Переговоры при помощи посредника
Стороны должны быть согласны с кандидатурой посредника и доверять ему. Выбор посредника для ведения переговоров должны осуществить сами участники. Посредник не может быть навязан или назначен кем-то со стороны, за исключением случаев, требующих серьезного и оперативного внешнего вмешательства; Стороны должны иметь ресурс для выполнения договоренностей и совместных решений. Если переговоры… Читать ещё >
Переговоры при помощи посредника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Переговоры при помощи посредника представляют собой такую модель взаимодействия в конфликте, при которой определяется специальный человек, отвечающий за устройство переговорного процесса, организующий эффективную коммуникацию и создающий максимально возможные позитивные отношения между участниками переговоров, необходимые для достижения соглашения.
Основные принципы, регламентирующие этот процесс, можно сформулировать следующим образом:
- • стороны должны иметь волю к достижению соглашения. Переговоры не могут состояться без осознания участниками их необходимости. Когда хотя бы одна из сторон не понимает, зачем ей нужны переговоры, или не хочет их вести, это означает, что переговоры практически обречены на провал, поскольку переговоры как форма организации конфликта направлены на согласование интересов;
- • каждая из сторон должна иметь собственный интерес в переговорах. Интерес в переговорах означает как реальную потребность, так и определенный круг позиций и предложений разрешения конфликтной ситуации. Для переговоров интерес является центральным моментом. Именно вокруг интересов должно сосредотачиваться обсуждение. Именно интерес (точнее, его удовлетворенность или неудовлетворенность) является мерой эффективности переговоров. Посредник в этом смысле ставит своей задачей организацию процедур согласования интересов;
- • стороны должны иметь ресурс для выполнения договоренностей и совместных решений. Если переговоры не заканчиваются соглашением, а соглашения, в свою очередь, не выполняются, то вести речь о возможности самих переговоров бессмысленно. Ресурсы определяют «серьезность намерений» сторон;
- • стороны должны быть согласны с кандидатурой посредника и доверять ему. Выбор посредника для ведения переговоров должны осуществить сами участники. Посредник не может быть навязан или назначен кем-то со стороны, за исключением случаев, требующих серьезного и оперативного внешнего вмешательства;
- • посредник должен быть компетентным в процедурах ведения переговоров и в процедурах и принципах гармонизации отношений. Предмет работы посредника — переговорные процедуры и взаимоотношения участников. При правильно организованных технологии и процедурах переговоры, как правило, проходят успешно. Одновременно с этим, если участники конфликтуют друг с другом, то без налаживания отношений переговоры фактически обречены на провал, поэтому посреднику необходимо уметь гармонизировать межличностные отношения.
Типовые модельные сценарии. Как правило, ведение переговоров при участии посредника предполагает несколько последовательных шагов. Первый шаг связан с осознанием сторонами необходимости пригласить посредника и его выбором. Второй шаг связан с согласованием процедур и правил ведения переговоров. Третий шаг связан с самими переговорами: определением интересов сторон, поиском общих интересов, согласованием вариантов решений и т. д.
Уместность переговоров при помощи посредника. Последние 10—15 лет программы peer mediation получили широкое практическое распространение, более всего в США, и доказали свою практическую и образовательную эффективность. Особенное значение им придают в образовательных учреждениях, так как считается, что такой опыт разрешения противоречий важно накапливать с возможно более раннего возраста. Наши коллеги в США абсолютно обоснованно утверждают, что при ведении переговоров между детьми с посредником-сверстником последний получает незаменимый опыт построения равноправных отношений между участниками конфликта и учится очень ценным социальным навыкам — организации позитивного взаимодействия и построению эффективной коммуникации. Так же как и переговоры, содержание программ peer mediation может «существовать» как в контексте специального обучения, так и в контексте условий для построения сообщества, опирающегося на ценности мирного разрешения конфликтов и позитивной коммуникации участников общественных, хозяйственных, образовательных, политических и иных процессов.