Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Особенности формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста под влиянием устного народного творчества

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток… Читать ещё >

Особенности формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста под влиянием устного народного творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 1. Проблема формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста

1.1 Своеобразие нравственного воспитания детей дошкольного возраста

1.2 Устное народное творчество как средство нравственного воспитания

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния устного народного творчества на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Изучение состояния работы по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества

2.2 Внедрение в практику работы детского учреждения использование произведений устного народного творчества для формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Результаты работы

Заключение

Нравственное воспитание подрастающего поколения—одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать нравственные качества ребенка, именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Социальные условия определяют содержание и направление воспитания. Поэтому так важно выявить потенциальные возможности общественного окружения в процессе нравственного становления личности.

Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют содержание нравственного воспитания. Именно поэтому конкретная разработка его всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики. При этом следует учитывать также, что, конкретизируя содержание нравственного воспитания подрастающего поколения, нужно не только иметь в виду достижения и требования сегодняшнего дня, но и предвидеть задачи будущего, экстраполировать содержание на тот период, когда сегодняшний малыш станет взрослым человеком.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности; Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Цель данной работы — изучить особенности формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста под влиянием устного народного творчества.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество. Устное народное творчество как средство нравственного воспитания.

Предмет исследования: устное народное творчество как средство нравственного воспитания.

Гипотеза: мы предполагаем, что устное народное творчество способствует формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели и предмета исследования решаем следующие задачи:

Изучить содержание, средства и методы формирования нравственных качеств у дошкольников.

Доказать воспитательную ценность устного народного творчества в нравственном воспитании дошкольников.

Провести экспериментальное исследование влияния устного народного творчества на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Проблема формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста

1.1 Своеобразие нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Формирование нравственных качеств — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственное воспитание дошкольника — это формирование такой совокупности моральных качеств, которая необходима для выполнения любой социальной деятельности, и, прежде всего учебной и трудовой. Воспитывая ум и волю ребенка, воспитатель все время должен иметь в виду и нравственный результат своих усилий [12, с. 25].

Формируя нравственность представления и мотивы поведения, систему моральных ценностей, духовные потребности, педагог вместе с тем влияет на все стороны личности и решает задачи умственного, трудового, эстетического воспитания.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом формирования нравственных качеств являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных. 2, c. 70]

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Механизм нравственного воспитания

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм формирования нравственных качеств:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма формирования нравственных качеств заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?

При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Задачи формирования нравственных качеств

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.

В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие — патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство, так как фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование.

Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами [3, c. 91].

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая — подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

В советский период задачи формирования нравственных качеств дошкольников (по второй группе) были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

1.2 Устное народное творчество как средство нравственного воспитания

Вся народная культура рождается из труда, трудовой деятельности, являющейся основой существования человека. И поэтому неслучайно главное качество всех народных героев — трудолюбие. Человек труда воспевается в народных песнях, сказках, былинах, он уважения, чтим, он учитель, передающий детям свое умение, мастерство.

В процессе труда человек взаимодействует с природой. Он встречается с добрыми и злыми силами, которые сосуществуют с ним. Поэтому он обращается к природе ласково, как к родному, близкому существу: землица-матушка, Красно Солнышко, золотой дождичек и т. д.

Ты взойди, взойди, солнце красное, — поется в одной из русских народных песен.

Так начинается обожествление природы, рождаются первые мифы и религии. В них нам предстает человек, любящий, охраняющий и защищающий природу как свою благодетельницу, кормилицу, родительницу. В процессе труда люди общаются друг с другом. Постепенно складывается система норм общения, правила взаимоотношений, а группах, семьях. Здесь на первое место выдвигается любовь.

" Возлюбленные дети мои, дети мои, любите друг друга" - это последние слова евангелиста, любимого ученика Христа, Иоанна Богослова, произнесенные им в проповеди-завещании. 5, с. 12]

Человек живет на Земле, она его кормит, одевает, рождает стремление к творчеству, к искусству, что развивает его духовность, формирует творческую личность. Эта Земля — родина человека, давшая возможность увидеть ее красоту. И ей надо помогать всеми своими силами, защищать от врагов как мать, родившую тебя. Не случайно идея патриотизма, любви к родине, как к малой, где ты родился, так и к стране в целом, проходит практически через все формы устного народного творчества: сказки, героический эпос, песни, пословицы и поговорки.

Эта же идея является центральной и в письменных памятниках как народных, так и авторских. Она выражается не только в описаниях героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославление своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга.

Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также частью и достоинством, даже в отношениях с противником. За примером долго ходить не надо. Достаточно вспомнить героев народных волшебных сказок, борющихся с различными чудищами за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины, былинных героев6 Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и других защитников Отечества. Народная мудрость, раскрывающая любовь к Родине, сконцентрирована в пословицах: «На чужбине сгоришь от солнца, дома и снег согревает», «С родной земли — умри — не сходи», «Без корня и полынь не растет», «На чужой стороне и весна не красна». Так постепенно, от поколения к поколению, у народа складывается представление об идеале человека, о носителе всех лучших качеств, присущих национальному характеру.

И венчает народную культуру национальный язык. Очень хорошо об этом сказал Н. А. Карамзин «Язык и словесность суть не только способы, но и главные способы народного просвещения; …богатство языка есть богатство мыслей…; успехи наук свидетельствуют о превосходстве разума человеческого, успехи же языка и словесности свидетельствуют о превосходстве народа, являя степень его образования, ум и чувственность к изящному». [6, с. 54]

Итак, человек, любящий трудиться, человек нравственный, патриот, гуманист, любящий свою родину с ее природой, с ее людьми, с ее историей и культурой, человек физически сильный, мужественный — это и есть тот идеал, который сформировался в русской культуре, который определяет ее высокую духовность, нравственность и гуманность. Эти черты наиболее полно раскрываются в русском народном творчестве, часто подвергаясь гиперболизации (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну ночь посеять лен, вырастить, обработать, наткать одеть весь народ и т. п.)

Сказочные герои бесстрашны. Они борются со злом и побеждают его, даже если ради этого погибают. И хотя русские народные сказки кажутся бесхитростными, то уроки, которые они преподают современным поколениям воистину неоценимы.

Процесс воспитания в России начинался с наставников. Существовали специальные руководства и рекомендации по воспитанию: наставления, назидания и т. д. В них сосредоточены основные заповеди воспитания человека: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности. Не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Аналогичные заповеди-запреты имеются и в Библии.

не убивай, не воруй не пожелай жены друга твоего.

не прелюбодействуй Сравнивая народные заповеди с заповедями религиозными, видно их сходство, можно сделать вывод о том, как религиозные, так и народные заповеди имеют общечеловеческую направленность и определяют совокупность нравственных качеств человека.

И, наконец, идеал личности особенно четко и кратко выступает в народных афоризмах, этих своеобразных педагогических миниатюрах.

Пословицы и поговорки — проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы — не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорят от прошлом, оно оценивается точки зрения настоящего и будущего — осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое отражено в афоризме, соответствует народным идеалам, чаяниям, ожиданиям человека.

В пословице заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности. Например, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Наиболее распространенными формами пословиц являются наставления, поучения и практические советы взрослым по воспитанию детей.

Так, сформировавшиеся н на протяжении веков представления о народном идеале легли в основу всех компонентов народной культуры, всех произведений народного творчества. Вот почему сказки, песни, афоризмы, героический эпос, народные промыслы становятся важнейшими средствами обучения и воспитания.

Что же составляет содержание народной культуры., имеющей огромной воспитательное значение. Это прежде всего фольклор — русское народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки и т. д.; музыкальное песенное искусство; народная игрушка, народные промыслы, объединяющие в себе труд и искусство.

Передаваясь из поколения в поколение в устной, а позднее в письменной форме, народная культура трансформировалась в традиции как механизм передачи новым поколениям. Возникают трудовые, семейные, празднично-игровые традиции, традиции обучения и воспитания.

" Русские песни, предания, пословицы… и, наконец, русские сказки без сомнения заслуживают большого внимания, они — хранилище русской народности" (Н.А. Некрасов). [1, с. 278]

В народном творчестве сказка — безусловно самое большое чудо Вымысел существует на сам по себе, а несет определенную смысловую нагрузку: материализованные в гиперболических образах добро и зло; в сказке вдут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного закона жизни — это и есть нравственная правда сказки. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм.

В ней предельно ярко выражены нравственные законы и принципы, эстетические идеалы. Сказки говорят нам больше, чем непосредственно заключено в выдумке. «Сказка — ложь, да в ней — намек, добрым молодцам урок» .

Можно выделить несколько групп сказок, сохранившихся до настоящего времени: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, сатирические сказки.

В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, чванство, жадность и другие пороки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, дружба. Очень красив и звучен язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений, пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши.

Таким образом, первый воспитательный акцент сказки — это содержание. Сказка помогает ребенку поверить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Героический эпос по своим форме и замыслу близок к сказке, но в отличие от последней в ней действуют реальные люди. Например, князь Владимир — Красное Солнышко.

Главными героями этого жанра являются богатыри — защитники Отечества, борцы за правду. Они представлены в эпосе как идеал человека, олицетворяющий мечты и чаяния народа. Так, один из самых любимых народом «добрых молодцев» — Илья Муромец — честен и скромен, защитник своего народа, он храбр и смел, и при этом благовоспитан.

Позднее появляются в русском эпосе богатыри, несущие славу Родине другими деяниями: торговлей, открытием новых земель, например, Садко.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества: она выражает чувства в чистом виде, движения души непритворные. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Поскольку песни легко адаптируются к любому возрасту, в том числе, и к детскому, к условиям жизни семьи, они обладают ярко выраженными воспитательными возможностями и могут быть использованы в формировании тех или иных качеств ребенка. Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.

Афоризмы, пословицы, поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценнейший родник народной мудрости. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, родине, родителям, друзьям. Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать из с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были путеводителями по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своего воспитательного значения и по сей день.

Загадка — жанр народного творчества, относящийся к малым фольклорным формам. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и различия и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывая их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретически творческого мышления.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [2, с. 43] Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка — дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют народные игры.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. И в этом отношении народная игра занимает особое, важное место. Возникновение народной игры — это творческий процесс. Народная игра с течением времени видоизменялась, совершенствовалась. Почти все современные игры созданы на основе народных игр. А. М. Горький говорил, что игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить, и особая роль здесь принадлежит народной игре. [2, с. 43]

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью ребенка. D русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе. Это способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в народе игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована. Элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему согласию участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно будет убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п. Устанавливались правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т. п.), а также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и с современной точки зрения недопустимые. С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определились их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели. Наряду с творческими играми, возникавшими в самостоятельной двигательной деятельности детей («Салки, «Прятки», «Казаки-разбойники) и другие, выделялись, так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами.

Передовые русские ученые П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, учитывая важную роль игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, в воспитании нравственных качеств, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разработавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния устного народного творчества на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Изучение состояния работы по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества

Цель: определить уровень осознания нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить уровень осознания нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста.

2. Выявить уровень знаний родителей о методах работы по формированию нравственных качеств ребенка и осознания ими нравственных норм.

Используемые методы:

1. Изучение планирования воспитательно-образовательной работы в средней группе

2. Тестирование родителей

3. Беседа

4. Наблюдение

5. Математическая обработка данных Без содружества с семьей невозможно сформировать необходимые в жизни навыки и умения личности ребенка и с целью выявления уровня знаний у родителей было проведено анкетирование. Участвовали 18 родителей. Им были заданы следующие вопросы:

1. ФИО

2. Читаете ли вы своему ребенку сказки о зле и добре?

3. Чаще всего это происходит по вашей инициативе или по просьбе ребенка?

4. Как часто обсуждается с ребенком содержание прочитанных сказок и как на этой основе идет формирование нравственных качеств ребенка?

5. Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать прививать навыки честности, правдивости, доброты?

6. Всегда ли обращается внимание на отношение вашего ребенка к старикам?

7. Всегда ли обращается внимание на отношение вашего ребенка к сверстникам?

8. Объясняете ли вы своему ребенку как он должен быть хороший человек?

9. Какие загадки, поговорки, прибаутка, скороговорки употребляются в вашей семье?

Анализ ответов родителей показывает, что 88% родителей читает своим детям сказки, а 12% - редко, иногда. 38% родителей ответило, что читает сказки только по просьбе ребенка, 33% по своей инициативе, а 22% ответили, что это происходит когда как, иногда по просьбе ребенка, иногда по личной инициативе родителей. Всегда обсуждают с ребенком содержание прочитанной сказки 45% родителей; редко это делают — 33%; 22% обсуждают только тогда, когда покупает новую сказку. Почти все родители (88%) отвечали, что начать формировать нравственные качества с рождения и лишь некоторые (12%) родители считают, что это необходимо делать с 4-х — 6-ти лет.

На отношение ребенка к дедушкам и бабушкам всегда обращает внимание 50% родителей; 28% - редко, в зависимости от случая к случаю; 22% вообще не обращают внимание на поведение ребенка. К сожалению 68% родителей не объясняют ребенку, что значит быть честным; 32% родителей стараются объяснить, что значит быть справедливым.

Наиболее приемлемые общения в семье — чтение сказок, беседа, разговор, объяснения, иногда запрет.

Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость формирования чуткости, отзывчивости, честности осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на отношения ребенка со взрослыми, сверстниками как дома, так и в общественных местах, недостаточно внимания уделяется использованию средств устного народного творчества как эффективное средство воспитания чуткости, отзывчивости, честности.

Анализируя в целом понимание необходимости формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста, воспитателями и родителями и состояние современной практики ДОУ и в семье можно сделать следующие выводы:

· в ДОУ уделяется внимание решению задач формирования нравственных качеств детей, но работа осуществляется бессистемно и при этом используется однообразные методы и формы работы.

· Воспитателями группы работа по данной проблеме ведется, но мало внимания уделяется воспитанию нравственных качеств.

· Воспитатели и родители осознают необходимость формирования нравственных качеств ребенка с раннего возраста;

· И воспитателями, и родителями недооценивается роль устного народного творчества в формировании нравственных качеств ребенка.

Цель тестирования детей: оценка уровня нравственных понятий дошкольников Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы. О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Детям предлагались вопросы нравственного характера:

1.Какого человека называют добрым?

2.Какого человека называют другом?

3.Что значит, помочь кому-то?

4.Что значит, заботиться о ком-то?

Оценка результатов группировалась по принципу:

неполный ответ;

предлагает, но не верно;

правильный и полный ответ.

Правильными считались ответы:

Добрый — делает добро, не злой, дружит, помогает, заботится, жалеет, не обижает, ласковый.

Друг — товарищ, хорошо относится, спасает, выручает, верный.

Помогать — делать за кого-то что-то, когда кому-то тяжело, когда много дел, когда попросят.

Заботиться — помогать кому-то, кто меньше, когда кому-то плохо.

Затем детям были предложены такие задания — им предлагалось ответить на вопросы:

1. Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

2. Как обычно ведет себя ответственный человек?

3. Как обычно ведет себя безответственный человек?

4. Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

5. Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

6. Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

7. А также предлагалось решить такие ситуации:

8. Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто-нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?

9. Если бы ты строил что-то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе «Дал бы свой», задавался дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тебе тоже не хватило?»

Анализ ответов и высказываний испытуемых показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки.

Оценка ответов производилась по трехбалльной системе.

1 балл присваивается, если ребенок неправильно понимает содержание моральной нормы.

Так, при характеристике ответственности человека, присутствует такое суждения: «Ответственный человек — это тот, кто отвечает, когда спрашивает воспитатель на занятии» .

Это говорит о том, что испытуемый имеет относительно низкий уровень знаний о содержании моральной нормы.

В ситуации морального выбора, испытуемый предлагает способы поведения, не соответствующие нравственной норме. Этот факт рассматривается как показатель низкого уровня знаний и способов поведения.

2 балла присваивается, если ребенок при ответе на вопрос показал нравственные знания, в основном соответствуют норме.

Знания о нравственных переживаниях у испытуемого соответствуют норме, но в тоже время дети не различают оттенков в переживаниях и ограничиваются чаще всего высказываниями: «Коля плохо себя чувствовал», или «У него было плохое настроение», хотя в целом, нравственные знания у этих детей по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта.

Но при этом обобщенность их знаний довольно низка.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что нравственные знания у этих детей находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний детей с низким уровнем нравственного опыта.

3 балла присваивается, если при ответе на вопрос присутствовала высокая степень соответствия норме.

В ответах и высказываниях представлялось 3−4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм.

Для нравственных отношений испытуемого характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании дети исходят из нравственного содержания норм.

Максимальная оценка, которую можно набрать составляет 39 баллов.

Если ребенок набрал меньше 20 баллов, то уровень нравственных понятий оценивается как низкий.

Если ребенок набрал от 21 до 30 баллов, то уровень нравственных понятий оценивается как средний.

Если ребенок набрал 31 балл и выше, то уровень нравственных понятий оценивается как высокий.

Всего в тестировании участвовало 20 человек.

Менее 20 баллов набрало 8 человек, что составляет 40% детей.

Таким образом, с низким уровнем нравственного опыта — 40% детей.

От 21 до 30 баллов набрало 10 человек, что составляет 53% .детей Таким образом, со средним уровнем нравственного опыта — 53% детей.

Более 31 балла набрало 2 человека, что составляет 7%.

Таким образом, с высоким уровнем нравственного опыта — 7% детей.

Результаты 1 этапа исследования сведем в таблицу 1.

Таблица 1

Уровень нравственных понятий детей на 1 этапе

Уровень нравственных понятий

Кол-во детей в %

Низкий уровень нравственных понятий

40%

Средний уровень нравственных понятий

53%

Высокий уровень нравственных понятий

7%

Анализируя таблицу, мы видим, что только 7% детей имеют высокий уровень нравственных понятий, низкий уровень составляет 40%. Отсюда можно сделать вывод, что необходимо проводить работу по повышению уровня нравственных понятий у детей.

2.2 Внедрение в практику работы детского учреждения использование произведений устного народного творчества для формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Цель: Способствовать осознанию у детей нравственных норм.

Задачи:

1. Продолжить работу по формированию нравственных качеств и осознанию нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста.

2. Выявить роль устного народного творчества в формировании нравственных качеств и осознании нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста.

3. С целью формирования нравственных качеств у дошкольников была прочитана сказка «гуси-лебеди»

Занятие: Чтение сказки «Гуси-лебеди»

Цель: формирование нравственных качеств у дошкольников.

Ход занятия После прочтения сказки «Гуси-лебеди» воспитатель проводит беседу.

В. Ребята, что наказывали родители девочке?

Д. Не ходить со двора.

В. Послушала девочка родителей?

Д. Нет, не послушалась.

В. И что же случилось?

Д. Гуси-лебеди унесли братца.

В. Вот видите, что может произойти, если не слушаться родителей. Ребята, я думаю, что вы всегда слушаете своих родителей, а если кто до сегодняшнего дня не слушался, теперь, я думаю, исправится.

Что же решила сделать девочка?

Д. Найти своего брата.

В. Кого она встретила на своем пути?

Д. Печку, яблоню, речку молочную с кисельными берегами.

В. Что они ей сказали?

Д. Чтобы она поела пирожка из печки.

— Чтобы она попила молочка из речки

— Чтобы она съела яблочко с яблони.

В. Что ответила девочка?

Д. Она ответила, что не будет есть, что дома у нее все вкуснее.

В. Как вы думаете, хорошо девочка поступила?

Д. Нет В. Почему?

Д. Потому что она обидела отказом речку, яблоню и печку.

В. Да правильно, нельзя обижать тех, кто тебе хочет помочь, нужно относится к внимательно к тем, кто находится рядом и не обижать их.

Ребята, а кто помог девочке, кто подсказал., где ее брат?

Д. Мышка В. А почему она это сделала?

Д. Потому что девочка накормила мышку.

В. Правильно, она хотела отблагодарить девочку. Ребята, быть благодарны — это хорошо. Если кто-то сделал доброе дело, нужно обязательно благодарить его за это. Мы все знаем, что нужно говорить в таких случаях. Кто скажет?

Д. Спасибо.

В. На обратном пути кто помог девочке и как?

Д. Яблоня, речка и печка. Они спрятали девочку.

В. А почему они это сделали?

Д. Потому что девочка съела пирожок, выпила молоко и съела яблоко.

В. Правильно, дети. Девочка уважительно отнеслась к ним, и они ей помогли. Ребята, надо всегда уважать других, внимательно относиться к друг к другу и тогда тебе всегда помогут и ты не останешься один.

Теперь, ребята, давайте подведем итог. Чему научила нас эта сказка.

Во-первых. Нужно слушаться старших. Поднимите руки, кто еще не слушается родителей? Нет таких? Молодцы.

Вовторых. Кто скажет?

Д. Нудно уважать других.

В. Да, ребята, это так. Нельзя обижать людей. Это очень плохо. Если ты будешь обижать, то и тебя будут обижать.

Втретьих, нужно помогать другим, и тогда тебе помогут, как это сдала мышка.

В-четвертых. Если ты будешь уважать других, то ты никогда не останешься один, тебе все помогут, когда тебе будет трудно.

Ребята, вы придете домой, расскажите своим родителям эту сказку и расскажите. Чему научила вас эта сказка.

Вывод: Воспитателям при проведении занятий по устному народному творчеству при формировании нравственных качеств надо продумывать вопросы, направленные на нравственные понятия. Работу эту проводить целенаправленно и освоить методику формирования нравственных качеств через сказку у дошкольников старшей группы.

Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из той или иной сказки, он обязательно должен подчинить их содержание формированию нравственных качеств ребенка и осознания ими нравственных норм, раскрываемых в сказке. Следует помнить: после прочтения сказки надо при помощи специальных вопросов сформировать у ребенка нравственные качества, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираясь на свои нравственные качества, ребенок должен найти выход из событий и явлений, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников, в окружающей его действительности.

Добавим, что если содержание беседы доступно и интересно детям, то следуют заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки; педагогу как бы приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, мораль произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей.

Надо отметить, что в нравственном развитии существенное значение имеет овладение простыми нормами нравственности, которые выработаны в процессе совместной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь и дополняясь.

Дошкольный возраст — фундамент, на который закладываются особенности темперамента, поведения и образа жизни. Поэтому, насколько сформированы нравственные качества и уровни осознания детьми нравственных норм, принятых в обществе, настолько и полноценнее будет человеческая личность в дальнейшем.

2.3 Результаты работы На заключительном этапе исследования детям были предложены те же задания, что и на первом этапе, с целью определения уровня нравственных понятий.

Сведем результаты исследования в таблицу 2.

Таблица 2

Уровень нравственных понятий детей на 2 этапе

Уровень нравственных понятий

Кол-во детей в %

Низкий уровень нравственных понятий

20%

Средний уровень нравственных понятий

60%

Высокий уровень нравственных понятий

20%

Анализируя таблицу, мы видим, что высокий уровень нравственных понятий составляет 20%, что выше, чем на 1 этапе. Низкий уровень нравственных понятий снизился по сравнению с 1 этапом с 40% до 20%.

Результаты двух этапов исследования сведем в таблицу 3

Таблица 3

Сравнение результатов двух этапов исследования

Уровень нравственных понятий

1 этап

2 этап

Низкий

40%

20%

Средний

53%

60%

Высокий

7%

20%

По данным таблицы 3 построим гистограмму (рис. 1).

Анализируя гистограмму, можно сделать вывод о том, что показатель низкого уровня нравственных понятий снизился с 40% до 20%.

Показатель среднего уровня нравственных понятий повысился с 53% до 60%

Показатель высокого уровня нравственных понятий повысился с 7% до 20%

Таким образом, можно сделать вывод: наша гипотеза о том, что систематическое и целенаправленное использование различных форм сотрудничества между детским садом и семьей способствует нравственному становлению личности дошкольника, подтвердилась Гистограмма значений уровня нравственных понятий детей на 1 и 2 этапах исследования.

нравственный дошкольник народный творчество Рис. 1

Заключение

Итак, устное народное творчество, сказки, потешки, загадки являются одним из источников по формированию нравственных качеств ребенка, позволяющих более полно осознавать ими нравственные нормы.

Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из той или иной сказки, он обязательно должен подчинить их содержание формированию нравственных качеств ребенка и осознания ими нравственных норм, раскрываемых в сказке.

Следует помнить: после прочтения сказки надо при помощи специальных вопросов сформировать у ребенка нравственные качества, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираясь на свои нравственные качества, ребенок должен найти выход из событий и явлений, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников, в окружающей его действительности.

Добавим, что если содержание беседы доступно и интересно детям, то следуют заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки; педагогу как бы приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, мораль произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей.

Надо отметить, что в нравственном развитии существенное значение имеет овладение простыми нормами нравственности, которые выработаны в процессе совместной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь и дополняясь.

Дошкольный возраст — фундамент, на который закладываются особенности темперамента, поведения и образа жизни. Поэтому, насколько сформированы нравственные качества и уровни осознания детьми нравственных норм, принятых в обществе, настолько и полноценнее будет человеческая личность в дальнейшем.

Список литературы

Ахияров В. Ф. Народная педагогика — основа воспитания подрастающего поколения, Уфа, 1992.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М.: Академия, 1998.

Бабанский Ю. К. Педагогика, М.: Просвещение, 1990.

Возчиков В. Возрождение духовности // Педагогика, 1999, № 5.

Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики, М.: Педагоика, 1988.

Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В. И., М.: Владос, 1996.

Дубов И. Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990, № 5.

Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений, М: Просвещение, 1980.

Иванова В. М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье, М.: Знание, 1983.

Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. — М.: Просвещение, 1983.

Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка, М.: Наука, 1985.

Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений, Минск, 1984.

Кондратова В. В. Взаимосвязь обучения и игры в нравственном воспитании дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.

Крайнева Л. В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности, М: Знание, 1975.

Лихачев Б. Т. Теория воспитания: Опыт методологического исследования. — М: Наука, 1984.

Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания ребенка. М.: Академия, 1995.

Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1980.

Мухина В. С. Возрастная психология, М.: Академия, 1997.

Николаева Л. А. Некоторые аспекты воспитания нравственной культуры / под ред. Газмана О. С. М.: Педагоика, 1990.

Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. — М.: Педагогика, 1978.

Основы эстетического воспитания / Под редакцией Кушаева Н. А. М.: Владос, 1990 .

Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, М.: Просвещение, 1984.

Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики / Отв. ред. А. К. Уледов, М.: Просвещение, 1979.

Смирнов С. Д. Гуманистические традиции образования, М.: Просвещение, 1996.

Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева М.: Педагогика, 1997.

Алексеева М.М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. — М., 1966.

Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе. — М.: Просвещение, 1982.

Ладыженская Т. А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6−7 лет / Под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1974.

Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.

Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. — М.: Издательский цент «Академия», 1997.

Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984.

Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. — М.: Гардарики, 2002.

Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В. И. Максимова. — М.: Гардарики, 2002.

Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М. Просвещение, 1981.

Ушакова О. С. Развитие связной речи // Психолого-педагогические вопросы развития речи детей в детском саду. — М., 1987. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М., 2000.

Влияние словарной работы на связность речи //Дошкольное воспитание — № 2, 1981.

Пути формирования связной речи // Дошкольное воспитание. — 1984.

Работа по развитию связной речи // Дошкольное воспитание. -№ 10, 1984.

Работа по развитию связной речи // Дошкольное воспитание. -№ 11, 1984.

Проблемы исследования детской речи // Дошкольное воспитание. -№ 7, 1985.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой