Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Принятие решений. 
Исследование систем управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация решения: разрабатывается план, организуется деятельность по его выполнению, вносятся изменения в процессе реализации, т. е. налаживается обратная связь с исполнителями. Описание желаемого состояния системы, т. е. перечисление количественных и качественных требований к результату, который необходимо получить в ходе решения задачи; Формулирование критериев — показателей, по которым… Читать ещё >

Принятие решений. Исследование систем управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система принятия решений

Современные методы обоснования решений состоят в сочетании способности человека решать неформализованные задачи с возможностями формальных методов и компьютерного моделирования (диалоговые системы поддержки решений и экспертные системы).

Социотехнические системы функционируют в условиях ограниченных материальных, финансовых и информационных ресурсов. Непрерывно возникающие изменения в самой системе и окружающей ее среде приводят к появлению проблем. Для их разрешения и строится система принятия решений (рис. 14). В ее основе лежит функция принятия решений, а также технология, методы и средства принятия решений. Задачи выбора чрезвычайно многообразны, как и методы их решения. Вместе с тем состав и содержание этапов принятия решений являются достаточно общими для многих задач.

Поясним представленную схему:

  • — лицо, принимающее решение, — субъект, принимающий решение и несущий за его последствия материальную или должностную ответственность;
  • — задача — исходное состояние системы, требующее принятия решения;
  • — решение — целевое состояние системы;
  • — альтернативы — возможные варианты решения задачи, среди которых и производится выбор наилучшего;
  • — критерии — факторы внешней и внутренней среды (нормативные, этические и профессиональные установки лица, принимающего решение, на основе которых производится оценка альтернатив);
  • — решающие правила — набор алгоритмов и методов, с помощью которых производится выбор.
Состав системы принятия решений.

Рис. 14. Состав системы принятия решений

Подготовка, принятие и реализация решений как процесс управленческого труда руководителя имеют определенную технологию. Обычно она представляется в виде следующих этапов принятия решений:

  • — Получение информации о наличии проблем из внешних и внутренних источников.
  • — Выявление и диагноз наиболее важной проблемы в конкретной ситуации (вычленение актуальной проблемы среди множества других, т. к. с каждой проблемой связан целый ряд сопутствующих, и определение того, какая из них самая важная в настоящее время).
  • — Формулировка целей и задач создания или модернизации системы: задачи формулируются без детализации, но достаточно точно. При формулировке задачи необходимо убедиться, что рассмотрены все ее составляющие и особенности и что в ее формулировке нет излишней детализации.
  • — Исследование задачи, которое происходит в определенном порядке:
    • а) определение исходного состояния системы и параметров, характеризующих это состояние (целесообразно разделить их на управляемые и неуправляемые);
    • б) описание желаемого состояния системы, т. е. перечисление количественных и качественных требований к результату, который необходимо получить в ходе решения задачи;
    • в) формулирование критериев — показателей, по которым оценивается эффективность функционирования системы и выбирается одно решение из многих возможных;
    • г) определение области применения разработанного решения.
  • — Разработка вариантов решения задачи (альтернатив); задача этапа — найти как можно большее число возможных вариантов. Процесс поиска вариантов основывается на процедурах системного подхода: экспертных оценках, мозговом штурме, разработке сценариев, методе морфологического ящика и т. п.
  • — Оценка вариантов и выбор наилучшего из них: в соответствии с решающими правилами, разработанными для данного вида задач, рассчитываются оценки альтернатив, по ним и выбирается тот вариант, который представляется лицу, принимающему решение, наиболее эффективным.
  • — Согласование и утверждение решения. Задача этапа — достижение согласия на сотрудничество всех, кого это решение затрагивает. Для преодоления сопротивления участников надо разъяснить пользу от нововведений, привлечь их к подготовке изменений, по возможности ослабить отрицательные последствия принятого решения.
  • — Реализация решения: разрабатывается план, организуется деятельность по его выполнению, вносятся изменения в процессе реализации, т. е. налаживается обратная связь с исполнителями.
  • — Оценка фактической эффективности решения: ее результаты используются при решении других проблем.
Решение — основа управления. От умения руководителя принимать решения зависит вся деятельность предприятия. Особенно важно это умение в наше время, когда руководители получили полную хозяйственную самостоятельность.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой