В работе В. М. Жирмунского «Теория литературы. Поэтика. Стилистика» (1977) определяющим является понимание стиля как системы изобразительно — выразительных средств, подчиняющейся объединяющему принципу, художественному заданию произведения. Одним из существенных аспектов для стиля ученый считает его принципиальную возможность «эволюционировать».
Среди факторов, обусловливающих стиль, отмечены: мироощущение эпохи, эстетические навыки и вкусы, художественное задание. «Эволюция стиля как системы художественно-выразительных средств и приемов тесно связана с изменением общего художественного задания, эстетических навыков и вкусов, но также — всего мироощущения эпохи», — пишет литературовед, указывая на зависимость стиля от этих факторов, однако в дефиницию стиля не вводит [Жирмунский 1977, с. 38].
Концепция Г. Н. Поспелова
Г. Н. Поспелов в работе «Проблемы литературного стиля» (1970) расширяет систему стилеобразующих факторов. Ученый отмечает следующие факторы: 1. Тематика. 2. Проблематика. 3. Разновидности жанрового содержания. 4. Пафос. Главенствующая позиция в иерархии факторов принадлежит проблематике, определяющей другие стороны содержания. «Именно она (проблематикавытекает из идеологического „миросозерцания“ писателей, из их общественных идеалов, определяя собой другие конкретные стороны содержания» [Поспелов 1970, с. 62]. Непосредственная связь «миросозерцания» и проблематики придает последней характер «неповторимости», «невоспроизводимости» за пределами определенной историко-литературной эпохи. Еще В. Г. Белинский, рассматривая эволюцию жанров, подчеркивал: «…если есть идеи времени, то есть и формы времени» [Белинский 1976, Т.1, с. 154]. При анализе произведения следует видеть в проблематике не только «конкретно-историческое», продиктованное временем, но и «вечное». В соответствии с предложенным делением проблематики, к «вечному» в концепции Г. Н. Поспелова мы можем отнести «разновидности жанрового содержания произведений», которые понимаются как «некоторые общие, исторически повторяющиеся особенности проблематики» [Поспелов 1970, с. 65]. Ученый предлагает различать следующие разновидности: мифологическую, национально-историческую, нравоописательную («этологическую») и романическую.
Есин продолжает этот список, обосновывал философскую разновидность: «Философская проблематика статична, занята установлением, „констатированием“ существующих устойчивых закономерностей» [Есин 1999, с. 53].