В заключение можно отметить, что организации в которых важную роль играют человеческие взаимоотношения, относятся к числу открытых систем, управление в которых развивалось в основном в пяти направлениях: классическая модель, бюрократическая модель, неоклассическая модель, профессиональная модель и модель принятия решений.
Основой классической модели является представление о том, что организация — лишь результат действия управляющих, которые ее полностью конструируют и владеют ею. Ее сердцевина — процесс труда.
Основными чертами бюрократической организации являются: разделение труда на основе функциональной специализации; четкая иерархия власти; система правил, определяющих права и обязанности каждого члена организации; отбор и выдвижение работников по их квалификации.
Неоклассическая модельмодель поведения организации, построения с учетом возможностей человека. Подход к организации с позиции человеческих отношений выдвинул на первый план концепцию организации как единой системы, охватывающей отдельные личности и неформальные группы и учитывающей отношения внутри группы и формальные взаимосвязи между членами организации. Профессиональные организации характеризуются не только целями, которые преследуют, но и высоким процентом специалистов в составе аппарата, а также таким распределением власти между специалистами и неспециалистами, при котором специалисты обладают высшей властью в вопросах, касающихся главной цели деятельности организации. Модель принятия решений рассматривает организацию как адаптивную систему, которая состоит из ряда групп с различными интересами, объединенных в широкую коалицию, осуществляющих принятие рациональных, а не оптимальных решений. Такой подход совпадает с представлением об организации как адаптивной социальной системы.