Американская школа принятия управленческих решений
В процессе рационального решения проблем (схема представлена на рис.1) менеджер заботится не столько о самом решении, сколько обо всем, что связано с ним и исходит из него. При этом количество этапов в процессе принятия решения определяется самой проблемой. Диагноз проблемы На этом этапе устанавливаются причины затруднений или имеющиеся возможности. Собирается и анализируется информация о внешней… Читать ещё >
Американская школа принятия управленческих решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В процессе рационального решения проблем (схема представлена на рис.1) менеджер заботится не столько о самом решении, сколько обо всем, что связано с ним и исходит из него. При этом количество этапов в процессе принятия решения определяется самой проблемой.
- 1. Диагноз проблемы
- 2. Формулировка критериев и ограничений
- 3. Выявление альтернатив
- 4. Оценка альтернатив
- 5. Окончательный выбор
Рис. 1 — Последовательность работ при принятии управленческого решения американской школой управления
1) Диагноз проблемы На этом этапе устанавливаются причины затруднений или имеющиеся возможности. Собирается и анализируется информация о внешней и внутренней среде организации. Установление симптомов помогает обозначить проблему в общем виде.
2) Формулировка ограничений и критериев принятия решений На этом этапе определяется диапазон, интервал, в пределах которого в дальнейшем принимается управленческое решение. Ограничения связаны с наличием ресурсов, острой конкуренцией и т. п. и варьируются в зависимости от ситуации и конкретных менеджеров.
3) Определение альтернатив На этом этапе отбираются варианты решения проблемы, наиболее желательные из всех имеющихся.
4) Оценка альтернатив На основе выбранных критериев оцениваются выбранные варианты, определяются их преимущества, недостатки и вероятность реализации каждого варианта.
5) Выбор альтернативы.
При правильном определении тщательной взвешенности каждой альтернативы довольно легко выбрать наиболее рациональную.
Американские менеджеры считают, что на процесс принятия решения влияют:
- § их личные оценки;
- § уровень риска;
- § время и изменяющееся окружение;
- § возможность отрицательных последствий;
- § взаимозависимость решений на различных уровнях иерархии.
Решения чаще всего принимаются индивидуально, уровень ответственности же находится в управленческой пирамиде на одну — две ступени выше, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью. Это означает, что руководство отвечает за деятельность своих подчинённых.
Современная американская модель управления обладает следующими основными характеристиками:
- 1) Философия фирмы состоит в том, что замена ее руководства сопровождается сменой управленческих работников и рабочих.
- 2) Цель фирмы — рост ее прибыли и дивидендов индивидуальных вкладчиков.
- 3) Организационная структура управления американской фирмы — корпорация, состоящая из автономных отделений и использующая матричные структуры управления.
- 4) Наем работников на рынке труда осуществляется через сеть университетов, школ бизнеса и др., при этом они нацеливаются на осуществление индивидуальной, личной карьеры. При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка занятий, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Регулярно проводится индивидуальная оценка и аттестация работников, а оплата их труда полностью зависит от индивидуальных результатов и заслуг работника.
- 5) Организация производства и труда: основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой; работники выполняют работу на основе четкого исполнения должностных инструкций; ставки заработной платы четко определены в зависимости от должности, выполненной работы и квалификации, а заработная плата устанавливается в соответствии со спросом и предложением на рынке труда.
- 6) Внутрифирменное планирование: процесс планирования децентрализован. При этом отделениям фирмы устанавливается план по основным финансовым показателям, затратам на производство, сбыту, который может корректироваться в течение года. По каждому новому виду продукции создаются «стратегические хозяйственные центры».
- 7) Финансовая политика: администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями; расширение производства проводится за счет покупки (поглощение, слияние) других корпораций; осуществляется самофинансирование корпорации.