Введение.
Невербальная риторика как средство убеждения
Другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом. Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил… Читать ещё >
Введение. Невербальная риторика как средство убеждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством. Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий.
«Можно обучать, как пользоваться сим божественным даром; можно обучать (позвольте мне сие выражение), каким образом сии драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать от их коры, умножать отделкой их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой.» (М. М. Сперанский).
Почему же люди пытаются овладеть ее секретами? Любому, наверное, не раз приходилось переживать из-за своих неудачных выступлений, излишнего волнения, либо приходилось скучать, слушая монотонную или невнятную речь. Владение риторическими навыками позволяет научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории ваши мысли, воздействовать не только на ум, но и на чувства слушателей.
Термин «ораторское искусство» античного происхождения. Его синонимы — риторика и красноречие.
Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым словом.
На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются два подхода к ее определению: согласно первому — это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму — это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в. до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.
По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством». Жители классического города — государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях (среди них — Фемистокл, Демосфен), полководцы произносили речи перед войском (к примеру, Перикл), граждане боролись за справедливость в суде (такие, как Антифон, Лисий), восхваляли героев, общественные события (в эпидейктическом (торжественном) красноречии были особенно искусны Георгий и Сократ. Философы (Сократ, Платон и другие) вели диалоги, словесные баталии. Появились даже новые профессии — ритора — учителя красноречия, логографа — составителя речей.
Другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом. Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном («Оратор», «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах»), Марком Фабием Квинтилианом («Риторические наставления») и другими античными мыслителями.