Рассмотрите такие фигуры речи как: антитеза, риторическое обращение, риторический вопрос
В поэзии антитеза встречается часто, особенно у поэтов одического стиля и романтиков. Сложность человеческой природы, о чем можно писать тома сочинений, так и не охватив целиком проблемы, Державин уложил в строку. Чаще других наших поэтов прибегал к антитезе Лермонтов. Он начал свое творчество с антитезы. У него в «мире печали и слез» истомленная душа; Желанием чудным полна, И звуков небес… Читать ещё >
Рассмотрите такие фигуры речи как: антитеза, риторическое обращение, риторический вопрос (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Антитеза — это фигура речи, которая усиливает ее выразительность с помощью противопоставлений, контрастных понятий или образов. Иначе говоря, если речь идет об антитезе, это значит, что в одном том же предложении, а «обитает» она преимущественно в афоризмах и крылатых фразах, присутствуют антонимы (слова, противоположные по смыслу).
Например, пословица «Мал золотник, да дорог» выстроена антитетически. Если взять отдельно друг от друга понятия малый и дорогой, то станет ясно, что по логике они не соподчинены так, как, к примеру, свет и тьма. Но в пословице это выглядит уместным, потому что слово «мал» взято с определенной спецификацией его значения по отношению к используемому в прямом смысле слову «дорог».
Чужая жена — лебедушка, а своя — полынь горькая.
На языке мед, а под языком лед.
Велик телом, да мал делом.
На голове густо, да в голове пусто.
В поэзии антитеза встречается часто, особенно у поэтов одического стиля и романтиков. Сложность человеческой природы, о чем можно писать тома сочинений, так и не охватив целиком проблемы, Державин уложил в строку.
Я — раб, я — царь; я — червь, я — бог.
Чаще других наших поэтов прибегал к антитезе Лермонтов. Он начал свое творчество с антитезы. У него в «мире печали и слез» истомленная душа;
Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.
Антитеза лежит в основе многих крупнейших художественных произведений, что нашло отражение в их заглавиях: «Война и мир» Л. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и др.
Риторическое обращение (от греч. rhetor — оратор) — стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-л. (чему-л.). По форме будучи обращением, риторическое обращение служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить отношение к тому или иному предмету или явлению: дать ему эмоциональную оценку, придать речи необходимую автору интонацию (торжественность, сердечность, иронию и т. д.). [4,67].
«О Волга! колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?" (Н.А. Некрасов.).
«Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись в круг!
Привод, вихрь дли! Не опоздай!" (Брюсов).
Риторический вопрос — это вопросительное по своему строению предложение, которое передает сообщение о чем-либо, наподобие повествовательного. Риторический вопрос обычно выражает эмоции говорящего. Его задают не с целью получения ответа, а ради экспрессивного выражения утверждения.
Пример риторического вопроса: «Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался!» (А.С. Пушкин). Цель высказывания — не получить ответ на вопрос (который даже не снабжен вопросительным знаком), а привлечь внимание читателей к проблеме станционных смотрителей, с которыми ругался едва ли не каждый путешественник XIX века.
«Могу ль узреть во блеске новом Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу?" (Жуковский).
Очевидно, что смысл этих фраз в утверждении невозможности вернуть «мечты увядшей красоту» и т. д.; вопрос является условным риторическим оборотом. Но благодаря форме вопроса отношение автора к явлению, о котором идет речь, становится гораздо более выразительным и эмоционально окрашенным.