Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Лекция 6 ЛЕТОПИСАНИЕ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Древнерусское летописание по праву считается величайшим достижением отечественной культуры, равного которому нет во всей западноевропейской анналистике. Оно представлено огромным количеством исторических памятников, охватывающих период с XI по XVIII вв. В настоящее время в составе «Полного собрания русских летописей» опубликовано более 40 томов, и дело еще далеко до завершения. 1] Шахматов А. А… Читать ещё >

Лекция 6 ЛЕТОПИСАНИЕ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности летописания.

Древнерусское летописание по праву считается величайшим достижением отечественной культуры, равного которому нет во всей западноевропейской анналистике. Оно представлено огромным количеством исторических памятников, охватывающих период с XI по XVIII вв. В настоящее время в составе «Полного собрания русских летописей» опубликовано более 40 томов, и дело еще далеко до завершения.

Летопись, т. е., собственно, погодная запись событий, является сложносоставным сборником, сводам, содержащим самые разнородные материалы — от отметки о явлении кометы или нашествии саранчи до пространных повествований о деятельности князей или церковных иерархов. Однако за кажущейся случайностью подбора событий стоит совершенно определенная провиденциальная идея: летописец учитывает только то, что значимо в контексте «богоявления», действия высшей силы на жизнь государства, народа. Над всем и вся висит «батог Бога», никто не может уклониться от «Божьего блюдения». Особенно строго карает Бог прегрешения князей: ведь они несут ответственность не только за себя, но и за своих подданных. Если князь хорош, то и страна его благоденствует; если же нет, тогда Бог посылает на нее всякие казни и лишения.

Так провиденциализм дополняется прецедентным мышлением: все, что случилось прежде, берется за мерило оценки настоящего. Скажем, после невиданного «труса» (землетрясения) в таком-то году сразу началось «нашествие поганых». Для летописца это знак того, что природные и социальные явления связаны между собой общей закономерностью, и их соотнесение дает ему нить к угадыванию будущего. Летопись кипит «политическими страстями и мирскими интересами»[1], закрепляя угодные государству или церкви стереотипы общественного сознания и поведения.

  • [1] Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг. 1916. С. XVI. :См.: Петрам В. Д/. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе. Одесса, 1913; Петрим В. М. Книги временные и образные Георгия Мниха. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русскомпереводе. Текст, исследование и словарь. В 3 гг. Т. !. Пг., 1920; Т. 2.Пг. 1922; Т. 3. Л. 1930.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой