Исследования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушением речевого развития
По данным таблицы можно проследить, что у детей с фонетико-фонематических недоразвитием речи недостатки звукопроизношения выражены в виде искажений и замен. Замены осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства. Чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих и сонорных. Особенностью нарушений звукопроизношения является большая трудность использования в самостоятельной речи… Читать ещё >
Исследования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушением речевого развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация экспериментального исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР — детский сад № 494 с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников Кировского района г. Новосибирска В этом дошкольном учреждении обучение и воспитание детей осуществляется в рамках специальных коррекционных и обще развивающих групп.
В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста с речевыми расстройствами (5 человек) и дети с нормальным речевым развитием того же возраста (5 человек), которые интегрированно обучаются и воспитываются в общеразвивающей группе.
На предварительном этапе исследования были собраны общие данные о детях участвующих в эксперименте. Для этого были проанализированы медицинские и речевые карты, проведены наблюдения за детьми в ходе воспитательного процесса, беседы с воспитателями и педагогами ДОУ.
Общие данные представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Общие сведения о детях экспериментальной группы.
№ п/п. | Имя, возраст. | Данные медицинского осмотра. | Заключениео состоянии речи. | Состояние Звукопроизно-шения. |
Дети с речевыми расстройствами. | ||||
Андрей М. 6 лет. | Психоневролог: расстройство поведения, F90, F80; Отоларинголог: здоров; Окулист: группа риска, в анамнезе L+0,5; Невропатолог: ММД, гиперактивное поведение на резидуально-перенатальном фоне, стертая дизартрия. | ФФНР, обусловленное ст.дизартрией. | [С, С', З, З', Ц], [Ш, Ж]. парасигматизм свистящих-шипящих на уровне фразы. | |
Дети с речевыми расстройствами. | ||||
Аня М. 6 лет. | Психоневролог: F80; Отолоринголог: здорова; Окулист: здорова; Невропатолог: ППЦНС, миотоническая с-м гипервозбудимость, ММД, ст. дизартрия. | ФФНР, обусловленное дизартрией. | [Л] - автоматизация в речи. | |
Никита П. 6 лет. | Психоневролог: интеллект соответствует возрасту, F80; Отоларинголог: здоров; Окулист: здоров; Невропатолог: астеноневрологический синдром, ППЦНС, дизартрия. | ФФНР, обусловленное дизартрией. | [Р] - автоматизация в слове; [Р-Л] - нарушение дифференциации. | |
Илья Б. 6 лет. | Психоневролог: интеллект соответствует возрасту, F80; Отоларинголог: ГНМ II ст., АД II-III ст. Окулист: здоров; Невропатолог: ППЦНС, дизартрия. | ФФНР, обусловленное дизартрией. | [С, З, Ц] - межзубный сигматизм свистящих, автоматизация в речи; [C-Ш] ; нарушение дифференциации. | |
Ира А. 6 лет. | Психоневролог: интеллект соответствует возрасту, F80; Отоларинголог: ГНМ I-II ст., АД I-II ст. Окулист: здорова; Невропатолог: ППЦНС, с-м гиперактивности, с-м дефицита внимания, стертая дизартрия. | ФФНР, обусловленное стертой дизартрией. | [С-Ш], [З-Ж]. нарушена дифференциация в речи; [Р-Л] -недифференцир. [Р] - ротацизм (постановка). | |
Дети с нормальным речевым развитием. | ||||
Лена П. 5 лет. | Ортопед: Правосторонний грудной сколиоз, на фоне сутулой спины. Вальгусные стопы Психоневролог: интеллект соответствует возрасту Отоларинголог: ГНМ II ст.; Окулист: здоров; Невропатолог: ППЦНС, миотонический с-м. | Норма речевого развития. | Развивается соответственно возрасту. | |
Настя С. 6 лет. | Ортопед: Левосторонни грудно-поясничный сколиоз на фоне плоской спины. Плоскостопие. Психоневролог: интеллект соответствует возрасту Отоларинголог: АД II ст.; Окулист: здоров; Невропатолог: здоров. | Норма речевого развития. | Развивается соответственно возрасту. | |
Дети с нормальным речевым развитием. | ||||
Женя Ш. 6 лет. | Ортопед: Ассиметричная осанка, кругловогнутая спина. Плоскостопие. Психоневролог: интеллект соответствует возрасту Отоларинголог: здоров; Окулист: здоров; Невропатолог: ППЦНС. | Норма речевого развития. | Развивается соответственно возрасту. | |
Ваня К. 6 лет. | Ортопед: Ассиметричная осанка, сутулая спина. Плоскостопие. Психоневролог: интеллект соответствует возрасту Отоларинголог: здоров; Окулист: здоров; Невропатолог: 2-х сторонняя пирамидальная недостаточность в ногах. | Норма речевого развития. | Развивается соответственно возрасту. | |
Женя Е. 6 лет. | Ортопед: Правосторонний грудно-поясничный сколиоз ДПК. Плоскостопие. Психоневролог: интеллект соответствует возрасту Отоларинголог: ГНМ II ст.; Окулист: здоров; Невропатолог: здоров. | Норма речевого развития. | Развивается соответственно возрасту. |
По данным таблицы можно проследить, что у детей с фонетико-фонематических недоразвитием речи недостатки звукопроизношения выражены в виде искажений и замен. Замены осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства. Чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих и сонорных. Особенностью нарушений звукопроизношения является большая трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок.
На основном этапе исследования выявлялись особенности функционального базиса письма у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием.
В ходе исследования предполагалось:
- 1. сделать выводы о необходимости профилактических мероприятий, направленных на становление функционального базиса письма у детей с речевыми расстройствами в условиях интегрированного воспитания;
- 2. выделить основные направления профилактической работы в соответствии с результатами исследования.
Эти данные легли в основу разработки рекомендаций организации работы по профилактике нарушений письма у детей с речевыми расстройствами в условиях интегрированного воспитания.