Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Изотерапия в психокоррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение изотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами у детей с агрессивными проявлениями); оказывается влияние на осознание… Читать ещё >

Изотерапия в психокоррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия (рисунок, лепка). Она применяется как при наличии психосоматических расстройств (Г. В. Бурковский, Р. Б. Хайкин), так и личностных нарушений (А. И. Захаров, О. А. Карабанова): эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества, повышенная тревожность, страх, низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.

Проведение рисуночной терапии с дошкольниками осуществляется психологом в форме специальных занятий, где детям предлагаются различные задания. О. А. Карабанова выделяет пять типов заданий, используемых в практике проведения рисуночной терапии: предметно-тематические; образно-тематические; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игрыупражнения с изобразительными материалами; задания на совместную деятельность.

Предметно-тематический тип: основой изображения являются человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными: «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.

Образно-символический тип: в основе лежит рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом таких абстрактных понятий, как «добро», «зло», «счастье», в виде образов, созданных воображением ребенка, а также с изображением эмоциональных состояний и чувств (радость, гнев, удивление).

Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции: это задания, основанные на принципе проекции («Волшебные пятна»), а также на воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление («Рисование по точкам»).

Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, сангиной и т. д.) основаны на изучении их физических свойств и экспрессивных возможностей («Рисование пальцами»), экспериментировании с цветом, пластилином, тестом (создание и последующее уничтожение простейших форм по типу игр «разрушение — строительство»).

Задания на совместную деятельность: они могут включать задания всех четырех указанных видов; коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детскородительских отношений.

Проведение рисуночной терапии реализуется на занятиях с психологом в директивной и недирективной формах. В первом случае перед ребенком ставится задача в прямой форме в виде темы рисования и оказывается помощь на этапе поиска формы для выражения темы. Во втором случае ребенку предоставляются свобода в выборе темы и формы изображения, эмоциональная поддержка, а при необходимости и техническая помощь в придании выразительности детскому рисунку.

В зависимости от задач, реализуемых на различных этапах развертывания процесса изобразительной деятельности ребенка, О. А. Карабанова выделяет четыре основных этапа:

  • 1) предварительный, ориентировочный — исследование обстановки, изобразительных материалов;
  • 2) выбор (или обозначение психологом) темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования;
  • 3) поиск адекватных форм выражения, активное экспериментирование;
  • 4) развитие форм в направлении все более полного самовыражения, их конкретизация, разрешение конфликтной травмирующей ситуации в символической форме.

Подробный психологический анализ основных этапов рисуночной терапии при решении задачи преодоления страхов и фобических реакций в детском возрасте дан в работах А. И. Захарова (1982, 1986).

Применение изотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами у детей с агрессивными проявлениями); оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний, развитие произвольности и способности к саморегуляции, формирование позитивной «Я-концепции», уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой