Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие личностной саморегуляции студентов колледжа в структуре психологической готовности к педагогической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личностная саморегуляция состоит в определении своего индивидуального места в культурно-исторической традиции и тех коррекциях, которые предпринимаются при определении собственных позиций. При этом культурно-историческую традицию определяют общественно-исторический строй, национальная, религиозная и профессиональная принадлежность. В данном понимании рассматриваемая проблема развития личностной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Место и роль саморегуляции в структуре личности человека
    • 1. 2. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности в современной психологии
    • 1. 3. Сущность и особенности профессиональной педагогической деятельности
    • 1. 4. Личностная саморегуляция как фактор психологической готовности к профессиональной деятельности
  • ВЫВОДЫ по первой главе
  • Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Организация, методы и методики исследования
    • 2. 2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента по определению уровня развития личностной саморегуляции и психологической готовности к профессиональной деятельности
    • 2. 3. Программа формирования и развития личностной саморегуляции у студентов педагогического колледжа
    • 2. 4. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента
  • ВЫВОДЫ по второй главе

Развитие личностной саморегуляции студентов колледжа в структуре психологической готовности к педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Современное образование в числе актуальных психолого-педагогических проблем важное место выделяет вопросу развития таких общих способностей обучающихся, которые обеспечивали бы их готовность к личностному, профессиональному и социальному самоопределению и становлению в изменяющихся условиях поликультурного взаимодействия. В психологическом плане это означает, в первую очередь, развитие способностей к осознанному и ответственному поведению, к осознанному проектированию и построению своей будущей профессиональной деятельности и социальной активности.

В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается, что успешность учебной и будущей профессиональной деятельности обучающихся во многом определяется уровнем развития осознанной саморегуляции, т. е. такими умениями, которые помогают им организовывать процесс выполнения деятельности и управлять им (O.A. Конопкин, Н. Ф. Круглова, А.К. Осницкий). Именно система саморегуляции осуществляет интегрирующую функцию по отношению к действиям человека, его психическим процессам, состояниям, которые включаются в процесс реализации деятельности.

Общая способность к саморегуляции выделяется в качестве специального аспекта изучения в многочисленных и разносторонних исследованиях регуляторных процессов, проводимых в лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО. Результаты многолетнего изучения функциональной структуры процессов саморегуляции (И.И. Кондратьева, Н. Ф. Круглова, Ю. А. Миславский, Ю. С. Наживин, Н. О. Сипачев, В. И. Степанский и др.) легли в основу дальнейшего развития данной проблемы в ряде специальных направлений: индивидуального стиля саморегуляции (В.И. Моросанова) — структуры и функций регуляторного опыта (А.К. Осницкий) — структуры саморегуляции в учебной деятельности школьников разного возраста (Н.Ф. Круглова) — саморегуляции студентов (О.В. Белоус, Г. С. Прыгин, П. В. Лебедчук, P.P. Сагиев) — регуляторных процессов в различных видах профессиональной, учебно-профессиональной деятельности и профориентации (O.A. Конопкин В. К. Коверга, JI.C. Нерсесян, А. К. Осницкий и др.).

Механизмы психической саморегуляции аналогичны по своему назначению и структуре механизмам регуляции на других уровнях организации поведения человека: физиологическом, нейрофизиологическом, биохимическом и др., но, в отличие от них, работу звеньев психической регуляции определяет осознаваемый человеком процесс целеполагания, целеопределения и целеосуществления. Осознающий свои состояния и свои задачи человек является субъектом своей деятельности: осуществляет выбор условий, соответствующих очередной задаче, с помощью звена программы действий подбирает способы преобразования исходной ситуации, затем оценивает полученные результаты и решает, нужно ли вносить какие-то изменения в свои действия (O.A. Конопкин).

Проблема личностной саморегуляции для психологической науки является относительно новой, и связана она непосредственно со становлением субъектности как особого качества формирующейся личности. Исследования саморегуляции основываются на представлении о человеке как действительном субъекте своей произвольной активности. Понятие «субъект» мы употребляем в его исходном, наиболее распространенном в отечественной психологии значении, акцентирующем активное, преобразующе-творческое начало, реализуемое человеком в его деятельности. В категории «субъект», разработанной C.JI. Рубинштейном, его последователями К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, A.B. Брушлинским и др., выделяются такие существенные для рассматриваемой нами проблемы качества, как самостоятельность, внутренняя детерминация, регуляция деятельности, способность быть активным творцом своей жизни.

Личностная саморегуляция состоит в определении своего индивидуального места в культурно-исторической традиции и тех коррекциях, которые предпринимаются при определении собственных позиций. При этом культурно-историческую традицию определяют общественно-исторический строй, национальная, религиозная и профессиональная принадлежность. В данном понимании рассматриваемая проблема развития личностной саморегуляции становится близка к проблеме исследования психологической готовности субъекта к будущей профессиональной деятельности. Ее актуальность и интерес к ней заключаются в том, что психологическая готовность рассматривается: с одной стороны, как образование, обеспечивающее и характеризующее возможности непрерывного роста личности в настоящем и будущем, деятельного ее отношения к миру и к себес другой — как критерий разных этапов этого процесса (A.A. Деркач, И. В. Дубровина, Н. С. Пряжников и др.). Исследование многообразных проявлений психологической готовности человека и ее структуры чрезвычайно важно для психологической практики, поскольку дает представление о механизмах и условиях личностных преобразований.

Профессиональная готовность выступает как психическое состояние человека, которое предполагает осознание им своих профессиональных целейспособность осуществлять анализ и оценку имеющихся условийопределение наиболее вероятных способов действияпредвидение мотивационных, волевых и интеллектуальных усилийдостижение результатов в личностном развитии будущего специалиста (Н.Д. Левитов, Э.Ф. Зеер). Психологическую готовность к деятельности, по мнению Ю. А. Самарина, можно представить как психологическое состояние личности студента — это его внутренняя настроенность на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активное и целесообразное действие. В. В. Аршавский, B.C. Ротенберг рассматривают психологическую готовность как приемы саморегуляции.

Вопрос о саморегуляции возникает во всех областях жизнедеятельности человека, находя выражение в том, что независимо от профессиональной деятельности появляются потребности в овладении саморегуляцией людьми, профессиональным инструментом которых является их собственная личность и ее проявления во взаимодействии с другими. К таковым относится и профессия педагога. Основными принципами саморегуляции педагогической деятельности являются системность, активность и осознанность.

Процесс личностной саморегуляции есть более высокий уровень регуляции, и обозначается как самодетерминация. Основным предметом личностной саморегуляции являются действия, направленные на преобразования отношений человека к различным видам деятельности, к другим людям, самому себе (E.H. Шиянов, И.Б. Котова).

Несмотря на широкое изучение проблемы саморегуляции в структуре личности человека, она характеризуется противоречивостью взглядов и недостаточной полнотой раскрытия. Так, отмечается неоднозначность в трактовке феноменов, касающихся сущности и структуры саморегуляции. Психологическая практика недостаточно активно использует современные психологические средства совершенствования и развития личностной саморегуляции. Недостаточно изучена личностная саморегуляция студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности, неоднозначно определены ее компоненты и детерминанты, особенности развития в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности будущего педагога.

Все это позволило сформулировать проблему исследования: каковы психологические особенности развития личностной саморегуляции студентов педагогических специальностей колледжа, а также научно обоснованные психологические методы и средства формирования личностной саморегуляции в структуре психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности.

Цель исследования — выявить особенности развития личностной саморегуляции студентов колледжа в структуре психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности и разработать программу ее формирования.

Объект исследования — личностная саморегуляция студентов — будущих педагогов.

Предмет исследования — развитие личностной саморегуляции в структуре психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности.

Гипотезы исследования.

1. Личностную саморегуляцию можно рассматривать как структурный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности педагога.

2. Целенаправленное развитие личностной саморегуляции студентов колледжа будет способствовать повышению уровня психологической готовности к профессиональной деятельности при следующих условиях:

— своевременной диагностике таких психологических качеств личности, которые являются информативными в отношении уровня развития личностной саморегуляции;

— организации и проведения формирующей программы, включающей в себя развитие самопознания, развитие субъектных качеств личности студента и обучение методам саморегуляции;

— включения в учебно-воспитательный процесс активных форм психологического сопровождения, направленных на помощь студенту в осознании роли личностной саморегуляции как детерминанты будущей профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить сущность проблемы развития личностной саморегуляции.

2. Определить место личностной саморегуляции в структуре психологической готовности к педагогической деятельности.

3. Разработать программу экспериментального исследования и подобрать диагностический инструментарий для его осуществления.

4. Определить уровень развития личностной саморегуляции студентов педагогического колледжа и выявить ее взаимосвязь с компонентами психологической готовности к профессиональной деятельности.

5. Разработать и реализовать программу формирования личностной саморегуляции студентов педагогического колледжа, оценить ее эффективность.

Методологической основой исследования выступают субъектный подход к исследованию психики (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский A.B., Знаков В. В., Журавлев A. JL, Конопкин O.A. и др.), в русле которого регулирующая роль самосознания признается важнейшим критерием развития личности как субъекта жизнедеятельностисубъектно-деятельностный подход (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский A.B., Моросанова В. И., Рубинштейн C. JL, Якиманская И.С.), согласно которому основными характеристиками субъектной активности учащихся являются ее творческий характер, способность к саморегулированию и самоорганизациисистемный подход, проявляющийся в стремлении привести развивающуюся личность к более оптимальному способу организации (A.A. Деркач) — деятельностный подход, признающий деятельность ведущим условием полноценного развития и саморазвития личностиа также принципы активности, детерминизма, единства сознания и деятельности, социального и биологического, индивидуального и общественного.

Теоретической основой исследования являются: концепция осознанной саморегуляции деятельности (Конопкин O.A.), представления о регуляторном опыте и субъектном отношении к выполняемой деятельности (Осницкий А.К.) — концепции функциональной системы саморегуляции, разработанные П. К. Анохиным и H.A. Бернштейном, дополненные идеей активного и осознающего свои задачи субъекта деятельности (Конопкин O.A.) — идеи о регуляторной роли самосознания (Моросанова В.И., Аронова Е.А.) — о саморегуляции как динамической системе (Акимова М.К., Осадько О. Ю., Русалов В.М.), объединяющей в себе психофизиологические и психологические механизмыо личностной саморегуляции как динамической системе взаимодействия личности и окружающего мира, функционирование которой направлено на достижение самостоятельности, инициативности и ответственности за свои поступкипонимание саморегуляции как связующей характеристики между различными структурными компонентами личности (Голубева Э.А.) — представления современной отечественной психологии о субъектности как активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности: развитии, учебе и работепсихолого-педагогические теории развития личности в деятельности (Леонтьев А.Н., Ананьев Б. Г., Деркач A.A. и др.).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2006 по 2009 гг. и включало четыре взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (подготовительном, 2006 г.) осуществлено теоретическое исследование проблемы, изучение литературных источников и организационно-методических материалов по теме диссертационного исследованияопределение целей, гипотез и задач исследования, подбор диагностического инструментария.

Второй этап (констатирующий, 2007;2008 гг.) — экспериментальное исследование развития личностной саморегуляции, выявление исходного уровня личностной саморегуляции и психологической готовности студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности, определение взаимосвязи их компонентов.

Третий этап (формирующий 2008;2009 гг.) — разработка и апробация программы формирования и развития личностной саморегуляции и формирования психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Четвертый этап (контрольный, 2009 г.) — анализ и обобщение результатов экспериментального исследования, оценка эффективности формирующей программыоформление материалов диссертационной работы.

База исследования и контингент испытуемых. Исследование проводилось на базе ГОУ СПО «Педагогический колледж» г. Ессентуки. В исследовании принимали участие студенты первого, второго и третьего курсов специальностей «Русский язык и литература» и «Преподавание в начальных классах» в количестве 141 человека.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования: метод обзорного анализа литературных источников по изучаемой темеметоды анкетирования, беседы, наблюдения, психодиагностические методы (тестирование и опрос), метод эксперимента и математико-статистической обработки данных. Для изучения личностной саморегуляции нами применялись следующие методики: тест Самооценка Н. М. ПейсаховаМетодика исследования волевой саморегуляции А. Г. Зверкова и Е.В. ЭйдманМетодика диагностики оценки самоконтроля в общении М. СнайдераМетодика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка. Для диагностики психологической готовности к профессиональной деятельности применялись следующие методики: для диагностики мотивационной готовности — Методика диагностики направленности личности Б. Баса и Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерсадля диагностики эмоционально-волевой готовности — Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера и Методика определения нервно-психической устойчивости риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечивается многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом результатов диагностических процедур, репрезентативностью выборки, предварительной апробацией применяемых методик и качественным анализом данных с использованием методов математико-статистической обработки.

Источниками для проведения исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению проблемы саморегуляции личноститруды педагогов и психологов, посвященные проблеме психологической готовности к профессиональной деятельности, а также изучению методов и средств их развития и формированиямонографии ведущих психологов, авторефераты, докторские и кандидатские диссертации по исследуемой проблемематериалы международных, всероссийских и региональных конференций по психологии.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем выявлен уровень развития личностной саморегуляции студентов педагогического колледжа на всех этапах обученияопределен уровень сформированности психологической готовности к профессиональной педагогической деятельностиустановлена взаимосвязь показателей личностной саморегуляции с такими компонентами психологической готовности к профессиональной деятельности, как эмоционально-волевой и мотивационныйвыявлены условия целенаправленного развития личностной саморегуляции студентовопределены направления психологического сопровождения, способствующего повышению уровня развития личностной саморегуляции.

Теоретическая значимость работы заключается в углублении представлений о психологическом содержании понятия личностной саморегуляциив уточнении структуры психологической готовности к профессиональной педагогической деятельностив подробном анализе и обобщении методов и средств целенаправленного формирования личностной саморегуляции студентов педагогических специальностей в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы формирования и развития личностной саморегуляции, обеспечивающей повышение уровня психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности и возможности ее реализации в процессе обучения студентов различных специальностей. Материалы проведенного диссертационного исследования могут быть использованы в работе психологической службы колледжей и вузов, а также для дальнейших психолого-педагогических разработок и научных исследований проблемы личностной саморегуляциив процессе обучения студентов психолого-педагогических специальностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Личностная саморегуляция представляет собой высокий уровень психической регуляции, развитие которой связано со становлением субъектности как особого качества формирующейся личности, опосредующей функцию ее самосовершенствования. Личностная саморегуляция проявляется в успешном овладении новыми, более сложными видами и формами деятельности, выражаясь внешне в эффективности ее осуществления в целом.

2. Наиболее эффективное исследование компонентов личностной саморегуляции студентов возможно с помощью использования комплекса психодиагностических методик, направленных на изучение таких показателей, как психические состояния личности, самооценка, волевой и коммуникативный самоконтроль, настойчивость и самообладание, которые являются детерминантами развития личностной и профессиональной сферы будущего педагога.

3. Существует необходимость целенаправленного развития личностной саморегуляции студентов — будущих педагогов, так как отмечается преимущественно низкий и средний уровень развития основных ее показателей на различных этапах обучения в ходе естественного процесса учебно-профессиональной деятельности.

4. Личностная саморегуляция выступает весомым компонентом в структуре психологической готовности, так как существует положительная корреляционная взаимосвязь уровня развития основных показателей личностной саморегуляции студентов с мотивационным и эмоционально-волевым компонентами психологической готовности к профессиональной деятельности.

5. Целенаправленное развитие основных компонентов личностной саморегуляции целесообразно осуществлять на заключительном этапе обучения в связи с актуализацией в этом периоде психологической готовности как условия эффективности будущей профессиональной деятельности.

6. Формирование личностной саморегуляции включает такие основополагающие составляющие, как развитие самопознания, формирование адекватной самооценки, индивидуальной позиции по отношению к себе и мируразвитие субъектных качеств личности студента, актуализация ценностей, отражающих характер будущей профессиональной деятельности, способности к целеполаганию и ответственностиобучение методам осознанной саморегуляции, формирование практических навыков самообладания, самовоспитания и самоконтроля, обеспечивающих эффективность самоуправления личности будущего педагога.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах и заседаниях кафедры психологии СГПИ и лаборатории психологии профессионального развития личности Ставропольского государственного университета. Внедрение и апробация формирующей программы осуществлялись в учебном процессе на базе Педагогического колледжа г. Ессентуки.

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в печатных работах и получили положительную оценку на конференциях различного уровня. Международных научно-практических конференциях: «Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития» (Москва, 2007), «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск,.

2008), «Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход» (Москва, 2008), «Психология и педагогика инноваций в условиях непрерывного образования» (Ставрополь,.

2009). Всероссийских научно-практических конференциях: «Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования» (Санкт-Петербург, 2007) — «Здоровье населения — основа процветания России» (Анапа, 2008), «Теоретические и прикладные проблемы психологии» (Ставрополь, 2009). На межвузовской научно-практической конференции «Социально-психологические, экономические и юридические проблемы развития современного общества в России» (Ставрополь, 2007), на научно-методической конференции «Инновации в системе высшего и среднего образования: опыт, проблемы перспективы» (Ставрополь, 2008).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы 214 страниц, из них 156 страниц основного текстабиблиографический список литературы включает 175 наименований. В текст диссертации включены 17 таблиц и 20 рисунков.

ВЫВОДЫ по второй главе.

1. На начальном этапе эксперимента по результатам диагностики личностной саморегуляции студентов 1, 2 и 3 курсов можно отметить следующее. Выявлено, что у студентов 1 курса показатели самооценки качеств, необходимых для общения с другими людьми, а также самооценки черт характера, имеющих непосредственное отношение к поведению, находятся преимущественно на низком уровне развития. У студентов 2 и 3 курса эти показатели на уровне ниже среднего. Качества, связанные с деятельностью субъекта, студенты всех трех курсов в среднем по группам оценивают на низком уровне. По показателям самооценки признаков субъективных переживаний, студенты 1 курса имеют в среднем по группе низкий уровень, студенты 2 курса — уровень ниже среднего, и только студенты третьего года обучения отличаются уровнем самооценки признаков субъективных переживаний выше среднего.

2. Результаты диагностики волевой саморегуляции показали, что по общей шкале волевой саморегуляции низкий уровень отмечается у большинства студентов 1, 2 и 3 курса (53,3% - 44,44%). По субшкале настойчивость 44,4% студентов 1 курса, 45,23% 2 курса и 40,74% 3 курса характеризуются также низким уровнем. По субшкале самообладание также преобладает низкий уровень развития у студентов 1, 2 и 3 курса (57,8% -53,71%). Высокий и средний уровни по всем шкалам методики отмечаются лишь от 4,4% до 35,7% испытуемых от 1 к 3 курсу обучения.

3. Диагностика самоконтроля в общении показала, что на 1 и на 3 курсе по 33,3% студентов характеризуются высоким коммуникативным контролем, на 2 курсе сходные характеристики имеют 47,6% студентов. При этом, низкий коммуникативный контроль выявлен у 22,2% студентов 1 и 3 курса, и только у 9,5% 2 курса.

4. Определены уровни тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности студентов. Большая часть студентов 1 курса (55,6%) имеет очень высокий уровень тревожности, агрессивности, избегают неудач и боятся трудностей. Большинство студентов 2 и 3 курса (58,4%), наряду с высокой тревожностью характеризуются сильно выраженной ригидностью, невыдержанностью и агрессивностью.

5. Результаты предварительного этапа эксперимента показали, что личностная саморегуляция студентов-педагогов находится на достаточно низком уровне развития независимо от курса, на котором они обучаются.

6. Результаты диагностики констатирующего этапа, проведенного в контрольной и экспериментальной группах среди студентов 3 курса, свидетельствуют о низком уровне развития как личностной саморегуляции, так и недостаточно сформированной психологической готовности к профессиональной деятельности. Это показало наличие необходимости их целенаправленного развития психологическими методами и средствами в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического колледжа.

7. Полученные корреляционные связи между показателями личностной саморегуляции и компонентами психологической готовности к будущей профессиональной деятельности указывают на устойчивые взаимосвязи между большинством из них. Наибольшее количество статистически значимых отрицательных корреляционных связей обнаружено между показателями нервно-психической устойчивости и показателями самооценки психических состояний (г=- 0,564, г=- 0,456, г=- 0, 479), это свидетельствует о том, что, чем выше уровень нервно-психической устойчивости, тем ниже показатели тревожности, фрустрации и агрессии. А также между мотивацией к успеху с фрустрацией и ригидностью (г=-0,765, г=-0,529), уровнем общей интернальности и агрессивности (1—-0,761). Больше всего статистически значимых положительных корреляционных связей обнаружено между направленностью личности на дело с компонентами волевой саморегуляции (г=0,675) и настойчивостью (г=0,567) — а также между мотивацией к успеху и настойчивостью (г=0,786), нервно-психической устойчивостью и самообладанием (г=0,789).

8. Разработанная и апробированная нами программа, направленная на формирование и развитие личностной саморегуляции, может служить средством актуализации и развития психологической готовности студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности. Главным принципом ее построения является целостность, позволяющая рассматривать проблемы личностной саморегуляции студентов педагогических специальностей с точки зрения их социально-психологической адаптации к действительности в целом и будущей профессиональной деятельности в частности. В основу программы положена задача формирования, развития и совершенствования навыков личностной саморегуляции у студентов педагогических специальностей.

9. По результатам контрольного этапа диагностики личностной саморегуляции в контрольной и экспериментальной группе можно отметить следующее. В экспериментальной группе значимые изменения отмечаются по шкале самооценки качеств, необходимых для общения с другими людьми: низкого уровня на контрольном этапе не выявлено (-31,8%) — и повысились показатели уровня выше среднего (22,7%) по сравнению с констатирующим этапом. По шкале самооценки черт характера, имеющих отношение к поведению, отмечаются изменения в низком уровне (31,8%), выше среднего и высоком — таких испытуемых стало на 22,7% больше. По шкале самооценки качеств, связанных с деятельностью субъекта, низкого уровня не выявлено (-36,3%), показатели выше среднего и высокого уровня развития повысились соответственно на 31,8% и 27,3%. И по шкале самооценки признаков субъективных переживаний обнаружены аналогичные изменения.

10. Результаты диагностики волевой саморегуляции в контрольной группе показали, что общий индекс волевой саморегуляции у 40% испытуемых находится на низком уровне и только у 20% студентов — на высоком. В экспериментальной группе низкий уровень развития волевой саморегуляции на данном этапе выявился у 13,6% испытуемых, что на 36, 4% меньше по сравнению с констатирующим этапом. Значимые изменения произошли в показателях среднего и высокого уровня, которые увеличились на 13,6% и 22,7% соответственно.

11. По результатам методики диагностики самоконтроля в общении в экспериментальной группе можно отметить увеличение количества испытуемых с низким уровнем коммуникативного контроля —31,82%, и соответственно снижение показателей по высокому уровню — с 50% до 31,8% студентов.

12. По результатам методики самооценки психических состояний (тревожность, ригидность, агрессивность и фрустрация) были получены следующие результаты. В контрольной группе: 80% испытуемых характеризуются средним и высоким уровнем тревожности- 80% высокими показателями наличия фрустрации- 70% студентов отличаются агрессивностью и несдержанностью- 75% средним и высоким уровнем выраженности ригидности. Следовательно, можно сказать, что в естественном процессе обучения студентов к выпускному курсу психические состояния становятся более неблагоприятными.

13. В экспериментальной группе улучшились показатели по тревожности в сторону ее снижения (-27,3%), также по фрустрацииувеличились показатели устойчивости (27,3%) и значительно снизились показатели ее высокого уровня (-36,4%). По шкалам агрессивности и ригидности по 50% студентов на контрольном этапе эксперимента отличаются спокойствием, выдержкой и легкой переключаемостьютолько 13,6% испытуемых имеют высокие показатели агрессивности и 9,1% отличаются выраженной ригидностью, что по сравнению с констатирующим этапом значительно ниже (-31,8%).

14. По результатам методик диагностики направленности личности студентов и мотивации к успеху как показателей сформированности мотивационного компонента психологической готовности можно отметить следующее. В экспериментальной группе значимо изменились показатели направленности на себя (снизились на 36,4%) и направленности на дело (повысились на 31,8%), таких студентов в группе большинство — 45,5%, что говорит об их заинтересованности в решении деловых проблем, ориентации на сотрудничество, а также способности отстаивать в интересах дела собственное мнение. Аналогичные изменения отмечаются в показателях мотивации к успеху: низкий уровень выявлен только у 9,1% испытуемых, по сравнению с 45,46% на констатирующем этапе экспериментапри этом 45,5% имеют наиболее оптимальный, умеренно высокий уровень мотивации к успеху, что гораздо выше (на 36,4%), чем на констатирующем этапе.

15. По результатам методик диагностики уровня субъективного контроля и нервно-психической устойчивости как показателей сформированности эмоционально-волевого компонента психологической готовности можно отметить следующее. В экспериментальной группе большинство испытуемых отличает интернальный уровень субъективного контроля — 54,5%, что значимо выше по сравнению с констатирующим этапом (на 22,7%). Это значит, что данные студенты интерпретируют значимые события как результат своей собственной деятельности, могут управлять ими, чувствуют свою ответственность за то, как складывается их жизнь в целом. Также в экспериментальной группе на контрольном этапе значительно меньше испытуемых с низким и ниже среднего уровнем нервно-психической устойчивости (показатели снизились на 18,2% и 22,8% соответственно). При этом большинство испытуемых — 54,5% отличаются высоким и выше среднего уровнем нервно-психической устойчивости, что значимо выше по сравнению с констатирующим этапом (на 22,7% и 18,2% соответственно). Это значит, что студенты стали более эмоционально устойчивы, снизился риск дезадаптации, что важно для психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог результатам проведенного нами исследования по проблеме развития личностной саморегуляции студентов — будущих педагогов и повышения уровня их психологической готовности к профессиональной деятельности, можно отметить его высокую актуальность и практическую значимость в плане качественной и своевременной психологической подготовки и психологической помощи будущему специалисту и профессионалу.

Проведенный теоретический анализ проблемы показал, что в исследованиях психофизиологического, нейрофизиологического, психологического и социально-психологического характера определяется свое содержание термина саморегуляции, выделяются собственные подходы к ее изучению. В психологической науке также представлено множество различных взглядов на природу саморегуляции. Существующие в них определения саморегуляции личности классифицированы в соответствии с конкретными аспектами ее изучения. Наиболее перспективным является изучение произвольного уровня саморегуляции личности, так как он позволяет изучить возможности, процессы и условия саморазвития и самораскрытия человека, показать активную роль субъекта в построении своей жизнедеятельности. Нами отмечено, что субъектный подход является основным в исследованиях феномена саморегуляции.

В своей работе мы рассматривали личностную саморегуляцию в структуре психологической готовности к будущей профессиональной деятельности студентов педагогических специальностей, так как проведенное теоретико-экспериментальное исследование показало, что личностная саморегуляция преимущественно связана с эмоционально-волевым и мотивационным компонентами психологической готовности специалиста в области педагогической деятельности, что в нашем исследовании подтверждают данные корреляционного анализа.

Нами разработана и апробирована программа психологического сопровождения, направленная на формирование и развитие личностной саморегуляции, которая явилась эффективным средством актуализации психологической готовности студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности. Предложенная программа реализована на базе ГОУ СПО «Педагогический колледж» г. Ессентуки. В результате было доказано, что программа работает на практике, а отдельные ее составляющие являются способными к развитию технологиями, в которые психолог может внести свой личный опыт и свои взгляды и предпочтения. В своей работе мы раскрыли особенности реализации программы, основные блоки и содержание тренинга личностной саморегуляции, определили критерии эффективности программы формирования личностной саморегуляции студентов-педагогов.

Материалы проведенного диссертационного исследования могут быть использованы в работе психологической службы колледжей и вузов, а также для дальнейших психолого-педагогических разработок и научных исследований проблемы личностной саморегуляциив процессе обучения студентов психолого-педагогических специальностей.

В целом, результаты проведенной нами работы и сформулированные выводы позволили достичь поставленных цели и задач данного исследования. Выдвинутые нами гипотезы нашли свое подтверждение.

В числе перспектив данного исследования мы видим изучение личностной саморегуляции в структуре профессиональной деятельности педагога, как показателя его профпригодности и профессиональной адаптацииразвитие личностной саморегуляции педагога с целью профилактики профессионального выгоранияа также возможно проведение аналогичных исследований на контингенте студентов высших учебных заведений различных специальностей, в частности, студентовбудущих психологов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Введение в практическую психологию. Текст. / Г. С. Абрамова. — Брест, 1993
  2. , Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов Текст. / Г. С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 2002
  3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М., 1980
  4. Абульханова-Славская, К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. т. 2. № 4, с. 3−21.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. Текст. / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991
  6. Г. Современные психотехнологии. Текст. / Г. Адлер. — СПб.: Питер, 2003
  7. , Ю.А., Потасов, A.C., Спивак, Л.И., Щукин, Б. П. Психогении в экстремальных ситуациях. Текст. / Ю. А. Александровский, A.C. Потасов, Л. И. Спивак, Б. П. Щукин. -М., 1991
  8. , Х.М. Система психофизиологической саморегуляции «ключ»: методическое руководство по антистрессовой подготовке психологов, профориентаторов и социальных работников. Текст. / Х. М. Алиев. — СПб., 1999
  9. , Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2-х томах. Текст. / Б. Г. Ананьев.-М., 1980
  10. , А., Урбина, С. Психологическое тестирование. Текст. / А. Анастази, С. Урбина. СПб.: Питер, 2003
  11. П.Анохина, Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования Текст. Т. Анохина. // Новые ценности образования, 1996. вып. 6.-с. 77−88
  12. , А.Ф., Барабаншикова, Т.А., Рыжкова, А. Н. Психологическиеметодики изучения личности: Практикум. Текст. / А. Ф. Ануфриев, Т. А. Барабанщикова, А. Н. Рыжкова. — М.: Ось-89,2008
  13. , А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. Текст. / А. Ф. Ануфриев. — М.: Ось-89,2001
  14. , А.Ф. Психологический диагноз. Текст. / А. Ф. Ануфриев — М.: Ось-89,2006
  15. , Л.Н. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита Текст. / Л. Н. Анциферова. // Психологический журнал. 1994, № 1. — Т.5. — С. 3−16.
  16. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Текст. / В. Г. Асеев.-М., 1976
  17. , А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания. Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Педагогика, 1985
  18. , А.Г. О предмете психологии личности. Текст. А. Г. Асмолов. // Вопросы психологии. 1983. № 3
  19. , Т.Н. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. Текст. / Т. Н. Банщикова, Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина. М.: Книголюб, 2004
  20. , В.Н., Сазонов, Б.В. Игровые формы развития деятельности, коммуникации, мышления. Текст. / В. Н. Баранов, Б. В. Сазонов. М., 1998
  21. , И.Н. Обучаем ребенка саморегуляции. Текст. / И. Н. Белозерцева. Иркутск: Сантай, 2001
  22. , О.В. Формирование осознанной саморегуляции педагогического взаимодействия как фактор эффективной подготовки студентов педвузов Текст. / О. В. Белоус: Канд. дис. М, 2000
  23. , H.A. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. Текст. / H.A. Бердяев. М., 2006
  24. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Текст. / Р. Берне М., 1986
  25. , М.Р. Организация психологической работы в школе. Текст. / М. Р. Битянова. М.: Генезис, 2000
  26. , A.A. Психология о личности. Текст. / A.A. Бодалев. — М., 1988
  27. , В.А., Обознов, A.A. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора. Текст. В. А. Бодров, A.A. Обознов. // Психологический журнал. 2000. — т. 21. — № 4. — с. 32−40.
  28. , A.A., Столин, В.В. Практикум по психодиагностике. Текст. / A.A. Бодалев, В. В. Столин. М., 2006
  29. , В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. Текст. / В. Ю. Большаков. СПб.: Питер, 1994
  30. Большой толковый психологический словарь Текст. / Под ред. А. Ребер. -М., 2003
  31. , C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования. Текст. / С. Л. Брадченко. М., 1999
  32. , A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. Текст. / A.B. Брушлинский. -М.-Воронеж, 1996
  33. , A.B. О критериях субъекта Текст. A.B. Брушлинский. // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. A.B. Брушлинского. М., 2002. С. 9−33.
  34. , С.М. Профессиональная ориентация молодежи на основе комплексной психологической оценки личности. Текст. / С. М. Булатов.1. Краснодар, 1991
  35. , Л.Ф., Морозов, С.Н. Словарь-справочник по психодиагностике. Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. Н. Морозов. СПб.: Питер, 2004
  36. , Л.Ф. Психодиагностика. Текст. / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2005
  37. Введение в педагогическую деятельность Текст.: учеб. пособ. / A.C. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова. М.: Академия, 2000
  38. Вейнгольц-Рыбкина, И. В. Саморегуляция как фактор гуманизации и оптимизации развития личности студента. Текст. И.В. Вейнгольц-Рыбкина // Славянский мир: единство и многообразие. — Белгород, 1995
  39. , A.A., Платонова, Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. Текст. / A.A. Вербицкий, Т. А. Платонова -М., 1996
  40. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека. Текст. / В. К. Вилюнас. М., 1986
  41. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия Текст. / сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. -М.: Академия, 2000
  42. , Д.К. Психологическая готовность к профессиональной деятельности как рефлексивный акт. Текст. / Д. К. Войтюк. // Сибирский учитель. 2002. — № 5, с. 4
  43. , Л.С. Проблемы развития психики Текст. // Л. С. Выготский. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. — М., 1983
  44. , Л.С. Развитие высших психических функций. Текст. / Л. С. Выготский М., 1960
  45. , Э.М. Феномен жизни. Между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. Текст. / Э. М. Галимов. М.: УРСС, 2001
  46. , Т.Ю. Развитие способности к психической саморегуляции у подростков с помощью метода аутогенной тренировки Текст. Т. Ю. Герасимова. // Прикладная психология. — М., 1999. № 54. — с. 75−85
  47. , Н.С. Психологические особенности и закономерности становления профессионально-педагогической деятельности. Текст. Н. С. Глуханюк. // Психология становления педагога профессиональной школы. -Екатеринбург, 1996. с. 21−23
  48. , Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Текст. / Д. С. Горбатов. Самара, 2003
  49. , М.П. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. Текст. / М. П. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  50. , Л.П., Кордобовская, О.С. Техники психической саморегуляции Текст. / Л. П. Гримак, О. С. Кордобовская. // Человек. М., 2001. — вып. 5. — с.136−141
  51. , K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. Текст. / K.M. Гуревич. М., 2002
  52. , В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. Текст. / В .И. Даль. М.: Эксмо-Пресс, 2001
  53. , Г. Общество спектакля. Текст. / Г. Дебор. М.: Логос, 2000
  54. , A.A. Акмеология: учебное пособие. Текст. / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб: Питер, 2003
  55. , Н.Ф. Внимание. Текст. / Н. Ф. Добрынин. // Общая психология: под ред. A.B. Петровского. — 1976
  56. , И.В. Психологическая готовность к самоопределению -основное новообразование ранней юности. Текст. / И. В. Дубровина. // Формирование личности старшеклассника. М., 1989
  57. , Б.А., Смирнов, Б.А., Королев, A.B. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь Текст. / Под ред. Б.А. Душкова- прил. Т. А. Гришиной. М.: «Мир», 2005
  58. , М.И., Кандыбович, JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. — Минск.: Изд-во: БГУ, 1975
  59. , Ю.М. Очерки теории психологической регуляции поведения. Текст. / Ю. М. Забродин. М.: Магистр, 1997
  60. , В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: «Академия», 2003
  61. , Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособ. Для студ. ВУЗов. Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Мир, 2006
  62. , И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Текст. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2005
  63. , В.В. Психология субъекта и человеческого бытия Текст. // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова и З. И. Рябикинской. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. с. 9−44
  64. , В.В. Три традиции психологических исследований три типа понимания Текст. / В. В. Знаков. // Вопросы психологии, 2009. № 4. с. 1424
  65. , В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Текст. /В.А. Иванников. -М., 1991
  66. , A.B. Психология принятия управленческих решений. Текст. / A.B. Карпов.-М., 1998
  67. , Дж. Теория личностных конструктов. Текст. / Дж. Келли. — М., 2000
  68. , В.А. Тренинг внутренней мотивации. Текст. / В. А. Климчук. -СПб.: Речь, 2005
  69. , В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. Текст. / В. А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004
  70. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. Текст. / И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1984
  71. Кон, И. С. Психология старшеклассника. Текст. / И. С. Кон. М., 1980
  72. , O.A. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития Текст. / O.A. Конопкин. // Вопросы психологии, 2004. № 2, с. 128−135
  73. , O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) Текст. / O.A. Конопкин. // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — с. 5−12
  74. , Т.В., Смирнов, С.Д. Методологические основы психологии. Текст. / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. СПб.: Питер, 2006
  75. , Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. Текст. / Р. Кочунас. М., 2005
  76. , В.Г. Социальная психология: Курс лекций. Текст. / В. Г. Крысько. М., 2003
  77. , Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Текст. / Б. В. Кулагин. -М., 1984
  78. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1977
  79. , Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности Текст. / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. Том 21, № 1, 2000
  80. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Текст. / Под ред. А. Ф. Кудряшова, Петрозаводск, 1992
  81. , К. Свобода внутреннего «Я». Текст. / К. Майер. М., 2004
  82. , Д. Социальная психология. Текст. / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2002
  83. , Т.В., Михайлов, Л.А., Соломин, В.П., Шатровой, О. В. Психологическая защита: направления и методы. Текст. / Т. В. Маликова, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, О. В. Шатровой. СПб.: Питер, 2008
  84. , A.K. Психология профессионализма. Текст. / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1996
  85. , Р. Социальная теория и социальная структура. Текст. / Р. Мертон. М.: Хранитель, 2006
  86. Методики психодиагностики в спорте. Текст. -М., 1990
  87. Методы психологической диагностики. Текст. — Выпуск 1. / Под ред. В. Н. Дружинина, Т. В. Галкиной. М.: ИПРАН, 1993
  88. , A.A. Субъектность человека: грани и границы. Текст. / A.A. Митькин. Часть 2 // Психологический журнал, 2008, том 29, № 4, с. 27−43
  89. , O.A. Национальное самосознание как интегративный признак нации. Текст. / O.A. Михневич. Минск: Харвест, 2007
  90. , JI. Методы социально-психологической диагностики личности. Текст. / JI. Моргулец. JL, 1990
  91. В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека // Вопросы психологии. 2007, № 3, с. 59−68
  92. , В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения». Текст. / В. И. Моросанова. -М.: Когнито-Центр, 2004
  93. , В.И., Аронова, Е.А. Саморегуляция и самосознание субъекта. Текст. / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова. // Психологический журнал, 2008. том 29, № 1, с. 14−22
  94. , В.И., Гаралева, М.Д. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения Текст. / В. И. Моросанова, М. Д. Гаралева. // Вопросы психологии, 2009. № 3. с. 45−56
  95. , В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. Текст. / В. И. Моросанова. -М.: Наука, 1998
  96. , В.И. Категория субъекта: методология и исследования. Текст. / В. И. Моросанова // Вопросы психологии, 2003. № 2. с. 40−44
  97. , В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека Текст. / В. И. Моросанова. // Психологический журнал, 2002. Т. 23. № 6. С. 5−17
  98. , В.И., Сагиев, P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов. Текст. / В. И. Моросанова, P.P. Сагиев. // Вопросы психологии, 1994. № 5. С. 134 140
  99. , О.И. Психология самосознания личности. Текст. / О. И. Мотков. М., 2003
  100. , B.C. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. Текст. / B.C. Мухина. М., 1987
  101. , Ю.С. Характеристики саморегуляции сенсомоторной деятельности в адаптационный период Текст. / Ю. С. Наживин: Канд. дис. М., 1979
  102. , P.C., Алтунина, И.Р. Социальная психология: Краткий курс. Текст. / P.C. Немов, И. Р. Алтунина. СПБ.: Питер, 2009
  103. , P.C. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений Текст. / P.C. Немов: В 3-х книгах. М.: ВЛАДОС, 2001
  104. , Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: Учеб. пособие. Текст. / Е. М. Никиреев. М.: МПСИ, 2004
  105. , Г. С. Психологические аспекты саморегуляции состояний: учеб. пособ. Текст. / Г. С. Никифоров. JL: ЛГУ, 1986
  106. , Г. С. Самоконтроль человека. Текст. / Г. С. Никифоров. -М., 1989
  107. , Л.Ф. Возрастная психология. Текст. / Л. Ф. Обухова. М., 2001
  108. Общая психодиагностика Текст. / A.A. Бодалев, В. В. Столин. СПб.: «Речь», 2004
  109. Общая психология: Учебник для вузов. Текст. / А. Г. Маклаков. -СПб.: Питер, 2003
  110. , В.П., Соловьёва, О.В. Диагностика и формирование познавательных способностей учащихся: Учеб. пособие для практических психологов и педагогов. Текст. / В. П. Озеров, О. В. Соловьева.1. Ставрополь, 1999fu.
  111. , Г. Становление личности. Текст. / Г. Олпорт. М.: Смысл, 2002
  112. , А.К. Проблемы исследования субъектной активности Текст. / А. К. Осницкий. // Вопросы психологии, 1996. № 1. С. 5−19.
  113. , А.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения Текст. / А. К. Осницкий. // Вопросы психологии, 1998. № 3. С. 136−148
  114. , А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики. Текст. / А. К. Осницкий. Нальчик, 1996
  115. , А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека Текст. / А. К. Осницкий.: Докт. дис. М., 2001
  116. Основы социально-психологических исследований: учебник для вузов Текст. / под общ. ред. A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Л. Г. Лаптева. М.: Гардарики, 2007
  117. , В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? Текст. / В. Э. Пахальян // Вопросы психологии, 2002. № 6. с. 103−111
  118. , A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности. Текст. / A.B. Петровский. Ростов н/Д, 1996
  119. , A.B. Личность в психологии с позиции системного подхода Текст. / A.B. Петровский. // Вопросы психологии, 1981. № 1. с. 61
  120. , К.К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности. Текст. / К. К. Платонов. М.: Просвещение, 1991
  121. , И.В., Моросанова, В.И. Развитие личностной саморегуляции. Методическое пособие. Текст. / И. В. Плахотникова, В. И. Моросанова. -М.: Вербум-М, 2003
  122. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии
  123. Текст. / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. Под общ. ред. A.A. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2003
  124. Практикум по психологии личности. Текст. СПб.: Питер, 2002
  125. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. Текст. М., 2005
  126. Практическая психология образования: Учеб. пособие. Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной СПб.: Питер, 2004
  127. , Г. С. Проявление «автономности» и «зависимости» в осознанной регуляции деятельности Текст. / Г. С. Прыгин: Канд. дис. М., 1984.
  128. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Текст. / Н. С. Пряжников. М., 2006
  129. Психологические тесты Текст. / Под ред. A.A. Карелина: В 2 т. — М., 2007
  130. Психология детства Текст. / В. В. Зеньковский. Екатеринбург, 1995
  131. Психология и педагогика инноваций в условиях непрерывного образования: Материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. Текст. Ставрополь: СГУ, 2009
  132. Психология личности. В 2-х томах. Хрестоматия. Текст. Самара: «БАХРАХ-М», 2004
  133. Психология самосознания. Хрестоматия. Текст. Самара: Бахрах-М, 2000
  134. Психология: словарь Текст. / под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1991
  135. Психология: Учебник Текст. / В. М. Алахвердов, С. И. Богданова и др.- отв. ред-р A.A. Крылов. М., 2004
  136. , Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. Текст. / Д. Я. Райгородский. Самара, 2001
  137. , Т.А., Шляхта, Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Текст. / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2007
  138. , JI.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. Текст. / Л. А. Регуш. СПб.: Питер, 2001
  139. , X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Текст. / X. Ремшмидт. М., 1994
  140. , K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Текст. / K.P. Роджерс. М., 1994
  141. , В.А. Психология управления. Учеб. пособие. Текст. / В. А. Розанова. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». — 2003
  142. , С.Л. Бытие и сознание. Текст. / С. Л. Рубинштейн. — М., 2007
  143. , С.Л. Основы обшей психологии. Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2001
  144. , С.Л. Человек и мир. Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997
  145. , Т.В. Психологические условия обучения саморегуляции в критических ситуациях в юношеском возрасте Текст.: дисс.. к.психол.н. / Т. В. Сборцева. — Череповец, 2002
  146. , Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для студ. вузов. Текст. / Е. Е. Сапогова. — М., 2005
  147. , Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. Текст. / Е. М. Семенова. М., 2002
  148. , В.И. Воля и ее воспитание. Текст. / В. И. Селиванов. М., 1976
  149. , Е.В. Методы математической обработки в психологии. Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000
  150. , П. Что такое эмоция? Текст. / П. Симонов. // Наука и жизнь. -1965, № 5, с.64
  151. , В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Текст. / В. И. Слободчиков. -М., 1995
  152. , О.В. Развитие познавательных способностей школьников.
  153. Текст. / O.B. Соловьева. M.: Илекса- Ставрополь, 2002
  154. , Ж.А. Развитие психологической готовности студентов к профессиональной деятельности средствами саморегуляции.: Текст. / Ж.А. Сорокина// Автореф. канд. дисс. Курск, 2006.
  155. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов Текст. /. /А.Н. Сухов, A.A. Бодал ев, В. Н. Казанцев и др.- Под ред. А. Н. Сухова, A.A. Деркача. -М., 2001
  156. , В.В. Самосознание личности. Текст. / В. В. Столин. М., 2003
  157. , Л.Д. Основы психологии. Текст. / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2001
  158. , Л.Д. Педагогическая психология. Текст. / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2004
  159. Субъект, личность и психология человеческого бытия Текст. / Под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. — М.: «Институт психологии РАН», 2005
  160. , В.Л., Малкина-Пых, И.К. Справочник практического психолога. Текст. / В. Л. Таланов, И.К. Малкина-Пых. СПб., 2003
  161. , В.Б., Чернявская, А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособ. для студ. вузов. Текст. / В. Б. Успенский, А. П. Чернявская. М., 2003 >
  162. , А.Р. Психология становления личности профессионала. Текст. / А. Р. Фонарев. М.: Изд-во МПСИ, 2005
  163. , А.Б., Гаранян, Н.Г., Евдокимова, Я.Г., Москова, М. В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов Текст. / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян, Я. Г. Евдокимова, М. В. Москова. // Вопросы психологии. 2009. № 3. с. 16−27
  164. , Н.В., Пахомов, Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. Текст. / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. -М.: «Класс», 1999
  165. , И.И. Психологическое исследование самосознания Текст. / И. И. Чеснокова // Вопросы психологии, 1984. № 5. с.162−164
  166. , В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования Текст. / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии, 2009. № 4. с. 50−61
  167. , В.Д. Деятельность и способности. Текст. / В. Д. Шадриков. -М., 1994
  168. , Т.Г., Шамарина, Т.Т. Организм человека: самообновление и саморегуляция. Текст. / Т. Г. Шамарин, Т. Т. Шамарина. М.: Медпресс, 2001
  169. , Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе Текст.: Автореф. дис.. докт. психол. наук. / Т. И. Шульга. -М., 1994
  170. Development Behavior. Text., 1992, vol. 4. P. 84−105
  171. Hong Eunsook. A structural comparison between skate and frait self regulation models. Text. / Eunsook Hong // Appl Cogn. Psychol. 1995−9. -. № 4. P. 333−349
  172. Klein Lamas, D. Enhancing motivation using an instructional game. Text. / D. Klein Lamas, Eric Freitag // L. Instr. Psychol. 1991−18. — № 2. — P. 111 117
  173. Journal of Personality and Social Psychology. Text., 1996, vol.70. № 6. P. 1288−1306
  174. The Scientific Study of Human Nature: Tribute to Hans J. Eysenck at Eight Text. / ed. by H. Nyborg. Pergamon, 19 971. Интернет-источники:1. http://www.myword.ru2. http://azps.ru/links.html3. http://go.microsoft.com4. http://www.psychology-online.
Заполнить форму текущей работой