[1]Итальянская комедия XVI в. оставляет впечатление разнообразия, почти феерического, и монотонности, почти удручающей. Оба впечатления верны, ибо исходят из существенных свойств самого материала, не только из его большей или меньшей освоенности. Разнообразие ренессансной комедии заложено в се стиле и ее слове — это тот уровень, где она позволяет себе быть вполне свободной и вполне индивидуальной. Однообразие же — ее жанровый закон и вместе с тем произвольно взятое на себя обязательство. Набор типов и ситуаций, которыми комедия располагает и оперирует, строго ограничен. Место ее действия — городская улица, сфера действия — семья зажиточного горожанина. И то и другое она наследовала от древнеримской комедии, не проявив к древнегреческой, за редчайшими исключениями, никакого интереса. У Плавта и Теренция она взяла и состав действующих лиц: влюбленную пару, старика-отца, хвастливого воина, парасита, раба (ставшего теперь, конечно, просто слугой), — прибавив к нему одного-двух персонажей, не больше (главным образом педанта). Нередко и в сюжетном плане она довольствовалась тем же кругом источников, не смущаясь малым числом вариантов, предоставляемых двадцатью комедиями Плавта и шестью комедиями Теренция. Правда, здесь она широко черпала из национальной новеллистической традиции, преимущественно из «Декамерона», но повышенное внимание обращала только на новеллы о розыгрышах.
<…>
Комедии позднего Возрождения, как правило, приходится искать источник комического нс в действительности, а в самой себе, приходится разрабатывать чистую форму смеха. В перспективе, и довольно близкой, этот процесс ведет к абсолютной структурной стандартизации и к полной дистрофии текста: актер вытесняет автора, жест подавляет слово, из которого к тому же изгнан смысл и оставлена лишь гротескно искаженная форма — возникает комедия дель арте, закономерный продут (при всей ее генетической народности) эпохи Контрреформации…
Драматургу, поставившему себе такую задачу, приходится преодолевать двойное сопротивление: сопротивление материала, застывшего в своих исторически сложившихся формах, и сопротивление адресата, требующего, чтобы весь остаток комической потенции зрелища реализовывался по ту сторону рампы. История итальянской комедии XVI в. — это история борьбы против зрителя и против самой себя, борьбы, в которой было немало громких побед, но которая в конце концов завершилась поражением.
- [1] Андреев М. Л. Комедия: жанр и его судьба // Андреев М. Л., Хлодовский Р. И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. С. 176, 182.