Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Анализ и планирование прибыли организации ОАО «Лукойл»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заместитель директора по персоналу и общим вопросам возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств. Принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода, контролирует расстановку и правильность использования работников… Читать ещё >

Анализ и планирование прибыли организации ОАО «Лукойл» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Теоретические основы анализа и планирования прибыли на предприятии

1.1 Сущность, основные понятия и функции прибыли

1.2 Виды прибыли

2. Анализ финансовых результатов ОАО «Лукойл»

2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Лукойл»

2.2 Анализ динамики и структуры прибыли

2.3 Анализ формирования прибыли предприятия

2.4 Анализ рентабельности предприятия

3. Пути совершенствования формирования, распределения и использования прибыли на предприятии Заключение Список использованных источников и литературы Приложения

Планирование прибыли, с переходом к рыночной экономике занимает центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием.

Разработка плана по прибыли — сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов.

Плановые показатели прибыли и рентабельности разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.

Процесс планирования прибыли состоит из нескольких этапов анализа прибыли и рентабельности за прошедший исследуемый период, расчета ее прогнозной величины; оценки достоверности произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера прибыли и рентабельности[12].

В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо внереализационных доходов, размер налогов и др.).

На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние.

К группе внешних факторов относятся:

— уровень развития экономики страны в целом;

— меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;

— природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;

— изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; надбавок; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

— нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

Вторая группа объединяет факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности предприятия, с предпринимательской активностью субъекта, а также обусловленные нарушением предприятием государственной дисциплины.

К основным факторам этой группы относятся[14]:

результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли и др.

Факторами, связанными с нарушениями хозяйственной дисциплины являются:

— нарушение налогового законодательства и действующего порядка установления и применения цен и торговых надбавок;

— экономия, полученная в результате недовыполнения необходимых мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, плана текущего ремонта основных фондов, недоиспользование средств по подготовке и повышению квалификации кадров и др.;

— экономия, полученная в результате ухудшения культуры обслуживания, сокращения услуг, оказываемых покупателю, и др.;

— несоблюдение методов списания безнадежных долгов, принятой методики оценки товарно-материальных ценностей, начисления износа основных фондов и нематериальных активов[1].

Внутрихозяйственный анализ прибыли и рентабельности включает: текущий (ретроспективный), оперативный, перспективный (прогнозный) анализ.

Текущий анализ проводится по важнейшим отчетным периодам (год, квартал, месяц) хозяйствования на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета.

Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности предприятия (подразделения), выявление неиспользованных резервов, недочетов в работе и виновных в них, мобилизация их для повышения экономической эффективности торгово-производственной деятельности.

Этот вид анализа имеет недостатки. Выявленные резервы, как правило, означают потерянный доход, поскольку они относятся к прошлому периоду и их можно будет учесть только в будущей работе.

Запоздалость получения соответствующей информации (в середине следующего месяца, квартала, к концу января, а то и к середине апреля при анализе годовых данных) не позволяет оперативно восполнить выявленные недостатки.

Нивелировать выявленные недостатки текущего анализа позволяет оперативный повседневный анализ, как это принято за рубежом.

Он основывается на данных первичного учета и непосредственного наблюдения за работой каждой структуры и каждого работника в отдельности, на беседах с поставщиками, покупателями, работниками данного предприятия.

Вместе с тем и этот анализ имеет элементы несовершенства: неточность, приближенность в расчетах.

Широкое применение ПЭВМ (желательно на каждом рабочем месте) позволит значительно повысить достоверность аналитических оценок.

Целью курсовой работы является анализ и планирование прибыли организации ОАО «Лукойл» .

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

ѕ изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;

ѕ провести анализ прибыли и рентабельности предприятия; анализ динамики и структуры прибыли; анализ использования прибыли и анализ влияния ценовой политики на формирование прибыли;

ѕ разработать мероприятия по увеличению прибыли предприятия.

Предметом изучения является экономические показатели деятельности предприятия.

Объектом изучения является организация ОАО «Лукойл» .

1. Теоретические основы анализа и планирования прибыли на предприятии

1.1 Сущность, основные понятия и функции прибыли

На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т. е. с себестоимостью продукции.

Предприятие получает прибыль:

— если выручка превышает себестоимость;

— если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, и прибыль отсутствует;

— если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т. е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль — основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Валовой доход предприятия — это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, включающий в себя оплату труда и прибыль.

Прибыль является основным оценочным показателем хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Прибыль всегда определяется в стоимостной форме.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие производства в условиях конкуренции.

Прибыль — одна из важнейших экономических категорий рыночной экономики, может быть, самой важной, так как прибыль является целью предпринимательской деятельности, ее смыслом. Предпринимательство, в результате которого будут покрываться только затраты, неэкономично и практически неестественно.

Главный источник происхождения прибыли — это предпринимательская деятельность, а точнее, сущность этой деятельности, смысл которой — получение прибыли.

Стимулирующая сущность прибыли носит двойственный характер:

— в одних случаях прибыль — действительный стимул для предпринимательской деятельности; в социально-ориентированной рыночной экономике каждый получает заработанные деньги: предприниматель — прибыль, работники — заработную плату;

— в других случаях сущность прибыли — это действительно ее эксплуататорская сущность, связанная с возможностью предпринимателя присваивать результаты чужого труда на основе частной собственности на средства производства, на капитал. Величина прибыли в определенных случаях обратно пропорциональна уровню заработной платы. Поэтому если собственник предприятия увеличивает прибыль за счет уменьшения заработной платы работников, то эта часть прибыли будет иметь эксплуататорскую сущность.

Безусловно, уравниловки в доходах быть не должно, точно так же, как и беспредела, поскольку это противоречит принципам рыночной экономики, страдает уровень доходов собственниковпредпринимателей в одних случаях, а в других — заработная плата работников меньше возможного и необходимого уровня.

Роль прибыли в деятельности государства и всех секторов экономики, в том числе и реального, огромна[4].

Прибыль — показатель эффективности, финансовый результат любой предпринимательской деятельности, главный показатель оценки деятельности предприятий на базе показателей рентабельности, в виде отношения прибыли к выручке, себестоимости, активам или собственным средствам. Применяется и другая база.

Прибыль — главный источник собственных средств любого предприятия как для текущей деятельности (чистые активы), так и для развития производства (инвестиции) и других собственных нужд.

Прибыль — основной источник решения проблемы увеличения рыночной стоимости имущества предприятия. Эта цель требует постоянного роста собственных средств предприятия.

Прибыль — главный источник спасения предприятия от банкротства. Здесь также срабатывает взаимосвязь «прибыль — собственные средства», при этом основное в этой связи — ее постоянство в достаточных размерах[24].

Прибыль — важнейший источник обеспечения общегосударственных потребностей, так как налог на прибыль является одним из базовых налогов налоговой системы страны. В результате за счет прибыли обеспечивается:

ѕ полнота доходов бюджетной системы;

ѕ развитие социальных потребностей всего населения, т. е. медицины, образования, науки, детских учреждений и др.;

ѕ финансирование обороны страны.

Чем больше прибыль предприятий и организаций страны, тем крепче национальная денежная единица — рубль. Это означает стабилизацию макроэкономических показателей и, как результат — снижение уровня инфляции, рост материального благосостояния населения.

1.2 Виды прибыли

Прибыль отражает приращение первоначально авансированной стоимости в производственно-хозяйственную деятельность организации для обеспечения ее деятельности. Она определяется соизмерением доходов и расходов организации.

Валовая (банковская) прибыль — выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал.

Она представляет собой разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).

Чистая экономическая прибыль — это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации.

Маржинальная прибыль — это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.

Номинальная прибыль — это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли.

Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен.

Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли[12].

Капитализированная прибыль — это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства.

Нормальная прибыль — это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.

Прибыль как экономическая категория и показатель деятельности организации имеет характерные особенности.

Во-первых, она характеризует экономическую эффективность, конечный финансовый результат деятельности организации.

На величину прибыли и се динамику воздействуют зависящие и не зависящие от организации факторы. К факторам, зависящим от организации, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Практически вне сферы воздействия организации находятся конъюнктура рынка, финансовая политика государства, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Прибыль организации после уплаты налогов и других обязательных платежей должна быть достаточной для выплаты дивидендов, расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников[17].

В-третьих, прибыль — один из источников формирования бюджетов разных уровней. Налог на прибыль наряду с другими доходными поступлениями в бюджет используется для финансирования выполнения государством своих функций, реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

2. Анализ финансовых результатов ОАО " Лукойл"

2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО " Лукойл"

ОАО «Лукойл» — одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,1% мировой добычи нефти.

Лидирующие позиции Компании являются результатом двадцатилетней работы по расширению ресурсной базы благодаря увеличению масштабов деятельности и заключению стратегических сделок.

Нефтяная компания «Лукойл» учреждена как открытое акционерное общество в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. № 1403 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научнопроизводственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. № 299 «Об учреждении акционерного общества открытого типа «Нефтяная компания «Лукойл» в целях осуществления производственно хозяйственной и финансово инвестиционной деятельности.

Полное фирменное наименование компании Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Лукойл». Сокращенное фирменное наименование компании ОАО «Лукойл» .

Лукойл одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний.

Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь[24].

Лукойл владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья.

Продукция компании реализуется в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.

Лукойл является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1%, в общемировой добыче нефти около 2,4%.

Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18,6% общероссийской добычи и 18,9% общероссийской переработки нефти.

В секторе разведки и добычи Лукойл располагает качественным диверсифицированным портфелем активов. Основным регионом нефтедобычи Компании является Западная Сибирь.

Лукойл также реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа за пределами России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Колумбии, Венесуэле, Гане, Ираке[22].

Лукойл владеет нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных НПЗ в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два миниНПЗ.

Совокупная мощность НПЗ составляет 45,1 млн. т/год нефти. За рубежом Компании принадлежат НПЗ в Болгарии, Румынии и Украине, а также 49% я доля в нефтеперерабатывающем комплексе ISAB (о. Сицилия, Италия) и 45% я доля в НПЗ TRN (Нидерланды). По состоянию на начало 2013 года сбытовая сеть компании охватывала 26 стран мира, включая Россию, страны ближнего зарубежья и государства Европы, а также США. Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности.

В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.

Организационная структура компании и ее управления не является чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями. Организационная структура представлена на рисунке 1.

Организационные структуры управления промышленными организациями отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами и условиями.

К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности организации; производственный профиль организации; характер выпускаемой продукции; сфера деятельности организации.

Как и любая, организационно — управленческая структура, ОАО «Лукойл» имеет три уровня управления: высший, средний и оперативный.

На высшем уровне управления принимаются наиболее общие решения по управлению предприятием и осуществляются функции стратегического планирования, общего контроля и связи с внешними структурами.

На среднем уровне решения высшего уровня детализируются, преобразуются в конкретные планы, осуществляется выполнение функций текущего планирования, связи между высшим и низшим уровнями управления, контроля, управления производством и потоками ресурсов.

Результатом деятельности работников оперативного уровня является выполнение производственной программы, происходит реализация функций управления основным и вспомогательным производством, оперативного управления и местного контроля.

Во главе компании стоит генеральный директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности компании. Также он распоряжается в пределах предоставленного ему права имуществом, заключает договора. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками компании.

Рисунок 1 — Организационная структура предприятия ОАО «Лукойл»

В подчинении директора находятся заместитель директора по экономике и финансам; заместитель директора по коммерческим вопросам; заместитель директора по персоналу и общим вопросам; главный бухгалтер; главный инженер.

Заместитель директора по экономике и финансам — осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности компании, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства и качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, обеспечение правильных соотношений темпов роста производительности труда и заработной платы, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности компании, достижению высокого уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования[21].

Заместитель директора по персоналу и общим вопросам возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств. Принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода, контролирует расстановку и правильность использования работников в подразделениях компании. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии полученной в учебном заведении профессией и специальностью.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственнофинансовой деятельности компании и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует отчет поступающих денежных средств, учет издержек производства и обращения, выполнения работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

Также, в подчинении директора стоит главный инженер. Он определяет техническую политику. Обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки производства, его эффективности и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции, работ, высокое их качество. Обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижения высокого уровня качества продукции в процессе ее разработки и производства.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственнофинансовой деятельности компании и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует отчет поступающих денежных средств, учет издержек производства и обращения, выполнения работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

Таким образом, можно сделать вывод, что высшее руководство компании ОАО «Лукойл» имеет линейную структуру управления. Это проявляется в непосредственном подчинении по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим.

Необходимо отметить, что линейная структура имеет ряд достоинств:

— четкие системы взаимосвязи между руководителями и подчиненными;

— быстрота реакции в ответ на прямые указания;

— личная ответственность руководителя за конечные результаты предприятия и др.

Однако существуют и недостатки, такие как высокие требования к руководителю и перегрузка менеджеров.

Рассмотрим в таблице 1 основные экономические показатели деятельности ОАО «Лукойл» .

Данные для проведения анализа основных экономических показателей представлены в приложении А.

За три рассмотренных года выручка от продаж с 2011 года к 2013 году возросла на 224 902 млн руб., что составило темп роста 2013 года по отношению к 2011 году 740,6%, откуда видно, что выручка значительно увеличилась.

При этом наблюдается увеличение себестоимости продукции в динамике на 15 129 млн руб., темп роста составил 151,9%.

Таблица 1 — Динамика основных экономических показателей ОАО «Лукойл» за 2011 — 2013 гг., млн. руб.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение 2012 г. к 2011 г., тыс. руб., (+,-)

Отклонение 2013 г. к 2011 г., тыс. руб., (+,-)

Темпы роста 2013 г. к 2011 г., %

Выручка от продаж, тыс. руб.

740,6

Стоимость основных средств, тыс. руб.

191,9

Стоимость оборотных средств, тыс. руб.

— 187

— 378

46,1

Численность персонала, чел.

101,5

Полная себестоимость продукции (продаж), тыс. руб.

151,9

Прибыль от продаж, тыс. руб.

359,5

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

— 32 432

— 33 923

86,5

Фондоотдача, руб.

5,13

40,5

19,79

35,37

14,66

385,7

Фондовооруженность, тыс./руб.

46,01

50,35

87,01

4,34

189,1

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

0,1

0,6

0,8

0,5

0,7

Рентабельность продаж, %

17,1

88,4

82,98

71,3

65,88

;

Рентабельность производства, %

20,6

761,7

487,8

741,1

467,2

;

Так как, темп роста себестоимости не превышает темп роста выручки от продаж, то прибыль от продаж увеличилась в динамике на 209 772 млн руб. и темп прироста увеличился на 259,5%.

Стоимость основных средств в распоряжении организации увеличивается ежегодно.

Тенденция роста основных средств в динамике составила 6292 млн руб., темп роста равен 191,9%.

При этом фондоотдача увеличилась с 5,13 в 2011 году до 19,79 в 2013 года, следовательно, фонды организации стали использоваться более эффективно.

А вот стоимость оборотных средств снизилась до 322 967 млн руб. в 2013 году, что на 3 775 329 млн руб. меньше, чем в 2011 году, темп прироста уменьшился на 53,9%.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2011 году составил 0,1, а в 2013 году 0,8, тем самым наблюдается его увеличение в динамике на 0,7, темп роста составил 800%.

В 2013 году по сравнению с 2011 годом рентабельность продаж увеличилась в динамике и составила 65,88.

Рентабельность производства так же возросла на 467,2% по сравнению с 2011 годом и составила 487,8% в 2013 году.

2.2 Анализ динамики и структуры прибыли

прибыль капитал налогообложение рентабельность Анализ прибыли до налогообложения будем осуществлять с помощью факторной модели, сможем определить влияние каждого фактора на прибыль.

Рост прибыли до налогообложения определяет потенциальную возможность повышения деловой активности, уровня рентабельности и эффективности бизнеса в целом, укрепления финансовой устойчивости.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т. е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании.

Информационной базой факторного анализа для прибыли до налогообложения внешнего пользователя выступают показатели отчета о финансовых результатах.

Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Данные для факторного анализа представим в виде таблицы 2.

Таблица 2 — Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж в организации ОАО «Лукойл» за 2011 — 2013 гг., млн. руб.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение 2013 г. к 2011 г., тыс. руб.

Структура по отношению к выручке (di)

2011 год

2013 год

%

Выручка от продаж

;

;

;

Прибыль от продаж

0,1710

0,8299

0,6589

Себестоимость от продаж

0,3920

0,0754

— 0,3166

Управленческие расходы

0,4180

0,0908

— 0,3272

Коммерческие расходы

0,0194

0,0040

— 0,0154

Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

изменение объема продажи продукции

изменение структуры ассортимента реализованной продукции

изменение себестоимости продукции.

изменение объема продажи продукции Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т. е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

В таблице 3 рассмотрим влияние изменения каждого фактора на прибыль от продаж.

Таблица 3 Динамика показателей выручки от продаж организации ОАО «Лукойл» за 2011 2013 гг., тыс. руб.

Показатель

Обозначения

2013 г. к 2011 г.

Выручка от продаж за 2013 г.

В 1

Выручка от продаж условная

В усл.

247 627 151,4

Выручка от продаж за 2011 г.

В 0

Изменение выручки от продаж за счет изменения объема продаж

В V

212 520 156,4

Изменение выручки от продаж за счет изменения цены на продукцию

В Ц

12 381 357,6

Рентабельность продаж за 2011 г.

R 0

0,1710

Изменение прибыли от продаж за счет изменения объема продаж

П V

36 340 946,7

Изменение прибыли от продаж за счет изменения цены на продукцию

П Ц

2 117 212,1

Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости

П С

— 82 315 387,9

Изменение прибыли от продаж за счет изменения коммерческих расходов

П кр.

— 4 001 690,3

Изменение прибыли от продаж за счет изменения управленческих расходов

П ур.

— 85 081 743,2

Итого изменение прибыли от продаж

? Пр. и д.

— 209 772 180,6

Доходы организации - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации.

За исключением вкладов участников (собственников имущества).

Расходы организации - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Таблица 4 — Динамика показателей расходов и доходов организации ОАО «Лукойл» за 2011 — 2013 гг., тыс. руб.

Прочие доходы

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение 2012 г. к 2011 г., (+,-)

Отклонение 2013 г. к 2011 г., (+,-)

Доходы от участия в других организациях

;

;

;

;

;

Проценты к получению

Прочие доходы

— 15 793 974

— 3 992 514

Итого

— 4 379 498

Прочие расходы

Проценты к уплате

— 1 267 905

Прочие расходы

Итого

53 486 901,3

Итого изменение прочих доходов и расходов

— 51 872 642

— 51 563 756

— 1 434 277

308 886,3

50 438 365,3

Прибыль до налогообложения ОАО «Лукойл» в 2013 году по сравнению с 2011 годом увеличилась, в том числе за счет увеличения прибыли от продаж на 209 772 181 тыс. руб.

На прибыль от продаж непосредственно повлияло увеличение себестоимости продукции на 5 836 774 тыс. руб., рост себестоимости привело к снижению прибыли от продаж на 88 402 893,06 тыс. руб.

Увеличение физического объема продаж продукции поспособствовало увеличению прибыли на 212 520 156,4 тыс. руб.

Рост цен с 2013 года по сравнению с 2011 году, в общем, привело к увеличению прибыли от продаж на 2 117 212,1 тыс. руб.

Увеличение коммерческих и управленческих расходов привело к уменьшению прибыли от продаж на 4 001 690,3 тыс. руб. и 85 081 743,2 тыс. руб. соответственно.

Также наблюдается увеличение доходов организации в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 3 048 536 тыс. руб., что так же повлекло за собой увеличение прибыли до налогообложения. Расходы организации к 2013 году уменьшились на 53 486 901,3 тыс. руб., что положительно сказалось на прибыли до налогообложения.

На увеличение прибыли до налогообложения также повлияло увеличение доходов в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 3 048 536 тыс. руб., что отрицательно сказалось на прибыли до налогообложения, значительное уменьшение произошло за счет сокращения прочих доходов на 3 992 514 тыс. руб.

Однако наблюдается и уменьшение расходов на 53 486 901,3 тыс. руб., что, в свою очередь, благоприятно повлияло на прибыль до налогообложения. На уменьшение расходов большое влияние оказало уменьшение прочих расходов на 5 469 075 тыс. руб.

В целом, в 2013 году наблюдается увеличение доходов и расходов на 50 438 365,3 тыс. руб.

2.3 Анализ формирования прибыли предприятия

Основным источником формирования денежных доходов ОАО «Лукойл» является выручка от реализации продукции, выполнение работ, оказание услуг. В соответствии с учетной политикой ОАО «Лукойл» выручка отражается по мере оплаты продукции, выполнение работ, оказание услуг[19].

Выручка от реализации продукции, выполнение работ, оказание услуг включает три элемента: себестоимость, прибыль, косвенные налоги и отчисления.

Под моментом определения выручки от реализации и признания полученной прибыли принимается календарный месяц, в котором на основании соответствующих документов выручка от реализации и прибыль должны быть отражены в бухгалтерском учете. Одним из основных показателей финансовохозяйственной деятельности торговой организации ОАО «Лукойл» является прибыль от переработки, сбыта и реализации нефтепродуктов. Основным источником для изучения прибыли предприятия является Ф№ 2 «Отчет о прибылях и убытках» .

В процессе анализа следует учитывать, что на величину прибыли отчетного периода влияют как внешние факторы, так и внутренние, важную роль играет учетная политика:

использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств, что приводит к росту себестоимости и уменьшению прибыли;

выбор порядка отнесения на себестоимость продукции отдельных видов продукции;

изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции;

выбор метода определения выручки от реализации продукции;

определение состава косвенных расходов и метода их распределения.

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.

Процесс формирования прибыли включает две стадии: создание прибавочного продукта и превращение его в денежную массу.

За счет выручки от переработки, сбыта и реализации нефтепродукта, выполнение работ, оказание услуг предприятие возмещает производственную себестоимость реализованной продукции, и работ, услуг, управленческие и коммерческие расходы. Рост прибыли способствует укреплению финансового положения организации, позволяет развивать производственнотехническую базу организации, привлекать дополнительные инвестиции и увеличивать доходы работников нефтяной компании. Механизм формирования прибыли в ОАО «Лукойл» может быть представлен следующим образом: выручка от реализации работ в действующих ценах без косвенных налогов полная себестоимость работ с учетом управленческих и коммерческих расходов прибыль (убыток) от реализации работ ± прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов ± прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов = прибыль (убыток) отчетного периода предприятия.

При проведении анализа финансовых результатов определяются факторы изменения прибыли от реализации объемов нефтепродуктов и выявляются резервы роста прибыли.

В процессе аналитической работы необходимо учесть влияние всех основных факторов на изменение прибыли[8].

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследования: изменение каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчетный период);

? исследование структуры соответствующих показателей их изменений («вертикальный анализ» показателей);

? влияния факторов на прибыль («факторный анализ»);

? изучение в обобщенном виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчетных периодов (т.е. «трендовый анализ» показателей).

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка).

Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников.

Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта.

Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.

Для проведения вертикального и горизонтального анализа необходимо рассчитать таблицу 5, используя данные отчетности предприятия из формы № 2.

Таблица 5 Динамика различных видов прибыли в ОАО «Лукойл» за 2011 2013 гг., млн. руб.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение 2012 г. к 2011 г., (+,-)

Отклонение 2013 г. к 2011 г., (+,-)

Темпы роста 2012 г. к 2011 г., %

Темпы роста 2013 г. к 2011 г., %

Выручка от реализации

— 105 098

113,67

740,61

Себестоимость продаж

132,73

142,52

Коммерческие расходы

128,1

152,43

Управленческие расходы

111,1

160,82

Прибыль от продаж

493,2

595,26

Прочие доходы

— 15 794

— 3993

28,1

81,82

Прочие расходы

242,1

115,28

Прибыль до налогообложения

— 24 831

— 32 829

89,77

86,47

По данным таблицы 5 видно, что валовая прибыль в 2013 году по сравнению с 2011 годом значительно уменьшилась на 105 098 млн руб.

Таким образом, наметилась отрицательная тенденция изменения величины балансовой прибыли.

Внереализационные доходы в 2013 году по сравнению с 2011 годом уменьшились на 3993 млн руб.

Внереализационные расходы увеличились на 4929 млн руб., темп роста составил 115, 28%.

Уменьшению балансовой прибыли способствовало: уменьшение прибыли от реализации на 32 829 млн руб.

Наиболее обобщенную оценку эффективной деятельности предприятия дает система коэффициентов рентабельности.

2.4 Анализ рентабельности предприятия

Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.

Рентабельность — относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность предприятия комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

Доходность, т. е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей.

Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т. е. в рублях. Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов.

Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).

При анализе рассчитанные показатели рентабельности следует сопоставить с плановыми, с соответствующими показателями предыдущих периодов, а также с данными других организаций.

Рентабельность активов — это прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, деленная на среднюю величину активов; получившееся умножаем на 100%. Рассмотрим в таблице 6 результаты деятельности организации на основе факторного анализа рентабельности.

Таблица 6 — Анализ рентабельности организации ОАО «Лукойл» за 2011 — 2013 гг., тыс. руб.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение 2013 г. к 2011 г., %

Выручка от продаж

Полная себестоимость продукции

Прибыль от продаж

Прибыль до налогообложения

— 33 923 240

Чистая прибыль

— 32 766 419

Рентабельность продаж, %

по прибыли от продаж

17,1

88,4

82,9

65,8

по чистой прибыли

69,1

71,4

80,7

11,6

Рентабельность от производства, %

по прибыли от продаж

206,2

761,6

487,8

467,18

по чистой прибыли

833,7

615,2

474,4

— 359,3

Среднегодовая стоимость собственного капитала

Среднегодовая стоимость активов

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

0,6697

0,1443

0,3009

— 0,3688

Коэффициент оборачиваемости активов

0,9692

0,2568

0,2006

— 0,7686

Мультипликатор

1,9095

1,6135

1,5001

— 0,4094

Рентабельность собственного капитала, %

по прибыли до налогообложения

40,6

29,7

25,14

— 15,46

по чистой прибыли

39,19

29,58

24,29

— 14,9

Факторный анализ рентабельности собственного капитала с помощью модели Дюпон.

Ренск=Ренпрод.0 ЧКобор.акт.0Ч Мультипликатор0

Ренск0=69,1Ч0,9692Ч1,9095=127,9%

Ренск (рен.прод.) =80,7Ч0,9692Ч1,9095=149,4%

Ренск (к обор.акт.) =80,7Ч0,2006Ч1,9095=30,9%

Ренск (мульт.) =80,7Ч0,2006Ч1,5001=24,3%

Ренск (рен.прод.) =149,4 — 127,9=21,5

Ренск (к обор.акт.) =30,9 149,4= -118,5

Ренск (мульт.) =24,3 30,9= -6,6

Ренск= Ренск0 + Ренск (мульт.) =-14,9

Рентабельность собственного капитала в ОАО «Лукойл» в 2013 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 14,9%.

Это свидетельствует о том, что организация не эффективно использует собственный капитал, в том числе за счет увеличения рентабельности продаж по чистой прибыли на 21,5%, также за счет снижения коэффициента оборачиваемости активов на 118,5% и уменьшения мультипликатора на 6,6%.

3. Пути совершенствования формирования, распределения и использования прибыли на предприятии

Для совершенствования формирования, распределения и использования прибыли руководства предприятие должно четко представлять, за счет каких источников ресурса организация будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладываться капитал.

Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого предприятия[21].

В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

— увеличение выпуска продукции;

— увеличение качества продукции;

— продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

— увеличение добычи полезные ископаемых;

— расширение рынка продаж и др.;

— рациональное расходование экономических ресурсов;

— снижение затрат на производство;

— повышение производительности труда;

— ликвидация непроизводственных расходов и потерь;

— повышение технического уровня производства;

Рассмотрим несколько мероприятия по увеличению прибыли подробно:

1. Увеличение добычи полезных ископаемых.

2. Расширение рынка продаж.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно.

Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство.

При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Для проведения анализа экономической эффективности проведенных мероприятий по увеличению прибыли, а также по снижению объема дебиторской задолженности и кредиторской задолженности воспользуемся построением сравнительной таблица 7.

Таблица 7 Показатели бухгалтерского баланса организации ОАО «Лукойл» после внедрения предложенных мероприятий, тыс. руб.

Показатель

2013 г.

Прогноз на 2014 г.

Отклонение 2014 г. к 2013 г., (+,-)

Выручка от реализации

Себестоимость продаж

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль от продаж

Прочие доходы

Прочие расходы

— 4 666 593

Прибыль до налогообложения,

Как видно из представленных данных, в итоге внедрения предложенных мероприятий все главные показатели ОАО «Лукойл» значительно улучшились.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что проведение мероприятий по формированию, распределению и улучшению прибыли ОАО «Лукойл» являются экономически эффективными, о чем свидетельствует значительное высвобождение денежных средств и улучшение показателей прибыли, а также увеличение ее суммы и сокращения кредиторской задолженности.

Прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, она не характеризует эффективность его работы.

Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов деятельности предприятия.

Необходимо осуществлять крутой поворот в интенсификации производства, переориентировать предприятие на полное первоочередное использование факторов экономического роста.

В условиях перехода к рыночной экономике очень важны мероприятия научнотехнического характера.

Важнейшим фактором повышения эффективности производства был и остается научнотехнический прогресс (НТП).

До последнего времени НТП протекал, по сути, эволюционно (в стране в целом). Недостаточно стимулировалась разработка и внедрение мероприятий по новой технике.

В современных условиях формирований рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиальным технологиям, перевооружение на основе новейших достижений, науки и техники.

Большая часть прибыли после уплаты налогов направляется в фонд потребления. Такое положение ненормально.

Очевидно, что предприятию нужно уделять должное внимание развитию производства на перспективу и направлять необходимые средства на новую технику, обновление производства на освоение и выпуск новой продукции (работ, услуг).

Помимо этого, необходимо создать организационные предпосылки, экономические и социальные мотивации для творческого труда работников.

Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создает предпосылки для значительного повышения производительности труда.

Предстоит обеспечить внедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепление порядка, дисциплины, стабильности трудовых коллективов.

Специалисты по менеджменту полагают, что наиболее эффективным моментом работы организации является продуманное действие его руководителей. Квалифицированное действие руководства дает возможность направить в нужное русло поведение работников, создать необходимую производственную ориентацию и возбудить мотивацию их действий, содействовать эффективной работе.

В результате производственная деятельность коллектива приобретает нужную целеустремленность, организованность и продуктивность. Таким образом, успех приходит тогда, когда качественное руководство порождает активное поведение работников, а их взаимодействие проявляется в эффективной производственной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что на предприятии ОАО «Лукойл» необходимо направлять денежные средства в:

1. фонд развития материальнотехнической базы, с целью освоения выпуска новых видов продукции;

2. фонд материального поощрения, в которых следует отчислять не менее 140 тыс. руб. в год, так как, в управленческой деятельности успехов достигается, в основном, умение получать результат за счет усилий подчиненных.

Данные меры в перспективе позволяют значительно улучшить конкурентоспособность ОАО «Лукойл» за счет использования достижений научнотехнического прогресса и увеличение производительности труда.

Заключение

Анализ внутренней среды представляет собой процесс, посредством которого руководство оценивает изменения во внутренней среде и изучает внутренние возможности и опасности, затрудняющие достижение целей организации. Руководство должно определить внутренние сильные и слабые стороны организации, чтобы эффективно осуществлять планирование. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации.

Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил. Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика даст общие ориентиры для действий и принятий решений. Процедуры подписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации.

Переход производственных предприятий в России на работу в условиях стихийно управляемого рынка, полного самоуправления и самофинансирования предусматривает: самостоятельное обеспечение технического, производственного и социального развития за счет заработанных средств; полную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, за выполнение обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом и банками; осуществление внутренней перестройки планирования на основе расширения прав и усиления экономической ответственности филиалов, цехов и отделов предприятий за обеспечение и повышение стабильности их работы; ориентация предприятия на получение прибыли.

Прибыль становится основой успешной деятельности предприятий как главный обобщающий экономический показатель, источник, обеспечивающий экономическое, научно техническое и социальное развитие.

Список использованных источников

и литературы

1. 1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Ч.1.от 30.11.1994 N 51- ФЗ (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32- ст. 3301.

2. 2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197- ФЗ.

3. Грачев, А. В. Организация и управление финансовой устойчивостью. Роль финансового директора на предприятии А. В. Грачев Финансовый менеджмент. — 2010 -№ 1, — С. 108−111. 12

4. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 4 е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2010

5. Попова Р. Г. Финансы предприятий. — Спб. Питер, 2011

6. Павлова Л. Н. Финансы предприятий. — М.: Юнити, 2011

7. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия — М.: ИНФРА-М, 2010

8. Кононенко, О. Анализ финансовой отчетности. 3-е изд., перераб. и доп./О. Кононенко Х.: Фактор, 2011. 180 с.

9. Крылов Э. И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: учеб. пособие для вузов, перераб. М.: Финансы и статистика, 2011. 720 с.

10. Любушин Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово экономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2010. 471 с.

11. Мельник, М. В. Анализ финансово хозяйственной деятельности:

учебное пособие/Е.Б. Герасимова М.: ИД «ФОРУМ», 2010. 192 с.

12. Пястолов, С. М. Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия: учебник/С.М. Пястолов. 4-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 2011. 336 с.

13. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник 5-е изд., испр. и доп./Г.В. Савицкая М.: ИНФРА М, 2010. 345 с.

14. Титов, В. И. Экономика предприятия: учебник/В.И. Титов. М.: Эксмо, 2010. 416 с.

15. Чуев, И. Н. Анализ финансово хозяйственная деятельности: учебное пособие/Л.Н. Чечевицына М.: Издательство «Феникс», 2010 285 с.

16. Самойлов В. Адаптивное управление по целям: Управление финансовыми активами. Инвестиции в России. 2011 № 6

17. Свиридова Н. В. Рейтинг финансового состояния организаций Финансы. 2010. № 3

18. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности — М.; ИНФРА — М, 2012. — 414 с.

19. Шеремет А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: М.: Инфра-М, 2011. — 651 с.

20. Щепкина Г. Т. Использование методов факторного анализа экономических показателей работы организации: методические указания. — М.: МГИУ, 2010. — 145 с.

21. http://www.iprbookshop.ru/ - Электронная библиотека

22. http://www.knigafund.ru/ - Электронная библиотека

23. www.lukoil.ru — официальный сайт ОАО «Лукойл»

24. Www. Oilcapital.ru — информационный сайт

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой