Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Разработка и проведение PR-кампании в коммерческой организации

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из эффективных инструментов PR являются экскурсии, на которых демонстрируется, что пиво варится только из натуральных компонентов, а уровень качества отечественной продукции не уступает мировому. Пивоваренная компания «Балтика» проводит регулярные бесплатные экскурсии, в ходе которых посетители узнают об основных моментах истории компании и ее деятельности, знакомятся с технологиями… Читать ещё >

Разработка и проведение PR-кампании в коммерческой организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение

1. Теоретические вопросы сущности, организации и проведения PR-кампании

1.1 Понятие PR-кампании

1.2 Разработка и проведение PRкомпании

1.3 Планирование PR кампании

1.4 Оценка эффективности PRкомпании

2. Анализ организации и проведения PR-кампании на примере ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

2.1 Характеристика ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

2.2 PR-технологии в деятельности ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

2.3 Организации PR-кампании «Принеси пользу своему городу»

Заключение

Список использованных источников Приложения

Введение

На сегодняшний день в Public Relations (далее — PR) компаниях задействовано множество различных людей для формирования нашего с вами мнение о ком-то или о чем-то, таким образом, чтобы мы думали и мыслили так, как им того хочется. Специалисты по маркетингу постоянно находятся в поиске новых идей и тратят большое количество времени и ресурсов, для того, чтобы научить своих сотрудников работе с клиентами таким образом, чтобы те умели внушать, что им просто необходимо приобрести тот, или иной товар или услугу. При верном выборе методов и инструментов PR имеется возможность привлечь большее количество покупателей, поднять объем продаж и как результат — увеличить прибыль предприятия.

Целью данной курсовой работы является разработка и проведение PR-кампании в коммерческой организации.

Основными задачами курсовой работы являются следующие:

— изучение понятия, сущности, видов PR-кампании и ее значения в современной экономике;

— изучение процесса организации PR-кампании фирмы;

— изучение организации PR-кампании на примере Открытого Акционерного Общества (далее ОАО) «Пивоваренная Компания «Балтика».

Объектом является ОАО «Пивоваренная Компания «Балтика». Предметом — PR-технологии, используемые при разработке и проведении PR-кампании в ОАО «Пивоваренная Компания «Балтика».

Исследования в области PR коммерческой организации проводились как зарубежными, так и отечественными исследователями, такими, как С. Блэк [8], Ф. Джефкинс [16], В. М. Мурашко [27], В. Г. Королько [21], А. Д. Кривоносов и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из трех глав. В теоретической главе рассмотрены основные теоретические аспекты PR-технологий. Глава включает в себя:

— понятие и сущность PR-технологий,

— особенности PR-деятельности коммерческой организации.

Во второй главе охарактеризована производственно-хозяйственная деятельность ОАО «Пивоваренная Компания «Балтика» и разработана PR-кампания в новосибирском филиале ОАО «Пивоваренная Компания «Балтика».

1. Теоретические вопросы сущности, организации и проведения PR-кампании

1.1 Понятие PR-кампании На сегодняшний день каждый человек обладает, какой то информацией, информация может быть самой различной, и может касаться самых различных сфер жизни человека! Эта информация способна менять наше с вами мышление заставляя, так или иначе, реагировать на те или иные ситуации. Современный ритм диктует современному человеку определенный образ жизни, и образ мышления, давайте задумаемся об этом, и поразмышляем.

Сегодня столько людей задействованы в PR-компании для того чтобы сформировать наше с вами мнение о чем-то, или о ком то, таким образом, чтобы мы думали и мыслили так каким того хочется. Специалисты по маркетингу ломают голову и тратят огромное количество сил и времени, что бы обучить своих сотрудников работать с клиентами, внушать, что им просто необходимо купить у них тот, или иной продукт. Так же они успешно используют психологию, регулируя интенсивность прохождения покупателей динамичной музыкой, которая не вольно заставляет человека покупать быстрее, не размышляя, многие даже не обращают внимание на сроки годности продуктов. В крупных супермаркетах обучают продавцов выставлять товар определенным образом, товар по дороже и который нужно поскорей продать ставят на уровень груди, что бы такой товар всегда был под рукой покупателя, а товары дешевле кладут на нижние полки [4, c. 64].

PR-кампания в Интернете. Эта технология подходит не только для онлайн продвижения, но и для обычной кампании. Но сегодня мы заострим свое внимание именно на интернет-технологиях привлечения внимания целевой аудитории.

Подобное мероприятие заключает в себе 3 шага:

1. Разработка PR-кампании.

2. Проведение PR-кампании.

3. Анализ эффекта от PR-кампании.

Допустим, если вам необходимо пропиарить определенный товар, то следует определиться, для кого он предназначен, указать преимущества, создать на основе этих данных профессиональный, уникальный контент и продумать, как именно вы будете освещать товар в Интернете или СМИ [7, c. 74].

Иногда PR-кампания оказывается лучше, чем сам продукт, но это и есть искусство создавать популярность при помощи влияния своего интеллекта на разум окружающих.

1.2 Разработка и проведение PRкомпании Вернемся к важности проведения PR-кампаний, разобрав, что именно компания получит на выходе. Разработка PR-кампании обернется для фирмы:

— публикацией в известных столичных и региональных СМИ;

— заключением новых полезных знакомств;

— позитивным ассоциированием у целевой аудитории;

— привлечением новых клиентов;

— увеличением прибыли.

Это пять основных пунктов, но они далеко не исчерпывающиеся. Однако именно они, и именно в таком порядке происходят быстрее всего, что означает скорые результаты. Иными словами, проведение PR-кампании не станет для компании покупкой «кота в мешке». Она будет четко понимать, за что платит, и что именно получит в итоге. Фирмы, проводимые PR-кампанию же со своей стороны готовы дать любые гарантии и привести многочисленные примеры уже реализованных проектов, если в вас все-таки продолжает колебаться здоровый скептицизм.

Как правило, при разработке PR-кампании многих клиентов больше всего волнует вопрос взаимодействия со СМИ: как это проходит, сколько будет стоить, что вообще нужно для этого делать и так далее.

Проведение PR-кампании в СМИ можно разделить на три этапа:

— создание инфоповода;

— публикация;

— реакция.

Еще при разработке PR-кампании с компанией заказчицей будет согласовано направление, учтены все пожелания и скорректирован общий угол подачи материала. Затем, и механика этого процесса пусть останется секретом, по крайней мере, в рамках данной статьи, выходят первые публикации или даже репортажи. Заказчик становится участником событий, которые появляются на первых полосах газет [17, c. 85].

Вскоре после проведения PR-кампании наступает время пожинать плоды — отслеживается реакция. Однако: не стоит рассчитывать на одни лишь только восхищенные отзывы. Даже если компания вдруг объявит, что решили, скажем, лишить всю компанию ежегодной премии в пользу благотворительности, все равно найдется тот, кто увидит в этом проявление тщеславия, обвинит в корыстолюбии, заподозрит некий заговор и черт его знает, что еще. Но это абсолютно нормальная реакция! Скажем больше: было бы, пожалуй, странно и даже как-то ненормально, если бы подобных комментариев не было бы вообще. Поскольку наряду с позитивом присутствует и негатив, пускай даже и такой нелепый, это уже верный признак того, что вами интересуются, вы привлекаете внимание и становитесь главной темой обсуждения. Это значит, что разработка PR-кампании прошла именно так, как компании было нужно, и всё идет так, как и было запланировано.

В итоге можно скорректировать дальнейшие действия, и в следующий раз проведение PR-кампании пройдет в полном соответствии с ними. Пока будут идти обсуждения, а новостные порталы и издательства будут выпускать статьи с фотографией рядом, новые клиенты будут прибывать и прибывать.

1.3 Планирование PR кампании

В любом деле, в котором мы хотим достичь успеха необходимо планирование. Создание четкого плана, достижения определенной цели, будь то популярность товарной марки или победа в выборах, — это 50% успеха. Огромная роль в данном процессе отводится планированию PR кампании.

Ключевыми элементами планирования PR кампании являются:

— анализ ситуации;

— четкая цель;

— стратегия достижения цели;

— тактика реализации;

— график продвижения к цели;

— бюджетные рамки.

Первый этап планирования включает в себя анализ сложившейся ситуации. Анализ ситуации включает сбор, обработку и оценку информации, которая необходима для достижения цели. Это помогает выделить положительные и отрицательные стороны объекта достижения цели и подготовиться к трудностям, с которыми придется столкнуться.

Этап формирования целей в планировании PR кампании должен завершиться ответом на вопрос: «К чему мы все стремимся и на кого нацелены наши действия?». Получив ответ на этот ключевой вопрос, можно определить целевую аудиторию и выбрать верный путь развития событий.

Разработка стратегии достижения цели — наиболее сложный и трудоемкий этап планирования PR кампании. Описать его довольно сложно, потому как содержание его находится в прямой зависимости от результатов предыдущих этапов планирования PR кампании — анализа ситуации и определения целевой аудитории. Исходя из того, на кого будет нацелена кампания, и будет выбрана стратегия работы с массами.

Этап тактической реализации в планировании PR кампании предусматривает воплощение определенной ранее стратегии в жизнь. И здесь необходимо выяснить, как можно повлиять на целевую аудиторию, чтобы оказанное воздействие дало необходимый результат.

Планируя PR кампанию, необходимо иметь четкое представление временного интервала, который потребуется для достижения поставленных целей. Чтобы кампания закончилась успешно, лучше определить время, которое необходимо для реализации каждого из пунктов планирования PR кампании и составить график продвижения к цели, чтобы на любом этапе контролировать состояние прохождения проекта. Если на каком-либо участке произойдет сбой, будет возможность своевременно внести какие-либо коррективы в план PR кампании [14, c. 84].

В конце концов, планирование PR кампании включает и определение бюджета, который понадобится на ее проведение. Однако наиболее распространенный вариант — обратный: исходя из определенного бюджета, планировать расходы на каждом этапе прохождения кампании. Как правило, бюджет большинства мероприятий ограничен, поэтому имеет смысл воспользоваться универсальной программой, которая будет адаптируема к поставленным условиям. Например, вместо дорогостоящей телевизионной рекламы воспользоваться прямой рассылкой материала целевой аудитории, определенной на этапе планирования целей. Также можно адекватно использовать бюджет, если провести тендер среди поставщиков услуг.

На сегодняшний день любой руководитель понимает: без определенных затрат на продвижение товара или фирмы в целом прибыль будет меньше в силу того, что достижение популярности среди потребителей будет растянуто во времени, которое зачастую ограничено. Во избежание подобной ситуации используют планирование PR кампании с целью достижения успеха в максимально короткие сроки и с наименьшими затратами. Можно заняться составлением плана самостоятельно, но для этого необходимо иметь четкое представление, как это сделать. А можно обратиться в специализированную компанию, которая возьмет на себя планирование PR кампании, а в некоторых случаях — и проведение [21, c. 88].

Таким образом, при планировании PR-кампании обязательными являются следующие этапы: анализ ситуации; четкая цель; стратегия достижения цели; тактика реализации; график продвижения к цели; составление бюджета кампании.

1.4 Оценка эффективности PRкомпании

кампания рекламный эффективность экономика

Оценка эффективности PR-программ до сих пор является одним из самых болезненных вопросов, которые возникают при проведении PR-кампании. Связано это с тем, что до сих пор инструментарий оценки результатов PR-кампаний является ограниченным. И хотя попытки обобщить оценочный инструментарий были, но подобные исследования производились разрозненно, без установления единых принципов и критериев, каждый пытался использовать свой «мерный шест», вводя свою шкалу измерения эффективности.

В российской практике вопрос оценки эффективности PR-кампании находится на начальной стадии развития. Как правило, как ни ужасно это прозвучит, основным показателем эффективности проведенной работы является удовлетворение начальства или заказчика. Проводимые мероприятия часто строятся из расчета, что больше понравится руководству, нежели из того, что будет более результативно. Поэтому если оценка эффективности работы и производится, то она ограничена теми факторами, которые продемонстрируют начальству либо клиенту желаемые ими показатели. Традиционно все сводится к демонстрации количества вышедших публикаций и их эквиваленту в стоимости рекламных площадей (Advertising Value Equivalent — AVE). Кроме того, в российской практике бюджеты, как правило, не подразумевают выделение средств на проведение анализа проделанной работы.

Если же задаться целью — оценить эффективность PR-кампании, то здесь можно заметить, что оценка эффективности PR-мероприятий обычно напрямую связана с целями, которые компания ставит перед собой.

Помимо метода личного интервью в запасе у маркетингового агентства есть и другие методы (количественные, качественные, этнографические): фокус-группа, глубинное интервью, экспертное интервью, наблюдение, холл-тест, составление поведенческих карт и пр. Часть как раз может определить уровень знания о марке, что и требуется.

Если же пока средств на подобные маркетинговые исследования нет, то тогда оценка PR-кампании будет, скорее всего, вестись по задачам.

1. Создание информационных поводов.

В книгах о связях с общественностью очень любят приводить в пример 10, 50, 100 информационных поводов, по которым при желании можно составить пресс-релиз, соответственно, можно предположить, что агентство будет предлагать такие поводы и выпускать по ним релизы. Для любой компании хотя бы один пресс-релиз в месяц будет уместен, а поскольку мы рассматриваем крупный международный бизнес, то я полагаю, что хотя бы два пресс-релиза в месяц делать точно будет можно. Обычно релиз выходит в 10−20 СМИ, здесь многое зависит от его темы и отрасли [18, c. 98].

Необходимо отслеживать, чтобы эти релизы выходили, а также, чтобы они выходили в нужных СМИ. Для этого целесообразно составить карту медиа, поделив их на «ключевые», «второстепенные» и «прочие», каждому из них присвоив свой балл оценки. Если наш релиз выходит только в «прочих», то это не очень хорошо, надо что-то делать. Если мы стабильно попадаем в «ключевые» и «второстепенные», то и баллов зарабатываем больше.

Здесь даже можно сделать «привязку» вознаграждения агентства к набранным баллам, так как если агентство придумает 200 информационных поводов, но в итоге релизы не выйдут — то и особо смысла в большом количестве инфоповодов не было.

2. Размещение в течение года в специализированной и деловой прессе во всех материалах посвященных данному сегменту рынка (или близким областям).

Эта задача представляется несколько спорной, так как важно не просто размещаться во всех материалах в двух видах медиа (специализированные и деловые), но верно доносить ключевые сообщения бренда. Сейчас уровень информационного шума в СМИ очень высок, поэтому не стоит указывать «все материалы», а лучше сформулировать задачу как «активность в ключевых СМИ должна быть на столько-то процентов выше, чем у конкурентов», и это можно будет оценивать хотя бы количеством вышедших материалов. В дальнейшем можно будет сделать мониторинг сообщений компании и ее конкурентов и проанализировать их количество, тональность материалов и пр. Здесь может помочь такой метод, как структурный контент-анализ [18, c. 69].

Также здесь же можно оценивать индекс цитирования (число упоминаний в СМИ) — падает ли, растет ли, остается ли постоянным — и AVE индекс. Метод AVE предполагает, что площадь (эфирное время), которое занимают PR-материалы, оценивается по стоимости аналогично размещенной рекламы. В некоторых компаниях стоимость рекламной площади умножается на некий условный коэффициент, что обосновывается тем, что PR-сообщение в несколько раз эффективнее рекламного сообщения. То есть, грубо говоря, Вы можете на следующий год решить, было ли Вам выгоднее сразу же заплатить деньги за рекламу и получить статьи или же лучше все-таки использовать PR-инструменты и пользоваться услугами PR-агентства.

Приведу пример расчета AVE. Допустим, PR-менеджер потратил две недели своего рабочего времени и в итоге вышло в свет две статьи. Стоимость одной статьи на полосу по рекламным расценкам составляет 30 000 рублей.

Заработная плата пиарщика вместе с арендой рабочего места, ДМС, ПК и прочими затратами за эти 2 недели составила 30 000 руб., то есть потратив 30 000 рублей мы получили 60 000 — значит, нам было выгодно спонсировать пиарщика, оплачивать его работу, но получить статьи. Затраты окупились двойной «прибылью». А если по итогам работы ничего не вышло, то получается, что мы, потратив на пиарщика 30 000 рублей, получили нулевую отдачу. Выгоднее было не нанимать сотрудника (в краткосрочном периоде), а заплатить эту сумму в одно СМИ и получить статью с гарантией 100%.

Особенно актуальна такая система подсчета при работе с PR-агентствами. Допустим, стоимость работы с одним пресс-релизом (написание, согласование, распространение) составляет 15 000 рублей. Публикации, которые появляются в дальнейшем, а их, как правило, около 20, стоят приблизительно 200 000 рублей. Соответственно, затраты окупаются в 10,5 раз.

3. Создать путем различных публикаций в определенной прессе (аналитика, обзоры, новости) образ удачной и профессиональной компании (ее четкой организационной структуры, соответствующей мировым стандартам управления и обслуживания) [9, c. 84].

Касательно создания образа удачной компании, то я бы предложил конкретно описать, что именно подразумевается под словом удачная или успешная компания. Кто-то скажет, что удачная компания — это единомышленники, второй скажет что основное, чтобы была большая прибыль. «Профессиональная» компания — это понятие также требует раскрытия, описания, чтобы агентству было понятно, что именно через медиа они доносят до целевой аудитории. Я бы предложил прописать три коротких ключевых сообщения относительно компании, чтобы они как можно более однозначно интерпретировались, и доносить до целевой аудитории именно их. Также здесь стоит указать количество публикаций, а не просто «посредством разноплановых», так как в ином случае есть риск на выходе получить только две разного рода публикации, при этом агентство сможет считать, что работа выполнена.

Если же Вы хотите сразу донести несколько сообщений, при этом разнородных, то в этом случае примером системы оценки эффективности донесения ключевых сообщений служит предложенный российским агентством PR Partner способ анализа медиа-активности. Согласно этой модели за общее информационное поле принимаются все публикации с ключевыми сообщениями, в которых упоминается (обсуждается) компания. При этом все публикации с ключевыми сообщениями берутся за 100%. Если в компании всего одно ключевое сообщение, то дальше необходимо лишь отслеживать, какой процент от общего информационного поля связан с ним, как этот процент меняется из месяца в месяц. Если ключевых идей (сообщений) несколько, то при анализе можно будет увидеть, сколько процентов в целом отводится на каждое в течение месяца, полугода, года. Если все эти ключевые послания одинаково важны, то в этом случае не должно быт перекоса, когда, к примеру, в мае вышло 10 статей и все они несут только одно ключевое сообщение, а про все остальные ключевые сообщения мы просто забыли [30, c. 55].

Интересной также представляется модель оценки PR-активности, разработанная в другом российском PR-агентстве SPN Ogilvy, применимая для оценки любых форм коммуникаций от написания и распространения пресс-релиза до национальных кампаний, как агентствами, так и PR специалистами компаний. Это система вычисления KPI (Key Performance Indicators, реже — Key Success Indicators (KSI)), широко применяемая для оценки бизнес-проектов, адаптированная под особенности проведения PR-проектов. Авторы концепции говорят о том, что необходимо оценивать целый комплекс показателей, включая количественные, качественные и финансовые показатели, а также уровень освещения (если речь идет о медиа-ориентированном проекте).

По мнению представителей агентства, чтобы получить объективную оценку эффективности проведенного PR-мероприятия, необходимо рассчитать индекс уровня сложности (национальная PR-кампания или рассылка пресс-релиза) — Difficult, индекс объективной оценки уровня подготовки и проведения мероприятия — Feedback, индекс уровня освещения в СМИ (вводится в случае оценки пресс-мероприятий, а не спец-проектов, рассылок и других PR-инструментов, не ориентированных на публикации в СМИ) — Coverage, и, разумеется средства, инвестированные в проект. При этом предполагается вычисление каждого из этих параметров по определенным формулам. Например, индекс сложности D (Difficult) рассчитывается по следующей формуле:

D = K*T+K1*T1+Kn*Tn, (1)

где K — коэффициент квалификации сотрудника, T — время, нижний индекс показывает принадлежность затрат времени. Как вариант оценки проведенного мероприятия предлагается проведение анкетирования участников по итогам проекта (при этом опрашивается 10%, но не менее 10 человек участников).

Индекс уровня подготовки мероприятия рассчитывается на основе результатов анкетирования участников мероприятия. Состав опрашиваемых, как правило, включает клиентов и журналистов. Тем самым, индекс оценки F (Feedback, отзыв) рассчитывается из суммы баллов всех анкет поделенной на количество анкет:

F = У / з. (2)

Соответственно, для того, чтобы рассчитывать объективный индекс успешности мероприятия необходимо значения индекса F привязать к значениям индексов D (Difficult, уровень сложности) и B (Budget, бюджет).

Для этого рассчитывается стоимость одного балла в анкете делением бюджета мероприятия на коэффициент сложности. С учетом того, что в анкете 10 вопросов, на которые можно ответить, поставив балл от 1 до 10, анкетирование может дать результат минимум в 100 баллов и результат максимум в 1000, каждый из которых, в соответствии с уровнем сложности и затраченными средствами стоит n единиц [23, c. 79].

И хотя модель не дает возможности проанализировать долгосрочные кампании с точки зрения экономической эффективности, тем не менее, благодаря этой модели возможно пошаговая оценка ряда основных форм PR-активности. Остается под вопросом способ определения коэффициентов (например, коэффициент квалификации сотрудников или вес определенного СМИ), так как сохраняется значительная доля субъективности расстановки этих значений.

Таким образом, на сегодняшний день не существует единого последовательного мнения об эффективных измерениях оценки воздействия PR на отношения с целевой аудиторией. Каждая компания является уникальной, имеет индивидуальные цели. А оценить надежность уникального по своей природе мероприятия или процесса сложно. Безусловно, нет универсального измерения, подходящего для всех обстоятельств, так как оно зависит от актуальных проблем, задействованных организаций и аудиторий. Оптимальное измерение эффективности также зависит от культуры управления в организации. Подходы к оценке PR должны согласовываться с характером деятельности организации. Ясно, что применение технологий исследований требует значительных доработок в отрасли в целом.

2. Анализ организации и проведения PR-кампании на примере ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

2.1 Характеристика ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

кампания рекламный эффективность экономика

Пивоваренная компания «Балтика» была основана в Санкт-Петербурге в 1990 году. Современное оборудование и применение передовых технологий сделали возможным выпуск продукции высочайшего качества, благодаря чему «Балтика» с 1996 года — № 1 на российском рынке пива.

На протяжении всей своей истории «Балтика» динамично развивалась — приобретала заводы, строила «с нуля» новые, активно расширяла сеть сбытовых подразделений. В конце 2006 года «Балтика» объединилась с тремя российскими пивоваренными компаниями — «Вена», «Пикра» и «Ярпиво».

С 2008 года компания является значительной частью Carlsberg Group, и ее региона Восточная Европа, к которому также относятся Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Украина и Узбекистан.

На протяжении всего времени компания уделяет особое внимание вопросам качества: на заводах «Балтики» установлено современное оборудование, внедрены передовые системы менеджмента качества, для производства продукции используется только лучшее сырье.

На сегодняшний день «Балтика» — один из крупнейших производителей товаров народного потребления России. Компании принадлежат 10 пивоваренных заводов в городах России: Санкт-Петербурге, Ярославле, Туле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Самаре, Челябинске, Хабаровске, Красноярске и Новосибирске.

Строительство завода «Балтика-Новосибирск» началось в январе 2007 года. Изначально планировалось, что мощность завода будет составлять 2 млн. гл. пива в год. Но в процессе строительства было принято решение увеличить проектную мощность до 4,5 млн. гл. в год. Строительство завода завершилось в мае 2008 года.

Завод оснащен оборудованием ведущих мировых производителей: варочные порядки Huppmann, 2 линии розлива в ПЭТ-упаковку фирм KHS и Krones, баночная линия Simmonazi, линия розлива в стеклянную бутылку Krones, холодильно-компрессорные установки Geo Grasso, оборудование элеватора и подработочного отделения Kuenzel, оборудование фильтрационного отделения Pall Seitz Schenk.

В рамках строительства был также сформирован самый современный в России производственно-логистический комплекс, в состав которого вошли функционирующий с 2003 года складской терминал класса, А (в ходе строительства завода площадь терминала увеличена с 8,5 до 11 тыс. квадратных метров) и собственные железнодорожные подъездные пути. Работа на территории Сибири такого крупного и стабильного предприятия, как «Балтика-Новосибирск», приносит дополнительные доходы местным бюджетам. Ежегодные налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составляют более 1 млрд руб.

Уже в ходе реализации проекта по строительству завода «Балтика-Новосибирск» были налажены деловые связи с местными поставщиками оборудования, сырья и материалов. Сейчас предприятие завода «Балтика-Новосибирск» сотрудничает более чем с 50 компаниями региона. Новосибирский филиал ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» производит широкий ассортимент продукции, включая сорта:

№ 0 Безалкогольное

№ 2 Светлое

№ 3 Классическое

№ 4 Оригинальное

№ 6 Портер

№ 7 Экспортное

№ 8 Пшеничное

№ 9 Крепкое

Praha.

Специально для жителей Сибири на новосибирском филиале выпускается региональный сорт пива — «Сибирский бочонок», название которого было выбрано в ходе народного конкурса. Чтобы удовлетворить спрос жителей региона на прохладительные напитки, на заводе запущено производство безалкогольных напитков: кваса «Хлебный край Традиционный» и «Хлебный край 7 злаков», энергетического напитка Flash Up, линейка лимонадов Crazy.

На предприятии «Балтика-Новосибирск» работает около 400 сотрудников. Люди — главная ценность компании, поэтому им обеспечены современные условия труда, достойный уровень заработной платы, а также широкий социальный пакет. Он включает в себя широкий перечень различных компенсаций и льгот: добровольное медицинское страхование, дополнительные выплаты по больничным листам, материальная помощь в связи с бракосочетанием, рождением ребенка, юбилейной датой, выходом на пенсию, бесплатное питание в столовой и другие.

Необходимо отметить высокий уровень организации бизнеса, а также внимание в компании к мнению и запросам потребителей. Экспертами по сертификации ООО «Тест-СПб» проведен третий ресертификационный аудит заводов и подразделений штаб-квартиры компании «Балтика». На основании результатов аудита сроком на 3 года был выдан сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001−2008 (ИСО 9001:2008).

Полученные пивоваренной компанией «Балтика» сертификаты подтверждают соответствие «балтийской» системы менеджмента качества международным стандартам ISO. Эксперты особо отметили высокий уровень организации бизнеса, а также внимание в компании к мнению и запросам потребителей сообщили РИА «Восток-Медиа» в отделе по связям с общественностью ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».

2.2 PR-технологии в деятельности ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

В связи с особенностью производимого в пивной отрасли продукта — запрещением рекламы пива на телевидении, на первый план в PR-деятельности пивных компаний выходит тема социальной ответственности. Таким образом, пивные компании разрабатывают особую философию потребления их продукции. В Интернете, периодике, на сайтах компаний часто мелькают статьи об ответственном маркетинге (предоставление полной и достоверной информации потребителю о свойствах продукции и последствиях её потребления для здоровья, осуждении потребления пива несовершеннолетними, об обеспечении исполнения принятых в области реализации и рекламы пива правовых норм — борьба с киосками, продающими пиво вблизи образовательных учреждений) и т. д. (Приложение 1).

На сайте новосибирского филиала компании «Балтика» социальной ответственности посвящена целая рубрика с описанием всех проводимых программ в областях:

— спонсорской и благотворительной поддержки проектов в области культуры и искусства;

— ответственного маркетинга (предоставление потребителям полной и достоверную информацию о продукции, ей свойствах и последствиях употребления для здоровья);

— охраны труда и окружающей среды.

В ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» работают четкие механизмы изучения мнения потребителей, их предпочтений и ожиданий. Кроме привычных инструментов обратной связи (корпоративный сайт, бесплатная «горячая линия», телефон которой размещен на этикетках), в компании регулярно проводят опросы мнения любителей пива.

Одним из эффективных механизмов PR-деятельности является доведение до потребителей информации о преимуществах компании относительно конкурентов. В 90-е годы пивоваренная компания «Балтика» провела PR-кампанию в связи с получением международного сертификата качества ISO. С тех пор система менеджмента качества регулярно анализируется и совершенствуется. «Балтика» является членом европейского Фонда Управления Качеством, была удостоена звания лауреата Премии Правительства РФ в области качества. В PR-кампании был задействован широкий круг СМИ, Интернет, на телевидении организовано интервью с ведущими специалистами компании. Сертификация системы менеджмента качества позволяет продукции компании «Балтика» уверенно конкурировать на международном рынке. Сегодня продукция «Балтики» занимает около 70% от всего объема экспортируемого российского пива и продается более чем в 50 странах по всему миру.

Одним из эффективных инструментов PR являются экскурсии, на которых демонстрируется, что пиво варится только из натуральных компонентов, а уровень качества отечественной продукции не уступает мировому. Пивоваренная компания «Балтика» проводит регулярные бесплатные экскурсии, в ходе которых посетители узнают об основных моментах истории компании и ее деятельности, знакомятся с технологиями изготовления пива и посещают основные производственные цеха. Цель данной PR-акции — не просто провести экскурсии на производство, а способствовать формированию культуры потребления пива, ответственного отношения к пиву, демонстрация престижа профессии пивовара. Посетители на данных экскурсиях могут оценить масштабность и технологичность современного оборудования и познакомятся с людьми, которые готовят пиво. В процессе экскурсии специалисты пивоваренной компании рассказывают интересные и необычные факты из истории пивоварения, объясняют, для чего нужны солод и хмель, почему пиво бывает светлым и темным, словом, отвечают на любые вопросы. Расписание экскурсий на филиал «Балтика-Новосибирск» (2я Станционная, 34), группы по 25 чел. (за полчаса до начала каждой экскурсии бесплатный автобус от М. Площадь Маркса (Блюхера, 1)

10.00−11.30

12.00−13.30

14.00−15.30

16.00−17.30

18.00−19.30

Иногда по желанию экскурсантов проводится дегустация пива.

В 2012 году Carlsberg Group и «Балтика» подписали меморандум о взаимопонимании с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO), который предусматривает реализацию в России крупных проектов в области защиты окружающей среды, связанных с водными ресурсами, сельским хозяйством и касающихся проблем изменения климата, на сумму 1 млрд. рублей в течение пяти лет. Это государственно-частное партнерство является первым подобным примером в России и представляет собой новый подход к обеспечению экологически ответственного развития бизнеса. [32]

Компания «Балтика-Новосибирск» уделяет особое внимание общественно-значимым проектам. Так при поддержке «Балтики» в Новосибирске проводится благоустройство городских парков, сотрудники компании поддерживают тесные связи с ветеранами общества «Блокадник». Кроме того, Компания «Балтика-Новосибирск» оказывает благотворительную помощь общественным организациям инвалидов и ветеранов, медицинским и образовательным учреждениям, выступает соучредителем ежегодной премии им. В. Редлих театра «Красный факел», сотрудничает с благотворительным фондом «Солнечный город».

«Балтика» развивает программы по повышению культуры продажи и потребления пива. Пиво — это напиток для взрослых людей, несущих ответственность перед обществом. На протяжении нескольких лет сотрудники компании совместно с рядом общественных организаций, государственных органов осуществляют проект «Пивной дозор», направленный на профилактику продажи пива несовершеннолетним. Ограничение доступа несовершеннолетних к пиву — один из принципов, который компания соблюдает и активно продвигает, организуя «Пивные дозоры» — акции, объединяющие людей, которые не могут остаться равнодушными к нарушению закона о запрете продажи пива несовершеннолетним. Данный проект регулярно освещается в СМИ.

Положительному имиджу компании способствует участие в экологических мероприятиях. Несколько раз в год сотрудники-волонтеры принимают участие в экологических акциях. Наиболее заметной среди них является проект «Семь рек», который компания проводит во всех регионах своего присутствия при поддержке оргкомитета «Сочи 2014». Добровольцы «Балтики» и все желающие очищают от отходов берега реки Обь. Все собранные бытовые отходы, состоящие в основной своей массе из упаковки — пластиковых и стеклянных бутылок, алюминиевых банок, тщательно сортируются и отправляются на вторичное использование или на дальнейшую переработку.

Официальный сайт ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» в Интернете играет огромную роль в создание позитивного имиджа компании. На нем обычно располагается различная информация о марках, об истории компании, о корпоративной ответственности, размещены различные пресс-релизы и новости. Например, на сайте компании можно увидеть основные принципы ответственного поведения компании, кодекс поведения, а также соответствие международным маркетинговым продажам. Современной и креативной технологией является продвижение бренда в социальных сетях. Продвижением в социальных сетях пользуются самые разные компании, продвигая свои товары и услуги. Социальные сети имеют огромную аудиторию. Пользователи социальных сетей тесно связаны друг с другом, что позволяет быстрее отыскать целевой сегмент. А также данный способ продвижения — это самый быстрый способ заявить о себе. Продвижение может происходить через группы в Facebook, Вконтакте и другие развлекательные сайты (YouTube), а также через блоггеров (livejournal, twitter).

Таким образом, PR-деятельность новосибирского филиала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» направлена на формирование в обществе устойчивого мнения об успешности компании, стабильной работе, заботе о здоровье потребителей пива, высоком качестве продукции, участии в социально-значимых проектах.

2.3 Организации PR-кампании «Принеси пользу своему городу»

На первом этапе разработки PR-кампании необходимо определить проблему. Проблема заключается в том, что ежегодно в Новосибирской области образуется до 360 000 000 шт. единиц стеклянной упаковки — это 120 000 тонн отходов (в этом объеме не учтены отходы оконно-стекольной промышленности), что соответствует объему 4500 железнодорожных вагонов. При этом показатель сбора стеклобутылки не превышает 7−8%. Основная масса стеклотары складируется на полигонах бытовых отходов.

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», совместно с партнером: тарным оператором ООО «Тайгер-Сибирь», выступила инициатором установки в крупных городах России контейнеров для стеклотары (Приложение 2). Экологическая инициатива «Принеси пользу своему городу» — является пилотным проектом в 11 городах страны, в том числе и в Новосибирске. В городе до конца 2013 года будут установлены контейнеры и пункты приема, куда население сможет принести стекло и стеклянную тару.

Для доведения информации о данной инициативе до широкой общественности было принято решение о проведении пресс-конференции.

Цели мероприятия:

— улучшение имиджа компании;

— поддержание лояльности властей и жителей города Новосибирска;

Участники: всего в конференции приняло участие более 80 участников

На пресс-конференцию по поводу экологической инициативы «Принеси пользу своему городу» были приглашены не только представители широкой общественности, но и, прежде всего, представители городской администрации, знаменитые, известные люди города Новосибирска и работники средств массовой информации, т. е. газет («Советская Сибирь», «Ведомости») и др., радио, телевидения.

Пресс-конференция была разделена на две части. Первая, официальная часть, включала представление акции «Принеси пользу своему городу» приглашенным, и вторая, неофициальная — включала, фуршет.

В процессе выступлений показан 10-минутный рекламный видеофильм об использовании контейнеров, в котором кроме их демонстрации приведены высказывания жителей о пользе данной инициативы. В зале для участников презентации размещались крупные фотографии с изображением и краткой технической характеристикой контейнеров.

Организаторы пресс-конференции дополнили программу вручением рекламных, памятных сувениров, значков. Кроме того, предусмотрено распространение рекламных проспектов, буклетов, каталогов с продукцией компании «Балтика». Для этого они были размещены на столах в местах, легко доступных для гостей.

Определение расходов на организацию пресс-конференции в новосибирском филиале ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» представлено в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Статьи бюджета для пресс-конференции в новосибирском филиале компании «Балтика»

Наименование

Расшифровка

Стоимость ед. (руб)

Кол-во

Сумма (руб)

Транспортные расходы

Доставка автобусами участников конференции

Материалы для прессы

Приглашения, материалы.

Выпуск печатных материалов для участников конференции

Редактирование, дизайн, фотографии, художественное оформление, печать и распространение.

Подарочный пакет

ручки

брошюры

Программа конференции

Канцелярские расходы

Расходы на фуршет

Конфеты Фрукты Кофе

Итого 19 430

На пресс-конференции выступил директор ОАО Пивоваренная компания «Балтика», который обратил внимание аудитории на то, что компания «Балтика» на протяжении целого ряда лет является крупнейшим пользователем оборотной тары в России. Кроме того, «Балтика» является частью Carlsberg Group, наиболее эффективной пивоваренной компании мира с точки зрения использования воды и энергии, а также сокращения выбросов СО2, и поэтому уделяет большое внимание эффективному повторному использованию стеклянной бутылки, и, совместно с партнерами, развивает ее сбор на территории всей страны. Ежегодно «Балтика» возвращает на производство миллионы бутылок, которые могли оказаться на свалке или в переплавке, тем самым уменьшая затраты населения на вывоз бытового мусора и снижая выбросы парниковых газов в атмосферу.

В экологической инициативе компании, учтен 20-летний опыт возврата оборотной бутылки на производство «Балтики» и опыт Carlsberg Group в Дании, в стране, где собирается почти 100% стеклотары: годные для вторичного использования бутылки отправляются на производство, неподходящие — на стеклозаводы для переплавки.

Директор завода «Балтика-Новосибирск» Эдуард Бражинскас пригласил присоединиться к своей экологической инициативе всех заинтересованных: экологов, логистов, представителей региональных и федеральных властей, чтобы вместе определить критерии наиболее успешной схемы сбора стекла.

На пресс-конференции присутствовал также Исаак Шепс, президент пивоваренной компании «Балтика», который в своем выступлении отметил: «Тема раздельного сбора и вторичного использования мусора чрезвычайно актуальна в России так же, как и во всем мире. При этом международный опыт показывает, что достичь высокого процента возврата стеклянных бутылок на производство вполне реально. Переработка отходов производства и вторичное использование ресурсов может развиваться интенсивно при наличии господдержки и создании соответствующей инфраструктуры. Компания призывает общество и бизнес не оставаться равнодушными к подобным экологическим инициативам, позволяющим надолго сохранить красоту российской природы. Я убежден, что результаты пилотных проектов в 11 городах страны будут ценными для федеральных органов власти, поскольку России крайне необходима государственная политика по сбору оборотной тары».

Представитель компании-партнера ООО «Тайгер-Сибирь», отметил, что к первому кварталу 2014 года планируется увеличить количество специализированных контейнеров до 270 и существенно расширить адресную программу по их размещению.

Губернатор Новосибирской области отметил в своем выступлении важность проблемы уменьшения негативного влияния на экологию региона путем внедрения проекта, который позволит проследить жизненный цикл отходов упаковки, оптимизировать систему управления отходами и получить максимальную выгоду от использования вторичного сырья.

Заключительный этап — оценка PR-программы, цель которой — получить как можно больше информации о влиянии организации конференции, сделать вывод о ее эффективности, устранить недостатки.

Для определения количества отклика прессы на организацию конференции был проведен контент-анализ СМИ, который представляет собой применение систематических процедур в попытке объективно оценить то, о чем сообщается в СМИ о конференции. В таблице 2.2. представлено количество упоминаний о конференции в СМИ, которые были приглашены на мероприятие.

Таблица 2.2

Количество упоминаний о конференции ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» в СМИ

СМИ

Сообщений

Россия 1 (Новосибирск)

Ролик в новостях (2 мин)

Советская Сибирь

Заметка в новостях

Эксперт (Сибирь)

Статья

Вечерний Новосибирск

Статья

Коммерсантъ (Новосибирск)

Статья

РИА Новости (Сибирь)

Сообщение, интервью с участниками

Новая Сибирь

Заметка

sibnet.ru

Интервью

Аргументы и факты на Оби

Статья, интервью с организаторами

49 канал

Ролик в новостях

Таким образом, анализ табл. 2.2 позволяет сделать вывод о том, что в большинстве приглашенных СМИ появилась информация о мероприятии, что способствует укреплению положительного имиджа компании.

Заключение

Ключевыми элементами планирования PR кампании являются: анализ ситуации; четкая цель; стратегия достижения цели; тактика реализации; график продвижения к цели; бюджетные рамки. Разработка PR-кампании имеет большое значение для фирмы: публикацией в известных столичных и региональных СМИ; заключением новых полезных знакомств; позитивным ассоциированием у целевой аудитории; привлечением новых клиентов; увеличением прибыли.

Проведение PR-кампании в СМИ можно разделить на три этапа: создание инфоповода; публикация; реакция. При планировании PR-кампании обязательными являются следующие этапы: анализ ситуации; четкая цель; стратегия достижения цели; тактика реализации; график продвижения к цели; составление бюджета кампании. Оценка эффективности PR-кампании часто традиционно сводится к демонстрации количества вышедших публикаций.

В курсовой работе разработка PR-кампании проведена на примере Пивоваренной компании «Балтика», которая является лидером рынка пива и намерена укреплять свои позиции на российском рынке пива. Этому способствуют многие факторы: производство высококачественного пива, современные географически распределенные производственные мощности, совершенная сеть дистрибуции, высококлассный менеджмент, эффективные маркетинговые коммуникации и т. д.

PR-деятельность новосибирского филиала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» направлена на формирование в обществе устойчивого мнения об успешности компании, стабильной работе, заботе о здоровье потребителей пива, высоком качестве продукции, участии в социально-значимых проектах.

В 2013 году ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», совместно с партнером: тарным оператором ООО «Тайгер-Сибирь», выступила инициатором установки в крупных городах России контейнеров для стеклотары.

Для доведения информации о данной инициативе до широкой общественности было принято решение о проведении пресс-конференции в целях улучшения имиджа компании; поддержания лояльности властей и жителей города Новосибирска.

На пресс-конференцию по поводу экологической инициативы «Принеси пользу своему городу» были приглашены не только представители широкой общественности, но и прежде всего, представители городской администрации, знаменитые, известные люди города Новосибирска и работники средств массовой информации: газет и журналов, радио, телевидения. В большинстве приглашенных СМИ появилась информация о мероприятии, что способствует укреплению положительного имиджа компании.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О рекламе» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.11.2013).

2. Аксенова, К. А. Реклама и рекламная деятельность / К. А. Аксенова. — М.: Приор-издат, 2012. — 98 с.

3. Алексунин, В. А. Маркетинг / В. А. Алексунин. — М.: Дашков и К, 2002. — 189 с.

4. Адамович, Д. А. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью: Учебно-методический комплекс / Д. А. Адамович. — Новосибирск: НГУЭУ, 2008.

5. Азарова, Л. В., Иванова, К. А., Яковлев, И. П. Организация PR-кампаний / Л. В. Азарова, К. А. Иванова, И. П. Яковлев. — СПб.: Питер, 2000. — 320 с.

6. Блажнов, Е. А. Паблик Рилейшнз: Учебное пособие / Е. А. Блажнов. — М.: ИМА-пресс, 1994. — 270 с.

7. Бландел, Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Теория и практика в эпоху информации / Р. Бландел. — СПб.: Питер, 2000. — 340 с.

8. Блэк, С. PR: Международная практика / С. Блэк. — М.: Довгань, 1997. — 210 с.

9. Быков, И. А. Организация и проведение кампаний по связям с общественностью: Учебное пособие / И. А. Быков. — СПб: СПбГУТ, 2003. — 222 с.

10. Брагин, Л. А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело /Л. А. Брагин. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 314 с.

11. Батра, Р., Майерс, Д. Д., Аакер, Д. А. Рекламный менеджмент / Р. Батра, Д. Д. Майерс, Д. А. Аакер. — М.: Вильямс, 2004. — 784 с.

12. Борисов, Б. Л. Реклама и Паблик Рилейшнз. — М.: РИП-Холдинг, 1998. — 138 с.

13. Греховодова, М. Н. Экономика торгового предприятия / М. Н. Греховодова. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 192 с.

14. Демин, Ю. М. Бизнес-PR / Ю. М. Демин — М.: Бератор-Пресс, 2003. — 350 с.

15. Джефкинс, Ф., Ядин, Д. Паблик Рилейшнз: Учебное пособие для вузов. Перевод с английского под редакцией Б. Л. Еремина / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 490 с.

16. Калинин, М. Реклама: вид изнутри / М. Калинин // Рекламные технологии. — 2000. — № 7. -с. 28−29.

17. Кривоносов, А. Д., Филатова, О. Г., Шишкина, М. А. Основы теории связей с общественностью / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. — СПб.: Питер, 2011. — 384 с.

18. Костоглодов, Д. Д. Маркетинг и логистика фирмы / Д. Д. Костоглодов. — М.: ПРИОР, 2000. — 126 с.

19. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. — М.: Бизнес-книга, 2000. — 690 с.

20. Катлип, С. М., Сентер А. Х., Брум Г. М. Паблик рилейшенз. Теория и практика / С. М. Катлип, А. Х. Сентер, Г. М. Брум. — М. НормаИнфра, 2000. — 400 с.

21. Королько, В. Г. Основы паблик рилейшнз / В. Г. Королько. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер. — 2001. 277 с.

22. Кузнецов, В. Ф. Связи с общественностью теория и технологии: учебник для вузов / В. Ф. Кузнецов. — М. Аспект Пресс, 2008. — 360 с.

23. Кузнецова, М. В. Связи с общественностью: Паблик рилейшнз: Учебное пособие / М. В. Кузнецова. — М.: МГОУ, 2007. — 88 с.

24. Лейн, У. Р., Рассел Д. Т. Реклама Основы. Развитие. Функции. — СПб: Питер, 2004. — 537 с.

25. Маслова, Т. Д., Божук, С. Г., Ковалик, Л. Н. Маркетинг / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, С. Г. Ковалик. — СПб: Питер, 2002. — 400 с.

26. Моисеев, В. А. Паблик рилейшнз — средство социальной коммуникации (теория и практика) / В. Моисеев. — Киев: Дакор, 2002. — 290 с.

27. Мурашко, Ю. М. Планирование и проведение PR-кампаний / Ю. М. Мурашко. — Спб.: Питер, 2001. — 460 с.

28. Песоцкий, Е. А. Реклама и психология потребителя / Е. А. Песоцкий. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 192 с.

29. Пономарева, А. М. Рекламная деятельность: организация, планирование, оценка эффективности / А. М. Пономарева. — Ростов н/Д: МарТ, 2004. — 240 с.

30. Ромат, Е. В. Реклама / Е. В. Ромат. — СПб.: Питер, 2006. — 208 с.

31. Уткин, Э. А. Рекламное дело. — М.: Тандем: ЭКМОС, 1999. — 272 с.

32. Официальный сайт компании «Балтика» в Новосибирске [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://corporate.baltika.ru/brand/0/3/10/our_brands.html. (дата обращения: 15.11.2013).

33. Ильина, Л. Проект по утилизации стеклотары получил поддержку правительства Новосибирской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsk.dkvartal.ru/news/proekt-po-utilizacii-steklotary-poluchil-podderzhku-pravitelstva-novosibirskoj-oblasti. (дата обращения: 15.11.2013).

34. Российский рынок пива: сильные и слабые стороны PR. Резервы PR продвижения пивного рынка в Интернете [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.klerk.ru/boss/articles/285 753/.

Приложения

Приложение 1

Количество поисковых запросов в Яндексе и количество упоминаний о пивоваренных компаниях в Яндекс новостях за месяц

Приложение 2

Контейнер для сбора стеклотары

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой