Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Государственная вертикаль власти в Калмыцкой АССР по конституции 1937 г

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Один из важнейших документов в истории развития государственности Калмыкии, это решение Президиума ВЦИК от 22 октября 1935 г., в постановляющей части которого говорилось: «В связи с 15-летием существования Калмыцкой автономной области и в соответствии с волеизъявлением ее трудящегося населения преобразовать Калмыцкую автономную область, в существующих границах в Калмыцкую Автономную советскую… Читать ещё >

Государственная вертикаль власти в Калмыцкой АССР по конституции 1937 г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целью данной статьи является аналитический обзор Конституции РСФСР 1937 г. и Конституции Калмыцкой АССР 1937 г. для характеристики государственной вертикали власти в Калмыкии. В ходе исследования были выявлены особенности построения вертикали высших органов государственной власти. Делается вывод о том, что система построения вертикали высших органов власти, закрепляет признак унитарной формы государственно-территориального устройства Ключевые слова: конституция рсфср, конституция калмыцкой асср, органы государственной власти, автономная республика унитарный конституция власть.

«Победа социалистического строя» в СССР была закреплена Основным законом государства — Конституцией СССР, принятой 5 декабря 1936 г. на VIII Чрезвычайном съезде Советов и действовавшей до 1977 г.

Согласно новой Конституции СССР произошли изменения в национально-государственном устройстве Советского Союза. Количество союзных республик, входивших в его состав, увеличилось с 7 до 11. Были проведены изменения связанные с ликвидацией Закавказской Федерацией, а входившие в ее состав Азербайджан, Армения и Грузия преобразованы в союзные республики. Кроме того в состав Союза на правах союзных республик вошли Казахстан и Киргизия, имевших статус автономных республик в составе РСФСР.

Политической основой общества являлись Советы депутатов трудящихся. Высший орган государственной власти — Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. На совместном заседании палат Верховный Совет избирал Президиум Верховного Совета СССР и образовывал Правительство СССР — Совет Народных Комиссаров.

Несмотря на то, что Конституция СССР 1936 г. и принятая на ее основе Конституция РСФСР 1937 г. формально провозглашаи, что Российская Федерация, как и каждая республика в составе Союза, сохраняет свою независимость, т. е. обладает суверенитетом и осуществляет государственную власть самостоятельно, реальные же права и возможности республик были крайне ограничены. По Конституции РСФСР Автономным республикам было дано право разрабатывать и принимать свои республиканские Конституции в соответствии с Основными Законами СССР и Российской республики и с учетом «особенностей автономных республик» (ст. 20 и 59). Но окончательное их утверждение принадлежало к полномочиям Верховного Совета РСФСР (ст. 19. пункт б; ст. 59, пункт а). То — есть, и в этой норме просматривается сужение самостоятельности субъектов Российской федерации [1]. Но несмотря на это, каждый субъект, входивший в состав союзной республики, также имел свои органы власти, законодательную и судебную систему.

Целью данной статьи является анализ положений Конституции РСФСР 1937 г. и Конституции Калмыцкой Автономной Советской Социалистической республики 1937 г. для характеристики государственной вертикали власти в Калмыкии. Данная проблема, с точки зрения исторической науки, рассматривалась в трудах проф. К. Н. Максимова [9, 6, 8, 7].

21 января 1937 г. постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов был утвержден Основной Закон (Конституция) РСФСР [5]. Статья 1 Конституции РСФСР гласит: «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян» [13, с. 359]. Положение данное статьи отражает форму государственного устройства советского государства, т. е. определяя ее как федерацию. В статье 14 главы II «Государственное устройство» приводится состав РСФСР: 5 краев, 19 областей и 18 республик, в том числе Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая Республика. Между тем, как видно из положений статей главы II и V «Высшие органы государственной власти Автономных Советских Социалистических республик» сохранялась вертикальная власть и подчиненность органов власти и управления по иерархии что является признаком унитарной формы государственно-территориального устройства. К примеру, согласно статье 46 «Совет Народных комиссаров РСФСР имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых и областных Советов депутатов трудящихся и исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся автономных областей, а также приостанавливать постановления и распоряжения Совета Народных комиссаров автономных республик, решения и распоряжения краевых и областных Советов депутатов трудящихся и советов депутатов трудящихся автономных областей». Таким образом, к полномочиям союзной республики относилось право отмены решений принятых на уровне высших органов государственной власти ее субъектов. На третьей сессии Верховного Совета РСФСР, который проходил в период с 28 мая по 2 июня 1940 г., были утверждены Конституции всех автономных республик, входивших в состав РСФСР [2, с. 99].

Один из важнейших документов в истории развития государственности Калмыкии, это решение Президиума ВЦИК от 22 октября 1935 г., в постановляющей части которого говорилось: «В связи с 15-летием существования Калмыцкой автономной области и в соответствии с волеизъявлением ее трудящегося населения преобразовать Калмыцкую автономную область, в существующих границах в Калмыцкую Автономную советскую Социалистическую Республику». В связи с тем, что Калмыцкая автономная республика являлась национальным государством, то она должна иметь все признаки государственности: территорию, конституцию, правительство, столицу и т. д. Следовательно образование автономного государства привело к разработке и принятию Основного закона Калмыцкой АССР. Между тем, на момент провозглашения Калмыкии автономной республикой проект ее Конституции не разрабатывался, так как в Союзе в это время шел подготовительный процесс к принятию нового Основного (Закона) Конституции СССР, Конституций союзных и автономных республик. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Конституцией РСФСР 1937 г. была разработана и принята 23 июня 1937 г. постановлением Чрезвычайного 2-го съезда Советов КАССР [11, л. 39]. Небольшое историческое отступление основанное на документе из фондов Национального архива Республики Калмыкия. Заместитель ЦИК КАССР Пюрвеев 5 июня 1937 г. направляет телеграмму во ВЦИК: «20 июня с. г. открывается чрезвычайный съезд Советов Калмыцкой АССР для принятия Конституции КАССР. Итак, проект Конституции КАССР был опубликован для обсуждения. Подготавливаясь к съезду мы столкнулись со следующим неясным для нас вопросом: проект нашей Конституции рассмотрен и утвержден директивными органами в настоящей редакции. Возможно, что в процессе обсуждения проекта в печати и на съезде будут внесены поправки или изменения (хотя бы не существенно изменяющих) в утвержденный текст, которые будут изменять текст. Просим вашего разъяснения» [12, л. 5]. По мнению К. Н. Максимова данный документ не нуждается в комментариях. Утверждение Конституции автономной республики верховным органом РСФСР до ее принятия на месте — это не только грубейшее нарушение конституционных принципов национально-государственного устройства страны; этот факт, прежде всего свидетельствует о формальной, словесной демократии, об истинной цене конституции автономных республик" [7, с.84].

Конституция Калмыцкой АССР состоит из 11 глав, 114 статей и закрепляет новое общественное и государственное устройство Калмыцкой республики, установила новую систему ее органов государственной власти — Верховный Совет, городские, районные, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся, органов государственного управления — Совет Народных Комиссаров, исполкомы городских, районных, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся. Система высших органов государственной власти приведена в главе III «Высшие органы государственной власти Калмыцкой Автономной Советской Социалистической Республики». Структуру высших органов государственной власти в Калмыцкой АССР составляли: Верховный Совет — высший законодательный орган; Совет Народных Комиссаров — высший исполнительный и распорядительный орган; Верховный Суд — высший судебный орган.

К полномочиям высших органов власти статьей 18 Конституции было отнесено: утверждение Основного Закона республики; законодательная деятельность, в т. ч. по установлению административно-территориального деления республики; осуществление охраны порядка и прав граждан; дорожное строительством, руководство местным транспортом и местной связью; руководство и организация здравоохранением, социальным обеспечением, образованием и культурой; организация судебных органов; контроль за бюджетной политикой в республике, а также за ее утверждением народнохозяйственного плана; контроль за сельскохозяйственным состоянием, а также промышленностью республики и т. п.

Таким образом, компетенция системы высших органов государственной власти охватывала все сферы жизнедеятельности социалистического общества в Калмыкии.

Высшим законодательным органом государственной власти Калмыцкой АССР по Конституции стал Верховный Совет КАССР. Он избирался на четыре года по норме: один депутат на три тысячи населения. Верховный Совет избирал Председателя Верховного Совета КАССР и двух его заместителей, мандатную комиссию, к функциям которой относилась проверка полномочий депутатов Верховного совета КАССР, а также Президиум Верховного Совета Калмыцкой АССР в составе: Председателя Президиума Верховного Совета, двух его заместителей, секретаря Президиума и 7 членов Президиума.

К полномочиям Президиума Верховного Совета КАССР относилось: созыв сессий Верховного Совета Калмыцкой АССР; толкования законов Калмыцкой АССР, издание указов; проведение всенародного опроса (референдума); отмена постановлений и распоряжений СНК Калмыцкой АССР, а также решений и распоряжений районных и городских Советов депутатов трудящихся Калмыцкой АССР в случае их несоответствия закону; в период между сессиями Верховного Совета Калмыцкой АССР освобождение от должности и назначение отдельных Народных комиссаров Калмыцкой АССР с последующим внесением на утверждение высшего законодательного органа Калмыцкой АССР.

Статус депутата Верховного Совета Калмыцкой АССР был оговорен в статье 33 Конституции КАССР. Депутат Верховного Совета обладал депутатским иммунитетом, в соответствии с этим к судебной ответственности мог быть привлечен или арестован только с согласия высшего органа законодательной власти республики, а в период между его работой — Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР.

На первой сессии Верховного Совета РСФСР, которая состоялась 15−20 июля 1938 г. в числе основных вопросов обсуждалась тема о финансовом обеспечении депутатов. Было решено с целью возмещения депутатам расходов, связанных с выполнением ими депутатских обязанностей, установить ежемесячное вознаграждение в размере 600 руб., а в период работы сессии 100 руб. в сутки [2, с. 102]. Следует отметить, что среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР в 1940 г. составляла 33 руб [10].

По завершении срока работы высшего законодательного органа республики — Верховного Совета Калмыцкой АССР Президиум Верховного Совета Калмыцкой АССР назначает дату проведения новых выборов в срок не более двух месяцев со дня завершения полномочий Верховного Совета Калмыцкой АССР и старый состав сохраняет свои полномочия до образования вновь избранного Верховного Совета нового Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР.

Новый состав высшего законодательного органа республики Верховный Совет начинает свою работу с созыва Президиумом Верховного Совета Калмыцкой АССР старого созыва не позже, как через месяц после избрания.

После своего избрания Верховный Совет Калмыцкой АССР образует Правительство Калмыцкой АССР — Совет Народных Комиссаров в составе Председателя, двух его Заместителей, Председателя государственной плановой комиссии и народных комиссаров: земледелия, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения, образования, промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения, начальника дорожного управления, уполномоченного Комитета заготовок СССР, начальника управления по делам искусств. СНК Калмыцкой АССР согласно Конституции ответственен перед Верховным Советом и подотчетен ему, а в период между сессиями — Президиуму Верховного Совета Калмыцкой АССР. К полномочиям Совета Народных Комиссаров относилась и разработка законопроектов, т. е. высший исполнительный орган обладал правом законодательной инициативы, а также результаты его правотворческой деятельности — подзаконные акты были обязательны для соблюдения и исполнения на всей территории Калмыцкой АССР.

К полномочиям высшего органа исполнительной власти республики относилось:

объединение и направление работы руководителей и наркоматов и их руководимых ими структурных органов власти и других подведомственных ему учреждений; объединение и контроль за работой уполномоченных общесоюзных и союзнореспубликанских Наркоматов;

реализация мер по осуществление народно-хозяйственного плана, а также республиканского и местного бюджетов;

принятие мер по обеспечению правопорядка и соблюдения правовых гарантий граждан;

руководство и контроль за работой низовых структур, подотчетных Правительству.

Наркомат внутренних дел РСФСР не имел собственного аппарата и своего руководителя, он находился в полном подчинении от НКВД СССР, т. е. существовала самостоятельная вертикаль власти. Так, например, 28 июля 1937 г. Председатель ЦИК Калмыцкой АССР В. А. Хомутников обратился к наркому внутренних дел СССР и генеральному секретарю государственной безопасности Н. И. Ежову с просьбой дать распоряжение об организации Наркомата внутренних дел Калмыцкой АССР [12, л. 8]. Проф. К. Н. Максимов комментируя данную ситуацию, отмечает, что образование отраслевых органов управления республики относилось к компетенции Калмыцкой АССР [7, с. 87].

В дальнейшем на четвертой сессии Верховного Совета РСФСР с 1 по 4 апреля 1941 г. были утверждены указы и внесены изменения в Конституцию РСФСР в связи с созданием нового союзно-республиканского Наркомата государственного контроля, а также в связи с разделением НКВД на Народный Комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат государственной безопасности. В соответствии с этой реорганизацией в Конституцию РСФСР были введены две новые статьи, которыми закреплялось, что данные наркоматы образуют при краевых (областных) Советах и при районных Советах вои управления. Подобные дополнения были внесены и в Конституции автономных республик. Репрессивная политика законодательно была распределена по всей стране.

Высшая судебная власть принадлежала Верховному Суду Калмыцкой АССР, состав которого избирался сроком на пятилетний срок. Правосудие осуществлялось народными судами, Верховным Судом Калмыцкой АССР, а также специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Суда СССР.

Судопроизводство осуществлялось на калмыцком языке, а в районах с большинством русского населения — на русском языке, с обеспечением для лиц не владеющих этими языками, детальное изучение всех материалов дела через переводчика, а также использовать гарантированное ему право на родной язык в зале судебного заседания.

Таким образом, анализ положений Основных Законов союзной республики — Основного Закона (Конституции) РСФСР 1937 г. и ее автономной республики — Основного Закона (Конституции) Калмыцкой АССР 1937 г. в аспекте характеристики государственной вертикали власти в Калмыкии показывает, что несмотря на провозглашенные федеративные принципы, основные законы в государстве закрепляли складывание унитарной формы территориально-государственного устройства. Дальнейший ход исторического развития показывает, что государственные органы оказались неприспособленными для защиты интересов советских людей. Отсутствие подлинной выборности, ротации кадров, создание номенклатуры и всесилие аппарата, расширение карательных органов и утверждение репрессивных методов как универсального средства разрешения проблем — все это привело к серьезным деформациям общественного мнения и оказывало влияние на сознание каждого человека. Анализ результатов правотворчества советского государства, а именно его основных законов, показывает, что только один признак государства, такой как публичный характер власти, уже дает основание сделать вывод о складывании тоталитарного политического режима в государстве.

  • 1. Данилова Е. Н. Третья Конституция Российской республики // NB: Исторические исследования. — 2013. — № 3. — С.79−125. DOI: 10.7256/2306−420X.2013.3.721. URL: http://e-notabene.ru/hr/article721.html
  • 2. Данилова Е. Н. Конституция РСФСР 1937 года: из истории подготовки, обсуждения и принятия // Исторический журнал: научные исследования. 2011. № 4. C. 99 — 109.
  • 3. Конституция КАССР (Основной закон) 1937 г. Элиста, 1958. 37 с.
  • 4. Конституция РСФСР (Основной закон) 1937 г. / Конституции и конституционные акты РСФСР (1918;1937): сб. док. М.: Издательство «Ведомостей Верховного совета РСФСР». 1940. 288 с.
  • 5. Конституция и конституционные акты РСФСР (1918;1937 гг.). Сб. документов. М.: Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1940. 300с.
  • 6. Максимов К. Н. Развитие советской национальной государственности (на материалах Калмыцкой АССР). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1981. 191 с.
  • 7. Максимов К. Н. Калмыкия — субъект Российской Федерации. М.: Республика, 1995. 320 с.
  • 8. Максимов К. Н. История национальной государственности Калмыкии (начало XVII—XX вв.). М.: «Профиздат», 2000. 311 с.
  • 9. Максимов К. Н. Калмыкия в национальной политике, системе власти и управления России (XVII-XX вв.). М.: Наука, 2002. 524 с.
  • 10. Народное хозяйство СССР за 70 лет. http://istmat.info/node/9304
  • 11. Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК). Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 2561. Л. 39.
  • 12. Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК). Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 177. Л. 5, 8.
  • 13. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: Проспект, 1997. 472 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой