Казахстанская модель государственной службы
Включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в правовых актах. С организационной точки зрения должность представляет собой определённую структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, то есть от конкретного лица, её занимающего. Должность также определяет круг задач… Читать ещё >
Казахстанская модель государственной службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Региональный центр переподготовки и повышения квалификации государственных служащих акимата Северо-Казахстанкой области Курсы для административных государственных служащих, впервые принятых на государственную службу САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА на тему: «Казахстанская модель государственной службы»
Выполнила: Бошатаева Сауле Туяковна Петропавловск-2015
СОДЕРЖАНИЕ Введение
1. Понятие, виды и принципы государственной службы
1.1 Понятие государственной службы в Республике Казахстан
1.2 Принципы государственной службы
2. Понятие и типы должностей
2.1 Государственная должность
3. Права и обязанности государственного служащего
3.1 Права государственного служащего
3.2 Обязанности государственных служащих в РК
3.3 Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан
4. Роль и значение государственной службы
5. Концепция новой модели государственной службы республики Казахстан Заключение Список используемой литературы
Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции.
Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства — государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством, служащих. От государственных служащих зависит работа государства.
Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.
В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.
Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и включает большоё круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила. Это большая область отношений связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.
Другая сторона государственной службы — это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.
Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т. д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т. д.).
Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права.
1. Понятие, виды и принципы государственной службы
1.1 Понятие государственной службы в Республике Казахстан
Традиционно советская государственная служба рассматривалась как особый вид государственной деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства и оплачиваемая им http: //www.bibliotekar.ru/Теория государства и права — 7/227. htm.
При таком подходе к определению государственной службы, выделяются, с одной стороны задачи и функции государства, которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой — трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач.
Необходимость создания государственной службы и её правого регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе.
Государственная служба — это публичная служба, т. е. служба в органах публичной власти. С точки же зрения традиционной теории, под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.
В самом широком теоретическом понимании государственная служба — это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий. Алёхин А. П. и Козлов Ю. М. сводят понимание государственной службы в широком смысле к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, учреждениях, иных организациях; государственная служба в узком смысле, по мнению этих авторов, состоит в выполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах. Традиционным в научной литературе стало определение государственной службы, данное Манохин В. Н., Адушкин В. С., Багишаев З. А. административное право / М., 2006 г. стр. 50Манохиным В.М.: «государственная служба представляет собой одну из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного состава — государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства» .
Лазарев Б.Ю. определяет государственную службу как «…служение государству, т. е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач функций государства в государственных органах». Лазарев Б. М. «Государственная служба» / М., 2003 г., стр. 5−6
С точки зрения современного законодателя, государственная служба в РК — это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими органов государственной власти РК и субъектов РК компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах.
Государственная служба — деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. В этом определении можно выделить следующие аспекты:
1) государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т. е. деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;
2) в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;
3) эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;
4) такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т. е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему. http: //zeren. akmol. kz/a/45/on/read/2254/index.html
Итак, легальное истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная служба — это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.
Общими признаками государственной службы являются:
1) замещение служащих государственной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа;
2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.
1.2 Принципы государственной службы
Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления выражающие объективные закономерности и определяющие научно — обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.
Государственная служба в Республике основывается на принципах: http: //www.astana. kz Закон «О государственной службе» Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 453″ Казахстанская правда" от 6 августа 1999 года
1) законности;
2) единства системы государственной службы, независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
3) приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства;
4) общедоступности, то есть равного права граждан поступления на государственную службу в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой;
5) добровольности поступления граждан на государственную службу;
6) обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для служащих нижестоящих государственных органов;
7) подконтрольности и подотчетности государственных служащих;
8) обязательности для всех граждан и должностных лиц исполнения законных требований государственных служащих;
9) учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
10) правовой и социальной защищенности государственных служащих;
11) поощрения государственных служащих и их личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и превышение своих полномочий;
12) профессионализма и компетентности государственных служащих;
13) служебной перспективы для государственных служащих;
14) сочетания непрерывности государственной службы с преемственностью и сменяемостью кадров государственной службы.
Принципы государственной службы обуславливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы. «Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности». Старилов Ю. Н. «Государственная служба» / Воронеж 2006 г., стр. 78
Принципы государственной службы — это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем) исходи из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.
Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РК, и других законах, указах Президента РК, постановлениях Правительства РК, конституциях уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РК. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установление в Законе РК «О государственной службе», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.
Принципы государственной службы можно подразделить на конституционные и организационные.
Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РК, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах.
2. Понятие и типы должностей
2.1 Государственная должность
государственный служащий казахстан должность
В научной литературе относительно понятия «должность» и его содержания споров не существует. Учёные-юристы понимают должность как простейший элемент государственной администрации, как первичную и основную клеточку её организационной структуры.
" Государственно-служебная должность — это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закреплённая в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственного органа (организации предоставляемой лицу — государственному служащему в целях её практического осуществления". Манохин В. М. «Советская государственная служба» / М., 1996 г., стр. 72
Таким образом, должность характеризуется следующими признаками:
1) является частью организационной структуры государственного органа;
2) включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в правовых актах. С организационной точки зрения должность представляет собой определённую структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, то есть от конкретного лица, её занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах. Государственный служащий не является «собственником» занимаемой им должности. При осуществлении должностных функций он должен исполнять содержащиеся в законодательных и иных нормативных актах служебные функции и задачи. Внутренняя структура государственного органа представляет собой систему различных по своему характеру, значению и уровню должностей, включённых в утверждённый штат должностей.
Государственные должности — это учреждённая в установленном порядке государственная организация (путём принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, которая отражает содержание и объём полномочий занимающего её лица и содержится за счёт финансовых средств государственного бюджета (сюда включается заработная плата служащего, занимающего данную должность её техническое обеспечение, установленные льготы и привилегии и пр.).
Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью. Она принадлежит государственной администрации. Назначение государственным, органом (должностным лицом) служащего на должность, соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени и т. д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей — с другой.
" Государственная должность — структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей" .
Закон установил следующую классификацию государственных должностей.
В состав должностей государственных служащих входят политические и административные должности государственных служащих.
К политическим должностям относятся должности, занимаемые политическими государственными служащими:
1) назначаемыми Президентом Республики Казахстан, их заместители;
2) назначаемыми и избираемыми палатами Парламента Республики Казахстан и Председателями палат Парламента, их заместители;
3) являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией;
4) возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители.
Для административных государственных служащих устанавливаются категории. Категории должностей и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Президентом республики по представлению уполномоченного органа.
Для политических государственных служащих категории должностей не устанавливаются. http: //www.astana. kz ст. 7 Закона Республики Казахстан О государственной службе
3. Права и обязанности государственного служащего
3.1 Права государственного служащего
Государственный служащий обладает полным объёмом конституционных прав личности и гражданина РК. Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом на ровне со всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограничения служащего в правах могут иметь место только законом о государственной службе, в связи с обеспечением надлежащего выполнения служащими своих служебных полномочий (например, в сфере предпринимательской деятельности).
Государственный служащий имеет определённое правовое положение. Для него определены особые условия поступления на государственную службу прохождение и прекращение службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам и другим организациям и т. д.).
Правовое положение служащего, находящегося на государственной службе (в министерствах, государственных комитетах, аппарате Администрации Президента, Правительства и т. д.) отличается от правового положения, например, военнослужащего характером служебных полномочий, содержанием прав и обязанностей, механизмом привлечения к правовой ответственности.
Правовое положение государственных служащих зависит также от условий, в которых протекает государственная служба. Поэтому особенности правового положения государственных служащих могут определяться и объективно возникшей общественно-политической либо государственной ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или военного положения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаях содержание правового положения государственного служащего существенным образом может изменяться; служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности. Правовое положение государственных служащих определяет в первую очередь различный набор прав и обязанностей.
Права государственного служащего перечисленные в ст. 8 ЗАКОНА РК «О государственной службе в РК» можно объединить в две группы. В первую из них войдут те права государственного служащего, которые реализуются в процессе непосредственного осуществления должностных полномочий: http: //www.astana. kz ст. 8 Закона Республики Казахстан О государственной службе
1) пользоваться правами и свободами, которые гарантируются гражданам республики Конституцией и законами Республики Казахстан;
2) участвовать в пределах своих полномочий в рассмотрении вопросов и принятии по ним решений, требовать их исполнения соответствующими органами и должностными лицами;
3) получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
4) посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей организации, независимо от формы их собственности;
5) требовать от руководителя точного определения задач и объема служебных полномочий в соответствии с должностью, занимаемой государственным служащим;
6) на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;
7) на стимулирование и оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает, качества, опыта и иных установленных настоящим Законом оснований;
8) на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
9) беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;
10) на продвижение по службе с учетом квалификации способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей;
11) требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по мнению служащего, обвинений;
12) на охрану труда, здоровья, безопасные и необходимые для высокопроизводительной работы условия труда;
13) на социальную и правовую защиту;
14) на увольнение с государственной службы по собственному желанию;
15) на пенсионное и социальное обеспечение;
16) на внесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы.
3.2 Обязанности государственных служащих в РК
Основные обязанности государственного служащего, закреплённые в ст. 9 Закона «О государственной службе РК» можно также сгруппировать в две группы. В одну из них включаются обязанности по непосредственному осуществлению должностных полномочий: http: //www.astana. kz ст. 9 Закона Республики Казахстан О государственной службе
1) соблюдать Конституцию и законодательство республики,
2) приносить присягу государственного служащего в порядке, утвержденном Президентом Республики Казахстан;
3) обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры;
4) осуществлять полномочия в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями;
В другую группу обязанностей государственного служащего входят те обязанности, которые преследует цель обеспечить наиболее эффективное исполнение должности:
5) соблюдать государственную и трудовую дисциплину;
6) принимать на себя ограничения, установленные законом;
7) соблюдать нормы служебной этики, установленные законодательством;
8) выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их полномочий;
9) хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку;
10) сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
11) обеспечивать сохранность государственной собственности:
12) незамедлительно информировать должностное лицо, имеющее право их назначения, в случаях, когда частные интересы государственного служащего пересекаются или входят в противоречие с их полномочиями;
13) повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными служащим возложенных на него обязанностей, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 28 «О государственной службе РК». http: //www.astana. kz ст. 28 Закона Республики Казахстан О государственной службе
Для некоторых видов государственных служащих существуют некоторые дополнительные права и обязанности. Например, военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использования оружия в порядке, определяемом законодательством; для них определены некоторые ограничения общегражданских прав и свобод, установлены льготы, особый правовой режим ответственности (например, согласно правовым нормам общевоинских уставов Вооружённых Сил РК), материальная и гражданско-правовая ответственность военнослужащих. В правовое положение государственного служащего входят нормы, устанавливающие определённые ограничения для служащего в связи с государственной службой. Эти основные ограничения закреплены в ст. 10 Закона «О государственной службе РК». http: //www.astana. kz ст. 10 Закона Республики Казахстан О государственной службе
Государственный служащий не вправе:
1) быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления;
2) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
3) заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном;
5) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию;
6) участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению служебных обязанностей, включая забастовки;
7) в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.
Государственный служащий в порядке, установленном законодательством, в течение месяца после вступления в должность обязан на время прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этим лицам, а также иного имущества, переданного в имущественный наем. Особенности правового положения различных категорий служащих обусловлены возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, в которых они проходят службу. Особое правовое положение различных видов государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами, например: законами РК «О прокуратуре», и т. д.
Правовое положение государственных служащих с изменением условий прохождения государственной службы также изменяется. Например, повышение по службе предоставляет служащему дополнительные полномочия, права и обязанности; устанавливаются и дополнительные запреты и ограничения по службе, особенности процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности.
3.3 Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан
Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих. http: //www.astana. kz Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих) Кодекс чести в редакции Указа Президента РК от 01. 04.2011 № 1180.
Общество рассчитывает, что государственный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своей Родине — Республике Казахстан.
Настоящий Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих) (далее — Кодекс) в соответствии с Законом Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О государственной службе», Законом Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией» и общепринятыми морально-этическими нормами устанавливает основные стандарты поведения государственных служащих Республики Казахстан.
Руководители государственных органов, в центральных исполнительных органах — ответственные секретари центральных исполнительных органов или должностные лица, на которых в установленном порядке возложены полномочия ответственных секретарей центральных исполнительных органов, а в случаях отсутствия ответственных секретарей центральных исполнительных органов или указанных должностных лиц — руководители центральных исполнительных органов, обеспечивают размещение текста настоящего Кодекса в зданиях государственных органов в местах, доступных для всеобщего обозрения.
1. В своей деятельности государственные служащие должны:
1) быть приверженными политике Президента Республики Казахстан и последовательно проводить ее в жизнь, своими действиями укреплять авторитет государственной власти, защищать интересы государства; не допускать совершения действий, способных дискредитировать Казахстан;
2) руководствоваться принципом законности, неукоснительно соблюдая Конституцию и строго следуя законам Республики Казахстан, актам Президента Республики Казахстан и иным нормативным правовым актам Республики Казахстан;
3) обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан, не допускать действий, сопряженных с нарушением прав и свобод человека и гражданина;
4) способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране;
5) неукоснительно соблюдать государственную и трудовую дисциплину, добросовестно, беспристрастно и качественно исполнять свои служебные обязанности, эффективно использовать для этого свое рабочее время;
6) прилагать все усилия для высокопрофессиональной работы, применять оптимальные и экономичные способы решения поставленных задач, бережно относиться к вверенной государственной собственности, рационально и эффективно использовать ее;
7) противостоять проявлениям коррупции;
8) исключать действия, наносящие ущерб интересам государственной службы; не вмешиваться в деятельность лиц, причастных к принятию решений по вопросам, затрагивающим личные интересы государственного служащего;
9) не допускать вмешательства в предпринимательскую деятельность и лоббирования интересов отдельных хозяйствующих субъектов;
10) не допускать использования служебной информации в корыстных и иных личных целях,
11) не участвовать в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе лицами;
12) не допускать фактов принятия подарков или услуг от физических и юридических лиц в связи с исполнением государственных функций;
13) не принимать приглашения во внутригосударственные и зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет казахстанских или иностранных физических и юридических лиц, за исключением случаев, установленных законом;
14) своим отношением к делу и личным поведением способствовать созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;
15) противостоять действиям, препятствующим эффективному функционированию государственных органов и надлежащему выполнению служебных обязанностей государственными служащими;
16) не допускать случаев подбора и расстановки кадров по признакам землячества и личной преданности;
17) не допускать и пресекать факты нарушения норм служебной этики со стороны других государственных служащих;
18) придерживаться делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей.
2. В отношениях с гражданами и юридическими лицами государственные служащие должны:
1) способствовать укреплению доверия граждан к институтам государства;
2) проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение, в том числе при получении транспортных, сервисных и иных услуг;
3) своими действиями и решениями не давать повода для обоснованной критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности;
4) не допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений, в установленные сроки принимать по ним необходимые меры;
5) уважать честь и достоинство человека и гражданина независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств;
6) соблюдать общепринятые морально-этические нормы, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана;
7) быть вежливыми и корректными.
3. Государственные служащие, имеющие в своем подчинении работников, должны:
1) точно определять задачи и объем служебных полномочий подчиненных в соответствии с занимаемыми ими должностями, не отдавать подчиненным явно невыполнимых распоряжений и не требовать от них исполнения поручений, выходящих за рамки их служебных обязанностей;
2) не допускать по отношению к подчиненным необоснованных обвинений, фактов грубости, унижения человеческого достоинства, бестактности;
3) не понуждать подчиненных к совершению противоправных проступков или поступков, не совместимых с общепринятыми морально-этическими нормами.
4. Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа осуществляются его руководителем или уполномоченными на это должностными лицами государственного органа.
Государственные служащие должны вести дискуссии в корректной форме, не подрывая авторитет государственной службы.
5. Государственным служащим не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно:
1) не соответствует основным направлениям политики государства;
2) раскрывает служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию;
3) содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства.
6. При наличии в адрес государственного служащего необоснованных публичных обвинений в управлении коммерческими организациями и/или занятии предпринимательской деятельностью, лоббировании чьих-либо интересов он должен соответствующим образом обнародовать информацию, опровергающую такие обвинения.
7. В случае публичных обвинений государственного служащего в коррупции ему следует принять меры по опровержению этих обвинений, в том числе в судебном порядке.
8. Соблюдение государственными служащими настоящего Кодекса является их служебным долгом.
9. За нарушение требований, предусмотренных настоящим Кодексом, государственные служащие в установленном законодательством Республики Казахстан порядке могут привлекаться к ответственности.
10. Коллектив государственного органа по решению должностного лица, имеющего право назначения на должность и освобождения от должности государственного служащего, может рассматривать факт несоблюдения государственным служащим настоящего Кодекса и выносить по итогам рассмотрения общественное порицание.
4. Роль и значение государственной службы
По мере становления в Казахстане новой государственности роль и значение государственной службы как публично-правового института, призванного обеспечить социально-экономические и политические преобразования в стране, постоянно возрастают. Речь идет о том, чтобы повысить качественный потенциал государственной службы республики, обеспечить реализацию общей стратегии и координацию практической деятельности государственных органов по работе с кадрами, осуществлять государственную кадровую политику в стране на основе единых методологических подходов. Мухамеджанов А. Б. Конституционные основы административной реформы Республики Казахстан. — 2007. стр. 82.
В «Стратегии „Казахстан-2030“ на новом этапе развития Казахстана» были определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики и основные идеи реформирования государственной службы и кадровой политики. В этом важном политическом документе установлены приоритетные направления и последовательный курс государства по формированию корпуса нового поколения государственных служащих, по установлению требований к их уровню квалификации, подбору, рациональному использованию и обучению с учетом потребности в них государственного аппарата в современный период и на перспективу. Послание Президента страны народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2030» на Новом этапе развития Казахстана.
Реформа направлена на создание для Казахстана эффективной, современной государственной службы и структуры управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики.
Одним из приоритетных направлений реформирования государственного управления должно стать улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров. Необходимо поставить стратегическую задачу — создание и поддержка репутации государственной службы.
Важным звеном реформы государственной службы в Республике Казахстан является укрепление системы управления кадрами. Здесь важную роль сыграли рекомендации участников Международной конференции по модернизации государственного управления на пороге 21 века.
В частности, для проведения единой кадровой политики, как на республиканском, так и на местном уровне было признано целесообразным создать специальный уполномоченный государственный орган при Президенте Республики Казахстан со службой информационно-аналитического обеспечения и соответствующими его структурными подразделениями в регионах, с обеспечением координации деятельности государственных органов по вопросам кадровой политики и государственной службы, с созданием банка данных о государственных служащих и присвоения им квалификационных классов (категорий). Предложено было создать систему учета и отчетности данных органов, разработать единый государственный стандарт на подготовку и переподготовку государственных служащих и обеспечить обязательное лицензирование учебных заведений и центров на ведение такой деятельности, независимо от их форм собственности; разработать и внедрить систему оценки профессионального уровня, качества работы управленческого персонала, профессиональной ориентации и социальной защиты работников на весь срок государственной службы, учитывать национальную специфику в практике государственного управления, более активно вовлекать женщин в сферу государственного управления, развивать интеграцию центрально-азиатских стран в деле обучения государственных служащих и др. все это способствует дальнейшему формированию государственной кадровой политики и развитию института государственной службы в Республике Казахстан.
Другой важной мерой, способствующей радикальному обновлению государственного аппарата, является введение обязательного конкурсного отбора при поступлении граждан на административную службу и продвижение по службе. Кадровая политика здесь направляется на совершенствование механизма реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе с опорой на все слои общества.
Важным направлением реформирования государственной службы должна стать борьба с коррупцией. В стратегии развития Казахстана на период до 2030 года акцентируется внимание на необходимость беспощадной борьбы с коррупцией, невзирая на лица и должности. Механизм реализации данного направления кадровой политики и государственной практики будет обеспечиваться путем разработки организационных и правовых средств, направленных на защиту прав и свобод граждан, обеспечения эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также привлечение виновных лиц к ответственности. Необходимо взять стратегический курс на активную борьбу с коррупцией, постоянное обновление управленческого корпуса, последовательное сокращение государственного аппарата, выявление предпосылок, прямо или косвенно создающих условия для совершения коррупционных правонарушений.
Дальнейшее совершенствование казахстанской модели государственной службы связано с накоплением, как собственного положительного опыта, так и использование опыта зарубежных стран. Уже сейчас становится очевидным, что имеется необходимость в создании общих основ и принципов организации всех видов государственной службы независимо от разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. В этом направлении первостепенное значение приобретают вопросы уточнения Реестров должностей политических и административных государственных служащих, Квалификационных характеристик соответствующих должностей, процедур подбора, расстановки и рационального использования кадров, механизма стимулирования труда и социально-правовой защищенности государственных служащих, разработки программ обучения кадров, адекватных потребностям практики государственной службы; сдерживания роста численности кадрового состава государственных органов; обеспечения стабильности кадров государственного аппарата и порядка их продвижения по службе; обеспечения объективной оценки профессиональных способностей и результатов труда государственных служащих и т. д. http: //almaty. upp. kz. — Государственная служба
5. Концепция новой модели государственной службы республики Казахстан
Указом Президента Республики Казахстан № 119 от 21 июля 2011 года утверждена Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан. http: //www.kostanay.gov. kz Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан
Профессионализация системы государственной службы, основанная на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу, является важнейшим фактором в обеспечении конкурентоспособности системы государственного управления и качественного оказания государственных услуг населению. В Концепции представлен анализ текущей ситуации в системе государственной службы, определены основные направления формирования новой модели государственной службы Республики Казахстан и ключевые механизмы ее реализации.
Концепция станет основой для разработки законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных па оформление новой модели и дальнейшую профессионализацию государственной службы Республики Казахстан. Новая модель государственной службы в первую очередь предполагает модернизацию понятия «государственная служба», которое должно стать синонимом понятия «служение нации (обществу)» и означать ориентацию на население как потребителя государственных услуг. Новая модель государственной службы ориентирована на признание важности человеческого фактора и проведение эффективной кадровой работы, что является ключевым фактором ее профессионализации и направлена на формирование эффективных кадровых механизмов — эффективный и прозрачный порядок поступления на государственную службу, возможность непрерывного профессионального развития государственных служащих, взаимосвязь результатов работы и системы поощрения.
В новой модели государственной службы будет сформирован корпус высших административных государственных служащих, профессионально обеспечивающих эффективность реализации государственной политики, будут принципиально усовершенствованы механизмы поступления и прохождения государственной службы.
Реализация Концепции рассчитана на период с 201 1 года до 2015 года и включает следующие этапы.
На первом этапе (2011;2012 годы) предполагается реализация мер, направленных на достижение целевых индикаторов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года:
1) внедрение нового реестра должностей государственной службы, основанного на трех корпусах;
2) улучшение процедур поступления на государственную службу и формирования кадрового резерва государственной службы;
3) формирование базового образовательного центра по подготовке высококвалифицированных государственных служащих;
4) внедрение обновленных программ обучения, основанных на технологиях и принципах системы государственного управления, ориентированного на результат;
5) повышение эффективности деятельности кадровых служб государственных органов;
6) введение системы оценки деятельности государственных служащих;
7) введение новой системы оплаты труда государственных служащих;
8) осуществление мер, направленных на повышение качества оказания государственных услуг, в том числе внедрение системы контроля качества оказания государственных услуг, развитие механизма обратной связи для оценки качества оказываемых государственных услуг.
На втором этапе (2013;2015 годы) будут осуществлены долгосрочные меры по профессионализации государственной службы, такие как внедрение системы карьерного планирования, введение индивидуальных планов профессионального развития и обучения, расширение системы дистанционного обучения; совершенствование системы мотивации государственных служащих; создание автоматизированной информационной системы государственной службы; разработка двухуровневой системы управления административной этикой. На втором этапе будут проводиться мониторинг и оценка эффективности реализованных па первом этапе мер, на основе чего будут выработаны соответствующие нормативные правовые, методические и организационные предложения и рекомендации. Реализация Концепции обеспечит профессионализацию государственного аппарата, способного эффективно выполнять функции государства и оказывать качественные государственные услуги населению.
Учитывая вышеуказанные проблемные вопросы, сегодня необходимо обеспечить дальнейшее поступательное развитие системы государственной службы и ее реформирование в тесной взаимосвязи с процессами модернизации государственного управления. Таким образом, с учетом положений Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года формирование новой модели и профессионализация государственной службы Республики Казахстан будут направлены на обеспечение результативной системы государственного управления.
Заключение
В заключение следует подчеркнуть, что реформа государственной службы в Республике Казахстан должна быть направлена на формирование кадрового потенциала, адаптированного к новым экономическим условиям, способного на качественном новом уровне обеспечить реализацию внутренней и внешней политики государства; на переход к карьерной модели государственной службы с тем, чтобы обеспечить профессионализм и стабильность кадрового состава государственной службы; на введение открытых и гласных процедур отбора и продвижения государственных служащих в соответствии с их деловыми качествами; на постоянное повышение квалификации кадров и обеспечение их социально-правовой защищенности. При этом государственные служащие, отвечая всем требованиям к их профессиональной подготовке, призваны превратиться из хозяина в слугу общества. По этому поводу Президент страны в своем Послании народу Казахстана «Казахстан — 2030» подчеркнул, что «чиновник новой генерации — это слуга нации, патриотичный и справедливый, преданный своему делу и профессиональный». Именно это ожидает общество от современной государственной службы.
Список используемой литературы
1. Лазарев Б. М. Государственная служба / М., 2003 г.
2. Старилов Ю. Н. Государственная служба / Воронеж 2006 г.
3. Закон «О государственной службе» Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 453″ Казахстанская правда" от 6 августа 1999 года;
4. «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан» Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года N 1567; САПП Республики Казахстан, 2005 г., N 19, ст.225; «Казахстанская правда» от 5 мая 2005 года N 110−111
5. Манохин В. Н. Советская государственная служба / М, 2006 г.
6. Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан
7. Мухамеджанов А. Б. Конституционные основы административной реформы Республики Казахстан. — 2007.
Ресурсы Internet
8. http://www.astana. kz
9. http://www.kostanay.gov. kz
10. http://semestr. kz/
11. http://almaty. upp. kz.
12. http://www.kazedu. kz
13. http://kyzmet.gov. kz/kzm/index.html