Резюме.
Психодиагностика
Диагностические трудности, возникающие в ходе обследования самосознания: разная степень осознанности обследуемым тех или иных свойств и характеристик себя, обусловленность ответов уровнем интеллектуального развития обследуемого, высокая вероятность получения социально желательных ответов, учет тактик самопрезентации и актуализация у обследуемого механизмов психологической защиты, проблема… Читать ещё >
Резюме. Психодиагностика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассматривая теоретические вопросы диагностики индивидуальных особенностей самосознания, отметим, что самосознание — это сложное, многоуровневое психическое образование. В психодиагностике самосознание рассматривается с двух позиций: процесса и результата. Задача изучения процесса самосознания представляется трудной и методологически, и инструментально. В настоящее время диагностика самосознания ориентирована на изучение продуктов самосознания, а именно представлений о себе, «Я-концепции» и «Я-образа».
Психодиагностика самосознания ориентируется на изучение трех компонентов «Я-образа»: познавательного, эмоционального и поведенческого. Познавательный компонент содержит преимущественно знания и представления о себе и своих личностных качествах. Эмоциональный компонент включает в себя оценку человеком своих качеств и отношение к результатам своей деятельности. Отечественные ученые Л. Г. Спиркин, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова, И. С. Кон доказывают, что самооценка является итогом развития самосознания. Значимыми параметрами в процессе диагностики самооценки человека являются: высота самооценки, ее устойчивость и адекватность. Третий компонент — поведенческий: практическое отношение к себе, поведенческие проявления «Я», самопрезентация человека. Основными характеристиками, раскрывающими содержание самопрезентации, являются широта и глубина самораскрытия, валентность самопрезентации. Основными характеристиками, раскрывающими особенности проявления самопрезентации, выступают гибкость, вариативность самопрезентационного поведения и тактика самопрезентации.
На возрастной динамике формирования образа «Я» акцентировали внимание многие ученые, среди них И. С. Кон, Э. Эриксон, И. И. Чеснокова. При осуществлении подбора диагностических средств с целью выявления индивидуальных особенностей самосознания необходим учет возраста обследуемого.
Диагностические трудности, возникающие в ходе обследования самосознания: разная степень осознанности обследуемым тех или иных свойств и характеристик себя, обусловленность ответов уровнем интеллектуального развития обследуемого, высокая вероятность получения социально желательных ответов, учет тактик самопрезентации и актуализация у обследуемого механизмов психологической защиты, проблема различий в субъективной значимости измерений «Я-концепции». Классификация методов диагностики самосознания включает в себя стандартизированные самоотчеты, нестандартизированные самоотчеты, идеографические и проективные техники. В качестве основных преимуществ использования стандартизированных самоотчетов при диагностике самосознания можно выделить: невысокую чувствительность к квалификации психодиагноста; возможность количественной обработки и сопоставимость результатов обследований. Среди основных ограничений стандартизированных самоотчетов выделяют: предоставление сведений об осознаваемых чертах; подверженность искажениям вследствие социальной желательности и самоирезентации человека. Стандартизированные самоотчеты включают в себя тест-опросники, шкальные техники и Q-сортировку. Использование нестандартизированных самоотчетов в процессе диагностики самосознания позволяет создать более естественную и комфортную обстановку для обследуемого. Ограничениями являются трудоемкость в обработке, обусловленность результатов профессиональным, образовательным и культурным уровнем обследуемого. К данной группе относят свободные самоописания и дневниковые записи. Идеографические и проективные техники и методики позволяют осуществлять диагностику бессознательного компонента самосознания. В качестве основных преимуществ использования проективных методик в ходе обследования характеристик самосознания можно выделить: получение сведений о неосознаваемых чертах; снижение эффекта социальной желательности в ответах; доступность и большой объем психологической информации. Среди ограничений выделим: высокие требования к профессиональному уровню диагноста; сложность количественной обработки данных. К группе проективных техник относят методики незаконченных предложений, методики эмоционального выбора, рисуночные пробы.