Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Культура ведения дискуссии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разногласия могут касаться истинности тезиса, его особенности, достаточности аргументации, приемлемости следствий, вытекающих из тезиса и т. д. Как и для любого другого диалога, для дискуссии несущественно с логико-информационной точки зрения, сколько конкретных лиц в ней участвуют. Быть несогласным между собой относительно какого-то положения могут как отдельные люди, так и научные школы… Читать ещё >

Культура ведения дискуссии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель дискуссии

Термин «дискуссия» (лат. discussio — исследование, рассмотрение, разбор) в литературе трактуется как спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе [1]; публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, свободный обмен мнениями или прения, спор [2]; публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы [3]; прения в собрании на определенную тему [4]; диалог, в котором собеседники выявляют имеющиеся разногласия в отношении того или иного положения (спорной проблемы) и предпринимают попытки к устранению этих разногласий в ходе их обсуждения; открытая борьба мысли с мыслью; противоборство идей, а не выяснение личных отношений; выяснение истины, а не столкновения амбиций и удовлетворение тщеславия одной из сторон и др. Мы будем придерживаться определения «дискуссия», приведенного в работе [3]. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантическое значение этого понятия.

Исходными условиями для начала дискуссии являются наличие:

  • — по крайней мере, двух собеседников (противников);
  • — некоторого смыслового поля (положения) — тезиса дискуссии, относительно которого у вступающих в дискуссию имеются разные мнения.

Разногласия могут касаться истинности тезиса, его особенности, достаточности аргументации, приемлемости следствий, вытекающих из тезиса и т. д. Как и для любого другого диалога, для дискуссии несущественно с логико-информационной точки зрения, сколько конкретных лиц в ней участвуют. Быть несогласным между собой относительно какого-то положения могут как отдельные люди, так и научные школы, деловые корпорации, политические партии и др. Важно, чтобы участники дискуссии могли быть сгруппированы как две стороны, выступающие соответственно «за» и «против» спорного положения.

Сторона, которая выдвигает, обосновывает, защищает тезис, являющийся предметом спора называется протагонистом, а сторона, оспаривающая истинность этого тезиса, опровергающая его и считающая неприемлемым, — антагонистом.

За пределами логико-информационного рассмотрения остаются такие мотивы вступления в дискуссию, как желание:

  • — «выговориться», дать выход чувствам, «себя показать»;
  • — поговорить с интересным собеседником;
  • — унизить собеседника, продемонстрировать, что собеседник ничего путного сообщить не может.

Логические компоненты являются необходимой составляющей культуры дискуссии, которая включает в себя также элементы психологии и риторики.

Для того чтобы стало возможным ведение дискуссии с рациональных позиций, необходимо, прежде всего, выделить и явно сформулировать цели дискуссии: установление истины; принятие решения обеими сторонами. В результате дискуссии они соглашаются, что поступать будут в соответствии с принятым решением; изменение точки зрения противника.

В соответствии с вышеназванными целями выделяют следующие виды дискуссии:

  • — поиск истины — научная (профессиональная);
  • — принятие решения — производственная дискуссия;
  • — навязывание своей точки зрения противнику — полемика (или спор в узком смысле слова).

Такое деление в значительной степени условно, так как эти виды в реально происходящих дискуссиях присутствуют параллельно.

При любом виде дискуссий выделение ее целей должно включать в себя формулировку тезиса в виде высказывания. Например, целью данной дискуссии является установление истинности положения «Сумма квадратов катетов пропорционального треугольника равна квадрату гипотезы».

Соглашение, достигнутое сторонами относительно того, какова будет цель дискуссии, не отменяет различие в их интересах, которое неизбежно придает дискуссии эмоциональную окраску. Эмоции сторон не могут быть аргументами в научной дискуссии, они могут и учтены в таких дискуссиях, цели которых связаны с реализацией интересов.

С логико-информационной точки зрения дискуссия заканчивается не тогда, когда собеседники расходятся по домам или сходятся врукопашную, а тогда, когда достигнуты цели, поставленные в начале дискуссии. Это означает, что:

  • — стороны пришли к обоюдному согласию относительно истинности (ложности) первоначального выдвинутого тезиса;
  • — принято решение, которое всерьез собираются выполнить обе стороны;
  • — у одной из сторон изменилось мнение на точку зрения другой, и она принята ею.

Если стороны не придут к соглашению, то дискуссия так и останется незавершенной, прерванной.

Таким образом, дискуссия начинается тогда, когда сформулированы ее цели и заканчивается тогда, когда эти цели достигнуты.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой