Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Трансформация художественных и визуальных образов в произведениях сибирских живописцев второй половины XX — начала XXI веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большое внимание современными учеными уделяется исследованиям визуализации культуры, но изобразительное искусство в контексте данных явлений, вызванных усилением процессов информатизации, рассматривается недостаточно полно и последовательно. Между тем изобразительное искусство на протяжении всей истории существования человечества определяло уровень культуры и духовный потенциал общества… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Процессы визуализации в художественной культуре
    • 1. 1. Понятие «образ» в произведении искусства
      • 1. 1. 1. История формирования понятия «образ»
      • 1. 1. 2. Образ и присущие ему качественные характеристики
    • 1. 2. Дефиниции «художественного» и «визуального» образов
      • 1. 2. 1. Художественный образ как неотъемлемая часть произведения искусства
      • 1. 2. 2. Визуальные образы в произведениях искусства
    • 1. 3. Визуализация культуры как процесс
    • 1. 4. Трансформация структуры произведений искусства под влиянием постмодернистских тенденций
  • Выводы
  • Глава 2. Визуальное и художественное в изобразительном искусстве Сибири второй половины XX — начала XXI веков
    • 2. 1. Искусство Сибири второй половины XX — начала XXI веков в контексте российского искусства
    • 2. 2. Ведущие представители основных тенденций в искусстве Сибири
      • 2. 2. 1. Алексей Либеров, Борис Ряузов, Михаил Будкеев: визуальный образ времен года
      • 2. 2. 2. Визуальный ' образ современника в сибирском изобразительном искусстве
      • 2. 2. 3. Георгий Кичигин и Михаил Омбыш-Кузпецов -продолжатели традиций тематической картины. ] I j
      • 2. 2. 4. Визуализация образа Сибири в натюрмортах сибирских художников. ]
      • 2. 2. 5. Абстрактное направление в сибирском искусстве: Николай Ротко, Николай Рыбаков, Виктор Бухаров. 14^
      • 2. 2. 6. Андрей Поздеев — от реализма к символизму
  • Выводы

Трансформация художественных и визуальных образов в произведениях сибирских живописцев второй половины XX — начала XXI веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования обусловлена изменениями, происходящими в настоящее время в общественной и культурной жизни. Не вызывает сомнения тот факт, что различные трансформации в области искусства являются следствием наступления информационной эпохи. Процессы информатизации, происходящие сегодня в обществе, провоцируют зарождение и развитие новой формы культурыинформационной. Можно отметить как свершившийся факт, что мир вступил в новое информационное пространство, которому соответствует принципиально новое состояние культуры. Современная культурная ситуация, являющаяся продуктом информационной эпохи, отмечена переориентацией фундаментальных оснований, что нередко определяе тся как смена вербальной парадигмы визуальной.

Большое внимание современными учеными уделяется исследованиям визуализации культуры, но изобразительное искусство в контексте данных явлений, вызванных усилением процессов информатизации, рассматривается недостаточно полно и последовательно. Между тем изобразительное искусство на протяжении всей истории существования человечества определяло уровень культуры и духовный потенциал общества. Произведения, создаваемые художниками, являются отражением умонастроений, господствующих в социуме в настоящее время. Весь ход истории зарождения и развития искусства показывает, что смена стилей и направлений идет не только параллельно с развитием общества, но зачастую опережает его. Понимание обществом многих новаторских произведений искусства приходит гораздо позже времени их создания. Неслучайно постмодернизм, зарождаясь, искал концептуальные обоснования не в философии как науке, а опирался на современные произведения живописи, графики, скульптуры.

Необходимость разносторонних прикладных исследований процессов визуализации в изобразительном искусстве очевидна. Одним из направлений здесь должно стать обращение к проблеме взаимоотношений художественных и визуальных образов в произведениях живописи. Вопрос изменений образной структуры станковых произведений в эпоху визуализации культуры является значимым и актуальным для развития современного искусствознания.

Обращение именно к образной структуре обусловлено тем, что образ является неотъемлемой, сущностной частью произведения искусства. Форма выражения идеи произведения также напрямую зависит от образной структуры. Не вызывает сомнения, что образ определяет сущность искусства, его содержание и форму, его общественное значение, его место среди других видов человеческой деятельности. Именно понятие образа тесно связано с вопросом о критерии художественности, выразительности и духовной ценности произведения искусства.

В качестве материала для исследования выбрано искусство Сибири второй половины XX — начала XXI века. Сибирское искусство — это неотъемлемая часть художественной жизни России. Сегодня представление о российском искусстве строится, главным образом, на творчестве столичных (московских и санкт-петербургских) художников, что не отражает истинного положения дел и пекорректно’по отношению к регионам.

Осознание себя гражданином великой страны — России — идет от осознания своей принадлежности относительно малым сообществам: району, городу, краю. Подобная ситуация сложилась и в отношениях «искусство Сибири — искусство России». Творчество сибирских художников, сохраняя особенности регионального искусства, во многом обогащает и развивает основные общероссийские тенденции.

Исследования современных ученых позволили выявить исторические, культурологические, искусствоведческие аспекты в процессе формирования культурного пространства сибирских городов, собран значительный объем материалов по истории развития искусства Сибири. Но большинство из них ориентировано на культурно-исторический процесс и почти не затрагивает собственно теоретических и аналитических искусствоведческих задач. Малоизученной остается область формалы-ю-стилистического анализа живописных произведений в целом, а принцип действия визуальных и художественных образов не рассматривается совсем. Следовательно, столь важная для современного гуманитарного знания проблема, связанная с происходящими в сфере изобразительного искусства преобразованиями, требует своего решения.

Основаниями научного исследования визуализации культуры как системного процесса, изменяющего соотношения визуальной и художественной составляющих в живописных произведениях, послужили два основных тезиса:

1. согласно культурологическим исследованиям XX века визуализация культуры рассматривается как закономерный процесс, обусловленный наступлением информационной эпохи;

2. развитие изобразительного искусства не может идти в отрыве от общей культурологической тенденции и также подвержено процессам визуализации.

Под влиянием основных тенденций информационной эпохи образная структура произведений искусства претерпела существенные изменения. Сегодня можно сказать, что наряду с художественным образом в произведениях станкового искусства действует на паритетных началах образ визуальный, в связи, с чем и возникла необходимость разграничения этих понятий с целью недопущения их смешения и подмены одного другим. Вопрос корректировки и уточнения содержания понятий «образ художественный» и «образ визуальный» сегодня стоит в искусствоведческой практике достаточно остро. Несмотря на апелляцию двух составляющих образной структуры станкового произведения к общему для них понятию «образ» и имеющиеся точки соприкосновения, художественный образ и образ визуальный выполняют разные функции. Также следует сказать, что в различных исторических и культурных контекстах восприятие художественного образа неодинаково.

Бесспорно, что художественный образ всегда связан с реальной жизнью и самим создателем произведения искусства. Смысловая многозначность художественного образа призвана помочь образу визуальному в обретении, богатого содержания. Совместное действие художественного и визуального образов расширяет содержательные границы последнего и делает его более доступным в понимании. Попытки разграничения и синтеза визуального и художественного образов в искусствоведческом анализе в практике сибирского искусствоведения не предпринимались, что обостряет актуальность заявленной темы.

Степень изученности проблемы. В XX — начале XXI века появилось множество научных трудов, посвященных исследованию проблемы визуального образа. Труды Чарльза Пирса (1839−1914) важны как общая теория информации и знаковых систем. Особенности визуальных сообщений рассматриваются в контексте семиологии Умберто Эко. Концепция изображения как знака раскрывается в работах Ролана Барта (1915;1980). Специфике зрительного восприятия и воображения посвящены труды Рудольфа Арнхейма (1904;2007), Алексея Николаевича Леонтьева (1903;1979), Владимира Петровича Зинченко. Концептуальные основания художественного образа разносторонне раскрываются в трудах Павла Александровича Флоренского (1882−1937), Василия Васильевича Кандинского (1 866−1944), Бориса Робертовича Виппера (1888−1967).

В контексте проблемы диссертационного исследования также важны базовые принципы современной теории изобразительного искусства, объединяющие различные аспекты постмодернизма в философии, эстетике, культуре и искусстве. Это, прежде всего, труды Жана Бодрийяра (1929;2007) с его анализом предметов, явлений и средств искусства в их общественном значении. Для современного состояния культуры актуальны работы теоретиков постмодернизма Фредрика Джеймисона и Зигмунта Баумана, рассматривавших медиапосредников как имитаторов реальности.

Разработанный этими философами терминологический аппарат и неожиданные, парадоксальные гипотезы, открывают новые аспекты изучения визуальной культуры.

Также при работе над темой исследования остро востребованными явились материалы по теории и практике современного изобразительного искусства Сибири. Ценные и разнообразные сведения введены в научный оборот грудами многих ученых, таких как: Л. Н. Евменова, Л. П. Елфимов, Р. И. Боровикова, Т. Г. Драница, H.H. Копцева, Т. М. Ломанова, А. И. Морозов, М. В. Москалюк, Г. Ю. Мысливцева, В. О. Казанский, Д. В. Пивоваров, Т. М. Степапская, Н. В. Тригалева, В. Ф. Чирков.

Работы Леонида Петровича Елфимова, посвященные творчеству К. П. Белова, С. К. Белова, Ф. Д. Бугаенко, Г. А. Штабнова, М. И. Слободина, Н. Я. Третьякова, A.A. Чермошенцева, В. В. Кукуйцева, В. А. Долгушина, В. Г. Бугаева, В. М. Владимирова, внесли существенный вклад в искусствоведческое наследие Омска.

Владимир Федорович Чирков — автор ряда статей по современному изобразительному искусству Омска. Работы В. Ф. Чиркова, посвященные Г. П. Кичигииу, легли в основу разделов исследования, рассматривающих творчество омского художника в контексте визуализации культуры.

Среди работ Александра Ильича Морозова (1941;2010) по теме исследования были изучены такие материалы, как «Поколения молодых. Живопись советских художников 1960;1980;х годов» (1989), «Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930;х гг.» (1995), «Соцреализм и реализм» (2007), а также статьи в периодических изданиях, посвященные проблемам современного художественного процесса.

Творчество художников Алтайского края нашло свое отражение в научных трудах Тамары Михайловны Степанской. В ходе работы над темой диссертационного исследования были рассмотрены работы Т. М. Степанской, посвященные изобразительному искусству Алтая как прошлых лет (В. Петров, М. Мягков, Г. Гуркии, А. Никулин, М. Курзин и др.), так и современности (М. Будкеев, М. Ковепшикова, Е. Югаткин).

В ходе работы над темой диссертации были также изучены работы Марины Валентиновны Москалюк, рассматривающие наиболее значимые фигуры сибирского искусства («Симфония цвета: Живопись Анатолия Знака» (2000), «Борис Ряузов: Живопись» (1999), «Все, что в сердце: Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра» (2010)), они легли в основу разделов по творчеству красноярских художников 50−90-х годов XX века.

Большая часть публикаций Раисы Ивановны Боровиковой посвящена изобразительному искусству Сибири и Новосибирска. В последние годы особенное внимание исследовательница уделяла изучению контактов художественной культуры Сибири с Центральной Россией. Особо ценной для данного диссертационного исследования явилась работа Р. И. Боровиковой «Типологические черты художественной культуры Сибири», опубликованная в 1999 году.

Творчество новосибирских художников М.С. Омбыш-Кузнецова, Т. Н. Грицюка, B.C. Бухарова нашло свое отражение в работах Владимира Олеговича Казанского.

Тамара Григорьевна Драница пишет о художественной жизни Иркутска, в частности о А. Вычугжанинине, выдающемся художнике поколения 70-х годов.

Особое значение для воссоздания полной картины развития сибирского искусства имеют диссертационные исследования последних лет, выполненные Т. В. Бабиковой, A.A. Курбановским, Е. А. Мальцевой, Е. В. Орловской, A.A. Урванцевой.

На современном этапе развития информационной культуры не представляется возможным обойти вниманием Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теории и практике общероссийского и сибирского изобразительного искусства. Сведения, касающиеся теоретических вопросов, связанных с областью философии, культурологи и искусствознания, содержащиеся в Интернет-ресурсах, зачастую отличаются противоречивостью и неточностью, практические же вопросы обладают большей степенью достоверности.

Ценными источниками справочной информации о теории и практике современного искусства вообще и сибирского в частности послужили такие интернет ресурсы, как официальные сайты региональных отделений СХ Россииискусство Иркутска широко представлено на сайте «Культура Приангарья" — сайт «Арт-Ыовосибирск» является не только источником информации о современном искусстве Новосибирска, но включает ссылки на творчество наиболее значимых фигур сибирского искусства в целомпроект Издательского дома «Алтапресс» «Галерея» представляет творчество художников Ал тайского края.

Виртуальная справочная служба корпорации универсальных научных библиотек явилась источником ценной информации об изданиях по сибирскому искусству. Использовались также электронные каталоги государственных региональных библиотек городов Сибири (Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Кемерово, Томск, Омск). Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU послужила справочным ресурсом по поиску ста тей в научных журналах по теме исследования.

Базовые теоретические положения известных философов, как зарубежных, так и российских, дают отправные точки нашего исследования, но многое в общетеоретических положениях, опубликованных в настоящее время научных трудов, требует уточнения и развития в контексте заявленной нами проблематики, с позиций искусствоведческого подхода. Если говорить непосредственно об искусстве Сибири, то в целом оно во многих аспектах изучено и систематизировано, но ни в одной из работ сибирское искусство не рассматривается как предмет специального научного исследования в области соотношения визуальной и художественной составляющих.

Объект исследования: изобразительное искусство Сибири второй половины XX — начала XXI века.

Предмет исследования: трансформация художественных и визуальных образов в произведениях сибирских живописцев второй половины XX — начала XXI века.

Территориальные рамки исследования: искусство юродов Барнаул, Иркутск, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск.

Хронологические рамки исследования: 1950—2010;е годы. Выбранный временной отрезок (50−90-е годы XX века и начало XXI века) характеризуется как наиболее показательный для исследования. Влияние процессов информатизации на культуру и искусство в этот период стало наиболее ощутимым. В связи со сменой культурных парадигм усилилась динамика трансформации образной структуры произведений изобразительного искусства.

Цель диссертации ' обусловлена ее предметом и объектом и заключается в том, чтобы сформулировать понятие визуального образа по отношению к изобразительному искусству, выявить его различия с образом художественным и проанализировать процессы трансформации художественного и визуального образов в произведениях сибирских живописцев второй половины XX — начала XXI века с помощью искусствоведческого и междисциплинарного подхода к исследованию произведений искусства.

Работа направлена на изучение образной структуры произведений живописи как отражения процесса визуализации, изменяющего культурные ценности и установки. Реализация этой цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

1) Определение этапов сложения понятия «образ» в гуманитарном знании. Фиксация современного состояния проблемы, изучающей образную структуру произведений искусства.

2) Формулировка современного определения понятий «художественный образ» и «визуальный образ».

3) Сбор материалов по теории и практике искусства Сибири исследуемого периода. Систематизация полученных данных.

4) Разносторонний анализ произведений ведущих сибирских живописцев второй половины XX — начала XXI века в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, тематической картины.

5) Выявление взаимосвязей художественного и визуального образов в структуре живописных произведений сибирских художников.

6) Анализ изменений образной структуры живописных произведений сибирских художников исследуемого периода.

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологической базой исследования служат теоретические разработки зарубежных и отечественных ученых, изучающих проблемы образной структуры произведений изобразительного искусства на протяжении XX — начала XXI столетия.

Методологический подход основан преимущественно на методах, синтезирующих возможности искусствознания, философии и психологии. В исследовании используются такие методы, как классификация и типологизация, метод структурно-функционального исследования, а также метод философско-искусствоведческого анализа произведений изобразительного искусства.

Теоретическими основами исследования выступают базовые принципы диалектической логики, концептуальные положения теории рефлексии Г. В. Ф. Гегеля, основные принципы теории архетипов Карла Густава Юнга, концепция визуального мышления Рудольфа Арнхейма. Исследование основано также на базовых принципах современной теории изобразительного искусства Жана Бодрийяра.

Искусствоведческие труды Ханса Зедльмайра, Бориса Виппера, Виля Миримапова послужили основой аналитической работы в данном исследовании.

Научная новизна исследования.

1) Проанализированы причины неоднозначного толкования терминов «образ», «художественный образ», «визуальный образ», выделены современные подходы к исследованию образа и уточнена их формулировка.

2) Критически оценен и обобщен опыт рассмотрения проблем визуальности в трудах зарубежных и отечественных философов и искусствоведов, что может послужить основой дальнейших исследований.

3) Обобщена и подвергнута научному анализу творческая практика художников-живописцев городов Барнаул, Иркутск, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск за период от 50-х годов до настоящего временив научный оборот введен не исследованный ранее материал, позволяющий расширить представления об искусстве живописи в Сибири, а также о тенденциях и формах ее развития в середине XX — начале XXI века.

4) Впервые проведено целенаправленное и последовательное изучение процессов трансформации образной структуры произведений сибирского искусства второй половины XX — начала XXI века, прослежена их динамика, выявлена тенденция к увеличению доли визуальной составляющей в живописных станковых произведениях.

5) Научной новизной обладают отдельные выводы, касающиеся индивидуальных особенностей творчества художников Сибири, произведения которых использованы в качестве материала для исследования.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Развитие визуальной культуры, связанное с процессами информатизации, обусловливает увеличение доли визуальных образов в произведениях искусства.

2. Увеличение визуальной составляющей проявилось во всех основных жанрах живописи Сибири второй половины XX — начала XXI века.

3. Усиление роли визуальног о образа в произведениях живописи является одним из формообразующих и содержательных принципов в творчестве художников Сибири исследуемого периода.

4. Параллельное рассмотрение в процессе философско-искусствоведческого анализа «художественного» и «визуального» образов значительно углубляет понимание произведения искусства.

Научная и практическая значимость исследования.

Научная обоснованность и достоверность содержащихся в диссертции положений и выводов обеспечивается адекватностью используемых методов исследования объекту, предмету, целям и задачам работы, а также результатами всестороннего анализа комплекса привлечённых теоретических источников. Выводы диссертации подтверждены многосторонним анализом большого количества живописных произведений сибирских авторов.

В диссертационной работе впервые представлены изменения соотношений визуальной и художественной составляющих произведений живописи, введен в оборот большой круг малоисследованных произведений живописи сибирских художников. Художественная ситуация в Сибири в исследуемый период охарактеризована как насыщенная событиями в общественной и культурной жизни. Доказано, что сибирское изобразительное искусство, находясь в русле российского искусства, на всех Э1апах своего развития соответствует логике и тенденциям развития общероссийской художественной культуры.

Данная работа может активизировать научное изучение процесса визуализации искусства. Результаты исследования существенно расширяют представление о взаимосвязях визуального и художественного образов в живописном произведении, проясняют понимание функций образной структуры, мо1ут быть использованы при анализе, как отдельных произведений искусства, 1ак и современной культурной ситуации в целом.

Возможно применение материалов диссертационной работы в качестве 1еоретической базы для создания учебных курсов по общероссийской и региональной художественной культуре. Разработанные мстодоло! ическис основы исследования могут быть использованы для научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлениям «Искусствоведение» и «Kyj i ьтурол огия».

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации были представлены в ряде публикаций, опубликованных в научных журналах, рекомендуемых ВАК, и докладах, прочитанных на научных конференциях, среди которых: IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Искусство глазами молодых» (Красноярск, Красноярская государственная академия музыки и танца, 7−8 апреля 2010 года) — I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Личность в изменяющихся социальных условиях» (Красноярск, КГПУ имени В. П. Астафьева, 21−23 апреля 2010 года), IV Овсянниковская международная эстетическая конференция «Границы современной эстетики и новые стратегии интерпретации искусства» (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, 23−24 ноября 2010 года) — Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Формирование готовности учащихся к профессиональной деятельности в системе школа-вуз» (Красноярск, СФУ, 21 апреля 2011 года), XVIII Всероссийская конференция «Педагогика развития: посредническая функция и посредническое действие в образовании» (Красноярск, ИПГ1Р, 21−23 апреля 2011 года) — II Региональная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Гуманитарные науки в современном обществе: педагогика, психология и социология» (Красноярск, СФУ, 26 апреля 2011 года) и др.

На основе проведенного исследования создана программа учебной дисциплины по выбору «Визуальная культура» (объем дисциплины 108 часов), предназначенная для студентов IV курса, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».

В процессе работы над диссертацией её результаты неоднократно обсуждались на научно-методических семинарах кафедры инженерной и компьютерной графики Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета и кафедр культурологии и искусствоведения Гуманитарного института Сибирского федерального университета.

Выводы II главы.

Подводя итог исследованию процесса трансформации образной структуры в произведениях сибирских художников второй половины XXначала XXI века попытаемся обозначить основные тенденции развития искусства Сибири.

На сегодняшний день сибирское искусство можно охарактеризовать как одну из значимых, но до настоящего времени не получившую достаточно полной искусствоведческой оценки, недоисследованную составляющую российской культурной жизни. Чтобы спрогнозировать направление и темпы развития сибирского искусства, обратимся к недавнему прошломусоветскому и постсоветскому этапам его развития. Так же, как и для всей страны, определяющее значение для искусства Сибири имели исторические события, свершившиеся в 50−60-е годы. Как одну из черт демократизации общественной жизни можно отметить ослабление жесткой централизации власти и усиление роли нестоличных городов в жизни страны. Активизация искусства российской провинции на рубеже 50−60-х годов открыла новый этап в развитии художественной культуры страны. Именно в 50−60-е годы идут усиленные творческие поиски, складывается современный подход к осмыслению искусства.

Начиная с 1970;х годов искусство уже рассматривается в целостной системе культуры, социальная значимость, столь характерная для искусства соцреализма, отступает на второй план. Предметом искусствоведческих дискуссий становится полемика о современном стиле, метафорической образности, станковизме. Критическое мышление переориентируется на развернутую интерпретацию содержательных свойств художественного произведения.

Одним из положительных моментов демократизации общественной жизни, активно проходившей в годы перестройки, является то, что к концу.

1980;х годов заметно возрастает интерес к региональному изобразительному искусству. Наконец получают официальное признание и адекватную искусствоведческую оценку ранее незамечаемые художники, выходит' из подполья альтернативное искусство. Возможность знакомства с недоступными долгое время архивными документами спровоцировала усиление интереса к исследованию истории существования сибирской художест венной культуры в XX веке.

В связи с новыми техническими достижениями зарождается информационная культура, и как следствие этого, в сфере искусства усиливается интерес к возможностям визуального образа. Визуальный образ начинает' рассматриваться как более информационно емкий объект по отношению к образу художественному.

В этот период (1980;90-е годы) проявились многие культурные процессы современности: разнообразные формы общения художников, в том числе разных городов, заметный рост личной инициативы, расширение географии творческих поездок, включая зарубежные. Усиливается взаимопроникновение культур, постмодернистские тенденции, определяющие вектор развития зарубежного искусства, начинают оказыват ь влияние и на российское искусство. Это также способствовало усилению интереса к визуальной составляющей живописного произведения, как объекта, в определенной мере соответствующего постмодернистским установкам.

Следует отметить, что постсоветский период характеризуется как время изменения ценностных установок и векторов развития культуры. Имевшее прежде определяющее значение для всей советской культуры деление на искусство столичное и периферийное сегодня утратило смысл. Наблюдается исчезновение иерархии жанров, жесткой нормативности канонов и стилевого единства. Синтез разных видов искусств — живописи, графики, объемной пластики, — лежащий в основе многих работ 1990;х годов, станет в наступившем веке одним из основных способов создания художественных произведений.

В информационную эпоху в художественной культуре Сибири наблюдается увеличение массовости одних областей (дизайн, перфоманс и др.) и одновременно нагнетание элитарности, наполнение глубоким философским содержанием других областей (авангардистские течения) [194, с. 2|. Стремление к индивидуальности — одна из определяющих черт современного искусства. Свобода личностных проявлений позволяет практически каждому художнику создавать свое собственное направление в искусстве. При этом в новых культурных условиях востребованность визуального образа усиливается, он становится едва ли не основной содержательной единицей художественного произведения.

Сегодняшнее поколение сибирских художников своим творчеством формирует облик изобразительного искусства Сибири XXI века. Творчество молодых художников вселяет надежду на то, что сформировавшиеся на протяжении долгого времени традиции сибирского изобразительного искусства не прервутся, продолжатся в работах новых талантливых мастеров. Произведениями современных сибирских художников интересуются отечественные и зарубежные специалисты. Живопись молодых активно приобретается российскими и западными коллекционерами.

Художников, начинавших свой творческий путь в последние два десятилетия XX века, уже можно рассматривать как зрелых мастеров, со своим творческим почерком и образным языком. Новая культурная ситуация, сложившаяся в эти годы, дала возможность отступить от сложившихся ранее установок, искать новые способы познания, прежде всего интуитивные. Современное абстрактное искусство, утверждающееся в сибирском регионе со второй половины 1980;х годов, дает возможность наиболее полного раскры тия творческой интуиции [19, с. 108].

В XXI веке продолжилась традиция обращения сибирских художников к архаическим формам. Сочетание знаковости, порой идущей от местных архаических культур, и живописно-пластического решения, идущего от европейского и русского авангарда, стало /доминантой сибирского искусства, главной его особенностью. Раздвигая границы живописи и графики, но оставаясь в рамках станкового искусства, художники находят ту технику и стилистику, которая позволяет говорить об индивидуальной манере или почерке без поправки на принятую в обществе систему оценивания по принципу соответствия вкусовой или идеологической конъюнктуре. Ведь Сибирь, по словам омского искусствоведа Татьяны Васильевны Бабиковой, не только географическое понятие, но знак самобытности сформировавшегося здесь художественного сознания [19, с. 98].

Заключение

.

Подводя итог исследованию наиболее репрезентативных произведений живописи художников Иркутска, Омска, Барнаула, Новосибирска, Красноярска, можно сформулировать основные выводы, полученные согласно цели и задачам исследования. Они заключаются, прежде всего, в том, что процесс трансформации образной структуры живописных произведений сибирских художников второй половины XX — начала XXI веков является объективной реальностью, а сама образная структура эволюционирует в сторону увеличения визуальной составляющей. Данная тенденция имеет устойчивую динамику и усиливается по мере возрастания темпов визуализации культуры в целом.

Чтобы понять сущность этих процессов, необходимо было уточнить исходные теоретические понятия, связанные с категорией «образная структура произведения живописи». В настоящем исследовании проведен анализ взглядов историко-философской мысли на понятия «образ», «художественный образ», «визуальный образ» как центральных категорий конструирования реальности в искусстве.

В современном прочтении образ применительно к искусствознанию обладает такими дефинициями как вымысел или допущение, факт идеального бытия, архетип, знак, средство смысловой коммуникации. Внутри большого понятия «образ» в ходе его диалектического развития сформировались две его составляющие: визуальный и художественный образ, обладающие как общими, так и отличными друг от друга качест венными характеристиками.

Главным общим качеством визуального и художественного образа можно считать то, что они являются материализацией некоей идеи и призваны донести вложенную информацию. И тот, и другой образ создаются с помощью художественных средств, язык их метафоричен и условен, в каждом присутствуетслияние объективного и субъективного.

Принципиальным отличием частей образной структуры живописного произведения является рациональность визуального образа и эмоционально-чувственная природа художественного образа. Массовость визуального и элит арность художественного — еще одно из принципиальных отличий.

Следует также отметить, что в современной культуре идет процесс взаимопроникновения и взаимообогащения таких понятий как «визуальный» и «художественный» образ. Возникает новая форма художественного творчества — «визуальное искусство». Произошедшая смена определения художественного творчества в области «изящных искусств» на «изобразительные искусства» продолжается вытеснением последнего определения понятием «визуальные искусства».

Постмодернистские теории отчасти объясняют рост популярности визуального образа. Насыщение произведений искусства визуальными образами является способом расширения содержания, подобный вид образа идеален как транслятор для цитатное&tradeи интертекстуальности, характерных признаков постмодернизма. Зритель вновь возвращается в замкнутое тюле уже известных форм и контекстов. Комбинирование и верификация таких образов авторами образует новые смыслы на основе уже созданных ранее произведений искусства.

Ситуация «двойного кодирования» также провоцирует увеличение визуальных образов для создания многоуровневой образной структуры произведений искусства. Высказывание Клотца: «не только функции, по также и фикции» прямо указывает на визуальный образ как способ создания «фикций"[26, с. 64]. Постмодернизм делает акцент на роли визуального образа, который и взял верх над реальностью. Это является основной причиной востребованности визуального образа в современном искусстве вообще, и в искусстве Сибири в частности.

Попытки изучения современного сибирского искусства, предпринятые нами во второй главе, базировались на теоретических выводах, полученных в первой части. Проведенное исследование изобразительного искусства Сибири второй половины XX — начала XXI веков показало, что период 50.

90х годов XX века был насыщен событиями в общественной и культурной жизни. Изобразительное искусство, находясь в русле российского искусства, на всех этапах своего развития соответствовало логике и тенденциям развития российской художественной культуры. Процессы либерализация и демократизация страны, предпринятые в 1950;60х и 1980;90х годах, способствовали ускорению процесса развития искусства.

Сравнение между собой работ разных лет выдающихся мастеров пейзажного искусства, народных художников А. Н. Либерова, Б .Я. Ряузова, М. Я. Будкеева позволяет сделать вывод о возрастании в сибирском пейзажном искусстве доли визуальных образов в период от 50х годов XX века до настоящего времени. Причиной изменений, происходивших в образном языке каждого из рассматриваемых художников, могут выступать как личностные мотивы (саморазвитие и самосовершенствование), так и влияние па творческий процесс внешних факторов. Внешнее воздействие зависит от смены культурных ситуаций, обстоятельств общественной жизни, ускорения научно-технического прогресса, появления новых способов межличностного общения.

Усиление позиций визуального образа в живописных произведениях у Алексея Либерова, Бориса Ряузова и Михаила Будкеева, главным образом, связано с возрастанием живописного мастерства, переходом на новый уровень мировосприятия и творческой свободы. При этом визуализация работ у выше названных мастеров пейзажа не подавляет собой в произведениях первенства художественного образа, наоборот, художественность, как главная ценность искусства, только возрастает.

Анализ творчества художников-портретистов показал, что если произведения 1950;60х годов перегружены поясняющими образ портретируемого деталями: возраст, пол, социальный статус, то в 70−80е годы акцент ставится на личностные качества человека. В последней трети XX века образная структура портрета усложняется за счет насыщения изображения качествами архетипического образа, аппеляцией к более глубинным пластам ассоциативных связей на уровне символа и знака.

Художники поколения 60−70-х годов (Т.А. Мирошкина, А. П. Левитин, Т. В. Ряннель, Г. Ф. Борунов) решали образ современника через визуализацию его внешнего облика или профессиональных качеств, оставляя «за кадром» уникальность личности, внутренний мир портретируемого. В 70−80 годы появляется интерес к личностным качествам человека, в портрете наблюдается преобладание психологических характеристик. Портреты 708 Ох годов отличаются усилением художественной составляющей, без которой невозможно интерпретация внутреннего мира изображаемого человека. Творчество A.M. Знака и А. И. Вычугжанина — это вершины развития послевоенного портретного искусства в Сибири.

В течении последних двух десятилетий XX и начала XXI века в портретном творчестве новосибирского мастера М.С. Омбыш-Кузнецова и омича Г. П. Кичигина идет усиление визуальной составляющей, формируется новый подход к изображению, свойственному особенностям мировосприятия человека информационной эпохи. На современном этапе развития искусства портрета ак тивно внедряются в живописное, станковое произведение приемы и методы, свойственные в большей мере дизайну, содержание выстраивается за счет сопоставления нескольких, закрепленных в массовом сознании, визуальных образов.

Изменения в культурной ситуации, происходившие на протяжении второй половины XX — начале XXI века, нашли свое отражение и в таком «сверхжанре» как сюжетно-тематическая картина. В 50-е годы большая картина понимается как эпическое произведение сходное по выразительным средствам с литературой, ° а в 90-е годы «картина-рассказ» сменяется «картиной-образом». Наряду с классической композиционной схемой художники применяют способы монтажа изображений, свойственные дизайну и кинематографу. В следствие этих изменений возрастает доля визуальной составляющей в структуре сюжетно-тематической картины. Эта установка ясно прослеживается в творчестве М.С. Омбыш-Кузнецова и Г. И.

Кичигина от 70-х XX века годов до начала нынешнего XXI века. Вообще, Омбыш-Кузнецов и Кичнгин в художественном пространстве Сибири являются наиболее талантливыми и активными представителями круга художников, ищущих и создающих авторский язык, в полной мере воплощающий тенденции времени.

Жанровые особенности натюрморта, позволяющие художнику свободнее экспериментировать, искать новый образный язык, обусловили большее, нежели в других жанрах, стремление к увеличению доли визуальных, невербализируемых образов. Данная тенденция ни только не ослабевает, но нарастает на всем протяжении от 50-х до 90-х годов XX века. Итогом трансформации образной структуры в сторону усиления визуализации могут служить натюрморты Г. П. Кичигина.

Образная структура произведений абстрактной, нефигуративной живописи в исследуемый период также подвержена изменениям. Актуальность апелляции сибирских художников-абстракционистов к визуальным образам обусловлена тем, что стилистика визуальных кодов способна выразить в зримых формах образы, находящиеся на уровне коллективного бессознательного. Увеличение числа произведений нефигуративной живописи обусловлено проникновением в российское искусство западных постмодернистских влияний, это обстоятельство делает визуальный образ наиболее востребованным именно в настоящей культурной ситуации.

В проанализированных произведениях сибирских художников явление трансформации образной структуры живописных произведений предстает в неоднородном качестве, выявляются два основных аспекта изменения соотношения визуальной и художественной составляющих. Темп и качество изменений образной структуры могут быть обусловлены как индивидуальными особенностями творческого метода художника, так и влиянием на процесс создания произведений внешних, объективных факторов. При рассмотрении процесса увеличения визуальной составляющей в произведениях живописи необходимо учитывать фактор роста живописного мастерства художника, особенностей мировосприятие и степени творческой свободы. Внешнее воздействие обусловлено изменениями в культурной и общественной жизни.

На разных этапах развития сибирской культуры темпы увеличения визуальной составляющей имели неравномерную динамику, либо ускорялись как в 50−60х и 80−90х годах, либо замедлялись, находились в периоде стагнации, как в 70−80х годах. Связано такое движение с общественной и культурной жизнью страны, а также с развитием технологий и с влиянием тенденций российского и мирового искусства.

Наиболее важным фактором в процессах насыщения визуальными образами станковых живописных произведений, безусловно, является наступление новой информационной эпохи, процесс этот обусловлен бурным развитием науки и техники во второй половине XX века. Художники часто обращаются в своем творчестве напрямую к образу человека и созданной им техники (М.С. Омбыш-Кузнецов «Диалог с компьютером» (2002)), демонстрируя тесную взаимосвязь явлений трансформации образной структуры живописных произведений с информатизацией общества.

Необходимо подчеркнуть, что визуальные образы являются важным и необходимым элементом произведения искусства. Тенденция увеличения визуальной составляющей носит необратимый характер, наиболее полно и выпукло визуализация изобразительного искусства представлена в •творчестве художников Омска и Новосибирска (Г.П. Кичигин, М.С. Омбыш-Кузнецов). Распрастранение образного языка, приоритетное начало которого о тдано визуальности, оказывает влияние на все сибирское искусство в целом, особенно на этапе формирования нового поколения сибирских художников.

Итак, исследование творчества художников Иркутска, Омска, Барнаула, Новосибирска, Красноярска второй половины XX вв начала XXI вв позволяют сделать вывод о взаимосвязях и взаимовлияниях визуального и художественного образа в живописных произведениях сибирских художников. Визуальный и художественный образы в произведениях живописи, развиваясь относительно самостоятельно, являют собой необходимую часть единого организма — образа произведения искусства. Нужно также сказать, что увеличения визуальной составляющей в образной структуре живописных произведений сибирских художников исследуемого периода является объективной реальностью. Данная тенденция находится в прямой зависимосим от темпов визуализации культуры. Следует отмстигь зиачеиие изученного опыта для современной ситуации, когда наблюдается кардинальное изменение роли станковых живописных произведений в культурной жизни общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абстракция в России. XX век: Изоматериал.: кат.: в 2-х т. / сост. Е. Андреева [и др.]. СПб.: Palace Editions: Русский музей, 2001. — Т. 1. -381 с.: 507 цв. ил.
  2. Абстракция в России. XX век: Изоматериал.: кат.: в 2-х т. / сост. Е. Андреева [и др.]. СПб.: Palace Editions: Русский музей, 2001. — Т. 2. -432 с.: ил.
  3. К. От единства к многообразию. Разыскания в области «другого» искусства 1950-х 1980-х годов Текст. / К. Аймермахер. -М.: Рос. гуманит. ун-т, 2004. — 320 с.
  4. К. Знак. Текст. Культура Текст. / К. Аймермахер. М.: Рос. гуманит. ун-т, 2001. — 349 с.
  5. Александр Ботев Изоматериал.: портреты / авт. вступ. ст. В. В. Сазонов. Барнаул: ГИПП «Алтай», 1994. -15 с.: ил.
  6. Д. А. Культура городов Сибири в условиях модернизации: к постановке проблемы Текст. / Д. А. Алисов // Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. -Омск, 1997.-С. 5−16.
  7. Андрей Поздеев. 1926−1998 Изоматериал.: альбом / сост. -Красноярск: Платина, 1999. 99 с.
  8. Андрей Поздеев Текст.: Жизнь человека: живопись / авт. ст. Е. Ю. Худоногова. Красноярск: Платина, 2004. — 20 с.: ил.
  9. Андрей Поздеев. Печатная графика: линогравюры, офорты сухая игла, монотипии Изоматериал.: кат. / авт.-сост. В. А. Гурьянова. -Красноярск: Ситалл, 2009. -57 с.: цв. ил.
  10. Ю.Андрей Поздеев портретист: портретное творчество художника (Изоматериал. / авт.-сост. Г. JI. Васильева-Шлянина. — Красноярск: Сиенит-КрАЗ, 2003. — 48 с.: цв. ил.
  11. Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта Текст. / Д. Антисери, Д. Реале- под ред. С. А. Мальцевой. СПб.: Пневма, 2002. — 868 с.: ил.
  12. Аристотель Сочинения Текст.: в 4 т. / Аристотель- авт. предисл. В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1975. — Т. 1: Метафизика. О душе — 550 с.
  13. Р. Искусство и визуальное восприятие Текст. / Р. Арнхейм- пер. с англ. М.: Архитектура-С, 2007. — 391 с.
  14. Р. Новые очерки по психологии искусства Текст. / Р. Арнхейм- пер. с англ.- науч. ред. и вступ, ст. В. П. Шестакова. М.: Прометей, 1994.-352 с.
  15. О. В. Искусство в эпоху его тотального потребления Текст. / О. В. Аронсон // Критическая масса. 2003. — N 3. — С. 105 — 107
  16. О. В. Изобретение чуда Текст. / О. В. Аронсон // Синий диван. 2004. — N 4. — С. 39 — 58.
  17. Т. В. Омск региональный центр художественной жизни Сибири во второй половине XX века Текст.: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.04 / Т. В. Бабикова. — М., 2005. — 183 с.
  18. Р. Империя знаков Текст. / Р. Барт- пер. с фр. Я. Г. Бражниковой. М.: Праксис, 2004. — 143 с.: ил.
  19. Р. Мифологии Текст. / Р. Барт- пер. с фр., вступ, ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Академический Проект, 2008. — 351 с.
  20. Р. Эффект реальности Текст. // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. — С. 392 — 400.
  21. А. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция Текст. / А. Бобриков // Художественный журнал. 2003. — N 51/52. -С. 29−33.
  22. Е. А. Немецкая философия на рубеже веков: концепции искусства и культуры Текст. / Е. А. Богатырева. М.: Рос. ип-т культурологии, 2004. — 135 с.
  23. . Симулякры и симуляция Текст. // Философия эпохи постмодерна: сб. пер. и реф. М., 1996. — С. 32 — 47.
  24. Большой психологический словарь Текст. / Н. Н. Авдеева |и др.]- под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е изд, доп. и перераб. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 666 с.
  25. Р. И. Типологические черты художественной культуры Сибири Текст. / Р. И. Боровикова // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций: сб. науч. ст. Новосибирск, 1999. — Вып. 1. — С. 137 — 141.
  26. В. И. История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века Текст.: дис.. канд. ист. наук: 17.00.09 / В. И. Бочковская. Барнаул, 2006. — 278 с.
  27. Е. В. Жанровые мотивы в пейзажной живописи Алтая XX века в контексте традиций русской художественной школы | Текст. :автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.04 / Е. В. Бажова. -Барнаул, 2010. 22 с.
  28. П. Л. 60-е. Мир советского человека Текст. / П. Л. Вайль, А. Генис. 3-е изд. — М.: Новое лит. обозрение, 2001. — 359 с
  29. А. Г. Симулякр ли я дрожащий или право имею Текст. / А. Г. Великанов. М.: Новое лит. обозрение, 2007. — 272 с.
  30. М. Продуктивное мышление Текст. / М. Вертгеймер- общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  31. . Р. Введение в историческое изучение искусства Текст. / Б. Р. Виппер. М.: В. Шевчук, 2010. — 367 с.
  32. . Р. Статьи об искусстве Текст. / Б. Р. Виппер. М.: Искусство, 1970.-591 с.
  33. Владимир Бугаев: живопись, графика Из о матер и ал.: кат. / авт. предисл. Л. Елфимов- Ом. Музей изобраз. искусств. Омск, 1993 — 1 8 с.: ил.
  34. П. С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства XX века) Текст.: дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.09 / П. С. Волкова. Краснодар, 2009. — 347 с.
  35. К. Д. ГІиктографика в художественной и визуальной культуре Текст.: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.04 / К. Д. Волощук. Барнаул, 2010. — 26 с.
  36. Г. В. Ф. Лекции по эстетике Текст.: в 2-х т. / Г. В. Ф. Гегель. -СПб.: Наука.-Т. 1.-621 с.
  37. Гештальт психология. В. Келер Исследование интеллекта человекоподобных обезьян- К. Коффка Основы психического развития Текст. / В. Келер, К. Коффка. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.-687 с.
  38. Геннадий Штабнов: Живопись Изоматериал.: кат. персон, выст. / предисл. Л. Елфимова. Омск: Ом. орг. Союза художников РСФСР, 1988.-23 с.: ил.
  39. И. В. : Goethe J. W. von Поэзия и Правда: Из моей жизни Текст. / И. В. Гете- пер. с нем. М.: Захаров, [2003?]. — 735 с.
  40. И. В. Учение о цвете. Теория познания Текст. / И. В. Гете. 2-е изд.-M.: URSS, 2011.-200 с.
  41. . Типология современного искусства Текст. / Б. Гройс // Художественный журнал. 2006. — N 61/62. — С. 11 — 18.: ил. 51 .Давыденко И. М. Художники Красноярска Текст. / И. М. Давыденко. -Красноярск: Кн. изд-во, 1978. 182 с.
  42. . Письмо и различие Текст. / Ж. Деррида- пер. с фр.- ред. В. Кузнецов. М.: Академический проект, 2007. — 495 с.
  43. . Логика смысла Текст. / Жиль Делез — [пер. с фр. Я. И. Свирского] - Учреждение Российской акад. наук, Ин-т философии РАН Пер.:.- Paris: Tes Editions de Minuit, 1969. С. — 352.
  44. Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма Текст. / Ф. Джеймисон // Философия эпохи постмодерна. -Минск, 1996.-С.-431.
  45. Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма Текст. / Ч. А. Дженкс- пер. с англ.- под ред. А. В. Рябушина, В. Л. Хайта. М.: Стройиздат, 1985. — 137 с.
  46. А. В. Ролан Барт как он есть Текст. / А. В. Дьяков. СПб.: Владимир Даль, 2010. — 319 с.
  47. Л. Н. Культурное подвижничество в истории Красноярского края Текст. / Л. Н. Евменова. Красноярск: СибФУ, 2008. — 220 с. 58.
  48. Европейская живопись ХШ-ХХ века Текст.: энцикл. словарь / Л. С. Алешин [и др.]. М.: Искусство: Notabene, 1999. — 527 с.: ил.
  49. Е. А. Вербальные интерпретации произведений изобразительного искусства: Номинативно-коммуникативный аспект Текст.: дис.. д-ра филол. наук: 10.02.19 / Е. А. Елина. Волгоград, 2003.-352 с.
  50. Л. Г1. Кондратий Белов: народный художник России Текст.: альбом-моногр. / сост. В. К. Белова, Л. П. Елфимов. Омск, 1997. — 175 с.: ил.
  51. С. А. Евангелия канонические и апокрифические Текст. / С.
  52. A. Жебелев Москва: URSS, 2011. — 130 с.
  53. Т. П. Художественный андеграунд 1960 1980-х гг.: столицы и провинция Текст. / Т. П. Жумати // Известия Уральского государственного университета. — 2005. — N 35. — С. 173 — 182.65.3инченко В. П. Психология на качелях между душой и телом Текст| /
  54. B. Г1. Зинченко // Знание. Понимание. Умение. 2005. — N 3. — С. 151 -169.
  55. С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа Текст. /
  56. C. В. Иванов. СПб.: НП-Принт, 2007. — 450 с.: ил.
  57. Т. В. История искусств: Отечественное искусство Текст. / Т. В. Ильина Т. В. -М.: Высшая школа, 2007. 407 с.
  58. М. С. Эстетика как философская наука Текст.: унив. курс лекций / М. С. Каган. СПб.: 'ПС Петрополис, 1997. — 544 с: ил.
  59. В. В. Точка и линия на плоскости Текст. / В. В. Кандинский. СПб.: Азбука, 2000. — 558 с.
  60. И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант- пер. с нем. Н. Лосского. М.: Эксмо, 2010. — 735 с.
  61. М. Продавцы вакуума Текст. / М. Кантор // Эксперт. 2007. -N9.-С. 100- 105.
  62. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Текст. / М. Кастельс- под ред. О. И. Шкаратана- пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000.-608 с.
  63. В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян |Текст. / В. Келер // Гештальт-психология. М., 1998. — С. 5 — 280.: ил.
  64. Н. П. Истина произведения изобразительного искусства Текст. / Н. П. Копцева, В. И. Жуковский // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. Красноярск, 2005. — Вып. 3,-С. 25 -32.
  65. К. Восприятие: введение в гештальттеорию Текст. / К. Коффка // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. — С. 96- 114.
  66. К. Основы психического развития Текст. / К. Коффка // Гештальт-психология. М., 1998. — С. 281 — 687.
  67. О. А. Искусство нового времени: Опыт культурологического анализа Текст.: моногр. / отв. ред. О. А. Кривцун. СПб.: Алстейя: Гос. ин-т искусствознания, 2000. — 307 с.
  68. О. А. Метаморфозы творческого Я художника Текст.: моногр. / отв. ред. О. А. Кривцун. М.: Памятники ист. мысли, 2005. -375 с.: ил.
  69. Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики Текст. / К). Кристева. М.: РОССПЭН, 2004. — 653 с.
  70. А. А. Археология визуальности на материале русской живописи Х1Х-начала XX в. Текст.: дис.. д-ра филос. наук: 17.00.09 / А. А. Курбановский. СПб., 2008. — 373 с.
  71. С. Заключительное научное послесловие к «Философским крохам»: мимически-патетически-диалект. компиляция, экзистепц. вклад Иоханеса Климакуса Текст.: трактат / С. Кьеркегор- пер. с дат. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2005. — 679 с.
  72. А. А. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. М.: Смысл, 2005. -431с.
  73. А. П. Леонтьев: избранные труды Текст. / А. Н. Леонт ьев. -М.: Амонашвили: Моск. гор. пед. ун-т, 2004. 224 с.
  74. А. Ф. История античной эстетики. Последние века Текст.: в 2-х кн. / Д. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1988. — Кн. 1.-413 с.87Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1976. — 367 с.
  75. Ю. М. Об искусстве: Структура художественного чексга. Семиотика кино и проблемы киноэстетики: Статьи. Заметки. Выступления (1962−1993) Текст./ Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 1998.-702 с.: ил.
  76. Майя Дмитриевна Ковешникова Изоматериал.: кат. выст. / вступ. ст. Т. М. Степанской. Барнаул: РИО, 1989. -21 е.: ил
  77. Е. А. Тенденция развития сибирской живописи второй половины 1950-х начала 1970-х гг.: Проблема сурового стиля Текст.: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.04 / Е. А. Мальцева. — Барнаул, 2005.-218 с.
  78. И. С. Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века Текст.: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.04 / П. С. Мамырина. Барнаул, 2006. -178 с.
  79. Мир Андрея Поздеева = The world of Andrei Pozdeyev Изоматериал.: альбом: в 3 т. / авт.-сост. П. Г. Ткаченко. М.: СканРус, 1999. — Кн. 1: Живопись. — 151 с.: ил.
  80. Мир Андрея Поздеева = The world of Andrei Pozdeyev Изоматериал |: альбом: в 3 т. / авт.-сост. Н. Г. Ткаченко. М.: СканРус, 2001. — Кн. 2: Графика. Акварель. — 127 с.: ил.
  81. Мир Андрея Поздеева = The world of Andrei Pozdeyev Изоматериал.: альбом: в 3 т. / авт.-сост. П. Г. Ткаченко. М.: СканРус, 2002. — Кн. 3: Архив. Воспоминания. — 159 с.: ил.
  82. О. Новые коллекции мастера Текст| : [о художнике Н. И. Рыбакове (Красноярск). / О. Михайлова // Вечерний Красноярск. -2004. 19 марта (N 20). — С. 23.: фото.
  83. А. И. Выставка и немного истории. Краевая художественная выставка Текст. / А. И. Морозов // Художник. 2010. — N I. — С. 15 — 1
  84. А. И. Искусство России Век XX. Революция в искусстве. Искусство в революции большевиков Текст. / А. И. Морозов // Новая Россия. — 1997. — N 1. — С. 49 — 68.
  85. А. И. Искусство России XX век. Тридцатые годы Текст. /
  86. А. И. Морозов // Новая Россия. 1997. — N 2. — С. 25 — 52.
  87. А. И. Искусство России XX век. Война. Осень вождя Текст. / А. И. Морозов // Новая Россия. — 1997. — N 3. — С. 129 — 141.
  88. А. И. Искусство России XX век: переломы и перепутья Текст. / А. И. Морозов // Новая Россия. — 1997. — N 4. — С. 49 — 61.
  89. А. И. Сибирское искусство в современной России Текст. / А. И. Морозов // Искусство Сибири: традиции и современность: сб. материалов науч.-практ. конф. посвященной 75-летию образования Красноярского края. -Красноярск, 2009. С. 4 — 14.
  90. А. И. Художник в современной России: проблема выбора социальной роли Текст. / А. И. Морозов // Современное искусство в контекстах: теория, история, география, общество: материалы науч. конф. -М., 1994.-С. 139- 149.
  91. М. В. Борис Ряузов. Живопись Изоматериал.: альбом/ М. В. Москалюк- сост. кат. И. Знак. Красноярск: Платина, 1999. — 128 с.
  92. М. В. Все что в сердце. Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра Текст. / М. В. Москалюк. Красноярск: Поли кол ор, 2010.-288 с.
  93. М. В. Симфония цвета: Живопись Анатолия Знака Изоматериал.: кат. / М. В. Москалюк- сост. И. Знак. Красноярск: б. и., 2000. — 48 с.: цв. ил.
  94. А. Н. Парадоксы неоконсерватизма: (Россия и Германия в конце Х1Х-начале XX в.) Текст. / А. П. Мочкин. М.: ИФРАН, 1999. — 193 с.
  95. Н. В. «Объектное» движение в современном искусстве Омска Текст. / Н. В. Муратова // Четвертые Омские искусствоведческие культурологические чтения. Омск, 2001/2002. -С. 94−96.
  96. И. Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания Текст.: моногр. / И. Я. Мурзина. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. — 205 с.
  97. Г. Ю. Омский Союз художников в 1980 2000-е годы Текст. / Г. Ю. Мысливцева // Художники Омского Прииртышья: альбом-каталог, посвящ. 75-летию Ом. обл. орг. Союза художников России. Омск, 2008. — С. 52 — 63.
  98. И. А. Художественный портрет как форма постижения человека в истории культуры Текст.: дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / И. А. Неверова. СПб., 2008. — 149 с.
  99. С. В. Формирование культурного пространства города Барнаула в XVIII начале XX в.в. Текст.: дис.. канд. культурологии: 24.00.02 / С. В. Нестерова. — Кемерово, 2000. — 276 с.
  100. Николай Рыбаков: Язычество в нас не угасает Текст.: [интервью с красноярским художником Николаем Иосифовичем Рыбаковым] / записала Е. Коновалова // Вечерний Красноярск. 2007. — 7 ноября (N 43).-С. 26.
  101. Ф. Сочинения Текст.: в 2-х т. / Ф. Ницше- сост. К. А. Свасьян. М.: Мысль, 1997. — Т. 1.- 832 с.
  102. Новикова Галина Евгеньевна: живопись, графика Изоматериал.: кат. выст. / сост. И. Г. Федчина. Иркутск: [б.и.], 1981. — 44 с.: ил.
  103. М. М. Абстракция в лабиринтах познания: Логический анализ Текст. / М. М. Новоселов. М.: Идея-Пресс, 2005. — 349 с.
  104. Л. И. Художественная жизнь Томска в переломные годы истории Сибири: 1917−1922 Текст.: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.04 / Л. И. Овчинникова. Барнаул, 2006. -200 с.
  105. Е. В. Концепция творческой личности в изобразительном искусстве Ал тая второй половины XX века Текст.: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.04 / Е. В. Орловская. Барнаул, 2004.-235 с.
  106. А. Этический код автономии Текст. / А. Осмоловский // Художественный журнал. 2005. — N 58/59. — С. 37 -43.
  107. В. А. Николай Ротко. Живопись Изоматериал.: альбом /
  108. В. А. Откидач. М.: , 1992. — 48 с.: ил. — Вступительная статья о творчестве художника: с. 3−6.
  109. Павел Филонов. Очевидец незримого Текст.: к выставке в Государственном Русском музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина / авт. Ст. Д. Боулт, О. Бузина [и др.]. СПб.: Palace Editions, 2006. — 374 с.
  110. Пейзаж в советском изобразительном искусстве Изоматериал.: кат. / сост. Т. М. Ломанова- Красиояр. худож галерея. 1989. — 28 с.
  111. Е. Этика анонимности Текст. / Е. Петровская // Художественный журнал. 2005. — N 57. — С. 31 — 35.
  112. Ч. С. Избранные философские произведения Текст. / Ч. С. Пирс- пер. с англ. М.: Логос, 2000. — 412 с.
  113. Платон Государство. Искусство дискуссии Текст. / Платон. М.: МГИМО, 2009.- 142 с.
  114. В. Мимезис Текст.: в 2 .т.: материалы по аналит. антропологии лит. / В. Подорога. М.: Культурная революция: Логос, 2006. — Т. 1: П. Гоголь, Ф. Достоевский. — 685 с.
  115. В. А. Что такое nature morte? Текст. / В. А. Подорога // Синий диван. 2006. — Вып. 9. — С. 33 — 44.
  116. А. Г. Живопись: 100 картин художника Андрея Поздеева Изоматериал.: альбом / А. Г. Поздеев. М.: Галерея «Сити», 1992. -144 с.
  117. Г. И. Эстетическое и художественное Текст. / Г. Н. Поспелов. М.: Высш. шк., 1998. — 405 с.
  118. А. А. Символ и миф в народной культуре Текст. / А. А. Пот ребня. М.: Лабиринт, 2007. — 480 с.
  119. Развитие изобразительного искусства Советской Сибири Текст.: Vзон. конф., посвящ. 70-летию Великой Окт. соц. революции, 19−23 мая: тез. докл. / отв. ред. Т. М. Ломанова и др. Красноярск: б. и., 1987. -76 с.
  120. В. М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир Текст. / В. М. Розин. 2-е изд. — М.: УРСС, 2004. — 224 с.
  121. Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» глазами христианского публициста Текст. / Г. Рормозер // Вопросы философии. 1991. -N 5. -С. 75 — 86.
  122. Э. И. Живая живопись Бориса Ряузова Текст.: [о художнике из Красноярска] / Э. И. Русаков // Красноярский рабочий. -2004. 17 июня (N 87). — С. 3.
  123. Рыбаков Николай Иосифович. Персональная юбилейная выставка Изоматериал.: альбом. Красноярск: СИЕНИТ-КрАЗ, 1998. — 20 с.: ил.
  124. В. Г. Культура Западной Сибири: история и современность Текст.: учеб. пособие к курсу «Культура региона: история и современность» / В. Г. Рыженко, А. Г. Быкова. Омск: ОмГУ, 2001.-372 с.
  125. А. В. Художественно-теоретический консерватизм в контексте американской теории современного искусства 1960−1990-х гг. Текст.: дис.. д-ра филос. наук: 17.00.09 / А. В. Рыков. СПб., 2008.-495 с.
  126. Т. Д. Художественная жизнь Кузбасса во второй половине XX века Текст.: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.04 / Т. Д. Рысаева. Барнаул, 2006. — 261 с.
  127. Н. Л. Сознание и культура : Теоретико-методологический анализ смысловой организации Текст.: дис.. д-ра филос. наук: 24.00.01 / Н. Л. Сергиенко. Краснодар, 2002. — 308 с.
  128. Е. Николай Ротко живописное преобразование повседневной жизни Текст. / Е. Сергеева // Декоративное искусство. -2006. -N 2. — С. 43 -47.
  129. Сибирский портрет XVIII начало XX в.в. Изоматериал.: альбом / авт. ст. Зубрий Е. С., Снытко Л. Н., Фатьянов А. Д- ред. Н. И. Бедник. -M.: АРС, 1994. — 172.: ил.
  130. М. Н. Михаил Омбыш-Кузнецов Изоматериал.: альбом / сост. М. Н. Соколов- ред. Г. П. Конечна. М.: Сов. художник, 1981. -47 с.: ил.
  131. Степан Егорович Орлов Изоиздание.: буклет / авт. ст. Т. М. Ломанова. Красноярск: [199?], [б. и.] - 8 с.
  132. Т. М. Живописец Михаил Будкеев Текст.: [К 80-летию художника М. Я. Будкеева] // Наука, культура, образование. 2002. -N 10,-С. 26 -28.: ил.
  133. Т. М. Как хорош этот мир! Текст.: [о выст. произведений художника М. Будкеева] / Т. М. Степанская // Алт айская правда. 1997. — 11 января.
  134. Т. М. Пейзаж национальный жанр России в коллекции Сергея Хачатуряна Изоматериал.: кат. выст. / Т. М. Степанская. -Барнаул, 2005. — 32 с.
  135. Т. М. Тропинка к роднику Текст.: [к 50-летию творческой жизни художника М. Я. Будкеева] / Т. М. Степанская // Голос труда. 1997. — 10 января.
  136. Н. А. Место художественной культуры в интеллектуальном пространстве Сибири XX века Текст. / Н. А.
  137. Томилов // Культура и интеллигенция России: Интеллектуальное пространство (провинция и центр). XX век, 27−28 сентября 2000 г: материалы четвертой Всерос. науч. конф. Омск, 2000. — Т. 1. — С. -273.
  138. А. А. Институты трансляции изобразительного искусства в социальной истории современного города: на материалах Омска и Новосибирска. Конец XX начало XXI вв. Текст.: дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / А. А. Урванцева. — Омск, 2008. — 264 с.
  139. A. JI. Наивное искусство в художественной культуре Алт ая XX века Текст.: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.04 / A. J1. Усанова. Барнаул, 2004. — 205 с.
  140. А. Д. Иркутские сокровища Текст. / А. Д. Фатьянов- предисл. В. Распутина. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985. — 160 с.
  141. Филонов: художник, исследователь, учитель Текст.: в 2-х т. / от в. ред. П. Ракитии. -М.: Агей Томеш, 2006. 201 с.
  142. П. А. Избранные труды по искусству 'Текст. / П. А. Флоренский. -М.: Изобразительное искусство, 1996. 335 с.
  143. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ Текст| / 3. Фрейд- пер. с нем. М.: Академический проект, 2009. — 597 с.
  144. С. Современное искусство. Картины. Настоящие. Дешевые Текст. / С. Фриммель // Художественный журнал. 2005. -N 60.-С. 85 — 87.
  145. Ю. Философский дискурс о модерне: 12 лекций Текст. / К). Хабермас- пер. с нем.- науч. ред. Е. Л. Петренко. Изд. 2-е, испр. -М.: Весь мир, 2008.-415 с.
  146. В. 15. Ценностные ориентации русской классики Текст. /
  147. В. Е. Хализев. М.: Гнозис, 2005. — 431 с.
  148. М. Б. Горизонты художественного образа Текст. / М. Б. Храпченко. 2-е изд., доп. — М.: Худож. лит., 1986. — 439 с.
  149. Художники Красноярской организации СХ РСФСР Текст.: справочник, 1990 / Союз художников РСФСР- авт. всгуп. ст. и сост. Т. М. Ломанова. -М.: Совет, художник, 1991. 143 с.
  150. Л. В. О поэтике исторической и теоретической Текст. / Л. В. Чернец, А. 1-І. Веселовский, А. А. Потебня // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1998. ^ 4. — С. 50 — 61.
  151. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию |Текст. / У. Эко- пер. с итал. А. Г. ГІогоняйло, В. Г. Резник. СПб.: Петрополис, 1998.-432 с.
  152. Энциклопедия искусства XX века Текст. / авт.-сост. О. Б. Краснова. М.: ОЛМА-Пресс, 2002. — 350 с.
  153. Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции Текст. / К. Г. Юнг- пер. с нем.- вступ, ст. В. В. Зеленского. СПб.: Б. С. К., 1998. — 212 с.
  154. А. Восстановление модернизма. Живопись 1940-х -1960-х годов на Западе и в России Текст. / А. Якимович. М.: Галарт: Олма-Пресс, 2001.-174 с.
  155. А. К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картинамира: от импрессионизма до классического авангарда Текст. / А. К. Якимович. М.: Искусство, 2003. — 491 с.
  156. А. К. Полеты над бездной: искусство, культура, картина мира, 1930−1990. Текст. / А. К. Якимович. М.: Искусство-XXI век, 2009.-463 с.
  157. Е. JI. Психология развития творческого потенциала личности Текст. / Е. Л. Яковлева. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1997.-224 с.
  158. Ян-Айзендрат П. Кембриджское руководство по аналитической психологии Текст. / П. Яиг-Айзендрат, Т. Даусон. М.: Добросвет, 2000.-478 с. 1. Электронный ресурс
  159. Антон Довнар: Электронный ресурс.: альбом. Режим доступа: http: // www. rasterprint. ru/. — Загл. с экрана.
  160. Р. Визуальное мышление Электронный ресурс | / Р. Арнхейм. М., 2004. — Режим доступа: http://philosophy.ru/library/katr/frnheim.html/. — Загл. с экрана.
  161. О. В. Искусство в эпоху его тотального потребления Электронный ресурс. / О. В. Аронсон // Критическая масса. 2003. -N 3. — Режим доступа: http://www.booklc.ru/publishcr/2697/- //http://ru.wikipedia.org/wiki/. — Загл. с экрана.
  162. Е. Е. Послевоенное абстрактное искусство в России (19 501 980) Электронный ресурс. / Е. Е. Асеева. Режим доступа: http://www/kulsi.ru/EnergyAndArt?pid 3&id. — Загл. с экрана.
  163. И. Жизнь в раю. Введение в теорию послевоенного концептуализма Электронный ресурс. / И. Бакштейн. Ad Marginem, Москва, 1995. — Режим доступа: http://www.gif.ru/peoplc/bakshtein/. — Загл. с экрана.
  164. В. Большому художнику большую выставку Электронный ресурс. / В. Барабошина. — Режим доступа: hup://www/kulsi.ru/EnergyAndAгt?pid 3&-1с1. Загл. с экрана.
  165. М. А. Статья Портрет лица Электронный ресурс. / М. А. Гельман. Режим доступа: Ы1. р://??у.guelman.ru/gallery/moscow/portrait-оГа-Гасе/. — Загл. с экрана.
  166. В. Р. Эхо Омского авангарда или первая выставка свободных художников Электронный ресурс. / В. Р. Глухих. Режим доступа: http://aziaros.narod.ru/izo/stati/gluhih.html. — Загл. с экрана.
  167. Ю. Р. Художественная жизнь Омска (середина 1980-х -2009 гг.) Электронный ресурс. / Ю. Р. Горелова, Н. В. Муратова. -Режим доступа: ЬДр:// aziaros.narod.ru/izo/stati/gurova.html. Загл. с экрана.
  168. Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. Электронный ресурс. / Г. Зедльмайер. Режим доступа: http://forum.myword.ru/index.php7/illes/file/] 5669чзки58Гуо-ы8Цпа/ -Загл. с экрана.
  169. А. Теория архетипов и практика брендипга Электронный ресурс. / А. Иващенко. Режим доступа: http://www.advcrtology.ru. — Загл. с экрана.
  170. В. Г. Кичигин: «Идти путем шоумена значит плевать в вечность» Электронный ресурс. / Г. Кичигин, В. Калашникова // АиФ (Омск). — 2008. — 30 января. — Режим доступа: http://omsk.aif.ru/issucs/407/03017print. — Загл. с экрана.
  171. Т. Искусство натюрморта Электронный ресурс. / Т. Капилевич. Режим доступа: http://www.keytown.com/us>ersKopilevich/n.html. — Загл. с экрана.
  172. Я. Н. Понятие «художественный образ» и проблемы его изучения в первобытном искусстве Электронный ресурс. / Я. Н. Лукашевская. Режим доступа: http://www.archaeology.ru/Lukashewskaya/Lukashewskayaponiaticl .doc. — Загл. с экрана.
  173. В. А. Цветопластика души Электронный ресурс.: сб. ст. и воспоминания. Мгновения жизни / В. А. Малолетков. Режим дос тупа: http://art.novokuznetsk.su/artists/roiko. — Загл. с экрана.
  174. В. Б. Универсалии дописьменного искусства Электронный ресурс.: статьи / В. Б. Мириманов. Вестник гуманитарной науки. — 2001. — N 3. — Режим доступа: http://vestnik.rsuh.ru/article.html?id=55 194.
  175. А. И. Искусство России XX век: От семидесятых к девяностым Текст. / А. И. Морозов // Новая Россия. — 1998. — N 1. — С.. — Режим доступа: http://www.ais-aica.ru/ais-aica/index.php?optioiv=com
  176. А. И. Искусство России. Век XX: переломы и перепутья Электронный ресурс.: статьи / А. И. Морозов. Новая Россия. — 1997. — NN1 — 4- 1998. — N 1. — Режим доступа: http://www.aica.ru/morozov .asp
  177. А. И. «Сибирь-10» : услышать художника Электронный ресурс.: выст. / А. И. Морозов. Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2010 4/08- http://www.ais-aica.ru/arhiv/2009/moscow/morozov2.htm. — Загл. с экрана.
  178. В. О. Виктор Бухаров Электронный ресурс. / В. О. Назапский. Режим доступа: http://www.art-novosibirsk.ru/applications/articles/articles.php?id=5. — Загл. с экрана.
  179. В. О. М. С. Омбыш-Кузнецов Электронный ресурс. / В. О. Назанский. Режим доступа: http://www.art-novosibirsk.ru/applications/articles/articles.php?id=5. — Загл. с экрана.
  180. В. О. Тамара Грицюк Текст. / В. О. Назапский. М., 2008. — Режим доступа: http://www.ais-aica.ru/ais-aica. — Загл. с экрана.
  181. В. О. Творчество Тамары Грицюк Электронный ресурс. / В. О. Назанский. Режим доступа: http://www.art-novosibirsk.ru/applications/articlcs/articlcs.php?id=5. — Загл. с экрана.
  182. Порфирий Введение к «Категориям» Аристотеля Электронный ресур. / Порфирий. Режим доступа: http://lib.druzya.org/philosophy/west/ellada/porfiriy.txt. — Загл. с экрана.
  183. С. Бегство художников от современности | Электронный ресурс. / С. Самойленко. Режим доступа: http://aziaros.narod.ru/izo/stati/samoilenko.html
  184. Т. М. Михаил Будкеев: живопись Изоматериал.: кат. / Т. М. Степанская- отв. ред. С. М. Будкеев. Барнаул: ИМПРЕСС, 1 995. — Режим доступа: http://www.altaikraiart.ru/artists/stcpanskaya.htm. — Загл. с экрана.
  185. Тамара Драница: «Главное, чтобы художник был свободен и независим» Электронный ресурс. / Т. Г. Драница / записала Е. Орлова // Областная. 2011. — 22 июня. — Режим доступа: http://baikalart.com/. -Загл. с экрана.
  186. В. Ф. «Окрест» Георгия Кичигина Электронный ресурс| / В. Ф. Чирков Самойленко. Режим доступа: http://www.kichigin.ru/rexts/Vladimir-Chirkov-okrest.html/. — Загл. с экрана.
Заполнить форму текущей работой