Организация внебиржевой торговли ценными бумагами
Особенность внебиржевого рынка в том, что он пропускает через себя новые выпуски облигаций, которые затем уходят на фондовую биржу при их последующей покупке и перекупке. Подавляющая часть новых облигаций не возвращается на биржу и находится в руках (активах) кредитно-финансовых институтов. Основная роль внебиржевого рынка связана с торговлей облигациями. Однако на нем осуществляется также… Читать ещё >
Организация внебиржевой торговли ценными бумагами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Внебиржевой «уличный» рынок ценных бумаг, характеристика деятельности и его особенности. Участники первичного внебиржевого рынка ценных бумаг.
В настоящее время в ведущих западных странах с развитой рыночной экономикой существуют, действуют и развиваются три рынка ценных бумаг:
- 1) внебиржевой (первичный);
- 2) вторичный (фондовая биржа);
- 3) уличный рынок, или рынок «через прилавок» (over the counter).
Все они представляют собой весьма необходимый и важный элемент рыночного хозяйствования, особенно его кредитно-финансовой надстройки.
Первичный рынок ценных бумаг — это место, где происходит первичная эмиссия и первичное размещение ценных бумаг. Целью первичного рынка является организация первичного выпуска ценных бумаг и его размещение Дегтярева О. Н., Кандинская О. А. Биржевое дело. / Учебник для экономических вузов. — М.: ЮНИТИ, 2010. — С.74.
Вторичный рынок ценных бумаг — это наиболее активная часть фондового рынка, где осуществляется большинство операций с ценными бумагами, за исключением первичной эмиссии и первичного размещения. Цель вторичного рынка — обеспечить реальные условия для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения.
«Уличный» (организованный вторичный внебиржевой) рынок представляет собой сферу преимущественно прямых (без посредника) сделок купли-продажи ценных бумаг, прошедших первичный рынок. Они осуществляются между институциональными субъектами, как правило — кредитно-финансовыми учреждениями. Торговля происходит с использованием автоматизированных торговых систем посредством телекоммуникационных сетей связи, через электронные терминалы, расположенные в офисах субъектов. Она осуществляется крупными лотами (пакетами) ценных бумаг, т. е. на оптовой основе.
«Уличный» рынок ценных бумаг — рынок, охватывающий операции с ценными бумагами, совершаемые вне фондовой биржи. Появление этого рынка обусловлено:
- — отсутствием ограничений по приему ценных бумаг;
- — высоким процентом комиссионного вознаграждения;
- — монополизацией членства на бирже.
Особенность внебиржевого рынка в том, что он пропускает через себя новые выпуски облигаций, которые затем уходят на фондовую биржу при их последующей покупке и перекупке. Подавляющая часть новых облигаций не возвращается на биржу и находится в руках (активах) кредитно-финансовых институтов.
Основная роль внебиржевого рынка связана с торговлей облигациями. Однако на нем осуществляется также и продажа акций; в этих посредничество берут на себя, как правило, инвестиционные банки, банкирские дома и специализированные брокерские и дилерские фирмы.
Основное назначение первичного рынка заключается в мобилизации ресурсов для финансирования экономики (воспроизводственного процесса).
Участниками рынка выступают: эмитенты (продавцы) ценных бумаг — в основном корпоративный сектор; посредники, к которым относятся инвестиционные и коммерческие банки, а также банкирские дома и др. кредитно-финансовые учреждения; инвесторы (покупатели) — кредитно-финансовые учреждения и другие субъекты.
Ценные бумаги размещаются на первичных рынках различными методами. Проиллюстрируем методы размещения ценных бумаг, используемые в развитых странах, с помощью следующей таблицы.
Таблица 1.
Методы размещения ценных бумаг, используемые в развитых странах Ценные бумаги. / Учебник. / Под ред. В. И. Колесникова, В. С. Таркановского. — М.: Финансы и статистика, 2009. — С.240.
Наименование методов размещения. | США. | Канада. | Япония. | Зап.Европа. | |
Андеррайтинг. | ; | ||||
Публичный. | |||||
Прямой (частный). | ; | ||||
Конкурентные торги. | ; | ; | |||
Новая технология. | ; | ; | ; | ||
Примечание: знаком «плюс» обозначено преимущественное использование метода, а его не использование — знаком «минус» .
Андеррайтинг — это подписание соглашения между банковским консорциумом и крупной корпорацией о сотрудничестве в организационно-технической подготовке очередной эмиссии и гарантировании размещения целиком всего или значительной части нового выпуска ценных бумаг эмитента на рынке. В соответствии с соглашением, банковский консорциум к установленной дате выкупает не размещенные им ценные бумаги и занимается их перепродажей.
Публичный метод. Один или несколько инвестиционных банков, не связанных взаимными обязательствами, принимают на реализацию часть займа эмитента, не выкупая её. Не реализованные ценные бумаги возвращаются эмитенту. Банки получают комиссию за размещение.
Прямой или частный метод. Инвестиционный банк осуществляет консультирование корпорации — эмитента и подыскивает для неё инвестора. Банк получает комиссию за консультирование.
Конкурентные торги. Группа инвестиционных банков осуществляет размещение ценных бумаг методом аукциона. Банки получают комиссию за размещение.
Новая технология. Метод появился в практике рынка ценных бумаг США в конце прошлого века. Корпорация-эмитент, действует без посредников, создавая в своей организационной структуре специальное подразделение. Это подразделение осуществляет размещение ценных бумаг, обеспечивая корпорации экономию за счёт отсутствия выплаты комиссионного вознаграждения посреднику.
Первоначальное публичное предложение акций обозначают аббревиатурой IPO (Initial Public Offering). Первое предложение компанией акций в открытой продаже. Это чаще всего молодые, небольшие компании.