История менеджмента, как и любая другая наука, способна научить лишь тех, кто хочет чему-либо научиться. Начало XXI века — время стремительных идей, процесс освоения мирового управленческого опыта новыми поколениями менеджеров. Характерными чертами этого процесса являются: изучение приоритета национальных ценностей и культур, ориентация не на идеологическую борьбу, а на плодотворное сотрудничество.
В этом просматривается поворот к человеку, его интеллекту, развитию профессионализма, компетентности, освоению лучшего опыта, накопленного человечеством.
Изучение истории управленческой мысли помогает определить пути, формы и методы всего лучшего, накопленного в этой области практикой в целях ускоренного решения экономических, политических и социальных проблем, стоящих в настоящее время перед Россией, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
Целью данной работы является исследование развития науки управления в СССР в 20−30-е годы XX века.
Задачи исследования:
- 1) Рассмотреть развитие науки управления в СССР: всеобщая организационную науку А. А. Богданова, совершенствование теории и практики организации труда, концепцию «трудовых установок» А. К. Гастева.
- 2) Рассмотреть развитие научной организации труда и управления: этапы развития научной организации труда (НОТ), теорию социалистической рационализации О. А. Ерманского, теорию всякой организационной деятельности П. М. Керженцева.
Объектом исследования является эволюция развития науки управления в СССР.
Предмет исследования — закономерности, тенденции и факторы, влияющие на развитие науки управления в 20−30-е гг. XX века.
Для изучения истории развития науки управления в 20−30-е гг. XX века будут использоваться такие методы исследования как теоретический анализ литературы, системный, абстрактно-логический и исторический подходы.
В качестве теоретической основы исследования послужили достижения отечественных авторов: В. Р. Веснина, Е. В. Ермакова, В. И. Маршева и др.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.