Деятельность как способ развития культуры
Тот, кто занимается первой, лишь воспроизводит созданное ранее (использует чужое изобретение, повторяет услышанную песню или увиденный танец, снимает копии картин или тиражирует их в типографии). Тот, кто занимается творческой деятельностью, прибавляет нечто новое к уже существовавшему до него. Сам фундамент культуры закладывался путем подобного «прибавления», иными словами, путем непрерывной… Читать ещё >
Деятельность как способ развития культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выше мы уже говорили о том, что культура может рассматриваться как специфически человеческая деятельность, в отличие, скажем, от деятельности таких «разумных» животных, как муравьи или пчелы. Однако всякая ли деятельность человека создает культуру? Отнюдь не всякая. Отдельный индивид может быть чрезвычайно деятельным, но за всю свою жизнь не дать культуре ничего или даже нанести ей непоправимый ущерб. Разнообразие и масштабы такой «бескультурной» или «антикультурной» деятельности очень велики. Какой вклад в культуру своего народа или человечества в целом могут внести, например, закоренелый и весьма деятельный бюрократ, преуспевающий профессиональный карманник или главарь бандитской шайки, не говоря уже о таких одиозных исторических фигурах, как Герострат, Гитлер или Сталин? И здесь мы вновь возвращаемся к гуманистической сути культуры — деятельность должна быть всегда направлена на благо человека. Ориентированная на гуманизм, человеколюбивая и культурообразующая деятельность, в отличие от «бескультурной» или «антикультурной», может быть двух видов: репродуктивная и творческая.
Тот, кто занимается первой, лишь воспроизводит созданное ранее (использует чужое изобретение, повторяет услышанную песню или увиденный танец, снимает копии картин или тиражирует их в типографии). Тот, кто занимается творческой деятельностью, прибавляет нечто новое к уже существовавшему до него. Сам фундамент культуры закладывался путем подобного «прибавления», иными словами, путем непрерывной творческой деятельности. Основными новшествами в свое время были открытие огня, колеса, мельницы, гончарного круга, приручение животных, изобретение и совершенствование алфавита, книгопечатание, позднее — все остальные блага современной цивилизации.
Оба рассмотренных вида деятельности способствуют как распространению и хранению (репродуктивная), так и развитию (творческая) обще культурного достояния человечества. Естественно, и репродуктивная, и творческая деятельность, выступая в форме труда, протекают в обществе, служат ему и поэтому носят общественный характер, хотя творческий труд, как правило, более индивидуален.
Развитие культуры, как уже отмечалось, всегда заключается в достижении не только внешних, полезных для всех людей результатов, но и в совершенствовании личности самого человека. При этом, внутренне преобразуясь, полноценная личность не ограничивается лишь освоением прошлого опыта, а добавляет что-то еще неизвестное к материальному и духовному наследию. Так, общество усилиями своих творчески активных членов постоянно выходит за рамки уже существующего уровня культуры, поднимает ее на новую ступень. Творчество, новаторство способствуют, таким образом, прогрессу культуры.
Объективным показателем уровня культуры отдельного человека или общества в целом служит степень универсальности, общечеловеческой значимости его знаний и навыков. Чем она шире, тем человечней человек.