Управление торгово-технологическими процессами в розничной торговле
Завершающей стадией процесса товародвижения является торгово-технологический процесс в розничной торговой организации. В связи с развитием рыночных отношений немаловажное значение имеет более рациональная организация розничной торговли с целью удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли торговыми организациями, расширения ассортимента предлагаемых товаров и улучшения их качества… Читать ещё >
Управление торгово-технологическими процессами в розничной торговле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
[Введите текст]
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКи РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, торговли и технологий Кафедра «Организация коммерческой деятельности»
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Значение отдельных составляющих торгово-технологического процесса на предприятии розничной торговли
1.2 Организация торгового обслуживания на предприятиях розничной торговли
1.3 Современные тенденции организации и управления торгово-технологическими процессами в розничной торговле
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ООО «ГАСТРОНОМ»
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности Магазина ООО «Гастроном»
2.2 Комплексная оценка торгово-технологического процесса магазина ООО «Гастроном»
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина ООО «Гастроном»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания.
Завершающей стадией процесса товародвижения является торгово-технологический процесс в розничной торговой организации. В связи с развитием рыночных отношений немаловажное значение имеет более рациональная организация розничной торговли с целью удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли торговыми организациями, расширения ассортимента предлагаемых товаров и улучшения их качества, совершенствования процессов, связанных с торговлей. Так, торгово-технологический процесс в розничной торговой организации является неотъемлемой частью организации торговли в целом. Торгово-технологический процесс в розничной торговой организации представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера розничной торговой организации и других факторов.
Следовательно, тема курсовой работы является весьма актуальной, так как без правильной организации торгово-технологического процесса невозможно достижение главной цели розничной торговой организации (как правило, получение максимальной прибыли), наиболее полное удовлетворение общественных потребностей, лидировании по экономическим показателям.
Итак, актуальность работы заключается в том, что в настоящее время правильно организованные оптовые закупки товаров дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров, осуществлять воздействие на производителей товаров в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, обеспечивать эффективную работу торгового предприятия.
Целью данной курсовой работы является изучение управления и организации торгово-технологического процесса в розничной торговом предприятии и его результативности.
Для решения поставленной цели решаются следующие задачи:
1) раскрыть теоретические аспекты организации и управления торгово-технологическими процессами в розничной торговле;
2) дать характеристику организационно-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Гастроном»;
3) дать комплексную оценку организации торгово-технологического процесса магазина ООО «Гастроном»;
Объектом исследования курсовой работы является магазин ООО «Гастроном».
Предметом исследования является организация управления технологическими процессами в розничной торговле.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Значение отдельных составляющих торгово-технологического процесса на предприятии розничной торговли
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.
Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью. [4]
Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:
— операции с товарами до предложения их покупателям;
— операции непосредственного обслуживания покупателей;
— дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до момента предложения их покупателям. На рисунке 1 представлены эти операции:
[Введите текст]
Рисунок 1 — Операции с товарами Для того чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже.
Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами о предложении их покупателям в магазинах самообслуживания. [13]
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
— встреча покупателей;
— предложение товаров;
— отбор товаров покупателями;
— расчет за отобранные товары;
— оказание покупателям дополнительных услуг.
На этой стадии торгово-технологического процесса между покупателями и персоналом магазина возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому в магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товара и т. д. [5]
Оборот розничной торговли в августе 2014 г. составил 2231,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 101,4% к соответствующему периоду предыдущего года, в январе-августе 2014 г. — 16 337,7 млрд. рублей и 102,3%.
В августе 2014 г. оборот розничной торговли на 91,6% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 8,4% (в августе 2013 г. — 90,8% и 9,2% соответственно).
В августе 2014 г. розничные торговые сети формировали в среднем по России 21,9% общего объема оборота розничной торговли (в августе 2013 г. — 20,9%). В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями удельный вес оборота торговых сетей составил 26,3% (в августе 2013 г. — 24,1%).
Таким образом в 37 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли превышала среднероссийский уровень. В то же время в 3 субъектах Российской Федерации розничные торговые сети в августе 2014 г. обеспечивали менее 5% общего объема оборота розничной торговли. Аналогичный показатель по Москве составил 19,8%, Санкт-Петербургу — 43,4%.
Основными факторами, сдерживающим активность организаций розничной торговли в III квартале 2014 г., остаются высокий уровень налогов и недостаточный платежеспособный спрос населения.
Таблица 1 — Оценка основных факторов, ограничивающих деловую активность организаций розничной торговли % от числа обследованных организаций
2013г | 2014 г. | |||||
III квартал | IV квартал | I квартал | II квартал | III квартал | ||
Высокий уровень налогообложения | ||||||
Высокий процент коммерческого кредита | ||||||
Недостаток финансовых средств | ||||||
Недостаточный платежеспособный спрос населения | ||||||
Высокие транспортные расходы | ||||||
Высокая арендная плата | ||||||
Недостаточный ассортимент | ||||||
Индекс предпринимательской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое «балансов» оценок изменения экономического положения в текущем квартале и ожидаемых изменений в следующем квартале, а также фактического уровня складских запасов (последний — с обратным знаком), в процентах. 25]
Таким образом, доля крупнейших розничных сетей России в общем объеме торговли продовольственными товарами меньше 6%. Это обстоятельство свидетельствует о значительном потенциале для их роста.
Следует отметить, что из-за обострения конкуренции (как между отечественными игроками, так и в связи с приходом западных ритейлеров), крупнейшие игроки рынка в значительной степени были вынуждены переориентироваться на иные стратегии развития, нежели экстенсивный путь, предполагающий простое открытие новых торговых точек. 8]
По оценкам экспертов, наибольшим потенциалом роста обладают региональные розничные сети. Также перспективным является сегмент «жестких дискаунтеров». Этот рынок насыщен всего на 9%. 9]
1.2 Организация торгового обслуживания на предприятиях розничной торговли
Продажа товаров — завершающая стадия торгово-технологического процесса в розничной торговой организации. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей [5, 433c.].
Розничная торговля — это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят, в первую очередь, от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса.
Существенно различается содержание операций по продаже товаров применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товара покупателям. В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.
Продажа товаров на основе самообслуживания — один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками розничной торговой организации. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами. При самообслуживании изменяется технологическая планировка торгового зала и других помещений розничной торговой организации, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников розничной торговой организации.
Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций:
— встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
— получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
— самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
— подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
— оплата купленных товаров;
— упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
— возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.
Продажа товаров через прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций:
— встреча покупателя и выявление его намерения;
— предложение и показ товаров;
— помощь в выборе товаров и консультация;
— предложение сопутствующих и новых товаров;
— расчетные операции;
— упаковка и выдача покупок.
Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки.
Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность розничной торговой организации и повысить производительность труда продавцов. Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить время на приобретение товаров.
По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в розничной торговой организации, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе розничной торговой организации или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения.
Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в розничной торговой организации. Заказы на продовольственные товары должны быть выполнены в течение 4−8 ч. По непродовольственным товарам срок выполнения заказа устанавливается в зависимости от вида товаров и возможностей его исполнения.
Дополнительные операции по обслуживанию покупателей. Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т. д.)
Услуга розничной торговли — результат непосредственного воздействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров [5, 436c.]. Услуги, оказываемые розничной торговлей покупателям многообразны. Их спектр зависит от типа розничной торговой организации и ассортиментного профиля месторасположения, а также ряда коммерческих факторов.
Обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи продовольственных товаров:
— самообслуживание;
— продажа товаров по предварительным заказам;
— продажа товаров по образцам;
— с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой.
Обеспечение наилучших условий выбора товаров заключается в правильной планировки торгового зала:
— обеспечение прохождения покупателей по всей площади торгового зала;
— обеспечение удобства ориентации и передвижения покупателей в торговом зале;
— обеспечение эффективного зонирования — распределения мест для различных товарных категорий, с тем чтобы обеспечить их максимальную экономическую эффективность;
— обеспечить эффективное расположение торгового оборудования;
— создание эмоционально комфортной для покупателей обстановки, способствующей повышению числа покупок.
При планировке необходимо учитывать эргономические требования [6, 68c.]:
— минимальное место для прохода одного человека с ручной кладью составляет 80 см;
— для того чтобы два человека с ручной кладью разошлись в проходе, требуется около 2 м;
— для того чтобы нагнуться к нижней полке, необходимо пространство в 1 м;
— на случай если один человек рассматривает полки, повернувшись к ним лицом, а другой проходит мимо, необходимо минимальное расстояние 1,25 м.
По данным исследований, сегодня более 40% европейцев предпочитают другим видам досуга шопинг. Жители крупных российских городов также близки к такой модели поведения. Как правило, на посещение торгово-развлекательно центра в среднем выделяется от 2 до 4 часов. В первую очередь, сюда включается время на поиск запланированного товара, а также на посещение ресторанов, кафе или кинотеатров. От того, как организовано зонирование торгового зала, выкладка товара и навигация, зависит, насколько быстро покупатель найдет необходимый продукт.
Примеры методов, снижающих затраты времени на посещение торгового центра. «Информационные узлы». Зачастую, решающим аргументом в пользу партнерства может стать наличие у продавца качественной и актуальной информации, необходимой и очень важной для покупателя. Время на поиск, анализ, обработку и представление информации тратит не сам покупатель, а более компетентные специалисты поставщика. Выигрыш клиента и конкурентное преимущество поставщика — налицо.
Информация может концентрироваться в различных форматах «информационных узлов»: обучающих мероприятиях, интернет-порталах, бюллетенях, справочниках, каталогах, журналах, отчетах, буклетах и т. п. Кросс-промо.
С точки зрения тайм-маркетинга, суть этого инструмента заключается в том, что продавец оптимизирует время своих клиентов, подавая им сигналы с помощью известных брендов, вовлеченных в процесс продвижения продуктов.
Торговое обслуживание покупателей является завершающим этапом функционирования торговли и осуществляется розничной продажей товаров и оказанием дополнительных услуг. Все другие процессы носят подчиненный характер и направлены на обеспечение высокой культуры торговли.
Оценка обслуживания покупателей торговой организации может быть произведена по трем важнейшим составляющим:
— культура торговли;
— качество обслуживания покупателей;
— культура обслуживания покупателей.
Высокий уровень торгового обслуживания может быть достигнут только при условии применения эффективных форм реализации товарного предложения.
[Введите текст]
Рисунок 2 — Торгово-технологический процесс К внемагазинным формам торгового обслуживания относят продажу товаров через сеть мелкорозничных предприятий, передвижные средства торговли, розничную посылочную торговлю, торговые автоматы, продажу товаров на ярмарках и базарах [5, 119c.].
Уровень торгового обслуживания определяется не только применением прогрессивных форм и методов обслуживания. Не менее важное значение имеют организация и качество предоставляемых покупателям услуг.
К торговым услугам относится специфическая деятельность, направленная на оказание помощи покупателям в совершении покупки товаров, их доставке и использовании. Услуги, оказываемые в торговле, весьма разнообразны. Их перечень насчитывает свыше 100 наименований.
Соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных тру довых процессов, научной организации труда.
Пример внедрения нового технического оборудования аппаратного комплекса с обслуживающим программным обеспечением под названием «InfoBoard"3 [8, 92c.].
В тележки монтируются связные устройства, а торговый зал оборудуется приемниками-передатчиками. Приемники располагаются так, чтобы контролировать принципиально важные зоны торгового зала.
Компьютерная система отслеживает маршрут движения каждой покупательской тележки, а также время пребывания в каждой зоне торгового зала путем замера температурных полей.
В результате обработки массивов данных составляется термограмма. Прямой результат измерений недостаточно удобен для анализа, но при соответствующей компьютерной обработке появляется возможность:
— вычислить реальную потребность в тележках;
— установить усредненные траектории движения покупателей в торговом зале;
— выявить для каждой товарной группы процент посещаемости;
— установить среднее время совершения покупки на различных участках зала.
Подобные термограммы строятся по периодам торговли и очень помогают понять, как строить логистику по подаче товара в зал в разное время. Анализ этих параметров дает важную для маркетологов информацию, которая позволяет оптимизировать распределение ассортимента в торговом зале.
Организация трудового процесса включает проектирование и внедрение прогрессивных методов, приемов труда и рациональных условий его осуществления.
В практической работе по совершенствованию организации трудового процесса используется ряд методов, сущность которых изложена ниже.
Метод оптимального содержания трудового процесса заключается в том, что в его состав должны включаться элементы, обеспечивающие наиболее благоприятное для человека сочетание умственной и физической деятельности, равномерную нагрузку на различные органы и ритмичность трудового процесса.
Метод параллельности заключается в обеспечении одновременной работы человека и машины, одновременной работы нескольких машин, одновременного участия в трудовом процессе обеих рук исполнителя.
Метод экономии мускульной и нервной энергии предусматривает исключение из трудового процесса лишних приемов, трудовых действий и движений.
Метод плановости и предупредительности обслуживания рабочих мест заключается в согласовании во времени и установлении строгого регламента выполнения основных и вспомогательных работ.
Метод соответствия работника выполняемой работе заключается в подборе рабочих таким образом, чтобы они по своим психологическим и физиологическим данным; общеобразовательной и профессиональной подготовке в наибольшей мере соответствовали характеру и содержанию выполняемой работы.
Метод оптимальной интенсивности труда заключается в установлении на основе нормативов по труду такого уровня интенсивности труда, который обеспечивает высокую его производительность при оптимальном физическом и нервном напряжении.
Принято считать научной такую организацию труда, которая базируется на достижениях науки и техники и передовом опыте, которые систематически внедряются в производство, позволяют как можно лучше соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, оказывает содействие беспрерывному повышению производительности труда и одновременно сохранению здоровья людей.
Достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товара, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения.
Одним из методов стимулирования ускорения оборачиваемости товарных запасов является либерализация условий кредита, с тем чтобы покупатели могли приобретать больше товаров. Другим способом ускорения оборачиваемости товарных запасов является вложение минимальных денежных средств в товарные запасы.
В современных условиях основными путями повышения производительности труда являются:
— научно-технический прогресс;
— более полное и эффективное использование человеческого фактора;
— усовершенствование организации работы, производства и управления, всего хозяйственного механизма;
— структурные изменения производства.
Процесс снижения издержек обращения (но не в ущерб качеству обслуживания) способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышает доверие со стороны партнеров, кредиторов и, самое главное, со стороны покупателей.
Рост товарооборота и совершенствование его структуры является одним из непременных условий снижения, как объема, так и удельного веса издержек обращения в структуре розничного товарооборота торгового предприятия.
Одним из существенных направлений экономии издержек обращения торгового предприятия будет обеспечение за счет уменьшения затрат живого труда на единицу продукции и опережающих темпов роста его производительности по отношению к темпам роста средней заработной платы.
Сохранение физико-химических свойств товаров.
Метод хранения — совокупность технологических операций, обеспечивающих сохраняемость товаров путем создания и поддержания заданных климатического и санитарно-гигиенического режимов, а также способов их размещения и обработки [10, 215c.].
Назначением методов хранения является сохранение потребительских свойств товаров без потерь или с минимальными потерями в течение обусловленных сроков.
В зависимости от характера и направленности технологических операций различают три группы методов хранения:
— методы, основанные на регулировании различных показателей климатического режима хранения;
— методы, основанные на разных способах размещения;
— методы ухода за товарами, основанные на разных видах и способах обработки.
1.3 Современные тенденции организации и управления торгово-технологическими процессами в розничной торговле
Несмотря на сложное положение, в котором находится сейчас российская экономика, потребительский рынок процветает и вниманием привередливых зарубежных инвесторов не обделён. Например, сумма зарубежных инвестиций, вложенных в строительство и реконструкцию предприятий потребительского рынка и услуг, исчисляется миллиардами евро. Только в прошлом году в столице, не без помощи иностранцев, открыто более 1300 новых магазинов, кафе, ресторанов, предприятий службы быта. Сейчас товарооборот города составляет более 26% от всего российского, а бюджет Москвы почти на 22% пополняется за счёт доходов от торговли.
Как считают московские власти, одна из перспектив совершенствования потребительского рынка — развитие крупных торговых сетей, создание до 2020 года торговых центров, где будут представлены десятки тысяч наименований различных товаров. Это, несомненно, поможет зарубежным торговым компаниям прочно обосноваться на российской земле, опутав её обширными торговыми сетями.
Уже сегодня львиная доля сетевой торговли Москвы — в руках зарубежных торговых компаний. Впрочем, они преобладают и в других российских регионах.
Зарубежные бизнесмены не скрывают своего тесного сотрудничества с администрациями российских регионов. С их помощью они намерены осесть на российской земле, чтобы потом подмять под себя существующие отечественные торговые сети.
Рассчитывать на солидную прибыль при весьма низкой покупательной способности большинства жителей России, мягко говоря, опрометчиво. Вряд ли они поменяют рынки на сетевые супермаркеты. По последним данным свыше 40% жителей российских городов делают свои покупки только на рынках, где цены на товары повседневного спроса на 20−35% ниже, чем в любом магазине. Даже в благополучной для торговли Москве 31% покупателей обходят супермаркеты стороной.
Один из аргументов, которые приводят руководители региональных администраций в пользу размещения зарубежных торговых сетей на российской земле, — создание иностранцами множества рабочих мест и высокий уровень подготовки персонала для работы в супермаркетах. Ежегодные темпы роста розничной торговли в России составляют 8−10%. Это гораздо более привлекательные цифры, чем в странах Центрально и Восточной Европы.
За последние четыре года ситуация на российском рынке розничной торговли полностью изменилась: было открыто множество супермаркетов по всей стране, в том числе регионах. Отечественные и иностранные компании стараются позиционироваться именно в этом формате. В настоящее время супермаркеты не только потеряли свой эксклюзивный статус. Сегодня на российском рынке действует более 50 сетей розничной торговли, среди которых есть магазины как с высоким уровнем цен («Седьмой континент»), так и с низким (дискаунтеры). Наряду с этим открытие магазинов «Метро» и «Лента» положило начало развитию сегмента Кеш-энд-Керри. Таким образом, в России началось развитие сетей розничной торговли.
Существенны различия между большими городами и регионами: если рынок мегаполисов уже насыщен крупными сетями, то регионы только начали их развертывать. Серьезные коррективы внес кризис — отдельные проекты заморожены. Наряду с этим сегмент розничной торговли имеет одну из самых высоких долговых нагрузок в стране.
Главным же фактором, способствующим ухудшению финансового состояния, а также уходу ряда предпринимателей с рынка, стал усложнившийся доступ к финансированию и возникший в результате этого дефицит оборотных средств. Невозможность произведения расчетов за поставки привела к появлению пустых полок в магазинах, резкому падению выручки и вызвала цепную реакцию в виде снижения кредитных лимитов и ужесточения условий оплаты со стороны поставщиков. В этой ситуации одни компании прекратили свое существование, а другие резко сократили объемы бизнеса.)
Одна из особенностей современной российской розницы — слабая консолидация рынка.
На текущий момент рынок сетевой торговли продовольственными товарами перешел в стадию консолидации, для которой характерны следующие параметры:
— замедление роста покупательского спроса и обострение конкуренции;
— снижение прибыльности отрасли;
— увеличение доли непродовольственных товаров в совокупном объеме продаж;
— усиливающийся дефицит торговых площадей;
— структурная оптимизация крупных торговых сетей;
— увеличение доли организованной торговли в общем обороте розничной торговли продовольствием;
— неравномерное региональное развитие ритейла.
Российский рынок продовольственного ритейла пока далек от насыщения, поскольку российские регионы находятся на разных стадиях развития сетевой торговли, кроме того, доходы населения и благосостояние регионов заметно разнятся. Сетевая розничная торговля по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста, оставаясь одной из самых быстрорастущих отраслей отечественной экономики.
Стратегии участников рынка в существующих условиях включали в себя следующие аспекты:
— оптимизация ассортимента;
— концентрация внимания на снижении издержек;
— совершенствование технологий;
— повышение лояльности существующих покупателей за счет внедрения соответствующих программ;
— развитие франчайзинга;
— оптимизация логистики;
— диверсификация бизнеса.
Именно эти стратегии будут определять развитие крупных ритейлеров в среднесрочной перспективе. При этом необходимо учитывать, что в России сложилась уникальная ситуация, связанная с разным уровнем экономического развития регионов. Как уже говорилось выше, в разных регионах наблюдается различный уровень развития рынка. Это вынуждает компании, с одной стороны, вести сложную конкурентную борьбу на развитых рынках, с другой — работать в развивающихся регионах.
Дополнительные преимущества в этом случае получают большие компании, которые имеют опыт работы как в конкурентной среде, так и в неосвоенных регионах. В результате чаще всего компании и регионы, находящиеся в начальной стадии развития, не могут ничего противопоставить современным компаниям, за исключением административного ресурса.
В экономике России ускоренно развивается ряд процессов и тенденций, которые оказывают сильное воздействие на розничную торговлю. За очень короткий период изменилась система ценностей и образ жизни потребителей, акценты переместились с функциональных свойств материальных продуктов на качество предоставляемых услуг.
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ООО «ГАСТРОНОМ»
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина ООО «Гастроном»
История развития ООО «Гастроном». Изначально оно было создано, как предприятие, использующее положительный опыт подобных организаций и те идеи, которые им не удалось реализовать. Компания зарегистрирована 9 октября 2008 года регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Удмуртской Республике.
Основная миссия ООО «Гастроном»: дарить улыбку и радость, делать все, чтобы посещение магазинов стало семейным праздником для каждого покупателя.
Основные цели на ближайшее время: 1) к 2014 году получить звание Лучшей сети в республике по качеству обслуживания покупателей; 2) к 2015 г. достичь рентабельности предприятия в 15%.
Данное предприятие ставит перед собой задачи по улучшению обслуживания населения, активно изучает предпочтения и вкусы потенциальных потребителей, внедряет новые идеи по улучшению функционирования деятельности.
Исходя из этого, можно сказать, что основной задачей предприятия является повышение его конкурентоспособности.
Компания ООО «Гастроном» осуществляет следующие виды деятельности:
1) розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
2) розничная торговля в неспециализированных магазинах;
3)розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
4)розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.
ООО «Гастроном» — розничная торговая организация, соответственно оказывает услугу по реализации продуктов питания и сопутствующего товара населению.
Магазины ООО «Гастроном» отличаются от других магазинов широким ассортиментом товаров премиум класса и продукции собственного производства.
Проанализировав, товарную структуру можно сделать вывод, значительный рост наблюдается в группе производство — в первом полугодии 2012 производство составляет 17,1%., это связано и с развитием собственного хлебопекарного производства и высоким качеством салатов и кулинарной продукции. В первом полугодии 2012 г 27,2% общего товарооборота составляет штучная группа — это связано с широким ассортиментом продукции медиум и премиум класса и интересными акциями, проводимыми по этим группам.
На втором месте — группа гастрономия 25,8% в третьем периоде, следующая группа — бакалея (16,6%), затем овощи — 9,0% и сопутствующая группа — 4,3%.
Уставной капитал предприятия должен быть не менее стократного размера минимальной заработной платы, и должен быть разделен на доли, что должно быть подтверждено учредительными документами.
Организационная структура управления ООО «Гастроном» показана на рисунке 3.
Организационная структура управления ООО «Гастроном» относится к типу структуры линейно — функциональной. Данная организация работы позволяет своевременно реагировать на изменения внешней среды, рационально и эффективно использовать кадры и добиться быстрее и качественнее результатов.
Руководство компании осуществляется административно — управленческим аппаратом. Директор магазина — организует работу всего магазина; решает социальнопсихологические и организационно технические проблемы в целях увеличения товарооборота, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования торговых площадей, отвечает за ассортиментную политику магазина, обучает персонал.
[Введите текст]
Рисунок 3 — Организационная структура магазина «Гастроном»
Генеральный директор — Галицкий С. Н. единоличный исполнитель органа коммерческой организации, он обязан руководить финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, разрабатывать и утверждать все внутренние регламенты. При этом генеральный директор должен грамотно организовать рабочий процесс на предприятии, контролировать действия нанятых сотрудников, обеспечивать им нормальные условия труда, следить за сохранностью материальных ценностей, защищать интересы компании в судах первой и кассационной инстанции, постоянно повышать свою квалификацию.
Коммерческий директор — Арутюнян А. Н, это высокопоставленное должностное лицо, один из первых заместителей генерального директора. В зону ответственности коммерческого директора входит: стратегическое планирование финансово-экономической деятельности предприятия, анализ хода выполнения стратегических планов, контроль деятельности других ключевых подразделений предприятия на предмет работы направленной на выполнения поставленных планов и задач стратегического назначения, а также за состоянием текущих дел, комплексная разработка планов и стратегий по увеличению оборота предприятия, по увеличению прибыли, а также увеличению захваченной доли рынка.
Инспектор по продажам — Зайцон А. Л. обязан осуществлять связь между покупателями, торговыми и производящими организациями, анализировать, контактировать с людьми, быть настойчивым.
Главный бухгалтер — Пшеничный А. А. начальник бухгалтерии, подчиняющийся непосредственно руководителю предприятия. Обеспечивает рациональной системы документооборота, применение прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на базе современной вычислительной техники, позволяющих осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов Отдел закупок — Моржов Л. К. Организация и ведение закупок, поиск потенциальных поставщиков, ведение коммерческих переговоров с поставщиками, планирование и аналитическая работа, составление ежемесячного плана закупок, анализ статистических данных закупок, определение наличия и потребности в материалах на текущий момент и на будущие периоды.
Транспортный отдел — Колосов Е. В. Занимается организацией бесперебойного транспортного обслуживания подразделений предприятия и предприятия в целом для обеспечения ритмичной работы по выполнению планов производства и поставки при наименьших затратах.
Отдел продаж — Морозова Д. К., занимается планированием, организацией работы, мотивацией, контролем.
Кассир — Голубин Л. Г. тот, кто получает деньги от клиента в виде денежных средств или электронных денег, с приобретенных товаров.
Проведем анализ внутренней среды. Так как сеть супермаркетов «Гастроном» не является производственным или финансовым предприятием, а осуществляет свою профессиональную деятельность в сфере розничной торговли продуктами питания и бытовыми товарами, то для предприятия не все факторы внутренней среды являются основополагающими. Важнейшими факторами внутренней среды будут являться такие факторы, как персонал и производство (в данном случае — товарный ассортимент). Анализ персонала как фактора внутренней среды сети «Гастроном» целесообразно проводить на основе данных отдела управления персоналом компании. На таблице 2 и на рисунке 3 представлено распределение сотрудников магазина «Магнит» по возрасту.
Таблица 2 — Распределение сотрудников по возрасту
Распределение сотрудников по возрасту | |||
Возраст работников | Доли работника, % | Накопленная сумма, % | |
от 18 до 20 | |||
от 20 до 30 | |||
от 30 до 45 | |||
от 45 и старше | |||
Рисунок 3 — Распределение сотрудников по возрасту Наиболее полной характеристикой персонала как фактора внутренней среды является социальная структура персонала, сгруппированная по таким признакам, как пол, возраст, стаж работы, образование и так далее. Ощутимо повысилась доля сотрудников компании в возрастных границах 20−30 лет, и также снизилась доля работников предпенсионного и пенсионного возраста.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что компании в основном работают молодые, активные и творческие люди.
Бухгалтерия ООО «Гастроном» делится на две группы: бухгалтерия магазинов и бухгалтерия офиса. Бухгалтерия офиса делится на следующие группы: группа учета материалов, группа учета по заработной плате, группа расчетов с поставщиками, финансовая группа и т. д. В каждой группе есть руководитель, который отвечает за работу в группе. Руководители групп подчиняются главному бухгалтеру и заместителю главного бухгалтера, который контролирует работу в офисе. Второму заместителю главного бухгалтера подчиняются все бухгалтера магазинов.
2.2 Комплексная оценка торгово-технологического процесса магазина ООО «Гастроном»
Анализ факторов внутренней среды магазина «Гастроном» целесообразно продолжить анализом такого значимого фактора как продукция предприятия.
Компания «Гастроном» эффективно использует свою торговую марку. Само слово «гастроном» у подавляющего большинства населения ассоциируется с советскими продовольственными магазинами высшей и первой категории с разнообразным ассортиментом пищевых «гастрономических» товаров.
Торговое предприятие выпускает собственную продукцию, имеющую уникальные характеристики и уникальную рецептуру, технологии изготовления. Но при этом выпускает ту продукцию, которая пользуется спросом на рынке: мясные полуфабрикаты, кондитерская продукция, хлеб. Как говорилось ранее, этот вариант подходит тем организациям, которые не обладают сильной торговой маркой, но за счет определенного набора и ассортимента товаров могут привлечь к ней внимание. Тем не менее, данный фактор внутренней среды может быть проанализирован по такой важной характеристике как ассортимент.
Технологические операции магазина «Гастроном» включают транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, преобразование производственного ассортимента в торговый, продажу товаров и услуг.
Технологический процесс состоит из основных и вспомогательных операций.
К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей: выявление спроса, формирование конкурентоспособного ассортимента товаров, его размещение и выкладка в торговом зале, операции по отпуску (отбор, взвешивание, отмеривание и т. д.), расчет за товары, упаковка покупки, оказание дополнительных услуг.
Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, организацию хранения и сдачи тары.
Рационализация технологического процесса и постоянное его совершенствование являются главной задачей магазина «Гастроном». Оптимизация технологии предполагает интеграцию в единый процесс знаний, технических средств, оборудования и способов реализации товаров и услуг из имеющихся ресурсов.
Грамотно организованный технологический процесс преследует следующие важные цели:
— обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частей технологического процесса;
— сохранение потребительских свойств товаров и их доведение до покупателей с наименьшими совокупными затратами;
— высокая культура обслуживания.
Решение этих взаимосвязанных вопросов может быть обеспечено при использовании системного подхода к изучению технологии торговых процессов, который предполагает использование методов экономико-математического моделирования, составление алгоритмов конкретных процессов, выбор оптимальных решений и использование передового зарубежного и отечественного опыта Произведена оценка сложившейся системы мерчендайзинга в ООО «Гастроном» и проведен опрос респондентов по удовлетворенности сложившейся системы мерчендайзинга. В магазинах осуществляется продажа продовольственных товаров с помощью следующих методов: открытая выкладка и индивидуальное обслуживание покупателей (продажа товаров через прилавок). Магазины торгового предприятия располагаются в центральной части города и обслуживают в основном жителей ближней торговой зоны. Цены на представленную продукцию в магазинах торговой сети выше, чем в дискаунтерах, но благодаря широкому ассортименту и высокому качеству предлагаемой продукции в данных магазинах имеется широкий круг постоянных клиентов.
В процессе исследования было выявлено, что системе мерчендайзинга в анализируемом торговом предприятии уделяется незначительное внимание. Мерчендайзингом в розничном магазине «Гастроном» занимается старший продавец, в обязанности которого входит выкладка товара и оформление ценников.
торговый технологический процесс магазин
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина ООО «Гастроном»
ООО «Гастроном» находится на этапе роста согласно концепции жизненного цикла. Этап характеризуется тем, что фирма начинает удовлетворять требования рынка, объем продаж начинает возрастать, прибыль увеличивается.
Если товар, производимый торгово-розничным предприятием, отвечает требованиям покупателей, то он постепенно получает их признание. Многие покупатели совершают повторные покупки. Однако на данном этапе наблюдается значительное число конкурентов, а это приводит к конкурентной борьбе за позиции на рынке.
Поэтому ООО «Гастроном» должен по-прежнему тратить значительные средства на продвижение товара. В то же время обеспечение реализации принятых решений ведет к дополнительным затратам, расходованию части прибыли.
Рассмотрим на примере возможность повышения эффективности маркетинговой деятельности торгово-розничного предприятия за счет продвижения категории продукции, а также отдельного продукта.
ООО «Гастроном» постоянно расширяет свой ассортимент, выпускает новую продукцию.
Но продукция, которая прошла стадия выведения на рынок, согласно концепции жизненного цикла, тоже нуждается в ряде маркетинговых действий.
Это необходимо для того, чтобы товар, который выпускает торгово-розничное предприятие, мог быть конкурентоспособным и обладать достаточно продолжительным жизненным циклом.
Как было сказано выше, цели, которые ставит перед собой маркетинговая деятельность, на данном этапе жизненного цикла заключается в освоении доли рынка, а также в захвате лидирующих позиций.
Основными инструментами маркетинга являются: товар, цена, реклама, стимулирование сбыта.
Часть инструментов целесообразно применять не только к определенному продукту, но в целом к категории кондитерских изделий.
Товар, как маркетинговый инструмент, на данном этапе должен либо сохранять те характеристики, которые удовлетворяют потребителей, либо подвергаться модификациям с учетом их мнения.
Необходимо обеспечить более высокий уровень политики продвижения товара на рынок за счет увещевательного и убеждающего характера рекламы. В рамках данной рекламы необходимо подчеркнуть не только достоинства самого товара, но и выгоды, которые получит покупатель от его приобретения в данном магазине, а не в каком-то другом. Помимо существующих действий ООО «Гастроном» в сфере рекламы, рекомендуется их расширения. В частности эффективно и целесообразно использовать наружную рекламу.
ООО «Гастроном» использует такой вид наружной рекламы, как биллборд. Рекламный щит (биллборд) — вид наружной рекламы, устанавливаемой вдоль трасс, улиц.
ООО «Гастроном» использует биллборд для размещения информации и продвижения отдельного магазина. Рекомендуется использовать данный вид рекламы не только для отдельного продукта, но целесообразно использовать данный вид рекламы и для всей группы кондитерских изделий, относящимися к собственному производству ООО «Гастроном».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения данной работы были рассмотрены теоретические аспекты организации и управления торгово-технологическими процессами в розничной торговле, а также возможные стратегии продвижения. Также были рассмотрены понятия «торговый процесс»,"технологический процесс", «розничная торговля», «продажа товаров» определены их значимость в розничной торговле.
Были предложены рекомендации по выбору маркетинговых инструментов в соответствии с целями, которые преследует торгово-розничное предприятие на этапах жизненного цикла продукции.
Во второй главе была представлена характеристика исследуемого предприятия ООО «Гастроном», был проведен анализ существующей системы продвижения.
Было выявлено, что ООО «Гастроном» находится на этапе роста согласно концепции жизненного цикла продукции. Анализ существующей программы продвижения была рассмотрена с точки зрения предложенных рекомендаций.
Стратегия продвижения продукции собственного производства рассматривалась на стадии роста согласно концепции жизненного цикла продукции. Были предложены инструменты товарной политики и коммуникативной политики. В частности были предложены такие инструменты, как наружная реклама, а также различные варианты стимулирования сбыта.
Розничная торговля — одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, которая выполняет и социальные и экономические задачи.
Деятельность розничных организаций по торговому обслуживанию включает ряд торгово-технологических операций, находящихся в тесной зависимости друг от друга, реализация каждой из которых способствует достижению общей цели — удовлетворению спроса населения в товарах и услугах при одновременном обеспечении рентабельной работы.
Рациональный режим работы розничной торговой организации отвечает следующим требованиям:
— учитываются особенности населенного пункта, режим трудового дня рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, контингент обслуживаемого населения, сезонность торговли;
— соответствует интенсивности движения потока покупателей;
— способствует повышению качества торгового обслуживания.
Торгово-технологический процесс состоит из операций, которые делятся на:
— операции с товарами до предложения их покупателям;
— операции, связанные с обслуживанием покупателей;
— дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
При организации торгово-технологического процесса учитываются все основные нормы и правила, обеспечивающие его эффективную работу.
Приемка товаров осуществляется в соответствии с инструкциями, Гражданским кодексом Российской Федерации и договором поставки.
Хранение продуктов организовано в специальных складских помещениях, с учетом оптимальных режимов хранения, соблюдением правил товарного соседства.
Все товары перед подачей в торговый зал подготавливают к продаже. Выполнение этого требования способствует ускорению отпуска товаров, росту производительности труда персонала и повышению эффективности работы розничной торговой организации.
Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал розничной торговой организации, где их выкладывают на торгово-технологическом оборудовании, при этом используется комбинированная система выкладки товаров.
Завершающей стадией торгово-технологического процесса является продажа товаров.
Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. При организации рабочих мест должно соблюдаться требования технической эстетики и оформления интерьера, санитарно-гигиенические условия труда, что способствует улучшению условий труда работников и повышению культуры обслуживания покупателей.
В современных условиях предприятие торговли ориентировано не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности. Для того, чтобы розничная торговая организация успешно функционировала, необходимо проводить глубокий анализ его экономических показателей.
Так как в современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности, для повышения эффективности работы необходимо совершенствовать его торгово-технологический процесс. Особое внимание необходимо уделять тем показателям, по которым наблюдается отрицательная тенденция развития.
Для того, чтобы обеспечить более рациональное осуществление торгово-технологического процесса необходимо постоянно его совершенствовать.
Основными направлениями совершенствования торгово-технологического процесса являются:
— экономия издержек обращения розничной торговой организации;
— повседневное управление товарными запасами;
— механизация и автоматизация ручного труда;
— совершенствование ассортиментной политики розничной торговой организации;
— проведение учета неудовлетворенного спроса покупателей;
— проведение мероприятий по стимулированию продаж;
— расширение сферы дополнительных услуг;
— внедрение современных методов продажи товаров.
Для повышения эффективности деятельности и привлечения большего числа покупателей необходимо проводить стимулирование продажи товаров, целью которого являются:
— увеличение числа покупателей (в том числе и постоянных), а также количества приобретаемых ими товаров;
— ускорение товарооборачиваемости;
— устранение излишних товарных запасов;
— увеличение оборота розничной торговли.
В правильно организованном торговом зале покупателю должны быть максимально комфортно, а розничная торговая организация при этом должна приносить максимальную прибыль.
Для коммерческого успеха современная розничная торговая организация должна быть достаточно респектабельной и одновременно демократичной. Разумеется, в розничной торговой организации должно быть тепло и светло, но самое главное — в одном торговом зале покупатель должен обнаружить все, что ему может пригодиться.
Чем комфортнее будут чувствовать себя покупатели в розничной торговой организации, тем продолжительнее для них будет пребывание в торговом зале.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГОСТ Р 51 304−2009 «Услуги торговли. Общие требования» — https://standartgost.ru/ 51 304−2009.
2. Абрютина Г. С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособие. — М.: Дело и сервис, 2013. — 512 с.
3. Бажин И. И. Логистика. — Х.: Консум, 2011. — 240 с.
4. Балабанова Л. В. Коммерческая деятельность. Маркетинг: логистика / Навч. пособ. — К., 2010. — 288 с.
5. Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. — М., 2013. — 218 с.
6. Белявцев М. И. Инфраструктура товарного ринку [Электр.ресурс]: Навч. пособ. / М. И. Белявцев, Л. В. Шестопалова. Х., 2011. — 416 с.
7. Воробьев Б. З., Локтев Э. М., Плетень Ю. И. Основы коммерческой деятельности: Учеб. пособ. — М.: Изд. Евр. университета, 2012. — 419 с.
8. Гаджинский А. М. Логистика. Уч-к. — 11-е изд. — М.: «Дашков и Ко», 2014. — 432 с.
9. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. — М.: «Маркетинг», 2013. — 448 с.
10. Дубницкий В. И., Пилюшенко В. Л. Инфраструктура товарного рынка: Учеб. пособие. — Донецк, 2012. — 531 с.
11. Ибрагимов Л. А. Инфраструктура товарного рынка. — М.: ПРИОР, 2011. — 256 с.
12. Инфраструктура товарного ринку: Навч. пособ. / За ред. д-ра Экон. наук, проф. И. В. Сороки — К.: «Студцентр», 2013. — 608 с.
13. Каплина С. А. Организация коммерческой деятельности. Уч. пос. — Р/Д: Феникс, 2010. — 416 с.
14. Киршина Г. В. Коммерческая логистика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. — 256 с.
15. Костюченко В. В., Крюков К. М., Кудинов О. А. Менеджмент строительства. / Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011. — 448 с.
16. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент / Пер. с англ. Под ред. Л. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2013. — 752 с.
17. Мочерний С. В. Основы предпринимательской деятельности: Навч. пособ. / С. В. Мочерний, О. А. Устенко, С. И. Сапожник. — К.: Вид. центр «Академия», 2010. — 279 с.
18. Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2011, — 623 с.
19. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учеб. для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Информ.-внедренч. центр «Маркетинг», 2010. — 680 с.
20. Савощенко А. С. Инфраструктура товарного ринку: Навч. пособ. — К.: КНЕУ, 2205. — 336 с.
21. Шканова О. М. Инфраструктура товарного ринку: Начальный сборник/ К., 2012. — 320 с.
22. SWOT-анализ // Свободная энциклопедия маркетинга. — http://marketopedia.ru (дата обращения 26.12.2014).
23. Фасхиев, Х. А. Определение конкурентоспособности предприятия. — http://5p.ru (дата обращения 26.12.2014).
24. Официальный сайт розничной сети «Гастроном» — http://www.gastronom-info.ru/ (дата обращения 26.12.2014)
25. Федеральная служба государственной статистики — http://www.gks.ru/