Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Правила применения наглядности в учебном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Помните — дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах… Читать ещё >

Правила применения наглядности в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тактика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности:

  • 1. Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
  • 2. Помните — дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.
  • 3. Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.
  • 4. Никогда не ограничивайтесь наглядностью-наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.
  • 5. Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами c образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
  • 6. Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.
  • 7. Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
  • 8. Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.
  • 9. применяя наглядные средства, рассмотрите их с учащимися сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а затем — снова в целом.
  • 10. Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
  • 11. Иcпользуйте наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, опора на раннее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.
  • 12. Старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися наглядные пособия: лучше всего — то пособие, которое изготовлено самими учащимися.
  • 13. Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению.
  • 14. Научно обоснованно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию и другое; в совершенстве владейте техническими средствами обучения, методикой их использования.
  • 15. Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
  • 16. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
  • 17. Помните, что в условиях кабинетной системы обучения возможности использования наглядности расширяются: это требует вдумчивого отношения к ней, внимательного планирования и тщательной дозировки.
  • 18. С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.
  • 19. Помните, что наглядность — сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
  • 20. При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей. 4, с. 149−151].

Таким образом, принцип наглядного обучения имеет большое значение, т.к. наглядность намного облегчает и ускоряет процесс усвоения новых лексических единиц, грамматических явления и речевых фраз. Наглядность также способствует творческому развитию учащихся и развивает все познавательные процессы учеников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой