Арт-терапия.
Детская и подростковая психотерапия: неврозы у детей
Арт-терапия имеет два направления: специалисты одного считают, что искусство является самодостаточным лечебным средством, приверженцы второго пытаются снизить влияние чисто художественных средств в пользу терапевтических. И те, и другие стоят на позициях того, что теоретические конструкции, свойственные гуманистической психологии, более подходят для применения, чем психоанализ, хотя основы… Читать ещё >
Арт-терапия. Детская и подростковая психотерапия: неврозы у детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Это метод психотерапии (терапия изобразительным искусством) возник в 1930;е гг. XX в., а сегодня этим термином обозначают все виды занятий искусством в лечебных целях. К психотерапевтическим концепциям арт-терапии можно отнести психоаналитическую, психодинамическую, гуманистическую и экзистенциально-трансперсональную. К основным направлениям терапии искусством относят арт-терапию и арт-педагогику, библиотерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, драматерапию, этнотерапию, терапию творческим самовыражением (по М. Е. Бурно) и др. Для лечения и психокоррекции используют художественные приемы и творчество, такие, как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое. Арт-терапия сочетает традиционные теории и техники психотерапии с пониманием психологических аспектов творческого процесса, особенно тех частей художественного материала, которые вызывают эмоции [К. Рудестам, 1993]. Арт-терапевты работают с детьми, подростками и взрослыми.
Арт-терапия имеет два направления: специалисты одного считают, что искусство является самодостаточным лечебным средством, приверженцы второго пытаются снизить влияние чисто художественных средств в пользу терапевтических. И те, и другие стоят на позициях того, что теоретические конструкции, свойственные гуманистической психологии, более подходят для применения, чем психоанализ, хотя основы арт-терапии закладывались создателями психоанализа 3. Фрейдом и К.-Г. Юнгом, рассматривавших продукты творчества как одно из важнейших средств в психодиагностике и терапии.
К видам арт-терапии относят: библиотерапию, драматерапию, изотерапию, музыкотерапию, песочную терапию, сказкотерапию, цветотерапию и другие.
К основным приемам арт-терапии можно отнести создание творческих произведений, творческое общение (осознанный поиск), коллекционирование с целью познания собственной личности, общение с предметами детства, ведение дневника, переписка с врачом, творческие путешествия и творческий поиск. Основной механизм психокоррекции в арт-терапии — сублимация (опредмечивание аффектов в продуктах творческой деятельности, причем в социально-приемлемом виде).
Выделяют и проективное рисование (проективную арт-терапию), которое заключается в том, что пациенту предлагается определенный сюжет для рисования (наиболее продуктивными являются сюжеты с анамнестическими моментами), после выполнения которого рисунки обсуждаются и интерпретируются. В. Н. Мясищев (1960), выдающийся отечественный психотерапевт, выделяя рисование как деятельность, считал, что оно делает пациента не только объектом, но и субъектом лечебного процесса, что особенно важно для детского возраста, так как ребенок может продемонстрировать окружающим свое умение и достижения, отвлекаясь от болезненных переживаний.
Наиболее эффективным применение рисования признается у детей и младших подростков (с шести лет и старше), когда появляется способность использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации [Э. Г. Эйдемиллер, 2005]. Чем старше ребенок, тем ниже адаптационная роль рисунка, а роль слова возрастает. Поэтому в подростковом возрасте чаще в психокоррекционной работе используются рассказы (сочинение историй, завершение незаконченных предложений, написание сказок, стихов, сочинений).
Арт-терапия может быть и самостоятельным методом психотерапевтического воздействия и использоваться в виде элементов, включенных в семейную, игровую, групповую психотерапию.