Роль органов прокуратуры в обеспечении законности деятельности органов местного самоуправления
Прокурорский надзор как самостоятельная область государственной деятельности заключается в том, что в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными Законами «О прокуратуре Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и многими другими нормативно-правовыми актами органами прокуратуры РФ разносторонне осуществляется одна из основных функций… Читать ещё >
Роль органов прокуратуры в обеспечении законности деятельности органов местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
самоуправление надзор прокурорский правовой.
В Российской Федерации осуществляются крупномасштабные преобразования, направленные на укрепление демократии и создание правового государства. Происходит переоценка ценностей в экономической, социальной, управленческой, духовной и других сферах жизни общества. При этих условиях одной из основных проблем остается проблема укрепления правопорядка. Поэтому на первый план выдвигаются задачи обеспечения законности, защиты прав и законных интересов граждан, верховенства права. В решении поставленных проблем особая роль принадлежит правоохранительным органам государства, в частности прокуратуре.
Актуальность выбора темы реферативной работы определяется необходимостью комплексного исследования прокурорского надзора за соблюдением законов органами местного самоуправления.
Утверждение и реализацию прав и свобод человека можно назвать важнейшей предпосылкой построения правового государства в России, неотъемлемой составляющей которого являются укрепление законности, защита прав и свобод гражданина. Особенно актуально воплощение этих положений в системе местного самоуправления, как территориальной самоорганизации граждан для решения наиболее важных проблем, сочетающей черты института публичной власти и народовластия, где непосредственно реализуются принципы демократии. Народовластие и народный суверенитет, реализуемые органами местного самоуправления, позволяют народу самостоятельно вершить свою судьбу, принимать участие в политике государства. Однако, если в деятельности органов местного самоуправления нарушается принцип законности, то они не только не выполняют свои функции, но и служат правовому закрепощению народа. Поэтому особенное значение приобретает прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления.
1. Правовая сущность прокурорского надзора.
Понятие «прокурорский надзор» является разноаспектным. Поэтому прокурорский надзор, как и много других понятий юридической науки, можно и нужно рассматривать и различать в нескольких значениях. В частности, прокурорский надзор нужно изучать и понимать в четырех аспектах:
1. Прокурорский надзор как самостоятельная область государственной деятельности;
2. Прокурорский надзор как самостоятельная область права РФ;
3. Прокурорский надзор как самостоятельная область правовой (юридической) науки;
4. Прокурорский надзор как самостоятельный курс учебной дисциплины.
Прокурорский надзор как самостоятельная область государственной деятельности заключается в том, что в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными Законами «О прокуратуре Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и многими другими нормативно-правовыми актами органами прокуратуры РФ разносторонне осуществляется одна из основных функций государства, а именно правоохранительная функция. Среди других правовых актов следует отметить Уголовный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, законы «О полиции», «О Федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности» и др. в т. ч. нормативно-правовые акты Правительства РФ, субъектов РФ.
Разносторонне осуществляется государственная функция потому, что: во-первых, прокурорский надзор, как вид деятельности — это специфическое функционирование в направлении надзора от имени государства за соблюдением и правильным применением законов соответствующими многочисленными субъектами применения права. В числе этих субъектов: правительство РФ, его комитеты и комиссий, органы государственного и хозяйственного управления и контроля во всех субъектах РФ, органы местного самоуправления и их исполнительные структуры, военные подразделения, общественные и политические организации, отдельные должностные лица и граждане, предприятия, независимо от их форм собственности.
Во-вторых, прокурорская деятельность не ограничивается только надзорной функцией, а охватывает также:
1) уголовное преследование, т. е. дознание и досудебное следствие;
2) координацию деятельности других правоохранительных органов (органов внутренних дел, органов безопасности, налоговых органов, органов таможенной службы и др.) в общей борьбе с преступностью;
3) поддержание государственного обвинения в суде и представительство в нем интересов гражданина или государства.
Прокурорскому надзору, как виду государственной деятельности присущи свои специфические задачи, суть которых, согласно ст. 2 Закона «О прокуратуре», состоит в:
— защите от неправомерных посягательств на безопасность и суверенитет РФ, ее общественный и государственный порядка, политическую и экономическую системы, защите права национальных групп и территориальных образований;
— защите от неправомерных посягательств на социально-экономические, политические, личные права и свободы человека и гражданина;
— защите основ демократического устройства государственной власти, правового статуса местных образований, органов самоорганизации населения.
Все эти задачи не выражены прямо в законе, но исходят их основных направлений деятельности прокуратур, описанных в нем.
Как самостоятельная область права прокурорский надзор обусловлен тем, что в законодательстве России реально существует совокупность правовых норм, регламентирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и направления деятельности, полномочия относительно выявления и устранение нарушений законности, средства прокурорской деятельности и реагирование на эти нарушения и т. п. Однако, некоторые исследователи в меру разрозненности норм в различных законах сомневаются в существовании прокурорского надзора, как отдельной области права.
Органам прокуратуры принадлежит особое место в механизме гарантий законности. Реализуя свои полномочия, органы прокуратуры обслуживают все три ветви власти. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 12 Закона РФ «О прокуратуре»: «Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации».
Главными понятиями прокурорского надзора являются его предмет, объекты, субъекты, средства, методика и принципы.
Предмет прокурорского надзора — это сфера общественных отношений, контролируемая прокуратурой — отношения общества и государства. Он четко определен в ст. 21 Закона.
Объекты прокурорского надзора — это министерства, ведомства, учреждения, предприятия, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, на которые распространяются надзорные полномочия прокурора.
Субъектом прокурорского надзора называется участник прокурорского-надзорных правоотношений. Это физические или юридические лица, проверяемые прокуратурой на соблюдение законов РФ. Однако и сам прокурор, работники прокуратуры также выступают участниками упомянутых правоотношений. Объекты и субъекты не прописаны в Законе, но упоминаются в юридической литературе.
Средства прокурорского надзора — это действия и правовые акты прокурора, которые вытекают из его полномочий и с помощью которых он решает поставленные перед ним задача: обнаруживает, устраняет, предупреждает нарушения законов, привлекает виновные лица к юридической ответственности. Они тоже не перечисляются в Законе, а лишь в специальной литературе.
Методика прокурорского надзора — это научное понятие, которое означает совокупность методов и способов осуществления прокурором своих полномочий и решения задач во время проведения проверок относительно соблюдения и применения законов. Ст. 22−27, 42 Закона и др. определяют полномочия прокурора и частично касаются последовательности прокурорской проверки.
Ст. 4 Закона «О прокуратуре» среди главных принципов деятельности прокуратур РФ определяет единство и централизацию системы прокуратур, независимость прокуратур, законность. Также она закрепляет права прокуроров на получение необходимой информации в ходе надзора, невозможность совмещения прокурорской должности с должностью чиновника государственных или муниципальных органов, членством в общественных организациях и всякой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, творческой или научной работы. Исследователи выдвигают мнение о существовании, не закреплённых в Законе принципов законности, публичности, гласности, единоначалия и коллегиальности, деполитизации.
На основании всего выше сказанного, можно прийти к выводу, что функции прокуратуры РФ заключаются в:
1. Поддержании государственного обвинения в суде;
2. Представительстве интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;
3. Надзоре за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
4 Надзоре за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;
5 Надзоре за соблюдением и применением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, включая органы местного самоуправления;
6. Досудебном расследование действий, которые содержат признаки преступления;
7. Координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
Прокурор, с целью выявления нарушений законов, имеет право:
а) беспрепятственно, по удостоверению, которое подтверждает должность и с использованием безличных пропусков там, где это принято, входить в помещение органов государственной власти и местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, подчиненности или принадлежности, воинских частей (ст. 22, 47 Закона «О прокуратуре»);
б) получать доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию и тех, что содержат коммерческую или банковскую тайну или конфиденциальную информацию (ст. 4, 22 Закона);
в) письменно требовать представления в прокуратуру для проверки указанные документы и материалы, выдачи необходимых справок, в т. ч. относительно операций и счетов юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, связанных с проверкой (ст. 6 Закона);
г) требовать для проверки решения, распоряжение, инструкции, приказы и другие акты и документы, получать информацию, в т. ч. статистическую, о состоянии законности и мероприятий по ее обеспечению (ст. 6 Закона);
д) требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур, независимо от форм собственности, а также выделение специалистов для проведения проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз (ст. 22 Закона);
е) вызывать должностные лица и граждан, требовать от них устных или письменных объяснений относительно нарушений закона (ст. 22 Закона);
ж) самостоятельно рассматривать заявления и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда, следить за соблюдением требований законодательства относительно порядка такого рассмотрения всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, проводить личный прием граждан (ст27 Закона);
з) в любое время посещать места содержания задержанных, предварительно заключенных; места, где осужденные отбывают наказание; учреждения для принудительного лечения и перевоспитания и проводить допрос лиц, которые там находятся, знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, осужденные или к ним применены меры принудительного характера (ст. 33 Закона);
к) проверять законность указов, распоряжений и постановлений администрации этих учреждений, останавливать выполнение таких актов, опротестовывать их в случае нарушений правопорядка (ст. 33 Закона);
л) принимать участие: в предыдущем рассмотрении дела судьей; в судебном заседании; в рассмотрении дела в суде апелляционной, кассационной инстанции, а также в порядке исключительного ведения (раздел 4 Закона).
В случае выявления фактов нарушения законодательства прокурор:
а) опротестовывает акты правительства РФ, его комитетов и комиссий, органов государственного и хозяйственного управления и контроля во всех субъектах РФ, органов местного самоуправления (ст. 7, 23, 28, 33, 36, 37 Закона);
б) дает представления (предписания) об устранении очевидных нарушений закона в государственных органах, органах местного самоуправления и пр. (ст. 22 Закона);
в) вносит апелляционную, кассационную жалобу или протест о пересмотре судебного решения в арбитражных судах, а также в порядке исключительного ведения (ст. 36);
е) принимает решение о немедленном освобождении лица, которое незаконно находится в местах содержания задержанных, предыдущего заключения, лишение свободы или в учреждении для выполнения мероприятий принудительного характера (ст. 22, 33, 47).
Также выделяются правовые средства, направленные на привлечение нарушителей законодательства к юридической ответственности. В частности прокурор:
а) (наиболее распространенное правовое средство) открывает в установленном порядке, уголовные дела, дела об административном правонарушении, передает материалы на рассмотрение другим органам (ст. 1, 27, 30, 35);
б) принимает участие в судебных заседаниях, вносит свои заявления о других преступлениях, требует привлечения других лиц, вносит протесты при нарушении правил следствия (ст. 7, 36−39, 47).
Правовые средства, направленные на возмещение материального ущерба, которые может использовать прокурор, включают:
а) согласно ст. 212 и 221 Уголовно-процессуального Кодекса РФ прокурор в случае, если этого не сделал следователь или дознаватель, разъясняет пострадавшему порядок возобновления его нарушенных прав и принимает необходимые меры для возмещения вреда, причинённого лицу вследствие незаконного осуждения. А также вследствие привлечения его как обвиненного; задержания; применения предупредительной меры и в случае незаконного продолжения выполнения назначенного наказания в случаях, когда уголовный закон, который отстраняет наказуемость, вступил в силу. Разъяснение подаётся в письменной форме;
б) в соответствии со ст. 211−214 УПК прокурор проверяет, употреблены ли следователем или дознавателем меры по возмещению вреда, причиненного преступлением, если нет, то возвращает дело следователю, чтобы тот в порядке требований ст. 115 УПК обеспечил будущее выполнение иска, т. е. наложил арест на имущество обвиняемого;
в) в соответствии с этими же статьями проверяет, употреблены ли мероприятия по противодействию сокрытию (не сохранению) имущества обвиняемого, которым в будущем будет обеспечен гражданский иск;
г) согласно ст. 29 УПК прокурор предъявляет или поддерживает представленный пострадавшим гражданский иск о возмещении вреда, причинённого преступлением, и осуществляет иные меры по удовлетворению иска.
Помимо это различают средства распорядительные, обязующие и останавливающие. Это могут быть письменные указания, принятие решений прокурором (протесты, постановления, приказы, распоряжения, положения, инструкции, указания и т. д.).
2. Прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления: контроль законности.
Местное самоуправление — это одна из форм непосредственного осуществления властных функций народом. Оно имеет место в населенных пунктах (селах, районах, городах) РФ, где формируются муниципалитеты, состоящие из главы муниципального образования, его представительного органа, исполнительно-распорядительного аппарата (администрации), контрольного и вспомогательных органов. Члены представительного органа, администрации и глава муниципалитета являются выборными должностями. Регулирует работу органов местного самоуправления Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др. акты. Муниципальные образования имеют властные функции и полномочия, например, выплачивают пенсии и пособия гражданам, занимаются социальной опекой, распоряжаются муниципальной казной, землями и имуществом (жилищный фонд, коммунальное хозяйство и т. д.), но самое главное — издают нормативно-правовые акты. Все это требует контроля со стороны органов государственной власти и прокуратуры. Как правило, прокуратуры районов и городов контролируют деятельность соответствующих муниципальных образований, а межрайонные прокуратуры следят за деятельностью сельских, районных муниципалитетов. В отдельных случаях вмешиваются специальные прокуратуры, например, природоохранная прокуратура.
Согласно положениям Закона «О прокуратуре» «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина… прокуратура РФ осуществляет. надзор за исполнением законов. органами местного самоуправления».
В широком понимании прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления — это регламентированная прокурорским правом деятельность прокуратуры относительно проверки выполнения законов и подзаконных нормативных актов органами местного самоуправления и соответствия принимаемых ими нормативно-правовых актов законодательству РФ, в первую очередь, Конституции.
Задачи этого вида прокурорской надзорной деятельности заключаются в том, чтобы с помощью полномочий прокурора достичь:
— четкого и неуклонного выполнения законов в муниципальных образованиях;
— отмены актов, и прекращение деятельности актов органов местного самоуправления, которые противоречат законам и подзаконным нормативным актам.
Непосредственными объектами этого направления надзорной деятельности прокуратуры выступают органы местного самоуправления.
Осуществляя надзор за общим выполнением законов в сфере местного самоуправления, органы прокуратуры оказывают содействие выполнению задач, которые стоят перед обществом и государством относительно улучшения правопорядка, повышение благосостояния граждан. А также играют важную роль относительно улучшения материального положения, муниципалитетов, обеспечение их прав и законных интересов и т. п. Другими словами, прокуроры, осуществляя свои полномочия в этой сфере, решают, вместе с другими органами и организациями, вопрос политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного строительства. Ведь местное самоуправление в политике РФ было признано основой развития демократического общества.
Согласно статье 21 Закона РФ «О прокуратуре» предметом надзора за соблюдением и правильным применением законов является:
а) соответствие актов, местного самоуправления действующим законам;
б) соблюдение законов о: неприкосновенности личности, о защите социально-экономических, политических, личных правах и свободы граждан, защите их чести и достоинства, если законом не предусмотрен другой порядок защиты этих прав. Помимо этого прокуратура следит за соблюдением законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды и т. д.
Следовательно, по сути, предмет этого вида надзора образовывают два элемента:
— соблюдение и применение целого комплекса законов;
— проверку соответствия Конституции и законам РФ правовых актов, которые принимаются органами местного самоуправления.
Прокуратура проверяет деятельность органов местного самоуправление согласно выработанным методикам и принципам с использованием своих средств по таким поводам как:
1) сообщение, заявления, жалобы, письма отдельных физических и должностных лиц о конкретных фактах нарушений законодательства РФ со стороны органов муниципальных образований;
2) непосредственное выявление работниками прокуратуры признаков правонарушений, которые охватываются границами данного вида надзорной деятельности;
3) конкретные указания, требования вышестоящих прокуроров относительно проведения проверки соблюдения законности в определенных муниципальных образованиях.
Полномочия прокурора в ходе надзора за общим выполнением (соблюдением и правильным применением) законов определены в главе 1 Закона. При наличии информации о нарушениях законодательства органами местного самоуправления, или предотвращая такие нарушения, прокурор имеет право на проверку в порядке надзора. Эта проверка может касаться не только конкретных фактов, но и выйти за их рамки, когда у прокурора, как уже подчеркивалось, появляются основания для вывода о распространенности, систематичности случаев правонарушений в деятельности органов местного самоуправления.
В ходе прокурорских проверок, т. е. во время осуществления надзора, прокурор имеет право:
— беспрепятственно, по удостоверению, которое подтверждает занимаемую должность, входить в помещения органов местного самоуправления (представительного органа, администрации, вспомогательных комитетов и т. д.);
— получать доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе, по письменному требованию, и тех, что содержат коммерческую или банковскую тайну или конфиденциальную информацию; письменно требовать представление в прокуратуру для проверки указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе относительно операций и счетов органа местного самоуправления, как юридического лица и других организаций, сотрудничающих с муниципалитетом, для решения вопросов, связанных с проверкой. Требовать для проверки решения, распоряжение, инструкции, приказы и другие акты и документы главы и органов муниципального образования, получать информацию о состоянии законности деятельности органа местного самоуправления и мероприятий по ее обеспечению.
— требовать от главы и коллегиальных органов муниципального образования проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности, а также выделение специалистов для проведения проверок ведомственных и вневедомственных экспертиз;
— вызывать должностных лиц органов местного самоуправления и граждан, проживающих на муниципальной территории, представителей юридических лиц, требовать от них устных или письменных объяснений относительно нарушений закона.
В случае выявления нарушений закона органами местного самоуправления прокурор или его заместитель, в пределах своей компетенции, имеют право:
1. Опротестовывать акты органа местного самоуправления (решения, постановления, положения муниципальных органов);
2. Заводить в установленном законом порядке уголовные дела, открывать дисциплинарные производство или производство об административном правонарушении, передавать материалы на рассмотрение общественных организаций;
3. Давать предписания об устранении очевидных нарушений закона органами местного самоуправления;
4. Вносить представление в муниципальные органы, должностным лицам об устранении нарушений закона и условий, оказывающих им содействие;
5 — Обращаться в суд или хозяйственный суд с заявлениями о защите прав и законных интересов граждан, государства, а также предприятий и других юридических лиц в связи с нарушением права со стороны органов местного самоуправления или по отношению к органам местного самоуправления.
Деятельность прокуроров в области надзора за соблюдением и правильным применением законов со стороны органов местного самоуправления довольно многогранная. Однако, несмотря на разнообразие проблем по обеспечению законности, прокуроры должны уметь, в тот или иной период, в каждом индивидуальном случае избирать те виды надзора, которые существенно отражаются на режиме законности в государстве.
В соответствии с Законом и выданными для его развития, приказами Генерального прокурора, основными направлениями надзора за соблюдением законов в органах местного самоуправления выступают:
1. Надзор за выполнением законов о неприкосновенности личности; о защите социально-экономических, политических, личных права и свобод граждан, и членов их семей; прав и интересов социальных групп, которые нуждаются в государственной помощи и защите;
2. Надзор за соблюдением законов, которые регламентируют деятельность партий и общественных объединений; порядок проведения референдумов, выборов, митингов, собрания, забастовок, демонстраций и т. п. Особенно это касается волеизъявления в муниципальных образованиях;
3. Надзор за соблюдением законодательства о порядке рассмотрения жалоб, особенно по вопросам заработной платы, пенсий, стипендий, других социальных выплат; об охраны труда, здравоохранении, образовании, защите жилищных прав и прав потребителей;
4. Надзор за соблюдением законодательства о межнациональных и межконфессиональных отношениях, миграции;
5. Надзор за соблюдением законодательства об административных правонарушениях, законов, направленных на реализацию экономических реформ и развитие рыночных отношений;
6. Надзор за соблюдением законодательства о собственности, о приватизации государственного имущества, в частности относительно законности разгосударствления имущества;
7. Надзор за соблюдением природоохранного законодательства, законодательства о транспорте и т. п.
3. Контроль прокуратуры за соблюдением прав и свобод граждан в деятельности органов местного самоуправления.
Как мы заметили в предыдущем параграфе, роль органов прокуратуры в обеспечении законности деятельности органов местного самоуправления заключается в надзоре за выполнением законов о неприкосновенности личности; о защите социально-экономических, политических, личных права и свобод граждан, и членов их семей; прав и интересов социальных групп, которые нуждаются в государственной помощи и защите. В целом это направление деятельности прокуратуры можно назвать контролем за соблюдением прав и свобод граждан в деятельности органов местного самоуправления.
По сути, этот вид прокурорско-надзорной деятельности можно назвать правозащитной деятельностью работников прокуратуры. Эта деятельность определяет роль прокуратуры, как средства построения правового государства и гражданского общества.
Данная деятельность реализуется в двух формах:
1. Работа прокурора с обращениями граждан;
2. Инициативная проверка прокурором соблюдения законодательства о защите прав и свобод граждан.
Работа прокурора (и других работников прокуратуры) с обращениями заключается в том, что она инициируется непосредственно гражданами, которые выражают свое несогласие с теми или иными действиями (решениями), бездействием разных должностных лиц органов местного самоуправления. По мнению этих граждан, данные органы или лица так или иначе нарушают их интересы, ущемляют их законные права, закреплённые в Конституции и др. нормативно-правовых актах.
Названная деятельность прокурора имеет несколько стадий: На первой определяется принадлежность затронутых заявителем вопросов к компетенции прокуратуры и отсев тех обращений, рассмотрение которых отнесено к компетенции других органов.
На второй стадии принимается решение прокурором по заявлениям и жалобам (по сути), с принятием необходимых организационных решений (об удовлетворении жалобы и употребление мероприятий прокурорского реагирования или о признании доводов заявителя необоснованными).
Прокурорская практика подтверждает рост собственно обоснованных жалоб граждан относительно нарушений органами местного самоуправления и их должностными лицами процедур решения вопросов местного значения. Оценивая результаты прокурорских проверок, следует указать, что, по сравнению с советским периодом, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц за ненадлежащую организацию муниципального управления значительно ниже, хотя и действует специальное законодательство о самоуправлении.
Прокуроры всех уровней, соответствующие прокурорские работники конкретных структурных подразделений прокуратур обязаны, согласно действующему законодательству:
— обеспечить всестороннее, квалифицированное, своевременное рассмотрение и решение обращений граждан по вопросам нарушений их прав в органах местного самоуправления;
— принимать решения по обращениям граждан о нарушении их прав в муниципалитетах в месячный срок со дня поступления, а те, что не нуждаются в дополнительном изучении и проверке — безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня их получения;
— при необходимости срок рассмотрения обращений продлевать с сообщением об этом заявителей и должностных лиц, которые взяли обращения на контроль. Однако, общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать 45 дней, за исключением жалоб на судебные решения, если истребованное дело не поступило в установленный срок. Жалобы, по которым прокуратурой проводится проверка, присоединяются к надзорному производству;
— передавать обращение с жалобами на неправомерные действия работников прокуратуры прокурору или вышестоящей прокуратуре;
— жалобы в интересах недееспособных лиц рассматривать в том случае, если они поданы их законными представителями;
— жалобы, представленные другим лицом в интересах гражданина по его поручению, рассматривать только в том случае, если поручение оформлено в установленном законом порядке и предоставлено, трудовому коллективу или организации, которые осуществляют правозащитную деятельность;
— анонимные обращения не рассматривать, за исключением сообщений о преступлениях, которые передаются в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
— повторные обращения по одному и тому же вопросу не рассматривать одним и тем же лицом, если первое решено по сути;
— не рассматривать жалобы на нарушение прав граждан органами местного самоуправления, представленных с нарушением срока, предусмотренного статьями Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
— в случае отказа в удовлетворении жалоб в ответах заявителям излагать мотивы принятого решения со ссылкой на закон, материалы проверок и дел. Решение о прекращении рассмотрения жалоб по тому же вопросу принимает руководитель прокуратуры, о чем сообщается заявителю с разъяснением порядка и сроков обжалования принятого решения. Заявителю возвращаются документы и материалы, подданные с жалобой на нарушения прав и свобод граждан.
Осуществляя надзор за практикой реализации прав и свобод человека органами местного самоуправления, прокурор использует не только письменные и устные обращения. Он обязан также анализировать и систематизировать информацию из других, как правило, открытых источников (сообщений средств массовой информации, информации статистических и контролирующих органов, материалов рассмотренных в судах гражданских, административных, уголовных дел и пр.).
Итак, вся проверочная деятельность прокурора направлена на ликвидацию правонарушений, допущенных относительно отдельных лиц или группы граждан в муниципалитетах.
В руководящих аппаратах органов прокуратуры, как правило, накапливается и анализируется информация о фактах несоблюдения установленных законодательством прав и свобод граждан органами местного самоуправления относительно:
— гражданства, свободы передвижения, выбора местожительства, законодательства об иностранцах;
— выборов, референдумов, статуса депутатов, выборных органов;
— объединений граждан и религиозных организаций;
— занятости населения, права на труд и техническую безопасность, о порядке рассмотрения коллективных трудовых споров, о профсоюзах;
— социальной защиты ветеранов войны и работы, инвалидов, пенсионного обеспечения;
— прав несовершеннолетних;
— защиты прав потребителей;
— экологической безопасности, здравоохранения;
— жилищных прав граждан;
— права на частную собственность, занятие предпринимательской деятельностью и т. п. Они используются в работу прокуратуры, а также в работе законодательных органов, путем обмена информацией.
4. Проблемы прокурорского надзора в сфере местного самоуправления и пути их решения.
Главной проблемой при осуществлении прокурорского надзора за деятельностью органов местного самоуправления является отсутствие их четкого юридического статуса. Законодательство о местном самоуправлении не систематизировано, отдельные акты противоречат Конституции РФ. Действующие нормативно-правовые акты в неполной мере регулируют работу местного самоуправления, нередко они не соблюдаются, встречается бездействие со стороны органов государственной власти. При этом полномочия органов власти и местного самоуправления четко не разграничены, часто дублируются. Муниципалитеты не достаточно самостоятельны относительно финансового обеспечения. Они нередко страдают от несовершенной судебной защиты своих полномочий.
Каждый муниципальный орган требует индивидуального подхода в прокурорском надзоре, т.к. необходимо выполнять законодательство разного уровня: федеральное, региональное и муниципальное. При ликвидации межрайонных прокуратур, часто становится непонятно, какие органы будут контролировать деятельность органов местного самоуправления. Территориальные прокуратуры надзирают за муниципалитетами в пределах своих территорий, а прокуратуры субъектов РФ не в силах охватить и деятельность муниципалитетов всех населенных пунктов.
В сложившейся ситуации муниципалитеты нередко нарушают федеральное законодательство, особенно в сфере избирательных прав граждан, их прав на определение структуры органов местного самоуправления и т. д.
В числе прочих проблем — организационные недостатки, например, низкая квалификация прокуроров межрайоных прокуратур.
Необходимо усиливать и поддерживать единство, централизацию, независимость органов прокуратуры, искать новые пути получения оперативной информации, совершенствовать координационную работу, повышать квалификацию прокуроров, расширять их компетенции, в т. ч. относительно применения административных и криминальных наказаний по отношению к органам местного самоуправления.
В законодательстве для более эффективного прокурорского надзора следует более тщательно разграничить компетенции органов власти и органов местного самоуправления.
Немаловажной проблемой является тот факт, что регулирование процедуры рассмотрения прокурорского представления, как меры реагирования на нарушения в муниципалитетах в правовых актах не описано. Месячный срок для устранения нарушений нередко воспринимается как срок рассмотрения представления.
Вместе с тем, часть полномочий органов государственной власти, как надзорных органов нередко по ошибке передается прокуратуре, что усложняет ее работу. В главе 25 ГК РФ говориться, что при надзоре за административными правонарушениями эти органы обращаются за поддержкой в прокуратуру для судебного рассмотрения дел.
В Закон «О прокуратуре» может быть внесена норма, расширяющая поводы для проведения проверок прокураторы в органах местного самоуправления, а также положение об усилении координирующей функции прокуратуры при надзоре за деятельностью муниципальных образований. Пассивное ожидание неэффективно, когда нужно поддерживать законность деятельности органов местного самоуправления и следить за их нормотворческой иницативой. Это может быть выборочная проверка муниципалитетов по инициативе прокурора. Материалы общей надзорной практики могут показать, какие «проблемные» места следует проверять в первую очередь, на что обращать внимание в ходе выборочной проверки.
Не менее важно развивать функции прокурорского надзора по борьбе с коррупцией. Так, согласно, 1 и 2 ст. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» любые решения муниципалитетов должны быть открытыми. Нередко важные решения муниципалитетов, например, о распределении земель, собственности муниципального образования, решаются «в закрытом режиме», СМИ не допускаются, а их тексты не публикуются. Поэтому важно, чтобы прокуратура могла провести выборочную проверку на предмет законности принятия этих важных решения и законности распоряжения имуществом и финансами местных общин. Все это также требует усовершенствования методик и инструментов мониторинга нормативно-правовых актов органов местного управления со стороны прокуратуры.
Заключение.
Прокуратура РФ — это система специфических государственных органов, которые в ходе правоохранительной деятельности следят за соблюдением закона, а также законностью функционирования других государственных органов и субъектов права..
Согласно Закону РФ «О прокуратуре», как одному из главных актов, регулирующих деятельность прокуратуры: «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина… прокуратура РФ осуществляет. надзор за исполнением законов. органами местного самоуправления».
Местное самоуправление выступает как форма народовластия. Прокурорский надзор за органами местного самоуправления в РФ предполагает три направления: надзор за соблюдением и применением целого комплекса законов, надзор за соответствием Конституции и законам РФ правовых актов, которые принимаются органами местного самоуправления, а также надзор за соблюдением прав и свобод граждан в муниципальных органах. Прокуратура проверяет деятельность органов местного самоуправление согласно выработанным методикам и принципам с использованием своих средств. Поводом для проверки, как правило, служат письменные обращения граждан или сигналы из других органов. По результатам проверок прокуратура может опротестовывать, останавливать действие актов местного самоуправления, заводить уголовные дела или административное производство, защищая нарушенные права граждан.
Поэтому можно сказать, что роль органов прокуратуры в обеспечении законности деятельности органов местного самоуправления очень важна. Прокуратуры позволяют охранять главные принципы местного самоуправления: ответственность, законность, соблюдение прав и свобод человека. А значит, способствует построению гражданского общества и демократического правового государства в РФ.
1. Бобров В. К. Прокурорский надзор. — М.: Юрайт, 2014. — 224 с.
2. Боев А. А. Особенности прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 2. С. 134−135.
3. Васюшкин В. В. Пределы прокурорского надзора // Законность. 2010. № 11. С. 15−19.
4. Евдокимов А. С. Актуальные проблемы прокурорского надзора в системе местного самоуправления // Правовая культура. 2010. № 1. С. 92−102.
5. Жидких А. А. Роль прокуратуры в правовом развитии России // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 64−68.
6. Иванов А. Л. Защита прокурором конституционных прав граждан // Законность. 2010. № 9. С. 55−57.
7. Паламарчук А. В. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления // Законность. 2014. № 3 (953). С. 3−8.
8. Поляков М. П., Федулов А. В. Прокурорский надзор. Краткий курс лекций. — М.: Юрайт, 2014. — 204 с.
9. Прокурорский надзор в Российской Федерации. — М.: Юрайт, 2014. — 400 с.
10. Прокурорский надзор. Углублённый курс. Учебник. — М.: Юрайт, 2014. — 640 с.
11. Торбин Ю. Из практики прокурорского надзора // Законность. 2010. № 5. С. 70−73.
12. Яичникова Ю. С. Виды и формы контроля за муниципальной деятельностью // Современное право. 2011. № 4. С. 43−45.