Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Исследования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушением речевого развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным таблицы можно проследить, что у детей с фонетико-фонематических недоразвитием речи недостатки звукопроизношения выражены в виде искажений и замен. Замены осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства. Чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих и сонорных. Особенностью нарушений звукопроизношения является большая трудность использования в самостоятельной речи… Читать ещё >

Исследования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушением речевого развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация экспериментального исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР — детский сад № 494 с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников Кировского района г. Новосибирска В этом дошкольном учреждении обучение и воспитание детей осуществляется в рамках специальных коррекционных и обще развивающих групп.

В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста с речевыми расстройствами (5 человек) и дети с нормальным речевым развитием того же возраста (5 человек), которые интегрированно обучаются и воспитываются в общеразвивающей группе.

На предварительном этапе исследования были собраны общие данные о детях участвующих в эксперименте. Для этого были проанализированы медицинские и речевые карты, проведены наблюдения за детьми в ходе воспитательного процесса, беседы с воспитателями и педагогами ДОУ.

Общие данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Общие сведения о детях экспериментальной группы.

№ п/п.

Имя, возраст.

Данные медицинского осмотра.

Заключение

о состоянии речи.

Состояние Звукопроизно-шения.

Дети с речевыми расстройствами.

Андрей М. 6 лет.

Психоневролог: расстройство поведения, F90, F80;

Отоларинголог: здоров;

Окулист: группа риска, в анамнезе L+0,5;

Невропатолог: ММД, гиперактивное поведение на резидуально-перенатальном фоне, стертая дизартрия.

ФФНР, обусловленное ст.дизартрией.

[С, С', З, З', Ц], [Ш, Ж].

парасигматизм свистящих-шипящих на уровне фразы.

Дети с речевыми расстройствами.

Аня М.

6 лет.

Психоневролог: F80;

Отолоринголог: здорова;

Окулист: здорова;

Невропатолог: ППЦНС, миотоническая с-м гипервозбудимость, ММД, ст. дизартрия.

ФФНР, обусловленное дизартрией.

[Л] - автоматизация в речи.

Никита П. 6 лет.

Психоневролог: интеллект соответствует возрасту, F80;

Отоларинголог: здоров;

Окулист: здоров;

Невропатолог: астеноневрологический синдром, ППЦНС, дизартрия.

ФФНР, обусловленное дизартрией.

[Р] - автоматизация в слове;

[Р-Л] - нарушение дифференциации.

Илья Б.

6 лет.

Психоневролог: интеллект соответствует возрасту, F80;

Отоларинголог: ГНМ II ст., АД II-III ст.

Окулист: здоров;

Невропатолог: ППЦНС, дизартрия.

ФФНР, обусловленное дизартрией.

[С, З, Ц] - межзубный сигматизм свистящих, автоматизация в речи;

[C-Ш] ;

нарушение дифференциации.

Ира А.

6 лет.

Психоневролог: интеллект соответствует возрасту, F80;

Отоларинголог: ГНМ I-II ст., АД I-II ст.

Окулист: здорова;

Невропатолог: ППЦНС, с-м гиперактивности, с-м дефицита внимания, стертая дизартрия.

ФФНР, обусловленное стертой дизартрией.

[С-Ш], [З-Ж].

нарушена дифференциация в речи;

[Р-Л] -недифференцир.

[Р] - ротацизм (постановка).

Дети с нормальным речевым развитием.

Лена П.

5 лет.

Ортопед: Правосторонний грудной сколиоз, на фоне сутулой спины. Вальгусные стопы Психоневролог: интеллект соответствует возрасту Отоларинголог: ГНМ II ст.;

Окулист: здоров;

Невропатолог: ППЦНС, миотонический с-м.

Норма речевого развития.

Развивается соответственно возрасту.

Настя С.

6 лет.

Ортопед: Левосторонни грудно-поясничный сколиоз на фоне плоской спины. Плоскостопие.

Психоневролог: интеллект соответствует возрасту Отоларинголог: АД II ст.;

Окулист: здоров;

Невропатолог: здоров.

Норма речевого развития.

Развивается соответственно возрасту.

Дети с нормальным речевым развитием.

Женя Ш.

6 лет.

Ортопед: Ассиметричная осанка, кругловогнутая спина. Плоскостопие.

Психоневролог: интеллект соответствует возрасту Отоларинголог: здоров;

Окулист: здоров;

Невропатолог: ППЦНС.

Норма речевого развития.

Развивается соответственно возрасту.

Ваня К.

6 лет.

Ортопед: Ассиметричная осанка, сутулая спина. Плоскостопие.

Психоневролог: интеллект соответствует возрасту Отоларинголог: здоров;

Окулист: здоров;

Невропатолог: 2-х сторонняя пирамидальная недостаточность в ногах.

Норма речевого развития.

Развивается соответственно возрасту.

Женя Е.

6 лет.

Ортопед: Правосторонний грудно-поясничный сколиоз ДПК. Плоскостопие.

Психоневролог: интеллект соответствует возрасту Отоларинголог: ГНМ II ст.;

Окулист: здоров;

Невропатолог: здоров.

Норма речевого развития.

Развивается соответственно возрасту.

По данным таблицы можно проследить, что у детей с фонетико-фонематических недоразвитием речи недостатки звукопроизношения выражены в виде искажений и замен. Замены осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства. Чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих и сонорных. Особенностью нарушений звукопроизношения является большая трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок.

На основном этапе исследования выявлялись особенности функционального базиса письма у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием.

В ходе исследования предполагалось:

  • 1. сделать выводы о необходимости профилактических мероприятий, направленных на становление функционального базиса письма у детей с речевыми расстройствами в условиях интегрированного воспитания;
  • 2. выделить основные направления профилактической работы в соответствии с результатами исследования.

Эти данные легли в основу разработки рекомендаций организации работы по профилактике нарушений письма у детей с речевыми расстройствами в условиях интегрированного воспитания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой