Эффективная и успешная деятельность хозяйствующих субъектов, их подразделений, включая службы маркетинга, во многом зависит от умения провести анализ своей работы и сделать обоснованные выводы. Важно определить цели или задачи такого анализа и объекты сравнения. От задач анализа зависят как виды, так и объем требуемой информации. Студенты во время своей практики в организациях разных отраслей, исходя из поставленных перед ними задач, собирают необходимые исходные данные. Собранная информация нуждается в обобщении и систематизации.
После обобщения данных возможно выполнение трех видов анализа: предварительного, текущего и сравнительного. Предварительная оценка итогов начинается с оценки тех фактических показателей, которые рассчитываются первыми, и по ним дается общая оценка, устраивают или нет полученные экономические результаты, т. е. соответствуют ли фактические показатели планируемым.
При анализе маркетинговой деятельности организации важно рассмотреть бюджет маркетинга с его текущими и амортизируемыми (отложенными) затратами и выявить, какие направления по увеличению объема продаж и (или) повышению качества продукции, ее диверсификации, а также сбытовой политики показали свою результативность.
В текущем анализе производственных данных следует использовать различные уровни детализации: одно-, двухи трех уровневый или многофакторный анализ. И, после того как стали ясны слабые и сильные стороны использования внутренних ресурсов фирмы и влияние внешних факторов на результаты работы фирмы, переходят к сравнительному анализу.
В работе рекомендуется четыре направления сравнения результатов:
- 1) изучить текущие итоги работы организации, и ее деятельность за предыдущие периоды времени;
- 2) сравнить свои результаты с деятельностью организаций-конкурентов;
- 3) соотнести собственные итоги со средними показателями работы отрасли, где функционирует организация;
- 4) сопоставить соответствующие уровни своих показателей с данными рынков, где оперирует организация.