Функция и метод стратегического планирования персонала
Существует две точки зрения на понимание значения слова стратегия. Первая основывается на утверждении, что стратегия — это взаимосвязанная система долгосрочных целей и способов их достижения. Вторая точка зрения (именно она главенствует в стратегическом управлении) заключается в следующем: стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, учитывающее ее положение, как во внутренней, так и во внешней среде. Таким образом, стратегия позволяет ответить на вопрос, какие шаги необходимо предпринять организации, чтобы достичь своей конечной цели в условиях постоянных изменений во внутренней и внешней среде фирмы.
Несмотря на выгодность и привлекательность стратегического управления, оно обладает рядом недостатков и ограничений на пользование:
стратегическое управление не дает точной, детальной картины будущего;
стратегическое управление не имеет своего научного аппарата, не дает точного ответа, как действовать в изменившихся обстоятельствах;
стратегическое управление требует значительных финансовых и временных вложений.
Результатом успешной реализации стратегии является достижение поставленных целей. Основными факторами, способствующими этому, являются:
знание сотрудниками стратегии организации и их заинтересованность в достижении фирмой своих конечных целей;
своевременное обеспечение всеми необходимыми для реализации стратегии ресурсами. [ 5 ].
Для того, чтобы планомерно осуществлять реализацию программы стратегического управления, менеджменту компании необходимо изучить следующие пять шагов осознания стратегической ситуации, в которой находится компания:
Первый шаг — углубленное изучение состояния среды, целей, разработанных стратегий.
Второй шаг — заключается в принятии руководством решении об эффективном использовании имеющихся ресурсов.
Третий шаг — высшее руководство принимает решения по поводу организационной структуры. Выясняется соответствие имеющейся организационной структуры принятым к реализации стратегиям и, если это необходимо, вносятся соответствующие изменения в организационную структуру фирмы.
Четвертый шаг — состоит в организационном преобразовании структуры фирмы.
На последнем, пятом шаге руководство компании еще раз рассматривает предыдущие пункты, если в том есть необходимость.
После изучения предыдущих пяти параметров организация уже непосредственно приступает к выбору стратегии. На стратегический выбор, осуществляемый менеджментом компании, влияют следующие факторы:
риск;
опыт реализации прошлых стратегий;
воззрения акционеров компании. [ 1 ].