То, что многие художники отличаются от обычных людей повышенной впечатлительностью и связанной с этим душевной ранимостью, известно давно. Благодаря этим качествам художник легко и бурно откликается душевными порывами на самые незначительные, на первый взгляд, события во внешней среде. Это происходит вследствие высокой исходной активированности нервной системы творческой личности.
Перегруженность ощущениями, чувствами, впечатлениями требует разрядки возникающего эмоционально-психического напряжения, что и происходит в момент создания произведения искусства.
Пылкость чувств, их экзальтированность, частые переходы от одного эмоционального состояния к другому — от страха к гневу, от плача к смеху, от апатии к энтузиазму — все это мы видим у художественно одаренных людей. Для примера: Василий Макарович Шукшин очень любил петь на застольях песни. Как вспоминают очевидцы, когда Шукшин пел, он часто плакал. Шукшин настолько отдавался песне, что у всех присутствующих щемило и сжималось сердце. Также без слез Шукшин не мог слушать и пение Ф. И. Шаляпина.
Когда 10-летнего Дж. Байрона по случаю наследования им от двоюродного дяди титула лорда представили к этому званию, он в продолжении нескольких минут молча стоял среди всеобщего изумления своих товарищей, а потом разразился громким рыданием. Его дальнейшие необыкновенная впечатлительность и страстность проявлялись в том, что с Байроном не раз случались истерические припадки в театре, в то время когда он смотрел игру хорошего артиста в трагической роли.
Байрон был хорошим стрелком и во время одной своей охоты в Греции подстрелил молодого орленка. Страдания раненой птицы так глубоко задели и расстроили его, что он старался всеми силами спасти ее. Когда же через несколько дней орленок все же умер, он дал себе слово никогда больше не стрелять в животных и в течение всей своей жизни оставался верным своему обету.
Благодаря такой способности к состраданию у Байрона при всей противоречивости его характера была всегда в наличии готовность к помощи тем, кто попал в беду и кому было плохо. Так, живя в Италии, Байрон огромные личные деньги тратил на благотворительность. И когда бедняки города Равенны, в котором он жил, узнали о его намерении покинуть их город, то они подали прошение губернатору, чтобы тот уговорил Байрона остаться у них в городе.