Особенности американской модели управления и возможность ее использования в России
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos — «искусство генерала». В целом виде стратегия — это метод использования средств и ресурсов, нацеленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно квалифицировать как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения основной цели корпорации. Стратегия определяет основные цели и ключевые пути… Читать ещё >
Особенности американской модели управления и возможность ее использования в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство Сельского хозяйства ФГБОУ ВПО Новосибирский Государственный Аграрный Университет Факультет Государственное и Муниципальное Управление Кафедра государственного, муниципального и экономического управления Направление: Государственное и муниципальное управление
Реферат
по теории управления
на тему:
" Особенности американской модели управления и возможность ее использования в России"
Выполнил: студент 8202 группы Тиссен Илья Проверил: Казанцев Ю.Ю.
Новосибирск, 2014
- Введение
- Предпосылки формирования американской модели управления
- Особенности американской модели управления
- Возможность использования американской модели управления в России
- Заключение
- Список использованной литературы
За всю историю существования менеджмента почти все зарубежные страны скопили существенные сведения в сфере теории и практики управления в индустрии, сельском хозяйстве, торговле и др с учетом собственных специфичных отличительных черт.
Увы, наша российская наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, нередко пренебрегая зарубежный опыт искусства управления. На протяжении почти всех десятилетий в нашей стране главенствовала административно-командная система управления, как правило, направлявшая собственные усилия на критику иностранного опыта управления.
Известный интерес представляет исследование американской модели управления. Американская модель позволил Соединенным Штатам занять лидирующее положение из числа государств западного мира и Японии. Помимо всего этого, нужно иметь в виду, что конкретно в США впервые сформировалась наука и практика управления. Поэтому американская модель актуальна на сегодняшний день.
Цель исследования изучить особенности американской модели управления и возможность её использования в России. В соответствие с целью поставлены задачи:
Рассмотреть предпосылки формирования американской модели управления
Рассмотреть особенности американской модели управления
Рассмотреть возможность использования американской модели управления в России
Предпосылки формирования американской модели управления
Американская модель впитала в себя основы традиционной школы, основоположником которой считается А. Файоль. Американцы Л. Гьюлик и Л. Урвик сделали почти все для популяризации ключевых положений этой школы. Потом другие американские авторы внесли в систему основ управления много дополнений, уточнений и изменений.
Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.
Современная американская модель в этом виде, какой сформировался именно в данный момент, базируется на 3-ёх исторических предпосылках: индустриальный способ организации производства; корпорация как основная форма предпринимательства; наличие рынка.
В конце XVIII в. на смену мануфактурному производству пришел индустриальный способ организации производства, произведший научно-техническую революцию на предприятиях. Была сотворена крупная промышленность, объединившая на собственных предприятиях большое количество трудящихся, которые безжалостно эксплуатировались. Власть капиталистов и представляющих их интересы правящих была безмерна.
В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила всю Северную Америку. Технологическая революция состояла в том, что человек стал больше освобождаться от конкретного участия в ходе производства. Возникли производственные процессы, которые стали исполняться без непосредственного участия человека или исключительно под его наблюдением и контролированием. Происшедшие перемены показали свежие требования к рабочей силе: от работника стал требоваться наиболее высокий уровень образования и квалификации.
Современная американская модель нацелена на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), образовавшуюся еще в начале XIX в.
Грандиозное влияние на формирование теории корпорации оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры заполучили право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально числу принадлежащих им акций. Корпорации пришли на замену маленьким компаниям, в которых вся собственность принадлежала обладателям капитала, и они вполне осуществляли контроль деятельность трудящихся.
Ранним американским предприятиям была присуща трестовская организация, вследствие этого и на данный момент в этих известных фирмах, как «Дженерал моторс», «Крайслер», «Форд мотор», предприятия в составе производственных филиалов лишены самостоятельности. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Шестопал Н. Ю. Менеджмент. — М.: Инфра-М, 2009. Руководители этих фирм всецело зависят от руководителей производственных отделений. В функции производственного филиалы входят распределение заказов между предприятиями, материально-техническое снабжение, контроль за исполнением планов выпуска продукции, также за выполнением этих совокупных функций, как планирование, управление качеством, обслуживание оборудования, обеспечение кадрами.
Американские корпорации широко применяют в своей деятельности стратегическое управление. Данное понятие было введено в обиход на стыке 1960;70-х гг., ну, а в 1980;е гг. обхватило фактически все американские корпорации.
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos — «искусство генерала». В целом виде стратегия — это метод использования средств и ресурсов, нацеленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно квалифицировать как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения основной цели корпорации. Стратегия определяет основные цели и ключевые пути их достижения, следовательно, что корпорация получает общее направление действий. Выход в свет свежих целей, в большинстве случаев, просит поиска и выработки свежих стратегий.
Содержание стратегического управления содержится, во-1-х, в исследовании долгосрочной стратегии, нужной для победы в конкуренции, и, во-2-х, в претворении в жизнь управления в настоящем масштабе времени. Созданная стратегия корпорации впоследствии преобразуется в текущие производственно-хозяйственные проекты, подлежащие реализации на практике. Семенова И. И. История Менеджмента — М.: Юнити-Дана, 2009.
Ряд американских ученых вообще опровергает необходимость стратегического управления, доказывая свои позиции изменчивостью и непредвиденностью внешней среды, в которой действуют современные корпорации. Этих взглядов держатся представители консервативного направления экономической мысли. Впрочем, их позиции неосновательны с научной позиции. Помимо того, практика развития больших хозяйственных комплексов Соединенных Штатов и прочих государств говорит о существенных успехах корпораций, использующих в собственной деятельности стратегическое управление и планирование.
До перехода к стратегическому управлению в теории и на практике доминировала концепция управленческого рационализма, согласно которой успех корпорации ориентируется прежде всего рациональной организацией производства продукции, понижением издержек за счет выявления внутрипроизводственных запасов, повышением производительности труда и эффективностью применения всех видов ресурсов. Данная концепция оценивала предприятие как «закрытую» систему, а его цели и задачи заданными и довольно стабильны на протяжении длительного времени.
Cтратегическое управления базируется на системном и ситуационных подходах к управлению. Предприятие рассматривается как «открытая» система. Основой стратегического управления считается системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные изыскания и исследования, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и так далее) среды.
Особенности американской модели управления
Главными качествами американцев, на базе которых и строится система управления, считаются: коммуникабельность, уверенность в себе, оптимизм, честолюбие и обостренное чувство индивидуализма. В отсутствии данных качеств нельзя пробиться в деловой мир и сделать удачную карьеру. Американец, в том числе и когда он представляет, что не может выполнить указание шефа, даст ответ: «Это я беру на себя» и этим докажет репутацию делового человека. В общем, американцы довольно мобильны. Некоторые могут поменять место работы до 30 раз в течение трудовой жизни.
В отличие от почти всех стран для Соединенных Штатов характерен юридический образ мышления, проникновение адвокатов в самые различные области бизнеса. В Соединенных Штатах бизнесмены нередко не доверяют собственным сотрудникам. На работе поощряется конкурентная борьба, работает принцип «Пускай одолеет сильнейший». Ежели вы доверитесь вашему сослуживце сейчас, на следующий день у него есть возможность быть вашим конкурентом. В этом случае повальное сомнение друг к другу делается практически неминуемым. Управляющие не доверяют сотрудникам, а сотрудники не доверяют управляющим.
Участники американской модели управления считаются менеджеры; собственники; акционеры; правительственные организации; биржи; консалтинговые компании. Американский стиль управления не допускает в качестве основного инвестора банки либо инвестиционные фонды. Ионова С. М., Шумал С. С. Шпаргалка по менеджменту: Ответы на экзаменационные билеты. — М.: Аллель-2010.
Управляющий обязан знать степень амбициозности подчиненных, их способности и возможности. Управленческие решения принимаются им жестко индивидуально. Каждый день для сотрудников готовится список вопросов, которыми они обязаны заниматься. Продвижение их по службе находится в зависимости от личного вклада в предприятие. Рабочие и управленцы замыкаются на себе, на собственной карьере. Для функционирования производства, достижения совместной цели присутствует точная регламентация действий, прямых обязанностей и ответственности любого индивида.
На данной базе и стала формироваться система управления в Соединенных Штатах. Цель управления в данной системе — не столько работа с людьми, а с личностями. Американский менеджер — индивидуалист. Борьба за доходность фирмы для него не столько процесс служения собственному делу и обществу, сколько средство достижения собственного успеха, выдвижения и обогащения. Американские менеджеры поясняют собственную высокую занятость вопросами фирмы не столько долгом перед ней, обществом, причем даже не повышением потребностей собственного «Я» .
Также в американских фирмах процесс планирования децентрализован. Филиалам планируются основные экономические показатели, издержки на производство, сбыт, которые могут корректироваться на протяжении года. По любому свежему виду продукции применяются «стратегические хозяйственные центры» (СХЦ).
Любой СХЦ объединяет несколько производственных подразделений компании, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую единых конкурентов. Число СХЦ в компании, как правило, значительно менее числа производственных подразделений. При создании СХЦ грандиозное значение имеет верный выбор сферы услуг. СХЦ отвечают за значимую разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт, составление производственной программы выпуска продукции по номенклатуре.
американская модель корпорация управление В разных фирмах Соединенных Штатов Америки, независимо от сферы их деятельности присутствует формализованная структура управления предприятием, базирующаяся на жестком подчинении младшего старшему по должности. Система управления в американской компании делает упор на узкую специализацию персонала и опирается на личную инициативу и предприимчивость, способность сотрудника работать без помощи других на любой ступени собственной карьеры.
В отличие от множества стран и, прежде всего, Японии, американская компания не проявляет заботы о собственных работниках, кроме того как не присутствует большой зависимости сотрудника от компании, каждый сотрудник быть может принят на компанию на краткий срок, быть может наказан или же лишен работы за допущенные им ошибки, просчеты или же принятые неверные решения.
Кадровая политика в американских компаниях обыкновенно строится на более или менее схожих принципах. Наем сотрудников на рынке труда проходит через сеть университетов, школ бизнеса и др. При найме работника в специализированных «центрах оценки» проверяется его соответствие вакантной должности при помощи таких способов, как конкурс, оценка знаний, навыков сдача экзаменов на должность. Также в компаниях производят индивидуальную оценку и аттестацию работников.
Система оплаты труда в США учитывает, что рабочие получают повременную плату, что связано с высоким уровнем механизации труда, где выработка от рабочего почти что не находится в зависимости; минимальная оплата труда (как и почасовые ставки) регулируется законом; при определении среднего значения оплаты компании смотрят, чтоб она не была ниже, чем у других компаний в этом географическом регионе.
Также учитывается то, что повышение заработка обыкновенно делается раз в год для всех сотрудников, чья работа оценивается положительно.
Американский стиль ведения переговоров отличается довольно высоким мастерством. При всем при этом в сравнении с представителями других стран, члены американской делегации условно самостоятельны при принятии решений и стремятся обсудить не столько единые подходы, но и детали, связанные с реализацией договоренностей.
Возможность использования американской модели управления в России
Российский бизнес и управление не отделено от мирового. В наше время особую актуальность приобретает потребность создания в России собственной национальной модели управления, адаптированной к рынку. Данное требует исследования и освоения навыка стран, живущих в его условиях не одну сотню лет.
Российская модель управления обязана базироваться на более значимых достижениях зарубежной теории и практики, хотя ни в коем случае не на бездумном их перенесении на российскую почву. Достижений в сфере управления на сей день имеется предостаточно, вследствие этого нужно применять те из них, которые для современной российской экономики считаются более значительными.
Предмет оживленных дискуссий — вопрос про то, какие модели управления или же их составляющие могли бы быть приняты на вооружение в России. Величайший интерес предполагают содержание, формы и границы возможностей использования японской, американской и европейской моделей управления.
Исследование зарубежного опыта управления говорит о том, что когда бессмысленно заимствование любой, в том числе и самой действенной модели менеджмента, то очень вероятно использование отдельных деталей разных моделей в практике управления отечественными предприятиями.
Русский стиль управления копирует японский и американский стили управления, хотя при всем этом не предусматривает собственные национальные отличительные черты, что нередко приводит к происхождению непонимания между рядовыми сотрудниками организации и их руководителями.
Начальная ориентация была сделана на предпринимательскую модель менеджмента, разработанную в Соединенных Штатах Америки. Но, как показала практика управления, она не принесла желанных эффектов и оказалась негодной для России. Отдельные компании с удовольствием применяют в собственной деятельности какие-либо составляющие партнерской модели менеджмента, характерной для Северной Европы (общее творчество, атмосфера дружелюбия и всеобщей причастности к процессу управления, взаимозаменяемость). В следствии данного отечественные специалисты пришли к выводу, что более применимым для нас станет синтез классических иностранных моделей управления.
Почти все теоретики придерживаются той позиции, что отечественная модель поближе к японской, но у них много оппонентов, подмечающих сходства в русской и американской моделях.
Не взирая на русский коллективизм, культ гармонии трудовых взаимоотношений, пожизненный наем и поступенчатое продвижение по служебной лестнице тяжело повторить в том облике, в котором нам показывают данное японцы. Возьмем хотя бы процедуру найма на работу.
Ни для кого не тайна, что на отечественных предприятиях обширно распространен протекционизм при найме на работу, что нередко приводит к демотивации остальных сотрудников, что совершенно не свойственно Японии. Отталкиваясь от данного справедливо возможно отметить, что в американском менеджменте функционирует более обычная нам система найма на работу при помощи рынка труда, университетов, объявлений и просто рекомендаций сотрудников. При найме сотрудника проверяется его соответствие вакантной должности.
В Америке проверяют профессиональную компетентность работника, но не его личностные качества. Эта система найма на работу практикуется и в РФ, что дает нам вероятность заявлять о схожести американской и отечественной систем найма на работу. Таланова А. В., Лымарева О. А. Современная российская модель управления персоналом: особенности применения зарубежного опыта /Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12
Что касаемо вида организационной культуры, то тут российская система управления персоналом имеет больше совместных черт с американской моделью. Любой сотрудник наделен конкретными должностными инструкциями и, в большинстве случаев, имеет немалые различия, в социальном статусе исходя из занимаемой должности. Это стимулирует желание к успеху, хотя ориентирует сотрудников на конкурентную борьбу, чего же невозможно отметить про японскую организационную культуру.
Основным видом мотивации в России, как и в США, является денежное стимулирование, состоящее из заработной платы и дополнительных выплат: оплата больничных, отпусков, страхование жизни, пенсии, оплата юридических услуг, физическое оздоровление сотрудников. Конечно, очевидно, что в России далеко не стаж работы определяет уровень заработной платы.
Группизм и индивидуализм — два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета, причем они постоянно входят в противоречие между собой в силу полярности их основ. Именно в данный момент дуализм русского менталитета, его противоречивость перешли на качественно другой уровень. Имеется свежая волна подъема индивидуализма, с одной стороны, и стирания общинных традиций, с иной. Это и дает возможность определить его место по отношению к американскому менталитету.
При этом следует учесть, что российский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающей себе дорогу в условиях формирующегося рынка. Отталкиваясь от данного, основная направленность развития российского менталитета, возможно, заключается в постепенном перемещении к индивидуализму, то есть в сторону американизированной ментальности.
Формирование передового отечественного менеджмента должно принимать во внимание ключевую направленность развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, больше ориентируясь на личность, воплощение персонального контролирования, учет персонального вклада и оплаты.
Это означает, что на предприятиях все наибольшее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а только лишь на личностных способностях каждого индивида. При формировании системы управления нужно больше принимать во внимание деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость.
Таким образом, как нам представляется, российскую и американскую модели управления можно сопоставить с сообщающимися сосудами. Мы видим, как плотно пересекаются черты американского управления в отечественных управленческих традициях.
Заключение
Американский метод, остается отметить один из более продуктивных методов управления персоналом в Америке: управление, нацеленное на улучшение использования трудового потенциала и более интенсивного привлечения работников к процессу управления. В настоящий момент именно американская модель менеджмента считается одной из более успешных и перспективных моделей в зарубежных странах.
Осторожный, длительный подход к формированию отечественного менеджмента, предусматривающего специфики российского менталитета, разнообразие и широту отечественных условий, главнейшая стратегическая миссия общества. Данное движение к передовым формам и методам управления, которые станут формироваться не слепо, а на базе научно обоснованных мер.
1. Бурганова Л. А. Теория управления. — М.: Инфра-М, 2009.
2. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Шестопал Н. Ю. Менеджмент. — М.: Инфра-М, 2009.
3. Ионова С. М., Шумал С. С. Шпаргалка по менеджменту: Ответы на экзаменационные билеты. — М.: Аллель-2010.
4. Костенко Е. П. Сравнительный Менеджмент. — Ростов н/Д.: Феникс, 2014.
5. Семенова И. И. История Менеджмента — М.: Юнити-Дана, 2009.
6. Таланова А. В., Лымарева О. А. Современная российская модель управления персоналом: особенности применения зарубежного опыта /Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12/http://ekonomika. snauka.ru/2013/12/3475.