Рассмотрев понятие социально — педагогической деятельности выявили, что — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе, по мнению М. Н. Голагузовой.
Выявили различные направления деятельности по созданию эффективной социально — педагогической системы учреждения образования: социально — педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся, социально — педагогическая защита учащихся, социально — педагогическая работа с родителями, социально — педагогическая работа с малообеспеченными и многодетными семьями, социально — педагогическое консультирование, социально — педагогическая профилактика и коррекция, обеспечение социально — педагогической поддержки семьи в развитии личности учащегося, организационно — методическая деятельность, работа по социализации учащихся.
Далее рассмотрели отдельно социализацию учащихся в начальной школе. Появились такие понятия как школьная адаптация — сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Социально — педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также ведется работа с семьей для выявления уровня подготовки школьников. Выявили различные направления по работе социализации первоклассника к начальной школе: психолого-педагогическая диагностика, развивающая психологическая и педагогическая работа, консультативная работа с педагогами и родителями, методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения, психокоррекционная работа, организационно-консультативная работа со школьной администрацией.
Построили модель социально — педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе, которая включает в себя три этапа:
- 1. Поступление ребёнка в школу;
- 2. Первичная адаптация детей в школе;
- 3. Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.
Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его — высоким.