Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Финансовый план как раздел бизнес-плана предприятия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внутрифирменные текущие финансовые планы называются бюджетами. В общем виде бюджет предприятия — это смета доходов и расходов всех подразделений и служб фирмы. Составляют бюджет предприятия по данным расчетов плановых доходов от всех направлений деятельности предприятия, а также смет затрат на текущий год. На основании помесячных расчетов выручки от реализации, себестоимости реализованной… Читать ещё >

Финансовый план как раздел бизнес-плана предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«Псковский государственный университет»

Кафедра: «Экономики и финансов»

Курсовая работа Финансовый план как раздел бизнес-плана предприятия Дисциплина: Финансовый менеджмент Выполнил студент группы: 0074−05

Величко А.О.

№ зач. книжки:1 007 019

Преподаватель: Николаев М.А.

Псков 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ Введение

1. Сущность финансового планирования

1.1 Цели и задачи финансового планирования

1.2. Виды и методы финансового планирования

2. Финансовое планирование на предприятии

2.1 Способы улучшение финансового планирования на предприятиях

2.2 Международный опыт финансового планирования Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ В условиях рыночной экономики повышается значимость и актуальность финансового планирования. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие предприятия. Бизнес не может рассчитывать на процветание, не разрабатывая финансовых планов и не контролируя их выполнение.

Устойчивая работа предприятий в рыночных условиях невозможна без использования современных методов управления финансами. Одним из основных направлений повышения эффективности финансового менеджмента является совершенствование внутрифирменного финансового планирования и контроль. Отечественный и зарубежный практический опыт говорит о том, что проблема совершенствования финансового планирования на микроуровне продолжает оставаться актуальной. Планирование стабилизирует деятельность предприятия в условиях непредсказуемости рыночных отношений. Так же практика показывает, что большая часть банкротств связана с ошибками в финансовом планировании.

Вышесказанное означает, что данная тема исследования является актуальной.

Целью курсовой работы является исследование финансового плана, как раздела бизнес-плана предприятия. В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить сущность финансового планирования;

2. Проанализировать цели и задачи финансового планирования;

3. Исследовать виды и методы финансового планирования;

3. Ознакомиться с финансовым планированием на предприятии;

4. Изучить способы улучшение финансового планирования на предприятиях;

5. Проанализировать международный опыт финансового планирования;

1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Финансовое планирование — (англ, financial planning) — вид управленческой деятельности, связанный с планированием привлечения и использования финансовых ресурсов для реализации целей предприятия. Существует множество определений финансового планирования, однако проанализировав их, можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой процесс разработки и контроля системы финансовых планов, охватывающий все стороны деятельности организации и обеспечивающий реализацию финансовой стратегии и тактики на определенный период времени. 4]

Финансовое планирование представляет собой процесс прогнозирования финансовых результатов и (в широком смысле) финансового состояния деятельности предприятия на основе анализа финансовой и инвестиционной политики. Финансовый план предприятия — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Цель финансового планирования — повышение эффективного использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются мероприятия по повышению доходности капитала, стабильности фирмы, минимизации рисков и так далее.

Однако цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий. 1]

В качестве основных задач финансового планирования на предприятии можно выделить следующие:

— обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

— определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

— выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

— установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

— соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

— контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовое планирование предприятий осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности.

Финансовый план хозяйствующего субъекта — это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период. Финансовый план необходим предприятию для того, чтобы заранее знать финансовые результаты своей деятельности и организовать рациональное движение финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финансовой стратегией. 13]

Цель финансового плана — обеспечить повышение финансовой устойчивости организации в предстоящем плановом периоде.

Так же финансовый план предприятия используется в следующих целях:

— с его помощью вырабатываются стратегия бизнеса и направления развития предприятия;

— с помощью плановых расчетов доказывается финансовая устойчивость предприятия, платежеспособность при привлечении заемных средств и потенциальных партнеров;

— с помощью рассчитанных финансовых коэффициентов определяется финансовое состояние и осуществляется контроль за деятельностью предприятия;

— финансовый план может быть использован при рекламе своего предприятия.

Финансовый план состоит из двух разделов:

I Доходы и поступления

1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов).

3. Планируемые внереализационных доходы, в том числе:

— доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;

— доходы, полученные от ценных бумаг;

— доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях;

— доходы от сдачи имущества в аренду.

4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и нематериальных активов.

5. Поступления средств от других предприятий.

II. Расходы и отчисления средств

1. Налоги, уплаченные из прибыли (по видам налогов).

2. Распределение чистой прибыли, в том числе:

— на накопление (по направлениям использования);

— на потребление (по направлениям использования).

3. Долгосрочное инвестирование (по формам инвестиций), в том числе:

— за счет амортизационных отчислений;

— за счет других источников финансирования (по видам источников).

4. Прочие расходы.

Доходная и расходная части балансируются — если получен недостаток доходов, необходимо показать дополнительные источники покрытия запланированных расходов, либо пересмотреть расходы и снизить их до суммы предусмотренных доходов в первом разделе плана.

В процессе составления финансового плана осуществляется следующее[4]:

— определяются источники и объем собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.);

— изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов, благотворительных взносов и т. д.;

— выбираются оптимальные для конкретной ситуации формы образования и использования фондов денежных средств, взаимоотношений с бюджетом, банками, вышестоящими органами, своими работниками;

— устанавливаются рациональные пропорции распределения финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды (расширение и перевооружение производства, материальное стимулирование, удовлетворение социальных потребностей членов трудового коллектива) или вложение их в дела других предприятий и организаций (долевое участие в формировании уставных капиталов, покупка ценных бумаг и другие операции на финансовом рынке);

— определяются целесообразность и экономическая эффективность планируемых капиталовложений; выявляются внутренние резервы производства и повышения его рентабельности на базе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей, а также перспективы внедрения достижений научно-технического прогресса и совершенствования производства Итак, финансовое планирование базируется на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией, оно может осуществляться как централизованно, так и децентрализовано. Финансовое планирование — это процесс разработки и контроля системы финансовых планов, охватывающий все стороны деятельности организации и обеспечивающий реализацию финансовой стратегии и тактики на определенный период времени. 5]

1.2 ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Существуют множество классификаций видов финансового планирования. Выделим некоторые из них[4]:

— по уровню планирования (стратегическое, тактическое, оперативное);

— по уровню структурной иерархии объекта планирования (общефирменное планирование, планирование деятельности бизнес-единиц, подразделений);

— по особенностям разработки финансовых планов (скользящее планирование, периодическое планирование);

— по предмету планирования (целевое планирование, планирование действий, планирование ресурсов);

— по периоду планирования (долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное);

— по степени детализации плановых решений (агрегированное и круговое планирование);

— по степени централизации плановых функций (централизованное, децентрализованное и круговое планирование);

— по обязательности выполнения плановых заданий (директивное, индикативное, смешанное планирование);

— по особенностям постановки целей (реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное планирование);

— по уровням субъекта планирования (планирование на высшем, среднем и низшем уровне).

Каждый вид планирования имеет свои специфические характеристики: цели, содержание, методы, инструменты, особенности организации и применения.

В современной экономической литературе чаще всего выделяют три вида финансового планирования:

1. Перспективное планирование и прогнозирование финансовой деятельности;

2. Текущее планирование финансовой деятельности;

3. Оперативное планирование финансовой деятельности Схема 1 «Виды финансового планирования на предприятии»

Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Пятилетний финансовый план — это главная форма реализации цели и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений.

Перспективный финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия.

Текущий финансовый план включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств:

— фонда оплаты труда, фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления);

— фонда средств, направляемых на социальные нужды;

— резервных и других фондов.

Текущий финансовый план разрабатывается на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования.

Оперативный финансовый план заключается в составлении и использовании платежного календаря — подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь оперативного финансового плана обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банковский или коммерческий кредит. Составление и использование платежного календаря финансового плана являются реализацией распределительной и контрольной функции финансов предприятия. 5]

Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:

— договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;

— прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;

— экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Банком России и др.).

Разработанный на основе этих данных финансовый план служит для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования. 5]

Для планирования финансовых показателей и составления финансовых планов используют методы:

1. Нормативный;

2. Расчетно-аналитический;

3. Балансовый;

4. Оптимизации плановых решений;

5. Экономико-математическое моделирование.

Нормативный метод является наиболее простым методом расчета плановых финансовых показателей. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. В финансовом планировании используют общегосударственные, местные (региональные), отраслевые нормативы и нормативы предприятия.

Расчетно-аналитический метод применяют тогда, когда нормативы отсутствуют. В этом случае анализируют достигнутое в базисном периоде значение конкретного финансового показателя, определяют индекс его изменений в плановом периоде и рассчитывают плановое его значение. В основе расчетно-аналитического метода лежит экспертная оценка тенденций поведения, динамики и взаимосвязи финансовых показателей в планируемом периоде. [18]

Особенно широко применяют балансовый метод. При этом путем построения балансов увязывают потребность в финансовых ресурсах и источники их формирования. Большинство финансовых планов составляют в виде различных форм балансов.

Метод оптимизации плановых решений состоит в определении нескольких возможных вариантов плановых расчетов и выборе по определенному критерию оптимального варианта. Наиболее часто этот метод применяют при выборе вариантов инвестиций, планировании капитальных вложений.

Метод экономико-математического моделирования состоит в определении количественного выражения взаимосвязи финансовых показателей и влияющих на него факторов. Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание закономерности изменения конкретного экономического показателя при изменении основных факторов.

Внутрифирменные текущие финансовые планы называются бюджетами. В общем виде бюджет предприятия — это смета доходов и расходов всех подразделений и служб фирмы. Составляют бюджет предприятия по данным расчетов плановых доходов от всех направлений деятельности предприятия, а также смет затрат на текущий год. На основании помесячных расчетов выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции, прочих операционных доходов и расходов составляют План доходов и расходов предприятия по операционной деятельности. Затем составляют план финансовых результатов от обычной деятельности предприятия, где показывают планируемую общую прибыль (убыток) предприятия с учетом прибыли (убытка) от реализации основных средств и других необоротных активов финансовых инвестиций, а также прочих доходов и расходов, не связанных с операционной деятельностью. Прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия, распределяют по решению собственников. Для этого используют плановую смету распределения прибыли предприятия, которую по представлению менеджеров собственники утверждают в начале года[4].

При составлении плана денежных поступлений и расходов предприятия используют данные плана доходов и расходов предприятия по операционной деятельности, плана капитальных вложений, расчета плановой суммы финансовых вложений, а также других планов и смет, которые предусматривают движение реальных денег. Все денежные поступления и расходы включаются с поправкой на временной лаг, то есть отражается период, в котором реально поступают и расходуются денежные средства. В план денежных поступлений и расходов предприятия не включают статьи, которые не требуют денежных расходов, в частности амортизационные отчисления. Финансовые менеджеры в соответствии с этим планом должны обеспечить наличие денежных средств для своевременной оплаты всех счетов и расходов. 5]

Важным элементом финансового планирования является налоговое планирование, которое предполагает минимизацию налоговых обязательств в соответствии с действующим законодательством. Налоговое планирование базируется на праве каждого плательщика налогов использовать не запрещенные законом способы, приемы и меры для сокращения уплачиваемых налогов.

2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ Содержанием стратегии финансового планирования предприятия является определение центров его доходов и расходов. Центр доходов предприятия — это его подразделение, приносящее ему максимальную прибыль.

Центр расходов — это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе.

В западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», то есть 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.

Финансовый план предприятия — основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов и кредиторов. 17]

Управление финансами может быть реактивным или стратегическим. Реактивная система управления состоит в решении задач по мере их возникновения. Эта система, по своему содержанию напоминающая «латание дыр», неэффективна. Однако именно она, к сожалению, является на наших предприятиях преобладающей. Это объясняется сложным финансовым положением, в котором находятся многие предприятия.

Кроме того, затрудняют финансовое планирование неплатежи, то есть наличие у предприятий большой просроченной дебиторской задолженности, а также всё ещё значительный удельный вес не денежных форм расчетов между предприятиями. Доля бартера в расчётах составляет примерно 15%.

С другой стороны, и многие вполне благополучные в финансовом отношении предприятия работают по принципу постоянного, по существу, бессистемного поиска решении «неожиданно» возникающих финансовых проблем.

Стратегическая система финансового планирования предполагает разработку финансовых планов на сравнительно длительный период (минимум на год), но суть её не в периодичности, а в главном принципе подхода к финансовому планированию: оно подчинено решению заранее установленных задач. 5]

При разработке финансового плана должны быть соблюдены общие принципы планирования, сложившиеся как в нашей, так и в зарубежной хозяйственной практике. Являясь документом, с помощью которого регулируется процесс формирования доходов предприятия, поступления и расходования денежных средств, финансовый план одновременно обеспечивает предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности и в то же время отражает её результаты. Поэтому непременными принципами финансового планирования должны быть[8]:

— непрерывность (не должно быть периодов, когда предпринимательская деятельность осуществляется без финансового плана);

— гибкость и манёвренность (финансовый план должен быть подчинён задачам достижения определённых стратегических целей, и в то же время должен обладать определённым запасом финансовой прочности для быстрого и эффективного реагирования на изменяющиеся условия предпринимательской деятельности);

— реальность и обоснованность (соответствие возможностям и потребностям предприятия, сбалансированность которых достигается при разработке финансового плана).

Конечно, потребности всегда превышают возможности, но в финансовом плане предусматривается удовлетворение только тех потребностей, для которых имеются реальные возможности. Финансовый план — сбалансированный документ. Сбалансированность проявляется в обеспечении всех направлений расходования источниками финансирования, хотя эти источники могут быть разными: собственными, заёмными, привлечёнными. 5]

Действенность финансового плана, особенно входящих в его состав бюджетов или смет, во многом зависит от соблюдения принципа участия при разработке плана, то есть максимально возможного привлечения к разработке документов финансового плана непосредственных исполнителей, персонала соответствующих подразделений. Финансовый план не должен быть прерогативой только финансовой службы или одного бухгалтера, к разработке отдельных его показателей, входящих в его состав документов, целесообразно привлекать специалистов подразделений, деятельность которых или её результаты находят отражение в плане. 8]

Правительство Российской Федерации предлагает нам для использования бюджетирование — это процесс построения и исполнения бюджета предприятия на основе бюджетов отдельных подразделений. Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделении и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).

Преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются[19]:

а) помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учёта финансовой отчётности, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);

б) в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

в) минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;

г) бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия целесообразно создать сквозную систему бюджетов на предприятии, состоящую из следующих функциональных бюджетов:

— бюджет фонда оплаты труда;

— бюджет материальных затрат;

— бюджет потребления энергии;

— бюджет амортизации;

— бюджет прочих расходов;

— бюджет погашения кредитов;

— налоговый бюджет.

Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчётов предприятия.

С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости) и часть налоговых отчислений.

Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия.

Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия, кроме того, фактически амортизационные отчисления могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия.

Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходах.

Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом — графиком платежей.

Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования, занятости и т. д.). Этот бюджет планируется только в целом по предприятию. 3]

При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиций, заключающемся в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, то есть бюдже­ты цехов являются «вложенными» в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.

В целях организации системы бюджетирования на предприятии рекомендуется выделять четыре центра ответственности (центра принятия управленческих решений):

— центр ответственности по доходам включает управление маркетинга и коммерческое управление;

— центр ответственности по расходам включает управление производством и управление технического обеспечения и ремонта;

— центр ответственности по прибыли включает управление финансами и экономикой;

— центр ответственности по инвестициям включает управление техническим развитием и управлением по работе с персоналом.

Чёткое определение состава центра ответственности позволяет более эффективно внедрить сквозную систему финансового планирования на предприятии.

Составляющими сводного бюджета являются: исходные прогнозные данные; производственная программа; баланс прибыли и убытков; баланс предприятия; отчёт о движении денежных средств.

Самое ценное, что может дать бюджетирование, — это координация всех сторон деятельности предприятия. Процедура бюджетиро­вания является нормой для любой компании в развитых странах мира и в последние годы уже становится нормой в России.

Однако, примерно на половине предприятий система бюджетирования неэффективна. Неэффективной можно считать такую систему краткосрочного планирования, в которой отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20 -30%. Подобная ситуация представляет собой серьёзную проблему, так как бюджет предприятия является основой для принятия оперативных управленческих решений. 11]

В последние годы наличие процедуры бюджетирования в той или иной форме существует у любого экономического субъекта.

С нашей точки зрения было бы целесообразно создание службы финансового директора, которая включает отдел контролёра, казначея, аналитический отдел. Аналитический отдел должен заниматься не только анализом, разработкой документов, но и бюджетированием.

В конечном итоге эффективность процесса бюджетирования определяет эффективность работы предприятия в целом. При этом внедрение и использование процедуры планирования помогает выявить и классифицировать многие проблемы предприятия, которые до этого могли оставаться в тени.

Разработка нормативной базы планирования предприятий — трудоёмкая и долговременная работа. При этом надо учитывать два основных положения:

— множество технических трудностей легко преодолевается специалистами в этой области;

— более сложными для решения являются психологические трудности, возникающие всегда при совершенствовании систем управления предприятиями. Их разрешение зависит не столько от специалистов, сколько от деятельности высшего управленческого персонала.

2.2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Понятие отчета о движении денежных средств (ОДДС) шире, чем принято понимать под «расчетом потоков капитала» (Kapitalflussrechnung). Среди многочисленных признаков ООДДС можно выделить следующие основные:

ООДДС представляет собой данные о величине потока, а не величины остатков, т. е. отражает динамику, а не статику;

ООДДС — некая определенно очерченная система (некий фонд), которая характеризуется притоком и оттоком средств в их единстве, т. е. не величина остатков, а обороты на счетах;

ООДДС должен раскрыть причины изменения данной системы (фонда) с точки зрения специальной структуризации оборотов на счетах и выявить причины изменения ликвидности. 6]

Основная цель ООДДС — показать денежные потоки, которые вместе с информацией из баланса и отчета о прибылях и убытках позволяет всем внешним пользователям (предприятиям/концернам), инвесторам, кредиторам и общественности) получить информацию о:

— способности предприятия получить в ходе своей деятельности прирост денежных средств;

— способности предприятия отвечать по своим обязательствам, платить дивиденды и оставаться кредитоспособным;

— возможных расхождениях между величиной годовой прибыли/убытка и реальными денежными потоками по основной хозяйственной деятельности;

— влиянии на финансовое состояние предприятия его инвестиционных и финансовых операций, связанных и не связанных с движением денежных средств. 22]

Несмотря на растущую роль отчета о движении денежных средств как основного инструмента анализа денежных потоков, даже в зарубежной практике он мало еще используется как инструмент контроля и управления. В краткосрочном периоде его предлагается применять для управления ликвидностью в рамках управления денежными средствами. В среднеи долгосрочной перспективе отчет о движении денежных средств применяется как база для стратегического финансового планирования и управления, а также для оценки результативности и эффективности деятельности предприятия.

Расходование и накопление денежных средств в среднесрочном и долгосрочном периодах зависит от стратегических планов полей бизнеса.

Для сохранения равновесия между возможностями предприятия и требованиями быстро меняющегося рынка в концернах и на предприятиях Германии в рамках стратегического планирования финансовые планы отдельных полей бизнеса сводятся в общий план. Дефицит денежных средств, возникающий у отдельных полей бизнеса, ликвидируется в ходе планирования финансовых операций. Эту задачу обычно решает центральный отдел финансов. Если дефицит финансирования не может быть ликвидирован в краткосрочном и среднесрочном периоде, то использование денежных средств, запланированных для полей бизнеса, ограничивается, например, увеличением сроков инвестирования (в краткосрочном периоде) или корректировкой стратегических планов полей бизнеса (в среднеи долгосрочном периоде).

Кроме того, центральный отдел финансов делает специальные краткосрочные финансовые расчеты, связанные со специфическими поступлениями и выплатами денежных средств.

Тем самым складываются три этапа финансового планирования, не считая отдельных планов финансирования проектов (таблица 1). 22]

Таблица 1

Учет движения капитала по стадиям планирования (опыт Германии)

Этапы

Стратегическое планирование

Оперативное планирование

Краткосрочное планирование

Предмет

Потенциал прибыли

Прибыль

Ликвидность

Инструмент

Определение потребности полей бизнеса в денежных средствах Финансирование полей бизнеса (среднеи долгосрочное)

Расчет денежного капитала Бюджет

Расчет поступлений/выплат

Цель

Финансирование выполнения общего плана

Определение финансовых рамок для структурных подразделений

Экономически оптимальное предоставление или вложение денег

Цель учета движения капитала в рамках стратегического планирования состоит в как можно более раннем диагностировании долгосрочной потребности полей бизнеса в ликвидных средствах и удовлетворении ее путем планирования финансовых операций, соблюдая при этом как интересы предприятия в целом, так и интересы его акционеров.

В оперативном планировании (бюджетировании) при помощи бюджета устанавливаются финансовые рамки, в которых должны оперировать подразделения.

Целью краткосрочного планирования финансовых средств является поддержание оптимальной ликвидности.

Таким образом, обзор мирового опыта бюджетного планирования позволил выявить сходные черты этого процесса на предприятиях ведущих стран мира: структуру и этапы. Сходство обусловлено, с одной стороны, общностью условий функционирования предприятий-резидентов этих государств: все они действуют в высокоразвитых рыночных экономиках, предопределяющих разработку и совершенствование средств конкурентной борьбы.

С другой стороны, следуя тенденциям глобализации и интеграции мирового хозяйства, предприятия ведущих мировых держав, участвующие в международных экономико-хозяйственных процессах, в целях повышения качества коммуникации, вынуждены разрабатывать и принимать международные стандарты хозяйственного и управленческого учета и отчетности, приближая собственные хозяйственные процессы к универсальным схемам (международным стандартам). 22]

Однако следует отметить и определенную уникальность подходов к планированию хозяйственной деятельности в национальных предприятиях, связанную, прежде всего, с уникальностью информационных систем, приспособленных для собственных, внутринациональных нужд.

Так, финансовое, в том числе бюджетное, планирование в корпорациях США подчинено требованиям внешних пользователей: внешних инвесторов, акционеров, кредиторов, правительственных регулирующих и налоговых отделов. Налоговое управление, при всей его значимости, не имеет в этом перечне приоритетного значения, в отличие от концернов и предприятий стран континентальной Европы, где особое внимание уделяется именно налогообложению.

Соответственно, на предприятиях США весь процесс финансового планирования и бюджетирования, направлен на удовлетворение нужд именно этой группы пользователей информации, планы и отчеты для внешнего использования — приоритетны. Кроме того, финансовое планирование корпораций США отличается гибкостью: корректировки основных показателей среднеи краткосрочного планирования производится в момент обнаружения их необходимости.

В концернах Германии процесс финансового планирования ориентирован, по большей мере, на внутренних пользователей информации, лиц, принимающих управленческие решения. Бюджетный процесс строго регламентирован, корректировке, учитывающей изменения условий, в ходе хозяйственного цикла подвергаются лишь долгосрочные бюджеты. Среднеи долгосрочные бюджеты меняются только в следующем цикле, т. е. процесс финансового планирования в рамках континентальной модели учета нельзя признать гибким. В связи с этим, а также развитием межнациональных экономических связей, в практике применения информационных систем учета стран континентальной Европы, в том числе Германии, речь идет о переходе к стандартам GAAP (в литературе встречаются упоминания о German GAAP). 22]

Опыт ряда стран континентальной Европы и США убедительно свидетельствует о сближении национальных стандартов со стандартами международными. Это отражает общемировую тенденцию развития всех национальных рыночных экономик вследствие глобализации макроэкономических процессов. 13]

Таким образом, Россия, взявшая международные стандарты за основу при разработке национальных стандартов учета и финансовой отчетности, очевидно, выбрала правильный курс.

бюджетный планирование отчет денежный ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что финансовое планирование базируется на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией, оно может осуществляться как централизованно, так и децентрализовано. Финансовое планирование — это процесс разработки и контроля системы финансовых планов, охватывающий все стороны деятельности организации и обеспечивающий реализацию финансовой стратегии и тактики на определенный период времени. Цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий.

Изучение показало, что в современной экономической литературе чаще всего выделяют три вида финансового планирования:

1. перспективное планирование и прогнозирование финансовой деятельности;

2. текущее планирование финансовой деятельности;

3. оперативное планирование финансовой деятельности.

Исследование показало, что для планирования финансовых показателей и составления финансовых планов используют методы:

1. Нормативный;

2. Расчетно-аналитический;

3. Балансовый;

4. Оптимизации плановых решений;

5. Экономико-математическое моделирование.

Действенность финансового плана, особенно входящих в его состав бюджетов или смет, во многом зависит от соблюдения принципа участия при разработке плана, то есть максимально возможного привлечения к разработке документов финансового плана непосредственных исполнителей, персонала соответствующих подразделений. Для этих целей Правительство Российской Федерации предлагает нам для использования бюджетирование — это процесс построения и исполнения бюджета предприятия на основе бюджетов отдельных подразделений. Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделении и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).

Анализ выявил, что на предприятиях США весь процесс финансового планирования и бюджетирования, направлен на удовлетворение нужд именно этой группы пользователей информации, планы и отчеты для внешнего использования — приоритетны. Кроме того, финансовое планирование корпораций США отличается гибкостью: корректировки основных показателей среднеи краткосрочного планирования производится в момент обнаружения их необходимости.

В концернах Германии процесс финансового планирования ориентирован, по большей мере, на внутренних пользователей информации, лиц, принимающих управленческие решения. Бюджетный процесс строго регламентирован, корректировке, учитывающей изменения условий, в ходе хозяйственного цикла подвергаются лишь долгосрочные бюджеты. Среднеи долгосрочные бюджеты меняются только в следующем цикле, т. е. процесс финансового планирования в рамках континентальной модели учета нельзя признать гибким.

Исследования показали, что опыт ряда стран континентальной Европы и США убедительно свидетельствует о сближении национальных стандартов со стандартами международными. Это отражает общемировую тенденцию развития всех национальных рыночных экономик вследствие глобализации макроэкономических процессов.

Таким образом, Россия, взявшая международные стандарты за основу при разработке национальных стандартов учета и финансовой отчетности, очевидно, выбрала правильный курс.

1. Гаврилова, А. Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие для вузов / А. Н. Гаврилова, Е. Ф. Сысоева, А. И. Барабанов и др. — изд. 3-е, стер. — Москва: КНОРУС, 2006 .— 326 с.

2. Кушнир И. В. Планирование на предприятии.-Москва, 2010.

3. Николаев, Михаил Алексеевич. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс] / М. А. Николаев .— Электронные текстовые данные (1 файл: 2,63 Mb) .— Псков: Изд-во ППИ, 2009

4. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е. Р. Орлова. — 2-е изд., испр. и доп. — Омега-Л, 2012. — 152 с.

5. Попов, В. Н. Бизнес — планирование / В. Н. Попов, С. И. Ляпунов.- М.: Финансы и статистика, 2009. — 246 с.

6. Бизнес-планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В. М Попова, С. И. Ляпунова, С. Г. Млодика. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 816 с.

7. Романовский В. П, Белоглазова М. В. Финансы и кредит: учеб. для вузов / под ред. В. П. Романовского, М. В. Белоглазовой; С.-Петербург. гос. ун-т экономики и финансов .— Москва: Высш. образование: Юрайт, 2009 609 с.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой