Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Движущие силы развитии личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценка личностного смысла производится эмоциями. Личностный смысл какого-либо события или действия и есть то, что мы находим в единицах структуры личности, то есть это отражение содержания отношения личности к действительности. Одновременно личностный смысл есть «значение — для — меня», а тем самым единство аффективных и интеллектуальных процессов. Личностные смыслы, как правило, представлены… Читать ещё >

Движущие силы развитии личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При всем многообразии этих подходов за большинством из них в зарубежной психологии… стоят две методологические предпосылки — принцип стремления к равновесию (психоанализ, когнитивная психология, необихевиоризм) и принцип напряжению (концепции гуманистической и экзистенциальной психологии А. Маслоу, Г. Оллпорта, В. Франкла). Отметим общие для них черты в понимании движущих сил развития личности: а) постулирование существования некоего единого первоисточника, фактически первотолчка развития личности, неизменного и спрятанного в глубинах индивида; б) преобладание формально-динамического описания движущих сил развития личности над их содержательным ю анализом и отсутствие адекватного подхода к изучению их общественно-исторической обусловленности; в) постулирование положения о подчиненности активности субъекта некоторой заранее предустановленной цели и понимание человека преимущественно как адаптивного существа. (82)

Периодизация развития личности и пути ее исследования

Любые представления о движущих силах развития личности должны быть проверены на оселке проблемы периодизации психического развития. В концепции Д. Б. Эльконина (1971) двигателем развития выступают противоречия между операционально-техническими возможностями ребенка и развитием его мотивационнопотребностной сферы. Уже сейчас выделяются следующие пути конкретизации этой схемы психического развития: а) исследования общения как своего рода сквозного механизма смены ведущих деятельностей в онтогенезе; изучение соотношения возрастных периодизаций развития индивида с периодизациями развития личности, в частности выявление роли пола, сензитивпых периодов созревания индивида в процессе становления личности.

Если же в центр анализа ставится вопрос о том, что формируется, то становится необходимым рассмотрение представлений о структуре личности. (83−84)

Мы вычленяем следующие требования к единице анализа структуры личности: 1) динамичность (в единице должно быть учтено, что личность есть динамическое образование); 2) насыщенность предметным содержанием, интенциональность (только выявив, на что направлена динамическая тенденция, можно раскрыть предметное содержание единицы структуры личности);

3) уровень отражения того или иного содержания (осознаваемый, неосознаваемый); 4) раскрытие происхождения, социальной детерминации образований структуры личности; 5) учет типа структурных связей, прежде всего иерархических взаимосвязей организации личности; 6) объяснения развития и саморазвития личности, ее внутриличностной динамики; 7) необходимость и отражения внутреннего единства личности, например, единства аффекта и интеллекта; 8) в единице должны содержаться в виде противоположностей свойства целого, например, индивидуального сознания и деятельности личности; 9) единица должна быть операционализируема; 10) она должна содержать существенные свойства целого. Единица анализа структуры личности, если она отвечает всем указанным требованиям, должна раскрыть механику функционирования и развития, определяющую направленность личности. (85)

Оценка личностного смысла производится эмоциями. Личностный смысл какого-либо события или действия и есть то, что мы находим в единицах структуры личности, то есть это отражение содержания отношения личности к действительности. Одновременно личностный смысл есть «значение — для — меня», а тем самым единство аффективных и интеллектуальных процессов. Личностные смыслы, как правило, представлены в индивидуальном сознании на неосознаваемом уровне. Если же личностный смысл осознается, он может стать ценностью личности. (86−87)

Именно смысловые установки определяют в конечном итоге устойчивость и направленность поведения личности, ее поступки и деяния. (87)

Одним из самых трудных вопросов изучения динамических смысловых систем является вопрос об их операционализации. Феноменологически эти системы наиболее рельефно проявляются в различных ситуациях искусственного прерывания, сбоя деятельности. (87)

Вопросы для обсуждения

  • 1. Каковы основные параметры описания личности, используемые в трудах Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, В. В. Давыдова, А. Р. Лурия?
  • 2. Что такое «системное описание личности»?
  • 3. Каковы, по А. Г Асмолову, ориентиры развертывания психологии личности?
  • 4. Что такое индивидные свойства личности?
  • 5. Что является единицами структуры личности?
  • 6. Кем разработаны концепции «движущих сил личности»?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой