Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Элементное обеспечение и механизм формирования организационной культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения членов организации, привнесенные из прошлого в настоящее, получили название традиций. Последние бывают как позитивными, так и негативными. В качестве позитивной традиции можно рассматривать доброжелательное отношение ко всем новым сотрудникам, приходящим в организацию, а в качестве негативной — печально известную дедовщину. Все элементы… Читать ещё >

Элементное обеспечение и механизм формирования организационной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культура организации содержит как субъективные, так и объективные элементы.

К субъективным элементам культуры относятся верования, ценности, образы, ритуалы, табу, легенды и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее основателей, обычаи, принятые нормы общения, лозунги.

Под ценностями понимаются свойства тех или иных предметов, процессов и явлений, эмоционально привлекательные для большинства членов организации, что делает их образцами, ориентирами, мерилом поведения.

К ценностям относятся в первую очередь цели, характер внутренних взаимоотношений, ориентированность поведения людей, исполнительность, новаторство, инициатива, трудовая и профессиональная этика и пр.

Считается, что сегодня необходимо не только опираться на существующие ценности, но и активно формировать новые. Поэтому важно тщательно отслеживать все повое, полезное, что есть в этой сфере у других, справедливо и беспристрастно его оценивать. При этом нельзя уничтожать полностью или подавлять старые ценности. Наоборот, к ним необходимо относиться бережно, использовать как основу для формирования новых ценностей, включив соответствующие механизмы, в том числе совместного творчества.

Развитие общества ведет и к развитию ценностей, влияющих на культуру организации. В настоящее время, как на Западе, так и в России теряют свое значение такие прежде общепризнанные ценности, как, например:

  • — дисциплина;
  • — послушание;
  • — иерархия;
  • — достижение;
  • — карьера;
  • — достаточность;
  • — власть;
  • — централизация и т. п.

Усиливают свое значение другие ценности, как, например:

  • — самоопределение;
  • — участие;
  • — коллектив;
  • — ориентирование на потребности;
  • — раскрытие личности;
  • — творчество;
  • — способность идти на компромисс;
  • — децентрализация и т. п.

Ключевые ценности, объединенные в систему, образуют философию организации, которая отвечает на вопрос, что является для организации самым важным. Философия отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, главные направления деятельности, создает основу выработки подходов к управлению, упорядочивает деятельность персонала на основе общих принципов, облегчает освоение требований администрации, формирует общие универсальные правила поведения.

Обряд — это стандартное, повторяющееся мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу. Широко распространены такие обряды, как чествование ветеранов, проводы на пенсию, посвящение в молодые рабочие и др.

Ритуал представляет собой совокупность специальных мероприятий (обрядов), оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей, иногда для затушевывания истинного смысла тех или иных сторон ее деятельности, обучения организационным ценностям и формирования необходимых учреждений. Работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения гимнов.

Легенды и мифы отражают в нужном свете и в закодированной форме историю организации, унаследованные ценности, приукрашенные портреты ее известных деятелей.

Обычай есть форма социальной регуляции деятельности людей и их отношений, воспринятая из прошлого без каких бы то ни было изменений.

В качестве элементов культуры могут рассматриваться также принятые в организации нормы и стиль поведения ее членов — их отношение друг к другу и внешним контрагентам, осуществление управленческих действий, решение проблем.

Наконец, элементом организационной культуры являются лозунги, т. е. призывы, в краткой форме отражающие ее руководящие задачи, идеи или миссию организации.

Объективные элементы культуры отражают материальную сторону жизни организаций. Это, например, символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель и др.

Ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения членов организации, привнесенные из прошлого в настоящее, получили название традиций. Последние бывают как позитивными, так и негативными. В качестве позитивной традиции можно рассматривать доброжелательное отношение ко всем новым сотрудникам, приходящим в организацию, а в качестве негативной — печально известную дедовщину.

Образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием членов организации, называется менталитетом.

На рис. 4.1 предложена схематическая модель уровней организационной культуры[1]. Как видно из модели, чем более видим уровень, тем легче он поддается изменению. И наоборот, сложнее всего изменять такие уровни, которые не лежат на поверхности, являются невидимыми.

Схематичная модель организационной культуры.

Рис. 4.1. Схематичная модель организационной культуры.

Все элементы организационной культуры находятся под воздействием факторов внешней и внутренней среды. Для того чтобы снизить и ограничить их влияние, необходима адаптация и интеграция организации, которые достигаются в процессе реализации основных этапов формирования и развития организационной культуры.

  • [1] См.: Кизян Н. Г., Логинова О. Б. Формирование и развитие организационной культурыпредприятия в сфере услуг. СПб.: Изд-во Института бизнеса и права, 2011.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой