Государственный строй империи Маурьев
Судебные органы в Древней Индии делились на царские и внутриобщинные. Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь с брахманами и опытными советниками или, в его отсутствие, судебная коллегия, состоящая из брахмана и трех судей. Право толкования дхармы, норм права принадлежало брахману, в крайнем случае это мог сделать кшатрий или вайший. В административных единицах, начиная… Читать ещё >
Государственный строй империи Маурьев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К эпохе Маурьев уже оформилась концепция «чакравартина» — единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь (раджа) стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя, который сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей.
Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень.
Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.
Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников — паришад, который существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел члены обоих советов могли собираться вместе.
Подобную эволюцию претерпела и сабха — в прошлом широкое по составу собрание знати и представителей народа, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи стал значительно уже, она тоже приобрела характер царского совета — раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом раджа-сабха была более представительным органом. В нее могли входить и некоторые представители городского и сельского населения. В ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа-сабхе.
Источники показывают, что даже в периоды особенного усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивали власть царя.
Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции, четыре главные из которых обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Главные провинции обладали немалой автономией.
Наряду с главными существовали обычные провинции (джанапады), области (иадеши), округа (ахале). Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники — раджуки.
Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.
Судебные органы в Древней Индии делились на царские и внутриобщинные. Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь с брахманами и опытными советниками или, в его отсутствие, судебная коллегия, состоящая из брахмана и трех судей. Право толкования дхармы, норм права принадлежало брахману, в крайнем случае это мог сделать кшатрий или вайший. В административных единицах, начиная с 10 деревень, назначались судебные коллегии из трех человек. На низовом уровне существовали общинные кастовые суды.
Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община, в которой объединялась значительная часть населения — свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.
Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, выделилась верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников, одни из которых работали самостоятельно, имея свои собственные мастерские, а другие нанимались на работу за определенную плату.
Община еще сохраняла черты единого коллектива, старые общинные традиции и была в определенном отношении самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители сходились на собрания и решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревень. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя. В течение долтого времени общины были изолированы друг от друга, хотя постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.