Корпоративная социальная ответственность
Сегодня во всём мире на финансовый успех компании значительное влияние оказывает такой показатель как успешность воздействия предприятий на различных заинтересованных или задействованных в производстве лиц, так называемых стейкхолдеров. Данное влияние интенсивно стало исследоваться и применяться в Соединенных Штатах, т.к. в период 60 — 70х годов частный бизнес подвергся жесткому контролю… Читать ещё >
Корпоративная социальная ответственность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет социокультурных коммуникаций Кафедра культурологии
Курсовая
Корпоративная социальная ответственность
Минск
Во многих развивающихся и развитых странах, в малом и крупном бизнесе, а так же на предприятиях относящихся к государственному сектору, значительное место отводится максимизации прибыли и сокращению расходов связанных с осуществляемой ими деятельностью. Для этого ведутся разработки сверхэффективных бизнес решений и методик осуществления наиболее результативного производства и оказания услуг. Одним из подходов способствующих этому является ведение социально ответственного бизнеса.
Актуальность темы
исследования. Этап, на котором ныне находятся рыночные отношения, обусловлен необходимостью учёта ряд факторов бизнес среды, которые не входят в рамки понимания классической экономической теории. Качественный менеджмент заключается в создании такого взаимоотношения со всеми участниками бизнес-процессов, при котором было бы возможно достижение эффективных взаимосвязей, взаимодействий, взаимозависимостей и коммуникации. Всё это в некоторой степени подразумевает под собой ответственность. Как ответственность на простейших уровнях — работника перед начальником, так и на глобальных — корпорации в целом перед обществом.
Корпоративная социальная ответственность сегодня — это один из способов влияния организацией на происходящие в пределах ее интересов процессы. Как-то создание, улучшение условий труда и жизненного уровня работников, или же их семей. Возможна деятельность на более масштабных уровнях, касающихся всего общества или конкретно тех слоёв, которых касается деятельность предприятия.
Социальная ответственность не является правилом, а скорее негласной нормой для уважающих себя и желающих достигнуть больших результатов компаний.
Решение этических вопросов предельно важно для существования и дальнейшего развития бизнеса. Часть этих вопросов разрешает применение корпоративной социальной ответственности. Но не в каждой организации существует конкретный свод правил корпоративной социальной ответственности. Именно приверженность к такому своду позволяет определить возможные преимущества от сотрудничества с подобным предприятием. Так же наличие подобных правил свидетельствует о добросовестности организации как для возможных партнеров, соискателей и заказчиков.
Степень разработанности проблемы в литературе. На сегодняшний день изданы ряд монографий и статей, посвященным исключительно корпоративной социальной ответственности в Беларуси. В большинстве своём данная область рассматривается в работах зарубежных и российских исследователей.
Целью исследования выступает выявление состояния развитости КСО в Беларуси
Задачи исследования:
1. Описать первоистоки корпоративной социальной ответственности.
2. Изучить корпоративную социальную ответственность на современном этапе ее развития в Республике Беларусь .
3. Рассмотреть деятельности в области КСО на примере одного из предприятий РБ.
Объект исследования: бизнес сфера Республики Беларусь с точки зрения наличия в ней института корпоративной социальной ответственности.
Предмет исследования: корпоративная социальная ответственность
в Беларуси
Методы исследования: системный анализ в сочетании с описательным и компаративным методом, использованным при рассмотрении существующих кодексов КСО и других официальных документов в их соотношении с современной практикой на примерах Белорусской бизнес сферы.
ГЛАВА 1. Корпоративная социальная ответственность в мировой практике
1.1 Зарождение КСО
Такое понятие как Корпоративной Социальной Ответственности (Corporate Social Responsibility) зародилось в первой половине 1950;х?гг. Тогда американский ученый Г.?Боуен в 1953? г. опубликовал работу «Социальная ответственность бизнесмена». Эта монография прославила автора как «отца корпоративной социальной ответственности». В ней были определены основные подходы и методики по организации корпоративной социальной ответственности. Г.?Боуен определил вероятную проблему, которая может возникнуть в ближайшем будущем. Главной идеей было то, что бизнес является неотъемлемой частью частью общества, перед которым несет ответственность.
Сегодня во всём мире на финансовый успех компании значительное влияние оказывает такой показатель как успешность воздействия предприятий на различных заинтересованных или задействованных в производстве лиц, так называемых стейкхолдеров. Данное влияние интенсивно стало исследоваться и применяться в Соединенных Штатах, т.к. в период 60 — 70х годов частный бизнес подвергся жесткому контролю со стороны государства. Это вызвало многочисленные дачи взяток, злоупотребления служебным положением, тайные пожертвования в политические кассы. Ответом на незаконные финансовые операции стало начало эры журналистских расследований и общественного недоверия к бизнесу. В конце семидесятых годов ситуация была усугублена начатой на Ближнем Востоке войной, которая в свою очередь повлияла на повышение стоимости нефти. Этот кризис вызвал усиление и без того пристального внимания к деятельности нефтедобывающих компаний со стороны общественности и правительства. СМИ воспринимали её как лживую и полную спекуляции. Практически в то же время одна из крупнейших энергетических компаний в США, Metropolitan Edison, множеством попыток «замять» скандал, разгоревшийся вокруг экологической катастрофы на острове Тримай в Исландии, усугубила ситуацию. Было окончательно подорвано доверие американцев к корпорациям. Большинство граждан было уверено в нечистоплотности всего бизнеса в целом.
Стало очевидно то, что важную роль для создания правильного образа бизнеса необходимы не только рекламные компании и качество товара, но и правильный имидж. В свою очередь его невозможно сформировать без верного подхода ко всем общественным группам, а так же без качественно нового взаимоотношения с работниками и партнерами. Кроме этого необходимо отслеживать и контролировать воздействии на окружающую среду. По этой причине в начале 80-х годов зарождается новая концепция корпоративной социальной ответственности. В дальнейшем она начинает занимать важное место в формировании политики крупнейших компаний Соединенных Штатов и Великобритании.
1.2 Международный стандарт ISO 26 000
Для упрощения подхода и уточнения различных деталей, входящих в такую области как КСО, было принято решение о введении единого стандарта. Еще в 2001 году с помощью комитета по политике потребителей и ISO/COPOLCO Международная организация по стандартизации. В 2003, ISO специально создала группу, которая была учреждена Техническим Советом Директоров и дала обширный обзор по инициативам социальной ответственности по всему миру.
В 2004 году, ISO организовала международную конференцию по вопросу, запустить или нет проект по социальной ответственности. Положительное решение данной конференции создало предпосылки в конце 2004 года организовать рабочую группу ISO по социальной ответственности для разработки будущего стандарта ISO 26 000.
В нем были прописаны руководящие указания по социальной ответственности. Предназначен же он для использования организациями различных типов (как общественными, так и частными) принадлежащим различным по уровню развития странам. Предполагается, что данный стандарт позволит им прилагать усилия и действовать в социально-ответственной манере в обществе, которое постоянно этого требует.
«Настоящий Международный стандарт предназначен для того, чтобы быть полезным для организаций частного, государственного и общественного секторов, как больших, так и малых, функционирующих как в развитых, так и развивающихся странах. Хотя не все части настоящего Международного стандарта будут одинаково полезны для всех типов организаций, все основные темы применимы к каждой организации. Каждая основная тема включает в себя ряд проблем, и определение того, решение какой из этих проблем применимо к организации и значимо для нее, является ответственностью отдельной организации и осуществляется ею путем самостоятельного анализа и диалога с заинтересованными сторонами».
ИСО 26 000 содержит добровольные руководящие указания, не требования, и таким образом не может использоваться для сертификации, так как это возможно с сертификатом ИСО 9001 и ИСО 14 001.
Важность стандарта ISO 26 000 заключается в том, что он сможет дать четкое определение и четкое понимание такого термина как социальная ответственность и какие действия должны осуществлять организации, дабы действовать в социально ответственной манере (социально-ответственным способом).
1.3 Мировой опыт применения КСО
Этап, на котором ныне находятся рыночные отношения, обусловлен необходимостью учёта ряд факторов бизнес среды, не входящих в рамки классической экономической теории. «Эффективный менеджмент заключается в построении рациональных взаимоотношений со всеми участниками бизнес-процессов, основанных на взаимосвязи, взаимодействии, взаимозависимости и коммуникации». Всё это в некоторой степени подразумевает под собой ответственность. Как-то ответственность сотрудника компании перед своим начальником, этого начальника — перед вышестоящим, и так по нарастающей вплоть до ответственности самой компании перед потребителем за производимый продукт или осуществляемую услугу.
Большая часть крупнейших компаний Западной Европы и Соединенных Штатов создали собственную политику корпоративной социальной ответственности. Были образованы объединения компаний, основной целью которых стало развитие и распространение концепции корпоративной социальной ответственности; разработка этой идеи была начата экспертами и исследователями, которые работают в области корпоративного управления. Изучение же самой концепции корпоративной социальной ответственности было введено во все учебные курсы по корпоративному менеджменту высших ведущих экономических учебных заведений. Комплементарность требований компании с экологическими стандартами и уровнем социальной ответственности начинают занимать одно из важнейших мест при решения вопроса об инвестировании. Как было упомянуто выше, термин социальная ответственность бизнеса появился в Беларуси вслед за Россией, где его появление было обусловлено дефолтом. В некоторой степени это стало следствием политики ряда зарубежных компаний, использующих принципы КСО в своей деятельности и представленных в нашей стране, отчасти — благодаря активной деятельности различных международных и Белорусских общественных организаций, заинтересованных в развитии социального сектора.
1.4 Обоснование необходимости КСО
Одной из важнейших проблем теории и практики менеджмента является расхождение между эффективностью корпораций в плане коммерции и уровня социального благополучия населения. Речь идет о высоких показателях хозяйственной активности фирм в области экономики и она далеко не всегда отвечает изменениям социальном положении общества. Известно множество примеров, которые возникали вследствие деятельности корпораций, что приводило к ухудшению качества жизни людей. Но всё же именно благосостояние людей, а не преимущества которые даёт корпорация издавна ставилась как главная цель и основополагающей идеей справедливого управления в обществе.
По большей части в работе менеджеров с каждым днем важное место занимают дела направленные на общество и вопросы социальных изменений. Специалисты менеджмента выделяют мысль о том, что социальные проблемы сегодня так же важны, как и вопрос прибыли, хотя не так давно бизнесмена интересовала только прибыль.
В нынешний период многие американские специалисты занимающиеся исследонием и совершенствованием менеджмента считают, что он будет формироваться с превалированием социальной направленности над целью бизнеса. Сейчас во всём мире есть такие менеджеры, которые в ходе своей деятельности ориентируются не на гонку за прибылью и явной прагматичностью своих действий. Они ориентируются на общественно полезные цели, а так же берут на себя большую, чем это было свойственно предыдущим профессиональным управленцам или владельцам компаний. Теперь им под ответственны не только экономические результаты компании, но результаты деятельности частной предпринимательской практики перед обществом.
Постепенно мнение общества претерпевает некоторые изменения, постепенные метаморфозы происходят и с самим статусом менеджмента. Раньше считалось, что менеджмент — это некая определенная система управления, сейчас же он выступает как важный общественный ресурс.
Менеджмент на современном этапе не может игнорировать справедливые требования работников включающие, прежде всего улучшение социального положения для себя и близких.
Пришло понимание того факта, что результативная социальная политика фирм и корпораций учитывающая множество моментов — не просто вид благотворительной деятельности, а инвестиция в персонал, в социальный потенциал производства, важность которой для будущего трудно переоценить.
К аргументам в пользу социальной ответственности можно отнести следующее:
1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы.
Предприятия, социальные действия которых улучшают жизнь местного населения и ликвидируют необходимость государственного регулирования, могут иметь собственный интерес через выгоды, обеспечиваемые участием в жизни общества.
2. Изменение потребностей и надежд широкой публики.
Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем.
Аргументы против социальной ответственности:
1. Нарушение принципа максимума прибыли.
2. Расходы на социальные нужды.
3. Недостаточный уровень отчетности широкой публике.
4. Недостаток умения решать социальные проблемы, то есть неумение удовлетворить социальные потребности, непрофессионализм.
5. Применение социальной ответственности только в рекламных целях.
Предприниматели и менеджеры должны выбирать такой вариант социальной ответственности, который обеспечивал бы преимущества и способствовал устранению или ослаблению недостатков.
Самым большим препятствием в разработке программ в рамках социальной ответственности руководители называют требования рядовых работников и менеджеров по увеличению доходов на акцию в поквартальном исчислении. Попытки повысить прибыль и доходы заставляет управляющих отказаться от передачи части своих ресурсов на программы, обусловленные социальной ответственностью.
Организации должны направить часть своих ресурсов и усилий в интересах местных обществ, в которых функционирует предприятие, его подразделения и общество в целом.
Социальная ответственность фирмы
Направления социальной ответственности | Виды социальной ответственности | |
Окружающая среда | контроль за загрязнением, восстановление или защита среды; сохранение природных богатств; замкнутый цикл переработки; программы энергообеспечения | |
Здравоохранение | забота о здоровье и безопасности работников фирмы; финансирование программы лечения алкоголиз-ма и наркомании | |
Развитие личности работников | общеобразовательные программы; повышение квалификации; делегирование полномочий; групповое принятие управленческого решения по стратегическому развитию фирмы; продвижение по служебной лестнице; развитие индивидуума, владеющего социокуль-турными технологиями; забота о качестве жизни работника | |
Образование и культура | финансирование программ образования и культуры; развитие стратегического ресурса фирмы; самосовершенствование и самоутверждение; развитие целостного образа мышления | |
Участие в жизни общества | высокое качество выпускаемой продукции; финансирование социальных проектов; реализация основных концепций развития гармоничного общества; высокий уровень управленческой культуры руководителей трех уровней управления | |
Для успешного ведения своей деятельности организация должна уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, которые возникают в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благоприятным для организации. Расходы на социальную ответственность оправданы лучшим отношением общества к фирме. Это должно вести к повышению лояльности потребителей к производителям продукции, снижению уровня регулирующего вмешательства государства и общего улучшения состояния общества.
Важно также подчеркнуть, что не следует думать, будто на социально ответственное поведение способны только крупные организации. Организация по уборке мусора или предприятие, торгующее пиццей и ставшее спонсором спортивной команды, и маленькое обрабатывающее предприятие, которое позволяет школьникам экскурсии для ознакомления с его работой, — все они являются социально ответственными.
Не возникает сомнения и в важности прибыли для выживания предприятий. Если организация не имеет возможности вести бизнес прибыльно, то вопрос социальной ответственности занимает значимое место. Но предприятия должны как можно чаще вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями.
Именно поэтому как бы там ни было, организации должны соотносить свои дела с общественными ожиданиями и вести их соответственно. Другими словами, социальное обязательство для организации имеет большее значение, чем просто филантропической деятельности. Имеется в виду, что организация действует ответственно и в согласии с заботами и надеждами широкой публики. Эта точка зрения отражена в следующем высказывании Эдуарда Дж. Харнеса, главы фирмы «Проктер энд Гэмбл»:
«Руководство компании должно использовать весь свой талант, чтобы отдавать высокие приоритеты прибыли, развития. Однако ему нужно также иметь достаточно широкие взгляды, чтобы в интересах своей компании осознать важность выполнения компанией любого разумного ожидания, сформировавшийся по отношению к ней внутри местного сообщества и различных заинтересованных слоев общества. Открытое признание и социально ответственное поведение обеспечивают компании достижения важных вторичных целей. Доходность и развитие идут рука об руку с честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местной общине».
1.5 Внутренняя и внешняя социальная политика
Одной из важных сторон при работе с КСО является разделение социальной политики корпорации в соответствие с направлением её деятельности. За длительный период практического применения социальной ответственности бизнеса выработалось разделение на внутреннюю и внешнюю направленность.
Внутреннее направление — это корпоративная социальная политика, проводимая для работников своей компании, а потому ограниченная рамками данной компании.
Внешнее направление — это корпоративная социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий.
Внутренняя корпоративная социальная политика основывается на сложившемся в обществе мнении о необходимости со стороны компании не только обеспечивать прибыль и платить налоги, но и заботиться о своих работниках. Однако общество посылает бизнесу не совсем четкие сигналы, относительно своих пожеланий. Поэтому компания зачастую формирует социальную политику исходя из собственных представлений о данном процессе.
Обычно программы «внутренних» инвестиций не выходят за рамки следующих расходов:
? развитие персонала, повышение профессионально-квалификационного уровня работников;
? формирование корпоративной культуры;
? рекреация и оздоровление работников и членов их семей;
? привлечение и поддержка молодежи, в том числе и в образовательных программах;
? спортивные программы;
? оказание материальной помощи;
? помощь ветеранам;
? реализация разнообразных детских программ.
Внутренняя корпоративная политика направлена, как правило на развитие социального капитала, путем укрепления связей, в том числе и неформальных, между работниками, а также между руководством компаний и работниками, так и на увеличение человеческого капитала (здоровье, образование) сотрудников.
Все больше компаний участвует в различных внешних социальных проектах инициируемых как властью, так и самостоятельно. Основные направления социального партнерства бизнеса и власти:
? участие в финансировании инициируемых властью масштабных инвестиций в религиозные, медицинские, спортивные, культурные объекты;
? содержание объектов ЖКХ (в первую очередь градообразующими предприятиями);
? поддержка деятельности и формирование базы медицинских, образовательных и культурных учреждений;
? помощь в организации культурно-досуговой деятельности;
? проведение образовательных проектов для населения;
? поддержка инновационных проектов, направленных на развитие местного сообщества;
? поддержка незащищённых групп населения.
Наибольшее значение и распространение имеют программы внешних социальных инвестиций в моногородах. Проводятся они, соответственно, градообразующими предприятиями, в основном на дополнительные средства, кроме налоговых платежей в местные бюджеты. С учетом того, что на градообразующих предприятиях работает большинство населения территорий присутствия крупных компаний, происходит фактически смыкание внутренней и внешней социальной политики.
В некоторых случаях внешняя социальная политика фирмы способствует устранению провалов государства в определенных направлениях социальной сферы; зачастую муниципальные и региональные власти согласуют и даже перекладывают значительную часть социальной нагрузки на предприятия.
1.6 Корпоративные социальные инвестиции как элемент эффективной корпоративной стратегии
Многие компании, хотя и ориентируются на «стратегическую КСО», но не оценивают его стратегически. Появляется реагирующая КСО, которая приводит к идеологизации процесса принятия решений и существенному разбросу в критериях выбора направлений социальных инвестиций. Таким образом, не достигается конечной цели инвестиции, из-за низкой результативности наблюдается перерасход средств, что негативно влияет на финансовые показатели компании.
В настоящий момент можно выделить три основных концепции по отношению к КСО.
Концепция «корпоративного эгоизма». Сформировалась на основе классической формулировки нобелевского лауреата М. Фридмана, согласно которой «единственным бизнесом для бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры». В интерпретации либералов КСО заключается в выполнении социальных обязательств, которые государство предъявляет к бизнесу. Потом из этой концепции появился термин «компания собственников» (подход Минфорда). Таким образом, КСО стало пониматься как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение компанией высокой прибыли. Подобная концепция характерна для фирм англосаксонской модели капитализма.
Концепция «корпоративного альтруизма». КСО в данном случае трактуется расширительно и наряду с социальными обязательствами включает в себя участие бизнеса в благотворительности и социальных проектах. Используется концепция «компании участников». Таким образом, компания понимается как социальная общность, в рамках которой собственники сотрудничают с менеджерами, поставщиками, персоналом, потребителями, представителями общественности, а социальная ответственность становится результатом их совместных действий. Характерна для континентальной модели капитализма и распространена в Японии.
Концепция «разумного эгоизма». В данной концепции подчеркивается, что социальная ответственность бизнеса — это просто «хороший бизнес», потому что это помогает уменьшить долгосрочные потери прибыли. Реализуя социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочном периоде времени формирует благоприятную социальную среду для своих работников и территорий своей деятельности, создавая при этом условия для стабильности собственной прибыли. Данная концепция укладывается в теорию рационального поведения экономических агентов.
ГЛАВА 2. Корпоративная социальная ответственность предприятий в Республике Беларусь
2.1 КСО в Республике Беларусь
корпоративный социальный ответственность
Интересы Беларуси на национальном и государственном уровне требуют решения стратегических проблем развития нашей страны через различные задачи и вопросы, связанные с жесткой конкурентной борьбой, которая уже сегодня происходит на внутреннем и внешнем рынках между отечественными и иностранными производителями товаров и услуг, которые стали заметными в конкуренции крупных и малых предприятий, компаний, организаций в экономических, технических, социальных сферах, которые борются за свое место в современной инновационной экономике путем устойчивого развития и социально ответственного предпринимательства.
На сегодняшний день устойчивое экономическое развитие определяется не фактором наличия сырья или рынков сбыта, а возможностью для предприятий приобщиться к рынку высококвалифицированных трудовых ресурсов, научных изобретений и новейших технологий, который невозможен без становления инновационной модели развития и принципов корпоративной социальной ответственности, которые работают в таком круговороте «образование-научные исследования и разработки-производство товаров и услугэтика бизнес-современный рынок».
Анализ последних исследований и публикаций. Решение вопросов и проблем по инновационному развитию и социально ответственного предпринимательства рассматриваются в трудах многими зарубежными исследователями и учеными, например такими как Брун М., Дэвис К., Карнеги Е., Котлер Ф., Фридмен М., Гордина В., Ильяшенко С., Стародубская М. [3, 12].
Улучшение дел в экономике и повышение уровня жизни населения невозможны без активной хозяйственной деятельности, без развития мировоззрения и системы ценностей, которые побудили бы человека проявлять инициативу, ответственность и самостоятельность. Важное место в системе базовых ценностей инновационного рыночного мировоззрения принадлежит именно социально ответственному предпринимательству. Ведь именно осознание своей миссии предпринимателя в рыночной трансформации экономики, позволяет усилить потенциал предпринимательского сектора, довести его общественную значимость.
Самостоятельность хозяйствования, инициативный, творческий, морально ответственный подход к делу вызывает необходимость решения целого ряда проблем. Они связаны с инновационным поиском рыночных возможностей, исследованиями по маркетингу, управление финансами, использование ресурсов, привлечения инвестиций и ведения социально-ответственного бизнеса.
Ориентация Беларуси на инновационное развитие экономики, без которого невозможна успешная интеграция государства в мировую экономическую систему, ставит перед отечественными компаниями новые задачи, важность которых связана именно с социальной ответственностью, то есть, на государственном уровне — ответственность перед обществом и, отдельно перед каждым гражданином, и на предпринимательском уровне — ответственность перед, самим государством, своим коллективом и потребительским сектором экономики.
Предпринимательская деятельность выступает элементом общекультурного и экономического развития страны. Этот вид деятельности должен решать конкретные социальные проблемы на основе морально-этических представлений о ценности предпринимательства. Другими словами, предприниматель несет социальную ответственность за начатое дело и его развитие не только перед собой, но и перед людьми, с которыми он ведет свой бизнес, и перед обществом в целом.
Анализируя историческое развитие социальной ответственности предприятий, следует отметить факт влияния международных организаций на процесс формирования ее основных принципов: Организации Объединенных Наций (ООН) и ее агентства, Европейского Сообщества с его составными частями, Международной Организации Труда, ведущих мировых бизнес структур и общественных организаций.
Выделяя ООН как одну из главных организаций в процессе формирования практических основ социальной ответственности, нужно отметить Глобальный Договор, который является добровольной международной инициативе, объединившей компании с агентствами ООН, рабочей силой и общественностью для поддержки универсальных социальных принципов. На сегодня, в Глобальном Договоре задействованы сотни компаний из всех регионов мира, которые работают над расширением десяти универсальных принципов, которые в свою очередь разграничиваются в сферах защиты прав человека, окружающей среды, охраны труда и антикоррупционных мер.
С точки зрения известного экономиста М. Фридмена, социальная ответственность предприятия заключается в росте и максимизации прибыли.
По другому определению, социальная ответственность предприятия — это способ управления бизнес-процессами с целью обеспечения положительного воздействия на общество.
Согласно подходу Всемирного Совета Компаний и Устойчивого Развития, социальная ответственность предприятия — это долгосрочное обязательство компаний осуществлять свои действия этически и способствовать экономическому развитию, одновременно улучшая качество жизни работников и окружающего общества.
Организация «Бизнес за социальную ответственность» определяет корпоративную социальную ответственность как «такое ведение бизнеса, удовлетворяет или превышает этические, юридические, коммерческие и общественные ожидания, которые общество связывает с бизнесом». Это определение несколько шире, поскольку включает принятия деловых решений, которые бы отражали «этические ценности, юридические требования, а также уважение к людям, общин и окружающей среды».
Поэтому можно сказать, что корпоративная социальная ответственность — это свободный выбор в пользу обязательства повышать благосостояние общества через соответствующие подходы к ведению бизнеса, а также предоставление корпоративных ресурсов.
Но вместе с этим, социально-экономические факторы не менее важны для инновационного развития. Как свидетельствует зарубежный опыт, вопросам корпоративной социальной ответственности предприятия уделяется значительное внимание во Франции, где действует закон, согласно которому каждая публичная компания, занимающаяся предпринимательской деятельностью, обязана раз в год отчитываться по проведенным социальных программах и социальных перспективах инновационной деятельности. Что касается нашего государства, пока лишь самые крупные предприятия занимаются предоставлением подобных отчетов в ПРООН Беларуси.
До недавнего времени расходы, связанные с корпоративной социальной ответственностью, могли себе позволить только крупные, транснациональные компании, но в связи с повышением требований к предприятию — к косвенной ответственности за своих поставщиков и используемые ими ресурсы, как со стороны законодательства, так и с позиций стандартизации и сертификации, малые предприятия также вынуждены интегрировать в свою систему менеджмента принципы КСО, чтобы удержаться на конкурентном рынке.
Также присутствует фактор, заставляет малые и средние предприятия внедрять принципы корпоративной социальной ответственности, потому, что эти предприятия значительно менее мобильны по сравнению с транснациональными компаниями (ТНК). Подход к инвестированию и эксплуатации оборудования ответственный, и в большей степени учитывает особенности местного потребителя. Некоторые малые, семейные, индивидуальные предприятия являются носителями религиозных или филантропических ценностей их руководителей, то именно в таких предприятиях больше связей с местным, общественным, ответственным и культурной средой, именно они по сравнению с крупными ТНК учитывают местные риски.
Для обеспечения быстрого роста социально-ориентированного корпоративного сектора, государство должно соблюдать достаточно сложной стратегии, выбирая каждый раз политику, адекватную той или иной стадии модернизации, и своевременно меняя ее при переходе от одной стадии к другой. Здесь можно вспомнить, что теория стадий роста — одна из первых концепций теории экономического роста, была предложена У. Ростоу в 1960 году. Согласно этой теории, стадии характеризуются определенным уровнем технологического развития, переход от одной к другой стадии, — это естественный, спонтанный процесс, который опирается на мобилизацию сбережений и совершенствования новейших технологий и «ноу-хау».
Для тех предприятий, которые планируют внедрять политику в сфере КСО, существует ряд общепризнанных стратегий, которые условно, мы можем разделить на три группы:
— Отдельные проекты, связанные с КСО;
— Программы КСО, сочетающие несколько проектов и инициатив;
— Внедрение стратегии КСО во все основные, как внутренние так и внешние, процессы деятельности предприятия.
Рассматривая преимущества или недостатки одной из выше приведенных стратегий, нам необходимо понять, что каждая отдельное предприятие является уникальным, особым, самостоятельным, и его руководство, проанализировав ситуацию на внутреннем рынке, должно принять решение в пользу того или иного варианта.
Для достижения высоких темпов социально-экономического роста белорусской экономике необходима система институтов, обеспечивает усилия государства и частного бизнеса. Речь не только об участии в отдельных общих проектах, создание фондов развития, но и о масштабных по размерам программы, перевооружение старых и создание новых отраслей. Необходима система широкомасштабной государственной программы развития, т. е. современная система индикативного планирования, начинается при взаимодействии правительства с отдельными отраслевыми ассоциациями бизнеса и социально ответственными предприятиями, а также сближение процедур макроэкономического прогнозирования и программирования, субъектами которых выступают органы власти, и стратегического корпоративного планирования, которое осуществляется ведущими компаниями, которые работают в стратегически значимой и ответственной сфере.
В Беларуси ключевой проблемой регулирования КСО является внедрение и выполнение требований действующего законодательства, связанного с КСО. Если законы не работают на практике (неудовлетворительное финансирование, неравномерность распределения расходов и т. д.), весь процесс законодательного регулирования не достигнет поставленных целей и стратегий развития. Справедливо утверждение, что в Беларуси некоторые требования даже жестче такие же требования, как и в ЕС и зафиксированы в законодательстве, но к сожалению, они не действуют на практике.
Беларуси следовало бы осуществить разработки основных законодательных положений формирования Белорусских интегрированных корпоративных структур и порядка применения их инновационного и инвестиционного потенциала.
Предполагается, что в ближайшее время такие структуры в стране будут создаваться в отраслях средств массовой информации и телекоммуникациях, биотехнологии и других высокотехнологичных сферах современной экономики. Стоит отметить, что какие бы подходы не использовались, всегда есть место таким процессам как слияния и поглощения, и для увеличения эффективности, они должны подлежать государственному регулированию. Поэтому, государство должно уделять большое внимание развитию корпоративного законодательства, ведь в Беларуси оно требует срочного, коренного реформирования, и основная работа должна быть направлена на совершенствование законодательства, которое обеспечивает: повышение эффективности антимонопольного регулирования, управления государственной собственностью, активизации инновационной и инвестиционной деятельности, создание благоприятных условий для рыночной конкуренции и тому подобное. На примере зарубежного опыта, можно отметить, что корпоративные структуры регулируются большим количеством законодательных актов. Следует отметить, что на развитие инновационной деятельности при этом не влияют ни тип государства, ни политические режимы. Так, инновационная социально-ориентированная деятельность успешно развивается в США, той же Германии, Франции, Великобритании, Нидерландах, Испании, а также Китае. На самом деле, мы видим, что каждое из этих государств смогло построить свою национальную инновационную систему, установила границы этой деятельности, разработала эффективную стратегию и цели, финансирует научные и фундаментальные исследования.
Нам известно, что инновационная модель развития требует затрат на финансирование науки в объеме не менее 2% ВВП. Этому требованию отвечают такие страны, как Япония, США, Великобритания, Германия, Франция, кроме того, в этих странах наблюдается высокий уровень жизни населения. В них существует тесная связь между уровнем инновационной экономики и уровнем корпоративной социальной ответственности предприятий. Именно поэтому, инновационный путь Беларуси должен проходить в морально-политическом и социально-экономическом поле.
На мой взгляд, с социальной ответственностью предприятия связано понятие социализации экономики. Я считаем, что одним из главных путей выхода из кризисного положения предприятий является внедрение в производство инновационных технологий, но проблемы, которые касаются производителей по эффективности инновационных процессов, характерны не только для сферы производства, но и для сферы потребления, так как потребитель «диктует» требования товаропроизводителям.
Анализируя современную практику внедрения принципов КСО на предприятиях в Беларуси, было обнаружено значительное разнообразие методик по разработке и применению программ, включающих социальную ответственность. Сегодня все больше белорусских компаний подписывают Глобальный договор и следуют принципам социально ответственного поведения. Количество и качество программ компаний год от года растет, что, как лакмусовая бумажка, определяет номинация Профессионального конкурса Брэнд года — «Социально ответственный брэнд».
Вывод белорусской экономики на путь создания реальных условий для ее устойчивого развития в решающей степени также зависит от формирования и успешной деятельности крупных корпоративных структур в качестве проводников промышленной, научно-технологической и социальной политики в условиях постоянного дефицита государственных финансовых ресурсов, направляемых на поддержку и обеспечения инновационной деятельности. Для успешной реализации такой перспективы необходимо было бы разработать системный механизм взаимодействия государства с корпоративным сектором экономики и потребителем, который включал бы финансово-экономические, институциональные и социально ответственные рычаги, направленные на обеспечение стимулирующего среды развития всех этапов инновационного процесса. Разработка такого механизма должна основываться на методологических подходах, которые проверены практикой.
Например, одна из таких моделей — модель оператора — по сути, государственный заказ частному предприятию, по которому закрепляются функции правления и финансирования при использовании государственной, частной или акционерной собственности. Эта модель характеризуется четким разделением ответственности между партнерами и контролем со стороны государства, она является разновидностью контрактной системы, широко используется в переработке отходов (Великобритания).
Итак, в целом, произрастания партнерства государства и КСО компании можно рассматривать как инструмент экономического роста, что будет способствовать внедрению рыночных, социально-этических принципов в управлении предприятиями инфраструктурных отраслей.
2.2Применение КСО на примере унитарного предприятия «Велком»
Компания «Велком» давно зарекомендовала себя как одна из наиболее активных в плане социальной ответственности. Каждый год они организуют и участвуют различные мероприятия направленные на охрану окружающей среды и различные социальные сферы. Так, в марте этого года прошла популярная во всем мире акция «Час Земли». Компания подошла к проведению этой акции не как к простому отключению подсветки главного офиса, но и провела ряд предварительных мероприятий на тему бережного отношения к окружающей среде. Их цель — привлечь внимание к самой сути мировой акции и напомнить каждому жителю страны об ответственности за сохранение ресурсов Земли сегодня для будущего.
За три дня акции, которая проходила с 27 по 29 марта во всех фирменных центрах продаж и обслуживания velcom, более 5000 человек дали «экообещание», получив в качестве памятного сувенира магнит или открытку с соответствующими надписями. Для выполнения этих обещаний достаточно лишь заменить одну привычку на другую, более полезную для окружающей среды.
В финальной акции velcom к «Часу Земли» в Минске, которая состоялась 28 марта на площадке перед velcom-центром, несмотря на прохладный субботний вечер, приняли участие порядка 500 человек. В активациях — «экоуроки» на тему правильной сортировки бытовых отходов на интерактивных досках и планшетах. Одинаковый азарт в сдаче своеобразных «экзаменов» проявляли и взрослые, и дети. В фотозоне участники активно фотографировались со своими «экообещаниями» и собирали «лайки» в социальных сетях.
Наибольшим вниманием пользовалась оригинальная велофотозона velcom с 10 велосипедами, предоставленными для активации компанией AIST. Каждый желающий мог попробовать свои силы — покрутить педали — и сфотографироваться у световой фотостены, которая «питается» от энергии, вырабатываемой лишь их собственной мускульной силой. «Электровелосипеды» velcom вызвали большой интерес у минчан, которые выстраивались в очередь, чтобы внести свою лепту в выработку «зеленой» электроэнергии.
Завершающим аккордом акции velcom, приуроченной к «Часу Земли», стал показ первой части известного документального фильма Яна Артюса Бертрана и Люка Бессона «Дом» на огромном экране, закрепленном на здании velcom-центра.
Кроме акций связанных с бережным отношением к окружающей среде проводит различные благотворительные мероприятия. 27 января состоялось торжественное вручение памятных сертификатов руководителям двух крупнейших медучреждений страны: ГУ «РНПЦ оториноларингологии» и ГУ «РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии» — по итогам масштабных декабрьских инициатив компании: рождественской акции «Делать добро так просто» и открытого благотворительного аукциона «Красивые номера velcom». Общая сумма разовой спонсорской помощи составила более 1,7 млрд. рублей.
Масштабные благотворительные программы помощи детским медицинским учреждениям проходят уже более шести лет. В числе бенефициаров: РНПЦ «Мать и дитя», Республиканский детский хирургический центр, травматолого-ортопедическое отделение для детей при «РНПЦ травматологии и ортопедии», отделение анестезиологии и реанимации УЗ «Минская областная детская клиническая больница», нейрохирургическое отделение (для детей) № 3 при ГУ «РНПЦ неврологии и нейрохирургии», ГУ «РНПЦ оториноларингологии», РНЦП детской онкологии и гематологии, Республиканский детский кардиохирургический центр структурного подразделения РНПЦ «Кардиология», Республиканский центр детской эндокринологии при ГУ «2-я городская детская клиническая больница г. Минска», Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов, Минская областная детская клиническая больница, Республиканский центр детской урологии в Минске, действующий на базе «2-й детской клинической больницы», ГУ «РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии». Всего в рамках акции «Делать добро так просто» и аукциона «Красивые номера velcom» в адрес республиканских медицинских детских учреждений было передано порядка 7,6 млрд. рублей.
Так же компания «Велком» поддерживает белорусский спорт. velcom и ХК «Юность-Минск» уже более 10 лет связывают теплые партнерские отношения.
2 апреля 2015 года в рамках церемонии чествования спортсменов и спонсоров хоккейного клуба «Юность-Минск» по итогам спортивного сезона, которое состоялось в Минской городской ратуше, представитель компании velcom получил благодарственное письмо из рук Председателя Минского горисполкома Андрея Шорца.
В письме мэр белорусской столицы выражает компании velcom благодарность «за значительный вклад в развитие хоккея с шайбой в г. Минске, оказание поддержки государственному учреждению физической культуры и спорта «Хоккейный клуб «Юность-Минск» в подготовке спортсменов высокого класса и развитие детско-юношеского спорта».
Компания «Велком» более 15 лет инициирует и претворяет в жизнь социальные проекты и программы, в числе которых создание благоприятной среды и городской инфраструктуры, поддержка талантов, адресная помощь социально незащищенным слоям населения, особенно, детям.
21 марта в Минске, в галерее TUT. BY, состоялся завершающий этап конкурса социальных проектов Social Weekend, генеральным партнером которого вновь выступила компания velcom.
Social Weekend — мероприятие, начавшееся как социальный стартап, выросло до уровня профессиональной площадки, где молодые, инициативные, творческие, вдохновленные на созидание люди обмениваются идеями и реальными предложениями, как изменить мир к лучшему, начав эти изменения с себя, своего дома, окружения, города.
Состав жюри Social Weekend — это известные бизнесмены и меценаты, активно поддерживающие частные инициативы и социальные стартапы, представители бизнес и международных организаций, развивающие социальное предпринимательство в Беларуси. В этот раз общая сумма денежных грантов составила 350 миллионов, поэтому участникам было, за что бороться.
Ко всему прочему компания «Велком» проводит при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь фестиваль мобильного кино «Smartfilm». Данное мероприятие проводится с целью раскрытия творческого потенциала талантливой белорусской молодежи. На данный момент прошло 4 фестиваля. Последний завершился 4 февраля 2015. На нем было представлено 139 фильмов снятых на мобильные устройства не профессиональными операторами. Были отобраны 11 победителей в различных номинациях.
Одним из важнейших мероприятием для компании в этом году стал IV Международный Форум по корпоративной социальной ответственности. Мероприятие организуется фондом «Идея» и уже во второй раз проходит при поддержке компании velcom.
Форум ежегодно собирает полную аудиторию. В числе участников — специалисты и менеджеры, в задачи которых входят вопросы сферы КСО, представители бизнеса и государственных структур, всегда с большой охотой рассказывающие о социальной стратегии, КСО-программах, а также представители интернациональных и национальных организаций, которые делятся международным опытом, информируют о глобальных трендах и направлениях, в том числе подсказывают, как найти партнеров для реализации социальных инициатив.
Но наиболее важными показателями развитости социально ответственного бизнеса в компании «Велком» являются недавно завоёванные награды на Второй ежегодной Премии в области КСО, инициатором которой выступает Международный социально-экономический фонд «Идея».
Система корпоративного обучения velcom была удостоена награды в номинации в номинации «Лучший КСО-проект: корпоративное образование». Также этот проект получил специальный приз от РАБОТА.TUT.BY как лучший кейс среди белорусских компаний, направленный на развитие персонала.
Премия в области корпоративной социальной ответственности проводится в 30 странах мира при поддержке Еврокомиссии и направлена на выявление лучших моделей, способствующих устойчивому развитию компании посредством социальных инноваций. В Беларуси первые награды Премии по КСО были вручены в 2014 году. В числе компаний с социально ответственным бизнесом была и компания velcom — был признан проект velocity — стал лучшим КСО-проектом в номинации «Взаимодействие с местным сообществом».
Заключение
Подводя итоги данного исследования, следует остановиться на некоторых его аспектах:
С момента возникновения корпоративной социальной ответственности на мировой арене бизнеса, в пятидесятых годах прошлого века, после того как Г. Боуен опубликовал работу «Социальная ответственность бизнесмена», а так же после её взлёта в семидесятых, она заняла одно из наиболее значительных мест среди факторов, оказывающих влияние на формирование бизнес среды и в частности и общества XXI века в целом.
Роль социальной ответственности бизнеса оказывает огромное влияние на отношение общества к деятельности того или иного предприятия, применяющего в ходе своей деятельности корпоративную социальную ответственность. Численность таких компаний в Республике Беларусь имеет постоянную тенденцию к росту.
Одной из первых компаний, ставших уделять большое внимание этому роду деятельности стало унитарное предприятие «Велком». Эта организация оказывает значительную помощь в различных социальных сферах, начиная с обучения своих сотрудников и оканчивая озабоченностью состоянием окружающей среды. Так же компания «Велком» ведет пропаганду среди других бизнес предприятий Республики, направленную на расширение числа последователей КСО.
Тем не менее, существуют некоторые трудности связанные с тем, что лишь крупные организации, имеющие достаточную доходность своей деятельности, для применения возможности улучшения каких либо социальных показателей, относящихся к сфере социальной ответственности. Большинство же малых предприятий не заинтересовано в содействии Глобальному договору ООН. Немногие из них выполняют отдельные его пункты. Если сравнивать отечественные малые предприятия и существующие на территории Европейского союза, а так же Соединенных Штатов, то можно заметить, что в последних даже самая маленькая компания оказывает помощь детским садам, школам, домам престарелых и т. д. Быть добрым считается выгодным.
На сегодняшний день в нашем государстве существует потребность в появлении на большинстве предприятий таких менеджеров, которые смогли бы учитывать важность образа компании в ее развитии, отношениях с партнерами, сотрудниками и обществом. Так как на данный момент подобные менеджеры присутствуют лишь в ряде крупных бизнес-структур. Возможно, благодаря присутствию таких специалистов среди отечественных китов бизнеса, возникнет «мода», способствующая расширению и популяризации кругов применения социальной ответственности. Ведь КСО как нельзя лучше подходит для возникновения благоприятного отношения к бизнесу.
Конечно, можно считать подобного рода деятельность подкупом общества, но без нее невозможно благоприятное сосуществование и гармоничного развитие бизнеса в содействии социумом. В некоторой степени социальная ответственность — дитя капитализма и демократии в лучших их проявлениях. И нашим предприятиям рано или поздно придется прибегнуть к применению корпоративной социальной ответственности, иначе им не выжить на современном насыщенном конкуренцией рынке.
1. Доклад аспиранта В. А. Козлова, представленный на заседании научного семинара Студенческого общества «Демограф» — 2009. — Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2009/0369/student03.php — Дата доступа: 15.05. 2015
2. Ивашковская, И.В. /Сеттлз А. / Корпоративная ответственность: время пришло?// Управление компанией: РЦБ. — 2006. — № 9. — С. 48−51.
3. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект / И. Ю. Беляева [и др.]; под общ. ред. И. Ю. Беляевой. М.: КноРус, 2008.
4. Котлер, Ф. Корпоративная социальная ответственность. Как сделать как можно больше добра для вашей компании и общества / Ф. Котлер, Н. Ли; перев. с англ. С. Яринич. Киев, 2005.
5. О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи: Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012.
6. Окончательный проект международного стандарта ИСО/ОПМС 26 000:2010 Перевод выполнен «Эрнст энд Янг» (СНГ) © ISO 2010.
7. Отчёт о социальной ответственности ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» 2012 год //
8. Проекты в сфере КСО // Коммуникационное агентство ARS Communications, 2011.
9. Сообщение о достигнутом прогрессе 2009;2010 // ОАО «Пивзавод Оливария», Carlsberg Group.
10. Симхович, В.А. Корпоративная социальная ответственность: философско-управленческие аспекты современного бизнеса / В. А. Симхович. Минск, 2011.
11. Тихнович Л. КСО: корпоративная социальная обязанность? // Деньги и благотворительность.- 2010. № 72.
12. Новость (отчет)//Час Земли [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://www.velcom.by/ru/about/news/29 198.htm — Дата доступа: 21.04.2015
13. Новость (отчет)//Рождественская благотворительная инициатива [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://www.velcom.by/ru/about/news/28 664.htm. — Дата доступа: 21.04.2015
14. Новость (отчет) //Мингорисполком наградил velcom за вклад в развитие хоккея [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://www.velcom.by/ru/about/news/29 806.htm. — Дата доступа 21.04.2015
15. Новость (отчет)//В финале пятого конкурса Social Weekend velcom поддержал проект «Первая инклюзивная школа [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://www.velcom.by/ru/about/news/29 157.htm — Дата доступа: 21.04.2015
16. Новость (отчет) //КАМЕРА! МОТОР! СВЕТ! СТОП. СНЯТО! Подведены итоги четвертого фестиваля мобильного кино Smartfilm [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://www.velcom.by/ru/about/news/28 733.htm. — Дата доступа 21.04.2015
17. Новость (отчет)//В Минске при поддержке velcom состоялся IV Международный Форум по корпоративной социальной ответственности [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://www.velcom.by/ru/about/news/28 987.htm. — Дата доступа: 21.04.2015