Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Заключение. 
Слова категории состояния на примере произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Безлично-предикативные слова выделяются в особую лексико-грамматическую группу на основании семантических, морфологических и синтаксических признаков, основные из которых следующие: значение «недейственного» состояния, функция безличного сказуемого, неизменяемость и морфологическая соотносительность с прилагательными, наречиями и существительными. Семантическое поле состояния отражает мир… Читать ещё >

Заключение. Слова категории состояния на примере произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Подводя итог проделанной работе нельзя не указать на всю противоречивость данного вопроса, который волнует умы лингвистов вот уже более 150 лет. Не обладая яркими и определенными морфологическими признаками, как, например, глагол, категория состояния, тем не менее, притягивает к себе внимание своей «новизной» и «нестандартностью» решения своей проблемы. Трудности, встречающиеся при разграничении слов категории состояния, обуславливаются еще и тем, что в давно созданные грамматические категории мы не можем втиснуть категории мысли современного человека. Вполне возможно, что в будущем категория состояния или те слова, которые ее представляют, будут называться по другому, поскольку термин «состояние» указывает только на их семантику, а термин «предикативы» на синтаксическую функцию, т. е. ни одно из названий не может полностью выразить сущность новой категории. Однако еще сложнее отнести слова категории состояния к какой-либо давно устоявшейся в языке категории будь то наречие, прилагательное или глагол. Несомненно, что выражение «состояния» имеет равное право на существование, наряду с выражениями «предметности», «признака» или «действия». Семантическая однородность слов категории состояния и не вполне еще четкие, но уже наметившиеся грамматические признаки, выделяют эту группу слов в новую, отличную от других, часть речи.

Набор языковых средств для передачи семантики состояния в русском языке значительно широк и разнообразен. Помимо грамматических, классов, номинирующих это значение в полном объёме (это непосредственно слова категории состояния, краткие прилагательные, краткие причастия в предикативной функции, конструкции с предложным падежом), в русском языке состояние может частично передаваться глаголами, наречиями, деепричастиями и падежными формами существительных.

Семантическое поле состояния отражает мир внутренних переживаний человека, его восприятие окружающего мира, поэтому языковые средства, выражающие состояние, находятся в постоянном развитии и знаменуются уходом из языка старых и появлением новых способов передачи этого значения.

Все многообразие средств выражения состояния в русском языке является потенциальным источником ее пополнения. Эта новая категория имеет ярко выраженное свойство десемантизировать другие части речи и втягивать их в свою систему, вследствие чего они частично или полностью утрачивают свои прежние признаки. Все это свидетельствует о том, что категория состояния жизнеспособна, развивается, и влияние ее в языке будет продолжать расти.

В результате проведённой работы можно сделать следующие выводы:

  • 1) Безлично-предикативные слова выделяются в особую лексико-грамматическую группу на основании семантических, морфологических и синтаксических признаков, основные из которых следующие: значение «недейственного» состояния, функция безличного сказуемого, неизменяемость и морфологическая соотносительность с прилагательными, наречиями и существительными.
  • 2) Слова категории состояния употребительны в повести «Капитанская дочка» и используются как средство создания определенного художественного стиля писателя, для создания психологических портретов героев.

Сведения, полученные в ходе работы над данной темой, являются хорошей теоретической и практической базой, необходимой учителю — словеснику. Данный материал, расширяющий рамки школьного учебника, может быть использован как на уроках русского языка при непосредственном изучении слов категории состояния в 7 классе, так и при целенаправленном повторении языкознания на старшей ступени обучения. Практическая часть поможет глубже анализировать творчество А. С. Пушкина на уроках литературы с лингвистической стороны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой