черного цветов. На третьем этапе ребенок должен активно овладеть названиями цветов и научиться отвечать на вопросы: «Какого цвета эти предметы»? Важно, что для правильного формирования восприятия цвета ребенку необходимо усвоить не только их названия, но и само понятие цвета. Ребенок должен знать, что белый, черный — это цвета предмета, и уметь сказать, что бывает черным, а что — белым. Таким образом, на четвертом этапе в словарь ребенка вводится три понятия: цвет, черный, белый, которые он должен уметь правильно и активно использовать в собственной речи.
Убедившись в прочности усвоения этих понятий, можно переходить к изучению следующего цвета, например, синего. К набору из белых и черных кругов добавляют еще и синие, и описанные этапы повторяются. Изучение каждого нового цвета требует все меньше времени.
Формирование восприятия формы начинается с того, что внимание детей привлекают к различным по форме объектам. Например, одни из которых имеют постоянную форму, а другие, которые представляют собой воск, жидкость или пластилин такой формы не имеют.
Осознание этого факта достигается путем выполнения соответствующих практических действий, направленных на изменение формы объектов с различными свойствами. Следующим этапом является коррекция навыка различия плоских и объемных предметов. Детям предлагают выполнить с ними определенные практические действия (например, обнять руками, накрыть тканью коробку и обруч, мяч и лист бумаги) и словесно описать результаты этих действий. Таким образом, определяются признаки отличия между плоскими и объемными предметами.
Дальше с детьми можно рассмотреть линии разного характера (вертикальные, горизонтальные и косые; прямые, ломаные и кривые; замкнутые и незамкнутые и тому подобное), а также углы. Дети должны находить углы у разных объектов и обводить их рукой, рисовать линии и углы на бумаге. После закрепления представлений об углах можно переходить к изучению плоских и объемных геометрических форм. Необходимо объяснить, что названия геометрических фигур часто определяются количеством углов. Рассматриваются и строятся в треугольник, четырехугольник и т. д. Классификация фигур осуществляется по их форме. Ребенку необходимо уметь обосновывать свое решение, относя ту или другую фигуру к определенной категории, например: «Это квадрат, потому что у него четыре угла и три стороны» .
Заключение
Нарушение процессов ощущения и восприятия являются существенной преградой для здорового функционирования организма человека и осуществления его жизнедеятельности. Подобные нарушения имеют обширную классификацию в зависимости от системы восприятия, в которой имеют место эти самые нарушения, от их длительности, причин происхождения. Специалистам необходимо уделять внимание данной проблеме, при наличии каких-либо нарушений восприятия или ощущения проводить диагностики их распознавания, и на основе проведенных исследований рекомендовать проведение коррекционных мер для устранения нарушений и восстановления нормального функционирования организма человека. Важно вовремя диагностировать отклонение в развитии навыка или нарушение для того, чтобы не допустить ухудшения проблемы, ее трансформацию в хронический недостаток или заболевание.
Список использованных источников
1. Зверева Н. В., Журавлева Е. А. Экспериментальный подход к исследованию тактильной сферы у детей. //Вестник Московского университета, серия 18, Психология, 2008, № 4.
2. Зверева Н. В., Каримулина Е. Г. Исследование тактильной сферы в детской психологии. / Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 2002, № 8.
3. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. // Дефектология. 2008, № 1.
4. Хилтунен Е. Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори. М., 2008.
5. Хомская Е. Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
6. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект, М., 2005.
7. Эллнеби И. Право детей на развитие, М., 2007.