Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.)
Инициатива и обдумывание при выполнении плана: рабочим должно быть разрешено развивать и выполнять их собственные планы действия. Скалярная цепь: цепь команд в организации сверху до низу должна быть ясной. Это цепь начальников, от низшего до высшего ранга. Организация — конструирование и создание структуры, соответствующей целям и средствам, намеченным в ходе планирования. Стабильность персонала… Читать ещё >
Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Их целью было создание универсальных принципов управления [10].
Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления. Он выделил основные функции управления и разделил их на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. К этим функциям относятся:
- 1. Планирование — постановка целей, поиск путей их достижения и определение направлений, в которых должно продвигаться предприятие.
- 2. Организация — конструирование и создание структуры, соответствующей целям и средствам, намеченным в ходе планирования.
- 3. Командование — оперативное руководство исполнителями спланированных мероприятий.
- 4. Координация — согласование и упорядочение деятельности подразделений и представителей организации, направленное на достижение наибольшей общей эффективности.
- 5. Контроль — оценка эффективности в соответствии с разработанной ранее системой правил.
Современное определение управления включает все файолевские функции. Процессом управления принято считать сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс [11].
Если функции управления в большей степени ориентированы на организационную структуру, то принципы управления Файоля больше направлены на поведение людей. Всего их четырнадцать:
- 1. Разделение труда, повышение производительности за счет упрощения задач, решаемых каждым работником.
- 2. Власть и ответственность. Власть — право отдавать приказы и сила, чтобы требовать подчинения. Власть менеджера должна быть прямо связана с его компетенцией и знанием операций, осуществляемые под его наблюдением. Менеджеры получают власть не за счет своих знаний, а в следствии способностей и опыта.
- 3. Дисциплина. Ее сущность состоит в неукоснительном выполнении правил и инструкций; требует эффективного руководства.
- 4. Единоначалие: рабочий подчинен одному контролеру, от которого получает команду.
- 5. Равенство руководства: все действия и операции должны проводиться с определенной целью, по единому плану, и под руководством одного человека.
- 6. Субординация личного интереса общей цели. Интересы любого рабочего, группы или всех не должны иметь первенство над интересами организации в целом.
- 7. Вознаграждение: труд работников должен оплачиваться соответственно плану предполагающему вознаграждение за хорошее выполнение. Работники, превышающие свою производительность премируются.
- 8. Централизация: менеджеры должны обладать полной ответственностью, но в то же время они должны передать определенные полномочия подчиненным разделив с ними некоторые руководительские функции.
- 9. Скалярная цепь: цепь команд в организации сверху до низу должна быть ясной. Это цепь начальников, от низшего до высшего ранга.
- 10. Порядок: рабочие и материалы должны быть в нужном месте и в нужное время
- 11. Равенство и справедливость: ко всем работникам следует, относится как к равным и с уважением
- 12. Стабильность персонала: организация должна стремится к заключению долгосрочных соглашений с рабочими и менеджерами
- 13. Инициатива и обдумывание при выполнении плана: рабочим должно быть разрешено развивать и выполнять их собственные планы действия.
- 14. Корпоративный дух: принцип в единении сила [9].
Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени. В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.
Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г. Черч.