Основные конституционные обязанности
Обязанность уплаты налогов. В любом государстве налоги составляют основу государственного бюджета. Установление налогов необходимо для финансирования таких общегосударственных функций, как управление, организация обороны, культура и г. д. Согласно ст. 57 Конституции «каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение… Читать ещё >
Основные конституционные обязанности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы.
Законодатель придает этой обязанности особое значение, свидетельством чему является включение этой нормы в содержание основ конституционного строя, которые, как отмечалось выше, находятся под повышенной правовой охраной.
Строгое соблюдение Конституции и законов государства всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами и их объединениями — одно из важнейших условий поддержания режима законности и правопорядка в государстве. Нарушение этой обязанности ослабляет государство во всех сферах его деятельности, вносит дезорганизацию в систему общественных отношений, делает невозможным управление политическими, экономическими, социальными и иными процессами, а также пользование правами и свободами. Поэтому неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности соблюдать законы влечет за собой возможность применения к виновным государственно-правового принуждения. Применение санкций к правонарушителям направлено на охрану установленного порядка. Кроме того, оно имеет как карательное воздействие на конкретных правонарушителей, так и воспитательное значение для всех граждан и должностных лиц. Как уже отмечалось, санкции за нарушения конституционных требований содержатся в нормах отраслевого законодательства: уголовного, административного, гражданского и др.
2. Обязанность уплаты налогов. В любом государстве налоги составляют основу государственного бюджета. Установление налогов необходимо для финансирования таких общегосударственных функций, как управление, организация обороны, культура и г. д. Согласно ст. 57 Конституции «каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
В связи с федеративным устройством России установление общих принципов налогообложения и сборов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Порядок исполнения обязанности уплаты налогов регламентируется НК РФ и рядом других законодательных актов.
В целях обеспечения проведения налоговой политики в структуру исполнительной власти включена Федеральная налоговая служба.
- 3. Обязанность охраны природы. Учитывая важность окружающей среды для жизни человека, ст. 58 Конституции устанавливает: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
- 4. Обязанность защиты Отечества. Как уже отмечалось, защита Отечества, оборона страны относится к важнейшим функциям государства.
Статья 59 Конституции закрепляет: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
Употребление в Конституции категории «долг» указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина. Категория «долг» отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества. Долг — непременное требование государства, которое должно быть выполнено. Нравственное содержание долга защиты Родины закрепляется правовыми требованиями Конституции. Формы реализации конституционной обязанности зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т. д.).
5. Обязанность военной службы. Основной, наиболее активной формой реализации обязанности защиты Отечества является служба в Вооруженных Силах РФ. Статья 59 Конституции устанавливает, что «гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».
По Федеральному закону от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в содержание воинской обязанности входят: воинский учет; подготовка к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе; военное обучение в военное время и др. (ст. 1).
Данная обязанность в мирное время распространяется на лиц мужского пола.
В ст. 23—24 данного Закона установлены основания для освобождения от призыва и предоставления отсрочек от призыва на военную службу.
Наличие конституционной обязанности военной службы сочетается с возможностью добровольного поступления на службу по контракту.
В Конституции содержится новое для нашего законодательства положение об альтернативной службе. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст. 59).
Правовое регулирование осуществления альтернативной службы осуществляется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 256 «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы».