Киотский протокол, его роль и значение в рыночном регулировании выбросов парниковых газов
Рыночная политика России и Украины — одним из наиболее важных факторов является политика России и Украины в отношении их излишка единиц установленного количества (AAU). В соответствии с Киотским протоколом, для России, Украины и ряда других стран Восточной Европы установлены целевые показатели выбросов на уровне их выбросов в 1990 г. После 1990 г. экономика этих стран испытала спад, в результате… Читать ещё >
Киотский протокол, его роль и значение в рыночном регулировании выбросов парниковых газов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Академия управления при Президенте Республики Беларусь Институт государственной службы Факультет подготовки и переподготовки Специальность инновационный менеджмент Курсовая работа.
по дисциплине.
" Экономика предприятий и инноваций" .
на тему:
Киотский протокол, его роль и значение в рыночном регулировании выбросов парниковых газов.
Исполнитель: Грицков Павел Валерьевич Научный руководитель: Вашко Ирина Михайловна, доцент Минск 2015.
- Введение
- Глава 1. Исходная информация по вопросу международной торговли квотами на выбросы
- 1.1 Киотский протокол
- 1.2 Обзор международного углеродного рынка
- 1.3 Схема торговли квотами на выбросы в Европейском Сообществе (EU ETS)
- 1.4 Текущий статус реализации EU ETS в государствах-членах ЕС
- 1.5 Дальнейшее развитие углеводных рынков
- 1.6 Потенциал энергоэффективности в рамках борьбы с изменением климата
- Глава 2. Взаимодействие: EU ETS и энергоэффективность
- 2.1 Взаимодействие EU ETS и мер энергоэффективности
- 2.2 Торговля квотами на выбросы против налогов на выбросы: общие черты и различия
- Глава 3. Республика Беларусь в рамках Киотского протокола
- Заключение
- Список используемых источников
Решение проблемы изменения климата стало одной из ключевых задач 21 века для политиков всего мира. Научные и экономические данные показывают необходимость принятия решительных действий с целью стабилизировать «концентрацию парниковых газов в атмосфере на уровне, который бы предотвратил опасное антропогенное воздействие на климатическую систему». Так как угроза изменения климата не подлежит сомнению, для того, чтобы адаптироваться к неблагоприятным последствиям изменения климата, международное сообщество приняло соглашение об ограничении среднего глобального повышения температуры до двух градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальным периодом.
На международном уровне, переговорный процесс, основанный в рамках Организации Объединенных Наций, привел к принятию Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций по Изменению Климата (РКИК ООН) и Киотского Протокола. РКИК ООН определяет основную структуру действий международного сообщества в области изменения климата, в то время как Киотский Протокол изначально определял количественные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ) для развитых стран на период с 2008 по 2012 гг. Некоторые стороны согласились продлить обязательства Киотского Протокола, и в настоящее время ведутся переговоры об условиях соглашения, которое должно быть принято в 2015 г. и вступит в силу в 2020 г.
Широкий спектр различных инструментов политики может быть использован на национальном уровне для смягчения последствий изменения климата. К ним относятся:
— рыночные инструменты (например, системы торговли разрешениями на выбросы ПГ или экологические налоги);
киотский протокол торговля квота.
— регулятивные инструменты (например, командно-административное регулирование выбросов ПГ, минимальные стандарты энергоэффективности и технологические стандарты);
— информационные инструменты (например, маркировка, повышение осведомленности с помощью информационных кампаний, образование и обучение).
В рамках Киотского Протокола, Европейский Союз (ЕС) принял обязательства по сокращению выбросов ПГ в размере 8% до 2012 г. по сравнению с уровнем 1990 г. Страны-члены ЕС приняли, в соответствии с внутренним Соглашением по Совместному Выполнению Обязательств, разные по величине национальные обязательства по ограничению выбросов ПГ, которые суммарно обеспечивают выполнение обязательств ЕС. Одной из основных мер политики ЕС для выполнения описанных целей является рыночный инструмент торговли выбросами ПГ, который предлагает возможность торговли разрешениями на выбросы между компаниями в рамках Системы Торговли Выбросами Европейского Союза (СТВ ЕС).
СТВ ЕС оперирует с 2005 г. и охватывает основные сектора экономики, включая энергетические компании и промышленность. Другие страны и юрисдикции, такие как Новая Зеландия, Казахстан, Южная Корея, Токио, несколько пробных регионов Китая, Калифорния, Квебек и совместно несколько штатов Северо-Востока США последовали примеру ЕС и также внедрили (или находятся в процессе внедрения) системы торговли выбросами ПГ. Несмотря на то, что эти системы могут отличаться в некоторых деталях их организации, все они работают на основе одного и того же принципа «ограничения и торговли». Данная курсовая работа объясняет этот принцип, иллюстрирует выгоды системы, описывает ключевые элементы структуры системы, и дает представление о том, как торговля выбросами ПГ работает на практике.
Целью курсовой работы являются рассмотрение глобальной проблемы загрязнения атмосферы и эффективность Киотского протокола в рамках этой проблемы.
Задачи данной курсовой работы состоят в углубленном изучении основного вопроса и на основе собранной информации составление выводов.
Объектом исследования является Киотский протокол и Рамочная конвенция ООН об изменении климата.
Метод исследования: так как проблема загрязнения атмосферы достаточно актуальна, анализ мирового опыта и анализ литературы позволили в полной мере раскрыть данную тему.
Глава 1. Исходная информация по вопросу международной торговли квотами на выбросы.
1.1 Киотский протокол.
" Глобальное потепление" - термин, используемый для описания процесса повышения средней температуры атмосферы Земли и её океанов с течением времени. Хотя этот термин может быть применен к любому историческому промежутку времени, в большинстве случаев «глобальное потепление» относится к влиянию на климат определённых видов человеческой деятельности в последнее время (т.е. с начала эпохи индустриализации). Эти виды деятельности приводят к выбросу «парниковых газов» в атмосферу, которая поглощает инфракрасное излучение с земной поверхности и действует как одеяло, которое поддерживает более высокую температуру поверхности Земли, чем это было бы в ином случае. Наиболее важным из этих газов является двуокись углерода. Основными её источниками являются сжигание ископаемых видов топлива (угля, нефти и газа) и крупномасштабная вырубка лесов.
Теория изменения климата под влиянием человеческой деятельности подкрепляется убедительно подтверждённым документальными доказательствами ростом концентрации парниковых газов в атмосфере, темпы которого повысились в последние десятилетия. Возможные характеристики происходящих изменений климата включают более частые волны теплого воздуха, увеличение количества атмосферных осадков, рост частоты и интенсивности чрезвычайных климатических ситуаций. Несмотря на большое количество неопределённостей в отношении масштаба этих изменений и их возможного эффекта, глобальное потепление рассматривается как одна из самых серьезных экологических и экономических проблем, стоящих перед человечеством. Очевидно одно, если не предпринимать никаких действий в краткосрочной перспективе по сокращению уровня выбросов, нельзя будет избежать последствий (которые могут быть очень серьезными). Вследствие безотлагательности проблемы, важнейшей задачей является срочное серьезное повышение уровня энергоэффективности и переход к источникам энергии иным, чем использование ископаемого топлива. Важным является как адаптация к неизбежным последствиям, так и меры по снижению их масштаба.
Разработка Киотского протокола.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН), подписанная в 1992 г., является международным соглашением о стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на уровне 1990 г. Стороны Конвенции подразделяются на те страны, которые принимают обязательства по достижению цели конвенции путём сокращения собственных выбросов, — страны, включённые в Приложение I (таблица 1.1) (все развитые страны и страны с переходной экономикой), и страны, для которых не определены количественные цели, — страны, не включённые в Приложение I (развивающиеся страны).
В 1997 г. для реализации целей РКИК ООН на Третьей Конференции Сторон (CoP) был принят Киотский протокол. Киотский протокол вступил в силу 16 февраля 2005 г. Протокол обязателен для исполнения всеми странами, которые его ратифицировали и которые перечислены в Приложении B протокола (все страны, включённые в Приложение I, за исключением Беларуси и Турции). Киотский протокол включает 6 парниковых газов: двуокись углерода (CO2), метан (CH4), закись азота (N2O), гексафторид серы (SF6), перфторуглероды (ПФУ) и гидрофторуглероды (ГФУ), в отношении которых для Сторон, включённых в Приложение I, определены обязательные цели по сокращению уровня выбросов на период 2008;2012 гг.
Таблица 1.1 — Страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, и страны с переходной экономикой (Приложение I).
Страны Приложения I. | |||
Австралия. | Дания. | Люксембург. | |
Австрия. | Европейский союз. | Монако. | |
Беларусь*. | Ирландия. | Нидерланды. | |
Бельгия. | Исландия. | Новая Зеландия. | |
Болгария*. | Италия. | Норвегия. | |
Великобритания. | Канада. | Лихтенштейн. | |
Венгрия*. | Латвия*. | Румыния. | |
Германия. | Литва*. | Словакия*. | |
Португалия. | Польша*. | Россия*. | |
Словения*. | США. | Турция. | |
Украина*. | Швейцария. | Швеция. | |
Финляндия. | Франция. | Чехия*. | |
Хорватия*. | Эстония*. | Япония. | |
Греция. | Испания. | ||
* - страны с экономикой переходного периода Для каждой из сторон, включённых в Приложение I, определены собственные цели по сокращению уровня выбросов, которые варьируют в пределах от 8% до 10% прироста по сравнению с базовым уровнем 1990 г. В среднем обязательство по сокращению уровня выбросов равно 5,2% для всех Сторон, включённых в Приложение I (таблица 1.2).
Таблица 1.2 — Статус ратификации Киотского протокола в странах-членах ПЭЭСЭА.
Страна. | Статус Киотского протокола. | Страна. | Статус Киотского протокола. | |
Албания. | ратифицирован. | Кыргызстан. | ратифицирован. | |
Армения. | ратифицирован. | Латвия. | ратифицирован. | |
Австрия. | ратифицирован. | Лихтенштейн. | ратифицирован. | |
Австралия*^. | подписан. | Литва. | ратифицирован. | |
Азербайджан. | ратифицирован. | Люксембург. | ратифицирован. | |
Беларусь*. | ратифицирован. | Мальта. | ратифицирован. | |
Бельгия. | ратифицирован. | Молдова. | ратифицирован. | |
Босния и Герцеговина. | нет. | Монголия. | ратифицирован. | |
Болгария. | ратифицирован. | Нидерланды. | ратифицирован. | |
Хорватия. | подписан. | Норвегия*. | ратифицирован. | |
Республика Чехия. | ратифицирован. | Польша. | ратифицирован. | |
Кипр | ратифицирован. | Португалия. | ратифицирован. | |
Дания. | ратифицирован. | Румыния. | ратифицирован. | |
Эстония. | ратифицирован. | Российская Федерация*. | ратифицирован. | |
Европейские сообщества. | ратифицирован. | Словакия. | ратифицирован. | |
Финляндия. | ратифицирован. | Словения. | ратифицирован. | |
Франция. | ратифицирован. | Испания. | ратифицирован. | |
Грузия. | ратифицирован. | Швеция. | ратифицирован. | |
Греция. | ратифицирован. | Швейцария. | ратифицирован. | |
Венгрия. | ратифицирован. | Таджикистан. | нет. | |
Исландия*. | ратифицирован. | БЮР Македония. | ратифицирован. | |
Ирландия. | ратифицирован. | Турция. | нет. | |
Италия. | ратифицирован. | Туркменистан. | ратифицирован. | |
Япония. | ратифицирован. | Украина. | ратифицирован. | |
Казахстан. | ратифицирован. | Великобритания. | ратифицирован. | |
Германия. | ратифицирован. | Узбекистан. | ратифицирован. | |
* - Государство, где ратификация Договора к Энергетической Хартии еще ожидается.
** - Австралия не ратифицировала и не имеет намерений ратифицировать ДЭХ Исходя из того принципа, что эффект для глобальной окружающей среды одинаков вне зависимости от того, где происходит сокращение выбросов парниковых газов, страны могут достигать своих целей путём комбинации внутригосударственных мер и использования механизмов Киотского протокола. Механизмы Киотского протокола разработаны для содействия странам в достижении их целей экономически эффективным образом и помощи развивающимся странам в достижении устойчивого развития. В Киотском протоколе определены три механизма:
— Совместное осуществление (СО);
— Механизм чистого развития (МЧР);
— Международная торговля квотами на выбросы (МТВ).
Механизмы СО и МЧР являются проектными механизмами и включают разработку и реализацию проектов, которые способствуют сокращению выбросов парниковых газов в других странах, позволяя тем самым генерировать углеродные кредиты, которые могут быть проданы на углеродном рынке.
Совместное осуществление (СО) — это механизм, способствующий торговле кредитами между странами, включёнными в Приложение I, в то время как механизм МЧР способствует торговле между странами, включёнными в Приложение I, и странами, не включёнными в Приложение I. Основными выгодами для стран, принимающих проекты, являются: привлечение иностранных инвестиций, передача технологий и вклад, который такие проекты вносят в устойчивое развитие этих стран. Механизм МТВ способствует прямой торговле квотами на выбросы между странами, включёнными в Приложение I.
Совместное осуществление (СО).
Проекты СО предназначены для реализации в развитых странах или странах с переходной экономикой (Стороны, включённые в Приложение I) с участием по крайней мере двух стран, которые согласились с установленными целями по сокращению выбросов, т. е. для их выбросов установлены пределы. Россия и Украина обладают большим потенциалом для сокращения выбросов при меньших затратах, чем в ЕС, и таким образом, вероятно, получат существенные выгоды от проектов СО.
Примерами проектов СО являются: замена работающей на угле электростанции на более эффективную станцию по совместной выработке тепла и электроэнергии в России, проект по улавливанию метана, выделяемого на свалках, в Польше или строительство новой электростанции, работающей на основе использования возобновляемых источников энергии, в Болгарии.
Проекты совместного осуществления должны получить одобрение всех участвующих Сторон и должны способствовать сокращению выбросов дополнительно к тем объёмам сокращения, которые могли бы иметь место без осуществления проекта. Поскольку проекты СО должны иметь своим результатом дополнительные сокращения выбросов, ожидается, что такие проекты будут способствовать передаче передовых технологий третьим странам, таким образом, способствуя достижению их целей по устойчивому развитию. Сокращения выбросов рассчитываются и верифицируются в сравнении с неким сценарием «базовой линии», который должен быть разработан и обоснован участниками проекта перед началом реализации такого проекта. Базовая линия — это сценарий, показывающий прогресс в отношении сокращения выбросов без осуществления проекта СО.
В каждом случае участники проекта должны готовить Проектно-техническую документацию (ПТД), в которой содержится описание проекта, анализ сценария «базовой линии», обоснование того, что проект обеспечивает дополнительное сокращение выбросов, и оценка достигаемого сокращения выбросов. Проектная документация включает Исследование базовой линии и План мониторинга — основные документы для всего цикла проекта. Как только проектно-техническая документация будет готова, она направляется для оценки в независимую организацию, аккредитованную Наблюдательным советом. Оценка, которая предполагает возможность участия общественности, используется для того, чтобы удостовериться в том, что допущения, используемые в документах, точны и существует возможность достижения ожидаемых уровней сокращения выбросов. Исследование базовой линии и План мониторинга должны быть разработаны в соответствии со стандартными критериями. Проектно-техническая документация также должна включать оценку воздействия проекта на окружающую среду. На основе своей оценки и отчетов участников проекта, независимая организация определяет объём единиц сокращения выбросов (ЕСВ), которые могут быть выданы принимающей стороной. С момента начала реализации проекта ведётся мониторинг результатов, полученных в ходе такой реализации, и фактически достигаемых сокращений выбросов.
Результатом реализации проекта СО является передача ЕСВ от одной страны другой, но общий объём разрешённых в пределах стран выбросов остается прежним («операция с нулевой суммой»). Принимающая страна получает выгоды от минимизации части своего установленного количества для передачи, в то время как страна-инвестор получает выгоды от максимизации единиц установленного количества, которые она получает.
Осуществлять проекты СО могут также два государства-члена Европейского Сообщества. В таком случае природоохранный эффект в отношении выбросов парниковых газов также представляет собой «деятельность с нулевым результатом» в рамках Сообщества. Важность взаимодействия между системой торговли квотами на выбросы Сообщества и такими потенциальными проектами повышается.
Механизм чистого развития (МЧР).
Механизм чистого развития (МЧР), созданный в рамках Киотского протокола, предназначен для сторон, включённых в Приложение I, которые осуществляют проекты по сокращению выбросов в странах, не включённых в Приложение I, т. е. странах, для которых не установлены количественные цели по сокращению выбросов (в основном развивающихся странах). Цель этих видов деятельности — способствовать сторонам, включённым в Приложение I, в использовании сертифицированных сокращений выбросов (CER) для достижения ими целей сокращения выбросов, а странам, не включённым в Приложение I, в получении чистых технологий и проведении деятельности по достижению устойчивого развития. Государственное финансирование может использоваться на цели проектов МЧР, но не должно приводить к переадресовке официальной помощи на цели развития (ODA). Проекты должны способствовать получению реальных, измеримых и долгосрочных выгод, связанных со смягчением последствий изменения климата. Кроме того, такие сокращения должны быть получены дополнительно к тем, которые могли бы имеет место без осуществления проекта МЧР.
Деятельность по лесоразведению и лесовозобновлению является правомочной в рамках МЧР на первый период действия обязательств Киотского протокола (2008;2012 гг.). Определения и условия для их реализации всё ещё являются предметом переговоров между Сторонами РКИК ООН и могут быть приняты в будущем.
1.2 Обзор международного углеродного рынка.
В результате принятия механизмов Киотского протокола будет развиваться международный рынок, на котором будет осуществляться торговля квотами на выбросы и кредитами между сторонами для достижения целей в соответствии с Киотским протоколом. Спрос на сокращения выбросов обеспечивается теми юридическими лицами, для которых в соответствии с Киотским протоколом определены предельные уровни выбросов парниковых газов. На практике — это правительства сторон, включённых в Приложение I, таких как страны-члены ЕС, Канада, Япония, Норвегия и Швейцария. Эти Стороны могут продавать Единицы установленного количества (ЕУК) в рамках механизма Международной торговли квотами на выбросы или покупать CER/ЕСВ у проектов МЧР/СО.
В ЕС в рамках Европейской схемы торговли квотами на выбросы (EU ETS) будет установлен предел выбросов CO2 для крупных отраслей промышленности Европы на уровне 2,2 гигатонн в год. Проекты МЧР/СО обеспечат экономически эффективные сокращения выбросов в сравнении с внутригосударственными сокращениями выбросов.
Хотя политика Японии ещё не ясна, и предложение правительства Канады о системе торговли отличается от принятого в Европе подхода «квотирование и торговля» (`cap and trade'), компании активно стремились получить доступ к проектам МЧР/СО.
Участники рынка, инструменты торговли и надзор рынка.
Углеродные рынки — это большие и сложно организованные системы. С одной стороны, выбросы тесно связаны с использованием энергии, и углеродный рынок, таким образом, связан с товарным энергетическим рынком, включая рынки газа, угля, нефти и электроэнергии. С другой стороны, углеродный рынок отличается от энергетических рынков тем, что:
в то время как на энергетическом рынке спрос влияет на предложение (чем выше цена товара, тем больше производители будут его производить), на углеродном рынке существует фиксированное ограничение выбросов и, следовательно, ограничение на предложение;
компании, которые производят выбросы, регулируемые СТВ, должны предъявить свои единицы разрешений в конце отчетного периода.
Для повышения ликвидности, определения цены, и для того, чтобы помочь компаниям хеджировать будущие риски, были разработаны производные (вторичные) разрешения, которые продаются и покупаются так же, как и другие финансовые инструменты. Углеродный рынок, следовательно, также обладает многими характеристиками финансовых и энергетических рынков, с некоторыми своими особенностями. Поэтому надзор рынка будет проводиться по другому в зависимости от ранее существовавшей регулирующей инфраструктуры юрисдикции для вышеперечисленных рынков.
С точки зрения надзора рынка, к первичному рынку относится изначальное распределение государством разрешений на выбросы ПГ для участников рынка, как уже обсуждалось ранее. Если разрешения распределяются посредством продажи на аукционе, необходимо осуществлять контроль над тем, чтобы аукционы проводились с соблюдением заранее определенных, прозрачных правил.
Вторичный рынок состоит из торговли разрешениями на выбросы ПГ между участниками рынка (спот-рынок) и другого торгового инструмента: производных (вторичных) разрешений. Эти финансовые инструменты «извлекают» их стоимость из самих разрешений. Производные разрешений относятся, в основном, к трем категориям:
Форвардные контракты и фьючерсные контракты представляют собой соглашения на поставку определенного количества разрешений на выбросы к определенной дате в будущем по согласованной цене. Субъектам не нужны разрешения в настоящий момент, но они знают, что сколько-то им понадобиться к определенной дате в будущем. Для того, чтобы зафиксировать цену в настоящий момент без обязательной сиюминутной покупки разрешений, компания может использовать форвард или фьючерс;
Опционы дают лицу право, но не обязательство купить или продать разрешения на выброс по определенной цене в независимости от текущей рыночной цены в течение определенного периода времени; и.
Свопы представляют собой соглашение между двумя лицами о серии обменов в течение определенного периода времени в целях хеджирования риска волатильности цен. По существу, свопы представляют собой серию фьючерсов или форвардов.
Участники углеродного рынка включают в себя не только регулируемых субъектов, но и других посредников, таких как банки, брокеры и другие инвесторы. Так как, например, отдельная энергетическая компания не сможет найти другую энергетическую компанию, которая будет гарантировать поставку определенного количества по определенной цене в определенное время, такие посредники могут также выйти на рынок и покупать и продавать товары и контракты. Эти посредники повышают «ликвидность» рынка, значительно увеличивая вероятность того, что в любой момент времени субъект может найти того, кто сможет гарантировать наличие некоторого продукта в определенное время. Эта услуга предоставляется по цене, которая уже включена в стоимость торгового инструмента. Такая ликвидность рынка способствует «определению цены» или вероятности того, что лицо сможет найти конкурентоспособную рыночную цену, потому что оно сможет найти несколько предложений, из которых можно выбрать.
Эта торговля может происходить на двусторонней основе, которая также известна, как «внебиржевая» (OTC), где субъект может и не знать, с кем он заключает трансакцию. Так как инструменты не должны быть полностью стандартизированы, как на бирже, более вероятно, что лицо может разработать индивидуальный контракт на внебиржевом рынке для удовлетворения своих потребности хеджирования риска. Однако, внебиржевая торговля может повлечь за собой определенное количество «контрагентного (партнерского) риска». Например, другая сторона может не иметь то, что она заявляет, или может быть не намерена соблюдать свою часть соглашения. Такой риск может быть уменьшен за счет процедуры «клиринга» трансакции через третье лицо, которая может быть произведена для внебиржевых сделок и которая является обычной процедурой для более стандартизированных торговых инструментов, часто используемых на биржах. Клиринг означает, что третья сторона становится контрагентом для обеих субъектов, участвующих в торговле, и она, как третья сторона, гарантирует, что оба партнера имеют то, что заявляют.
Так как внебиржевые сделки, не прошедшие клиринг, часто происходят в двустороннем порядке, информация о них либо о датах их совершения может отсутствовать, что делает надзор рынка сложнее. В случае торговли на бирже производить контроль рынка проще по следующим причинам: цены и объемы публикуются, часто существуют позиционные лимиты — количественные ограничения для субъектов на максимальные размеры по операциями с разрешениями или их производными — и маржевые требования — требования внесения гарантийного депозита, и предъявляются определенные требования к членству для участников биржи. В дополнение к ограничению, что и где (на биржах или вне биржи) может продаваться, положения рыночного надзора могут требовать определенного уровня отчетности и раскрытия информации, прохождения всех торгов через клиринговую палату, и обладания всеми участниками рынка определенной квалификации, чтобы уметь торговать и/или соблюдать определенные позиционные лимиты. В Европе действующие предложения в отношении СТВ предусматривают повышенное регулирование внебиржевой торговли.
На рисунке 1 показан поток разрешений через первичный и вторичный рынки, пока разрешения не будут использованы для погашения обязательств. Права собственности, переводы и предъявления разрешений и офсетных кредитов отражаются в реестре.
Ключевые ценовые факторы.
Цена углерода будет зависеть от многих факторов. Было проведено множество исследований на основе моделирования, направленных на прогнозирование будущей цены на углеродные кредиты (CER) с использованием глобальных моделей предложения и спроса на квоты по выбросам парниковых газов. В силу того, что такие исследования носят агрегированный характер, они не дают детальных прогнозов, а скорее сосредотачивают внимание на «рыночных факторах» .
Рисунок 1 — структура рынка торговли выбросами.
В исследовании Всемирного банка и Агентства технического сотрудничества Германии (GTZ) выделяются следующие ключевые факторы, оказывающие влияние на рыночную цену CO2:
— Допущения на основе «обычного хода деятельности» и кривых предельных издержек, связанных с сокращением выбросов, — такие вопросы, как экономический рост в Европе, высокие цены на нефть, продолжающийся переход на использование природного газа в Европе, влияют на выбросы в тех странах. Кривые предельных издержек, связанных с сокращением выбросов, отражают внутренние затраты на сокращение выбросов и тем самым оказывается влияние на спрос на сокращение выбросов в других местах;
— Рыночная политика России и Украины — одним из наиболее важных факторов является политика России и Украины в отношении их излишка единиц установленного количества (AAU). В соответствии с Киотским протоколом, для России, Украины и ряда других стран Восточной Европы установлены целевые показатели выбросов на уровне их выбросов в 1990 г. После 1990 г. экономика этих стран испытала спад, в результате которого произошло также и сокращение их объёмов выбросов парниковых газов. Несмотря на то, что экономики этих стран с того времени восстановились, выбросы парниковых газов в этих странах в 2010 г., похоже, будут намного ниже уровней 1990 г., в результате чего эти страны получат большое количество лишних квот, которые они могут продать на мировом рынке. Этот излишек квот обычно называют «горячим воздухом». Как демонстрируют результаты моделирования, если Россия и Украина «выбросят» на международные рынки весь их «горячий воздух», рыночная цена сокращения выбросов парниковых газов понизится до нуля. Обычно принимается, что Россия и Украина так не поступят и используют свое монопольное положение для удержания цены на достаточно высоком уровне. Однако даже если Россия и Украина планируют так поступить, правительства стран-покупателей на рынке хорошо осведомлены об этой проблеме и будут воздерживаться от покупки такого «горячего воздуха» ;
— Темп реализации МЧР — процесс операций в комплексе или цикл проекта в рамках МЧР (от утверждения и регистрации до мониторинга, верификации, сертификации и страхования) замедлят скорость реализации МЧР и уменьшат кредиты в рамках МЧР.
1.3 Схема торговли квотами на выбросы в Европейском Сообществе (EU ETS).
В 1996 г. Совет ЕС принял в качестве своей долгосрочной цели по вопросам климата среднемировое изменение температуры, не превышающее 2оС по сравнению с доиндустриальным уровнем. Для достижения этой цели в июле 2003 г. Европейский Совет официально принял Директиву по торговле квотами на выбросы. Директива определила основу для Схемы торговли квотами на выбросы в Европейском Сообществе (EU ETS). В целях минимизации экономических издержек, связанных с выполнением обязательств по противодействию изменению климата в рамках Киотского протокола, страны ЕС согласились создать внутренний рынок, позволяющий компаниям вести торговлю выбросами двуокиси углерода. С 1 января 2005 г. Европейский Союз приступил к реализации своей схемы торговли выбросами, в рамках которой около 12 700 промышленных установок, находящихся на территории всех 25 стран-членов ЕС, могут покупать и продавать разрешения на выбросы двуокиси углерода в объёме примерно 45% от общего уровня выбросов CO2 в ЕС.
На настоящий момент EU ETS охватывает только сектор электроэнергии и отрасли промышленности с высоким уровнем энергопотребления:
— деятельность в сфере энергетики (сжигательные установки с проектным уровнем подвода тепла свыше 20МВт, нефтеперерабатывающие заводы, коксовые печи);
— производство и переработка черных металлов;
— добывающая промышленность (цементный клинкер, стекло и керамический кирпич);
— целлюлозно-бумажная промышленность и производство картона.
В соответствии с подходом «квотирование и торговля», применение которого началось в рамках EU ETS, определяется общий лимит или максимальный объём выбросов на период обязательств. Компаниям предоставляются квоты, которые представляют собой их целевое обязательство или «лимит» на период обязательств. Количество квот, выделенных для каждой установки на какой-либо период, определяется в документе, который носит название Национальный план распределения квот. Государства-члены должны обеспечить, чтобы не позднее 30 апреля каждого года оператор каждой установки сдал количество квот равное общему объёму выбросов, производимых установкой в предыдущем календарном году.
Если объём выбросов, производимых установкой, ниже определённого лимита, то в этом случае оператор установки располагает квотами для продажи; если нет, то оператор установки должен приобрести квоты у компаний, которые превысили свои целевые обязательства по выбросам. Каждая квота разрешает её держателю произвести выброс одной тонны CO2. За превышение этого показателя будет налагаться штраф в размере 100 евро на компании, превысившие свои целевые обязательства. Для сравнения, цены на углеродные квоты находятся в районе 20 евро за тонну. Предлагая намного более дешевую альтернативу штрафам, Комиссия надеется, что EU ETS будет стимулировать инновации и создавать стимулы для компаний к снижению выбросов углерода. В частности, инвестиции в более чистые технологии могут затем принести прибыли, в то же время способствуя ЕС выполнить обязательства по противодействию изменению климата в рамках Киотского протокола. Эта уникальная система принесла ЕС репутацию мирового лидера в вопросах противодействия изменению климата. ETS — первая мировая система торговли квотами на выбросы с участием многих стран и крупнейшая система, когда-либо реализованная.
Помимо ЕС в качестве основных потенциальных покупателей углеродных кредитов рассматриваются другие индустриальные страны, такие как Япония и Канада. В странах, которые отклонили Киотский протокол, например, в Австралии и Соединённых Штатах, также разрабатываются инициативы по сокращению выбросов парниковых газов, включая торговлю квотами на выбросы. Это добровольные системы торговли квотами на выбросы (например, Орегонский климатический трест, Чикагская климатическая биржа) или системы на уровне государства (такие инициативы реализуются, например, в Новом Южном Уэльсе и Квинсленде в Австралии и разрабатываются в ряде штатов США, включая Калифорнию, Массачусетс и Нью-Йорк).
1.4 Текущий статус реализации EU ETS в государствах-членах ЕС.
Создание рынка ЕС.
Для того чтобы работал рыночный механизм торговли квотами на выбросы, должен существовать исходный дефицит как на любом рынке. Сама директива не создает этого дефицита. Он будет создан только тогда, когда государства-члены примут решение относительно общего количества выдаваемых квот и того, как они будут распределены между соответствующими установками. Если каждое государство-член выдаст квоты в количестве, достаточном для покрытия всех ожидаемых потребностей для каждой своей установки, результатом будет избыток квот. Стоимость квот будет в этом случае очень низкой или даже равна нулю. Это может понравиться определённым представителям промышленности, но это не позволит ни «учиться в процессе выполнения», ни решать проблемы, связанные с изменением климата.
Таким образом, решение со стороны правительств европейских стран относительно общего количества определит экологическую эффективность EU ETS, цену квот и влияние на компании. Одна из важнейших проблем в деле реализации EU-ETS связана с распределением квот. Успех EU ETS зависит от Национальных планов распределения квот (NAP), которые были выработаны правительствами стран и затем утверждены Европейской Комиссией.
Национальные планы распределения квот.
Каждая страна-участник EU ETS должна представить Национальный план распределения квот (NAP). В NAP определяется количество квот, которые будут выделены для EU ETS на каждом этапе функционирования системы, и то, как эти квоты будут распределены между всеми установками, участвующими в EU ETS в данной стране. Лимиты выбросов (т.е. распределение) в ETS определяются Национальными планами распределения квот на основе предложений, представляемых каждым государством-членом ЕС и утверждаемых в индивидуальном порядке Европейской Комиссией. Как только предложения получают одобрения, правительства передают свои квоты промышленным установкам, таким как электроэнергетические компании, добывающие компании, компании по производству цемента и бумаги, предоставляя каждой из них их часть «кредитов на выбросы», которыми они могут торговать на международном уровне. Участвующие правительства ведут мониторинг выбросов главным образом на основе известных производственных факторов этих установок и корректируют свои показатели на основе информации о зарегистрированных сделках.
В соответствии с Положением EU ETS о регистрах (Registries Regulation), каждое государство-член создает национальный регистр, который связан с другими и с Независимым регистром сделок Сообщества (Community Independent Transaction Log) (CITL). Каждый национальный регистр подсоединен к опорной сети, которая в свою очередь обеспечивает надёжную, совместимую и беспрепятственную интеграцию всех систем под одним европейским «зонтиком». Совокупность всех регистров вместе с CITL действует как Система регистров. Все квоты зачисляются на счета регистра, созданные для каждого участвующего производственного объекта.
Основные принципы торговли выбросами.
Основной принцип торговли выбросами довольно прост и может быть продемонстрирован на системе «ограничения и торговли». В такой системе, принимая во внимание уровень выбросов ПГ страны, юрисдикции, или сектора промышленности устанавливается верхний предел или «ограничение» объема разрешенных выбросов ПГ для группы субъектов на определенный период времени. В рамках установленного органичения, участвующие субъекты могут покупать или продавать единицы разрешений на выбросы ПГ для удовлетворения своих потребностей при условии того, что к окончанию отчетного периода они будут обладать необходимым количеством разрешений, чтобы покрыть собственные выбросы. Если субъект обладает большим количеством разрешений, чем ему необходимо, то излишек может быть продан. И наоборот, если субъект выбрасывает больше единиц ПГ, чем предполагает его квота, то ему необходимо докупить разрешения у других участников системы или на государственном аукционе.
Принцип Ограничения и Торговли.
Ограничение: В этом примере, компания, А и компания Б совместно выбрасывают СО2 в размере 10 000 тонн (тСО2). Их совместные выбросы должны быть снижены на 10%, т. е. до 9 000 тCO2. В результате распределения единиц разрешений на выбросы, каждой компании выделяется по 4 500 единиц разрешений (рисунок 2).
Торговля: С помощью использования усовершенствованной технологии, компания, А сокращает свои выбросы с 5 000 до 4 000 тCO2. Так как теперь компании необходимо только 4 000 единиц разрешений для покрытия своих выбросов, остальные единицы разрешений могут быть проданы на рынке. Для компании B стоимость технологий, снижающих выбросы, была бы дороже, чем при покупке необходимых ей, дополнительных 500 единиц разрешений на выбросы на рынке. В результате, достигается цель сокращения выбросов на 10% (рисунок 2).
Таким образом, ограничение права на выбросы ПГ дает субъектам финансовый стимул инвестировать в меры по снижению выбросов. В зависимости от разных факторов некоторые субъекты могут принять решение сократить свои выбросы в настоящий момент, чтобы получить финансовую выгоду от сокращения производственных затрат или от возможности продать избыточные разрешения. Другие компании могут принять решение купить разрешения на выбросы в настоящий момент и инвестировать в другой сектор или в более поздний момент времени. Торговля выбросами, следовательно, сочетает в себе определенность относительно фиксированности ограничения выбросов ПГ в системе и предоставленную субъектам возможность выбора, позволяющую сократить выбросы суммарно наиболее экономически эффективным способом. Как рыночный инструмент, система торговли выбросами (СТВ) принимает во внимание экологические издержки экономической деятельности и, таким образом, является примером принципа «загрязнитель платит».
Рисунок 2 — пример Принципа ограничения и торговли.
Охват промышленности в рамках EU ETS.
EU ETS — основной инструмент, посредством которого обязательство ЕС по Киотскому протоколу передано деловому сообществу ЕС. На первый кредитный период в рамках EU ETS определены цели только в отношении CO2, основного парникового газа в соответствии с Киотским протоколом. ETS охватывает примерно половину секторов, производящих выбросы CO2. При этом основными секторами, для которых определены цели, являются сектора электроэнергии и теплоэнергии.
Некоторые характеристики являются общими для всех шести отраслей промышленности, участвующих в ETS. Во-первых, они являются крупными потребителями энергии и, во-вторых, их первичными продуктами являются (полу-) сырые материалы, предназначенные для покупки и продажи на европейском и мировом рынках. Кроме того, от каждого сектора участвуют только относительно крупные предприятия. Меньшие по масштабам предприятия исключаются.
Как и в отношении всех издержек в любой отрасли промышленности, сектор электроэнергии будет включать издержки, связанные с CO2, в свою рыночную цену. Результатом этого может быть двойственное влияние на другие участвующие отрасли. Они ощутят это косвенно через рост цен на электроэнергию и непосредственно через ограничение их выбросов CO2.
Компании не обязаны представлять все требуемые квоты после окончания каждого года. Они могут брать квоты «взаймы» и переносить нехватку квот на следующий год. Этот перенос не допускался между первым этапом EU ETS (2005;2007 гг.) и вторым этапом EU ETS 2008;2012 г., а только между годами в рамках одного периода.
Связующая Директива.
В соответствии со «Связующей Директивой», предложенной Парламентом ЕС в апреле 2004 г., компаниям разрешается использовать единицы сокращения выбросов, полученные в рамках проектных механизмов Киотского протокола, для выполнения их обязательств в рамках EU ETS. Логическим обоснованием для этого связывания служит то, что экономически эффективные кредиты в рамках МЧР (CER) могут сократить издержки европейских промышленных предприятий, связанные с выполнением обязательств. Связывание возможно в силу того, что квоты ЕС и кредиты в рамках МЧР определяются в тоннах эквивалента CO2.
Использование CER в системе разрешено с января 2005 г., а ЕСВ — с января 2008 г. Только оператор — собственник установки, который имеет обязательство в рамках EU ETS, может фактически использовать CER и ЕСВ. Существуют некоторые ограничения по использованию CER и ЕСВ в отношении объёмов и типов проектов, в рамках которых осуществляется сокращение выбросов:
— ЕС разрешает каждому государству-члену устанавливать ограничения на использование СО/CER для соответствия правилу дополнительности. В соответствии с этим правилом значительная часть сокращения выбросов страны Приложения I должна быть произведена внутри страны;
— Кредиты, полученные от проектов атомной энергии, не могут быть использованы;
— Кредиты, полученные от изменений в землепользовании и лесохозяйственной деятельности (так называемые «стоки»), также не могут быть использованы;
— Кредиты, полученные от проектов генерирования гидроэлектроэнергии с установочной мощностью свыше 20МВт, могут быть использованы, только если соблюдаются соответствующие международные критерии и инструкции.
1.5 Дальнейшее развитие углеводных рынков.
После не оправдавшей надежд встречи стран-участниц Рамочной Конвенции ООН об изменении климата на 15-й конференции сторон (COP 15), состоявшейся в Копенгагене в 2009 году, подход к развитию углеродных рынков стал другим. Из-за отсутствия мощных движущих факторов на международном уровне отдельные страны и органы местного самоуправления инициировали разработку собственных стратегий сокращения выбросов парниковых газов. Тем не менее 16-я конференция сторон (COP 16) в 2010 году в Канкуне до некоторой степени восстановила доверие к многостороннему процессу. Впервые с момента подписания РКИК ООН (1992 год) как промышленно развитые, так и развивающиеся страны смогли достичь согласия по вопросам смягчения последствий изменения климата, когда в конце 2011 года на 17-й конференции сторон (COP 17) была подписана Дурбанская платформа. Стоит отметить, что это скорее выражение согласия участников на организацию эффективных переговоров в будущем. До 2020 года основными факторами разработки политики в области противодействия изменению климата будут внутренние инициативы отдельных стран.
До настоящего времени МЧР был основным международным механизмом смягчения последствий изменения климата в развивающихся странах. При этом бюрократический характер процесса МЧР, сложность структуры, относительно высокие затраты и возможность осуществления мошеннических действий неоднократно подвергались критике. Кроме того, указанный механизм дает лишь ограниченную возможность снижения выбросов парниковых газов на фоне высоких требований, выполнение которых необходимо для смягчения последствий изменения климата.
По этой причине в рамках РКИК ООН обсуждались существенные реформы и были предложены альтернативные механизмы, увеличивающие объемы сокращения выбросов. Рассматриваются несколько новых механизмов, позволяющих увеличить объем компенсации выбросов парниковых газов в развивающихся странах: двусторонние и отраслевые механизмы, программа сокращения выбросов парниковых газов в связи с вырубкой и деградацией лесов (Reducing Emissions from Deforestation and Forest Degradation, REDD+) и получившие признание меры НМСП.
Указанные механизмы направлены на значительное и равномерное развитие МЧР. Большинство механизмов находятся на стадии разработки — их внедрения следует ожидать после 2020 года. Как следует из таблицы 1.3, они могут открыть перед частным бизнесом широкие возможности. В ближайшей перспективе обсуждение возможностей применения НМСП станет одной из наиболее приоритетных задач бизнес-сообщества. Компании с опытом работы на углеродных рынках получат наибольшие преимущества от внедрения указанных механизмов. Меры НМСП способны значительно сократить выбросы парниковых газов, при этом вероятность их применения достаточно высока. Поскольку для их реализации необходимо финансирование, а государственные источники ограничены, важная роль в развитии НМСП отведена частному бизнесу. В этой связи развивающимся странам следует создавать партнерства с организациями в рамках принятия указанных мер и не полагаться только на помощь Фонда зеленого климата ООН, инвестиции в который, вероятно, будут направлять и частные компании. Такой подход ускорит процесс сокращения выбросов парниковых газов и повысит его эффективность.
Таблица 1.3 —. Новые рыночные механизмы.
Новые рыночные механизмы. | Описание. | Статус. | Участие частного бизнеса. | |
Двусторонний компенсационный кредитный механизм. | Соглашение между страной, в которой согласно международному договору установлены целевые показатели по уменьшению выбросов парниковых газов, и развивающейся страной, у которой таких целевых показателей нет. Данная схема имеет схожие с МЧР цели при упрощенном административном процессе и большей сфере охвата. | В настоящее время Япония финансирует пилотные проекты. | Частный бизнес играет примерно ту же роль, что и в МЧР: инвестиции в обмен на компенсационные углеродные единицы (так называемые кредиты). | |
REDD+. | Механизм предотвращения вырубки лесов на основе предоставления развивающимся странам финансовых стимулов для сохранения лесов в обмен на углеродные кредиты. | Международное соглашение об учреждении механизма REDD подписано в рамках COP 16 в Канкуне. Порядок работы еще не определен. В настоящее время механизм применяется только на добровольном углеродном рынке.0. | Ключевым вопросом организации процесса является финансирование. Государственного финансирования недостаточно, поэтому многое зависит от частного бизнеса. В настоящее время основную роль в лесном сегменте углеродного рынка играют инвесторы, выделяющие средства на проекты в обмен на углеродные кредиты. В дальнейшем кредиты используются для перепродажи либо в целях реализации политики корпоративной социальной ответственности. | |
Отраслевые кредитные механизмы. | Порядок работы не определен. Основная идея заключается в предоставлении углеродных единиц под сокращение выбросов парниковых газов совокупно в отрасли ниже установленного уровня. Сфера действия может включать несколько отраслей в одной стране или в мировой экономике. | В настоящее время требуется разработка порядка применения механизма, а также организация пере — говоров. | Как и в МЧР, частный бизнес осуществляет инвестиции в обмен на компенсационные углеродные единицы (кредиты). | |
Отраслевые торговые механизмы. | Принятие развивающимися странами юридических обязательств по снижению выбросов в определенных отраслях на основе РКИК ООН. Правила и требования, вероятно, будут сопоставимы с системой торговли квотами на выбросы парниковых газов. | В настоящее время требуется разработка порядка применения механизма, а также организация пере — говоров. | Для компаний, вероятно, будет установлен режим соответствия нормативным требованиям, аналогичный режиму соответствия в рамках системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. | |
НМСП. | Весьма широкое определение добровольных мер по сокращению выбросов парниковых газов, осуществляемых в соответствии с особенностями национальных условий. Ожидается, что в развивающихся странах НМСП станут одним из основных механизмов в рамках будущего климатического соглашения. Меры могут иметь форму принципов политики или мероприятий, осуществляемых на национальном, региональном или местном уровнях. НМСП могут приниматься в рамках проектов (как МЧР), в отраслях или на национальном уровне (система торговли квотами на выбросы парниковых газов). Возможно включение механизмов углеродного кредитования. | Сфера и порядок применения пока не определены. | Частному бизнесу отведена важная функция ввиду необходимости привлечения финансирования в условиях ограниченного доступа к государственным источникам. Национальные меры по смягчению последствий изменения климата способны отрыть большие возможности перед компаниями. | |
1.6 Потенциал энергоэффективности в рамках борьбы с изменением климата.
Вопросы повышения энергоэффективности тесно связаны с политикой в отношении изменения климата, поскольку изменение климата является наиболее значительной экологической проблемой, на которую оказывает влияние потребление энергии. Торговля квотами на выбросы и другие инструменты политики в отношении изменения климата обеспечивают дополнительные финансовые стимулы для осуществления проектов повышения энергоэффективности. На сегодняшний день деятельность в рамках программ повышения энергоэффективности подразумевает, что использование повышения энергоэффективности как метода сокращения выбросов парниковых газов в странах, включённых и не включённых в Приложение I, обладает потенциалом в большой степени сократить издержки, связанные со смягчением последствий выбросов парниковых газов. Многочисленные исследования потенциала для повышения энергоэффективности показывают, что энергопотребление может быть сокращено на 15−20% или более при сроках окупаемости менее 2-х лет. Такие сокращения экономически эффективны не только в отношении энергосбережения. Достигаемые в результате этого сокращения выбросов CO2 и прочих загрязняющих выбросов являются дополнительной выгодой.
Кроме того, эти выгоды выходят за рамки сокращения странами выбросов парниковых газов, существуют другие экологические выгоды, связанные с сокращением энергопотребления (местное воздействие на воздух, воду и землепользование), внедрением текущей технологии в важных секторах и развитием устойчивой инфраструктуры. По этой причине энергоэффективность часто называют выигрышным из экономических и экологических соображений вариантом мер по смягчению последствий изменения климата.
Кроме того, повышение энергоэффективности является важной и экономически эффективной возможностью для многих стран сократить не только выбросы CO2, но и воздействие прочих факторов загрязнения окружающей среды, вызванного энергетическими системами (например, сброс сточных вод, закисление среды и проч.). Первоначальные затраты на снижение уровня загрязнения окружающей среды различаются по странам и секторам экономики, в которых достигается сокращение. При оценке таких первоначальных затрат следует учитывать вторичные эффекты, такие как улучшение здоровья и повышение производительности. Даже если собственник проекта может получить только косвенные выгоды от таких вторичных эффектов, характер этих эффектов может привлечь других участников, таких как министерства по вопросам здравоохранения и безопасности или даже международные институты, занимающиеся вопросами изменения климата. Это может быть использовано для усиления поддержки проекта и привлечения в случае необходимости внешнего финансирования. Меры, обладающие особенно высоким потенциалом в отношении сокращения выбросов в секторах промышленности и централизованного теплоснабжения — конверсия топлива (переход с угля на газ), системы теплоэлектростанций (совместная выработка), установка систем контроля и действия, предпринимаемые в сфере спроса.
Протокол Энергетической Хартии по энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам (ПЭЭСЭА) включает обязательства, которые существенно важны для повышения энергоэффективности и сокращения вредных воздействий на окружающую среду. Таким образом, сокращение выбросов CO2 посредством принятия мер по повышению энергоэффективности является важным для ПЭЭСЭА.
Механизмы торговли углеродом, а также инструменты природоохранной политики обеспечивают финансовые стимулы, которые могут играть важную роль в продвижении реализации проектов повышения энергоэффективности.
Для надлежащего использования выгод от торговли квотами на выбросы странам ПЭЭСЭА важно понимать и использовать преимущество того механизма квот на выбросы CO2, который наиболее к ним применим.
Глава 2. Взаимодействие: EU ETS и энергоэффективность.
2.1 Взаимодействие EU ETS и мер энергоэффективности.
Факторы, влияющие на стратегию организации в отношении парниковых газов..
Оптимальной стратегией в отношении парниковых газов для организации в рамках EU ETS может быть стратегия, которая использует внутренние или внешние инструменты сокращения выбросов парниковых газов или комбинацию этих инструментов. Внешние факторы относятся к развитию ситуации на международных углеродных рынках и положениям политики правительств по вопросам климата. В то время как внутренние факторы — это такие параметры, которые относятся к внутренним факторам вне политики по вопросам климата, которые оказывают влияние на выбросы организацией парниковых газов.
Связь между внутренними или внешними факторами и стратегией организации в отношении парниковых газов может быть лучше объяснена посредством структуры исчисления издержек (costing framework), связанных с сокращением выбросов парниковых газов. Начальным этапом такой структуры исчисления издержек является построение кривой внутренних предельных издержек, связанных с устранением вредного воздействия выбросов парниковых газов (internal Marginal Abatement Costing curve — MAC). Кривая MAC ранжирует внутренние варианты и меры по сокращению выбросов на основе их предельных издержек. Наиболее экономически эффективное разделение между внутренними и внешними инструментами по сокращению выбросов парниковых газов определяется точкой, где кривая MAC пересекает теневую рыночную цену.
Для определения того, надо ли организации предпочесть внешние варианты по сравнению с внутренними мерами сокращения выбросов и СО/МЧР по сравнению с торговлей квотами зависит от характеристик компаний и секторов и потенциальных факторов, определяющих участие в СО/МЧР.
На рисунке 3 показаны три прямых параметра для классификации вариантов выбора между внутренними и внешними вариантами мер по сокращению выбросов парниковых газов: разница между базовой линией и уровнем, определённым по Киотскому протоколу, рыночная цена и кривая внутренних предельных издержек, связанных с устранением вредного воздействия выбросов.
Прямое и косвенное воздействие EU ETS.
В рамках схемы торговли квотами на выбросы такой, как EU ETS, квоты на выбросы распределяются на основе прямых выбросов, производимых установками на месте работ в результате технологических процессов или сжигания. При этом не учитываются выбросы, связанные с производственной деятельностью, самые значительные из которых обусловлены электроэнергетикой и транспортом. Связанные с этим выбросы в результате деятельности в данной отрасли называют косвенными выбросами. В результате этих косвенных выбросов потребляющие отрасли испытают прирост стоимости одного из своих факторов производства. Выбросы, производимые в процессе потребления электроэнергии, закупаемой у сетей, являются примером косвенных выбросов.
Рисунок 3 — три примерных параметра структуры исчисления издержек, связанных с сокращением выбросов парниковых газов.
Кроме того, в рамках EU ETS генерирующие компании получают квоты в зависимости от их прямых выбросов. Связанные с этими выбросами издержки передаются промышленным и прочим потребителям, порождая дополнительные затраты (или косвенное влияние), связанные с ограничением выбросов. Прямые выбросы отрасли могут быть разбиты на две четких категории: выбросы, связанные с технологическим процессом, и выбросы, связанные с выработкой энергии. Выбросы, связанные с выработкой энергии, — это выбросы парниковых газов (в основном CO2) в процессе сжигания ископаемого топлива. Выбросы, связанные с технологическим процессом, производятся не в процессе сжигания топлива, а в результате химических реакций и определяются как выбросы, не связанные с выработкой энергии. Такие выбросы производятся в процессе производства продукции. EU ETS оказывает на энергоэффективность влияние двояким образом:
— влияние на прямые выбросы;
— косвенное влияние через цены на электроэнергию.
2.2 Торговля квотами на выбросы против налогов на выбросы: общие черты и различия.
Существуют различные политики контроля выбросов, доступные для регуляторов, и каждая из них имеет различные достоинства в отношении обеспечения стимулов для технологических изменений. Однако два из наиболее широко используемых методов — это налоги на выбросы и торговля квотами на выбросы (Kennedy and Laplante). Это рыночные инструменты, которые становятся всё более популярными на практике частично благодаря их динамическим стимулам. Экономисты долгое время выступали за использование рыночных методов для достижения экологических целей. Путём установления ясной цены за выбросы, эти инструменты политики непрерывно стимулируют компании к продолжению сокращения объёмов выбросов. Напротив, стандарты в отношении выбросов, основанные на командных методах и контроле, создают стимулы к принятию более чистых технологий только до того момента, когда стандарты более не являются обязательными (в такой момент теневая цена квот на выбросы падает до нуля). В целом, рыночные подходы позволяют компаниям сокращать уровень загрязнения при минимальных затратах, в отличие от командно-контролирующих положений, которые указывают, какие технологии компании должны использовать.
Торговля квотами на выбросы и налоги существенно различаются по различным параметрам. Налоги повышают цены определённых товаров и услуг, снижая, таким образом, объёмы спроса. Это называется «ценовым эффектом», в то время как, торговля квотами на выбросы рассматривается как «основанный на объёмах» инструмент природоохранной политики. Хотя оба подхода политики основаны на рыночных принципах, они действуют различным образом. Углеродные налоги фиксируют предельные издержки для углеродных выбросов и позволяют проведение корректировки объёмов выбросов, в то время как торговля квотами на выбросы фиксирует общий объём углеродных выбросов и позволяет ценам колебаться в соответствии с изменением рыночной ситуации.
Углеродные налоги являются простыми прямыми платежами правительству и основаны на показателе содержания углерода в потребляемом топливе. Учитывая, что основная цель политики сокращения выбросов состоит в сокращении выбросов двуокиси углерода, углеродные налоги имеют значение с точки зрения экономики и экологии, т.к. они привязаны непосредственно к внешним последствиям экономической деятельности (углероду). Нет четкого ответа на вопрос о том, какая политика лучше, и эти политики не обязательно взаимно исключают друг друга. Однако ниже изложены несколько важных преимуществ и недостатков соответствующей политики.
Преимущества торговли квотами на выбросы.
— Надлежащим образом функционирующая система торговли квотами на выбросы позволяет осуществить сокращение выбросов повсюду, где издержки, связанные со снижением загрязнения, являются минимальными независимо от международных границ. Поскольку издержки, связанные с мерами по борьбе с изменением климата (например, затопление прибрежных областей, повышающее частоту сильных бурь, и др.), не связаны с источником углеродных выбросов, логическое обоснование такого подхода политики очевидно;
— Торговля квотами на выбросы имеет преимущество в отношении фиксирования определённого природоохранного результата — устанавливаются коллективные целевые уровни выбросов и компании/страны платят рыночную ставку за право на выбросы. Это также делает торговлю квотами более благоприятной для целей международных соглашений по вопросам охраны окружающей среды, такие как Киотский протокол, т.к. конкретные уровни сокращения выбросов могут быть согласованы более легко, чем ставки налогов или инструменты политики, которые могут варьировать по степени уместности и применимости в зависимости от страны;
— Посредством снижения выбросов компании могут реально получать прибыль от продажи излишков своих квот на выбросы парниковых газов, что делает торговлю квотами на выбросы более привлекательной для частного сектора промышленности. Создание такого рынка для загрязнения может потенциально добиться снижения уровней выбросов ниже целевых показателей. В целом, передача ресурсов между частными юридическим лицами более привлекательно, чем передача их государству.
Торговля квотами на выбросы более приспособлена по сравнению с налогами для принятия мер в отношении всех шести парниковых газов, включённых в Киотский протокол, в рамках одной комплексной стратегии. Каждый газ обладает «потенциалом парникового газа» (на основе двуокиси углерода). Таким образом, компании, которые производят выбросы более одного парникового газа имеют больше гибкости в вопросах сокращений.
Преимущества налогов на выбросы.
— Налог на выбросы обеспечил бы больший масштаб сокращения выбросов. Системы торговли квотами могут быть реализованы только для частных компаний или стран, а не для индивидуальных потребителей (операционные издержки будут запретительно высокими, если лицам, совершающим регулярные поездки, будут требоваться разрешения на то, чтобы залить бензин в бак машины). Налоги на выбросы охватывают весь сектор потребления углеродного топлива, включая бензин, мазут для отопления домов и авиационное топливо. Системы торговли не смогут охватить части секторов транспорта и услуг, на которые может приходиться до 30−50% от объёмов выбросов;
— Система торговли квотами на выбросы влечет значительные операционные издержки. Напротив, налоги обеспечивают умеренные операционные издержки на всех стадиях их применения;
— Налоги на выбросы обладают преимуществами динамической эффективности, которых не имеет торговля, т.к. налоги предлагают постоянный стимул к сокращению выбросов. Технологические и производственные изменения и последующее распространение новых технологий приведёт к снижению цены разрешения (т.е. поскольку будет легче достичь цели по сокращению выбросов, спрос на разрешения понизится и таким образом снизится цена разрешения). Системы торговли не могут обеспечить самокоррекцию в ответ на быстрые изменения и так обеспечить постоянный стимул, свойственный налоговой системе, к сокращению выбросов. Таким образом, торговля квотами должна включать некий метод для изъятия квот из системы;
— Налоги не уязвимы для стратегического поведения компаний или неправительственных организаций, которые могут нанести вред договорным отношениям на рынке. Неправительственные организации или даже частные лица, которые возражают против концепции покупки «права на загрязнение», могут закупить большое количество разрешений для того, чтобы повысить издержки, связанные с сокращением выбросов CO2. Аналогично компании могут накапливать разрешения, повышая таким образом цены для конкурентов;
— Предложения по торговле квотами очень сложны и связаны с технической подготовкой (например, ПТД), в отличие от налогов, которые представляют собой инструмент очень знакомый для лиц, принимающих решения. Кроме того, для налоговой системы характерны низкие текущие затраты вследствие отсутствия требований проведения мониторинга и принудительного исполнения;
— Налоги на выбросы обеспечивают доход, который может быть «возвращен» в экономику через сокращение налогов на доходы, рабочую силу и/или капиталовложения. Такие налоги часто называют налогами, не оказывающими влияние на доходы государства, и они могут быть частью более широкой программы реформы природоохранного налогообложения (ETR), в рамках которой делаются попытки переложить налоговое бремя с таких «товаров», как рабочая сила, на такие «антитовары», как загрязнения. Есть подтверждения тому, что такой подход имеет серьезные преимущества в отношении занятости, распределения и политики. Системы разрешений обладают потенциалом для извлечения прибыли, однако это возможно, только если квоты будут продаваться через аукционы.
Глава 3. Республика Беларусь в рамках Киотского протокола.
Республика Беларусь подписала Рамочную конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) 11 июня 1992 г. и ратифицировала ее 11 мая 2000 г., став таким образом Стороной РКИК ООН 9 августа 2000 г. В августе 2005 г. Страна подписала документ о присоединении к Киотскому протоколу и в ноябре 2005 г. Стала Стороной протокола.
В настоящее время реализуется Государственная программа мер по смягчению последствий изменения климата на 2013 — 2020 годы. Она разработана для исполнения обязательств Республики Беларусь по Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, а также для развития Национальной программы мер по смягчению последствий изменения климата на 2008 — 2012 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2008 г. № 1117 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 188, 5/28 111), и с учетом требований Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 43, 1/12 462), целевого показателя по сокращению выбросов парниковых газов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 224 «О проведении переговоров по проекту поправки к приложению В к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 53, 1/13 497), других государственных программ, предусматривающих экологизацию промышленного производства, снижение объемов выбросов парниковых газов, расширение использования возобновляемых и местных источников энергии.
Целями Государственной программы является выполнение международных обязательств Республики Беларусь по Рамочной конвенции и Киотскому протоколу, проведение мероприятий, направленных на смягчение последствий изменения климата, для обеспечения устойчивого развития экономики страны, сокращение выбросов парниковых газов в целях уменьшения темпов и величины изменения климата.
Основными направлениями реализации данных целей являются: осуществление мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов в энергетическом секторе; стабилизация уровня выбросов парниковых газов за счет использования ресурсосберегающих технологий в энергоемких отраслях экономики; оптимизация сферы обращения с отходами; улучшение качества и увеличение объемов поглотителей парниковых газов.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
— совершенствование наблюдений за изменением климата,.
— смягчение воздействия на климат и адаптация к изменяющемуся климату;
— научное, кадровое и информационное обеспечение разработки и реализации мер по смягчению последствий изменения климата;
— международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации к изменяющемуся климату и смягчению антропогенного воздействия на климат.
Реализация задач Государственной программы предусматривает выполнение целевого показателя по сокращению выбросов парниковых газов в 2020 году на 8 процентов к уровню 1990 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 224.
Белорусская делегация в составе представителей МИД, Минприроды и группы национальных экспертов принимала участие в XVIII Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) и 8-м совещании сторон Киотского протокола Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которые проходили с 26 ноября по 7 декабря 2012 года в Дохе. Главная задача переговоров заключалась в подведении итогов по определению долгосрочных мер сотрудничества в области климата и запуске второго периода обязательств по Киотскому протоколу, старту переговоров по согласованию нового всеобъемлющего климатического соглашения на замену Киотскому протоколу, которое должно вступить в силу к 2020 году.
Беларусь планировала участвовать во втором периоде обязательств Киотского протокола, однако Беларуси не позволили принимать участие в торговле квотами на выбросы в рамках Киото-2, так как в соответствии с новыми правилами участники Киотского протокола фактически не смогут наращивать выбросы парниковых газов.
Заключение.
В данной курсовой работе было проанализировано действие Киотского протокола и Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.
В 1996 г. Совет ЕС принял в качестве своей долгосрочной цели по вопросам климата среднемировое изменение температуры, не превышающее 2єС по сравнению с доиндустриальным уровнем. Для достижения этой цели в июле 2003 г. Европейский Совет официально принял Директиву по торговле квотами на выбросы. Директива определила основу для Схемы торговли квотами на выбросы в Европейском Сообществе (EU ETS). В целях минимизации экономических издержек, связанных с выполнением обязательств по противодействию изменению климата в рамках Киотского протокола, страны ЕС согласились создать внутренний рынок, позволяющий компаниям вести торговлю выбросами двуокиси углерода. Первый этап функционирования EU ETS — 2005;2007 гг., второй этап — 2008;2012 гг. для соответствия первому периоду обязательств по Киотскому протоколу. Также на XVIII Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) и 8-м совещании сторон Киотского протокола Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которые проходили с 26 ноября по 7 декабря 2012 года в Дохе был дан старт переговоров по согласованию нового всеобъемлющего климатического соглашения на замену Киотскому протоколу, которое должно вступить в силу к 2020 году.
Комиссия надеется, что EU ETS будет стимулировать инновации и создавать стимулы для компаний к снижению выбросов углерода. В частности, инвестиции в более чистые технологии, такие как энергоэффективные технологии, могут затем принести прибыли, в то же время способствуя ЕС выполнить обязательства по противодействию изменению климата в рамках Киотского протокола.
EU ETS использует подход «квотирование и торговля» путём установления общего лимита или максимального объёма выбросов на период обязательств и позволяет компаниям добиваться достижения своих целей путём торговли квотами. Придавая определённое стоимостное значение выбросам, EU ETS оказывает влияние на жизнеспособность компаний в рамках схемы двумя путями:
— Прямо: сокращение выбросов CO2 путём осуществления мер по повышению энергоэффективности ведёт к прямой экономии для компании;
— Косвенно: функционирование EU ETS ведёт к росту цен на электроэнергию из-за дополнительных издержек для теплоэлектростанций вследствие затрат, связанных с выбросами CO2. Соответственно, электроэнергетические компании переложат эти издержки на своих конечных потребителей, что выражается в росте цен на электроэнергию.
Будучи рыночным механизмом или инструментом политики, EU ETS иногда пересекается с другими рыночными механизмами в государствах-членах ЕС. Примером такого пересечения являются углеродные/энергетические налоги на топливо или энергию. Однако другие существующие меры политики являются дополнительными по отношению к EU ETS, таким образом, способствуя сокращению выбросов CO2, а также выполнению требований по энергоэффективности.
EU ETS является важнейшим инструментом политики по сокращению углеродных выбросов в ЕС. Таким образом, для государств-членов ЕС целесообразно привести свои меры по повышению энергоэффективности в соответствие с требованиями EU ETS для того, чтобы избежать пересечения или противоречия. Новые меры политики будут наиболее эффективны, если они будут дополнять систему EU ETS, тем самым снижая выбросы CO2 при соблюдении требований по энергоэффективности.
Страны располагают различными вариантами мер по распределению квот ЕС для промышленности в рамках своих Национальных планов распределения квот. Эти варианты включают: подход на основе установления квот на выбросы загрязняющих веществ в соответствии с результатами прошлой деятельности (grandfathering) и подход на основе базового уровня. В принципе, подход на основе базового уровня предусматривает раннее принятие мер по повышению энергоэффективности в промышленности, в то время как подход на основе установления квот на выбросы загрязняющих веществ в соответствии с результатами прошлой деятельности не предусматривает этого и поощряет большое загрязнение. Соответственно, для стран ПЭЭСЭА, участвующих в EU ETS и желающих содействовать проведению мер по повышению энергоэффективности в промышленности, целесообразно использовать подход на основе базового уровня при разработке NAP.
Учитывая, что EU ETS является крупнейшим покупателем углеродных кредитов в рамках СО/МЧР, страны ПЭЭСЭА, не участвующие в EU ETS, могут получить выгоды от дополнительных финансовых ресурсов путём продажи кредитов МЧР и СО отраслям промышленности, участвующим в EU ETS. Эти страны могут повысить финансовые выгоды от СО и МЧР в целях своей политики энергоэффективности / достижения целей путём активного продвижения СО и МЧР в своих отраслях промышленности в качестве средства финансирования мер по повышению энергоэффективности.
Список используемых источников.
1. Грабб М., Вролик К., Брэк Д.: Киотский протокол: анализ и интерпретация. Пер. с англ. — М., Наука, 2001.
2. Пахомова Н. В., Рихтер К. К.: Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособ. — СПб.: Изд-во С. — Петерб. ун-та, 2003.
3. Данилов-Данильян В. И.: Киотский протокол: критика критики. — ЭСКО (Электронный журнал энергосервисной компании «Экологические системы»). 2003. № 3.
4. Беларусь откладывает ратификацию поправки, регламентирующей Киото-2 // Сайт неправительственных общественных организаций стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии CAN. URL: http://infoclimate.org/belarus-otkladyivaet-ratifikatsiyu-popravki-reglamentiruyushhey-kioto-2/ (дата обращения: 01.02.2013).
5. Бердин В., Васильев С., Данилов-Даниэлян В., Кокорин А., Кураев С., (2003). Киотский протокол: политика, экономика и окружающая среда. Буклет WWF. [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 16.01.2015).
6. Гершинкова Д. А. Ответственность в рамках международных соглашений и многосторонних переговоров. / О нарушении правил процедуры на конференции ООН по климату в Дохе в декабре 2012 г. // Вестник международных организаций. — 2013. [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 20.01.2015).
7. Изменение климата и Киотский протокол — реалии и практические возможности. Кокорин А. О., Грицевич И. Г., Сафонов Г. В. М.: 2004.64 с.
8. Изменения климата 2001. Третий оценочный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Резюме для лиц, определяющих политику. Том 1 Научные аспекты, 109 с. Т.2 Последствия, адаптация и уязвимость, 107 с.
9. Киотский протокол: политика и практика. Международный журнал БИЗНЕС. Спец. Выпуск 2003, 98 с.
10. Киотский протокол — вопросы и ответы. Бердин В. Х., Васильев С. В., Данилов-Данильян В.И., Кокорин А. О., Кураев С. Н. WWF, Российский региональный экологический центр, Национальное углеродное соглашение. М. 2003.24 с.