Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Анализ внешней среды в шоу-бизнесе Республики Беларусь

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Безусловно, талантливые артисты, исполнители, в Беларуси есть — как они есть везде. Можно долго говорить о музыкальном образовании в Беларуси, его достоинствах (сохранение сети начальных образовательных учреждений и наличии опытных кадров) и недостатках (глобальное техническое и моральное устаревание, неадекватность системы образования рынку), однако система музыкального образования существует… Читать ещё >

Анализ внешней среды в шоу-бизнесе Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Любая отрасль находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование. В структуре среды организаций любой отрасли страны различают факторы внутренней и внешней среды.

В настоящее время руководству организаций любой специфики деятельности необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Руководство должно уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Микросреда зависит от макросреды, получая из нее все необходимое для того, чтобы реализовывать свое предназначение, и предлагает ей результаты своих усилий по преобразованию ресурсов в продукцию и услуги.

В настоящее время в современном мире организации любого вида деятельности должны научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием которого помимо прочего является умение выделить и проанализировать элементы внешней среды, что также является залогом успеха успешного функционирования.

Специфика шоу-бизнеса такова, что любой музыкант, будь то коллектив, трио, ВИА, либо сольный исполнитель, не может работать и выступать, организовывать концерты, решать вопросы с костюмами, музыкальным сопровождением. И поэтому возникает много факторов, оказывающих влияние на деятельность. В шоу-бизнесе иногда применяются манипуляции восприятием, целью которых является изменение поведения целевой аудитории путем изменения его системы образов и стереотипов, лежащих в основе поведения. Воздействие PR-кампании на массовое сознание, если оно носит манипулирующий характер, к сожалению, может иметь отрицательные последствия, правильно подобранный имидж является наиболее эффективным способом работы с массовым сознанием, отражая ключевые позиции, способен вызывать автоматические реакции у массовой аудитории. Список направлений, по которым шоу-бизнес проникает в обыденную, повседневную жизнь очень разнообразен. Практически любая деятельность имеет возможность заимствования отдельных элементов шоу-бизнеса. Используя различные технологии этой сферы и создавая благодаря этому себе или своей организации нестандартный, яркий, а может быть даже и эпатажный имидж, предприниматели, бизнесмены, политики и многие другие персоны получают позиционирующее отличие и очевидный перевес в борьбе за внимание потребителей и поэтому так важно наличие знаний о внешней среде и ее влиянии на сам шоу-бизнес в целом.

Делая вывод из всего вышесказанного можно подчеркнуть актуальность данной работы.

Объектом исследования в курсовой работе является шоу-бизнес в Республике Беларусь.

Предметом курсовой работы является оценка влияния факторов внешней среды на деятельность шоу-бизнеса.

Целью курсовой работы является анализ влияния факторов внешней среды на деятельность шоу-бизнеса и разработка рекомендаций по снижению рисков внешней среды на функционирование шоу-бизнеса в стране.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать понятие внешней среде;

выявить факторы внешней среды и дать им характеристику;

дать общую характеристику шоу-бизнесу в Республике Беларусь;

проанализировать внешнюю среду и ее факторы для шоу-бизнеса;

разработать проект мероприятий по снижению рисков факторов внешней среды для деятельности шоу-бизнеса в стране.

В первой главе раскрывается сущность внешней среды и факторов, влияющих на нее. Во второй главе дается анализ шоу-бизнеса в Республике Беларусь, характеристика внутренней и внешней среды. В третьей главе даются основные направления по уменьшению негативных рисков влияния факторов внешней среды. В конце работы приводится список использованной литературы.

Методы, используемые при написании курсовой работы: описательный;

анализ; синтеза.

1. Теоретические основы сущности внешней среды и ее факторы Внешняя среда разделяется на внешнюю среду прямого воздействия и внешнюю среду косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия оказывает непосредственное влияние на организацию. К среде прямого воздействия относятся потребители, конкуренты, поставщики, собственники, инвесторы, государственные органы, криминальные структуры. К среде косвенного воздействия относится все, что оказывает на организацию опосредованное воздействие: состояние экономики (конъюнктура рынка), социально-культурные факторы (национальный менталитет, вкусы и предпочтения потребителей определенных социальных или возрастных групп), географические факторы, политические факторы, научно-технический прогресс [21, с. 36].

На функционирование организаций накладываются ограничения. Для функционирования организаций имеются условия. И то и другое может быть результатом взаимодействия с внешней средой.

Внешняя среда бизнеса характеризуется рядом свойств:

1. взаимозависимость факторов: изменение одного фактора воздействует на другие;

2. сложность: число факторов, на которые бизнес должен реагировать;

3. динамичность: относительная скорость изменения среды;

4. неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.

Внешняя среда прямого воздействия (деловая среда) организаций формируется в процессе ее деятельности и меняется со временем. Среда меняется, если меняется продукт, рынки, стратегия и т. д. Главным фактором деловой среды являются потребители. Это все непосредственные покупатели и клиенты: торговые фирмы, официальные дистрибьюторы, магазины, фирмы-производители, торговые агенты, индивидуальные покупатели и клиенты. Влияние потребителей может выражаться в различных формах: в установлении определенного уровня цен, наличии особых требований к качеству, дизайну, техническим характеристикам продукции, формам оплаты и т. д.

Производители могут оказывать влияние на потребителей, устанавливая более низкие цены, гарантируя высокое качество и сроки поставок, предлагая уникальную продукцию, хорошее сервисное обслуживание. Потребители очень важны для фирмы. Именно они определяют ее успех. Современная цель бизнеса — создать своего потребителя. Изучение покупателей позволяет лучше понять, какой товар организации будет пользоваться наибольшим спросом, на какой объем продаж она может рассчитывать, что ожидает продукт в будущем, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей.

Профиль потребителя может быть составлен по следующим характеристикам:

1) географическое месторасположение покупателя;

2) демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности);

3) социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т. д.).

Изучая потребителя, руководство организаций должно определить его покупательские возможности. Эти возможности определяется такими факторами, как:

1) объем закупок, осуществляемых покупателем;

2) наличие товаров-субститутов;

3) уровень информированности покупателя;

4) стоимость перехода к другому продавцу;

5) чувствительность к цене.

Конкуренты — это фирмы, реализующие продукцию на одних и тех же рынках или оказывающие услуги, удовлетворяющие одни и те же потребности. Они конкурируют между собой за ресурсы. Предприятие должно знать сильные и слабые стороны конкурента и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию. Конкурентами могут стать фирмы, производящие замещающий продукт, и фирмы, вновь входящие на рынок. Необходимо создавать барьеры на пути вхождения потенциальных предприятий, входящих на рынок (специализация, низкие издержки, контроль над каналами распределения, доступ к дешевым источникам сырья, известная марка товара и т. д.). В современных условиях зачастую не борьба с конкурентом, а сотрудничество с ним позволяет эффективно адаптироваться к среде и достигать поставленных целей.

Поставщики материальных и природных ресурсов могут воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. Эта зависимость дает власть поставщикам и позволяет им оказывать влияние на себестоимость, качество продукции, сроки ее изготовления и в целом — на эффективность деятельности организации. Установление предприятиями-монополистами неоправданно высоких тарифов на электроэнергию, газ, нерегулярное снабжение или отключение этих жизненно важных источников поступления ресурсов в случае неуплаты ставят многие организации на грань выживания или банкротства. Поэтому они стараются поддерживать со своими основными поставщиками взаимовыгодные отношения, порой на многолетней контрактной основе. Если фирма имеет надежных поставщиков, она может сэкономить на хранении запасов. От ненадежных поставщиков необходимо избавляться.

Анализ поставщиков должен показать, какова конкурентная сила поставщика и каковы ее факторы. При анализе следует обращать внимание на цены товаров и услуг, их качество, соблюдение сроков, условий и объемов поставок, на то, является ли поставщик монополистом данного вида ресурсов, возможна ли смена поставщика.

Рынок труда — это люди, обладающие необходимой квалификацией, способные реализовать цели фирмы и желающие в ней работать. В современной организации это главный ресурс. В данную группу входят все, с кем фирма взаимодействует, чтобы обеспечить себя необходимыми человеческими ресурсами: кадровые агентства, служба занятости, учебные заведения, биржи труда, системы переобучения и переподготовки кадров, профсоюзы. Изучение рынка труда позволяет получить информацию о наличии рабочей силы (необходимой специальности, квалификации, возраста, опыта работы, личностных качеств), способной работать с фирмой.

Внешняя среда организации характеризуется следующими чертами: сложностью, подвижностью, неопределенностью и взаимосвязанностью всех факторов.

Неопределенность — основная характеристика внешней среды, которая в свою очередь зависит от ее сложности и подвижности. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации о факторах внешней среды, следствием чего является сложность определения ее потребностей и изменений. Чем выше уровень неопределенности, тем сложнее принимать эффективные решения, тем выше риск. Поэтому предприятие пытается снизить уровень неопределенности своего окружения. Для этого могут использоваться два типа стратегий — адаптации предприятия к изменениям среды и влияния, изменения самой среды, чтобы сделать ее более совместимой с целями и потребностями организации.

Внешняя среда включает экономический и социокультурный, физический, политико-правовой и технологический компоненты. Рассмотрим их подробнее.

Экономический компонент. Возможности сбыта зависят прежде всего от уровня экономического развития страны, определенного валового национального продукта. Кроме того, на деятельность предприятия непосредственное влияние оказывают экономические, фискальные и социально-политические мероприятия государства, планы его долговременного экономического развития, уровень конкуренции, а также тенденции мирового экономического развития.

Социокультурный компонент включает три фактора:

— демографический, выводящийся на основе статистических данных о населении (профессия, возраст, доходы и т. д.);

— нормативный, относящийся к системе общественных ценностей, норм и устоявшимся формам отношений.

Технологический компонент охватывает новые материалы, способы и методы обработки, другие производственные новшества. Этот компонент может стать причиной возникновения или ликвидации целых отраслей промышленности. Оперативное реагирование на технические новшества — неотъемлемая часть предпринимательской деятельности.

Действующую инфраструктуру, равно как и климатические и географические условия среды, отражает физический компонент, приобретший особое значение в результате осознания важности экологических проблем.

В рамках политико-правового компонента действуют законы и другие правовые акты, ограничивающие сбытовую деятельность предприятий. В частности, установлены ограничения на торговлю продуктами, загрязняющими окружающую среду, и др.

В ходе анализа факторов внешней среды особое внимание следует обратить на следующие моменты:

Экономическая среда:

— ожидаемый темп роста валового национального продукта;

— ожидаемый рост цен;

— темпы инфляции;

— покупательная способность населения.

Технологическая среда:

— новые технологические достижения, влияющие на себестоимость продукции;

— развитие технологии, которое может повлиять на спрос на продукцию предприятия;

— направления разработок, по которым может ожидаться технологический прорвы, в какие сроки.

Социально-демографическая и культурная среда:

— численность и темпы прироста населения определенного региона, возрастная структура населения;

— социально-этническая структура населения;

— тенденции в индивидуализации общества и др.

В процессе анализа внешней среды возникает ряд проблем. Среди них:

— множественность и неоднородность. Описание большого количества факторов и отдельный анализ каждого из них с точки зрения влияния на деятельность предприятия не позволяют составить общего представления о ключевых тенденциях воздействия внешней среды. В этой связи осуществляется классификация внешних факторов, используется системный подход в рассмотрении влияния внешней среды и принимаемых стратегических решений;

— высокая степень неопределенности. Простого выявления ключевых факторов макросреды и анализа их влияния на деятельность предприятия недостаточно. Необходимо оценить вероятные тенденции развития данных факторов в будущем. Чем выше степень неопределенности развития макросреды, тем выше значение эффективной разработки стратегии с точки зрения успешной деятельности предприятия [7, с. 34].

На функционирование организаций накладываются ограничения. Для функционирования организаций имеются условия. И то и другое может быть результатом взаимодействия с внутренней средой. При этом ограничения императивны, т. е. неподвластны менеджменту определенного уровня. Условия — диспозитивны, т. е. у менеджмента определенного уровня есть возможность выбора условий для принятия решений.

Необходимо учитывать, что все факторы связаны между собой, поэтому анализировать их необходимо в комплексе. Кроме того, степень влияния отдельных факторов среды на предприятия различна и зависит от их размеров, сферы деятельности, территориального расположения и др. Поэтому предприниматель должен определить для себя, какие из факторов оказывают на деятельность фирмы наибольшее влияние. Следует также знать те внешние факторы, изменение которых может нести в себе угрозу или дополнительные возможности для предприятия.

2. Анализ внешней среды шоу-бизнеса в Республике Беларусь

2.1 Краткая характеристика шоу-бизнеса в Республике Беларусь Шоу-бизнес как понятие появилось в специальной литературе сравнительно недавно-с середины 80-х годов и заменило существовавшее ранее: «советская эстрада». Сам термин «эстрада» возник в отечественном искусствознании в начале 20 века и _ объединял все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров. Понятие «эстрада» существует только у нас.

В Республике Беларусь распространенно мнение, что шоу-бизнеса в стране нет. Может быть, само понятие его и присутствует, а на деле он отсутствует, т.к. определение «бизнес» предусматривает какой-то немалый заработок, но при таком малом уровне гонораров у артистов сложно что-то на высоком уровне делать. Только благодаря указу о том, что 75% отечественной музыки должно быть в эфире, позволяет существовать шоу-бизнесе в стране. В Беларуси 40% - это «шоу-бизнес», а 60% - эстрада. В Республике Беларусь не хватает увеселительных заведений, которые давали бы молодежи больше простора для развития. Они работают по старым принципам, а эти стереотипы уже давно пора менять, как это было сделано в Российской Федерации и Украине.

Любые качественные характеристики в культуре являются в большей или меньшей степени субъективными, однако уровень белорусской эстрады вполне можно измерить и характеристиками количественными: альбомы, концерты, гонорары. По этим параметрам шоу-бизнес Беларуси вполне можно сравнить с шоу-бизнесом России — оба они выросли из зачатков «советского шоу-бизнеса» и при этом до сих пор сохраняют наиболее близкие друг к другу социокультурные приметы (что в меньшей степени можно сказать, если сравнивать белорусскую ситуацию с ситуацией в Польше или Литве).

Хотя рынки Беларуси и России отличаются друг от друга по емкости в десятки и сотни раз, однако этот фактор нивелируется отсутствием языковых и визовых барьеров: теоретически белорусские артисты легко могут гастролировать по России и издаваться на ее лейблах. Так, к примеру, «Ляпис Трубецкой» сотрудничает с такими брендами, как «Никитин» и «Концерн группа СОЮЗ», а Дмитрий Колдун работает с «Национальной музыкальной корпорацией» Виктора Дробыша.

Безусловно, талантливые артисты, исполнители, в Беларуси есть — как они есть везде. Можно долго говорить о музыкальном образовании в Беларуси, его достоинствах (сохранение сети начальных образовательных учреждений и наличии опытных кадров) и недостатках (глобальное техническое и моральное устаревание, неадекватность системы образования рынку), однако система музыкального образования существует. Правда, музыкант (танцор, вокалист, etc.) — это еще не эстрадный артист, не шоу-мен (вумен), не «звезда». Шоу еще должно встретиться с бизнесом, чего в Республике Беларусь, собственно, и не произошло. Отсутствие этой связки проявляется хотя бы в том, что в стране существуют явные проблемы с наличием фигуры продюсера. Продюсеры есть — а образования у продюсеров нет. С позиции обыденного сознания уникальным, «штучным» в этом тандеме «шоу и бизнеса» является артист, носитель творчества и вдохновения, а продюсер — это лишь бизнесмен, работающий по стандартным законам экономики и рынка. Однако в Беларуси система так не работает. Самые известные артисты как Беларуси, так и России, имеют вполне традиционное музыкальное образование, а вот продюсеры — как раз наоборот, совсем не обучены экономике и менеджменту. Так, к примеру, такие корифеи белорусского шоу-бизнеса, как Д. Безкоровайный, М. Алейников, и В. Кубышкин не имеют профессионального образования. И поэтому это явление является причиной дефицита профессиональных продюсеров на белорусском рынке.

Вся существующая в Беларуси система профессионального образования не работает на подготовку продюсеров, которые, образно выражаясь, и являются тем самым дефисом в сочетании «шоу-бизнес». Именно это и является одной из основных причин того уровня и качества рынка шоу-бизнеса, которые мы можем наблюдать в Беларуси.

Специфика рынка шоу-бизнеса Беларуси в том, что все основные характеристики артиста (уровень и источники его заработка, социокультурный контекст, тематика творчества, общественная активность) зависят, по сути, от одного фактора — его позиции относительно действующей власти.

Всех белорусских артистов можно в соответствии с этой позицией классифицировать:

1) «Придворный артист» — идея придворного артиста далеко не нова — о времени ее возникновения свидетельствует даже само слово «придворный».

2) Артист на «социокультурном контракте» — всегда были (есть и будут) люди, которых привлекает возможность сделать своим «бизнес-партнером» самого большого и самого богатого субъекта национальной экономики — государство. Здесь речь уже идет не о феномене придворного артиста, а о так называемом «социокультурном контракте»: артисты выступают на праздничных концертах, организуемых органами власти, и участвуют в глобальных государственных культурных кампаниях («За Беларусь!», «Мы — беларусы» и т. п.), взамен получая административный ресурс, который в последующем используется как при непосредственно организации концертов (аренда помещения, отсутствие трудностей с местной администрацией и т. д.), так и в распространении билетов. Наиболее популярная схема — выкупание всех билетов какой-либо государственной организацией или предприятием (как вариант — профсоюзной организацией), и последующее их распространение среди работников (что, в принципе, уже не столь критично для артиста — ведь все билеты распроданы, достигнут стопроцентный коммерческий успех). Среди артистов, в той или иной степени связанных с подобными схемами, можно назвать Инну Афанасьеву, Ирину Дорофееву, Полину Смолову, Викторию Алешко, «Улялюм», «DaVinci», Ядвигу Поплавскую и Александра Тихановича, Аню Шаркунову и многих других.

3) «ШОСтая колонна» — в противоположность предыдущим артистам, всегда есть те, кто обращается к протестной части населения. Активно выражая через творчество свою гражданскую позицию, эти артисты очень четко очерчивают свою целевую группу (со всеми присущими этому плюсами и минусами). Апофеозом всех трудностей и проблем, сопровождающих таких артистов в Беларуси, стал т.н. «Список запрещенных к упоминанию деятелей искусства и творческих коллективов», куда вошли «Ляпис Трубецкой», «N.R.M», Дмитрий Войтюшкевич, «Крамбамбуля» «Палац» и другие.

Как бы там ни было, но можно констатировать, что либерализация в Беларуси если и стала тенденцией в экономике (по крайней мере — на декларативном уровне), то никак не в культуре.

4) «Наше искусство вне политики» — безусловно, существует большое количество артистов, групп и ансамблей, никак не связанны с политикой (ни с какой стороны). В первую очередь — это ансамбли фольклорные и детские, массово существующие при Домах и Дворцах культуры. Хотя и тут, конечно, есть исключения — взять хотя бы тот же ансамбль «Зорачка». Да и «фольк-гурты» логично часто близки к национально ориентированной оппозиции.

Характеризуя шоу-бизнес в Республике Беларусь в целом, надо отметить, что в белорусском шоу-бизнесе надо учитывать следующие особенности:

— Продюсер — это главная фигура, участвующая в формировании исполнителя и его дальнейшем продвижении. Однако роль продюсера четко не определена: он может быть и менеджером, и концертным директором, и человеком, который решает все вопросы, и пиарщиком, и имиджмейкером. Именно поэтому, при создании имиджа будущей звезды и разработке стратегии ее продвижения независимым специалистом, следует тщательно согласовывать действия и видение этого специалиста и самого продюсера.

— В развитых странах доход артиста в основном составляет продажа альбомов. В Республике Беларусь доходы от альбомов довольно малы, особенно та их часть, которая достаётся непосредственно артисту. Во многом это связано с возможностью свободного доступа к музыкальным записям в Интернете, где любой пользователь совершенно бесплатно может скачать любую понравившуюся композицию. На данный момент, в связи с высокой степенью интернетизации населения, эта проблема стоит даже острее, чем пиратство. Несмотря на то, что над этой ситуацией ломают голову юристы и законодатели, все попытки каким-то образом повлиять на проблему остаются безрезультатны. Поэтому при создании имиджа исполнителя и разработке стратегии его продвижения необходимо уделять очень большое внимание именно той его части, которая связана с гастролями и концертами.

— Следующим важным моментом является то, что в странах Запада давно отработана система отношений в шоу-бизнесе: каждый специалист является узким специалистом и профессионалом в своём деле. В странах СНГ, как и в Беларуси, в частности, же зачастую люди берутся за все сразу, и о каком-то делегировании полномочий речь идет далеко не всегда.

— Еще одной специфичной чертой коммуникаций в белорусском шоу-бизнесе является то, что в Республике Беларусь нет никаких законодательных норм, законов, правил, юридической защищенности: ни между коллективом и продюсерскими центрами и рекорд-компанией, ни между продюсером и музыкантами. Таким образом, для звезды выиграть процесс против продюсерской компании практически невозможно. Подтверждения этому встречаются на каждом шагу, особенно часто речь идет о тяжбах за имя (бренд) звезды, которые, как правило, решаются не в пользу исполнителей.

— В результате недостаточного уровня технического оснащения теряется дополнительный способ связи исполнителя и аудитории. В странах Западной Европы и США распространена практика трансляции концертов в Интернете в режиме реального времени. В Республике Беларусь же эта практика пока не нашла своего применения.

Что касается шоу-бизнеса, то это понятие не столько из музыки, сколько из менеджмента. И пока многим из артистов самим приходится заботиться о своей «раскрутке». Может, это и к лучшему: позволяет им оставаться самими собой, но и ограничивает в том числе при обновлении инструментов, организации концертов и в возможности спокойной работе над новыми проектами. Так что кому-то со временем придется брать на себя роль администратора или приглашать продюсеров со стороны.

Таким образом, белорусский шоу-бизнес характеризуется рядом специфических особенностей, которые нужно учитывать при работе в шоу-бизнесе в целом и при создании и продвижении имиджа конкретного исполнителя в частности.

2.2 Анализ влияния факторов внешней среды на функционирование шоу-бизнеса в Республике Беларусь Основными факторами среды внешней среды прямого воздействия на деятельность шоу-бизнеса в Республике Беларусь являются следующие:

1. государственное регулирование деятельности шоу-бизнеса в Республике Беларусь;

2. потребители услуг шоу-бизнеса;

Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организации шоу-бизнеса также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако руководству необходимо учитывать их. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.

Изучение демографических факторов макросреды также занимает важное место при анализе рыночных возможностей организаций шоу-бизнеса.

К группе демографических факторов относится и урбанизация, т. е. увеличение доли городского населения. Она является одной из основных предпосылок развития концертов, выступлений т. к. степень выезда населения в поездки прямо пропорциональна степени урбанизации. В пределах одной страны в городах степень активности посещения концертов значительно выше, чем в сельской местности. Причем чем крупнее город, тем большее число его жителей посещает различные мероприятия. Это объясняется, прежде всего, тем, что основной предпосылкой развития массовых форм шоу-бизнеса явилась потребность в отдыхе (связанная со сменой обстановки), вызванная перегрузками и нервным напряжением, которые тем выше, чем крупнее город. К тому же на решение о посещении тех или иных мероприятий оказывает влияние общий более высокий культурный и образовательный уровень городского населения.

Экономические факторы не менее важны, чем демографические. На платежеспособный процесс населения оказывает влияние много факторов, среди которых и уровень экономического развития самой страны, и размер заработной платы, и инфляция, и безработица.

Необходимо учитывать также высокую зависимость спроса на услуги шоу-бизнеса от уровня дохода. Немаловажно также знать структуру распределения доходов между различными группами населения. Неравномерность такого распределения — вполне закономерное явление. Поэтому при выборе для обслуживания определенного сегмента рынка продюсеры и другие представители шоу-бизнеса должны исходить из материального положения своих потенциальных клиентов. Кроме того, чрезвычайно важно исследовать структуру расходов потребителей. Это позволяет приблизительно определить, какая доля расходов каждой группы населения приходится на потребление услуг шоу-бизнеса.

И, наконец, ключевым элементом коммуникации является аудитория. Это, несомненно, самый главный элемент шоу-бизнеса, так при отсутствии аудитории не имеет смысла наличие исполнителя, продюсера и других фигур. Основная задача имиджа исполнителя — это трансляция нужной информации всем участникам процесса коммуникации. По сути своей, имидж можно рассматривать, как один из элементов диалога между исполнителем и спонсорами, исполнителем и СМИ, исполнителем и аудиторией и т. д. Исходя из поставленных целей, к каждому из элементов коммуникации должен быть найден свой подход. Основной целью любого исполнителя является приобретение популярности у аудитории. Способы воздействия на аудиторию сугубо ограничены, по сути, их всего два: непосредственно музыкальный продукт и сам образ исполнителя, его имидж. Установив, какими потребностями обладает аудитория и какие требования она выдвигает к исполнителю, работающему на нее, можно формировать определенный имидж «звезды». Однако доносить подобную информацию до аудитории только напрямую, путем концертов и выступлений, невозможно. Каналом данной основной коммуникации являются средства массовой информации. Исходя из того, что написано выше, можно сказать о том, что СМИ — это не просто канал, а канал, обладающий собственным видением и интерпретацией информации. Он, несомненно, оказывает решающее влияние на формирование имиджа исполнителя в глазах публики, на оценку, которую тот получит. Именно поэтому средства массовой информации являются такой же целевой аудиторией, как и общественность, непосредственно на которую нацелено творчество конкретного артиста. К СМИ необходим свой, особый подход, подразумевающий профессиональный разговор, который не имеет ничего лишнего, в котором все системно и подчинено единой цели. Непрофессиональный же разговор в данном случае может иметь много случайных продолжений, которые могут повлечь за собой негативные последствия. Продюсер и остальной менеджмент исполнителя в данном случае является тем источником, который анализирует эти две основные целевые аудитории и решает, каким именно образом будет протекать коммуникация. внешний риск шоу бизнес Молодежь — это огромная и постоянно растущая аудитория активных потребителей на белорусском рынке. Именно среди исполнителей, ориентированных на молодежную аудиторию, наблюдается самая ожесточенная конкуренция. Кроме того, требования аудитории к исполнителям все более повышаются, и речь идет не только и столько о качестве музыки, сколько об уникальности данного образа и при этом его соответствии модным тенденциям. В современном шоу-бизнесе одной музыки мало, нужно еще что-то: иметь бюджеты, модную легенду или на худой конец нетрадиционную ориентацию музыкантов. На данный момент существует огромное число исполнителей на любой вкус. Звезды продолжают появляться каждый день, и им становится все труднее выделяться из ряда себе подобных.

Также в мире наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли услуг шоу-бизнеса в общей структуре потребления населения.

Наибольшей силой обладают устоявшиеся нормы, принятые в обществе, системы социальных правил, духовных ценностей, отношений людей к природе, труду, между собой и к самим себе. Знание социально-культурных факторов очень важно, так как они влияют как на другие элементы макросреды, так и на внутреннюю среду предприятия (например, отношение сотрудников к работе).

Анализ научно-технических факторов позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания зрителей.

Научно-технический прогресс несет в себе также огромные возможности так и одновременно не менее серьезную угрозу для шоу-бизнеса. Любые новшества грозят вытеснением, устаревшим технологиям и методам работы, что чревато самыми неприятными последствиями, если не проявить должного внимания к исследованию факторов научно-технического характера.

На становление и размещение современных форм эстрадного исполнительства и формирование шоу-бизнеса большое влияние оказывает научно-технический прогресс. Это, прежде всего, световая, звуковая индустрия, цветное, звуковое, стереоскопическое кино, компьютеризация световой и цветовой аппаратуры, поливидеоэкран и т. д. Производство такой музыкальной, художественной продукции немыслимо без наличия профессионалов шоу-бизнеса — продюсеров, менеджеров, режиссеров, художников.

Совершенствование технического оборудования и музыкальных инструментов влечет за собой появление новых форм, удовлетворяющих нужды не только отдельных потребителей, но и фирм, которые используют это оборудование в создании концертных программ, представлений, дискотек, ночных клубов. К сожалению, на сегодняшний день приоритет в данной продукции отдается зарубежным производителям.

Исследование влияния политико-правовых факторов внешней среды для шоу-бизнеса должно проводиться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти и управления в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Анализ законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает представителям и руководителям шоу-бизнеса возможность определить для себя допустимые границы действий и приемлемые методы отстаивания своих интересов. При этом необходимо изучать законодательно-правовые акты, регулирующие хозяйственную деятельность в целом, и шоу-бизнес в частности.

Негативно отражается на развитии шоу-бизнеса в Республике Беларусь отсутствие профессиональных продюсеров. В Республике Беларусь продюсеров можно пересчитать на пальцах одной руки.

Т.к. Республика Беларусь — страна маленькая, то продюсерами Республика Беларусь используется как некая площадка, фабрика, где можно найти талантливого человека, подготовить его, но при этом стоит сразу ориентироваться на другие рынки. Поэтому многие артисты, которые продюсируются, имеют англоязычный репертуар. Всё это для того, чтобы была возможность гастролировать за пределами Беларуси.

Одним из направлений в артистическом менеджменте является создание новых «звезд». Этот процесс достаточно сложен и продолжителен. Поэтому задача продюсера — найти талантливых исполнителей, определить их творческие способности, выявить творческий потенциал, увидеть возможности формирования из них будущих «звезд». Сложность отбора исполнителей заключается в том, что в период перестройки, открывшей путь к созданию альтернативных форм организации концертной деятельности, усилению коммерциализации искусства, особенно в музыкальном шоу-бизнесе, на концертных площадках, в программах радио и телевидения появилось большое количество исполнителей, продукция которых не всегда бывает качественной.

Как можно заметить, беларуский шоу-бизнес сегодня находится не в лучшем состоянии. Причина этого — в основе деятельности артистов так или иначе лежит политика, она определяет их положение и их аудиторию. Безусловно, такая ситуация извращает рынок, который начинает жить по своим, внутренним законам, где популярность не связана с талантом, а заработки — с популярностью.

Если же говорить о группах и исполнителях, играющих популярную музыку (поп-рок), по-настоящему известных в Беларуси, не связанных с политикой и действительно независимых (не использующих административный ресурс и т. д.), то назвать можно будет только «J:Морс» и «beZ bileta» (хотя если подробнее изучить историю групп, то здесь также можно найти примеры и отказов сотрудничества с властью, и последующих запретов). Такая ситуация не способствует расширению пугающе малого списка по-настоящему независимых исполнителей — нейтральная позиция всё чаще трактуется властями как оппозиционная. Естественно, артистам, порожденным такой системой, очень трудно занять достойное место на мировом рынке.

Сейчас к трудностям политическим добавляются и трудности экономические.

Таким образом, можно констатировать, что для появления в Беларуси нормального, современного, европейского шоу-бизнеса необходимы изменения как в экономике страны, так и в политике — она должна перестать столь непосредственно влиять на культуру, и в шоу-бизнесе победу должны одерживать только талантливые.

С учётом факторов внешней среды прямого воздействия можно сделать вывод о том, что внешняя среда для шоу-бизнеса имеет скорее неблагоприятный характер.

Анализ внешней среды для шоу-бизнеса в Республике Беларусь показал, что наибольшую угрозу для компании представляют экономические факторы.

Шоу-бизнес тесно связан с экономической ситуацией в стране и в мире. Он призван украшать всякого рода праздники. Так что чем больше в стране богатых предприятий и чем выше уровень жизни, тем лучше музыканты могут зарабатывать и, соответственно, устраивать больше ярких шоу и записывать больше хороших песен. Сейчас ситуация в Беларуси и в мире такова, что 2/3 людей в шоу-бизнесе остались без работы. С другой стороны, это не означает, что все в белорусском шоу-бизнесе остались без работы. У тех артистов, кто реально популярен, работы просто стало меньше, но, в целом, движение в их деятельности осталось. Я знаю около десятка артистов, которые продолжают гастролировать, собирать залы. Их, как ни странно, приглашают на свадьбы и юбилеи.

Таким образом, в сфере шоу бизнеса сложилась в Беларуси интересная ситуация. Одна из проблем, кроется здесь в том, что сегодняшний заработок современного белоруса не всегда позволяет тратить свои деньги на зрелища. Но, это не самое главное. Пожалуй, всё кроется в том, что в Беларуси сложилась такая ситуация, что здесь относятся без уважения к заслуженным деятелям культуры.

К числу основных проблем, связанных с продвижением услуг в сфере шоу-бизнеса, можно отнести: низкий уровень маркетинговых исследований, рост конкуренции, несовершенство системы управления персоналом и стимулирования труда.

Анализируя рынок шоу-бизнеса, важно не забывать делать это в контексте реалий белорусской экономики и политики, во многом определяющих те тенденции, которые можно видеть на культурном поле. Какими бы оторванными от искусства ни казались события в политике, на валютном рынке или в розничной торговле — они безусловно влияют и будут влиять на культурный контекст.

3. Пути минимизации рисков влияния факторов внешней среды для шоу-бизнеса в Республике Беларусь Шоу-бизнес, в общем виде включающий в себя кино, телевидение, театрально-концертную деятельность и спорт, является высокорисковой сферой предпринимательской деятельности. Привлечение ресурсов, необходимых для осуществления проекта, и обеспечение их эффективного использования являются главными функциями предпринимателя, действующего в сфере шоу-бизнеса. Их реализация невозможна без системной защиты от отрицательного воздействия событий случайного и непредсказуемого характера (рисков), способных привести к срыву проекта или нанести ему ущерб. Поэтому продюсер, организующий производство и реализацию аудиовизуальной продукции, антрепренер, действующий в сфере театрально-концертной деятельности, промоутер-организатор спортивных турниров и соревнований должны быть профессионально готовы к активному применению такого инструмента обеспечения инвестиционной привлекательности и эффективности своей деятельности, каким является управление рисками во внешней среде. В той или иной степени риски сопутствуют любому предпринимательскому проекту, воздействию всевозможных рисков человек подвергается на протяжении всей жизни, хотя бы интуитивно вырабатывая собственную политику по управлению ими.

Продюсер не может позволить себе полагаться только на интуицию, поэтому целенаправленная разработка и осуществление комплексной программы управления рисками как неотъемлемой части общей системы управления реализацией предпринимательских проектов являются его профессиональной обязанностью. Полноценным продюсером является не просто человек, обеспечивающий привлечение и использование ресурсов в процессе реализации проекта в сфере шоу-бизнеса. Главным критерием эффективности его деятельности являются ее направленность на получение прибыли на основе самоокупаемости, достижение прибыльного возврата вложенных средств при одновременном обеспечении высокого нравственного и художественного уровня реализуемых проектов.

Если же лицо, именующее себя продюсером или антрепренером, нацелено на то, чтобы удовлетворить свои интересы не из прибыли от реализации проекта, а главным образом на стадии осуществления затрат, то серьезной заинтересованности в управлении рисками оно испытывать не будет. Такие продюсеры и руководители составляют большинство в современном отечественном шоу-бизнесе, и именно эта сильная «зараженность» квазипродюсерством является одной из главных причин неразвитости механизмов управления рисками в этой сфере.

Например, в современном отечественном кинематографе очень мало полноценных продюсеров и, соответственно, очень мало проектов, реально нацеленных на получение прибыли при одновременном обеспечении их высокого нравственного и художественного уровня. Умножение количества таких проектов и поддержка продюсеров, способных их осуществить, являются необходимыми для подлинного развития отечественного продюсерского кинематографа. Именно для таких проектов управление рисками имеет существенное значение, ведь для полноценных продюсеров профессиональная организация управления рисками является инструментом обеспечения прибыльности их деятельности, а значит, жизненно важной потребностью [лайков].

В результате проведенного анализа влияния факторов внешней среды на функционирование шоу-бизнеса можно предложить следующие рекомендации по снижению отрицательного влияния внешней среды на деятельность, а именно:

1. совершенствование работы со зрителями;

2. совершенствование маркетинговой деятельности т. е. проведение качественных рекламных компаний;

3. совершенствование ценовой стратегии в ходе проведения мероприятий.

Рассмотрим данные рекомендации более подробно.

Для руководства организаций в шоу-бизнесе можно порекомендовать следующие тактические ходы в организации рекламно-информационной деятельности:

— использование рекламных брошюр, проспектов, плакатов, календарей. Такая тактика позволяет получить дополнительную информацию об артисте или коллективе, повышает доверие потребителей к предложениям. Тем самым при минимальных затратах финансовых ресурсов оказывается информационной воздействие на потенциального потребителя.

— использование рекламных мини-щитов. Использования данного инструмента продвижения не требует вложения значительных финансовых ресурсов и оказывает положительное воздействие на потребителя.

— тактика проведения рекламных компаний. Эта тактика позволяет воздействовать на потенциального зрителя путем проведения конкурсов с использованием местных радиостанций и периодических изданий, а также организуя раздачу подарков, сувениров и скидок при покупке билета.

— совершенствование ценовой стратегии для различных мероприятий.

— стимулирование зрителей путем продажи по сниженным ценам (использования скидок) представляет собой кратковременное снижение цены услуги. Скидка может применяться для поощрения постоянной клиентуры. Данное поощрение можно осуществлять в виде наличности, бесплатных или частично оплаченных услуг, предоставляемых постоянным зрителям.

— ценовая стратегия должна формулироваться с учетом приведения уровня цены (прибыли) в соответствие со стоимостью удовлетворенных потребностей.

Таким образом, учет и реализация вышеприведенных предложений позволят снизить негативное влияние внешних факторов на функционирование шоу-бизнеса в Республике Беларусь в целом.

Профессиональная подготовленность в области разработки программы управления рисками, отвечающей не только потребностям конкретного проекта, но и возможностям предпринимателя по ее исполнению, способность осуществлять квалифицированный подбор надежных страховых и финансовых компаний, необходимых для реализации программы риск-менеджмента, умение эффективно управлять ее текущим исполнением — вот те основные профессиональные навыки, которые требуются сегодня от предпринимателя при организации работы по управлению рисками. Можно констатировать, что в настоящее время уровень организации этой работы в отечественных продюсерских компаниях остается, за редким исключением, крайне низким. Налицо его острое несоответствие масштабам и сложности стоящих перед предпринимателями задач. Это — проблема, препятствующая становлению цивилизованного шоу-бизнеса в нашей стране. Для ее решения должны быть приняты необходимые меры и, в частности, организованы соответствующие подготовка и повышение квалификации кадров.

Анализ свойств, присущих современным отечественным предпринимателям как участникам отношений по управлению рисками и страхованию позволяет выявить направленность их интересов в этой сфере и выработать подходы к совершенствованию этих механизмов.

Ограниченная платежеспособность при одновременной высокой подверженности рискам обусловливает особую взыскательность руководителей в вопросах управления рисками и страхования, формирует у них заинтересованность в разработке и реализации программ риск-менеджмента, оптимальных по соотношению цены и качества. В то же время необходимость реализации этого объективно обусловленного интереса предъявляет серьезные требования к самим предпринимателям, к уровню их профессионализма в вопросах риск-менеджмента.

Возрождение и развитие национальной культуры, придание ей статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны должно являться также одной из важнейших целей государства Это будет способствовать становлению государственности, укреплению международного авторитета Республики Беларусь.

Необходимо разрабатывать мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности разнообразия услуг отрасли для всего населения.

Формированию эффективно действующего экономического механизма развития отрасли культура и искусство будет содействовать установленный объем ее бюджетного финансирования, например, в размере до 1% ВВП.

Заключение

Подводя итоги по данной курсовой работе, хотелось бы отметить следующее.

1. Внешняя среда предприятия определяется как факторы ее внешнего окружения, которые имеют непосредственное отношение к функционированию организации (отрасли). Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на хозяйственную деятельность организации и испытывают на себя прямое влияние организации. К таким факторам относят: поставщиков, профсоюзы — поставщики трудовых ресурсов, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать непосредственного (прямого) воздействия на деятельность организаций, но сказываются на ее результатах. К этим факторам относят: состояние экономики, научно-технический прогресс, социальные, культурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

5. Во второй главе был проведена оценка влияния факторов внешней среды на функционирование шоу-бизнеса в Республике Беларусь.

Наибольшую угрозу для шоу-бизнеса представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои сильные стороны. Технологические, политические и социальные факторы дают шоу-бизнесу умеренные возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон. В наибольшей степени благоприятное влияние на шоу-бизнес оказывают зрители, со стороны которых на сегодняшний день нет каких-либо существенных угроз. То же можно сказать и о политических, социальных и технологических факторах внешней среды. С учётом факторов внешней среды прямого воздействия также можно сделать вывод о том, что внешняя среда шоу-бизнеса имеет скорее благоприятный характер.

6. В результате проведенного анализа влияния факторов внешней среды на деятельность шоу-бизнеса в Республике Беларусь были разработаны практические рекомендации по снижению отрицательного влияния внешней среды на деятельность исследуемого предприятия, а именно: совершенствование работы со зрителями, посетителями и др.; совершенствование рекламной деятельности; совершенствование ценовой стратегии в ходе проведения мероприятий шоу-бизнеса.

Список использованных источников

Артемьева, Т. В. Файндрейзинг. Привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования / Т. В. Артемьева, Г. Л. Тульчинский. — Москва: Лань, 2010. — 288 с.

Внутренняя и внешняя среда организации [Электронный ресурс]. — М, 2013. — Режим доступа: http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/menedzhment_ konspekt_lekcii/ p3.php. — Дата доступа: 18.08.2014.

Вучкович, А. Оценка результатов деятельности / А. Вучкович. — С.-Петербург: МЦФЭР, 2010. — 111 с.

Гончаров, В. Н. Менеджмент / В. Н. Гончаров. — Минск: Интерпрессервис, 2010. — 640 с.

Для продвижения шоу-бизнеса в Беларуси не хватает богатых людей [Электронный ресурс]. — Минск, 2012. — Режим доступа: ww.ej.by/news/lifestyle/2012/09/21/dlya_prodvizheniya_shou-biznesa_v_ belarusi _ne_hvataet_bogatyh_lyudey.html. — Дата доступа: 18.09.2014.

Зуб, А. Т. Принятие управленческих решений. Теория и практика: учеб. пособие / А. Т. Зуб. — Москва: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2010. — 400 с.

Ивашкова, Н. И. Управление маркетингом: учебное пособие / Н. И. Ивашкова. — М.: Инфра-М, 2010. — 176 с.

Кадырова, С.В. Self-management в сфере культуры и искусства / С. В. Кадырова, Г. А. Немцева, Г. Л. Тульчинский. — Москва: Лань, 2014. — 416 с.

Киржнер, Л. А. Менеджмент организации / Л. А. Киржнер. — Москва: КЭТ, 2009. — 688 с.

Культура и искусство [Электронный ресурс]. — Минск, 2012. — Режим доступа: Режим доступа: http://n-europe.eu/node/100 412. — Дата доступа: 19.09.2014.

Лайков, А. Ю. Управление рисками в сфере шоу-бизнеса [Электронный ресурс]. — Москва, 2009. — Режим доступа: http://www.lawmix.ru/bux/19 062. — Дата доступа: 18.09.2014.

Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Практикум. / Е. Л. Шекова, Г. Л. Тульчинский, В. Н. Евланов, Э. В. Новаторов. — Москва: Лань, 2012. — 160 с.

Михалева, Е. П. Менеджмент. Конспект лекций / Е. П. Михалева. — Москва: Юрайт, 2009. — 192 с.

Морган, Н. Реклама в туризме и отдыхе / Н. Морган, А. Пригард. — Москва: Юнити-Дана, 2012. — 496 с.

Пересветов, Ю. В. Менеджмент. Курс лекций. / Ю. В. Пересветов, М. В. Карпычева. — Москва: МИИТ, 2010. — 176 с.

Стерлигова, А. Н. Операционный (производственный) менеджмент: Учеб. пособие. / А. Н. Стерлигова, А. В. Фель. — Москва: ИНФРА-М, 2009. — 187 с.

Структура организации. Внутренняя и внешняя среда организации. [Электронный ресурс]. — М, 2014. — Режим доступа: http://manager.mpfmargtu.edusite.ru/p7aa1.html. — Дата доступа: 18.08.2014.

Тульчинский, Г. Л. Маркетинг в сфере культуры / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. — Москва: Лань, 2011. — 576 с.

Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. — Москва: Лань, 2009. — 544 с.

Тульчинский, Г. Л. PR в сфере культуры / Г. Л. Тульчинский. — Москва: Лань, 2009. — 496 с.

Цветков, А. Н. Менеджмент. / А. Н. Цветков. — С.-Петербург: Питер, 2009. — 176 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой