В социально-психологическом смысле деловая коммуникация — это процесс обмена информацией между деловыми партнерами. С точки зрения теории коммуникации, она представляет собой систему с обратной связью и шумом.
Выделим основные элементы процесса коммуникации в деловом общении, к которым относятся:
- 1) люди;
- 2) сообщения;
- 3) средства передачи сообщения.
- 1. Люди как элемент коммуникации.
Главный элемент любой коммуникации — это люди, участники коммуникации, которыми могут быть как индивиды, так и общественные институты (правительства, партии, фирмы и т. п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек. В то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и других общественных сферах коммуникации зачастую ответственным отправителем признается коллегиальный или институционализированный отправитель.
Коммуниканты (отправитель и получатель) порождают, передают и интерпретируют сообщения, многократно меняясь функциями отправителя и получателя. Известный американский специалист в области нейропрограммирования Роберт Дилтс[1][2], анализируя условия эффективной коммуникации, отмечал, что если мы обратим более пристальное внимание на «человеческий» аспект коммуникации, то сможем выделить три параметра, которые оказывают на нее влияние: физический, внутренний и связанный с отношениями.
- [1] Материалы II Международной конференции «Коммуникация: концептуальные и прикладные аспекты (Коммуникация—2004)». 24—28 мая 2004 г. Ростов н/Д: Изд-во ИУБиП, 2004. С. 81. URL: http://trunoff.hotmail.ru/archiv/p048.htm
- [2] См.: Р. Дилтс. НЛП: навыки эффективного лидерства. СПб.: ПИТЕР, 2003.