Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо главы муниципального образования, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные должностные лица местного самоуправления: выборные (избираемые на муниципальных выборах) и замещающие муниципальную должность путем заключения контракта (трудового договора) Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской федерации: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва… Читать ещё >

Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

http://

  • ВВЕДЕНИЕ

самоуправление муниципалитет государство

Жить согласно закону — основополагающая задача реформирования России. Данная задача является весьма нелегкой. Правовая основа нашей жизни после начала рыночных реформ и разделения союзной государственности оказалась в руинах и представляла собой осколки законодательной системы СССР и РСФСР. Ростки новой системы правового регулирования пробивались с трудом, оставляя большие пробелы в общественных отношениях, не имевших надежной правовой базы.

Положение осложнилось тем, что в институтах государственной власти России началась острая борьба по вопросам, как и кому, заполнять существующие правовые пробелы, на какой основе строить новую российскую государственность, ее правовую систему. В России о разделении властей писали многие авторы. В фундаментальном труде выдающегося русского правоведа Н. М. Коркунова «Русское государственное право» отмечается, что предложенное Ш. Монтескье разделение властей является частным случаем более общей проблемы соотношения государственных структур при осуществлении ими совместного властвования. «Государственная власть, чтобы остаться государственной, должна быть предметом совместного пользования всех составляющих государства» Коркунов. Н. М. Лекции по общей теории права. 3-е изд., испр. и доп. — С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1894. С. 44. Еще Аристотель предупреждал, что правление закона предпочтительнее правления какого бы то ни было гражданина. Крупнейший правовед России П. И. Новгородцев писал: «Идея личности есть не только граница, но вместе с тем и норма и основание народной воли» Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. СПБ.: Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000., С. 237. Наличие проблемы вертикального разделения властей создает почву для конкуренции федеральных и региональных законов. Иногда местные законодатели дают собственные правовые акты, конкурирующие или даже противоречащие федеральным законам.

Такие правовые акты должны отличаться особой юридической ясностью и конкретностью. Их проекты в обязательном порядке должны согласовываться и в центре, и на местах, без чего единства законодательной политики в масштабах Российской Федерации не достичь. Разделение властей по вертикали — это проблема переделов централизации и децентрализации государственной власти. Проблемы разделения властей по вертикали не могут быть решены даже при полной юридической обеспеченности до тех пор, пока и у центра, и у субъектов Российской Федерации не появятся необходимые финансовые и кадровые ресурсы.

Хорошо известно, например, что в современных условиях важным элементом экономического прогресса и эффективности управления давно уже стал уровень образования общества. Эта проблема приобрела в РФ острый характер. Субъекты Федерации часто недовольны высокой степенью централизации и объемом концентрации прав центра, закрытостью перечня предметов совместного ведения, народный суверенитет, то есть признание и реализация воли народа — вот что лежит в основе строительства подлинно демократического государства, вот что было и остается главным источником обогащения и совершенствования правового поля России.

Ни одно государство не может полноценно функционировать без развитой системы контроля. Эта истина была проигнорирована в начале демократических преобразований в современной России. Жизнь заставляет властные структуры уделять все большее внимание данной проблеме. Контроль над деятельностью исполнительных органов власти со стороны представительных органов должен включать в себя меры, направленные на проверку оценки соответствия фактического состояния дел в администрации правовым, экономическим и политическим нормам. Любая форма контроля будет действенной только тогда, когда результаты проверок, ответы на депутатские запросы будут освещаться в средствах массовой информации.

Сила контроля — в постоянной связи с народом, детальной информированности его о ходе выполнения федеральных законов, деятельности исполнительной власти и местного самоуправления.

Принятая в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации, провозгласила новое государственное устройство страны: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это сжатое и емкое определение содержит все ключевые положения, необходимые как для понимания роли закона, условий, сущности и формы законодательного процесса, так и для критического осмысления складывающейся законодательной и правоприменительной практики. Утверждение важнейшего принципа правового государства, верховенство закона стало главным изменением в общественном и государственном устройстве России.

Это не могло не отразится и на подходах к организации местного самоуправления в стране. Для того чтобы любые принципы не остались простой декларацией мало их провозгласить — необходимы действенные механизмы для обеспечения их реализации. Местное самоуправление согласно Европейской Хартии местного самоуправления оставляет одну из основ любого демократического строя. «Принцип местного самоуправления, гласит ст. 2 Хартии, должен быть признан во внутреннем законодательстве, и по возможности, в Конституции государства». Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление (ст. 3,12,130−133 и др.), ст. 72 относит его к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Актуальность темы

заключается в недостаточной теоретической разработанности проблем местного самоуправления; важности уяснения специфики местного самоуправления; потребности совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность местного самоуправления.

Целью данной работы является рассмотрение системы органов местного самоуправления, а также проблем в данной сфере.

Задачами являются:

— рассмотреть понятие, признаки и принципы органов местного самоуправления;

— раскрыть формы осуществления местного самоуправления в РФ;

— проанализировать система органов местного самоуправления в РФ;

— выделить проблемы соотношения органов местного самоуправления и местных органов государства.

Глава 1. ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

самоуправление муниципалитет государство

1.1 Понятие, признаки и принципы местного самоуправления в РФ

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ. п. 2 ст.1.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской федерации осуществляется гражданами, как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий. Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Однако органы местного самоуправления это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3) народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что и государственные органы и органы местного самоуправления это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть. Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления это разные формы осуществления власти народа. Органы, осуществляющие государственную власть, являются структурными единицами государственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими власть народа имеет форму государственной власти.

Авторы по разному подходят к пониманию местного самоуправления. Например, заслуженный деятель науки Российской Федерации Б. С. Эбзеев и доктор юридических наук А. С. Прудников под местным самоуправлением понимают одну из основ демократического общества и правового государства Эбзеев Б. С., Прудников А. С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов. — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 617. А. А. Безуглов и Л. Л. Беломестных рассматривают местное самоуправление как самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов этого населения с учетом исторических и иных местных традиций Безуглов А. А., Беломестных Л. Л. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. М.: Издательство АЭФП, 2005. С. 1039. Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. определяют местное самоуправление как способ организации власти, который позволяет местному населению самостоятельно, под свою ответственность и за счет собственных средств решать вопросы местного значения Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России: учебник. — М.: Эскимо, 2010., С. 493.

Местное самоуправление — одна из демократических основ системы управления обществом, важнейший структурный элемент устройства власти, это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — это децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов Коваленко А. И. Муниципальное право. М.: Новый юрист, 1998.С.6. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня самостоятельной формы осуществления власти.

При всех индивидуальных особенностях, которые присущи местному самоуправлению, можно отметить и некоторые существенные признаки, ему свойственные и отличающие его от центральной правительственной власти.

Во-первых, это различие в характере власти. Центральная государственная власть — это власть суверенная, верховная, органы местного самоуправления — власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ее верховной властью. Исходя из вышесказанного, первый признак: подзаконность местного самоуправления или наличие правовых основ местного самоуправления.

Во-вторых, это разграничение сфер компетенции центральных и местных властей, т. е. ограниченность круга дел, предоставленных местному самоуправлению Российская грзета.1999.13 апреля С. 5 См.: Российская газета.1999.13 апреля С. 5. Признак второй: наличие собственной компетенции.

В-третьих, это более или менее самостоятельные источники средств. Следовательно, признак третий: наличие собственных доходных источников.

В-четвертых, нельзя не сказать и о территориально ограниченном, выборном принципе, который всегда сопутствует местному самоуправлению. Признак четвертый: наличие выборных органов.

Последний (четвертый) признак не является отличительным признаком местного самоуправления, так как и центральная государственная власть имеет выборные органы, однако этот признак является, пожалуй, принципиальным для местного самоуправления.

В силу своей значимости местное самоуправление — одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали), определяет систему управления (деление властей по вертикали). В ст. 12 Конституции РФ указывается, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, о местном самоуправлении говорится в статьях 3, 12 Конституции РФ, которые в соответствии с ч. 1 ст. 16 Конституции РФ составляют основы конституционного строя РФ.

Закон о местном самоуправлении не устанавливает в самом тексте перечня принципов местного самоуправления, но определяет общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления, среди которых можно выделить следующие:

— признание и гарантированность местного самоуправления;

— законодательное регулирование местного самоуправления в РФ при приоритете федеральных законов;

— самостоятельность местного самоуправления;

— активная роль населения в осуществлении местного самоуправления;

— открытость и гласность местного самоуправления;

— стабильность территорий муниципальных образований;

— обеспечение финансово-экономических гарантий местного самоуправления;

— ответственность органов местного самоуправленияБезуглов А.А., Беломестных Л. Л. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. М.: Издательство АЭФП, 2005. С.455−456.

Характеризуя местное самоуправление в РФ, профессор В. И. Фадеев выделил следующие его основные принципы:

— самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения;

— организационное обособление местного самоуправления в системе управления общества и государства;

— многообразие форм осуществления местного самоуправления;

— соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовыми ресурсами Безуглов А. А., Беломестных Л. Л. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. М.: Издательство АЭФП, 2005. С. 1043.

Из этого следует, что вышеперечисленные принципы обобщили в себе принципы, перечисленные в законе.

Таким образом, местное самоуправление является конституционным институтом народовластия. Оно осуществляет публичную власть в пределах соответствующих территорий, имеет свой бюджет и местные источники его наполнения. Следовательно, Конституция Российской Федерации и Федеральное законодательство закрепляют местное самоуправление как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, форму народовластия в городских, сельских и иных видах поселений. Эта власть решает все вопросы местного значения и выполняет государственные полномочия, которые ей делегируют органы государственной власти. Она является субъектом не только административно-правовых отношений, но и активным субъектом различных гражданско-правовых сделок и контрактов, в том числе может быть истцом и ответчиком в судебных спорах.

Местное самоуправление действует в рамках таких объективных ограничителей как дефицит финансовых средств, корпоративный характер интересов местного сообщества, а также субъективных факторов: уровень развития местного правотворчества и правосознания, правовой культуры и активности населения.

1.2 Формы осуществления местного самоуправления в РФ

Основное предназначение местного самоуправления как системы публичной власти — быть максимально приближенным к населению удовлетворять насущные интересы населения — предопределяет необходимость широты и развитости непосредственной демократии и иных форм участия граждан во власти в муниципальных образованиях Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. М. 2010., С. 509.

В своей совокупности формы осуществления местного самоуправления образуют систему местного самоуправления в рамках муниципальных образований. Организационно-правовыми формами волеизъявления граждан являются:

— местный референдум;

— муниципальные выборы;

— голосование по отзыву;

— сход граждан;

— правотворческая инициатива граждан;

— территориальное общественное самоуправление;

— публичные слушания;

— собрание граждан;

— конференция граждан (собрание делегатов);

— опрос граждан (народные обсуждения);

— обращения граждан в органы местного самоуправления.

Решение вопросов местного значения непосредственно населением — главное назначение местного самоуправления Прудникова А. С., Авсеенко В. И. Конституционное право России. Изд. 3. М. 2007., С. 725. Формы непосредственной демократии в вопросах местного значения определяются в начальных статьях Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Следует подробно рассмотреть вышеперечисленные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления.

Местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам, избирательным объединениям, иным общественным объединениям, муниципальным органам Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. М. 2010., С. 510. Условием является сбор подписей граждан в поддержку данной инициативы, количество устанавливается законом субъекта Федерации и не может превышать 5% от числа участников референдума. Если инициатива исходит от муниципальных органов — оформляется их решениями. Комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме, если за это решение проголосовало не более половины его участников. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению.

Следующей формой осуществления местного самоуправления являются муниципальные выборы. Они проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании Безуглов А. А., Беломестных Л. Л. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. М.: Издательство АЭФП, 2005. С. 1043. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования и в сроки, предусмотренные уставом.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного самоуправления. Основания для отзыва определяются уставом.

Отзыв выборных должностных лиц возможен при соблюдении следующих обязательных условий:

— отзываемое лицо совершило противоправные действия (бездействия) или приняло противоправное решение;

— совершение противоправных действий (бездействий) выборного должностного лица подтверждается в качестве таковых в судебном порядке;

— отзываемому лицу должна обеспечиваться возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва;

— выборное должностное лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. М. 2010., С. 511.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Сход граждан созывается в небольших муниципальных образованиях, в Российской Федерации — это образования с численностью жителей не более 100 человек. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода.

Правотворческая инициатива — это право населения муниципального образования участвовать в разработке и обсуждении местных нормативных актов. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Территориальное общественное самоуправление — форма самоорганизации граждан по месту жительства для решения непосредственно или путем избрания органов местного самоуправления вопросов местного значения.

Органы территориального общественного самоуправления наделяются правами юридического лица, что дает возможность с момента государственной регистрации:

Создавать предприятия и организации для осуществления деятельности по социально-экономическому развитию территории.

Учреждать общественные объединения, некоммерческие организации, клубы по интересам.

Выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, строительству, эксплуатации и ремонту жилого и нежилого фонда, объектов социально-бытовой сферы с использованием собственных финансовых средств и средств местного бюджета, запланированных на эти цели.

Сдавать в аренду помещения, здания, сооружения, находящиеся на балансе органов территориального общественного самоуправления.

Определять в соответствии с уставом штаты и порядок оплаты труда работников.

Органы территориального общественного образования не реже одного раза в год отчитываются в результатах своей деятельности на собраниях, сходах граждан или конференциях жителей http://managment-study.ru/territorialnoe-obshhestvennoe-samoupravlenie.html .

Публичные слушания проводятся в виде заседаний, организованных представительным органом и главой местного самоуправления с участием жителей. В ходе слушаний даются оценки проектов устава муниципального образования, местного бюджета и отчета о его исполнении, планов и программ развития территорий, правил землепользования, строительства и др., а также преобразования муниципального образования Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. М. 2010., С. 512.

Собрание граждан проводится для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления. Собрание граждан может проводиться по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом.

Конференция граждан (собрание делегатов) может осуществлять полномочия рассмотренных выше собраний граждан в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления, уставом территориального общественного самоуправления Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. М. 2010., С. 513.

Опрос граждан является формой непосредственного участия населения в решении вопросов местной жизни и проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Опрос может проводиться при принятии решений по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения территории http://studopedia.net/11_4548_opros-grazhdan.html .

Обращениями граждан в органы местного самоуправления являются изложенные в устной или письменной форме индивидуальные или коллективные предложения, заявления, жалобы и ходатайства граждан.

Существуют следующие формы обращения граждан:

— предложение — это обращение гражданина, направленное на совершенствование организации и деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, принимаемых муниципальных нормативных правовых актов;

— заявление — обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, иными законами Российской Федерации, законами субъектов Федерации;

— жалоба — обращение гражданина с просьбой о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов местного самоуправления, их должностными и выборными лицами руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений;

— ходатайство — это письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, льгот, гарантий и преимуществ, с представлением необходимых документов, их подтверждающих;

— коллективное обращение — обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер;

— устное обращение гражданина в органы и к должностным лицам местного самоуправления возможно в ходе личного приема граждан руководителями органов и должностными лицами местного самоуправления, в ходе отчетов этих лиц перед населением, их встреч и бесед с жителями муниципального образования, по телефону и в иных формах.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации существует многообразие форм осуществления местного самоуправления населением. Именно такое многообразие показывает демократичный подход к осуществлению гражданами своих прав в области местного самоуправления.

Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1 Система органов местного самоуправления в РФ

Под системой муниципальных органов понимаются совокупность местных органов власти, их статусные характеристики и структура, а также правовые формы их взаимоотношения между собой и местным населением.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

— представительный орган муниципального образования;

— глава муниципального образования;

— местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

— контрольный орган муниципального образования;

— иные органы местного самоуправления.

В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

— представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту;

— представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию;

— представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту.

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление.

В Федеральном Законе 2003 г. содержится подробная регламентация правового положения представительного органа муниципального образования, она дифференцируется с учетом уровня муниципального образования и численности его населения Авакьян С. А., Лютцер В. Л., Пешин Н. Л., Сивицкий В. А., Тимофеев Н. С. Муниципальное право России. М.: Проспект, 2009. С. 307.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

— может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

— может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

— 7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

— 10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

— 15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

— 20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

— 25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

— 35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек Авакьян С. А., Лютцер В. Л., Пешин Н. Л., Сивицкий В. А., Тимофеев Н. С. Муниципальное право России. М.: Проспект, 2009. С. 308.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

— принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

— утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

— установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

— принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

— определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

— определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

— определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

— определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

— контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

— принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

— в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

— в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

— в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 — 7 статьи 13 Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

— в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

— в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Глава муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное Уставом униципального образования и Федеральным Законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования имеет следующие обязанности:

— представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

— подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

— издает в пределах своих полномочий правовые акты;

— вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

— обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской федерации: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2011. С. 236.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются в случае: смерти; отставки по собственному желанию; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; прекращения гражданства РФ; отзыва избирателями См. там же.

Администрация местного самоуправления — исполнительно-распорядительный орган в системе местного самоуправления.

Положение администрации местного самоуправления в системе органов местного самоуправления, её структура, наименование, порядок формирования, компетенция, подотчетность, другие вопросы организации и деятельности определяются муниципальным образованием и закрепляются в уставе муниципального образования. Руководство местной администрацией осуществляет глава местной администрации на принципах единоначалия Игнатов В. Г., Бутов В. И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. Учебное пособие. изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — С. 255.

Статус местной администрации определяется её взаимоотношениями с другими частями механизма местного самоуправления, подотчетностью и способом формирования.

Способы формирования:

— формируется представительным органом местного самоуправления;

— формируется главой местного самоуправления самостоятельно;

— формируется главой местного самоуправления с согласия представительного органа;

— в части назначения главных должностных лиц формируется с согласия представительного органа, в остальной части — главой местного самоуправления самостоятельно.

Варианты взаимоотношений с главой местного самоуправления:

— глава местного самоуправления лично руководит деятельностью местной администрации;

— глава местного самоуправления осуществляет лишь общее руководство, а оперативное руководство осуществляет назначенный представительным органом или нанятый на контрактной основе руководитель местной администрации;

— местная администрация возглавляется назначенным (нанятым на контрактной основе) руководителем местной администрации.

Контрольный орган муниципального образования — это орган местного самоуправления, образуемый в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 38) предполагает два варианта формирования контрольного органа муниципального образования. Этот орган формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органом в соответствии с уставом муниципального образования.

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Органы бюджетно-финансового контроля муниципальных образований осуществляют: контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивающие контроль за исполнением местного бюджета, расходованием средств, выделенных местному из других бюджетов, а также за использованием объектов собственности муниципального образования. Как правило, контрольный орган состоит из председателя контрольного органа и аудиторов.

Избирательная комиссия муниципального образования — это избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве пяти — одиннадцати членов с правом решающего голоса. При проведении местных референдумов избирательные комиссии муниципальных образований действуют в качестве комиссий референдума.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Избирательная комиссия муниципального образования:

— осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

— обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

— осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

— осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;

— осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

— оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

— заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

— рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий.

Помимо главы муниципального образования, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные должностные лица местного самоуправления: выборные (избираемые на муниципальных выборах) и замещающие муниципальную должность путем заключения контракта (трудового договора) Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской федерации: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2011. С. 240. Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой, по Закону о местном самоуправлении 2003 г., реализован принцип разделения властей. В РФ существует четкая система органов местного самоуправления, которая позволяет разграничить функции между ними. Благодаря такому разделению, каждый орган выполняет свои полномочия, что позволяет более четко реализовывать вопросы местного значения.

2.2 Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления и местных органов государства

Взаимодействие государства и местного самоуправления начинается с определения основных направлений взаимодействия. Предпринимается обобщение зарубежной практики наделения органов местного самоуправления определенной компетенцией, в результате чего делается вывод о том, что большинство вопросов местного уровня, если отойти от их чисто юридического понимания, носят государственный характер.

Для того чтобы осуществлять свои функции, государство в своем составе должно иметь не только центральные и региональные государственные органы, но еще и местные органы как важнейший элемент местного самоуправления современной демократической политической системы.

Взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления обусловлена тем, что муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти:

— четко выраженный институализированный характер;

— наличие специфического обособленного аппарата осуществляющего эту власть;

— непрерывность во времени, универсальность, всеобщность;

— осуществление на определенной территории по отношению ко всем находящимся на ней лицам;

— возможность использования средств легитимного насилия;

— установление и сбор налогов; самостоятельное формирование бюджета.

Вместе с тем органы местного самоуправления не могут определять самостоятельно круг своих полномочий. В отличие от государства, местное сообщество не обладает суверенитетом, так как его территория есть государственная территория, местные жители являются гражданами государства.

Правовое положение и функции органов местного самоуправления в общегосударственной системе управления обусловлены рядом факторов, как политических, так и социально — экономических. Роль и правовой статус этих органов в решении государственных и общественных задач всегда отражают изменения в организации и сущности государства, как результата демократических преобразований, а организация деятельности органов местного самоуправления — важнейший фактор реализации принципа демократизации государства.

Анализ положений законодательства в области местного самоуправления позволяет говорить о закреплении жесткой четырехуровневой системы органов местного самоуправления с обязательным наличием представительного, исполнительно-распорядительного органа — местной администрации, главы муниципального образования и контрольного органа. Помимо названных уставом муниципального образования может быть предусмотрено создание и иных органов местного самоуправления, наделенных собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местные органы в большей степени приближены к населению, чем центральные, и их деятельность непосредственно затрагивает многие насущные проблемы местных жителей. Интервал между принимаемыми решениями и их исполнением на местном уровне гораздо меньше, чем на общенациональном. Результаты деятельности местных властей зачастую также более ощутимы для местных жителей http://elib.me/gosudarstva-prava-istoriya/lektsiya-ponyatie-mestnogo-samoupravleniya-36 288.html .

Любое государство связано с деятельностью множества административных городских и сельских поселений, образующих соответствующие местности. В этих местностях, так же как в регионах и государстве в целом, существуют различные государственные органы. Одни из них представляют собой соответствующие части либо региональных, либо центральных государственных органов, тогда как другие представляют собой относительно самостоятельные, местные государственные органы. Первые из них могут формироваться либо только через назначение должностных лиц соответствующими вышестоящими государственными органами, либо только посредством выборов должностных лиц с последующим их утверждением в должности соответствующим вышестоящим государственным органом. Вторые же формируются только через выборы должностных лиц либо непосредственно всеми правомочными жителями данной местности.

Таким образом, на местном уровне теоретически и практически могут существовать и функционировать различные формы управления: во-первых, те, которые представлены органами, организациями, должностными лицами системы регионального или центрального государственного управления; во-вторых, те, которые представлены органами, организациями, должностными лицами делегированного (опосредствованного) местного самоуправления, выступающего в качестве одной из форм местного государственного управления; в-третьих, те, которые представлены непосредственным (прямым, никем не опосредствованным) местным самоуправлением — самостоятельным управлением самих жителей местности, осуществляемым в форме их всеобщего голосования (референдума), собрания, сходов или в каких-либо иных формах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование местного самоуправления в России является одной из самых приоритетных задач современности. Это длительный и сложный процесс, требующий преодоления целого комплекса трудностей.

Для создания эффективной модели местного самоуправления необходимо осуществить децентрализацию власти, с тем, чтобы локальные вопросы решались местными органами самостоятельно и под свою ответственность. Это позволит превратить систему управления в наиболее пригодную для обеспечения интересов населения на местах с учетом исторических, этнических и иных традиций, создаст условия для того, чтобы каждый гражданин стал действительно непосредственным участником происходящих социально-политических процессов.

В курсовой работе были рассмотрены основные понятия и принципы организации местного самоуправления, заложенные в законодательстве РФ.

Одной из важнейших проблем современного местного самоуправления и муниципального права в РФ является проблема формирования его финансовой базы, законодательное закрепление и обеспечение финансовых гарантий самостоятельности муниципальных образований.

Без стабильных и достаточных финансовых источников местное самоуправление не эффективно, не жизнеспособно. Можно наделить органы местного самоуправления разнообразными и широкими полномочиями, однако, не подведя под них соответствующей материально-финансовой базы, они так и останутся не реализованными.

Пока не будет четкого разграничения источников доходной части бюджетов всех уровней, разделения бюджетных полномочий, пока федеральное законодательство не определит принципы формирования и использования муниципальных финансовых ресурсов, взаимоотношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и финансово-кредитными институтами, пока местная власть будет зависеть от распределения бюджета, местное самоуправление не сможет реализовать свой огромный потенциал.

1. Конституция РФ — 12.12.1993. — (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (Закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ

3. Комментарий к Конституции РФ (постатейный), Бархатова Е. Ю., проспект, 2010

4. Постатейный комментарий к ФЗ от 6.10.2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организаций местного самоуправления РФ», под ред. А. Г. Бабичева, С. Ю. Наумова. — 2010

5. Авакьян С. А., Лютцер В. Л., Пешин Н. Л., Сивицкий В. А., Тимофеев Н. С. Муниципальное право России. М.: Проспект, 2009. — 544 с.

6. Безуглов А. А., Беломестных Л. Л. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. М.: Издательство АЭФП, 2005 — 1099 с.

7. Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России: учебник. — М.: Эскимо, 2010. — 560 с.

8. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. Учебное пособие. изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 352 с.

9. Коваленко А. И. Муниципальное право. М.: Новый юрист, 1998. — 345 с.

10. Коркунов. Н. М. Лекции по общей теории права. 3-е изд., испр. и доп. — С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1894. 354 с.

11. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской федерации: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2011. — 672 с.

12. Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. СПБ.: Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. — 352 с.

13. Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. СПБ.: Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России. 2000., 352 с.

14. Российская газета. 13 апреля 1999. С. 5 См.: Российская газета.1999.13 апреля.

15. Уманов И. А., Алешкова И. А. Конституционное право РФ: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 578 с.

16. Эбзеев Б. С., Прудников А. С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов. — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 — 671 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой